27 ноября
1886 года родился Леонард ФУЖИТА /имя при рождении – Цугухару Фудзита/ (в Токио), французский живописец и график парижской школы, выходец из Японии.
Наиболее известны его работы в стиле «ню», кошки, женские и детские портреты с кошками.
* * * * *
Выходец из семьи, принадлежащей самурайскому роду (его отец был военным врачом), он еще в детстве увлекся рисованием. Фудзита не пошел по стопам предков и поступил в Имперскую Школу искусств в Токио. С самого начала карьеры ему способствовал немалый успех, одну из его картин приобрел сам император. Казалось перспектива стать придворным живописцем на Востоке ему обеспечена, но Фудзиту влекли другие горизонты, одним из его учителей, был художник, проживавший в Париже в 1880-х годах, видимо он и привил ученику любовь к европейской живописи.
В 1912 году молодой человек едет в Лондон, где знакомится с европейским искусством, а в 1913 году он уговаривает отца позволить ему переехать в Париж. На Монпарнасе Фудзита в один вечер познакомился с Модильяни, Паскином, Сутиным, Леже, Грисом, Матиссом, Пикассо, Маном Рэем. Его все стали звать Леонардом, потому что его настоящее имя было трудно выговорить.
В Париже он стал завсегдатаем монпарнасских сборищ, но в отличие от других начинающих художников был популярен и удачлив, на его работы был спрос, а критики хвалили его. Особенно Фудзита стал широко известен и даже моден после персональной выставки 1918 года.
В 1924 году он был избран членом Токийской Академии искусств, поскольку стал первым японским художником, признанным в Европе.
В период 1931-1933 годов Леонард Фужита жил и с успехом выставлялся в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина). Затем путешествует по странам Европы, а так же Соединенным Штатам, где он покупает студию и живет до 1939 года. В дальнейшем поселяется в Японии.
И всё же его жизнь была неразрывно связана с Францией. Леонард Фужита оставил Японию после II-й мировой войны, вернулся в Париж и продолжил заниматься искусством и благотворительной деятельностью в качестве президента Ассоциации японских художников. В 1955 году он получил французское гражданство, в 1959 году принял католичество.
В 1925 году «самурай с Монпарнаса» был удостоен бельгийского Ордена короля Леопольда I и Ордена Почетного Легиона во Франции, в 1957 стал офицером этого Ордена.
Скончался Леонард ФУЖИТА 29 января 1968 года в Цюрихе (Швейцария). Его останки покоятся в городском соборе Реймса, где он в 1965-1966 году выстроил и расписал часовню Богоматери («Часовня Фужиты») после того, как принял католицизм.
27 ноября
В 1939 году родилась Галина Александровна ПОЛЬСКИХ (в Москве), популярная советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР.
* * * * *
После окончания в 1964 году актёрского факультета ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой), её приняли в труппу Театра-студии киноактёра в Москве.
Дебютом Галины в кино стала главная роль семиклассницы Тани Сабанеевой в фильме режиссёра Юлия Карасика «Дикая собака динго» (1962), которую она сыграла в возрасте двадцати трёх лет, будучи студенткой ВГИКа.
С первой же роли актриса покорила и зрителей, и профессионалов своей искренностью и обаянием, а на Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1962 году картина произвела настоящий фурор, получив главный приз «Лев святого Марка» и премию «Золотая ветвь» Национального центра фильмов для юношества.
В своих лучших работах Галина Польских правдиво показывает все тонкости человеческих взаимоотношений. Ей также удалось создать трогательные образы в фильмах «Я шагаю по Москве», «Верность», «Журналист», «Ожидания».
В 1970-90-х годах в репертуаре актрисы появляются острохарактерные и комедийные роли («Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «По семейным обстоятельствам», «Суета сует», «За спичками», «Отцы и деды» и другие). Лирико-драматическая линия продолжается в фильмах о Великой Отечественной войне «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта».
Актриса практически всегда появлялась в положительных образах, отрицательные роли были большой редкостью (работы в детективах «Ночное происшествие» (1980) и «Разорванный круг» (1987), где она играла отрицательные роли аферистки Укладовой и бандерши Лидии Васильевны).
Галина Александровна ПОЛЬСКИХ очень долго отказывалась от ролей в театре, её дебютом на театральной сцене стал спектакль «Держись, Голливуд!». Но эта блестящая актриса не нашла себе места в труппе какого-нибудь серьёзного театра.
Снималась в детском юмористическом киножурнале «Ералаш».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_ноября #П__
27 ноября
В 1957 году родился Александр Васильевич ПЕЧАТНОВ (в Теньсюпино, Рязанская область), известный российский художник-график, признанный мастер лирического акварельного пейзажа, член Союза художников России.
Работал в области пейзажа, натюрморта, создавал абстрактные и фигуративные композиции в классической технике акварельной живописи. В последнее время занимался и масляной живописью.
Его работы восхищают своим сложным колоритом и тонкой романтикой художественных образов.
* * * * *
В период 1971-76 годов обучался в Ленинградской средней художественной школе имени Б.В. Иогансона при Академии художеств СССР (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Иогансона Российской АХ).
В 1982 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина АХ СССР – одну из самых известных в мире школ искусства, по специальности художник-график.
Александр Печатнов – художник многогранный, работавший во многих техниках и жанрах – это и станковая живопись, включающая в себя многофигурные композиции – картины-раздумья, декоративные натюрморты, возвышенно-чувственные портреты-настроения, а также занимался монументальной живописью, пробовал себя в экспериментальных техниках.
Был участником всесоюзных, республиканских, региональных, областных и зарубежных выставок.
Особое место в творчестве художника занимала акварельная живопись – лирические пейзажи среднерусской природы, образы российской провинции, обаяние её маленьких городков, ещё сохранивших национальный колорит и не прекращающих удивлять звонкостью красок своих церквей и теплотой незамысловатых старых улочек, таких близких и любимых автором.
Последнее время Александр Печатнов много времени проводил в своем доме в селе Петровичи Спасского района Рязанской области. Художник признавался, что окружающая природа – главный источник его вдохновения: «Каждый день, сидя у себя во дворе и любуясь закатом, можно видеть разные состояния природы». Если раньше он нередко выезжал на пленэры, то сегодня «всё, что нужно или хочется, можно найти рядом с домом».
Его акварели хранятся в фондах Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, частных коллекциях России и зарубежных стран.
Скончался Александр Васильевич ПЕЧАТНОВ 15 января 2015 года в Рязани (скоропостижно в своей мастерской).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_ноября #П__
27 ноября
В 1878 году родился сэр Уильям Невэнхем Монтегю ОРПЕН (в Данлири-Ратдауне), английский и ирландский художник, один из крупнейших представителей импрессионизма на Британских островах.
* * * * *
Выходец из семьи адвоката он уже в 11-летнем возрасте поступил в дублинскую Школу искусств Метрополитен. Через 6 лет уехал в Лондон, где учился в Школе изящных искусств Слейда в классе Генри Тонкса (вместе со своим другом Огастесом Джоном). Свою первую художественную премию Уильям Орпен получил в 1899 году за полотно «Играем Гамлета».
По окончании школы Слейда он вступил в «Новый английский художественный клуб» (NEAC). Его работы этого периода стилистически разнообразны – некоторые из них указывают на влияние фламандской живописи XVII-XVIII веков (например, полотно «Утро»), другие – Уистлера и Мане.
В 1902 году художник вместе с О. Джоном открыл художественную школу-ателье. Затем до 1914 года Орпен преподавал в Дублине, в Школе искусств Метрополитен. По рекомендации художника Дж.С. Сарджента он пробует себя в портретной живописи, в которой затем достиг больших успехов. Со временем Уильям Орпен становится одним из самых выдающихся портретистов Великобритании первой половины XX века. Писал портреты, как в традиционной, так и импрессионистской манере.
Художник оказал большое влияние на развитие ирландской живописи (Ирландское Возрождение). В 1918 году его посвятили в рыцари, с 1919 года он член Королевской Академии художеств.
В поздний период своего творчества сэр Уильям Орпен пишет множество портретов, в т.ч. представителей мировой политической элиты: премьер-министров Великобритании Д. Ллойд Джорджа и У. Черчилля, президента США Вудро Вильсона и др.
За свою жизнь художник создал более 600 портретов. Писал также пейзажи.
Скончался Уильям Невэнхем Монтегю Орпен 29 сентября 1931 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_ноября #О__
27 ноября
1823 года родился Григорий Васильевич СОРОКА /наст. фамилия – Васильев/ (в деревне Покровская; ныне Тверская губерния), русский крепостной художник, ученик Алексея Гавриловича Венецианова, один из самых талантливых и любимых им.
* * * * *
Его отец был крепостным крестьянином, принадлежал Милюковым. В имении помещика Н.П. Милюкова Островки проявлявшего художественные способности юношу заметил А.Г. Венецианов, близко знавший хозяина имения.
Григорий выполнял в Островках обязанности садовника. Несмотря на настойчивые уговоры Венецианова, Милюков отказался предоставить Сороке вольную, тем не менее, дал согласие на обучение своего крепостного живописи.
Таким образом, в 1842 году Григорий уже учился у Венецианова и периодически жил у него в Сафонкове. Как и у других учеников великого русского художника, темами произведений Сороки были простые мотивы окружающей жизни – интерьеры, пейзажи и портреты. Кроме того, Венецианов привлекал ученика и к писанию икон для окрестных церквей.
Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось «испросить у господ полную свободу», то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и «высвободить душу из склепа», в конце концов, показал себя типичным представителем «грязи феодализма» (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в «вольной», запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, «разбитый лошадьми», жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.
От крепостной зависимости художнику удалось освободиться только лишь после крестьянской реформы 1861 года. Три года спустя, в связи с недовольством крестьян условиями выкупа земли, Григорий Васильевич составил и отправил царю жалобу на Милюкова, после чего был официально обвинен в ложных слухах и грубости и должен был понести телесное наказание. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения.
Не стало Григория Васильевича СОРОКИ 22 апреля 1864 года (деревня Покровская).
* * * * *
Из немногочисленных сохранившихся работ художника Сороки следует отметить «Кабинет дома в Островках» (1844), «Рыбаки» (1840-е), «Вид на озеро Молдино».
Кроме того, Григорий Васильевич обстоятельно занимался также портретом: он писал членов семьи Милюковых и их знакомых.
27 ноября
1947 года родился Григорий Бенционович ОСТЕР (в Одессе), советский и российский писатель, сценарист, драматург. Заслуженный деятель искусств России.
Создатель жанра «Вредных советов» и автор первого русского гипертекстуального романа «Сказка с подробностями».
Автор многих произведений для детей, таких как «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее». Написал сценарии мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался!», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови».
* * * * *
Детство и юность он провел в Ялте, стихи начал писать еще в школе. Получив аттестат зрелости, пошел работать, но и тогда не оставил поэзию.
После прохождения службы на Северном флоте, Григорий в 1970 поступил на заочное отделение драматургии Литературного института им. М. Горького в Москве, который окончил в 1982 году.
Но это было важно только для собственного развития. Стихи, которые он писал для взрослых, практически не печатали. Но и с детскими стихами на первых порах было трудно пробиться к читателю. Тогда-то Григорий Остер и начал писать сценарии для мультипликационных фильмов.
Первой его работой стал известный мультфильм «Котенок по имени Гав» (1973). Картина имела большой успех, и рассказ о маленьком котенке решили продолжить. Затем писатель создал цикл рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и Слоненке. Они и стали героями его первой книги – «Как хорошо дарить подарки» (1975). Другая книга – «Зарядка для хвоста» (1993) – является наиболее полным собранием веселых историй, которые могут произойти только в сказочной Африке.
По-иному складывалась судьба книги Григория Остера «Вредные советы» (1990). Он отошел от простых историй и перешел к откровенной сатире. Поэтому его книгу долго не хотели печатать, считая антипедагогической. Но наконец, ему удалось прочитать некоторые фрагменты по радио, после чего в редакцию хлынул поток писем. Слушатели спрашивали, где можно купить эту книгу. «Вредные советы» были напечатаны и сразу же разошлись в нескольких изданиях.
От стихов писатель постепенно перешел к прозе. Первая его книга в этом жанре – «Сказка с подробностями» (1994).
На сегодняшний день Григорий Остер написал порядка 60 книг, создал около 40 мультфильмов и ряд пьес для кукольных театров. Он также работает над циклом передач, которые планируется показывать еженедельно, а называться они будут «Остер-класс».
Отец пятерых детей, Григорий Бенционович ОСТЕР проживает в Москве.
27 ноября
В 1850 году родилась Елена Дмитриевна ПОЛЕНОВА (в Петербурге), сестра художника В.Д. Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.
Человек редкой душевной чистоты и таланта она возродила почти забытое искусство резьбы по дереву, с ее именем связано создание детской книги. Народное творчество и ремесла были ее любовью.
* * * * *
Её отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком, а брат Василий Дмитриевич Поленов – прославленный живописец. Мать Мария Александровна Поленова была художницей и детской писательницей.
Поскольку в те годы женщины к учебе в высших учебных заведениях не допускались, Елена Дмитриевна училась у замечательного русского художника и педагога П.П. Чистякова.
Позже училась в акварельном и керамическом классах в Санкт-Петербургской рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (в которой главным ее наставником был И.Н. Крамской). Совершенствовалась в Париже, посещая мастерскую Ш. Шаплена.
Во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов занималась уходом за ранеными, позже делами благотворительности.
Приехав в 1882 году в Москву, она вместе с братом Василием Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, А.Я. Головин, С.В. Иванов, М.В. Якунчикова, И.С. Остроухов.
Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.
В 1884 году вместе со своей подругой Прасковьей Антиповой совершила поездку для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым.
Писала картины масляными красками, работала акварелью, занималась керамической живописью, сочиняла рисунки для художественно-промышленных изделий, изготовляла оригиналы картинок для иллюстрированных изданий, обнаруживая во всех этих родах деятельности редкий талант и тонкий вкус.
Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты.
С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).
Большую роль сыграла как иллюстратор русских народных сказок, оказала влияние на многих мастеров книжной графики.
Скончалась Елена Дмитриевна Поленова в 19 ноября 1898 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_ноября #П__
27 ноября
В 1701 году родился Андерс ЦЕЛЬСИЙ (в Уппсале), шведский астроном, геолог и метеоролог (в те времена геология и метеорология считались частью астрономии), математик и физик.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи, Андерс учился в Уппсальском университете и в 1730 году стал профессором.
Нильс Цельсий – его отец и оба деда – Андерс Споул и Магнус Цельсий также были профессорами. Учёными были и многие другие родственники Андерса Цельсия, в т.ч. его дядя Улоф Цельсий, теолог, ботаник, историк и востоковед.
Ученому принадлежит большое количество работ по астрономии, геофизике и физике. Ему удалось внести вклад в изучение северных территорий, в частности он принимал участие в Лапландской экспедиции 1736-37 годов, целью которой было измерения отрезка меридиана в 1 градус в Лапландии (тогда – часть Швеции). Впоследствии аналогичная экспедиция была организована на экватор (на территорию нынешнего Эквадора). Сравнение результатов подтвердило предположение Ньютона, что Земля представляет собой эллипсоид, сплюснутый у полюсов.
Наблюдал Северное сияние, обнаружил, что отклонения стрелки компаса коррелируют с интенсивностью сияния. На этом основании сделал правильное заключение, что природа Северного сияния связана с магнетизмом.
По возвращении из полярных областей Цельсий начал активную работу по организации и строительству астрономической обсерватории в Уппсале, став ее директором. Весьма точно измерил яркость трехсот звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.
В 1742 году он предложил 100-градусную шкалу термометра, в которой за 0 градусов принимается температура кипения воды, а за 100 градусов – температура таяния (плавления) льда при нормальном атмосферном давлении. Деление шкалы составляет 1/100 этой разницы.
В 1745 году, уже после смерти Цельсия, шкала была перевернута Карлом Линнеем (за 0 стали принимать температуру плавления льда, а за 100 – кипения воды), и в таком виде используется до нашего времени.
Общепринятое выражение, к примеру, «плюс 21 градус по Цельсию» не относится напрямую к шкале шведского ученого. Мы пользуемся Международной практической температурной шкалой, установленной в Международном комитете мер и весов, взявшей за основу принципы Цельсия и Кельвина.
Скончался Андерс Цельсий 25 апреля 1744 года в Уппсале.
В 1948 году на 9-й Генеральной конференции по мерам и весам предложенный Андерсом Цельсием масштаб температур был назван в его честь «шкалой Цельсия».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_ноября #Ц__
27 ноября
1853 года родился сэр Фрэнк Бернард ДИКСИ (в Лондоне), английский художник и иллюстратор, известный по его картинам, изображающим драматические исторические и легендарные сцены, 12-й президент Королевской академии художеств.
Известен также портретами модных женщин, которые помогли ему получить успех в обществе в свое время. Хотя он не был членом «Братства прерафаэлитов», но многие из его картин можно считать написанными в их стиле.
* * * * *
Выходец из семьи известного художника Томаса Фрэнсиса Дикси, первые уроки живописи он получил именно от отца, а в 1870 году поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где учился у Лейтона и Миллеса.
Как и многие художники того времени, Фрэнк Дикси начал свою карьеру как книжный иллюстратор, что отразилось на его дальнейшем творчестве, носившим повествовательный характер. В 1875 году он дебютировал на выставке в Королевской Академии и был удостоен золотой медали. Но первый настоящий успех художник познал 2 года спустя, представив на выставку свое полотно «Гармония» (1877).
Вся карьера Фрэнка Дикси была связана с Академией. В 1881 году он был избран ее членом, а спустя 10 лет получил звание академика. Наконец, в 1924 году его избрали президентом Академии, на этом посту он оставался до конца своих дней.
Следуя традиции своего отца, автора картин на литературные сюжеты, Дикси не раз писал произведения на темы шекспировских пьес. Он также нередко обращался к древним легендам, воспевающим образ Прекрасной Дамы и идеалы рыцарства. Эта область творчества художника сближает его с прерафаэлитами, причем не только тематически, но и пластически. Дикси обладал великолепной живописной техникой, скрупулезно подходил к исполнению мельчайших деталей картины.
Фрэнк Дикси был также великолепным портретистом, предпочитая писать красивых женщин. Женская красота стала темой целого ряда жанровых полотен с нехитрым, чаще всего пикантным сюжетом. Эти полотна исполнены чувственности и изящества.
Испытав пик популярности в конце XIX века, Дикси был одним из тех академических живописцев, кто пережил свою славу. Он удостоен многих наград и почестей, а в 1925 году был посвящён в рыцари. Через 2 года от короля Георга V получил Королевский Викторианский орден.
Скончался Фрэнк Бернард ДИКСИ 17 октября 1928 года в Лондоне.