12 декабря
1753 года родился сэр Генри Уильям БИЧИ (в Бёрфорде, графство Оксфорд), британский портретный живописец. Член Королевской академии художеств.
* * * * *
Когда он был ещё совсем молод, у Уильяма умерли родители и поэтому его воспитанием занимался дядя. С раннего возраста он проявлял интерес к рисованию, и в 1772 году был принят в Королевскую академическую школу живописи.
С самого начала своей карьеры Уильям Бичи специализировался на создании небольших портретов. В 1793 году он был назначен придворным живописцем королевы Шарлотты, супруги короля Великобритании Георга III и бабушки королевы Виктории.
Художник написал портрет королевы Шарлотты в полный рост, за что был пожалован в лорды и официально признан первым художником Англии.
Лучшим его произведением считается портрет короля Георга III верхом на коне, во время смотра 5-го и 10-го драгунских полков.
Скончался Генри Уильям БИЧИ 28 января 1839 года в Лондоне.
12 декабря
В 1766 году родился Николай Михайлович КАРАМЗИН (в селе Знаменское, Симбирская губерния; ныне Карамзинка, Ульяновская область), русский историк, крупнейший литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном», почётный член Московского университета. Создатель «Истории государства Российского» (12 томов; 1803-1826) – одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».
Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования он обогатил язык словами-кальками: «впечатление», «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный».
Именно Карамзин ввёл в обиход такие слова как «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».
* * * * *
Выходец из семьи отставного капитана, среднепоместного дворянина, Николай первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. Одновременно посещал лекции И.Г. Шварца в Университете.
По настоянию отца в 1783 году он поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся его первые литературные опыты.
После отставки Карамзин некоторое время жил в Симбирске, а потом – в Москве, где познакомился с писателями и литераторами Н. Новиковым, А. Кутузовым, А. Петровым; участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума».
В период 1789-90 годов Николай Михайлович предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки им были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.
По возвращении из поездки он поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» (1791-1792), затем выпустил ряд сборников и альманахов, которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.
Новый период в его биографии как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 года император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций в журнале «Вестник Европы» (1802-1803).
В 1804 году литературно-художественная работа была им полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского», ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые 8 томов увидели свет в феврале 1818 года, за месяц было продано 3 тыс. экземпляров – такие активные продажи не имели прецедента. Очередные 3 тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а двенадцатый том, заключительный, увидел свет уже после смерти автора.
Освещение русского исторического процесса сблизило Николая Михайловича с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым приверженцем консервативных взглядов, сторонником абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил.
Скончался Николай Михайлович КАРАМЗИН 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #К__
12 декабря
В 1863 году родился Эдвард МУНК (в Лётене, губерния Хедмарк), норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства, особенно в таких направлениях, как экспрессионизм и фовизм.
Он стал одним из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство и, хотя оно охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом наполнено и жаждой жизни.
* * * * *
Выходец из семьи военного врача, Эдвард поступил в технический колледж в Христиании (ныне Осло), т.к. отец хотел видеть сына инженером. Однако желание быть художником победило – год спустя, в 1881 году, он бросил колледж и поступил в Королевскую школу рисования. Параллельно Мунк посещает мастерскую К. Крога, объединившего вокруг себя норвежских художников-реалистов.
В 1886 году молодой художник организовал в Христиании свою первую персональную выставку, где показал 110 работ. Её результатом стала правительственная стипендия, которая давала Мунку возможность стажироваться в Париже, в котором его жизнь была насыщенной и богатой впечатлениями: он открыл для себя живопись Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, художников группы «Наби».
Летом 1889 года семья Эдварда Мунка арендовала маленький домик в норвежском Осгордстранде, месте, которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве художника и в его жизни. В этом же году он купил там собственный дом и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда Мунк стремился, когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым.
В 1892 году художник уехал работать в Германию. Общение с немецкими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединило его искусство с миром острых переживаний. Самым плодотворным из творческих его периодов принято считать именно берлинский период. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем С. Пшибышевским и его женой. Последняя на несколько лет стала музой художника. Именно в Берлине, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более 30 лет художник работал над этой «симфонией» (по его собственному выражению). В неё вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме.
Самое же известное своё произведение «Крик» Эдвард Мунк создал в 1893 году, которое считается знаковым событием экспрессионизма. Художнику удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
В жизни Мунка были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с доктором Линде. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
«Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Здесь он прожил около 7 лет, а затем купил дом в Экелю. Художник все больше удалялся от людей, оставаясь наедине со своими картинами. Лишь немногие избранные допускались сюда.
В 1920-е годы у Эдварда Мунка произошло кровоизлияние в правом глазе, и из-за него он почти прекратил писать; в то же время рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм.
В последние десятилетия жизни к художнику пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Став национальной гордостью Норвегии, Эдвард Мунк не бросает кисть, продолжая напряженно работать. Он пишет много автопортретов и портретов, в которых есть и юмор, и скептицизм, но и гуманизм человека, прожившего сложную, яркую жизнь. Каждый его портрет – это не только изображение конкретного человека, но и символ определенных представлений.
Мунк практически не использовал прямых линий. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, «энергию жизни» героев способны только взвихренные, волнообразные линии.
Когда Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству и отказался от официального празднования своего 80-летия.
Скончался Эдвард МУНК 23 января 1944 года в Экели (близ Осло), так и не дожив до освобождения своей родины; похоронен на кладбище Спасителя.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #М__
12 декабря
1928 года родился Леонид Фёдорович БЫКОВ (в селе Знаменское, Донецкая область), популярный советский и украинский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист Украинской ССР (1974).
* * * * *
В 1938 году родители переехали в город Краматорск, где Леонид окончил среднюю школу, там же впервые вышел на сцену местного Дома культуры имени В.И. Ленина. Во время Великой Отечественной войны он вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле.
С детства Леонид Быков мечтал об авиации и дважды поступал в лётные училища. Первый раз — в Ойрот-Туре (1943; ныне Горно-Алтайск), куда была в 1942 году эвакуирована 2-я Ленинградская школа военных лётчиков, но туда его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста. Второй раз – в Ленинграде (1945), во 2-ю спецшколу для лётчиков, которая была чуть позже расформирована по причине окончания войны.
В театральный институт в Киеве он принят не был, но поступил и окончил актёрский факультет Харьковского театрального института. После его окончания в период 1951-1960 годов был актёром Харьковского государственного академического украинского театра имени Т.Г. Шевченко. Затем стал актёром и режиссёром на киностудии «Ленфильм», а с 1969 года – актёр и режиссёр киностудии имени А.П. Довженко в Киеве. Он автор сценария сатирического киножурнала «Фитиль».
Свою первую роль в кино Леонид Быков сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины». Следующую в киноленте «Укротительница тигров», где сыграл Петю Мокина. В 1955 году – главная и сразу полюбившаяся зрителям роль в фильме «Максим Перепелица».
В числе лучших ролей актера в кино можно назвать Богатырёва («Дорогой мой человек», 1958), Акишина («Добровольцы», 1958), Алёшки («Алёшкина любовь», 1960), Гаркуши («На семи ветрах», 1962).
В конце 1960-х годов вместе с Е. Оноприенко и А. Сацким был создан сценарий фильма о лётчиках, который долго не пропускала цензура из-за его «негероичности». После долгого ожидания, в 1972 году Леонид Быков начал снимать кинокартину «В бой идут одни "старики"», в которой сыграл главную роль капитана Титаренко, прозванного друзьями «Маэстро».
В 1976 году был снят ещё один фильм – «Аты-баты, шли солдаты» ...", в котором он также сыграл одну из ролей – ефрейтора Святкина.
В 1978 году начались съёмки фантастического сатирического фильма «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором Леонид Быков принимал участие в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза. К 1979 году были уже отсняты две части фильма, представлены суду критиков. Картину ожидал успех, но судьба разрушила планы…
По одной из версий, во время съёмок картины Леонид пишет странное письмо-завещание на имя своих друзей Николая Мащенко и Ивана Миколайчука, как бы предчувствуя скорую трагедию. По другой – завещание было написано за 3 года до смерти, после перенесённого им инфаркта. Письмо, по воспоминаниям его дочери Марьяны, было написано на маленьком листочке бумаге, в стиле отца, с названием «А если это конец…»:
"…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…"
Погиб Леонид Фёдорович БЫКОВ трагически 11 апреля 1979 года в автомобильной катастрофе возле посёлка Дымер на трассе «Минск – Киев». Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
12 декабря
1928 года родился Чингиз Торекулович АЙТМАТОВ (в селе Шекер; ныне Таласская область Киргизия), выдающийся советский и киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках дипломат, академик АН Киргизской ССР.
* * * * *
Благодаря семье будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе. В 1937 году его отец, занимавший руководящий пост, был репрессирован, и Чингизу пришлось рано стать самостоятельным. Его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати он уже был секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села – это было время Великой Отечественной войны, и взрослые мужчины были на фронте.
После восьми классов школы, Айтматов поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работая зоотехником, продолжая писать.
Дебютировал в печати в 1952 году с рассказом на русском языке «Газетчик Дзюйдо». В 1956 году приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
Широкую известность писателю принесла повесть «Джамиля» (1958). Затем последовали повести «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход» и др. Первый роман, написанный Айтматовым, – «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980). В 1988 году был опубликован известный роман «Плаха».
Герои Ахматова – духовно сильные, человечные, активные люди современной эпохи. Айтматов выступил как писатель-новатор, мастер психологического портрета.
Но талант Айтматова не ограничился писательством: он проявил себя как дипломат и политик, побывав сначала послом СССР в Люксембурге, затем – послом Кыргызстана в Бельгии.
Скончался Чингиз Торекулович АЙТМАТОВ 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга (Германия), где находился на лечении. Похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
---------------------------------------------
Читай произведения Чингиза Айтматова по ссылке: http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/
12 декабря
1946 года родилась Клара Борисовна НОВИКОВА /урождённая – Герцер/ (в Киеве), популярная советская и российская артистка, главная юмористка нашей эстрады. Народная артистка России (1997). Член общественного совета Российского еврейского конгресса.
Известная зрителям по многочисленным юмористическим номерам, она умеет быть бесконечно разной. На сцене Клара Новикова создала сотни образов, самый известный из которых образ легендарной Тети Сони, ставший визитной карточкой артистки.
* * * * *
Из семьи фронтовика, директора обувного магазина, она с раннего детства мечтала о сцене, участвовала в художественной самодеятельности. Это желание привело Клару в Киевскую студию эстрадно-циркового искусства.
Так как ранние годы её жизни проходили под строгим контролем отца, то естественно он выбор дочери не одобрил, а потому постоянно настаивал на том, чтобы она оставила учебу. Именно поэтому Клара просто собрала чемодан и, окончив прежний ВУЗ, отправилась в Москву, в которой она появилась под новой фамилией – Новикова, которая была единственным напоминанием о неудачном супружестве с первым мужем – музыкантом Виктором Новиковым, её сокурсником по цирковому училищу.
В столице будущая известная юмористка поступила в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Первый успех пришел к Кларе Новиковой после того, как она в 1974 году стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, председателем жюри которого был Аркадий Райкин.
Два года спустя, после окончания ГИТИСа, талантливая артистка начала выступать на сцене Москонцерта и поселилась в Москве. Именно в этот период к ней приходит настоящая популярность.
Первый монолог «Тёти Сони» написал литератор и журналист Марьян Беленький, впоследствии для Клары Новиковой писали и другие авторы.
С 1992 года она работает в Московском театре эстрадных миниатюр под руководством Михаила Жванецкого. В том же году Клара Новикова получила профессиональную премию «Золотой Остап» на Международном фестивале сатиры и юмора в Санкт-Петербурге.
Помимо постоянных спектаклей артистка много гастролирует. Она даёт концерты не только в России, но и в Украине, Беларуси, США, Израиле и Австралии. Ее сценические монологи всегда вызывают смех, а она сама постоянно остается объектом всеобщего восхищения.
В 2010 году Клара Борисовна НОВИКОВА впервые пробует свои силы в амплуа драматической актрисы, сыграв главную женскую роль в спектакле «Поздняя любовь».
12 декабря
В 1958 году родился Сергей Николаевич ПРИСЕКИН (в Москве), советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М.Б. Грекова. Академик РАХ (2008). Народный художник РФ (1994).
* * * * *
В 1983 году окончил Московский государственный академический художественный институт (МГАХИ) имени В.И. Сурикова. В этом же году поступил в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
В 1990-х годах прошлого века руководил бригадой художников по внутренней росписи храма Христа Спасителя.
С 2000 года профессор кафедры рисунка МГАХИ им. В.И. Сурикова. В 2004 году почтой России была выпущена серия из четырех марок «Славим Отечество!» с репродукциям картин Сергея Присекина, написанных на патриотическую тему.
Художник удостоен Серебряной медали Академии художеств СССР, он лауреат премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного, действительный член Российской академии художеств с 2008 года.
Скончался Сергей Николаевич ПРИСЕКИН 29 октября 2015 года в Москве после тяжёлой болезни, похоронен на Федеральном военно-мемориальном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #П__
12 декабря
1874 года родился Леонард Кэмпбелл ТЕЙЛОР (в Оксфорде, графство Оксфордшир), английский живописец, известный своими жанровыми работами, портретами и интерьерными сценами. Член Королевской Академии художеств.
* * * * *
Выходец из семьи органиста, он обучался в школе рисунка Раскина (Оксфорд), в Сент-Джонс-Вудской школе искусств (Лондон), а также в школе Королевской Академии художеств.
Его работы впервые были выставлены в Королевской Академии художеств в 1899 году, и стал её полноправным членом в 1931 году.
Во время I-й мировой войны служил в качестве официального военного художника в пехоте, а затем в 1918 году стал лейтенантом Королевского добровольческого резерва Военно-морского флота Великобритании.
Его искусство военного периода – это прежде всего «документальный» и кропотливо точный характер работ Леонарда Тейлора. Например, картина с изображением кораблей в камуфляже в доках Ливерпуля, выполненная в точных деталях «Вид на пестро покрашенные корабли на реке Мерси около набережной Ливерпуля» (1918). На ней виден большой лайнер «Мавритания» на этапе посадки.
Работы художника были выставлялись в Лондоне и Париже.
Скончался Леонард Кэмпбелл ТЕЙЛОР 1 июля 1969 года в Кембридже (графство Кембриджшир).
12 декабря
1925 года родился Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ (в Киеве, Украинская ССР), советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1986). Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Известен как автор множества популярных песен и песен для детей, в том числе музыки для мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену.
* * * * *
Володя занимался по классу скрипки в музыкальной школе при Киевской консерватории, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учёбу. В 1941 году их семья была эвакуирована в Ташкент, где он продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории. В 1943 году его призвали в РККА, служил в полку связи в Средней Азии, там же стал писать музыку.
После войны Владимир Шаинский поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского на оркестровый факультет. В период 1949-1951 годов работал в оркестре Леонида Утёсова. Затем преподавал в классе скрипки в музыкальной школе, работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
В 1965 году он окончил композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в классе народного артиста СССР К.А. Караева.
Первыми произведениями композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году ещё в консерватории. Шаинский — автор десятков мелодий из популярных художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист — ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории», мультфильмы «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям! Здравствуйте!» и многие другие.
За свой вклад в отечественную музыку и культуру Владимир Яковлевич награжден премиями Ленинского комсомола и Государственной премией СССР, орденами и медалями. Заслуги композитора многократно отмечены международными медалями и премиями.
Скончался Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ 25 декабря 2017 года в Сан-Диего (штат Калифорния, США). Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
12 декабря
1884 года родилась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА /девичья фамилия – Лансере/ (в родовом имении «Нескучное», Харьковская губерния), русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Её отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать – Екатерина Николаевна – принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.
Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.
* * * * *
После окончания в 1900 году Коломенской женской гимназии Зинаида непродолжительное время занималась в частной художественной школе княгини М.К. Тенишевой, где преподавал известный художник И.Е. Репин. Затем в 1903-1905 годах была ученицей художника-портретиста О.Э. Браза.
В 1905-1906 годах начинающаяся художница обучалась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи. В этот период Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Со времён ученичества она старалась выразить свою любовь к красоте мира. Настоящий успех пришел к ней после VII-й выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Зинаиды Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех её полотен, среди которых был автопортрет «За туалетом» (1909).
Затем последовали «Купальщица» (1911), портрет «Е.К. Лансере» (1911) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912). Художница вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В период 1914-1917 годов творчество Серебряковой переживало период расцвета: она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни. В это же время работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной. Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и её семьи. К тому же в 1919 году умирает от тифа её муж, и она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Осенью 1924 года Серебрякова решилась краткосрочно выехать в Париж, где уже находился ее дядя А.Н. Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились так, что она оказывается оторванной от Родины и детей. Спустя 2 года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России. Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.
Все те небольшие деньги, которые ей удавалось заработать, она отправляла обратно в Россию. Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 году получила французское гражданство.
За границей оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить финансовое положение.
На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1966 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде, на которой показали и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки оказался огромным, и большей радости для русской художницы трудно было себе представить.
Она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Скончалась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА 19 сентября 1967 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) возвращена в Россию.
12 декабря
1941 года родился Виталий Мефодьевич СОЛОМИН (в Чите), советский и российский актер, Народный артист Российской Федерации (1992).
Как режиссер ставил театральные, телевизионные спектакли и фильмы.
* * * * *
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он с детства увлекался музыкой, под руководством родителей занимался игрой на фортепиано.
В 1959 году поступил в московское театральное училище имени М.С. Щепкина, в класс Н.А. Анненкова (к этому времени училище уже окончил старший брат Виталия, Юрий Соломин). На одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов.
Уже начиная со второго курса Виталия приглашали репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. По окончании училища в 1963 году он стал актёром этого театра, играл в спектаклях: «Дядя Ваня», «Горе от ума», «Не все коту масленица», «Свадьба Кречинского».
На короткое время (1987-1989) Соломин перешёл в Театр имени Моссовета, где сыграл главную роль в спектакле по пьесе В.П. Астафьева «Печальный детектив». Затем вернулся в Малый театр, поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка» (1991).
Ещё с 1960-х годов Виталий Соломин начал сниматься в кино. Известность ему принесли роли в фильмах «Старшая сестра» (1966), «Женщины» (1966), «Бабье царство» (1967), «Крепкий орешек» (1967). В следующем десятилетии он стал одним из самых известных актеров советского кино, а в 1980-х годах блистал в роли доктора Ватсона в телесериале о Шерлоке Холмсе.
Большой успех Соломину принес фильм «Зимняя вишня». Ему была очень дорога работа в фильме «Даурия», поскольку действие романа разворачивается в Сибири. Он с огромным удовольствием снялся в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь», так как с детства любил музыку.
В 1995 году Виталий Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота».
Одна из его последних актёрских работ – участие в многосерийном фильме «Пан или пропал». Виталий Соломин участвовал в съёмках телепередачи «Маркиза».
Во время спектакля «Свадьба Кречинского», в котором он играл 24 апреля 2002 года, в первом акте прямо на сцене с ним случился инсульт.
Скончался Виталий Мефодьевич СОЛОМИН 27 мая 2002 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
27 апреля 2007 года на Смоленской набережной в Москве, напротив посольства Великобритании, был открыт памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону (скульптор Андрей Орлов). Прототипом персонажа доктора Ватсона при создании этой скульптурной композиции послужил образ актёра Виталия Соломина.
12 декабря
В 1915 году родился Фрэнк СИНАТРА /полное имя – Фрэнсис Альберт Синатра/ (в Хобокене, штат Нью-Джерси), американский актёр, певец и шоумен. Славился романтическим стилем исполнения песен и «бархатным» тембром голоса.
Талантливейший музыкант, он оставил огромное наследие, сделав около 2 тыс. коммерческих записей, записав свой первый хит в 1939 году, а последний – спустя 54 года. Синатра получил 11 премий «Грэмми», в т.ч. самую престижную награду «Живая легенда».
Его песня «Fly Me to the Moon» стала первой, которая прозвучала на Луне, когда туда прилетели астронавты миссии «Аполлона-11». Коммерчески успешный актер и продюсер, он снялся в 60 фильмах самых различных жанров, получил три «Оскара» и четыре «Золотых глобуса».
Фрэнк Синатра стал сенсацией в 1940-х годах, «национальным феноменом», а к началу 1950-х годов его карьера оказалась полностью разрушена. Но он смог с триумфом вернуться в шоу-бизнес.
Его назвали «Золотым сердцем» за 1 миллиард долларов, собранных им на благотворительность. Он начал бороться против расизма, антисемитизма тогда, когда это еще не стало популярным. Актёр был знаком практически со всеми президентами США.
* * * * *
С детства Фрэнк был очень музыкальным и начинал с того, что уже в 13 лет играл на гавайской гитаре в заведениях родного городка. Затем последовали записи на радио.
Толчком к его певческой карьере послужил кумир 1930-х годов Бинг Кросби. В годы Великой Депрессии после неудачной попытки получить образование, Фрэнк работал в газете.
В составе четверки «The Hoboken Four» Синатра стал лауреатом конкурса «Любительский час майора Боуза». После этого начались гастроли, контракты, накопление опыта.
Песни в его исполнении вошли в классику эстрады и стиля свинг, стали наиболее яркими образцами эстрадно-джазовой манеры пения «крунинг».
В молодые годы имел прозвище «Фрэнки» и «Голос», в более поздние годы – «Мистер Голубые глаза», а затем – «Председатель».
Им записано около 100 неизменно популярных дисков-синглов, исполнены все самые известные песни крупнейших композиторов США – Джорджа Гершвина, Кола Портера и Ирвинга Берлина.
Конец 1940-х годов был трудным периодом для певца: развод с женой, разрыв контрактов со звукозаписывающими студиями, проблемы с голосом.
К счастью, «золотой голос Америки» был потерян не навсегда и в 1950-х годах он зазвучал в кинофильмах «Отныне и вовеки веков», «Человек с золотой рукой», «11 Друзей Оушена» принесших Синатре новую волну славы в качестве киноартиста.
Знаменитая группа «Rat Pack», в которую кроме него вошли П. Лоуфорд, С. Дэвис, Д. Мартин и Д. Бишоп, гремела в Лас-Вегасе и на президентских выборах.
К концу жизни Синатра считался эталоном музыкального стиля и вкуса, и это он в очередной раз подтвердил, завоевав внимание всего мира своей знаменитой песней «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
Скончался Фрэнк Синатра 14 мая 1998 года в Лос-Анджелесе.
-----------------------------------------------
Смотри ПРОДОЛЖЕНИЕ ниже
-----------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #С__
12 декабря
В 1915 году родился Фрэнсис Альберт СИНАТРА, американский актёр, певец и шоумен…
-------------------------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Смотри НАЧАЛО выше
-------------------------------------------------------------
Помимо музыкального триумфа, Синатра был и успешным киноактёром, высшей точкой карьерной лестницы которого стал «Оскар», врученный ему в 1954 году за лучшую мужскую роль второго плана.
В его «копилке» содержится множество кинонаград: от «Золотых глобусов» до премии Гильдии киноактёров США.
За свою жизнь Синатра снялся более чем в 60 кинофильмах, наиболее известными из которых стали: «Увольнение в город», «Отныне и во веки веков», «Человек с золотой рукой», «Высшее общество», «Гордость и страсть», «Одиннадцать друзей Оушена» и «Маньчжурский кандидат».
* * * * *
За жизненные достижения Фрэнк Синатра удостоен премий «Золотой глобус», Гильдии киноактёров США и Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, а за год до кончины награждён высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #С__
12 декабря
В 1821 году родился Гюстав ФЛОБЕР (в Руане), французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Наиболее известен как автор романа «Госпожа Бовари» (1856).
Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste).
Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.
Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И.С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М.П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».
* * * * *
Будучи младшим сыном известного хирурга, он рос при городской больнице до 18 лет. Затем Гюстав отправился в Париж изучать право, не чувствуя особого призвания к юридическим наукам. Жил довольно уединенно, избегая общества товарищей и посещая лишь нескольких художников, в т.ч. скульптора Прадье; у него он познакомился с Виктором Гюго и с писательницей Луизой Коле.
Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, после смерти отца в 1846 году Флобер вернулся в имение Круассе, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой.
К счастью, Флобер обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа.
Известность Гюстав Флобер получил в 1857 году, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор).
Став знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически и замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах. Большинство из них – к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И.С. Тургеневу и др. – представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.
Второй роман Флобера, «Саламбо» (1862), стал результатом поездки в Африку в 1858 году.
В третьем романе, «Воспитание чувств» (русский перевод 1870 года под названием «Сентиментальное воспитание»), прозаик пишет историю своего поколения.
Начатое задолго до «Госпожи Бовари» и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону «Искушение святого Антония» обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 году. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и ее воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.
Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу – роману «Бувар и Пекюше», который остался незавершенным.
Одним из величайших творений Флобера стали его «Письма». В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, анализирует свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирует свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.
В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 году, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, и наконец, серьезные финансовые затруднения. Он так и не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков.
Скончался Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в Круассе. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_декабря #Ф__