26 ноября
1900 года родился Сергей Ефимович ЗАХАРОВ (в Александровске-Сахалинском, Приморская область; ныне город в Сахалинской области), русский, советский живописец, выдающийся акварелист, дизайнер, художник-монументалист, архитектор. Член Ленинградского Союза Художников с 1938 года.
Его акварель – абсолютно уникальное явление живописи, дающее возможность, при всей легкости и воздушности техники, ощутить пластику, ритм и объемность цвета как средства художественного воздействия. Живопись его натюрмортов многослойна, полифонична и этими качествами напоминает эффект художественного стекла в изделиях Галле.
* * * * *
Выходец из семьи писаря при военном госпитале, Сергей в 1910 году поступил в Новосибирское реальное училище. Затем обучался в Томском архитектурно-строительном институте и одновременно занимался Томском художественном училище.
После окончания института, в период 1927-1931 годов, жил в Свердловске, там же начал участвовать в выставках АХР. Писал натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперной живописи, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров, принимал участие в проектировании Магнитогорского завода и ряда общественных зданий Свердловска.
С 1931 года жил в Ленинграде, участвовал в качестве архитектора в проектировании Театра Ленинского комсомола, общественных и школьных зданий. Разрабатывал проекты внутренней отделки советских трансатлантических теплоходов.
Как художник-станковист работал преимущественно в технике акварели и темперной живописи. Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни.
Отточенное мастерство, виртуозное владение материалом в сочетании с тонким ощущением цвета и изысканностью формы делают его произведения неповторимыми, непохожими на работы других художников.
Одним из свойств живописи Сергея Захарова является её необычайная музыкальность, подлинный и редчайший симфонизм. Своя музыкальная тема присутствует практически в каждом произведении художника: от пейзажа блокадного города до восточного натюрморта. Секрет этого свойства его живописи состоит в особом даре целостного видения им композиции каждого произведения, во влиянии богатейшего опыта работы в монументальной живописи.
Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистане, США, Германии и других странах.
Скончался Сергей Ефимович ЗАХАРОВ 24 января 1993 года в Санкт-Петербурге.
26 ноября
В 1831 году родилась Анна ЛЕОНУЭНС /имя при рождении – Анна Гарриэт Эдвардс/ (в Ахмеднагар, Индия), британская писательница, путешественница, педагог и общественный деятель.
История её жизни послужила основой для романа Маргарет Лэндон «Анна и король Сиама», а также фильмов «Анна и король Сиама», «Анна и король», мюзикла «Король и я» (также экранизированного) и телевизионных сериалов.
* * * * *
Из семьи сержанта Томаса Эдвардса и дочери лейтенанта индийской армии, Анна в последующем тщательно скрывала своё происхождение от смешанного брака, чтобы избежать дискриминации и обеспечить хорошее будущее своим детям.
После замужества она прекратила всякие контакты с семьёй. Анна начала преподавать в Сингапуре, а затем открыла школу для детей британских офицеров. Хотя предприятие не оказалось финансово успешным, она заслужила репутацию хорошего учителя.
В 1862 году Анна Леонуэнс приняла предложение консула Сиама поступить на службу к сиамскому королю Монгкуту в качестве учительницы для его 39 жён и 82 детей. Король пожелал, чтобы они получили современное западное светское образование, которое им не могли дать жёны миссионеров.
В течение 6 лет Анна находилась при дворе, вначале в качестве учителя, затем в должности секретаря-переводчика. Она хотела продолжить работу при дворе, но во время её нахождения в Англии по состоянию своего здоровья, король внезапно умер. Его сын Чулалонгкорн, ставший преемником, написал Анне письмо с благодарностью, однако не предложил ей продолжить работу.
В 1869 году Анна Леонуэнс уехала в США, где опубликовала воспоминания о своих путешествиях. Эта книга принесла ей популярность и обвинения в сенсационности. В мемуарах она критически рассматривает придворную жизнь сиамского королевского двора. В Таиланде Анну обвинили в преувеличении её влияния на короля Монгкута.
Живя в США, писательница зарабатывала деньги чтением лекций на темы положения женщин в странах Востока, в частности, в Сиаме и арабских странах, а также на темы миссионерства. В литературных кругах Нью-Йорка и Бостона она познакомилась с такими писателями, как О.У. Холмс, Г. Лонгфелло, Г. Бичер-Стоу.
В Нью-Йорке Анна Леонуэнс возобновила преподавательскую деятельность в подготовительной школе, готовившей будущих студентов для колледжей и ВУЗов.
В 1881 году она совершила поездку по ряду стран Европы, в том числе посетила и Россию. После этого Анна переехала в Канаду, где занималась образованием женщин, а также участвовала в движении суфражисток. Она стала одним из основателей «колледжа искусств и дизайна» Новой Шотландии.
Анна Леонуэнс и Чулалонгкорн встретились снова, когда он посетил Лондон в 1897 году, через 30 лет после того, как она покинула Сиам, и король воспользовался этой возможностью, чтобы выразить ей свою благодарность лично.
Скончалась Анна ЛЕОНУЭНС 19 января 1915 года в Монреале (провинции Квебек, Канада), похоронена на кладбище Маунт-Ройял.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #Л__
26 ноября
В 1807 году родился Уильям Сидней МАУНТ (в городке Ситауткет на острове Лонг-Айленд), известный американский живописец, принадлежавший к тому поколению художников, которые, сознательно декларируя свой принципиальный демократизм, положили начало бытовому жанру в искусстве США.
Его картины были посвящены по преимуществу деревенскому быту. Мироощущение художника склонялось к некоторой созерцательности, отлично уживавшейся с теплым вниманием к жизни простых людей. Писал он также портреты и пейзажи.
* * * * *
Карьеру художника выбрал под влиянием брата Генри и мечтал стать художником исторического жанра и портретов.
Художественное образование получил в Национальной Академии дизайна в Нью-Йорке, где овладел техникой живописи. В 1829 году Уильям Маунт открыл собственную портретную студию, но работал там недолго. Внезапно обнаруженная у него болезнь заставила его вновь переселиться в сельскую местность.
Он вернулся на родину, где сосредоточился на наблюдениях за бытом провинциалов острова Лонг-Айленд. Прожил и проработал на острове до конца жизни. На художественную манеру живописца повлияли бытовые картины английских художников. Но действительность американцев отличалась от быта англичан, что реально воссоздано в живописи Уильяма Маунта («Танцор в баре», 1835; «Рыболовство на острове Лонг-Айленд», 1845).
Он любил ловить рыбу, ходить, охотиться, плавать. Любил рисовать то, что он увидел. Это различные сцены из деревень и их населения. По ночам художник любил ходить в таверны и играть на флейте или скрипке. Он путешествовал с комплектом красок, так что мог нарисовать эскиз, где бы он ни был.
Уильям Маунт вошел в историю как один из лучших американских художников-жанристов. Его картинам всегда был присущ легкий юмор, любовь к сельской жизни и душевная теплота. Они практически идиллические, лишены драм и трагических сторон, люди на картинах Маунта всегда отдыхают, развлекаются, играют на музыкальных инструментах. Лишь иногда он невольно фиксирует общественное размежевание между миром белых и миром афроамериканцев, где последние всегда предстают в виде служанок или батраков («Необорная мощь музыки», 1847).
Скончался Уильям Сидней МАУНТ 19 ноября 1868 года на Лонг-Айленде. Его дом и студия превращены в музей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #М__
26 ноября
В 1899 году родился Соломон Самсонович БОИМ (в Дмитриеве-на-Свапе, Курская губерния), советский художник, известный график и акварелист, педагог, профессор живописи Московского художественного училища.
Был главным художником Политического управления Балтийского Флота СССР.
* * * * *
Выходец из семьи ремесленника-переплетчика, он в 1911 году поступил в Дмитриевское реальное училище, где на его художественное развитие большое влияние оказал преподаватель рисования Генрих Генрихович Теснер, выпускник петербургской Академии художеств.
В 1918 году Соломон Боим поступил в Харьковское художественное училище, но через год был мобилизован в РККА, участвовал в боях под Орлом, служил до конца Гражданской войны.
После демобилизации, учился в Москве на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Н. Купреянова, И. Львова и П. Митурича.
С 1929 года иллюстрировал книги, выпускаемые «Детгизом» и другими издательствами, создавал произведения станковой графики на актуальные в то время историко-идеологические темы. Участвовал в Международной выставке «Искусство книги» в Париже и Лионе в (1931-1932), а также в выставке советской графики в Нью-Йорке.
С началом Великой Отечественной войны, получил назначение в Кронштадтский дом Военно-морского флота, где возглавлял работу по наглядной агитации. В 1942 году был откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. В дальнейшем до конца войны был старшим художником Политуправления Балтийского флота, в звании капитана административной службы.
Занимался художник и педагогической деятельностью: в период 1939-41 годов преподавал акварель и литографию в МГАХИ имени В.И. Сурикова, а с 1946 по 1948 год – в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
В период 1946-78 годов участвовал во Всесоюзных художественных выставках.
Его произведения находятся во многих музейных собраниях: ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее ВОВ в Москве, Музее Истории Ленинграда, в других государственных и частных собраниях в России и во многих зарубежных странах.
Скончался Соломон Самсонович БОИМ 6 апреля 1978 года в Москве.
--------------------------------------------------—
Смотри также работы художника С.С. Боима по ссылкам:
http://kykolnik.livejournal.com/304047.html
http://sovcom.ru/avtori/avtor/б/9/?p_f_2_1=9&p_f_3_1=9
--------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #Б__
26 ноября
1795 года родился Карл Филипп ФОР (в Гейдельберге), немецкий художник-пейзажист, один из крупнейших представителей немецкого романтизма в живописи.
* * * * *
Несмотря на обучение у художника Фридриха Ротмана, в значительной степени был самоучкой. В 1810 году его талант живописца открыл дармштадский придворный советник и художник Георг Вильгельм Иссель и приглашает в Дармаштадт. Здесь Карл, при помощи госсекретаря и историка Филиппа Диффенбаха знакомится с принцессой Вильгельминой Луизой Баденской, которая становится заказчицей Карла Фора и поддерживает молодого художника материально.
Позднее он поступает в мюнхенскую Академию изящных искусств, близко сходится со своим коллегой Людвигом Сигизмундом Рулем, и берёт у него уроки масляной живописи. Не окончив курса в Академии, Фор отправляется в учебную поездку по Северной Италии, живёт в Риме, некоторое время входил в круг назарейцев. Позднее Фор постепенно вырабатывает свой собственный художественный стиль, на который, однако, повлияло творчество тирольского пейзажиста Йозефа Антона Коха, с которым Фор в Риме делил мастерскую.
29 июня 1818 года Карл Филипп ФОР утонул во время купания в Тибре.
26 ноября
В 1924 году родился Джордж СИГАЛ (в Нью-Йорке), американский скульптор и художник, работы которого породили новое художественное направление – «энвайронмент», вовлечение пространства в художественную композицию.
Он познакомил публику с удивительным жанром, который предлагал внедрение «гипсового объекта» в окружающие мир. Произведение пластики выставлял вместе с фрагментами окружающей среды. До него, таким приемом никто не пользовался.
* * * * *
Выходец из семьи эмигрантов из Украины, он в 1941 году начал обучение в школе искусств колледжа Купер Юнион в Нью-Йорке (совмещал учебу с работой на птицеферме отца). Изучал философию, историю, литературу в университете Ратджерс в Нью-Брансуике (1942-1946), учился в частном Институте дизайна в Бруклине (1947-1948), занимался на педагогическом факультете Нью-Йоркского университета.
В период 1955-64 годов Джордж Сигал преподавал в различных художественных заведениях. В 1963 году поехал в Европу, где его работы выставлялись в Париже и в Дюссельдорфе, затем на Бьеннале в Сан-Паулу, впоследствии в Сан-Франциско, Нью-Йорке и в городах Японии. В 1981 году он стал членом Американского института искусств и литературы. Сигал много путешествовал, посещал Китай, Японию, Египет и Израиль.
Ранние живописные работы художника близки стилистике экспрессионизма. На формирование творческого мировоззрения Сигала повлияло знакомство с Алланом Капровом (1953), одним из вождей поп-арта; идеи Капрова о театрализации быта, стирании границ между жизнью и искусством увлекли его.
Джорджу Сигалу принадлежит идея делать скульптуру, представляющую собой слепки с человеческой фигуры, снятые при помощи гипсовых повязок. В 1961 году, используя эту технику, он включает свое собственное изображение в композицию «Человек, сидящий за столом» (городской музей, Мёнхенгладбах).
Гипсовые человеческие фигуры Сигала в комбинации с реальными бытовыми предметами, установленные в реальном пространстве улицы, витрины или комнаты, породили новое художественное направление – энвайронмент, т.е. вовлечение пространства в художественную композицию.
Скончался Джордж Сигал 9 июня 2000 года в Нью-Брансуике (штат Нью-Джерси).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #C__
26 ноября
1903 года родился Юрий Иванович ПИМЕНОВ (в Москве), советский живописец, театральный художник, график. Народный художник СССР. Лауреат трех Государственных премий.
Действительный член Академии художеств СССР.
* * * * *
В детстве все свободное время он проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее и внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца – художника-любителя (юриста по профессии). В 1920-1925 годах обучался во ВХУТЕМАСе у В.А. Фаворского и С.В. Малютина.
В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет («Инвалиды войны», 1926, ГРМ; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927; «Солдаты переходят на сторону революции», 1932; обе – в ГТГ).
С годами перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления.
В 1925 году было организовано Общество художников-станковистов (ОСТ), где Юрий Иванович был одним из членов-учредителей. В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, Пименов написал одно из самых замечательных своих полотен – «Новая Москва» (1937, ГТГ).
Тема Москвы в творчестве художника, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны, стала для него одной из главных («Следы шин», серия «Новые кварталы», в том числе «Свадьба на завтрашней улице»). Он пишет не только жанровые композиции, но и натюрморты, пейзажи, портреты.
За 50 лет работы в театре Пименов оформил множество классических и современных спектаклей («За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева, 1946, Малый театр; «Степь широкая» Винникова, 1949, Центральный театр Советской Армии и др.). Стремясь создать единый образ спектакля, он планировал сценическое пространство, создавал декорации, сочинял эскизы костюмов, писал афиши, оформлял театральные программы, иллюстрировал книги о театре.
Юрий Иванович также принимал активное участие и в творческом процессе театра: присутствовал на репетициях, следил, чтобы декорации соответствовали эскизам и т.п. Интересны актерские портреты Пименова, например Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной (1968).
Графикой художник занимался всю жизнь. Одна из его последних работ – рисунки к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Скончался Юрий Иванович ПИМЕНОВ 6 сентября 1977 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
26 ноября
В 1926 году родилась Маргарита Петровна НАЗАРОВА (в городе Царское Село; ныне Пушкин, Ленинградская обл.), советская актриса цирка и кино, дрессировщица тигров.
В школьные годы Маргарита с подружками посещала занятия в балетной студии в Доме пионеров, 7 лет там танцевала. Прекрасное время, беззаботное детство было прервано войной, во время которой в 15-летнем возрасте она была отправлена в Германию. Для девушки начались дни плена, до краев наполненные унижениями. В школе она изучала немецкий язык, могла более-менее общаться с немцами, благодаря чему и попала работать в богатый дом. Заметив пластичность и красоту своей русской служанки, хозяин определил ее в кабаре. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы.
Вернувшись в 1945 году на Родину, девушка подготовила самостоятельно небольшой танцевально-акробатический номер, с которым ее и приняли на работу в коллектив «Цирк на сцене».
Постепенно молодая циркачка стала вводить в свою программу животных – собак, лошадей. Проработав так почти 8 лет, Маргарита Назарова решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, и на одном из представлений лихо промчалась по вертикальной стене. Согласилась работать с укротителем тигров Константином Константиновским.
Дебют Назаровой в кино состоялся в 1953 году в массовке приключенческого фильма «Случай в тайге» о работе сибирского промыслового хозяйства по разведению соболя.
В 1954 году Маргариту Назарову пригласили в качестве дублерши Людмилы Касаткиной на съемки лирико-эксцентрической комедии «Укротительница тигров», т.к. актриса наотрез отказалась сниматься в клетке с хищниками.
В комедии «Полосатый рейс» Маргарита Назарова из ранга дублерши была переведена в исполнительницу одной из главных ролей. По легенде, своим появлением «Полосатый рейс» обязан Никите Хрущеву, который как-то заметил, что о знаменитой дрессировщице Назаровой надо бы снять фильм. Алексей Каплер и Виктор Конецкий тут же написали довольно непритязательный сценарий о скромном буфетчике советского торгпредства Шулейкине, блестящая роль Евгения Леонова, вынужденного, выдавая себя за дрессировщика, сопровождать на пароходе необычный груз – тигров.
Благодаря фильму «Полосатый рейс» об отважной дрессировщице Маргарите Назаровой, первой из женщин вошедшей в клетку с тиграми, узнал буквально весь мир. У зрителей фильм имел оглушительный успех!
Также в качестве дублёра снималась в фильме «Опасные тропы».
Скончалась Маргарита Петровна Назарова 25 октября 2005 года в Нижнем Новгороде, похоронена на Федяковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #Н__
26 ноября
В 1939 году родилась Тина ТЕРНЕР /урожденная Анна Мэй Буллок/ (в Натбуше, штат Теннесси), одна из самых выдающихся современных американских певиц, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8-ми премий Грэмми, самая успешная рок-исполнительница всех времен, суммарный тираж альбомов которой составил более 180 млн. копий.
За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул «Королевы рок-н-ролла». Тина значится в десятке самых лучших танцоров мира. Журнал «Роллинг Стоун» назвал её одной из величайших певиц современности.
* * * * *
Она с детства любила петь, а первой сценой стали ночные клубы родного города, где в 1956 году её заметил гитарист Айк Тернер и пригласил в свою группу. Добрые отношения с Айком привели к их свадьбе через 2 года.
«Ревю Айка и Тины Тернер», в основном за счет бешеной энергии Тины и ее волнующего голоса, вышло на первые позиции с хитами «Deep River, Mountain High» и «Proud Mery». С изменением времён и музыкальных стилей Тина превращалась в уникальную сценическую персону – певицу и танцовщицу, заставлявшую публику трепетать на живых концертах группы.
Во время совместного тура в 1975 году в Тина ушла от Айка. Карьера Тины Тернер как сольной исполнительницы началась только в 1983 году.
Какое-то время она жила в долг, затем работала по 6 дней в неделю в ночном клубе. С помощью буддистских песнопений и австралийского менеджера Роджера Дэвиса она вернулась на верхние позиции с диском «Private Dancer» (1984), ставшим несколько раз платиновым и завоевавшим премию Грэмми. Она вернулась и на экраны (первая роль была в рок-опере «The Who» – «Tommy»), снявшись в фильме «Beyond Thunderdome» на студии «Mad Мax», и выпустила хит под тем же названием.
Тина Тернер в 1986 году написала свою автобиографию, которая в 1993 году была экранизирована – фильм «What’s Love Got to Do With It?» («При чём здесь любовь?»). Саундтрек к фильму готовила сама Тина.
В 1987 году она совершила грандиозное турне «Break Every Rule» по 25 странам.
Тина Тернер продолжает пользоваться фантастической популярностью во всем мире. Ее диски по-прежнему очень быстро раскупаются.
В 2000 году Тина отправилась в одно из самых успешных турне в своей карьере – «Twenty Four Seven Tour», собрав к его концу более 100 млн. долларов.
С середины 1980-х годов она живёт в Европе, став с апреля 2013 года гражданкой Швейцарии, а 21 июля этого же года состоялась свадьба Тины Тёрнер и немецкого музыкального продюсера Эрвина Баха.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #Т__
26 ноября
В 1894 году родился Иван Дмитриевич ПАПАНИН (в Севастополе), выдающийся советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, кавалер девяти орденов Ленина.
Начальник первой советский дрейфующей станции «Северный полюс» («СП-1») и Главного управления Северного морского пути.
* * * * *
Выходец из семьи моряка, он окончил с отличием земскую начальную школу и в возрасте 12 лет поступил слесарем на судостроительный завод в Севастополе.
Был на службе в Русском императорском флоте с 1914 года. В период 1918-20 годов участник Гражданской войны на Украине и в Крыму.
Окончил специальные курсы Осоавиахима (1929), Высшие курсы связи Наркомата пост и телеграфа (1931), первый курс факультета связи Плановой академии (1932)
В 1923-32 работал в Наркомате связи. Затем возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, а в дальнейшем – полярную станцию на мысе Челюскина.
Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана.
Широкую известность имя Папанина получило в 1937 году, когда он возглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверо бесстрашных сотрудников станции «СП-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана.
За самоотверженную работу в тяжелых условиях Арктики все члены экспедиции стали Героями Советского Союза и получили научные звания. Папанин – доктора географических наук.
В конце 1939 – начале 1940-го годов Иван Дмитриевич Папанин организовал экспедицию по спасению ледокола «Георгий Седов», за что удостоился второго звания Героя Советского Союза.
В 1939 году Папанин стал начальником Главного северного морского пути, обеспечивавшего движение судов вдоль арктического побережья СССР.
В годы Великой Отечественной войны прославленный полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил воинское звание контр-адмирала.
С 1951 года Папанин возглавлял отдел морских экспедиционных работ Академии наук, был создателем и первым директором Института биологии внутренних вод в поселке Борок Ярославской области.
Написал мемуары «Жизнь на льдине» (1938) и «Лёд и пламень» (1977).
Скончался Иван Дмитриевич Папанин 30 января 1986 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #П__
26 ноября
В 1894 году родился Норберт ВИНЕР (в Колумбии, штат Миссури) – «отец кибернетики», – выдающийся американский учёный-математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Он живо интересовался проблемами естествознания, внёс заметный вклад в теорию связи, участвовал в создании первых вычислительных машин.
Имя Винера стало известно всему миру после выхода в 1948 году его книги «Кибернетика», которая стала истинным бестселлером, одной из самых популярных книг XX столетия. Слово «кибернетика» приобрело необычайную популярность, а идеи Винера, сформулировавшего основные положения кибернетики и ставших началом новой науки, совершили прорыв в сознании человечества.
Автор трудов по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной технике.
* * * * *
В 4-летнем возрасте Норберт был допущен к родительской библиотеке, а в 7 лет написал свой первый научный трактат по дарвинизму. Он никогда по-настоящему не учился в средней школе, зато одиннадцати лет от роду поступил в престижный Тафт-колледж, который закончил с отличием уже через 3 года, получив степень бакалавра искусств.
В 18 лет Винер уже числился доктором наук по специальности «математическая логика» в Корнельском и Гарвардском университетах, а через год был приглашён на кафедру математики Массачусетского технологического института.
В 1913 году молодой Винер начинает своё путешествие по Европе, слушает лекции Рассела и Харди в Кембридже и Гильберта в Гёттингене. После начала I-й мировой войны он возвращается в Америку. Во время учёбы в Европе будущему «отцу кибернетики» пришлось попробовать свои силы в роли журналиста околоуниверситетской газеты, испытать себя на педагогическом поприще, поработать пару месяцев инженером на заводе.
Он пытался попасть на фронт, но не прошёл медкомиссию из-за плохого зрения. С 1919 года Винер становится преподавателем кафедры математики Массачусетского технологического института.
В 1920-30 годах он вновь посещает Европу. В теории радиационного равновесия звёзд появляется уравнение Винера-Хопфа. Норберт Винер читает курс лекций в пекинском университете Цинхуа. Среди его знакомых – Н. Бор, М. Борн, Ж. Адамар и другие известные учёные.
Перед II-й мировой войной он стал профессором Гарвардского, Корнельского, Колумбийского, Брауновского, Геттингенского университетов, получил в собственное безраздельное владение кафедру в Массачусетском институте, написал сотни статей по теории вероятностей и статистике, по рядам и интегралам Фурье, по теории потенциала и теории чисел, по обобщённому гармоническому анализу.
Во время самой войны, на которую профессор пожелал быть призванным, работает над математическим аппаратом для систем наведения зенитного огня – детерминированные и стохастические модели по организации и управлению американскими силами противовоздушной обороны (ПВО). Он разработал новую действенную вероятностную модель управления силами ПВО.
Книга Норберта Винера «Кибернетика» – книга об обратной связи между автоматами (машинами) и нервной системой человека, – увидела свет в 1948 году. Полное название этой главной книги Винера выглядит так: «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».
Впоследствии он сформулировал основные положения новой науки – кибернетики, предметом изучения которой стали управление, связь и обработка информации в технике, живых организмах и человеческом обществе.
За несколько месяцев до смерти Норберт Винер был удостоен Национальной научной медали США, высшей награды для человека науки в Америке. При ее вручении президент страны произнёс: «Ваш вклад в науку на удивление универсален, ваш взгляд всегда был абсолютно оригинальным, вы потрясающее воплощение симбиоза чистого математика и прикладного учёного».
В СССР книга «Кибернетика» на русском языке впервые вышла в 1958 году.
Скончался Норберт Винер 18 марта 1964 года в Стокгольме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_ноября #В__