12 декабря 1884 года родилась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА /девичья фамилия – Лансере/ (в родово...
12 декабря
12 декабря
1884 года родилась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА /девичья фамилия – Лансере/ (в родовом имении «Нескучное», Харьковская губерния), русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Её отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать – Екатерина Николаевна – принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.
Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.
* * * * *
После окончания в 1900 году Коломенской женской гимназии Зинаида непродолжительное время занималась в частной художественной школе княгини М.К. Тенишевой, где преподавал известный художник И.Е. Репин. Затем в 1903-1905 годах была ученицей художника-портретиста О.Э. Браза.
В 1905-1906 годах начинающаяся художница обучалась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи. В этот период Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Со времён ученичества она старалась выразить свою любовь к красоте мира. Настоящий успех пришел к ней после VII-й выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Зинаиды Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех её полотен, среди которых был автопортрет «За туалетом» (1909).
Затем последовали «Купальщица» (1911), портрет «Е.К. Лансере» (1911) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912). Художница вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В период 1914-1917 годов творчество Серебряковой переживало период расцвета: она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни. В это же время работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной. Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и её семьи. К тому же в 1919 году умирает от тифа её муж, и она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Осенью 1924 года Серебрякова решилась краткосрочно выехать в Париж, где уже находился ее дядя А.Н. Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились так, что она оказывается оторванной от Родины и детей. Спустя 2 года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России. Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.
Все те небольшие деньги, которые ей удавалось заработать, она отправляла обратно в Россию. Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 году получила французское гражданство.
За границей оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить финансовое положение.
На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1966 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде, на которой показали и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки оказался огромным, и большей радости для русской художницы трудно было себе представить.
Она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Скончалась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА 19 сентября 1967 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) возвращена в Россию.
1884 года родилась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА /девичья фамилия – Лансере/ (в родовом имении «Нескучное», Харьковская губерния), русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Её отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать – Екатерина Николаевна – принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.
Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.
* * * * *
После окончания в 1900 году Коломенской женской гимназии Зинаида непродолжительное время занималась в частной художественной школе княгини М.К. Тенишевой, где преподавал известный художник И.Е. Репин. Затем в 1903-1905 годах была ученицей художника-портретиста О.Э. Браза.
В 1905-1906 годах начинающаяся художница обучалась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи. В этот период Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Со времён ученичества она старалась выразить свою любовь к красоте мира. Настоящий успех пришел к ней после VII-й выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Зинаиды Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех её полотен, среди которых был автопортрет «За туалетом» (1909).
Затем последовали «Купальщица» (1911), портрет «Е.К. Лансере» (1911) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912). Художница вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В период 1914-1917 годов творчество Серебряковой переживало период расцвета: она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни. В это же время работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной. Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и её семьи. К тому же в 1919 году умирает от тифа её муж, и она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Осенью 1924 года Серебрякова решилась краткосрочно выехать в Париж, где уже находился ее дядя А.Н. Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились так, что она оказывается оторванной от Родины и детей. Спустя 2 года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России. Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.
Все те небольшие деньги, которые ей удавалось заработать, она отправляла обратно в Россию. Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 году получила французское гражданство.
За границей оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить финансовое положение.
На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1966 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде, на которой показали и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки оказался огромным, и большей радости для русской художницы трудно было себе представить.
Она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Скончалась Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА 19 сентября 1967 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) возвращена в Россию.