5 июля 1889 года родился Жан КОКТО /имя при рождении – Жан Морис Эжен Клеман Кокто/ (в Мезон-Лаффи...
5 июля
5 июля
1889 года родился Жан КОКТО /имя при рождении – Жан Морис Эжен Клеман Кокто/ (в Мезон-Лаффите), французский писатель, поэт, драматург, художник, театральный деятель, киносценарист и режиссер, предвосхитивший появление сюрреализма. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.
Поэзию считал основой любого искусства и на протяжении всей жизни публиковал сборники: «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Опера» (1927) «Аллегория» (1941), «Леона» (1945), «Распятие» (1946), «Греческий ритм» (1951).
За год до смерти Кокто издал поэму «Реквием» (1962), в которой были собраны воедино все основные мотивы его творчества.
* * * * *
Сын адвоката и художника-любителя, будущий великий экспериментатор не получил систематического образования. Жан с детства увлёкся рисованием, проявляя незаурядный талант живописца.
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Впоследствии Кокто успешно работал в жанре графического портрета. Он удачно запечатлел многих знаменитых людей своей эпохи – П. Пикассо, И. Стравинского, С. Дягилева, В. Нижинского.
Воспитанный на любви к классическому искусству, Кокто начал пересматривать свои взгляды после знакомства с Прустом и Дягилевым, который привлек его к сотрудничеству с «Русским балетом». В 1913 году он открывает для себя музыку Стравинского и завязывает дружеские отношения с композитором.
Сценическая деятельность Кокто способствовала появлению спектакля нового типа, отрицавшего традиции и отражавшего настроения «потерянного поколения». Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет «Парад» (1917) на музыку Сати, с декорациями Пикассо. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Среди романов Кокто наиболее известны «Самозванец Тома» (1923) и «Трудные дети» (1929). Кокто-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Он автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930) и пьесы «Трудные родители» (1938).
Кокто был блестящим критиком, автором глубоких эссе о Леонардо да Винчи, Лотреке, Сезанне, Пикассо, Модильяни, Утрилло, Кирико и других мастерах прошлого и современности. Знаменитый француз оказал влияние на многих талантливых людей своей эпохи.
С 1930-х годов Кокто работал как киносценарист и кинорежиссёр: снял фильмы «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950), «Завещание Орфея» (1960). Большим успехом пользовались экранизации двух мелодрам из современной жизни – «Несносные родители» (1948) и «Несносные дети» (1949).
В 1955 году Кокто избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Он командор Ордена Почетного Легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза.
Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Человек, достаточно обеспеченный, чтобы иметь дом, он прожил почти всю жизнь странником – в гостиницах, у друзей. И только к старости стал любить свою квартиру, устойчивый быт.
Скончался Жан КОКТО 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе (под Парижем).
1889 года родился Жан КОКТО /имя при рождении – Жан Морис Эжен Клеман Кокто/ (в Мезон-Лаффите), французский писатель, поэт, драматург, художник, театральный деятель, киносценарист и режиссер, предвосхитивший появление сюрреализма. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.
Поэзию считал основой любого искусства и на протяжении всей жизни публиковал сборники: «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Опера» (1927) «Аллегория» (1941), «Леона» (1945), «Распятие» (1946), «Греческий ритм» (1951).
За год до смерти Кокто издал поэму «Реквием» (1962), в которой были собраны воедино все основные мотивы его творчества.
* * * * *
Сын адвоката и художника-любителя, будущий великий экспериментатор не получил систематического образования. Жан с детства увлёкся рисованием, проявляя незаурядный талант живописца.
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Впоследствии Кокто успешно работал в жанре графического портрета. Он удачно запечатлел многих знаменитых людей своей эпохи – П. Пикассо, И. Стравинского, С. Дягилева, В. Нижинского.
Воспитанный на любви к классическому искусству, Кокто начал пересматривать свои взгляды после знакомства с Прустом и Дягилевым, который привлек его к сотрудничеству с «Русским балетом». В 1913 году он открывает для себя музыку Стравинского и завязывает дружеские отношения с композитором.
Сценическая деятельность Кокто способствовала появлению спектакля нового типа, отрицавшего традиции и отражавшего настроения «потерянного поколения». Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет «Парад» (1917) на музыку Сати, с декорациями Пикассо. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Среди романов Кокто наиболее известны «Самозванец Тома» (1923) и «Трудные дети» (1929). Кокто-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Он автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930) и пьесы «Трудные родители» (1938).
Кокто был блестящим критиком, автором глубоких эссе о Леонардо да Винчи, Лотреке, Сезанне, Пикассо, Модильяни, Утрилло, Кирико и других мастерах прошлого и современности. Знаменитый француз оказал влияние на многих талантливых людей своей эпохи.
С 1930-х годов Кокто работал как киносценарист и кинорежиссёр: снял фильмы «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950), «Завещание Орфея» (1960). Большим успехом пользовались экранизации двух мелодрам из современной жизни – «Несносные родители» (1948) и «Несносные дети» (1949).
В 1955 году Кокто избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Он командор Ордена Почетного Легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза.
Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Человек, достаточно обеспеченный, чтобы иметь дом, он прожил почти всю жизнь странником – в гостиницах, у друзей. И только к старости стал любить свою квартиру, устойчивый быт.
Скончался Жан КОКТО 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе (под Парижем).