7 ноября
1891 года родился Дмитрий Андреевич ФУРМАНОВ (в селе Середа, Костромская губерния; ныне – город Фурманов, Ивановская область), советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель.
В 1924-1925 годах секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП).
* * * * *
Обучался на филологическом факультете Московского университета. В годы I-й мировой войны был братом милосердия. В 1917-1918 годах – эсер-максималист, затем – анархист. Участвовал в революционных событиях в Иваново-Вознесенске.
В период 1919-1921 годов Фурманов находился на фронтах Гражданской войны – комиссар Чапаевской дивизии, начальник политуправления Туркестанского фронта и др. Руководил ликвидацией антисоветского мятежа в городе Верном (Алма-Ата), врангелевского десанта на Кубани.
С 1921 года жил в Москве. В 1924 году окончил факультет общественных наук МГУ.
Печататься начал с 1912 года, систематически – после Октябрьской революции 1917 года.
Наиболее значительные произведения Фурманова: повести "Красный десант" (1922), "В восемнадцатом году" (1923), романы "Чапаев" (1923) и "Мятеж" (1925), цикл очерков о М.В. Фрунзе (1925).
Творчество писателя отличается автобиографичностью, документальностью и аналитичностью. Произведения Фурманова переведены на языки народов СССР и иностранные языки, инсценированы и экранизированы.
Наибольшую известность из его литературного наследия получил роман «Чапаев». В 1934 году по материалам этой книги режиссёры братья Васильевы поставили одноимённый фильм, завоевавший в СССР огромную популярность.
Скончался Дмитрий Андреевич ФУРМАНОВ от менингита 15 марта 1926 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Молодой, полный сил человек, прошёл невредимым через сорок смертей, а погиб от болезни, на которую сначала и внимания не обратил.
7 ноября
В 1907 году родился Марк Борисович МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (в Ростове-на-Дону), известный советский фотограф, фотохудожник, патриарх советского фоторепортажа, фотокорреспондент всесоюзного информационного агентства ТАСС. Почетный член Союза фотохудожников России.
* * * * *
Его творческая биография началась в родном городе – в 1925 году он стал фотокорреспондентом газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонек», а через год переехал в Москву. Сначала работал фотокором профсоюзных журналов, снимал для журнала «Смена». В 1930 году был приглашен на штатную должность в Пресс-клише ТАСС.
Марк Борисович много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства: ДНЕПРОГЭС, Донбасс, первые колхозы. Фотографировал знаменитых людей: писателей Максима Горького и Владимира Маяковского; приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу; шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова; летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Валентину Гризодубову и Полину Осипенко...
В 1938 году Марков-Гринберг перешел на работу в Фотохронику ТАСС. Его фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке». В период войны с Финляндией (1939-1940) был военным корреспондентом в войсках, сражавшихся на Карельском перешейке.
С началом Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года был отправлен рядовым на фронт. Связистом участвовал в боях, но всегда фотографировал – фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха. В июле 1943 года политотдел армии направил его корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
После войны до демобилизации в 1953 году в звании капитана служил фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете». До 1957 года работал в фотоиздательстве ВДНХ, потом в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» – до ухода на пенсию в 1973 году.
Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Его работы были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и др.
Скончался Марк Борисович МАРКОВ-ГРИНБЕРГ 1 ноября 2006 года в Москве, не дожив всего года до своего столетия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #М__
7 ноября
В 1885 году родился Михаил Павлович БОБЫШОВ (в деревне Погорелое, Тверская губерния), российский советский театральный художник, живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник РСФСР.
Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, член Ленинградского Союза художников.
* * * * *
В период 1900-07 годов обучался в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. По окончании получил звание художника и заграничное пенсионерство. Посетил Францию, Англию, Италию, Испанию. Участник выставок с 1912 года.
Как театральный художник начал работать в Петербурге с 1911 года. Одновременно рисовал для журналов. Оформил спектакли для Академического Малого оперного театра, Ленинградского театра комедии, Государственного Академического театра оперы и балета, московских Оперного театра имени К. Станиславского и Малого театра, а также театров Киева, Софии.
Михаил Павлович – автор многих живописных и графических работ.
Преподавал в Петроградском техническом училище, Ленинградском художественно-промышленном техникуме, во ВХУТЕИНе и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств, с 1926 года – бессменный руководитель мастерской театрально-декорационной живописи.
Скончался Михаил Павлович БОБЫШОВ 7 июля 1964 года в Ленинграде.
Его произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и других странах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #Б__
7 ноября
В 1860 году родился Пол ПИЛ (в Лондоне), канадский художник, работавший в стиле академизма.
* * * * *
В детстве художественному мастерству его обучал отец, затем Пол учился у Джадсона (основателя студии витража) и в Пенсильванской академии изящных искусств у Томаса Икинса.
Позднее переехал в Париж, где учился в Школе изящных искусств под руководством Жана-Леона Жерома и в Академии Жюлиана у Бенжамена Констана, Анри Дусе и Жюля Лефевра.
Пол ПИЛ много путешествовал по Канаде и Европе, участвовал в международных выставках, завоевав медаль на Парижском салоне в 1890 году, стал одним из первых канадских художников, получивших международное признание при жизни.
Известен изображениями обнажённой натуры в сентиментальном духе, а также портретами детей.
Скончался Пол ПИЛ 3 октября 1892 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #П__
7 ноября
В 1986 году родилась Дарья Васильевна ГОЛОВАНЬ (в Запорожье), российская художница-пейзажист, гиперреалист, живописец, рисовальщик. Мастер живописи акварелью по шёлку.
* * * * *
Дарья родилась в семье художников-самородков. Дед по матери Алексей Константинович Овсянников, не имея возможности получить творческое образование в послевоенные годы, развивал своё мастерство, копируя картины великих художников.
Отец — Василий Григорьевич Головань, в начале 1990-х годов посетил Горный Алтай. Поразившись уникальности алтайской природы, вместе с женой и маленькими детьми в 1995 году переезжает в Республику Алтай. На новом месте открывает в себе талант художника, здесь же начинается и творческий путь Дарьи.
С девяти лет она начала писать сама под патронажем родителей. Освоила различные материалы: холст, камень, дерево, папирус. Со временем Дарья начала осваивать уникальную технику живописи по шёлку — традиционную для искусства Востока. При написании картин на шёлке Даша Головань применяет лишь воду и акварель в совокупности с тщательной прорисовкой каждой детали изображения. Эту технику на Востоке ещё называют «гунби» (тщательная кисть). За счет неё художник добивается высокой степени реалистичности изображения. Картины Дарьи отличает почти фотографическая точность запечатленных мест: самые известные места Горного Алтая — гора Белуха, Телецкое озеро, Шавлинские озера, Чемальский район и др.
Для своих работ Дарья использует ткани разных цветов, в зависимости от воспроизводимого пейзажа: на чёрном шёлке рисует лунную ночь, на голубом — водопады, на белом и сером — высокогорные и зимние пейзажи.
В отличие от других художников-гиперреалистов при создании картин не использует увеличительные приспособления.
С августа 2000 года в селе Аскат действует семейная картинная галерея в усадьбе Головань. В экспозиции представлены работы семьи Головань.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #Г__
7 ноября
В 1863 году родился Генрих ЛЕФЛЕР (в Вене), австрийский художник, книжный иллюстратор, сценограф Венской оперы.
* * * * *
Выходец из семьи австрийского художника Франца Лефлера, он учился в Вене в Академии изобразительных искусств.
В период 1900-03 годов был главным художником в Венской опере, возглавляемой в то время известным композитором и дирижёром Г. Малером, преподавал в Академии изобразительных искусств и одновременно работал декоратором в Венском Бургтеатре.
Генрих Лефлер был одним из первых художников Австрии, который активно работал в области прикладного искусства. Он создавал рекламные плакаты для фирм, разрабатывал оформление банковских купюр, писал фрески для вилл, замков, отелей.
Также художник иллюстрировал многочисленные издания журналов, календарей, книг. К этим работам относятся иллюстрированное издание сказки Андерсена «Свинопас» и серия иллюстраций к сказкам братьев Гримм, которые являются яркими образцами европейского модерна.
Скончался Генрих ЛЕФЛЕР 17 марта 1919 года в Вене..
В 1932 году одна из улиц Вены была названа в его честь.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #Л__
7 ноября
В 1932 году родился Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ (в Мичуринске, Тамбовская область), советский и российский график, мастер офортного пейзажа. Народный художник Российской Федерации. Член Союза художников СССР (1970). Действительный член Российской Академии Художеств (2002).
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, он в 1957 году с отличием окончил Пензенское художественное училище; в те годы здесь преподавал И. Горюшкин-Сорокопудов, соученик Б. Кустодиева и К. Сомова по Петербургской Академии художеств.
В 1963 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. Сурикова. Офорту учился у М. Алексича, мастерству станковой графики – у Е. Кибрика.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за серию офортов – пейзажей Подмосковья: «Соловьиные места», «Весенний мотив», «Зимний пейзаж», «Сельский пейзаж».
Просто фантастический график, он большую часть жизни прожил на окраине Подольска в Московской области. Здесь же художник работал над печатными досками и делал оттиски на офортном станке.
Скончался Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ 28 августа 2007 года в Подольске, где и был погребён.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #Н__
7 ноября
В 1905 году родился Уильям ЭЛВИН (в Нортхэмптоне, графство Нортгемптоншир), британский композитор.
* * * * *
В 15-летнем возрасте он поступил в Королевскую музыкальную академию Лондона, изучал секреты игры на флейте и композиторское дело. Довольно быстро стало ясно, что флейтистом Уильям является в высшей степени незаурядным; ему даже нашлось место в Лондонском симфоническом оркестре. После окончания Академии Элвин не расстался с ней окончательно, с 1926 по 1955 год преподавал в своей альма-матер композиторское дело.
Умение играть на флейте было лишь одним из целого ряда его талантов. Он зарекомендовал себя в высшей степени умелым поэтом и художником и свободно изъяснялся сразу на нескольких языках. Впрочем, больше всего Элвин запомнился именно своими достижениями на музыкальной ниве: за свою карьеру написал 5 симфоний, 4 оперы и несколько концертов.
Довелось Элвину попробовать свои силы и в написании звуковых дорожек для кинофильмов; в период с 1941-62 годов он принял участие в создании более 70 различных картин. Лучшими его творениями являются звуковые дорожки к фильмам «Odd Man Out», «Desert Victory», «Fires Were Started», «История господина Полли», «Поверженный идол», «Черный платок» и «Красный корсар».
Но не все творения композитора дошли до наших дней; ряд набросков и готовых произведений, впрочем, все же найти удалось – сейчас они хранятся в библиотеке Кембриджского Университета. Наиболее обрывочные работы были восстановлены Филиппом Лэйном и Кристофером Палмером.
В 1998 году американская фигуристка Мишель Кван выступила на зимних Олимпийских играх под написанный Элвином концерт для арфы и струнного оркестра «Lyra Angelica».
Скончался Уильям ЭЛВИН 11 сентября 1985 года в Саутволде (графство Саффолк).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #Э__
7 ноября
В 1881 году родился Сергей Дмитриевич МЕРКУРОВ (в Гюмри, ранее - Александрополь в Армении), русский, советский скульптор-монументалист. Академик АХ СССР. Народный художник СССР.
Директор Музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина в 1944-1949 годах.
Довёл до высокого искусства технику посмертной маски.
* * * * *
Выходец из семьи успешного предпринимателя, он в 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключён за участие в политических волнениях.
Осенью 1902 года Сергей продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В.И. Ленина.
Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера. Вскоре по совету последнего он поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана.
С осени 1905 года по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. Тогда же познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.
В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года переехал в Москву.
Сергей Дмитриевич стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 метров вместе с постаментом; в Дубне и на ВСХВ в Москве.
Стремясь создать героический образ, он обращался к монолитным объёмам и иногда несколько статичной композиции, усиливая монументальность обобщённых форм. Произведения: статуя Ф.М. Достоевского и памятник К.А. Тимирязеву — установлены в Москве по ленинскому плану монументальной пропаганды; горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров», памятник Степану Шаумяну в Ереване и др.
Скончался Сергей Дмитриевич Меркуров 8 июня 1952 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #М__
7 ноября
В 1917 году родился Лев Ефимович КЕРБЕЛЬ (в селе Семёновка, Черниговская губерния), советский и российский скульптор, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств с 1988 по 2003 год.
Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
* * * * *
В годы гражданской войны их семья переезжала из города в город, а после войны обосновались в Смоленске. На одном из школьных конкурсов детского творчества Лев получил 1-ю премию за глиняную композицию «У самовара я и моя Маша». Признание своего художественного таланта он ощутил в 9 классе, когда барельеф с изображением В.И. Ленина его работы был высоко оценён на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твердо решил стать профессиональным скульптором.
В марте 1935 года Лев Кербель приехал в Ленинград, где его зачислили в подготовительный класс Академии художеств. В сентябре 1937 года он стал студентом скульптурного факультета Московского института живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения (будущий МГХИ имени В.И. Сурикова).
В студенческие годы Кербель исполнил скульптурный портрет А.С. Пушкина, для «Артека» установил памятник Пионеру. В 1941 году он принял участие в конкурсе на памятник В.В. Маяковскому и в первом туре получил первую премию.
Нет такого жанра скульптуры, в котором бы Лев Ефимович не работал: он выполнял портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции.
В 1942 году был призван на Северный флот, мужество и героизм моряков вдохновляли молодого скульптора.
Кербель — автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих отечественных городах и за рубежом. Им создано большое количество скульптур выдающихся политических деятелей советского государства, военачальникам, героям Советского Союза и Социалистического Труда.
Социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса. Памятники на площади Свердлова в Москве (Ленинская премия, 1962) и в центре немецкого города Карл-Маркс-Штадта, за который он был награждён правительством ГДР орденом Карла Маркса, а АХ СССР присудила скульптору Золотую медаль.
С 1962 года профессор Кербель вёл мастерскую скульптуры в МГХИ имени В.И. Сурикова. Он воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом.
Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск» одна из последних работ скульптора.
Скончался Лев Ефимович Кербель 14 августа 2003 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #К__
7 ноября
В 1861 году родился Лессер УРИ (в Бирнбауме, провинция Позен), немецкий художник.
Живописи обучался в Дюссельдорфе и Брюсселе, собрал ценный опыт в Париже у Лефевра, изучил Фландрию и некоторое время учился в Мюнхенской академии художеств. С 1887 года Лессер Ури проживал в Берлине.
Его любимыми сюжетами для картин стали улицы Берлина и виды Бранденбурга. Огромный Берлин вызвал у Ури с самого начала искреннюю симпатию. Любовь к городу нашла яркое воплощение в его творчестве.
Ури виртуозно владел как маслом, создавая цветочные картины, натюрморты и типичные сценки в городских кофейнях и на улицах, так и пастелью, которая позволяла ему отразить в пейзажах нюансы воздуха и света.
Лессер Ури, человек-одиночка, прокладывал собственный путь в искусстве. В 1921 году художник стал почётным членом Сецессиона. В это десятилетие он много путешествовал, побывал в Лондоне, Париже и нескольких городах Германии. Из каждой поездки художник привозил огромное количество новых работ.
Вскоре после поездки в Париж в 1928 году состояние здоровья художника серьёзно ухудшилось. В 1931 году Национальная галерея и Берлинский сецессион планировали устроить чествование художника по случаю его 70-летия.
Скончался Лессер Ури 18 октября 1931 за три недели до этого события в своей мастерской в Берлине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #У__
7 ноября
В 1612 году родился Пьер МИНЬЯР (в Труа), французский художник, представитель классицизма (Школа Фонтенбло). Брат Николы Миньяра. Имел прозвище «Римский», чтобы отличаться от брата.
Сильный, гармоничный колорит составляет главное достоинство его произведений, свидетельствующих об его высокой талантливости.
Его кисти принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около 10 раз. Из фресковых работ Миньяра важнейшими были живопись в куполе Валь-де-Грас, вскоре испортившаяся вследствие дурного качества красок, и мифологические стенные картины в большом зале дворца Сен-Клу, погибшие вместе с этим зданием в 1870 году.
* * * * *
С 12-летнего возраста учился в Бурже в ателье Жана Буше. Позже уехал в Фонтенбло – город художников и столицу искусств того времени, где он изучал творчество Приматиччо, Россо и Мартена Фремине.
В 1635 года Пьер Миньяр отправился в Рим, где заработал громкую известность как художник. Испытал влияние римской и болонской школ живописи – таких мастеров как Агостино Карраччи, Франческо Альбани, Доменикино, Пьетро да Кортоны, Андреа Сакки, Джованни Сассоферрато.
Вместе с другими художниками по заказу А.Л. дю Плесси (брата кардинала Ришелье), снимал копии с фресок Агостино и Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе. Став знаменитым в Италии, Пьер Миньяр в 1657 году был вызван ко двору Людовика XIV, он становится главой Академии Святого Луки в Париже.
В 1687 году король пожаловал ему дворянское достоинство, а в 1690 году стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской Академии живописи и скульптуры, а затем ее ректором и канцлером.
Почти в 80-летнем возрасте, Миньяр создал проекты росписей в Соборе Инвалидов, которые до сих пор хранятся в Лувре. Он расписывает два плафона в Версальском и пишет серию тонких по колориту религиозных картин.
Скончался Пьер Миньяр 30 мая 1695 года в Париже, работая над своим «Автопортретом в виде Святого Луки», похоронен в монастыре якобинцев.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #М__
7 ноября
1867 года родилась Мария СКЛОДОВСКАЯ-КЮРИ /урождённая Мария Саломея Склодовская/ (в Варшаве, Российская империя), польский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель.
Первый в истории – дважды лауреат Нобелевской премии (по физике в 1903 году и по химии в 1911 году).
Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве.
Жена Пьера Кюри, вместе с которым занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы «радий» и «полоний» (от латинского названия Польши, Polōnia – дань уважения родине Марии Склодовской).
* * * * *
Ещё школьницей отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием. Мария стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто ради этого жертвуя сном и регулярностью питания.
Она стремилась продолжить образование, однако в Российской империи, в состав которой в то время входила Польша, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены.
Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой в то время, пока сестра училась в медицинском институте в Париже. Затем, когда сестра стала врачом, в 1891 году Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Париж, в Сорбонну, где изучала химию и физику, в то время как сестра зарабатывала средства для её обучения.
Живя в холодной мансарде Латинского квартала, она училась и работала чрезвычайно интенсивно, не имея ни времени, ни средств для организации нормального питания. Мария стала одной из лучших студенток университета, получила 2 диплома – физика и математика. Её трудолюбие и способности привлекали внимание, и ей была предоставлена возможность вести самостоятельные исследования.
Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В 1894 году в доме польского физика-эмигранта она познакомилась с Пьером Кюри. Он был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии.
К тому времени Пьер провёл важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры; с его именем, например, связан термин «точка Кюри», обозначающий температуру, при которой ферромагнитный материал скачкообразно теряет свойство ферромагнетизма. Мария занималась исследованием намагниченности стали, и её польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории.
Вскоре после рождения первой дочери Ирен она начала работу над своей докторской диссертацией, посвящённой исследованию радиоактивности.
В 1903 году Мария и Пьер Кюри (вместе с Анри Беккерелем) получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
Вторую Нобелевскую премию Мария Кюри получила в 1911 году по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Она стала первым – и на сегодняшний день, единственной в мире женщиной – дважды лауреатом Нобелевской премии.
Незадолго до начала I-й мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Мария Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности.
Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Накопленный опыт она обобщила в монографии «Радиология и война» (1920).
После войны Мария Кюри возвратилась в Радиевый институт. В последние годы своей жизни она руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри (1923). Периодически совершала поездки в Польшу, которая в конце войны обрела независимость. Там она консультировала польских исследователей.
В 1921 году Мария Кюри вместе с дочерьми посетила Соединенные Штаты, чтобы принять в дар 1 грамм радия для продолжения опытов. Во время своего второго визита в США (1929) она получила пожертвование, на которое приобрела ещё грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но вследствие многолетней работы с радием её здоровье стало заметно ухудшаться.
Скончалась Мария СКЛОДОВСКАЯ-КЮРИ 4 июля 1934 года от лейкемии в небольшой больнице местечка Санселльмоза во французских Альпах.
7 ноября
В 1598 году родился /или крещён/ Франсиско де СУРБАРАН (в Фуэнте-де-Кантос, провинция Эстремадура), испанский художник, представитель севильской школы живописи.
В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, он не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных.
В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.
* * * * *
Франсиско учился в школе Хуана де Роэласа. Стиль и характер его творчества определились уже в ранней юности. Заказчиками были главным образом богатые монастыри со своими собственными традициями, укладом, бытом. К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи.
В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626-27 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в т.ч. знаменитую картину «Христос на кресте». Затем Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.
Одно из лучших своих творений он создаёт в 1631 году – картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками художника.
В 1634 году Сурбаран совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. Там при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики – им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».
Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе – наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».
Постепенно его слава росла, и вновь основываемые в Южной Америке монастыри (наряду с испанскими) охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец 1630-х годов приходится пик творческой активности и популярности художника.
В поздний период творчества мастер обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве – «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
В 1658-64 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность пошла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
Скончался Франсиско де Сурбаран 27 августа 1664 года в Мадриде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #С__
7 ноября
В 1913 году родился Альбер КАМЮ (в Мондови, ныне Дреан; Алжир), французский писатель, публицист, философ-экзистенциалист, еще при жизни получил нарицательное имя «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.
Он сам не считал себя ни философом, ни экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние.
В отличие от религиозных экзистенциалистов, писатель полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества – фашизм, сталинизм и т.п.
Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» может породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве.
* * * * *
Альбер обучался на философском факультете Алжирского университета, на старших курсах увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию. В местной ячейке компартии он состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.
В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», организовал постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, сам играл Ивана Карамазова.
Был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала II-й мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
В 1942 году он покидает Алжир и переселяется в Париж. В этом же году был издан «Посторонний», через год – «Миф о Сизифе». С 1943 года начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором, а с конца года начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни).
Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад – это другие»). Через год был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947 году).
После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он становится независимым журналистом – пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм. Некоторое время Альбер Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы.
Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» Альберу Камю в 1957 году была присуждена Нобелевская премия. На церемонии вручения, представитель Шведской академии А. Эстерлинг отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи писатель сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».
Альбер Камю стал Нобелевским лауреатом, когда ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей…
Однако планам этим не суждено было сбыться: 4 января 1960 года писатель погиб в автомобильной катастрофе около Вильблёвена (на юге Франции).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #К__
7 ноября
1903 года родился Георгий Францевич МИЛЛЯР (в Москве), выдающийся советский, российский актёр театра и кино, ярко выраженный характерный артист, мастер гротеска и буффонады...
Любимец детей, отвечавший за «нечистую силу» в советском кинематографе. Уникальный голос, старчески дребезжащий и взвизгивающий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т.п.
* * * * *
Он был выходцем из семьи Франца де Мильё, французского инженера-мостостроителя, уроженца Марселя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Алексеевны Журавлёвой.
Детство его проходило в роскоши, но отец умер рано, когда Георгию не исполнилось и трёх лет. После 1917 года семья осталась без родных и без денег, квартира в Москве и дом в Геленджике были конфискованы. Частицу «де» предусмотрительно убрали из подправленной фамилии, а знание иностранных языков Георгий Францевич всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким.
Он работал в геленджикском театре бутафором, но, мечтая о сцене, учил все роли. Дебют актёра состоялся в спектакле «Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Георгий её подменил. Неожиданный дебют прошёл удачно, и на плечи юного Милляра возложили ещё одну обязанность – быть «скорой помощью». Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера.
В 1924 году он – уже известный провинциальный актёр – поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского).
Георгий Милляр был участником многих спектаклей, оставшихся навсегда в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), мистер Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Последующий этап в его творческой жизни связан с именем известного мастера детского кино Александра Роу. Режиссёр-сказочник нашёл в актёре единомышленника, и дружба их длилась более 30 лет. Их первым фильмом была экранизация сказки «По щучьему велению», где Милляр сыграл царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды.
Георгий Францевич практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги – грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга в исполнении Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой (многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы), но и в какой-то степени хрестоматийной.
Кощея Бессмертного он играл, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Так как фильм снимался в годы войны (недоедание), плюс накануне съёмок актёр перенес малярию, то вследствие этого Милляр весил всего 48 кг.
Всего же им сыграно 30 больших ролей, принимал участие в дубляже 70 картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов.
Георгий Францевич прожил долгую и счастливую жизнь. Его постоянно приглашали на встречи в школы и пионерские лагеря, воинские части и на предприятия, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать.
Скончался Георгий Францевич МИЛЛЯР 4 июня 1993 года в Москве – не дожив 5 месяцев до своего 90-летия, похоронен на Троекуровском кладбище.
7 ноября
В 1902 году родилась Екатерина Васильевна ЗЕЛЁНАЯ /«сокращенное» сценическое имя – Рина Зелёная/ (в Ташкенте), знаменитая советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи. Народная артистка РСФСР.
Известна самому широкому зрителю по звездным ролям Черепахи Тортилы в ленте «Приключения Буратино», словоохотливой домработницы в фильме «Подкидыш» и миссис Хадсон в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Своим уникальным запоминающимся голосом Рина Зелёная озвучила множество мультфильмов.
* * * * *
Обучалась в реальном училище в Ташкенте; после того, как её отца по службе перевели в Москву, Екатерина стала учиться в гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке.
Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в т.ч. и Екатерину.
В 1919 году окончила Московское Театральное училище. Начинала на эстраде в качестве профессиональной певицы, но природная комедийность, ее стремление к пародии одержали верх.
С началом Гражданской войны семья Зелёных переехала в Одессу, где молодая актриса устроилась на работу в местный театр. Именно тогда Екатерина стала Риной – её имя не помещалось на афише театра. А некоторое время спустя Рина Зелёная вернулась в Москву. Работала в московском театре «Не рыдай», затем – в петроградском «Балаганчике».
В период 1924-28 годов Рина – актриса Московского театра Сатиры, с 1928 года – в Театре обозрений при Доме печати (впоследствии – Театр эстрады и миниатюр). В 1930-х годах выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио.
Сниматься в кино начала в 1931 году, первая роль – девушка из шайки Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь». Спустя 8 лет она вместе с Агнией Барто написала сценарий к ленте «Подкидыш».
Во время II-й мировой войны Рина Зелёная выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина. Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге.
Наибольшую известность как актрисе кино ей принесли роли Черепахи Тортилы в «Приключениях Буратино» и миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Кроме того, она принимала участие в озвучивании мультфильмов («Кто сказал мяу?», «Лошарик», «Лягушонок ищет папу», «Вовка в тридевятом царстве» и др.).
Рина Зеленая обладала невероятным умением трогательно, смешно и правдоподобно имитировать детскую речь, а также забавно пищать, шептать и кричать на самые разные лады. Именно ее голосом говорят щенки и мышата, котята и слонята, феи и герцогини, мальчики и девочки в самых знаменитых советских мультфильмах.
За свою продолжительную и успешную карьеру она успела сыграть более чем в 50 фильмах, озвучить около 30 героев мультфильмов и даже написать несколько сценариев.
В 1981 году Рина Зелёная написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», где описан творческий мир, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба (Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие др.), и как это действовало на неё, как на творческую личность.
Скончалась Рина Зелёная 1 апреля 1991 года в Москве, похоронена на Введенском кладбище, рядом с мужем – академиком архитектуры Константином Тихоновичем Топуридзе.
* * * * *
Она всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», – смеялась она. Так и получилось: 1 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о присвоении Рине Зелёной звания Народной артистки СССР, но в тот же день, несколько часов спустя её не стало. Ходу этим документам так не дали.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_ноября #З__
7 ноября
В этот день 1891 года изобретена «молния» – так назвали новую застежку Уиткомба Лео Джадсона, американского изобретателя из Чикаго.
Прообраз застежки-молнии появился в 1851 году благодаря одному из изобретателей швейной машины Элиас Хоув, но она не применялась.
* * * * *
У автора двенадцати патентов был знакомый приятель, который страдал болями в спине и из-за этого с трудом наклонялся, чтобы зашнуровать ботинки. Тогда страдалец обратился к Уиткомбу с просьбой сделать для него устройство, которое можно было бы застегивать одной рукой.
Вскоре Джадсон представил застежку из двух цепочек. На этих цепочках чередовались крючки и петельки, а элементы этой конструкции сцеплялись при помощи «ключика-язычка». Его изобретение значительно ускоряло процесс застегивания сапог. Новая застежка получила название «молния».
Несмотря на очевидное достоинство застежки, она долгое время не имела успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться «молнией». К новинке даже прилагалась инструкция на двух страницах! И к тому же производство застежки было очень дорогим: часто её цена в 2 раза превышала стоимость юбки или пары брюк.
Через 3 года нашлись инвесторы, но затея не оправдала себя, устройство было ненадежно. В 1904 году Джадсон изменил конструкцию, пришив крючки и петли к лентам, однако и это не спасло положение.
Лишь спустя 20 лет после своего появления «молния» приобрела популярность. Заслуга в этом принадлежит шведскому инженеру Гидеону Сундбэку, который разработал почти современную молнию. Он сделал застежку тоньше, гибче и надежнее, увеличив количество крючков. Это случилось в 1914 году, патент получен в 1917-м. Путь к победе был долгим, но когда компания в 1918 году продала 24 тыс. изделий, все ликовали. Молнии использовались для производства денежных поясов, популярных среди военных моряков.
В 1923 году президент крупной обувной компании Бертран Рок выбрал «молнию» для новой модели резиновых галош. «Змейку» он полюбил за характерный звук – «zzzzzip»! С тех пор в английском языке застежка обрела новое имя «зиппер».
А в 1930-х годах «молния» стала символом сексуальной активности – новая технология позволяла снять одежды быстрее в разы! В 1937 году герцог Виндзорский заказал первые брюки на молнии. Портные и дизайнеры расплылись в улыбке и стали вшивать молнии повсюду. Однако для женщин тех лет считалось неприличным носить наряды со «змейками» – это якобы подчеркивало их доступность и легкомыслие.
В настоящее время более половины «молний» на планете производит японская фирма YKK, основанная в 1934 году. Также мировыми центрами по изготовлению «зипперов» считаются Бангладеш, Индия и Китай.
* * * * *
P.S.: Самую большую застежку-молнию сделали в 1989 году в Нидерландах. Длина этого «зиппера» составила 2851 метр.