Ваш день рождения

Ваш день рождения 4 февраля.

4 февраля 1841 года родился Шарль /иногда Чарльз/ Эдуард Эдмонд ДЕЛОРТ (в городе Ним), известный фр...

4 февраля
1841 года родился Шарль /иногда Чарльз/ Эдуард Эдмонд ДЕЛОРТ (в городе Ним), известный французский художник-академист, график, акварелист.
В книге «Акварелисты» (1883) отмечена самобытность художественной манеры мастера.
Его работы хранятся в художественных музеях Парижа, Метрополитен-музее, Национальной галерее Сиднея и многих других.
* * * * *
В 12-летнем возрасте Шарль поступил в морскую Академию, но строгое обучение и муштра не понравились юноше и он бросил учебу.
В дальнейшем учился в колледже дизайна в городе Лорьяно (Бретань) у профессора М. Дюхуссе. Продолжил художественное образование в Париже (1859-1861) в частных студиях прославленных живописцев Чарльза Глейра и Жана-Леона Жерома, где быстро достиг профессиональных успехов.
В 1862 году Делорт вместе с Жеромом отправился в творческое путешествие по Египту, откуда привёз большое количество ориентальных сцен. Там художник нарисовал целую серию картин, с которыми по возвращении в Париж, участвовал в конкурсе на «Prix de Rome» (победитель награждался творческой поездкой в Италию).
По возвращении поселился в пригороде Парижа – Марлотте, где открыл собственную студию, продолжая учиться и работать над техникой. В 1866 году Шарль Делорт дебютировал в Парижском Салоне с картиной «Дафнис и Хлоя». Работа имела большой успех, после чего коллекционеры и галерейщики проложили дорогу к его студии в Марлотте. Очень быстро художник получил известность как мастер сюжетов светской жизни XVIII века.
Он также писал исторические и мифологические сцены в техниках станковой живописи и акварели. Создал серию гравюр со своих самых известных полотен.
В 1875 году Делорт экспонировал свою самую знаменитую работу – «Лодка Манон Леско» на выставке в Луизиане, за что получил золотую медаль. После этого успеха художник решил писать жанровые и исторические картины, время действия которых было XVIII столетие.
Скончался Шарль Эдуард Эдмонд ДЕЛОРТ в 1895 году в Париже.

4 февраля В 1925 году родилась Галина Николаевна ДЕМЫКИНА (в Москве), русская советская поэтесса и ...

4 февраля
В 1925 году родилась Галина Николаевна ДЕМЫКИНА (в Москве), русская советская поэтесса и прозаик, автор книг, как для детей, так и для взрослых. Всего ею написано более 40 книг, многие из которых переведены на ряд иностранных языков.
Жена писателя Георгия Балла, с которым вместе создавала некоторые произведения.
* * * * *
Из семьи биологов, Галина в 1942 году поступила в МГУ на биологический факультет, но уже тогда ей удавались небольшие стихотворения и рассказы, и потому она решила перевестись на филологическое отделение.
Свой путь в литературе Галина Демыкина начинала как детский поэт. После окончания в 1946 году университета она стала работать в детской редакции Всесоюзного радио. Передача «Угадайка», любимая многими детьми, – её детище. Галина писала для неё сама, приглашала на передачу писателей, поэтов, деятелей искусства.
С конца 1950-х годов вышло несколько книг её стихов, адресованных маленьким читателям («Гвоздик», 1960; «Вечерние сказки», 1962; «Непослушные шнурки», 1963; «Всё на свете любит петь», 1964; и др.). Она любила писать, ей это удавалось с большой лёгкостью, именно поэтому совсем скоро Демыкина заняла прочное место в читательских сердцах.
Галина Николаевна старалась писать для детей любого возраста. Детям младшего возраста нравятся повести-сказки «Алошка» (написанная совместно с мужем), «Чуча: Лесная песня», «Потерялась девочка», «Деревня Цапельки, дом один», «Мой капитан», «Цветные стёклышки». Детям постарше интересны и полезны такие произведения, как «Была не была», «Ч. Ю.», «Птица», «Как тесен мир», «Лембой», «Почему меня никто не любит?» и др.
«Взрослые» стихотворения Галины Демыкиной впервые стали публиковаться в конце 1960-х годов в журнале «Новый мир». В 1963 году писательница получила премию журнала «Огонёк».
Она автор сборника стихов «Корни дома моего» (1971) и нескольких книг прозы, самые известные из которых – прозаическая повесть «Маски» (1972) и последняя книга рассказов и повестей «Малая вселенная» (1986).
Все знавшие писательницу говорили, что она прирождённый поэт, и это действительно было так. Она, прежде всего, была поэтом в душе. Произведения Галины Демыкиной проникнуты тонкой лирикой, что придает её творчеству особую прелесть.
В её книгах рядом с обыденной жизнью легко соседствует неявное, сказочное, оно освещает, возвышает повседневность. Так необычный зверёк Чуча хочет знать, кто он такой; маленький мальчик с серебряным колокольчиком живёт в телефонной трубке; зайчиха и зайчата могут разговаривать и дать мальчику прозвище «Пайпуша»; девочка попадает в картину своего дяди, где живут маленькие существа пурзи в разноцветных колпачках и т.п.
Скончалась Галина Николаевна ДЕМЫКИНА 23 июня 1990 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Д__

4 февраля 1758 года родился Иван Прокофьевич ПРОКОФЬЕВ (в Санкт-Петербурге), русский скульптор....

4 февраля
1758 года родился Иван Прокофьевич ПРОКОФЬЕВ (в Санкт-Петербурге), русский скульптор.
* * * * *
В 1764 году он был определен в Воспитательное училище Императорской Академии художеств (ИАХ). С 1773 года обучался в «скульптурно-статуйном» классе сначала под руководством Н. Жилле, затем у Ф.Г. Гордеева. За период учебы получил все существовавшие академические награды. Выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1779 году в качестве пенсионера ИАХ Иван Прокофьев отправился в Париж, по пути посетил Берлин, Гамбург и Страсбург. Совершенствовал свое мастерство в Королевской Академии живописи и скульптуры у П. Жюльена. Изучал работы современных французских портретистов – Ж.-А. Гудона, Ж.-Б. Лемуана, О. Пажу, Ж.-Б. Пигаля. Выполнял зарисовки с произведений Рафаэля, Микеланджело, Н. Пуссена, Э. Бушардона. В 1778 году получил от Королевской Академии живописи и скульптуры серебряную медаль за лепку с натуры.
Летом 1784 года возвратился в Россию. В том же году за работу «Морфей», созданную в Париже, признан «назначенным» в академики и определен преподавателем скульптурного класса ИАХ. В 1785 году за программу «Актеон, преследуемый собаками» удостоен звания академика. В том же году назначен на должность адьюнкт-профессора в скульптурный класс ИАХ. В 1800 году удостоен звания профессора.
Иван Прокофьев работал в области станковой, декоративной, монументальной, мемориальной скульптуры. Принимал участие в скульптурном оформлении ансамблей Петербурга и пригородов: Строгановского дворца, дома Бецкого, Академии художеств, Павловского дворца, Таврического дворца, зданий Императорской Публичной библиотеки, Морского кадетского корпуса, Михайловского замка. В конце 1790-х – начале 1800-х годов выполнил группу «Тритоны, держащие рог изобилия», статуи «Пастух Ассис» и «Волхов» для Большого каскада фонтанов в Петергофе. Много работал по заданиям ИАХ.
Скончался Иван Прокофьевич ПРОКОФЬЕВ 10 февраля 1828 года в Санкт-Петербурге.

4 февраля 1688 года родился Пьер Карле де Шамблен де МАРИВО (в Париже), французский драматург и п...

4 февраля
1688 года родился Пьер Карле де Шамблен де МАРИВО (в Париже), французский драматург и прозаик, мастер тонких психологических характеристик и нюансов.
* * * * *
Сын директора монетного двора, он учился праву, но адвокатом не стал. После разорения отца посвятил себя театру. Занимался журналистикой, в 1721 году основал еженедельный журнал «Французский наблюдатель».
Написал большое количество пьес, несколько романов («Фарзамон, или Новый Дон-Кихот», «Удивительные действия симпатии»; «Телемах наизнанку») и повестей («Карета, застрявшая в грязи»). Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля.
Театр Мариво — переход от итальянской комедии масок с её традиционными персонажами (особенно Арлекин) к более современному и литературному театру. Многие исследователи видят в Мариво мастера маски и иносказания. Язык его персонажей — также своего рода маска, за которой скрывается их характер. Чаще всего это молодые люди, на пороге самостоятельной жизни, полные неуверенности и тревоги, прячущие свои истинные чувства.
В 1743 году был избран во Французскую Академию, впоследствии стал её бессменным секретарем. С годами мода сменилась, Мариво умер почти забытым. Однако в XX веке интерес публики к драматургу вернулся, и в последние десятилетия его пьесы с успехом идут на сценах мира. Проза и драматургия Мариво переиздаются. С середины 1950-х годов его пьесы активно переносят на телеэкран.
Скончался Пьер Карле де Шамблен де МАРИВО 12 февраля 1763 года в Париже.

4 февраля В 1881 году родился Фернан ЛЕЖЕ (в городе Аржантан, Нижняя Нормандия), французский живопи...

4 февраля
В 1881 году родился Фернан ЛЕЖЕ (в городе Аржантан, Нижняя Нормандия), французский живописец, скульптор, график, керамист, мастер декоративного искусства, поборник так называемой «эстетики машинных форм» и «механического искусства».
Лидер авангарда и тот самый художник, чью одежду донашивал Сергей Довлатов.
* * * * *
Выходец из семьи нормандского крестьянина, он в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900-02 годах был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. Позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже.
Ранние картины Фернана Леже написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо он сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма.
Участие Леже в I-й мировой войне повлияло на стиль его последующих работ, он заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как «Город» (1919), «Механика» (1920), «Большой завтрак» (другое название «Три женщины», 1921) и «Вокзал» (1923). В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок.
В период 1931-39 годов Фернан Леже несколько раз бывал в США. Во время II-й мировой войны он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Вернувшись в Париж в декабре 1945 года, завершил серию крупных композиций «Прощай, Нью-Йорк» (1946), «Большой парад» (1954) и др.
В середине ХХ века он имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор. Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация, изготовление картонов для ковров, театральная декорация. Везде художник стремился передать движение.
В киноискусстве он создал первый фильм без сценария, «Механический балет» (1924). В 1934 году А. Корда попросил его сделать декорации для фильма по сценарию Г. Уэллса «Форма грядущего».
Вместе с А. Колдером, М. Дюшаном, М. Эрнстом и М. Рэем он работал над фильмом «Мечты, которые можно купить за деньги» (1948).
Скончался Фернан ЛЕЖЕ 17 августа 1955 года в городке Жиф-сюр-Иветт (регион Иль-де-Франс).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Л__

4 февраля 1494 года /дата предположительная/ родился Франсуа РАБЛЕ (около Шинона), французский пис...

4 февраля
1494 года /дата предположительная/ родился Франсуа РАБЛЕ (около Шинона), французский писатель-гуманист, монах, врач и ботаник.
* * * * *
В детском возрасте он был отдан послушником во францисканский монастырь. Там Франсуа Рабле получил начальное образование. Учился очень хорошо и за время пребывания в монастыре изучил несколько иностранных языков. Однако уровень обучения не удовлетворил Рабле, и местный епископ, который покровительствовал талантливому юноше, предложил ему перейти в бенедиктинский орден. Причем разрешение на это дал сам папа римский Климент VII.
Позже Рабле оставляет монастырь и переезжает в дом епископа, чтобы стать его секретарем. В это время он знакомится с известными людьми своего времени - поэтом К. Маро, богословом Ж. Кальвином.
С разрешения архиепископа будущий писатель начал заниматься медициной и вскоре отправился в университет города Монпелье. Там находился древнейший в Европе медицинский факультет. В Монпелье Рабле пробыл два года и покинул университет, получив бакалавра медицины.
В начале 1532 года Рабле выпустил первую книгу, в которой рассказывал о приключениях великана Гаргантюа. Она вышла под псевдонимом Алькофрибас Назье, составленным из букв его имени, произвольно переставленных в виде анаграммы. Анонимный автор сразу же становится известным далеко за пределами своего города.
По инициативе епископа Жана дю Белле Рабле в составе посольства короля Франциска отправился в Рим. Во время этой поездки он ни на день не прекращал работы и по возвращении в Лион написал еще один том своей эпопеи, где рассказывалось о жизни Пантагрюэля, отца Гаргантюа. В нем Рабле в иронической форме изложил свои впечатления о поездке в Италию и о пребывании при папском дворе. Только благодаря покровительству дю Белле Рабле сумел избежать преследований инквизиции.
Находясь в Риме, Рабле занимался врачебной практикой, серьезно увлекся археологией, выпустил книгу, посвященную античным памятникам Рима. В январе 1551 года он становится кюре в Медоне, поблизости от Парижа. Подобное назначение было обычным в те времена поощрением за поступки, угодные церкви. Должность не требовала усердия в исполнении обязанностей и давала неплохие доходы. Все свое время Рабле мог теперь тратить на ученые и литературные занятия. Он спокойно завершил еще одну книгу своей эпопеи и напечатал ее в 1552 году.
Влиятельные друзья вновь помогают Рабле, и он получает королевскую привилегию. Книга выходит из печати, и сразу же появляются ее переиздания. По едкому замечанию одного из современников, Рабле печатают больше, чем Библию.
Книга, в которой писатель резко критикует политическую деятельность католической церкви, расходится по всей Франции и далеко за ее пределами. Его обвиняли в вольнодумстве, ереси и неуважении к королю. Рабле тайно уехал в Лион, распустив слух, что он якобы арестован и посажен в тюрьму.
Писателю опять удалось избежать ареста. В течение нескольких месяцев он жил в Лионе, потом вновь вернулся в Париж и привез с собой пятую, как оказалось, последнюю книгу.
Скончался Франсуа РАБЛЕ 9 апреля 1553 года в Париже.

4 февраля В 1820 году родилась Божена НЕМЦОВА /урождённая Барбора/, чешская писательница, родоначал...

4 февраля
В 1820 году родилась Божена НЕМЦОВА /урождённая Барбора/, чешская писательница, родоначальница современной чешской прозы.
Истинной воспитательницей маленькой Божены была бабушка по линии матери. Именно ей будущая писательница обязана любовью ко всему, что связано с простым народом.
Училась в школе в Ческа-Скалице. Девочка получила всего лишь начальное образование, но природная пытливость и одаренность позволила ей впоследствии стать начитанным и хорошо образованным человеком. В 1837 году по настоянию родителей вышла замуж за Йозефа Немеца, работавшего налоговым инспектором. По характеру службы муж часто переводился в другие города, и семья была вынуждена переезжать вместе с ним. Брак не стал счастливым.
Первым её произведением стало стихотворение «Чешским женщинам». Написав ещё несколько стихотворений, Немцова перешла на прозу. Настоящим началом литературного пути считается сборник собранных в разных частях Чехии фольклорных произведений, вышедший под названием «Народные сказки и легенды».
Роман «Бабушка» стал литературным шедевром. За ним последовала публикация нескольких талантливых новелл, среди которых «Сестры», «Розарка», «Карла», реалистично изображающие деревенскую жизнь.
В 1856 году Божена уехала в Словакию, где прошло несколько спокойных и весьма продуктивных для нее лет. Здесь писательница создала роман «Горная деревня», которым очень гордилась, считая главным в своем творчестве.
Осенью 1861 года Божена, покинув мужа, поселилась в городке Литомышл с надеждой на издание своих произведений, которой не дано было осуществиться. Она жила здесь на грани жизни и смерти, не прося ни у кого помощи.
В конце осени писательница все же возвратилась в Прагу. Двадцатого января 1862, получив сигнальную первую часть романа «Бабушка», расстроилась до слез. Не такой, на плохой бумаге с грубейшими ошибками, мечтала она увидеть свою лучшую книгу.
Скончалась Божена Немцова 21 января 1862 года в Праге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Н__

4 февраля В 1902 году родился Мануэль Альварес БРАВО (в Мехико), знаменитый мексиканский фотограф. К...

4 февраля
В 1902 году родился Мануэль Альварес БРАВО (в Мехико), знаменитый мексиканский фотограф.
Критики сближают его искусство с манерой Кларенса Джона Лафлина и Эдварда Уэстона. Сам же он был учителем Грасьелы Итурбиде.
В 1940-е годы работал в кино, как фотограф сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном («Да здравствует Мексика!»), Бунюэлем («Назарин»), Джоном Фордом, снял несколько короткометражных лент как режиссёр.
Имя Альвареса Браво носит Центр фотоискусства в Оахаке, один из залов Музея современного искусства в Мехико. О нем снято несколько документальных фильмов.
* * * * *
После окончания школы он стал работать рассыльным в мексиканском министерстве финансов, попутно обучаясь литературе, живописи и музыке в Академии Сан-Карлос в Мехико. В 1922 году увлекся фотографией, в тот же период познакомился с выходцем из Германии, фотографом Хуго Бреме, который заинтересовал его фотоискусством и побудил купить первый фотоаппарат.
Довольно быстро Альварес добился успеха, а в 1926 году получил первый приз на региональном фотоконкурсе в Оахаке. Тогда же женился на Долорес Мартинес де Анда, ставшей впоследствии известным фотографом под именем Лолы Альварес Браво.
Под влиянием талантливой «фотографини» Тины Модотти Мануэль он отошел от абстрактной фотографии, которой увлекался ранее и вышел с фотоаппаратом на улицы города.
В 1930-х годах Альварес Браво стал одной из центральных фигур мексиканского искусства. Его фотографии часто носили политический оттенок, он был связан со многими революционными писателями и художниками. Но сам фотограф не ограничивался социальной фотографией – снимал портреты, обнаженную натуру, абстрактные сюрреалистические композиции…
Его первая персональная выставка с большим успехом прошла в Мехико в 1932 году, затем в Нью-Йорке состоялась совместная выставка фотографий Альвареса Браво, Анри Картье-Брессона и Уолкера Эванса – это было уже международное признание таланта мексиканского фотографа.
Познакомившись с Бретоном, он сотрудничал с ним, выставлялся вместе с сюрреалистами.
В 1940-х годах уделял основное внимание кинематографу и преподавательской деятельности. С начала 1960-х годов вновь вернулся к фотографии и продолжал активно работать до конца своей жизни.
Скончался Мануэль Альварес Браво 19 октября 2002 года в Мехико.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Б__

4 февраля В 1829 году родился Густав Леонард де ЙОНГЕ (в Кортрейке), бельгийский живописец, сын пей...

4 февраля
В 1829 году родился Густав Леонард де ЙОНГЕ (в Кортрейке), бельгийский живописец, сын пейзажиста Жана-Батиста де Йонге.
В юности проявлял замечательные способности в игре на скрипке, из-за чего отец хотел сделать из него музыканта. Однако, чувствуя ещё большое влечение к живописи, молодой де Йонге решился посвятить себя этой отрасли искусства. Он учился у профессора Навеса в Брюсселе, пользуясь также советами и поддержкой знаменитого Луи Галле и стипендией от городского управления.
Когда ему было 15 лет, умер его отец, после чего Густав Леонард де Йонге получил стипендию от городского управления своего родного города. С 1848 года он принимал участие в выставках в Брюсселе.
Художник пробовал свои силы в портрете, в священной истории и историческом жанре, пока, наконец, не посвятил себя исключительно воспроизведению сцен домашней жизни женщин и детей среднего сословия. Этот род живописи дал ему большую известность, особенно после его переезда в 1860 году в Париж.
Из произведений де Йонге, написанных им с большим вкусом, грациозных, выразительных и свидетельствующих о редкой наблюдательности художника, можно отметить как лучшие: «Сиротки и их бабушка» (картина, за которую художник получил на Парижском салоне 1863 года золотую медаль), «Благочестие» (1864), «Игра в прятки», «Выздоравливающая», «Поздравление с днём рождения», «Дама перед зеркалом», «Урок музыки» и «Отдых по возвращении из церкви».
Из-за наступления слепоты живописец в 1882 году закончил свою художественную карьеру.
Скончался Густав Леонард де Йонге 28 января 1893 года в Антверпене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Й__

4 февраля В 1900 году родился Жак ПРЕВЕР (в Нёйи-сюр-Сене), французский поэт и кинодраматург. При ...

4 февраля
В 1900 году родился Жак ПРЕВЕР (в Нёйи-сюр-Сене), французский поэт и кинодраматург.
При неоднозначности отношения к нему он был дерзким реформатором так называемого свободного стиха – без рифмы, но с определенным внутренним ритмом и музыкальностью строф. Этот стиль свободного стихосложения был данью сюрреализму в поэзии и получил широкое распространение в Европе. Порой подобное самовыражение автора бывает весьма трудно принять за поэзию, поскольку строчки лишены связующего созвучия окончаний и разбросаны с нарочитым отсутствием ритмичности. Без этих двух компонентов такой текст уже не поэзия…
Стихи Превера хотя и не рифмованы, но построены так, что этого не чувствуется, и они воспринимаются читающим и слушающим легко и органично. Нет в его стихах и знаков препинания.
Сам поэт говорил: «Я вываливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет – по своему настроению, со своей интонацией».
* * * * *
Все, что несло в себе заряд дисциплины и принуждения, ему претило с раннего возраста. В 14 лет Жак распрощался со школой, и дальнейшее образование ему давали парижские бульвары, бистро, праздная толпа. Рос в богеме, сам был богемой, и богема стала его средой обитания.
Эпоха была насыщена бурными событиями, и Превер ими жил, в них участвовал, сохраняя свои убеждения и взгляды, свою индивидуальность. Сразу же после I-й мировой войны настроениями и умами западной интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером. Отсюда и дружба с Пикассо, Танги, Дали, Эрнстом, Магрриттом.
В ту пору сблизился он и с коммунистами, входил в театральную группу эстрадных агитаторов ФПК «Октябрь», писал для нее много едких, обличающих капитализм памфлетов, сценариев, виршей.
Группа «Октябрь» имела большой успех в стране и вместе с Жаком Превером в 1933 году была приглашена в Советский Союз, где ее выступления прошли при переполненных аудиториях.
Превер писал киносценарии и тексты к песням, – то и другое имело успех. Фильмы по его сценариям неизменно ставили знаменитые режиссеры, и в них снимались не менее знаменитые актеры.
Фильм «Дети райка», который внушительное по составу жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века, решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент объявлен мировым достоянием культуры. Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Жака Превера «великим поэтом экрана».
Не меньшую славу он обрел и как автор песен. В период 1928-72 годов сделано 175 записей вокальных исполнений на стихи Превера. Все звезды эстрады имели в своем репертуаре песни на его слова – Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур.
Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские «Мертвые листья»...
В 1954 году за те же «Мертвые листья» Ив Монтан награжден «Золотым диском» – по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении.
Первый свой поэтический сборник «Слова» Превер издал, будучи маститым литератором, только в 1946 году. В него вошло то, что Превер «пописывал», как говорится, для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации. Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений и наблюдений.
В послевоенной, еще содрогающейся от пережитых невзгод Франции «Слова» прозвучали как задушевное откровение человека, влюбленного в жизнь. Книга наделала много шума и шла нарасхват.
Скончался Жак Превер 11 апреля 1977 года в Омонвиль-ла-Петите (департамент Манш, Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #К__

4 февраля В 1816 году родился Владимир Иванович ГАУ (в Ревеле; ныне Таллинн), русский художник-порт...

4 февраля
В 1816 году родился Владимир Иванович ГАУ (в Ревеле; ныне Таллинн), русский художник-портретист, работавший по преимуществу в жанре акварели и, наряду с Петром Соколовым и Александром Брюлловым, создавший портретную галерею высшего общества Российской Империи.
Он один из ведущих мастеров камерного акварельного портрета в России первой половины – середины XIX века.
Именно Владимир Гау «широко развил акварельную практику».
* * * * *
Выходец из семьи прибалтийского художника Иоаганна Гау, который и был ему первым учителем, он в дальнейшем обучался у бывшего придворного художника Карла фон Кюгельхена.
Настоящий успех выпал на долю Владимира, когда в 1832 году в 16-летнем возрасте ему представился случай написать портреты великих княжон. Тогда-то он и получил рекомендательное письмо к профессору Императорской Академии художеств Александру Зауервейду.
В 1836 году с большой серебряной медалью и званием неклассного художника Гау покинул Академию художеств. Двумя годами позже он отправился за границу, в Италию и Германию. К началу 1840-х годов Владимир Гау – абсолютно сложившийся мастер европейского уровня с ярким индивидуальным почерком.
Возвратившись в 1840 году в Россию, он получил должность придворного живописца и в течение 30 лет выполнял заказы общества, близкого двору. Художник пишет многочисленные портреты Николая I, императрицы Александры Федоровны, великих княжон, дает уроки рисования особам императорской фамилии.
В 1849 году за портреты великой княгини Марии Николаевны с детьми и её супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского – президента Академии художеств – он был утвержден в звании академика акварельной живописи.
Скончался Владимир Иванович Гау 11 марта 1895 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
* * * * *
Творчество художника представлено во многих музейных собраниях: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
В 2009 году Государственный музей Эрмитаж приобрёл на аукционе «Christies» 92 акварели русских художников из собрания парижской галереи «Popoff», в числе которых около 30 работ – кисти Владимира Гау.
К ним относится превосходный портрет Натальи Николаевны Пушкиной, портреты представителей императорского дома, а также автопортрет художника.
—------------------------------------------------
Смотри материал «Придворный живописец В.И. Гау» по ссылке:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10011.php
—------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #Г__

4 февраля 1907 года родился Дмитрий Борисович КЕДРИН (в Донбассе), талантливый русский советский п...

4 февраля
1907 года родился Дмитрий Борисович КЕДРИН (в Донбассе), талантливый и незаслуженно забытый русский советский поэт, переводчик.
* * * * *
Воспитанный на сказках А.С. Пушкина, стихотворениях М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, он рано почувствовал тягу к поэзии. Его первые стихи появились в газете в 1924 году, а уже в следующем году он стал штатным сотрудником этой газеты.
В 1929 году Кедрин попал в тюрьму за «недонесение известного контртеррористического факта». Оказалось, что у его приятеля отец был деникинским генералом. Провёл за решеткой 15 месяцев и был досрочно освобождён, он тяжело переживал всю эту историю.
Друзья помогли ему устроиться литсотрудником в многотиражную газету Мытищинского вагоностроительного завода. В 1934 году Кедрин перешёл литературным консультантом в издательство «Молодая гвардия». В этот период им написаны самые значительные его произведения – драма в стихах «Рембрандт», поэмы «Зодчие», «Конь», «Алёна-Старица».
Когда началась Великая Отечественная война, Кедрина из-за слабого зрения освободили от воинской обязанности. Он дежурил во время ночных налётов на Москву, рыл бомбоубежища, участвовал в милицейских операциях по поимке вражеских парашютистов.
Дмитрий упорно добивался отправки на фронт в действующую армию. В октябре 1943 года его направляют фактически в обход медицинской комиссии на Северо-Западный фронт в многотиражную газету 6-й воздушной армии «Сокол Родины».
После войны Кедрин был полон больших творческих планов. Он подготовил к изданию поэтический сборник «Русские стихи», но рукопись получила отрицательный отзыв, руководство писательского союза книгу «завернуло», припомнив автору его дворянское происхождение. Чтобы хоть как-то прокормить семью, поэт был вынужден заняться малооплачиваемой работой – переводами и рецензированием рукописей молодых поэтов.
18 сентября 1945 года он уехал в Москву в Союз писателей за гонораром, но вечером домой в Черкизово не вернулся. Дмитрий Борисович КЕДРИН трагически погиб под колёсами пригородного поезда, похоронен на кладбище на Введенских горах в Москве.
------------------------------------
«Я

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять».
(Дм. Кедрин)

4 февраля В этот день 1717 года в России вышло пособие по воспитанию и обучению светского юношества....

4 февраля
В этот день 1717 года в России вышло пособие по воспитанию и обучению светского юношества. Учебник «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», собранное от разных авторов») – русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.
Предназначался как для школ, так и для домашнего воспитания.
Авторы издания неизвестны. В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. Он и рязанский епископ Гавриил считаются составителями «Зерцала», которое было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
Издание состоит из двух отдельных частей.
В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введённых указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.
Вторая часть – это собственно «зерцало», т.е. правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась; была выпущена в «карманном» формате, что предполагало ее постоянное ношение.
* * * * *
«Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает». (Из пособия «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»)
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля

4 февраля В 1881 году родился Яков Александрович ПРОТАЗАНОВ (в Москве), российский и советский режис...

4 февраля
В 1881 году родился Яков Александрович ПРОТАЗАНОВ (в Москве), российский и советский режиссёр, сценарист, актер, один из ведущих режиссеров немого кино.
Судьба режиссера сложилась на редкость удачно. Он прожил в русском кинематографе почти 40 счастливых лет. Из 100 его фильмов ни один не лежал «на полке», а если критика ругала некоторые из них, то это компенсировалось неизменным кассовым успехом, и успехом у публики.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, окончил коммерческое училище и работал продавцом. В 1904-06 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. Сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), в 1906 году стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория».
С 1910 года работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта; завоевав репутацию наиболее культурного режиссёра-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.
Шедевры дореволюционного кино Якова Протазанова – фильмы «Пиковая дама» и «Отец Сергий».
В 1918 году вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии (кинофирмы «Пате», «Гомон», «УФА»), где снял фильмы «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».
Возвратившись в 1923 году из эмиграции в Советский Союз, он снял ряд известных картин: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Белый орел». В последнем главную роль сыграл Всеволод Мейерхольд.
Одной из лучших звуковых экранизаций классической драматургии стала «Бесприданница» по драме Островского. На Парижской киновыставке этот фильм получил золотую медаль. За 40 лет работы в кино Яков Александрович открыл талант у многих киноактеров. Среди них – Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Иван Мозжухин, Александр Рой.
Во время Великой Отечественной войны Протазанов оказался среди кинематографистов, которые были эвакуированы в Ташкент. Здесь он работает над фильмом «Насреддин в Бухаре» (1943). Прославленный мастер еще раз блеснул комедийным дарованием, создав образ народного героя. За фильм о похождениях Насреддина Протазанов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР.
Талант, трудолюбие и дисциплина – вот три свойства режиссера, которые отмечают буквально все, кто работал с ним. Его обожали и актеры и осветители. На съемках он не расставался с дирижерской палочкой.
Скончался Яков Александрович Протазанов 8 августа 1945 года в Москве, до последней минуты работая над режиссерским сценарием «Волки и овцы».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_февраля #П__

4 февраля 2004 года запущен FACEBOOK ([‘feɪs,bʊk]) – крупнейшая социальная сеть в мире....

4 февраля
2004 года запущен FACEBOOK ([‘feɪs,bʊk]) – крупнейшая социальная сеть в мире.
Американец Марк Цукерберг, совместно со своими соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете – Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом, запустил свой проект Facebook.
Благодаря этому сайту Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты.
Первоначально веб-сайт назвали Thefacebook.com и он был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а впоследствии и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu.
Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. В настоящий момент аудитория Facebook составляет более 1 млрд. пользователей – это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie.
Суточная активная аудитория в марте 2012 года составляла 526 млн. человек – столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно. Около 500 млн. человек в месяц используют мобильное приложение Facebook.
Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 млрд. «лайков» и комментариев и публикуют 300 млн. фотографий. На сайте зафиксировано более 125 млрд. «дружеских связей».
Доходы компании в I-м квартале 2012 года составили 1 млрд. 58 млн. долларов. Получается, на каждом пользователе компания зарабатывает чуть больше доллара за квартал. Реклама принесла $872 млн. прибыли, другие источники – $186 млн.
Количество уникальных посетителей сайта составляет около 1 млн., а количество просмотров страниц – более 1 триллиона.

4 февраля 1722 года Пётр I ввёл «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ всех чинов воинских, статских и придворных»....

4 февраля
В этот день 1722 года Пётр I ввёл «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ всех чинов воинских, статских и придворных».
Это закон о порядке государственной службы в Российской империи – соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. В соответствии с ним все чины подразделялись на 3 типа: военные, cтатские и придворные.
Все военные и гражданские чины стали делиться на 14 классов (низший – 14-ый класс, высший – 1-й класс). К каждому классу приписывался чин. Продвижение по служебной лестнице отныне зависело только от способностей, знаний и усердия чиновника или офицера.
Этим нормативным актом Петр I унифицировал все чины империи на всех поприщах государственной службы: военной, военно-морской и гражданской. От прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской – до генерал-адмирала, фельдмаршала и канцлера.
Служба становилась единственным источником получения соответствующего ранга и его дальнейшего повышения. Прежде все определялось происхождением претендентов, их аристократизмом, что придавало чинам практически наследственный характер. Но государем было сказано: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».
Продвижение по службе, получение наград, дворянства было тесно увязано с достижением того или иного чина. Каждая должность соответствовала определенному классу, каждому классу – своя форменная одежда, различавшаяся шитьем на воротниках и галунами на бортах, а позже и эполетами.
При равенстве класса военный чин считался выше придворного, а придворный выше гражданского. К лицам, имевшим:
1–2-й класс, следовало обращаться: «Ваше Высокопревосходительство»;
3–4-й классы — «Ваше превосходительство»;
5-й класс — «Ваше высокородие»;
6–8-й классы — «Ваше высокоблагородие»;
9–14-й классы — «Ваше благородие».
«Табель о рангах» просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
Если судить по советской киноклассике, это особенно возмущало не имевших никаких чинов, а потому при советской власти им на смену пришли обращения: «товарищ» или «гражданин», если товарищ казался подозрительным. Табель же о рангах сменилась иерархией партийных секретарей.

4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович ПРИШВИН (в имении Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орл...

4 февраля
1873 года родился Михаил Михайлович ПРИШВИН (в имении Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния), знаменитый русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, а также для детей.
Почти все его произведения посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».
* * * * *
Обучение начал в Елецкой гимназии в 1883 году, но уже в 4-м классе был отчислен за дерзость. Продолжил он учебу сначала в Тюменском реальном училище, а затем в Рижском политехническом институте. Свое образование Пришвин завершал в университете Лейпцига в 1902 году.
В России начал работать агрономом в городе Луга, писал статьи по специальности и художественные рассказы, а также стал вести дневник, ставший ему добрым другом до конца жизни.
Перестав «копаться» в земле, на многие годы связал себя с журналистикой, а следом пришло время путешествий и первых книг. «Я выбрал себе медленный, какой-то тележный этнографический путь к литературе, смешной для блестящего таланта», – вспоминал позднее писатель.
Первый рассказ «Сашок» был опубликован в 1906 году в журнале «Родник». После путешествия писателя по Северу появляются очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком».
Его избрали действительным членом Императорского Географического общества.
Во время I-й мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем. В 1937 году Михаил Михайлович поселился в Москве.
Он много писал, и главной темой его творчества была природа, которая выписана им с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща».
Репутация писателя-натуралиста позволяла ему оставаться певцом русской природы, избегая в рассказах и повестях пропагандистских клише. Главной же книгой писателя стали его «Дневники», превосходящие по объему всё опубликованное при его жизни.
Скончался Михаил Михайлович ПРИШВИН 16 января 1954 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.