27 января
1831 года родился Артур ХЬЮЗ (в Лондоне), английский иллюстратор и живописец, писавший в стиле прерафаэлитов. Он был одним из самых тонких и чутких художников, примыкавших к Братству.
В его картинах и графических книжных иллюстрациях (к произведениям Шекспира, Альфреда Теннисона, Джорджа Макдональда, Кристины Россетти) меньше декоративности, свойственной живописи прерафаэлитов, хотя их сказочный переливающийся колорит тоже заставляет вспомнить о драгоценных камнях (например, «Леди Шалотт», «Рыцарь солнца»). Им присуща утонченная эмоциональность, внимание к духовному миру персонажей. Образ Офелии в его трактовке хоть и окутан мистикой, но прежде всего это – трогательная девочка. Необычайно привлекательна в изображении Хьюза и другая героиня Шекспира – Катарина: сильная личность, отстаивающая право распоряжаться своей жизнью.
* * * * *
Обучался в Королевской Академии художеств и открыл для себя прерафаэлитов, читая журнал «Росток».
В начале творческого пути Артур Хьюз находился под сильным влиянием Миллеса, и так же, как и он, изображал Офелию и писал картины, посвященные произведениям Джона Китса. Позднее Артур Хьюз иллюстрировал некоторые книги Джорджа МакДональда.
Всего художник оставил после себя около 700 картин и набросков, а также более 750 иллюстраций. Наиболее известные картины Артура Хьюза – «Апрельская любовь» и «Долгая помолвка».
Скончался Артур ХЬЮЗ 23 декабря 1915 года в Лондоне.
27 января
В 1679 году родился Жан-Франсуа де ТРУА (в Париже), французский художник рококо, пользовался большой популярностью как искусный декоратор, портретист и мастер жанровой живописи. Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят его в ряд выдающихся живописцев.
Сын и ученик Франсуа де Труа (1645-1730).
* * * * *
В 20-летнем возрасте Жан участвовал в конкурсе на римскую премию и, не удостоившись её, отправился за отцовский счет на обучение живописи в Италию, где наслаждался как светской, так и художественной жизнью. В дальнейшем он в течение четырёх лет, получал королевскую стипендию.
Его ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно художника болонской школы Гверчино. Следуя легкомысленным нравам эпохи, де Труа много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого мифологический, библейский или галантный сюжет.
По возвращении в Париж, за картину «Ниобиды» в 1708 году был принят в члены Академии, где в 1719 году занял в ней должность профессора. В 1730-е годы по заказу короля Людовика XV де Труа выполнил декоративные работы для Версаля: «Охота на льва» (1736) для Малых апартаментов короля, «Завтрак с устрицами» (1737) для столовой и другие картины. Он писал удивительно легко и быстро, композиции его картин, хотя и несколько театральны, полны воображения и яркого колорита. Художник пользовался уважением современников, его искренне любили ученики, т.к. он был превосходным педагогом, Ж.М. Вьен обязан ему многим.
В 1737 году де Труа получил титул королевского секретаря, а через год стал директором Французской академии в Риме. В эти годы по заказу короля художник много работал над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов. Удовлетворяя вкусам своего времени, он вообще пользовался репутацией отличного художника в не меньшей степени, чем его отец.
Им написано множество крупных и небольших картин во всех родах, для церквей, дворцов и частных заказчиков. Лёгкость, с какою давалась ему композиция, приобретённый технический навык и светский, рассеянный образ жизни мешали художнику строго обдумывать изображаемые сцены и внимательно заканчивать исполнение своих произведений. В его картинах фигуры изящны и группированы живописно, но имеют более условный, чем истинно-жизненный характер; их колорит гармоничен, но мало натурален.
Скончался Жан-Франсуа де ТРУА 26 января 1752 года в Риме (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #Т__
https://vk.com/album-48234198_251086731
27 января
В 1824 году родился Йосеф ИСРАЭЛС /или Йозеф Израэльс/ (в Гронингене), голландский жанровый живописец, глава реалистической Гаагской школы живописи.
* * * * *
Родом из еврейской семьи он был воспитан в строгих религиозных традициях и готовился стать раввином.
С раннего детства Йосеф Исраэлс обнаруживал большое художественное и музыкальное дарование. Работая у отца в меняльной лавке, он в свободное время копировал гравюры и писал красками под руководством Ван-Бюиса и Ван-Вихерена. Его первые опыты в живописи, «Еврей» и «Продавец глиняных трубок», обратили на себя внимание некоего Витте, который убедил отца Йосефа отправить сына учиться живописи в Амстердам.
Обучался будущий художник у Я.А. Круземана, а затем в Париже у Ф.-Э. Пико. Первоначально он посвятил себя исторической живописи, но впоследствии перешёл к бытовой живописи, изображая преимущественно семейную жизнь голландцев и быт их моряков.
Наиболее интересные его работы: «Выздоравливающая мать», «Бедные деревни», «Больная», «Один на свете».
Скончался Йосеф ИСРАЭЛС 2 августа 1911 года в Гааге (Королевство Нидерландов).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #И__
27 января
В 1810 году родился Иван Трофимович /Фомич/ ХРУЦКИЙ (в местечке Улла, Бешенковичский уезд, Витебская губерния, Российская империя), белорусский живописец, мастер натюрмортов, известен также групповыми портретами.
Поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно как художник он сформировался в русле русской академической школы. Дарование Иван Хруцкий было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики.
В историю русского искусства он вошел своими натюрмортами – эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти работы художника, выполненные в 1830-х годах – период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.
Роскошь и натуральность его натюрмортов были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века, возросло многократно.
* * * * *
Выходец из семьи греко-католического священника, среднее художественное образование он получил в Полоцком высшем пиарском училище.
В 1827 году Иван Хруцкий приезжает в Санкт-Петербург, где 17-летний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Доу и одновременно посещая вольноприходящим учеником Императорскую Академию художеств. Копировал в Эрмитаже.
С 1830 года он поступает в Академию и начинает писать свои известные цветы, фрукты, овощи и грибы. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (учился у таких мастеров, как А.Г. Варнек, М.Н. Воробьёв, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни) художнику присваивают звание академика (1839).
В конце 1840-х годов Иван Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захарничи под Полоцком, где по собственному проекту построил дом и заложил сад.
Изменяется тематика его работ. Он много и охотно пишет портреты (в т.ч. религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, пейзажи, иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. И это означает, что они выверены в рисунке, композиции, цветовой тональности, хотя это и приводит во многих картинах к известной статичности. Впрочем, есть у художника отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855; Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства.
Скончался Иван Трофимович ХРУЦКИЙ 13 января 1885 года в имении Захарничи (Полоцкий уезд, Витебская губерния), похоронен там же в фамильном склепе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #Х__
27 января
1630 года родился Иов Адриансзон БЕРКХЕЙДЕ (в Харлеме), голландский художник второй половины XVII века.
Универсально одарённый, он работал во многих жанрах, и как портретист, и как мастер бытовых сцен; писал пейзажи и натюрморты. Но самых значительных достижений Беркхейде добился в живописи интерьеров протестантских церквей.
* * * * *
Его отец отдал сына в обучение к мастеру-переплётчику, но Иова с детских лет влекло призвание живописца. В возрасте 14 лет он поступает учеником к мастеру мифологических и религиозных сцен Якобу де Вету.
Творчество Иова Беркхейде, пришедшееся на заключительный этап Золотого века голландской живописи отмечено редкостным жанровым многообразием. Помимо портретов, он писал исторические картины, современные анекдотические сценки в комнатах, группы верховых охотников с элементами сельского ландшафта, интерьеры церквей, сложно организованные перспективы городских дворов, городские ведуты с большим числом связанных сюжетным действием персонажей. При этом пространство картин Иова Беркхейде всегда осенено ровным, мирно разлитым в природе и внутри помещений, всё заполняющим светом.
Скончался Иов Адриансзон БЕРКХЕЙДЕ 23 ноября 1693 года в Харлеме.
27 января
В 1814 году родился Эжен Эммануэль ВИОЛЛЕ-ле-ДЮК (в Париже), французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики, основоположник архитектурной реставрации.
* * * * *
Выходец из семьи парижского чиновника, близкой к артистическим кругам (его мать устраивала богемные салоны, дядя по матери — известный художник), Эжен в 1830 году, во время Июльской революции, оказался на баррикадах, а затем отказался поступать в престижное училище изящных искусств, предпочитая практическую работу учеником в архитектурной фирме Ашиля Леклера.
Продолжая свое образование, он увлекается архитектурой средневековья.
В 1836 году Виолле-ле-Дюк отправился в путешествие по Франции и Италии, откуда привез много рисунков и с изображениями наиболее запомнившихся памятников. После того, как работы были выставлены, на него обратил свой взор художественный мир.
В1840 году он принял предложение Проспера Мериме (в то время — государственного инспектора по историческим памятникам) заняться реставрацией средневекового романского аббатства св. Марии Магдалины в Везле. За этим последовали 40 лет активной реставраторской работы.
С 1853 года Виолле-ле-Дюк — генеральный инспектор церковных построек Франции. Как самостоятельный архитектор он спроектировал и построил 3 церкви (в Каркассоне, Д’Эстре и Сен-Айян-сюр-Толон), а также памятник Наполеону и его братьям в Аяччо. В 1874 году Виолле-ле-Дюк был вынужден покинуть пост по обвинению в «вольнодумстве» и ушёл в политику, был избран в парижский муниципалитет.
Авторству Виолле-ле-Дюка принадлежат как монографии, описывающие отдельные памятники, так и фундаментальные 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI века», 6-томный «Толковый словарь французской утвари от Каролингов до Ренессанса», двухтомник «Беседы об архитектуре», а также популярные издания.
В конце жизни, в 1877 году, им издан альбом-справочник «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность», где выражено восхищение масштабностью русской культуры.
Скончался Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюка 17 сентября 1879 года в Лозанне (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #В__
27 января
В 1826 году родился Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН /настоящая фамилия – Салтыков, псевдоним – Николай Щедрин/ (в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии), русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
* * * * *
Будучи выходцем из старой дворянской семьи, первым учителем Михаила стал крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов. Потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии.
Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.
В 1844 году окончил лицей 17 из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания.
В лицее под влиянием свежих ещё тогда пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов.
Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.
В августе 1844 года Михаил Евграфович был зачислен на службу в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но и писал библиографические заметки (в «Отечественных записках»). В наказание за вольнодумие был выслан в Вятку, с августа 1850 года был советником губернского правления.
В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведён на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много.
В ноябре 1864 года он был назначен управляющим Пензенской казённой палатой, два года спустя переведён на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности.
Его тяга к литературе оставалась, в 1868 году окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей «Отечественных записок», официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова.
Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции», «История одного города», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы» и др.
Здоровье Салтыкова-Щедрина, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Редакционной работой Салтыков-Щедрин занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала.
Скончался Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 года в Санкт-Петербурге. Похоронен согласно его желанию, рядом с И.С. Тургеневым на Волковском кладбище.
--------------------------------------------—
Смотри "Классика. Салтыков-Щедрин М.Е.. Собрание сочинений" по ссылке:
http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/
----------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #С__
27 января
В 1932 году родилась Римма Фёдоровна КАЗАКОВА /имя при рождении — Рэмо/ (в Севастополе), советская и российская поэтесса, автор многих популярных песен советского периода и 1990-х годов.
Имя "РЭМО", данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь».
В 20 лет она взяла себе имя Римма.
* * * * *
Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.
Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии.
Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским, были опубликованы в 1955 году, через три года вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».
В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1999 году была избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни.
Римма Казакова — автор многочисленных сборников стихов, занималась также переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Она известна как автор стихов к популярным песням:«Ты меня любишь» (композитор — И. Крутой, исполнитель — А. Серов), «Мадонна» (композитор — И. Крутой, исполнитель — А. Серов), «Ненаглядный мой» (композитор — Александра Пахмутова, исполнитель — Майя Кристалинская) и других.
Скончалась Римма Фёдоровна Казакова 19 мая 2008 года в селе Юдино, Одинцовский район, Московская область. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
----------------------------------------------
Смотри "Все стихи. Римма Казакова" по ссылке:
http://rupoem.ru/kazakova/all.aspx
----------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #К__
27 января
В 1850 году родился Иван Павлович ПОХИТОНОВ (в селе Матрёновка Херсонской губернии), русский художник, мастер пейзажа. Член «Товарищества передвижников».
* * * * *
Окончил частный пансион Гумберта в Екатеринославе, затем учился в кадетском корпусе в Полтаве и реальной гимназии в Николаеве. В 1868 году поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию в Москве. Через год исключён из академии за участие в народовольческом кружке и выслан на родину.
В 1871 году с матерью и больной сестрой уехал за границу, и как оказалось - надолго. Сначала он оставался там по причине слабых легких, потом - в силу семейных обстоятельств. Но каждое лето приезжал в Россию, много работал на натуре в родных местах. Потом купил имение в Минской губернии и думал там остаться навсегда, но революция и гражданская война вынудили его в 1919 году покинуть родину.
В Париже учился у пейзажиста А.Боголюбова, изучал живопись барбизонцев, К. Коро, импрессионистов. Французы восхищались гармонией и ясностью его пейзажей, умением до иллюзии передавать предметную форму. Он писал на дощечках небольшого размера, сам долго и тщательно готовил их под живопись. Писал тонкими кистями, использовал лупу.
Французские критики сравнивали Похитонова с «малыми голландцами». Кроме пейзажей Иван Павлович писал миниатюрные жанровые сценки, натюрморты, портреты (одним из лучших считается «Портрет И. С. Тургенева»).
Талант Похитонова получил официальное признание на родине: в 1904 году АХ сделала его своим действительным членом и дала звание художника-баталиста (в 1881 он выполнил по заказу русского правительства 9 панно с изображением местностей в Болгарии, где происходили сражения русско-турецкой войны).
Похитонов был одним из любимых художников Павла Михайловича Третьякова, он приобрел более двадцати работ мастера. Основная часть работ, составляющая нынешнюю коллекцию произведений Похитонова в Третьяковской галерее, была выслана собирателю по предварительной договоренности с ним и с условием, что Третьяков может не принять любую из них или отказаться от всех картин. Он ранее эти произведения не видел.
Скончался Иван Павлович Похитонов 23 декабря 1923 года в Брюсселе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #П__
27 января
1832 года родился Льюис КЭРРОЛЛ /наст. имя – Чарльз Лютвидж Доджсон/ (в Дейрсбери, графство Чешир), английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф.
Наиболее известные произведения – «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка».
* * * * *
Выходец из семьи приходского священника, Льюис учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным мальчиком. После окончания школы он в начале 1851 года поступил в один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете.
После получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций. В течение следующих 26 лет читал лекции в университете, которые давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. По уставу колледжа он принял духовный сан.
Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Постепенно он приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс», «Трейн».
В Оксфорде он познакомился с Генри Лидделлом, деканом колледжа Крайстчерч, и со временем стал другом семейства Лидделлов. Проще всего ему было находить общий язык с дочерьми декана – Алисой, Лориной и Эдит; вообще с детьми Кэрролл сходился куда быстрее и легче, нежели со взрослыми.
Именно знакомство и дружба с сестрами Лидделл и привели к появлению на свет сказочной повести «Алиса в Стране чудес» (1865), мгновенно сделавшей Кэрролла знаменитым. Первое издание «Алисы» проиллюстрировал художник Джон Тенниэл, чьи иллюстрации сегодня считаются классическими.
За этой повестью последовали: «Алиса в Зазеркалье» (1871), поэма «Охота на Снарка» (1876), роман «Сильви и Бруно» (1889-1893).
В 1867 году, в период богословских контактов англиканской и православной церквей, Льюис Кэрролл вместе с богословом преподобным Генри Лиддоном был принят в Москве и Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом и архиепископом Леонидом. Это была единственная заграничная поездка Кэрролла. Её описал он сам в «Дневнике путешествия в Россию 1867 г.» (не предназначался для печати, издан посмертно), где приводятся туристические впечатления от посещённых городов, заметки о встречах с русскими и англичанами в России, записи отдельных русских фраз.
Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. Льюис Кэрролл занимался евклидовой геометрией, линейной и матричной алгеброй, математическим анализом, теорией вероятности, математической логикой и рекреационной математикой (играми и головоломками). В частности, он разработал один из методов вычисления определителей (конденсация Доджсона). Впрочем, его математические работы не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории математики, тогда как его достижения в области математической логики опередили свое время.
Одним из его увлечений была фотография.
Скончался Льюис КЭРРОЛЛ 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей.
----------------------------------------------------
Смотри повести «Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес» (1865) по ссылке: http://lib.ru/CARROLL/carrol1_1.txt
27 января
В 1841 (по другой версии в 1842) году родился Архип Иванович КУИНДЖИ (в Мариуполе), один из самых загадочных русских художников, мастер пейзажной живописи.
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» – Илья Ефимович Репин.
* * * * *
Рисовать начал рано и освоил живопись в основном самостоятельно. В 1855 году пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у Айвазовского. В конце 1860-х годов Куинджи приехал в Петербург.
Первые работы художник представил на выставке Академии художеств в 1868 году и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе» и др.
Каждая новая работа Куинджи становится открытием. За картину «Снег» Куинджи получает бронзовую медаль выставки в Лондоне.
Картина «Украинская ночь» ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве, начав свою «погоню за светом». Куинджи стремился достичь полной иллюзии естественного освещения, что в наивысшей степени проявилось в картине «Ночь на Днепре» со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной яркости и интенсивности красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща»).
Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты – всё это было необычным явлением для живописи XIX века. Непонимание коллег вынудило Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках. В последний раз он экспонировал свои работы в 1882 году.
Художник жил отшельником в Крыму, где создал серию больших полотен и сотни этюдов, продолжая экспериментировать с красками и цветом. Среди поздних произведений – единственная у него сюжетная картина «Христос в Гефсиманском саду» и дышащее необычайной гармонией «Ночное».
В 1909 году Куинджи основал Общество художников (получившее затем его имя), оказывавшее поддержку людям искусства и которому завещал всё своё состояние и произведения.
Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1952 году прах и бюст были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, а полуразрушенное надгробие осталось на прежнем месте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #К__
27 января
В 1948 году родился Михаил Николаевич БАРЫШНИКОВ (в Риге), советский и американский артист балета, балетмейстер, величайший танцовщик балета XX века, один из немногих русских артистов, которые оказали влияние на развитие и судьбу мирового балета.
* * * * *
Выходец из семьи офицера Советской армии, Михаил заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуреев).
В 1967-74 годах танцевал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. В 1973 году положение Барышникова как лучшего артиста труппы позволило ему получить творческий вечер и самому выбрать репертуар. Для постановки новых одноактных балетов он пригласил двух современных хореографов М.-Э.О. Мурдмаа («Блудный сын», «Дафнис и Хлоя») и Г.Д. Алексидзе («Дивертисмент»). Вечер стал творческой вершиной Барышникова в России.
В этом же году Михаил Барышников был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Он снялся в телевизионных балетных фильмах, а также в драматической роли Педро Ромеро в телевизионном спектакле «Фиеста» (режиссер С.Ю. Юрский).
Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище, «решение остаться на Западе далось Барышникову нелегко».
27 июля 1974 года он впервые появился перед американской публикой – Барышников танцевал в балете «Жизель» вместе с Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году. Труппа «Американский театр балета» (АТБ) выступала в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен опера».
С 1974 года Барышников («Миша», как называют его в Америке) стал премьером АТБ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов, а также дебютировал как хореограф, поставив свою версию балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Для него ставили балеты хореографы разных направлений, в том числе Ролан Пети.
В 1978 году Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу. Он уже не смог поставить для Миши ни одного нового балета, но Барышников станцевал два старых балета Баланчина – «Аполлон» и «Блудный сын». И это стало значительным этапом не только в творческой биографии танцовщика. Джоан Акочелла, американский критик, биограф Барышникова, писала в предисловии к альбому «Барышников в белом и черном», что эти балеты, созданные полстолетия назад, казалось, ждали своего истинного исполнителя – Барышникова.
В 1988 году Барышников получил приглашение возглавить АТБ; он вернулся в труппу как художественным руководителем и солистом и руководил театром 9 лет. До него АТБ существовал как театр «звезд», часто приглашенных из других стран. Барышников создал сильную постоянную труппу с хорошим кордебалетом, вырастил солистов из числа танцовщиков.
Оставив АТБ, Барышников совершил уникальный поступок в истории балетного театра: он не просто покинул классический балет и на том завершил свою карьеру, но начал новый творческий этап – стал исполнителем танца-модерн.
С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую он основал вместе с Марком Моррисом.
С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #Б__
27 января
В 1850 году родился Джон КОЛЬЕР (в Великобритании), английский живописец, один из представителей Братства прерафаэлитов.
Престижное образование получил в Итоне и Гейдельбергском университете.
Живописи обучался в лондонской Школе Слэйда, позднее учился в Париже в мастерской Жана-Поля Лоренса и в Мюнхенской академии, куда поступил в возрасте 25 лет. Чаще всего его упоминают как одного из самых талантливых учеников Альма-Тадемы.
На протяжении всей своей жизни Кольер являлся преуспевающим и плодовитым портретистом, выполнял заказы представителей крупнейших политиков и промышленных магнатов. Он писал Редьярда Киплинга, Чарльза Дарвина, Томаса Хаксли и др. Особое место в портретной галерее художника занимают портреты актеров, в которых нашла отражение открытая и радостная атмосфера театра. И среди несомненных удач – портрет Эллен Терри.
Большой интерес представляют его работы на исторические и мифологические темы, сближающие его с прерафаэлитами.
Пожалуй, самой известной картиной данного ряда является «Леди Годива» (1898), сюжет которой художник позаимствовал из народных легенд.
История о прекрасной жене правителя Ковентри графа Леофрика, вступившейся за изнывающих под тяжким бременем налогов жителей графства – одна из популярнейших в британском фольклоре.
Согласно легенде, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнаженной на лошади по улицам Ковентри. Граф был уверен, что Годива не пойдет на это, но она решилась, попросив жителей в назначенный день закрыть ставни и не выглядывать на улицу. Леофрик сдержал слово и снизил налоги.
Свои полотна, выполненные в безупречном академическом стиле, Кольер регулярно представлял на выставках Королевской Академии.
Скончался Джон Кольер 11 апреля 1934 года в Хемпстеде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #К__
27 января
В 1879 году родился Павел Петрович БАЖОВ (в Сысерти, близ Екатеринбурга), русский советский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.
Лауреат Сталинской премии II-й степени – за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка», кавалер ордена Ленина.
Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга Мастеров».
В Москве на ВВЦ установлен первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (1954) – образ из сказов П.П. Бажова. Авторы: проект художника-архитектора К.Т. Топуридзе, скульптор П.И. Добрынин.
* * * * *
В числе лучших учеников окончил заводскую школу, Екатеринбургское духовное училище, затем в 1899 году – Пермскую духовную семинарию.
Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор.
С начала Февральской революции в биографии Павла Бажова занимает важное место работа в общественных организациях. Во время Гражданской войны служил в рядах Красной Армии, был в плену у белых, а после побега – в отряде красных партизан.
После войны занялся журналистикой. В 1923-29 годах работал в Свердловске, в редакции «Крестьянской газеты».
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году, когда ему было уже 55 лет.
Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год – его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором), могли в любой момент арестовать. Павел Петрович целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы. Весь 1937-й год ждал по ночам ареста.
В 1939 году выходит наиболее значительное произведение Бажова – сборник сказов «Малахитовая шкатулка» (Сталинская премия, 1943) и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка».
Книгу «Малахитовая шкатулка» послали на Международную выставку в Нью-Йорк; её стали часто издавать.
Это произведение вернуло честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны.
В это время началась Великая Отечественная война, и ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск (Екатеринбург) из Москвы, Киева. Много работы было у него, как у депутата. Его называли «совестью писателей».
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами (всего создал 56 сказов).
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #Б__
27 января
ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА
Отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13.03.95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
В этот день 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города.
С первых дней войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Северная столица входила в число важнейших объектов, намеченных для захвата.
Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской армии и всю финскую. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта.
Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Во время блокады погибли около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тысяч – от голода. В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников.
Уже в июле-сентябре 1941 года в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. Помощь блокадникам осуществлялась по льду Ладожского озера. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни».
12-30 января 1943 года была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда («Искра»). Она явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, а инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии.
В ходе проведения с 14 января по 1 марта 1944 года Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север».
27 января 1944 года ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января
27 января
В 1756 году родился Вольфганг Амадей МОЦАРТ /полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт/ (в Зальцбурге), знаменитый австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист, один из величайших мелодистов.
По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Отличительной чертой его творчества является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью.
Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах и жанрах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
* * * * *
Первым учителем музыки стал его отец. С раннего детства Вольфганг был «чудо-ребёнком»: уже в 4 года пробовал писать концерт для клавесина, а с 6 лет блестяще выступал с концертами по странам Европы.
Он обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.
Слава пришла к Моцарту очень рано – в 1765 году были опубликованы и исполнены его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний.
В 1769 году он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже через год Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры.
Получив в 1779 году должность органиста при архиепископе Зальцбургском, он через 2 года отказался от неё и переехал в Вену, где закончил оперы «Идоменей» и «Похищение из сераля».
В 1786-87 годы написаны две самые известные оперы композитора – «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», премьера которой была в Праге.
Еще Моцарт написал оперы: «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта».
Последним его произведением стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф.К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери.
Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно – композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.
Его музыка обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Мелодика Моцарта сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Скончался Вольфганг Амадей Моцарт 5 декабря 1791 года в Вене.
* * * * *
«Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США).
«Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». (А. Томатис. Из книги «Почему Моцарт?»)
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_января #М__
27 января
День воинской славы России, День снятия блокады города Ленинграда
В этот день 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 года в Ленинграде был дан салют.
Отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13.03.95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
[club48234198|Все события]
27 января
В 1841 году родился Архип Иванович Куинджи (в Мариуполе), один из самых загадочных русских художников, пейзажист.
Рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно. В 1855 году пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у Айвазовского. В конце 60-х гг. Куинджи приехал в Петербург.
Первые работы художник представил в 1868 году на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе» и др.
Каждая новая картина Куинджи становится открытием. За картину «Снег» Куинджи получает бронзовую медаль выставки в Лондоне.
Картина «Украинская ночь» ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве, начав свою «погоню за светом». Куинджи стремился достичь полной иллюзии естественного освещения, что в наивысшей степени проявилось в картине «Ночь на Днепре» со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной яркости и интенсивности красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща»).
Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты – всё это было необычным явлением для живописи XIX века. Непонимание коллег вынудило Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках. В последний раз он экспонировал свои работы в 1882 году.
Художник жил отшельником в Крыму, где создал серию больших полотен и сотни этюдов, продолжая экспериментировать с красками и цветом. Среди поздних произведений – единственная у него сюжетная картина «Христос в Гефсиманском саду» и дышащее необычайной гармонией «Ночное».
В 1909 году Куинджи основал Общество художников (получившее затем его имя), оказывавшее поддержку людям искусства и которому завещал всё своё состояние и произведения.
[club48234198|Все события]
27 января
В 1756 году родился Вольфганг Амадей Моцарт (в Зальцбурге), австрийский композитор.
Первым учителем музыки стал его отец Леопольд Моцарт. С раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в 4 года пробовал писать концерт для клавесина, а с 6 лет блестяще выступал с концертами по странам Европы.
Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.
Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 году были опубликованы и исполнены его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний.
В 1769 году он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 году Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры.
В 1779 году он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но через 2 года отказался от неё и переехал в Вену, где закончил оперы «Идоменей» и «Похищение из сераля». В 1786-87 гг. написаны две самые известные оперы композитора – «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», премьера которой была в Праге.
Еще Моцарт написал оперы: «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта».
Последним его произведением стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф.К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери.
Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно – композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.
* * * * *
«Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США).
«Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». (А. Томатис. Из книги «Почему Моцарт?»)
[club48234198|Все события]