5 декабря
1898 года родился Александр Семёнович ВЕДЕРНИКОВ (в городе Городец, Нижегородская губерния), известный русский советский график, живописец и педагог, член Ленинградского Союза художников (ЛСХ), представитель ленинградской школы пейзажной живописи.
Писал пейзажи (в основном ленинградские), натюрморты и интерьеры, а в 1920-е годы – жанровые полотна. Работал преимущественно в графичесих техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография), а также в технике масляной живописи и печатной графики.
* * * * *
Саша, 11-летним мальчиком любил Волгу, подолгу ходил в базарные дни между рядами, где продавались прядильные донца, расписанные городецкой росписью, наблюдал работу маляров. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся в детстве, осталась на всю жизнь.
Живописи обучался в Свободных художественных мастерских Нижегородского художественного техникума (1921-1923) у А.В. Куприна и А.В. Фонвизина. В период 1924-1928 годов учился на живописном отделении ленинградского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (занимался у И. Браза и А. Карева, а также у П.Н. Филонова). Получив справку об окончании четырёх курсов, Александр Ведерников оставляет учёбу.
Во второй половине 1920-х годов он входил в группу МАИ, стал членом объединения «Круг художников», с 1932 года – член ЛСХ. С 1928 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
Александр Семёнович активно занимался педагогической деятельностью. В 1936-1937 годах работал доцентом в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И.Е. Репина в должности доцента архитектурного факультета. В период 1936-1960 годов с перерывами преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.
В 1954 году защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА с присвоением звания художника-графика. Дипломная работа – серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
Ведерников принадлежит к художникам, «объединяемым…понятием „ленинградская школа“. Не повторяя предшественников…мастера „ленинградской школы“ совершили открытие… живописной красоты <Ленинграда>..». Он был одним из ведущих её представителей, сложившейся в конце 1920-х – 1930-х годов.
Общими характеристиками художников ленинградской школы считаются: «широкое видение» – широта живописного приёма; принципиальное использование «быстрого письма»; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов. Пейзажи, написанные ими, отличались тем, что мастера чаще всего писали их не с натуры, а по воспоминанию, а также тем, что писали один и тот же постоянно повторяющийся мотив – обычно, вид из окна.
«В большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской… так появились серии…А.С. Ведерникова». Лучшая часть творческого наследия художника – лиричные пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома на Малом проспекте Васильевского острова.
Его произведения находятся в ГРМ, ГТГ, в ГМИИ имени Пушкина, в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, Германии, Великобритании, Франции и других странах.
Скончался Александр Семёнович ВЕДЕРНИКОВ 21 января 1975 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #В__
5 декабря
В 1937 году родился Анатолий Михайлович ЖЕЖЕР (в Днепродзержинске, Днепропетровская область, Украинская ССР), советский и украинский живописец, член Союза художников СССР с 1978 года. Заслуженный художник Украины (2014).
* * * * *
В 1961 году окончил Днепропетровское государственное художественное училище, обучался у преподавателей Г.Г. Чернявского, М.И. Родзина и М.С. Боровского.
Участник областных, республиканских (с 1967) и всесоюзных (с 1969) выставок.
Едва ли не главной в его творчестве является шевченковская тема, когда еще в 1961 году он, недавний выпускник училища, впервые на выставке представил работы, посвященные этой теме. Всего им создано около 100 живописных произведений и жанровых композиций, отражающих страницы жизни Т. Г. Шевченко, и пейзажи шевченковских мест, написанные с натуры. Это и дом родителей, и Шевченко-мальчик, и Шевченко-художник рядом со своей картиной, и обобщенный образ Кобзаря-философа, и образные лирико-эпические украинские пейзажи.
Художник получил признание не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Произведения Анатолия Михайловича ЖЕЖЕРА последнего периода стали более живописными, отличаются необычными композиционными решениями и свидетельствуют о новых творческих достижениях мастера.
Его работы находятся в Днепропетровском художественном музее, музее истории Днепродзержинска, частных коллекциях России, США, Венгрии, Польше, Швейцарии, Германии, Бельгии, Англии, Люксембурга, Австрии, Финляндии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #Ж__
5 декабря
В 1957 году родился Юрий Хаджимуратович АБИСАЛОВ (в Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР; ныне Владикавказ), советский и российский художник-живописец. Член-корреспондент Российской Академии художеств. Заслуженный художник России.
Его неповторимый, «абисаловский» стиль – радость, которая заставляет улыбаться, – родился, когда он соединил мировой опыт и осетинскую народную культуру и традиции, когда он увидел брейгелевские мотивы в сельском кавказском празднике. Связь культур породила мощную школу и принесла обильные плоды.
Работы этого замечательного художника напоминают грузинскую наивную живопись. Такая же теплая, добрая и с большим чувством тонкого юмора... Без сомнения, кавказские корни Абисалова дают о себе знать.
* * * * *
В их семье никто раньше никогда не рисовал, зато в школе у Юрия оказались прекрасные учителя по труду и рисованию. Приятель затащил его в нальчикский Дворец Пионеров, и там снова повезло – преподаватель оказался удивительным человеком и воспитывал из ребят не просто живописцев, а настоящих мужчин.
В дальнейшем Юрий Абисалов обучался живописи в Северо-Осетинском художественном училище. Затем в 1987 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Художник признан в нашей стране и в мире, он участник региональных, всероссийских и зарубежных выставок, международных художественных салонов и ярмарок.
Работы Юрия Хаджимуратовича АБИСАЛОВА находятся в: Государственной Третьяковской галерее; Северо-Осетинском художественном музее им. М.С. Туганова; галереях и частных собраниях Осетии, России, Франции, Германии, Великобритании, Японии, Испании, Швейцарии, США.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #А__
5 декабря
В 1927 году родилась Лидия Юльевна НОВИ (в Москве), советский и российский художник по костюмам в кино, педагог, профессор. Заслуженный художник РСФСР, член Союза кинематографистов, член Союза художников, лауреат Премии «Ника» за 1988 год.
* * * * *
После окончания художественного факультета Московского текстильного института по специальности «художник-модельер», Лидия Нови в 1957 году начала работать на киностудии «Мосфильм» художником-постановщиком, а вскоре стала художником по костюмам.
Она участвовала в работе над многими сложнопостановочными фильмами с классиками отечественного кино: Юлием Райзманом, Сергеем Урусевским, Леонидом Гайдаем, Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Александром Аловым и Владимиром Наумовым (кинофильмы «Андрей Рублев», «Бег», «Легенда и Тиле Уленшпигеле», «Тегеран-43», «Борис Годунов» и др.).
Эскизы к фильмам и костюмы, разработанные художницей, неоднократно выставлялись на различных выставках. Так, костюмы к фильму Бондарчука «Борис Годунов» были представлены в 1986 году на кинофестивалях в Каннах и в Берлине.
С 1977 года она преподавала на художественном факультете ВГИКа, была одним из инициаторов (вместе с О.С. Кручининой) создания во ВГИКе «Мастерской художника кино и телевидения по костюмам», в основу деятельности которой лег её богатейший опыт работы в киноматографе.
Вместе с О.С. Кручининой является основателем Мастерской художника кино и телевидения по костюмам.
Скончалась Лидия Юльевна НОВИ 4 мая 2008 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #Н__
5 декабря
1830 года родилась Кристина Джорджина РОССЕТТИ (в Лондоне), английская поэтесса, сестра живописца и поэта Данте Габриэля Россетти, ставшая первым писателем, ассоциировавшимся с Прерафаэлитами, кто привлёк внимание критики.
Одна из наиболее значительных поэтесс, творивших в Англии XIX века в «Викторианскую эпоху», широко известны такие её работы, как «Ярмарка гоблинов» (1862), «Путешествие Принца и другие стихи» («The Prince’s progress and other poems», 1866), «Син-Сон – книга детских стихов» (1872), а также многие отдельные стихи и поэмы.
* * * * *
Она была достойной представительницей замечательной семьи поэтов и унаследовала многие художественные тенденции у своего отца. Кристина получила частное образование, писать стихи начала в 12 лет.
Хотя в детстве она была живым и проказливым ребёнком, однако во взрослой жизни сохранив острый ум и поэтический талант, последовала за старшей сестрой Марией по пути англо-католической набожности и самоотречения, что вступало в конфликт с её стремлением к поэтической славе.
Кристина Россетти была наделена той строгой одухотворённой красотой, которая говорит о её достоинстве и внутренней силе. Это подтверждает и портрет, выполненный братом, об этом свидетельствует и ряд неординарных поступков, которые совершила эта женщина. Дважды получала она предложение руки и сердца – и дважды накануне свадьбы решительно по религиозным соображениям разрывала помолвку.
Кристина много занималась благотворительностью, принимала участие в содержании частной школы в Лондоне, где работала мать. Не обращая внимания на пересуды, она открыто помогала падшим женщинам, а во время Крымской войны работала сестрой милосердия в госпитале, ухаживала за ранеными.
Её поэтический шедевр – поэма «Ярмарка гоблинов», сказочное содержание которой было характерно для идей прерафаэлитов и принесшая ей известность, возник из опыта работы по социальной адаптации бывших проституток. Кристина написала ряд стихотворений и рассказов, снабженных иллюстрациями брата Данте Россетти. Современная английская критика отводит ей заметное место среди поэтов викторианской эпохи.
Впоследствии она вела довольно уединенную жизнь, монотонность которой прерывалась частыми болезнями. Религиозные угрызения совести Кристины напоминают метания Доротеи Брук в романе Жоржа Элиота «Миддлмарч». Кристина отказалась от шахмат, так как любила выигрывать, что доставляло ей удовольствие. Она наклеивала бумажки на антирелигиозные части любимых литературных произведений, возражала против ню (особенно женского) в живописи и отказывалась даже посмотреть «Парсифаль» Вагнера из-за того, что там воспевается языческая мифология.
В последние годы жизни, будучи тяжело больной, поэтесса стала фактически затворницей, полностью посвятив себя Богу.
Скончалась Кристина Джорджина РОССЕТТИ от рака 29 декабря 1894 года в Лондоне, похоронена на кладбище Хайгейт.
--------------------------------------------
Читай стихи Кристины Россетти по ссылке:
http://www.e-reading.by/book.php?book=1023089
--------------------------------------------
5 декабря
В 1803 году родился Федор Иванович ТЮТЧЕВ (в усадьбе Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния), русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН.
Выходец из старинной дворянской семьи, он получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в свои 12 лет делал переводы Горация, а в 15 – был зачислен в Московский университет. Отделение словесности полностью закончил через 2 года – досрочно. Вскоре поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, а в 1822 году уехал за границу, получив назначение на должность в русское посольство.
В чужих краях Тютчев прожил 22 года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал Россию. В Мюнхене свел знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне.
Стихи Федор Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями.
Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году, – когда тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попала в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность пришли к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 1850-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
Возвращаясь в Россию из заграничного путешествия, Тютчев писал жене из Варшавы: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины». Это ему принадлежат крылатые строки:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».
Федор Иванович не любил печататься. Ему было лень переписать свои стихи, изложить на бумаге мысли – из-за этого Россия потеряла блестящего мыслителя, философа и политического публициста. Он предпочитал надиктовывать статьи жене. И именно ей мы обязаны тютчевским наследием: после смерти мужа она бережно собрала и переписала его стихотворения, в том числе и посвященные своей сопернице.
Несмотря на талант и всеобщее признание, Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.
Скончался Федор Иванович Тютчев 27 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
—------------------------------------------------------
Смотри «Все стихи. Федор Тютчев» по ссылке:
http://rupoem.ru/tyutchev/all.aspx
—------------------------------------------------------
Все события или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #Т__
5 декабря
1935 года родился Литтл РИЧАРД /наст. имя – Ричард Уэйн Пенниман/ (в Мейконе, штат Джорджия), американский певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла.
* * * * *
Выходец из многодетной негритянской семьи, Ричард с детства хорошо знал духовную музыку. В юности пел в церковном хоре и учился играть на фортепиано, но родителям не нравилась тяга сына к музыке, и в 13 лет он ушел из дома. Его усыновила белая пара Эни и Джонни Джонсоны, которые владели музыкальным клубом.
Профессиональная карьера Ричарда началась в 1951 году: после победы на музыкальном конкурсе в Атланте, он взял псевдоним Литтл Ричард и подписал контракт на запись восьми песен. За синглом «Tutti Frutti», вышедшим в ноябре 1955 года, один за другим последовали другие, – все ставшие классикой рок-н-ролла – «Long Tall Sally», «Rip It Up», «Ready Teddy», «She’s Got It», «The Girl Can’t Help It», «Lucille», «Jenny, Jenny», «Keep A-Knockin’». Все эти песни были также мгновенно перепеты коллегами по жанру: Элвисом Пресли, Бадди Холли, Джерри Ли Льюисом, Джином Винсентом.
Экспрессивная манера игры на пианино, агрессивный ритм и энергичные возгласы Литтла Ричарда обогатили раннюю форму рок-н-ролла.
В средине 1960-х годов он записал «Bama Lama Bama Loo». Литтл стал не столько популярным исполнителем, сколько живой легендой рок-н-ролла. За честь выступить с ним считали «The Beatles» и «The Rolling Stones». Вокальным приемам у него учился Пол Маккартни.
В 1989 году имя Литтл Ричарда торжественно занесено в Зал Славы рок-н-ролла.
Вновь в хит-парадах певец появился с Элтоном Джоном (тоже ученик Ричарда) в 1993 году. Они исполнили фанк-номер «The Power» из альбома Элтона Джона «Duets».
Имя Литтл РИЧАРДА, лидера бунтарского рок-н-ролла 1950-х годов, человека, который изменил весь музыкальный мир шоу-бизнеса, выбито на одной из мраморных звезд, которыми выложен бульвар Голливуда в Лос-Анджелесе.
5 декабря
1923 года родился Владимир Фёдорович ТЕНДРЯКОВ (в деревне Макаровская, Вологодская губерния), русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.
* * * * *
В ноябре 1941 года был призван в РККА и направлен на фронт, в 1942 году ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарём Подосиновского райкома комсомола.
В 1945 году Тендряков переехал в Москву, где поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре Константина Паустовского.
В студенческие годы начал писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период 1948-1953 годов в журнале «Огонек».
Профессиональным писателем Владимир Фёдорович стал с 1955 года, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.
С 1964 года он являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».
Скончался Владимир Фёдорович ТЕНДРЯКОВ 3 августа 1984 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
------------------------------------------------------
Смотри «Биографию Тендрякова» по ссылке: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1434
------------------------------------------------------
Смотри «Прозу Владимира Тендрякова» по ссылке: http://lib.ru/PROZA/TENDRYAKOW/
5 декабря
1946 года родился Хосе КАРРЕРАС /полное имя – Хосе Мария Каррерас-и-Колл/ (в Барселоне), испанский оперный певец и тенор, известный своими интерпретациями произведений Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.
Он стал одним из самых любимых исполнителей публики. Его лирический тенор будоражит сердца миллионов почитателей классической оперной музыки, а сам Каррерас по праву принадлежит к величайшим певцам современности.
* * * * *
Музыкальные способности маленький Хосе, под впечатлением от творчества Карузо, демонстрировал уже с раннего детства. Он любил петь в небольшой парикмахерской, хозяйкой которой была его мать. Впервые же на публике выступил в возрасте 8 лет, исполнив «La Donna e Mobile» на испанской государственной радиостанции.
Каррерас учился в университете Барселоны, изучал химию, но продолжал брать уроки вокала. В 1971 году он победил на международном конкурсе певцов «International Verdi Singing Competition» в итальянском городе Парма. Эта победа принесла ему и приглашение на роль Рудольфа в опере «Богема».
Дебютировал Каррерас в роли Флавио в «Норме», где заглавную роль исполняла Монтсеррат Кабалье. Она заметила талант молодого тенора и способствовала тому, чтобы он получил роль первого плана в «Лукреции Борджиа» Гаэтано Доницетти.
Вновь Каррерас пел с Монтсеррат Кабалье в 1971 году, когда дебютировал на лондонской сцене в «Марии Стюарт», а позже еще примерно в 15 постановках.
В 1972 году состоялся его дебют на американской сцене, исполнив роль Пинкертона в «Мадам Баттерфляй», а в Вене впервые выступил в роли герцога Мантуанского.
Уже к 28 годам Хосе Каррерас исполнил 24 роли первого плана классического оперного репертуара.
В 1987 году болезнь прервала его творческую карьеру на целый год. Но едва поправившись, он отправился в Москву, где в дуэте с Монтсеррат Кабалье дал благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Впоследствии артист много раз приезжал с гастролями в Россию.
Дискография Хосе Каррераса насчитывает более 150 записей, в числе которых более 50 опер, ораторий, а также популярных классических сольных концертов, мировые тиражи которых не раз становились «золотыми» и «платиновыми».
В 1990 году сотни миллионов телезрителей во всем мире могли видеть и слышать концерт «Трёх теноров», открывающий Чемпионат мира по футболу в Риме. Этот концерт, первоначально задумывавшийся как способ помочь фонду Каррераса, стал традиционной встречей Каррераса и его коллег Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.
В 1992 году Хосе Каррерас выступал на открытии и закрытии Олимпийских игр, проходивших у него на родине, в Барселоне. В начале 1990-х годов он участвовал в постановках «Кармен» и «Самсон и Далила». Затем тенор полностью сосредоточился на сольных выступлениях.
В 1990-х и начале 2000-х годов Каррерас давал в среднем 50 концертов в год. В 2009 году тенор объявил о завершении оперной карьеры, поскольку не мог больше выдерживать изнурительные нагрузки на театральной сцене.
Хосе КАРРЕРАС – почётный доктор ряда университетов мира. Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.
В его честь в Испании названы консерватория, несколько музыкальных школ и концертных залов.
5 декабря
В 1901 году родился Уолт ДИСНЕЙ /полное имя – Уолтер Элайас Дисней/ (в Чикаго), американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions».
Является создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов. За свою жизнь он как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов.
Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара» и премией имени Ирвинга Тальберга, обладающей статусом «Оскара», а также многими другими наградами и премиями.
* * * * *
В 14 лет Уолтер подрабатывал разносчиком газет, а во время I-й мировой войны год прослужил водителем санитарной машины Международного Красного Креста во Франции.
В 1919 году Дисней устраивается художником на студию кинорекламы, где начинает создавать первые рекламные фильмы – тогда же у него возникло желание продолжить эксперименты в мире рисованной анимации. Со временем он открыл в Канзас-Сити свою первую студию анимации «Laugh-O-Gram», однако вскоре фирма обанкротилась.
Переехав в 1923 году в Лос-Анджелес, Дисней вместе со своим братом Роем создает в Голливуде «The Walt Disney Company», как небольшую анимационную студию. Первый трюковый фильм «День Алисы на море» Уолт Дисней представил 1 марта 1924 года. Свою серию фильмов, нарисованных в 1926-27 годах, режиссёр тоже назвал в честь героини этой книги – «Алиса в стране мультипликации» (всего он снял 56 фильмов о приключениях Алисы). Тогда же начал формироваться стиль диснеевских фильмов.
В 1948 году Дисней начал снимать свою знаменитую серию цветных образовательных фильмов, главным образом о природе – в частности, картины «Живая пустыня» (1953) и «Исчезающая прерия» (1954), режиссёром которых был Джеймс Элгар. Эти фильмы завоевали большую популярность, раскрывая малоизвестные стороны жизни животных и растений и вызывая у зрителей желание беречь природу.
Тогда же стали снимать игровые приключенческие фильмы, рассчитанные на юного зрителя – «Остров сокровищ» по повести Роберта Льюиса Стивенсона (режиссёр Байрон Хаскин), «Робин Гуд» (режиссёр Кен Аннакин), а также мюзикл-кинофантазия «Мэри Поппинс» (1964), который был награждён пятью «Оскарами» (режиссёр Роберт Стивенсон). Во всех этих фильмах Дисней выступал как продюсер, следил за ходом съёмок и оказал большое влияние на художественную сторону фильмов.
Начиная с «Пароходика Вилли» в лентах Диснея важную роль начинает играть музыка. Звук в его фильмах служит не только фоном для диалогов, а становится их важной составной частью, музыкальным фоном, создавая гармонию всего рисованного произведения.
Художники Диснея, перед тем как рисовать животных, всегда тщательно изучали повадки их живых прототипов. Поэтому все движения на экране крайне правдоподобны.
Скончался Уолтер Элайас Дисней 15 декабря 1966 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #Д__
5 декабря
В 1820 году родился Афанасий Афанасьевич ФЕТ /правильно – Фёт; первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин/ (в усадьбе Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния), русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН.
Его творчество характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание поэзии Фета – любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.
Фет – представитель так называемой чистой поэзии. Будучи одним из самых утончённых лириков, он поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.
* * * * *
Афанасий был внебрачным сыном помещика Шеншина и в 14 лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя – Фет – осталось за ним навсегда.
Учился Афанасий Фет на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений – «Лирический пантеон»».
С 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», – пишет Белинский.
Подающий надежды поэт становится в 1845 году унтер-офицером провинциального полка, т.к. первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. Через 8 лет ему удается перейти в привилегированный гвардейский полк, расквартированный невдалеке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами – произошли его встречи с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др., а также сближение с редакцией журнала «Современник».
Второй сборник стихотворений поэта вышел в 1850 году в Москве, а в 1856 году в Петербурге публикуется третий, обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.
Выйдя в отставку в 1858 году, Фет дворянство так и не получил, и в 1860 году он приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. Поэт почти не пишет стихов, занимается хозяйством, выступает как публицист-консерватор.
С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы 2 самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Они состоят из очерков, рассказов и даже новелл. Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза – язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе – реалистической.
Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
Творческий подъем начала 1880-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует 4 выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», занимается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.
В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии – природа и любовь.
Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства.
Скончался Афанасий Афанасьевич Фет 3 декабря 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
В конце 1890-х годов и в первые десятилетия XX века к Фету пришла посмертная слава.
—------------------------------------------------------
Смотри «Все стихи. Афанасий Фет» по ссылке:
http://rupoem.ru/fet/all.aspx
—------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #Ф__
5 декабря
В 1861 году родился Константин Алексеевич КОРОВИН (в Москве), выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.
Родоначальник русского импрессионизма.
Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
* * * * *
Поступив в 14 лет на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), Константин через год перешёл на отделение живописи. Учился у А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.
Для завершения образования Коровин уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, но через 3 месяца ушел оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
Вместе с другом, художником В. Серовым, он в 1894 году совершает путешествие на Север. В результате появились пейзажи: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
В 1900-х годах художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст», «Конёк-горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого и Мариинского театров, а также театра Ла Скала в Милане.
Значительное место в его творчестве занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. Совершая поездки в этот город, Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж утром»).
В столице Франции Константин Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М.А. Дурнова, общался с поэтом К.Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» и «Муза».
Во время I-й мировой войны художник работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.
С 1901 года он вместе с Серовым, преподавал в МУЖВЗ, среди его учеников: сценограф С.Ф. Николаев; будущий педагог, писатель и краевед С.П. Волков.
После Октябрьской революции Константин Алексеевич активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал также сотрудничать с театром. В 1922 году художник по совету А.В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Наряду с даром живописца Коровин обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.
Скончался Константин Алексеевич Коровин 11 сентября 1939 года в Париже, был погребен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев-де Буа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #К__
5 декабря
В 1966 году родилась Патрисия КААС (в Форбаке, департамент Мозель), французская эстрадная певица и актриса.
Стилистически музыка певицы не является классическим шансоном, это скорее смесь поп-музыки и джаза.
* * * * *
Петь начала в очень юном возрасте, а в 11 лет она уже профессионально выступала в клубах. В 1985 году на Патрисию обратил внимание Жерар Депардье, – при его содействии вышел в свет первый сингл «Ревнивая», который успеха не имел. «Её песней» стала «Мадмуазель поет блюз».
Вскоре Патрисия Каас записывает второй альбом, в который вошли хорошо узнаваемые и по сей день песни: «Mon mec à moi» и «Elle voulait jouer cabaret». Тогда же она получает награду на церемонии Victoire de la musique в номинации «Открытие года».
В день своего совершеннолетия Каас пела уже на сцене «Олимпии» – самого знаменитого зала Франции. Путь к музыкальному Олимпу был открыт.
С момента выхода дебютного альбома Каас во всём мире было продано более 17 млн. записей её выступлений. Особо она популярна во франкофонных и немецкоговорящих странах, а также в России.
С тех пор певица выпустила множество альбомов, каждый из которых выходил огромными тиражами, объездила полмира и пожала огромный урожай всевозможных титулов и наград.
Существенная часть её формулы успеха – это постоянные гастроли: она практически всё время находится в заграничных турне.
В 2008 году Патрисия Каас совместно с российской группой «Uma2rmaN» исполнила песню «Не позвонишь» на русском языке, но первый куплет на французском, – её первая современная русскоязычная песня; ранее на своих концертах она исполняла по-русски старинную песню «Очи чёрные». Пела по-русски песню «Мне нравится, что вы больны не мной» из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром».
В 2009 году Патрисия Каас представляла Францию на песенном конкурсе «Евровидение» и заняла 8 место.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_декабря #К__