5 июля
В 1958 году родился Андрей Алексеевич УСАЧЁВ (в Москве), советский и российский детский прозаик и поэт.
Помимо стихов и прозы, он также пишет пьесы для кукольного театра и песни.
* * * * *
Учился в Московском институте электронной техники, однако после 4 курса перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала «Весёлые картинки».
Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов «Если бросить камень вверх» был удостоен I-й премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. Довольно быстро Усачёв стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Всего же в России вышло более 100 книг писателя. Некоторые из его произведений были переведены на иврит, украинский, молдавский, польский и сербский языки. Его «Основы безопасности жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация прав человека», «Мои географические открытия» были рекомендованы для изучения в школах Министерством образования и науки России.
Андрей Усачёв много работал на телевидении – писал сценарии и песни для передачи «Кварьете "Весёлая квампания"» и для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские передачи.
По его сценариям поставлен ряд мультипликационных фильмов, в том числе «Умная собачка Соня» (1991, реж. Вадим Меджибовский), «Девица Бигелоу или жевательная история» (1995, реж. Эльвира Авакян), «Рыцарский роман» (2003, реж. Эльвира Авакян), «Девочка и крот» (2005, реж. Татьяна Ильина) и «Меню» (2007, реж. Аида Зябликова).
В 2005 году как автор детских песен Андрей Алексеевич УСАЧЁВ был удостоен премии «Золотой Остап», а созданная им вместе с художником Виктором Чижиковым книга «333 кота» победила в номинации «Вместе с книгой мы растём» на конкурсе «Книга года». На следующий год он стал лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #У__
5 июля
В 1878 году родился Владимир Алексеевич ЩУКО (в Берлине), русский советский архитектор, художник театра, просветитель. Академик архитектуры (1911).
В советское время, в соавторстве с В.Г. Гельфрейхом — проектировщик нового здания Библиотеки им. Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве; один из создателей сталинской архитектуры.
* * * * *
Еще ребенком он был привезен в Россию. Первоначальное образование получил в Тамбовском реальном училище. В 1896 году поступил в Академию художеств на архитектурное отделение в мастерскую Л. Бенуа. Кроме основных занятий Щуко серьезно увлекался живописью, скульптурой и графикой: посещал классы И. Репина, гравера В. Матэ, скульптурную мастерскую В. Беклемишева. В студенческие годы Владимир Алексеевич изучал архитектуру Пскова, Новгорода и ряда других русских городов, побывал с полярной экспедицией на острове Шпицберген (1901), где выполнил серию пейзажных работ.
Академию художеств окончил в 1904 году со званием архитектора-художника и правом на пенсионерскую поездку. Совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год. «Этот год работал исключительно в Италии» (Виченца, Мантуя, Рим); по возвращении провёл успешную выставку своих итальянских работ. Разносторонне талантливый, Щуко был успешен и в живописи, и в театре — на сцене МХТ.
Его первый практический успех в неоклассике — постройка двух доходных домов К.В. Маркова в Санкт-Петербурге.
Получив международное признание и звание академика архитектуры (1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, руководил классом композиции в Обществе поощрения художников, возглавлял Женские архитектурные курсы, воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко, Владимир Гельфрейх.
В 1917 году Щуко реставрировал зал заседаний Таврического дворца, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
В 1923-24 годах были сооружены римско-дорические пропилеи Смольного — первая монументальная постройка советского периода в Петрограде. В том же году по проекту Щуко построен Иностранный отдел (вход, пропилеи, Главный павильон, кафе-ресторан и др.) на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике перед Финляндским вокзалом.
В сентябре 1935 года Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую мастерскую Моссовета, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко; в то же время по его проектам строились и другие сооружения.
Скончался Владимир Алексеевич ЩУКО 17 января 1939 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Щ__
5 июля
В 1869 году родилась Элизабет /Бесси/ МАКНИКОЛ (в Глазго), шотландская художница-портретист, постимпрессионист, член художественной группы «Глазго Гёрлс».
* * * * *
Обучалась в Школе искусств Глазго, затем, по совету преподавателей, в парижской Академии Коларосси. В 1893 году одна из её картин была выставлена в лондонской Королевской академии художеств. После возвращения Макникол в Глазго в местном Королевском институте изящных искусств проходит выставка её работ.
Через три года она открывает в Глазго свою художественную мастерскую. В 1901 году в Мюнхене выставляется её крупноформатное ню-полотно «Тщеславие».
Макникол писала как масляными красками, так и акварелью. На рубеже XIX—XX столетий она признавалась одной из талантливейших художниц-портретистов своего времени; полотна Макникол выставлялись в Лондоне, Мюнхене, Дрездене, Санкт-Петербурге, Вене, Ливерпуле, Генте, различных городах США.
Ранняя смерть художницы считалась тяжёлой потерей для шотландского искусства.
Скончалась Элизабет МАКНИКОЛ 4 июня 1904 года при родах в Глазго.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #М__
5 июля
В 1922 году родился Виктор Николаевич ЧУЛОВИЧ (в Черкизово, Московская область), русский советский художник, пейзажист. Живописец-импрессионист, большой мастер цвета. Заслуженный художник РСФСР.
Прославился лирическими картинами, тяготел к жанру «пейзаж-настроение».
Многие его работы посвящены родному Черкизову.
* * * * *
Учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 года в мастерской П. Петровичева.
В августе 1942 года был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боях на Калининском фронте пулемётчиком. В составе своей дивизии переброшен на защиту Сталинграда. 28 августа 1942 года был тяжело ранен в бою за станицу Котлубань. Кавалер ордена Отечественной войны I-й степени. Награждён медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1943 году поступил учиться на художественный факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии (преподаватели Ф.С. Богородский, К.Ф. Морозов). После его окончания в 1959 году работал на «Мосфильме».
В 1950 году был принят в члены Союза художников СССР. Персональные выставки художника прошли в 1972 и в 1991 годах в Москве. В 1987 году был удостоен диплома Академии художеств СССР.
Лирический характер дарования живописца предопределил выбор адекватного ему жанра – пейзажа, который в наибольшей мере позволяет выразить мироощущение автора. Эмоциональный диапазон его пейзажей широк – от грозового напряжения до просветленной, умиротворенной лирики. Один из ярких представителей московской пейзажной школы. Выдающийся мастер поколения «шестидесятников». Обладал могучей и темпераментной живописной манерой.
Картины художника находятся в художественных музеях Костромы, Пскова, Ростова, Вологды, а также в частных собраниях за рубежом: Англии, Германии, Франции, Щвейцарии, Италии, Испании, Японии.
Скончался Виктор Николаевич ЧУЛОВИЧ в 1994 году в Черкизово.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Ч__
5 июля
В 1910 году родился Сергей Алексеевич ГРИГОРЬЕВ (в Луганске), советский живописец и график. Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР. Лауреат двух Государственных премий.
Его картины, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра.
* * * * *
Обучался в Запорожской художественно-профессиональной школе, во ВХУТЕМАСе в мастерской В. Фаворского, в Киевском художественном институте у Ф. Кричевского.
В 1929 году вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». После окончания учебы Сергей Григорьев переезжает в Харьков, где работает в республиканском издательстве «Мистецтво». Им создана серия плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия».
Сергей Алексеевич активно занимался педагогической деятельностью. В период 1934-60 годов преподавал в Киевском художественном институте (с 1948 года – профессор). В 1950 году он создал при институте мастерскую современной жанровой живописи. Процессу воспитания молодых художников мастер посвятил значительную часть своей творческой деятельности.
Произведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, в художественных музеях Украины, Национальной художественной галерее Болгарии, в Токио, Японии.
Скончался Сергей Алексеевич ГРИГОРЬЕВ 9 апреля 1988 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Г__
5 июля
В 1500 году крещён /родился ?/ Парис БОРДОНЕ (в Тревизо), итальянский художник венецианской школы, представитель маньеризма.
Венецианский живописец эпохи Позднего Возрождения. Испытал влияние Порденоне, Лотто, Моретто.
Его, как ученика Тициана, выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Таковы работы: «Святое семейство» (Милан, Пинакотека Брера), «Вручение дожу перстня святого Марка» (1534; Венеция Академия).
* * * * *
Бордоне присоединился к bottega – мастерской Тициана – в 1516 году и оставался там до 1518 года.
Первый заказ он получил в 1518 году. Работал в Венеции, а также в Тревизо, Милане, Виченце, Креме, Генуе и Турине. Его многочисленные портреты, среди которых особенно удачными считаются женские, отличаются пышностью и богатством колорита, так называемые портреты куртизанок. После общения с Лоренцо Лотто в 1540-х годах его портреты приобрели более глубокую степень интимности.
Парис Бордоне писал и на религиозные сюжеты. Им выполнено много важных фресковых циклов.
Также он писал на аллегорические и мифологические сюжеты. Работы Бордоне сочетают благородство стиля и золотую гармонию цветов, унаследованную у Тициана, а также реалистическую концепцию человеческой фигуры.
В 1538 году поступил на службу к королю Франциску I в Фонтенбло, где писал портреты короля и придворных. Обласканный почестями, в 1540 году он отправился в Аугсбург, где расписал дворец Фуггеров. Затем вернулся в Венецию.
Временем наибольшего творческого расцвета творчества Париса Бордоне были 1520-30-е годы – «Св. Семейство со св. Екатериной» (С-Петербург, Эрмитаж); «Святое Семейство» (Милан, галерея Брера); «Мадонна со святыми» (Глазго, Художественная галерея); «Мадонна со святыми Георгием и Иоанном Крестителем» (Москва, ГМИИ им. Пушкина).
Лучшей и наиболее известной работой художника Париса Бордоне является монументальное полотно «Чудо с кольцом» (1534, Венеция, галереи Академии), посвященное одной из исторических легенд Венеции – передаче рыбаком венецианскому дожу кольца, полученного от Святого Марка.
Скончался Парис Бордоне 19 января 1570 года в Венеции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Б__
5 июля
В 1885 году родился Андре ЛОТ (в Бордо), французский скульптор, живописец, педагог, художественный критик и теоретик искусства.
Ему принадлежит несколько значительных книг по искусству – прежде всего, общетеоретические «Трактат о пейзаже» (1939) и «Трактат о фигуре» (1950), а также обзоры «Новые французские художники» (1926) и «Шедевры египетской живописи» (1954) и др.
* * * * *
С 12 лет учился деревянной скульптуре и резьбе по дереву. Получил образование скульптора-декоратора, но затем занялся преимущественно живописью. В 1906 году Андре уехал в Париж, где первоначально находясь под впечатлением от живописи Гогена и Сезанна, примкнул к фовизму – однако затем, начиная с 1912 года, сдвинулся к кубизму.
После перерыва в занятиях искусством, вызванного армейской службой во время I-й мировой войны, Лот быстро приобрёл значительный вес среди французских кубистов.
В 1918 году он стал одним из соучредителей журнала «Nouvelle Revue Française», где публиковал рецензии и статьи об искусстве (вплоть до 1940 года). Впоследствии написал несколько книг по теории искусства, занимался преподавательской деятельностью.
Первую академию (студию рисования) Андре Лот открыл на Монпарнасе в 1922 году. У него сразу сложился довольно большой круг учеников, среди которых был и знаменитый фотограф Анри Картье-Брессон.
Ученики не хотели прерывать занятия в академии на летний период, и естественно встал вопрос о летних этюдах. В то время неизменной популярностью у художников пользовался Прованс и Лазурный берег. В 1925 году Лот отправился на юг присмотреть подходящее место. Мирманд очаровал художника, он выбрал самый большой дом, заплатил за него 3 тысячи франков, и этот дом принадлежал ему в течение 37 лет – до самой смерти. Именно благодаря этому деревня Мирманд и обрела свою известность.
В течение полутора десятков лет (до объявления войны в 1939 году) ежегодно в Мирманде собирались ученики академии на летние занятия. В деревушку приезжали до 40 художников со своими семьями, арендовали дома и проживали в гостинице, производя форменный фурор своим образом жизни и столичными нарядами – шортами и купальниками. С одной стороны, размеренная жизнь деревни нарушалась, с другой, приезда художников ждали задолго, готовили жилье, провизию – в деревне началась новая жизнь.
В поздние годы Лот также много преподавал в других странах, включая Египет и Бразилию. Среди его многочисленных учеников были будущие известные фотографы Лизетт Модел, Георгий Гойнинген-Гюне.
В 1950-е годы он занимал пост президента Международной ассоциации художников, граверов и скульпторов при ЮНЕСКО.
Скончался Андре Лот 24 января в 1962 году в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Л__
5 июля
В 1903 году родился Владимир Григорьевич СУТЕЕВ (в Москве), русский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Один из зачинателей советской мультипликации.
Множество сказок, написанных им, отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение в них сопровождается яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.
В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
* * * * *
Отец Володи, врач по профессии, был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С 14 лет будущий мультипликатор зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований.
По окончании гимназии, Владимир поступил в МВТУ им. Баумана. Не расставаясь с карандашом и красками, он постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и др. С 1923 года начинает иллюстрировать книги для детей; среди его самых известных работ – иллюстрации к произведениям К. Чуковского и С. Маршака.
Получив специальность инженера, Сутеев понимает, что его призвание совсем иное. Он вновь идет учиться, теперь – на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Во время учебы вступает в экспериментально-производственную группу мультипликаторов. В 1931 году он выпускает первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк», где дебютирует как постановщик. В 1935 году Владимир перешёл в коллектив В.Ф. Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем – на «Мосфильм)».
В 1941 году Владимир Сутеев уходит на фронт. Временами возвращаясь к любимой профессии, он успевает поставить ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм», посвященных тому, что знал не понаслышке: ориентированию на местности и борьбе с вражескими танками. Именно кадры из фильмов Сутеева войдут иллюстрациями в учебники для Суворовского училища.
Уволившись в запас, с 1947 года работает в Детгизе и преподает на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», в авангарде мультипликаторов осваивает технику создания цветного кино.
Из под его пера вышли прекрасные иллюстрации книг: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгера Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», англичанина Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
В 1952 году вышла первая книжка за авторством самого Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». С этих пор он становится признанным Мастером – пишет сценарии для мультфильмов, иллюстрирует книги, выступает как режиссер и сценарист.
Среди изданных книг с иллюстрациями Владимира Сутеева, такие как: «Цыпленок и утенок», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето», «Веселый Новый год», «Приключения Пифа», «Айболит», «Яблоко», «Тараканище», «Мойдодыр» и др.
Им написано около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы. Среди самых известных – «Когда зажигаются елки», «Волшебный магазин», «Снеговик-почтовик», «Кораблик», «Петя и Красная Шапочка», «Кто сказал “мяу”?» и др.
Владимир Григорьевич внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и в мировой детской литературы и мультипликации. Его произведения переведены на 36 языков и постоянно издаются в Европе, США, Японии и Мексике.
Скончался Владимир Григорьевич Сутеев 10 марта 1993 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #С__
5 июля
1889 года родился Жан КОКТО /имя при рождении – Жан Морис Эжен Клеман Кокто/ (в Мезон-Лаффите), французский писатель, поэт, драматург, художник, театральный деятель, киносценарист и режиссер, предвосхитивший появление сюрреализма. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.
Поэзию считал основой любого искусства и на протяжении всей жизни публиковал сборники: «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Опера» (1927) «Аллегория» (1941), «Леона» (1945), «Распятие» (1946), «Греческий ритм» (1951).
За год до смерти Кокто издал поэму «Реквием» (1962), в которой были собраны воедино все основные мотивы его творчества.
* * * * *
Сын адвоката и художника-любителя, будущий великий экспериментатор не получил систематического образования. Жан с детства увлёкся рисованием, проявляя незаурядный талант живописца.
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Впоследствии Кокто успешно работал в жанре графического портрета. Он удачно запечатлел многих знаменитых людей своей эпохи – П. Пикассо, И. Стравинского, С. Дягилева, В. Нижинского.
Воспитанный на любви к классическому искусству, Кокто начал пересматривать свои взгляды после знакомства с Прустом и Дягилевым, который привлек его к сотрудничеству с «Русским балетом». В 1913 году он открывает для себя музыку Стравинского и завязывает дружеские отношения с композитором.
Сценическая деятельность Кокто способствовала появлению спектакля нового типа, отрицавшего традиции и отражавшего настроения «потерянного поколения». Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет «Парад» (1917) на музыку Сати, с декорациями Пикассо. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Среди романов Кокто наиболее известны «Самозванец Тома» (1923) и «Трудные дети» (1929). Кокто-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Он автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930) и пьесы «Трудные родители» (1938).
Кокто был блестящим критиком, автором глубоких эссе о Леонардо да Винчи, Лотреке, Сезанне, Пикассо, Модильяни, Утрилло, Кирико и других мастерах прошлого и современности. Знаменитый француз оказал влияние на многих талантливых людей своей эпохи.
С 1930-х годов Кокто работал как киносценарист и кинорежиссёр: снял фильмы «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950), «Завещание Орфея» (1960). Большим успехом пользовались экранизации двух мелодрам из современной жизни – «Несносные родители» (1948) и «Несносные дети» (1949).
В 1955 году Кокто избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Он командор Ордена Почетного Легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза.
Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Человек, достаточно обеспеченный, чтобы иметь дом, он прожил почти всю жизнь странником – в гостиницах, у друзей. И только к старости стал любить свою квартиру, устойчивый быт.
Скончался Жан КОКТО 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе (под Парижем).
5 июля
1880 года родился Ян КУБЕЛИК (в Праге), чешский скрипач и композитор.
Один из лучших скрипачей-виртуозов своего времени. Автор оригинальной музыки, в т.ч. шести концертов для скрипки с оркестром. В пору расцвета его таланта, Кубелика называли «Чародей скрипки», «чешский Паганини».
Отец Рафаэля Кубелика, чешского дирижёра.
* * * * *
Мальчика купили скрипку, когда ему исполнилось всего 4 года. Однажды в ансамбль, в котором играл отец Кубелика, не явился кларнетист. Его партию уверенно сыграл на скрипке сын – талант Яна был очевиден.
В 1892 году Кубелик предстал перед консерваторской комиссией и сыграл Седьмой концерт Берио.
В 15 лет он выучил Третий концерт Сен-Санса и с блеском его исполнил. На выпускном экзамене сыграл концерт Брамса, и о нём после экзамена заговорили все пражские газеты. Для усовершенствования мастерства его оставили при консерватории ещё на 2 года.
После окончания Пражской консерватории, начиная с 1898 года, проходят первые международные турне скрипача. Он едет в Италию, Канны, Монте-Карло и Ниццу, а из Франции направился в Лондон.
Жизнь Кубелика проходит в постоянных разъездах. В России до I-й мировой войны он концертировал 6 раз. В США совершил 7 концертных турне. Кроме того, побывал в Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке и даже на Кубе. Каждый день он давал концерт в новом городе.
Кубелик знал наизусть весь скрипичный репертуар и требовал того же от аккомпаниаторов. Добавляла трудностей и импровизационность его игры. Моравец, слышавший его неоднократно, утверждал, что одну и ту же вещь Кубелик играл каждый раз по-разному.
До войны Кубелик пользовался феноменальным успехом. Так, в Петербурге, желая попасть на концерты чешского скрипача, публика занимала очередь у билетной кассы с утра, приходя туда с самоварами и едой. На родине его принимали как национального героя. Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф предложил ему герб и дворянство, от чего Кубелик отказался, заявив, что он чех и простой человек. Внук Паганини презентовал ему фотографию и локон волос деда.
К 1930-м годам его безупречная техника стала портиться, но Кубелик (с меньшей активностью) концертировал почти до самой смерти. В период 1930-х годов он больше занимался композицией.
Еще в 1910-х годах было замечено, что за известным чехом всюду следовал огромный афроамериканец. Позже выяснилось – «накачанный спутник скрипача как зеницу ока оберегал воистину бесценный инструмент своего хозяина. Скрипка "Император" работы самого Страдивари оценивалась в несколько миллионов долларов. Однажды, дабы избежать покушения на дорогущий инструмент, Кубелик пошел на хитрость – полетел из Чехии в Питер на… двух аэропланах. В одном – сам маэстро, в другом – скрипка, под бдительным присмотром её темнокожего телохранителя».
Последние концерты скрипача состоялись 8 мая 1940 года в Праге и 11 мая – в Невеклове. После концерта у него начался тяжёлый приступ желудочных болей.
Скончался Ян КУБЕЛИК 5 декабря 1940 года в Праге.
5 июля
1761 года родился Луи-Леопольд БУАЛЬИ (в Ла Бассе), французский живописец, известный жанровыми сценками парижской жизни времен Революции и французской Империи. Известен, как популярный литограф.
* * * * *
Буальи – сын резчика по дереву, зарабатывал на жизнь рисованием портретов. В 1785 году переехал в Париж, где он стал рисовать многонаселенные детальные анекдотические картины городских сценок, которые и сделали его известным.
Он начал выставляться в Салоне в 1791 году и сразу получил заказ нового республиканского режима на картину «Триумф Марата» (1794), от самого революционного лидера Жана-Поля Марата.
За следующие 40 лет, Буальи нарисовал большое количество работ, изображающих самые различные аспекты каждодневной жизни Парижа. Такие картины как «Студия Изабель» (1798), «Прибытие Дилижанса» (1803) и «Отъезд призывников» (1808) показывают его умение в работе с массовыми сценами.
Первые свои литографии Буальи сделал в 1823 году, выполнив юмористическую серию «Гримасы». В 1833 году он был награжден орденом Почетного Легиона.
В целом же он выполнил приблизительно 500 жанровых картин и приблизительно 5000 портретов.
Скончался Луи-Леопольд БУАЛЬИ в 1845 году в Париже.
5 июля
В 1802 году родился Павел Степанович НАХИМОВ (в селе Городок Смоленской губернии), великий российский флотоводец, герой Севастопольской обороны.
Будучи зачисленным в Морской кадетский корпус Павел учился прилежно и блестяще, был примером для подражания. В 1817 году в числе лучших гардемаринов на бриге «Феникс» совершил плавание к берегам Швеции и Дании.
Окончив Корпус в январе 1818 года шестым в списке выпускников, в феврале получил чин мичмана и был направлен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта. В 1821 году переведен в 23-й флотский экипаж Балтийского флота. Усердие и рвение, некий фанатизм и любовь к своему делу... и вот он с восторгом принимает приглашение М.П. Лазарева в 1822-25 годах служить у него на фрегате, названном новым тогда именем «Крейсер».
После трехлетнего кругосветного плавания Нахимов с фрегата «Крейсер» перешел (все под начальством Лазарева) в 1826 году на корабль «Азов», на котором и принял выдающееся участие в Наваринском морском бою в 1827 году против турецкого флота. Из всей соединенной эскадры Англии, Франции и России ближе всех подошел к неприятелю «Азов», и во флоте говорили, что «Азов» громил турок с расстояния не пушечного, а пистолетного выстрела.
В декабре 1827 года Нахимов получил орден Св. Георгия 4-й степени и чин капитан-лейтенанта. В августе 1828 года стал командиром трофейного турецкого корвета, переименованного в «Наварин». В Русско-турецкую войну 1828-29 годов принимал участие в блокаде русским флотом пролива Дарданеллы.
В 29 лет он стал командиром только что построенного фрегата «Паллада», а в 1836 году командиром «Силистрии» и, спустя несколько месяцев, произведен в капитаны 1-го ранга. «Силистрия» ходила в Черном море, и корабль выполнил за 9 лет своего плавания под флагом Нахимова ряд трудных, сложных, героических и ответственных поручений.
Доверие иногда бывает безгранично, так Лазарев и доверял своему ученику. В сентябре 1845 года Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и Лазарев сделал его командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. За успехи в боевой подготовке экипажей Нахимов удостоен ордена Св. Анна 1-й степени.
В начале 1855 года назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведен в адмиралы. Под его руководством Севастополь в течение 9 месяцев героически отражал атаки союзников. Благодаря его энергии оборона приобрела активный характер: он организовывал вылазки, вел контрбатарейную и минную войну, возводил новые укрепления, мобилизовал на защиту города гражданское население, лично объезжал передовые позиции, воодушевляя войска. Награжден орденом Белого Орла.
10 июля 1855 года Нахимов был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана и, не приходя в сознание, скончался 12 июля. Его гибель предопределила скорое падение Севастополя.
Похоронен Павел Степанович Нахимов в адмиральской усыпальнице Морского собора Св. Владимира в Севастополе рядом с В.А. Корниловым, В.И. Истоминым и др.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Н__
5 июля
В 1901 году родился Сергей Владимирович ОБРАЗЦОВ (в Москве), советский российский актёр и режиссёр кукольного театра, театральный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий.
Его друзьями, знакомыми, соратниками были Гордон Крэг, Соломон Михоэлс, Чарли Чаплин, Джим Хенсон, Жерар Филип, Жан-Поль Сартр. Учителями – Станиславский и Немирович-Данченко.
* * * * *
После окончания реального училища в 1918 году поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет (ученик А.Е. Архипова и В.А. Фаворского).
В 1922-30 годах работал у В.И. Немировича-Данченко как актёр Музыкальной студии МХАТа (с 1926 года ‒ Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), а в 1930-36 годах ‒ МХАТа 2-го, исполнял острохарактерные роли.
Впервые выступления с театральными куклами начинает в 1920 году. А уже к середине 1930-х годов приобретает известность как эстрадный артист, ставящий номера с куклами в пародийном стиле «романсов с куклами». В этот период он также поставил несколько кукольных спектаклей в стиле водевиль.
Будучи звездой эстрады 1920-х годов, покорив сотни тысяч зрителей своими пародийными «романсами с куклами», Сергей Образцов в 1931 году основал и возглавил Центральный театр кукол и руководил им до конца жизни.
За десятки лет его театр превратился в самый крупный мировой кукольный центр с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, двумя сценами, зимним садом, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где нет ни одной копии – все подлинники, архивами бесценных документов, фотографий, фото, видео, аудио, кинофондов...
Образцов ставил спектакли, которые вошли в книгу рекордов Гиннеса, снимал фильмы, писал книги для детей и взрослых, пел романсы, выступал с сольными концертами, отбирал в свой театр лучших – актеров, художников, мастеров по куклам, механиков... Сегодня театр носит его имя.
Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол.
В спектаклях Образцова актёр-кукловод – не подсобная фигура, приводящая в движение куклу, а творец сценического образа, создание которого в театре кукол строится на тех же законах, что и в драматическом театре, но имеет и свои «кукольные» особенности. Образцов стремится к поиску новых решений в конструкции ширмы, декораций, «анатомии» кукол.
Книги, написанные Сергеем Образцовым о системе режиссерской и актёрской работы в кукольном театре, являются богатейшим наследием Мастера, которое он оставил своим последователям. Среди них «Актёр с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Театр китайского народа» и др.
С 1956 года Сергей Владимирович работал также в кино как сценарист и режиссёр, создатель жанра документального киномонолога. С 1935 года вел педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа.
В 1976-84 годах был президентом Международного Союза кукольников (почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года). Член-корреспондент Берлинской академии искусств (с 1955 года).
Образцов коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция – самая большая в России и одна из самых больших в мире.
Творческий путь Мастера отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие др.
Скончался Сергей Владимирович Образцов 8 мая 1992 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #О__
5 июля
В этот день 1687 года опубликованы «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона.
Этот поистине грандиозный труд (кратко — «Начала») заложил основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания.
«Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая также акустику.
В 1705 году за научные труды королева Анна возвела Исаака Ньютона в рыцарское звание.
* * * * *
Исаак Ньютон – английский математик, физик, алхимик и историк, родился в семье фермера.
В 12 лет поступил в Грантемскую школу, в 1661 году – в колледж Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 году получил ученую степень бакалавра.
В 1665-67 годах у него уже в основном сложились те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже он провел и опыты над разложением света. В 1668 году Ньютону была присвоена степень магистра.
Второй зеркальный телескоп – больших размеров и лучшего качества – он построил в 1671 году. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В последние годы жизни Ньютон много времени посвящал теологии, а также античной и библейской истории.
За величайшие заслуги похоронен в английском национальном пантеоне – Вестминстерском аббатстве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля
5 июля
В 1832 году родился Павел Петрович ЧИСТЯКОВ (в селе Пруды, Тверская область), русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.
«Родоначальник русской живописи», «всеобщий педагог русских художников», «наш общий и единственный учитель» – так говорили о нем современники.
Через его мастерскую прошли известнейшие художники конца XIX века: Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Врубель, Серов, Борисов-Мусатов, Савинский и др.
* * * * *
Первоначальное образование получил в Бежецком уездном училище. Очень большое влияние на его дальнейшее образование оказал отец, человек хотя и простого происхождения, но понимавший важность просвещения.
В 1849 году Павел Чистяков поступил в Императорскую Академию Художеств. Его наставником был профессор П.В. Басин. За период обучения с 1854 по 1858 годы Павел получил две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры.
В 1860 году он получил малую золотую медаль за картину «Патриарх Гермоген в темнице».
В следующем году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученной за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» с правом на поездку за рубеж в качестве пенсионера академии. Прежде чем отправиться в эту поездку, некоторое время был преподавателем в санкт-петербургской рисовальной школе для приходящих.
Выехал за границу в 1863 году, посетил Германию, работал в Париже и Риме. По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко выставлял свои новые произведения.
В 1872 году получил в академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 году назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Возглавлял мастерскую в 1908-10 годах, заведовал мозаичным отделением с 1890 по 1912 годы.
Скончался Павел Петрович Чистяков 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_июля #Ч__