21 февраля
1875 года родился Леонард Викторович ТУРЖАНСКИЙ (в Екатеринбурге, Пермская губерния; ныне Свердловская область), русский художник-импрессионист, один из основателей объединения «Союз русских художников» (с 1912)., автор традиционного лирического пейзажа русского Севера, Урала.
Его творчество стало значительным вкладом в развитие русской живописи.
Художественно Леонард Туржанский был тесно связан с традициями русского искусства XIX века, но он был одним из первых в России, кто применил художественный метод импрессионизма.
* * * * *
Выходец из семьи врача, он с детства был связан с искусством и выбрал карьеру профессионального художника. Обучался в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге и Школе искусств Строганова.
В 1898 году Леонард поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учился у Н.В. Бакшеева. Его учителями, в том числе были А. Степанов, В. Серов и К. Коровин. Испытав поначалу влияние своих именитых наставников, он ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.
Из ранних работ Леонарда Туржанского известность получили портреты И. Бунина и актрисы Петровой. До революции выполнял иконописные заказы, в том числе иконописной мастерской Кожевникова. Однако позже стал писать исключительно пейзажи.
Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала, Уральских гор. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь он черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы (даже поселившись с 1920 года в Москве, он каждую весну приезжал в родные края).
Леонард Туржанский любил изображать жизнь, полную покоя, той тишины, в которой слышны деревенские звуки: «Пашня» (1910), «Осень. Солнце», «К вечеру» (обе – 1912), «Этюд. Средний Урал», «Деревенская улица» (обе – 1930), «Осенняя ночь. Тихо» (1935).
Во многих его ландшафтах присутствуют анималисткие мотивы, с акцентом на домашних животных – лошадей, коров и коз.
Картины художника просты по композиции, бесхитростны. Колорит их построен не на разнообразии и яркости красок, а на гамме определенных цветов. Это «земляные» тона – красно-коричневые, зелено-желтые; художник мыслит и чувствует цветом.
Он также создал несколько красивых ландшафтов Москвы. Туржанский экспонировал свои работы на выставках художников-передвижников.
С 1912 года он стал членом Союза художников России; в это же время увлекается мотивами старины. Изображая усадебные интерьеры, художник восхищается красотой предметов, их живописностью («Интерьер. Красный ковер», 1921; «Интерьер. Большая Никитская», 1928).
Скончался Леонард Викторович ТУРЖАНСКИЙ 31 марта 1945 года в Москве.
21 февраля
1815 года родился Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ (в Лионе), французский живописец и график, мастер жанровой и батальной живописи.
* * * * *
Выходец из бедного семейства, он очень рано проявил любовь и редкую способность к искусству. Сначала зарабатывал на жизнь рисованием иллюстраций к книгам (к Библии, «Всеобщей истории» Боссюэ, «Неистовому Роланду» Ариосто, романам Бернардена де Сен-Пьера), и уже в этих работах выказал лёгкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения.
Явившись в 19-летнем возрасте в Париж, Месонье развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров. Непродолжительное время обучался у Леона Конье, но в основном образовывался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи.
Художник приобрёл известность небольшими жанровыми картинами из быта минувших эпох (главным образом Франции XVII‒XVIII веков) и батальными сценами. Неглубокие по замыслу, воспроизводящие преимущественно внешнюю сторону явлений, картины Месонье привлекали зрителя занимательностью сюжета, тщательной передачей исторического антуража, выписанностью деталей.
Также он занимался гравированием, создав несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения.
Любимый художник императора Наполеона III Месонье в период 1850-1872 годов был главным авторитетом двора в вопросах искусства, пользовался всеобщим почетом. Он был осыпан всякими отличиями и состоял с 1861 года членом Французского института.
Скончался Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ 31 января 1891 года в Париже, похоронен в Пуасси (департамент Ивелин), где был мэром с 1846 года.
21 февраля
1893 года родился Андрес СЕГОВИЯ /полное имя – Андрес Сеговия Торрес, маркиз де Салобренья/ (в Линаресе, Андалузия), выдающийся и всемирно известный испанский гитарист, прославленный музыкант, композитор и педагог, считающийся отцом современной академической гитары.
Один из величайших виртуозов, он сделал гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка.
В 1981 году король Испании в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза.
* * * * *
Еще с детства Андрес начал учиться игре на гитаре у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве он переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
В начале его творческой карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары. Первым шагом на пути изменения её судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей, стал концерт Андреса Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году. После этого исполнительское мастерство музыканта завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании.
Период 1920-х годов стал временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Андреса Сеговии. Каждое его выступление воспринималось как чудо, как открытие нового. Он и гитара покорили Париж, Лондон, Буэнос-Айрес.
Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары сочинения разных авторов – в т.ч. такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Альбениса и «Чакона» Баха. В то же время он обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
В 1928 году, в день, когда должен был состояться его 7-й концерт в Буэнос-Айресе (Аргентина), в тот же час напротив, давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу «дуэли» гитары и фортепиано были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали музыканты, сообщали: «Свободных мест нет».
Бывал Андрес Сеговия и в СССР: давал концерты и открытые уроки, встречался с местными гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С середины 1950-х годов он много преподавал (среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов), а также способствовал созданию в Сантьяго-де-Компостела (Испания) местного музыкального фестиваля.
В 1958 году Сеговия стал обладателем премии «Грэмми» за лучшую инструментальную запись сольной академической музыки. В 1985 году ему была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки – «Премия Эрнста фон Сименса» (неофициально – Нобелевская премия для музыкантов).
Гитарист продолжал концертную и педагогическую деятельность до глубокой старости, его творческий путь оказался длиной более 70 лет.
Скончался Андрес СЕГОВИЯ 3 июня 1987 года в Мадриде. В соответствии с его желанием он похоронен в Линаресе, городе рождения музыканта.
21 февраля
В 1906 году родился Евгений Адольфович КИБРИК /имя при рождении – Герц Адольфович Кибрик/ (в Вознесенске, ныне Николаевская область Украины), советский график, иллюстратор и живописец, педагог, профессор, академик.
Автор иллюстраций к книгам «Поручик Киже» Ю. Тынянова, «Невская повесть» Д. Лаврухина, «Тяжёлый дивизион» А. Лебеденко,«Кола Брюньон» Р. Роллана, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Шарля Де Костера, «Борис Годунов» А. Пушкина,«Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Портрет» Н. Гоголя.
* * * * *
Его отец был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками. По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.
Художественное образование Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе и ленинградском ВХУТЕИНе.
C 1927 года сотрудничал, как иллюстратор, в ленинградской газете «Смена». В 1930 году выполнил иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Тынянова, в работе над которыми ему значительно помог учитель, П.Н. Филонов. В иллюстрациях начала 1930-х годов к книгам современных писателей («Невская повесть» Д. Лаврухина, «Тяжелый дивизион» А. Лебеденко и др.) художник вырабатывает уже собственную манеру рисунка.
В начале весны 1942 года выехал в Самарканд, где руководил графической мастерской Академии художеств. Он выполняет серии рисунков «Земля Узбекистана» и «Фархад-строй». В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград, результатом поездки стала серия графических листов «Сталинград».
Евгений Адольфович вёл большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью, с 1962 года — академик. В течение 25 лет (1953—1978) был профессором МГАХИ имени В.И. Сурикова, руководил мастерской станковой графики, в которой стажировался ряд известных художников.
Скончался Евгений Адольфович Кибрик 18 июля 1978 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #К__
21 февраля
В 1885 году родился Саша ГИТРИ /настоящее имя – Александр Жорж Пьер Гитри/ (в Санкт-Петербурге), французский писатель, актёр, режиссёр и продюсер.
Плодовитый драматург, написал более сотни пьес и снял по некоторым из них фильмы.
* * * * *
Родился в семье Люсьена Гитри, знаменитого в своё время актёра Михайловского театра в Петербурге. Крестным отцом был император Александр III; в память об этом Саша Гитри использовал в псевдониме русскую уменьшительную форму своего имени.
Гитри плохо учился в школе, что было связано с постоянными переездами отца, зато с ранних лет начал играть в театре и писать пьесы. На создание очередной пьесы уходили порой считанные дни.
Несмотря на то, что первый фильм Гитри снял ещё в 1915 году, он всерьёз занимается кино с 1935 года, видя преимущества кинематографа, сохраняющего изображение «навечно», перед театром.
В эти годы кандидатура Гитри предлагается для избрания во Французскую академию. Он отказывается от этого, потому что необходимым условием является отказ от актёрской деятельности. В 1939 году стал членом Гонкуровской академии.
В период немецкой оккупации Гитри не стал покидать Париж. В течение четырёх лет он продолжал театральную деятельность в занятом врагом городе, что вызвало возмущение со стороны борцов Сопротивления. После освобождения Франции Гитри был арестован, находисля под стражей 60 дней без предъявления обвинения, после чего за неимением каких-либо доказательств дело было закрыто. Пьесы Гитри в 1920 ставились в СССР.
Скончался Саша Гитри 24 июля 1957 года в Париже, похоронен на кладбище Монмартр.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #Г__
21 февраля
1836 года родился Клеман Филибер Лео ДЕЛИБ (в Сен-Жермен-Дю-Валь), французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт.
Стихией композитора был музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века.
* * * * *
Он родился в музыкальной семье: его дед Б. Батисте был солистом парижского театра, а дядя Э. Батисте — органистом, профессором Парижской, консерватории. Начальное музыкальное образование будущему композитору дала мать. Двенадцатилетним подростком Делиб приехал в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции А. Адана. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа.
Профессиональная жизнь молодого музыканта началась в 1853 году с должности пианиста-концертмейстера в Лирическом оперном театре.
В середине 1860-х годов композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его приглашают работать вторым хормейстером в «Гранд Опера» (1865–1872). Тогда же он пишет совместно с Людвигом Минкусом музыку балета «Ручей» и дивертисмент «Путь», для великолепного балета «Корсар» Адана. Эти произведения, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех.
Балет по новелле Гофмана «Песочный человек» принес Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве.
Известность композитора упрочилась еще более после создания им балета «Сильвия» по драматической пасторали Т. Тассо «Аминта». Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».
В 1870-х годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король», «Жан де Нивель», «Лакме». Две последние были поставлены в Петербурге.
Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов.
Наряду с композицией Делиб много внимания уделял преподавательской деятельности. С 1881 года он был профессором Парижской консерватории. Доброжелательный и отзывчивый человек, мудрый педагог — Делиб оказывал большую помощь композиторской молодежи. В 1884 году он стал членом Академии изящных искусств Франции.
Последним сочинением Делиба оказалась опера «Кассия», которую композитор не успел завершить. «Кассия» была закончена и инструментована Массне в 1893 году.
Наследие Делиба сосредоточено в основном в области музыкально-сценических жанров. Им написано свыше 30 произведений для музыкального театра: 6 опер, 3 балета и множество оперетт. Наибольших творческих высот композитор достиг в области балета.
Делиб оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие балетного искусства не только во Франции, но и в России. Достижения французского мастера нашли продолжение в хореографических сочинениях П. Чайковского и А. Глазунова.
Скончался Клеман Филибер Лео ДЕЛИБ 16 января 1891 года в Париже.
21 февраля
1957 года родился Николай Вячеславович РАСТОРГУЕВ (в Быково, Московская обл.), российский эстрадный певец, общественный деятель, лидер музыкальной группы «Любэ». Народный артист России.
* * * * *
В детстве увлекся музыкой, и со временем это переросло в профессиональную деятельность. После школы поступил в Московский технологический институт легкой промышленности и там же участвовал в различных вокально-инструментальных ансамблях (ВИА); затем работал слесарем в столичном институте.
Выступал в составе других эстрадных коллективов: был вокалистом ВИА «Шестеро молодых», где в это время пел и будущий лидер «Арии» Валерий Кипелов; участвовал в составе ВИА «Лейся, песня»; играл на гитаре в «Рондо»; пел в ВИА «Здравствуй, песня».
Но настоящая слава пришла в 1989 году, когда Расторгуев стал вокалистом группы «Любэ». Идея создания русской группы, поющей о духовных ценностях, о Родине, чувстве патриотизма, о том, что дорого простому человеку, для которого родина – это двор, где он вырос, друзья юности, первая любовь, душевная песня, принадлежит композитору и продюсеру Игорю Матвиенко.
Коллектив разительно выделялся новым для того времени имиджем, песнями, в которых были чувства и слова понятные каждому. Высокая энергетика, ярко выраженная мужественность «Любэ» произвели глубокое впечатление на слушателей. Успех был ошеломительным – за первые 3 года организовано около 800 концертов.
Песни «Комбат», «Не валяй дурака, Америка», «Ребята с нашего двора» и другие мгновенно стали хитами, прочно заняв лидирующие строчки хит-парадов. «Атас», «Не рубите, мужики», «Рулетка», «Станция Таганская» – шлягеры, которые считали чуть ли не народными песнями.
Днем рождения самой же группы «Любэ» считается 14 января 1989 года, когда были записаны их первые композиции «Люберцы» и «Батька Махно». Тогда же началась запись дебютного альбома «Атас», состоящего из 14 песен.
В 1992 году «Любэ» выпустили блестящий альбом «Кто сказал, что мы плохо жили?». Многие песни вновь становятся хитами: «Давай, наяривай», «Тулупчик заячий», «Помилуй, Господи, нас, грешных», «Трамвай пятерочка».
Группу «Любэ» с легкостью приняли и попсовая тусовка, и антагонистический рок-лагерь.
Сценический образ лидера группы – военная форма образца 1939 года – сформировался случайно: на «Рождественских встречах» 1989 года Алла Пугачева предложила Николаю надеть для выступления военную форму старого образца…
В начале 2007 года у Николая начались проблемы со здоровьем – хроническая почечная недостаточность, тогда практически каждый день проводился гемодиализ. В 2009 году Николай Вячеславович РАСТОРГУЕВУ была пересажена донорская почка.
21 февраля
1863 года родился Александр Васильевич ГАЛИЦКИЙ (в селе Русские Краи, Вятская губерния), русский проблемист (т.е. шахматный композитор, составляющий задачи) и шахматный теоретик.
Главным он считал популяризацию любимого искусства, нахождение истины в зарождающейся истории шахматной композиции.
* * * * *
Выходец из семьи потомственного сельского священника, он учился на медицинском факультете Казанского университета (1884-1889), а затем в течение почти 30 лет работал врачом.
Составлением шахматных задач начал заниматься в 1886 году; всего им напечатано 1860 задач, а еще свыше 1000 остались неопубликованными. Галицкий не стремился участвовать в соревнованиях – всего лишь 30 его работ удостоились отличий, в т.ч. 10 из них получили первые призы.
Публикации Галицкого по теории шахматной композиции актуальны и до настоящего времени.
Его статьи – «К теории составления задач», «О различном выражении одинаковых идей в шахматных задачах», «Об осложнении идей в шахматных задачах», а также выступления по окончании конкурсов, дискуссионные заметки – невозможно воспринимать спокойно и не действовать. Настолько они яркие, эмоциональные, острые и современные. Невольно соглашаешься с автором, его суждениями, идеями, доказательствами, и хочется творить.
В статье «Основные положения искусства шахматных задач» Александр Васильевич писал: «Первым условием для задачи является присутствие в ней некоторой остроумной идеи, которая может заключаться или в матовых положениях или в ходах белых и черных фигур. Для задачи, как произведения искусства, недостаточно одной наличности в ней хорошей идеи, богатого содержания, необходимо, чтобы это содержание воплотилось бы в художественную форму, т.е. было выражено в достаточной мере ярко и выпукло, чтобы положенная в основу задачи идея получила в ней преобладающее значение».
На произведениях Галицкого можно составить учебно-познавательное пособие и проследить всю историю зарождения и развития шахматной задачи. Каждая его задача содержит парадоксальную, оригинальную идею, выраженную в экономичной, идеальной форме.
Его называют «шахматным Гейне» и с этим мнением согласны все шахматные композиторы мира.
Возвышенным и поэтичным запомнился великий маг и волшебник композиции Александр Васильевич Галицкий.
Он мечтал издать сборник своих шахматных задач; готовя его, выстраивал их по тематическим разделам, но осуществить свою мечту не успел…
Скончался Александр Васильевич ГАЛИЦКИЙ 18 ноября 1921 года в Саратове.
В 2010 году вышел двухтомник «Александр Галицкий – шахматный Гейне». Авторы – Кирилл Усуров и мастер EIDE по составлению шахматных задач и этюдов Евгений Фомичев.
Первый том содержит более 1000 шахматных задач, с подробным изложением их решения.
Во втором – дан короткий обзор состояния современного задачного искусства в России, очерки по теории шахматных задач, ходы и решения шахматных задач и др.
В 2014 году вышел 3-й том монографии.
21 февраля
1876 года родился Пётр Петрович КОНЧАЛОВСКИЙ (в Славянске, Харьковская губерния, Российская империя), русский советский художник, график и книжный иллюстратор. Народный художник РСФСР. Действительный член АХ СССР.
Он также известен как мастер театральной декорации.
* * * * *
Обучался в Харьковской рисовальной школе и на вечерних курсах Строгановского художественно-промышленное училища (СХПУ), а такжев академии Р. Жюлиана в Париже (1897-1898). Окончил Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств (1898-1905).
В живописи был «сезаннистом», испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Кончаловский стал известен благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.
После Октябрьской революции художник перешёл к более реалистической манере. При помощи цвета он стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни».
Пётр Кончаловский был одним из основателей объединения «Бубновый валет», в 1911 году его председателем. Также являлся членом художественных объединений:
· «Союз молодёжи» (1911);
· «Мир искусства» (1911-1922, с перерывами);
· «Бытие» (1926-1927);
· «АХРР».
За 60 творческих лет художник создал около 2000 полотен.
Скончался Пётр Петрович КОНЧАЛОВСКИЙ 2 февраля 1956 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
21 февраля
1905 года родился Лев Константинович АТАМАНОВ (в Москве), советский режиссёр мультипликационного кино. Народный артист РСФСР (1978).
Один из зачинателей советской мультипликационной кинематографии.
* * * * *
Окончив Первую госкиношколу (мастерская Льва Кулешова) по специальности кинорежиссёр, он с 1928 года стал работать помощником режиссёра на кинофабрике «Госвоенкино». С 1931 года был уже режиссером мультипликационного кино. Участник Великой Отечественной Войны.
Создавал мультфильмы по мотивам русских, армянских, китайских, индийских, датских сказок. Работал в Армении; поставил там фильмы: «Пёс и кот» (1938), «Волшебный ковёр» (1948).
C 1949 года – режиссёр киностудии «Союзмультфильм». Поставленные им фильмы «Жёлтый аист» (1950), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957) и другие награждены премиями и дипломами различных международных кинофестивалей.
Был председателем Бюро творческой секции и членом худсовета «Союзмультфильма», заместителем председателя секции мультипликации СК СССР. В начале 1960-х годов – председатель режиссёрской коллегии кукольного объединения «Союзмультфильма».
Скончался Лев Константинович АТАМАНОВ 12 февраля 1981 года в Москве, похоронен на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища).
21 февраля
В 1783 году родился граф Фёдор Петрович ТОЛСТОЙ (в Санкт-Петербурге), русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма. Вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник.
С рождения он был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе.
Занимаясь в корпусе, Фёдор в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей. Исключительным талантом и трудолюбием Фёдор Толстой быстро добивается успехов, избирается почетным членом Академии художеств.
Его работы привлекли к себе внимание высших кругов, и император Александр I определил его на службу в Эрмитаж, а позже – в монетный департамент.
Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита».
После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.
Затем он поступил на службу в Академию художеств. Начав работать преподавателем в 1825 году, спустя 3 года занимал уже должность вице-президента.
За годы деятельности в академии Федор Петрович заслужил звание профессора медальерного искусства и скульптуры. Он был большим авторитетом в своей области.
В 1849 году Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Он также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Скончался Фёдор Петрович Толстой 25 апреля 1873 года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #Т__
21 февраля
В 1835 году родился Михаил Осипович МИКЕШИН (в Максимково, Рославльский уезд, Смоленская губерния), русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 году поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б.П. Виллевальде. С отличием закончил Академию, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи, и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
Несмотря на то, что он был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению.
После этого Микешин получил ещё множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне).
Немногие памятники скульптора пережили годы Советской власти. Среди них – Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873) и памятник М.Ю. Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Новгороде.
В 1876-78 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Николая Гоголя и Тараса Шевченко.
Вместе с Ф.Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, Микешин в 1892 году стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством общества эсперантистов «Espero» в Санкт-Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
Скончался Михаил Осипович Микешин 31 января 1896 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #М__
21 февраля
В 1888 году родился Михаил Александрович БОНЧ-БРУЕВИЧ (в Орле), русский и советский радиотехник. Член-корреспондент Академии Наук СССР (1931), доктор технических наук.
Работал в области разработки и конструирования радиоламп, радиовещания и дальней связи на коротких волнах.
Именно он организовал первое отечественное производство электронных радиоламп, создал первую в мире мощную радиовещательную станцию в Москве.
* * * * *
Начальное образование получил в Киевском коммерческом училище, а в сентябре 1906 года Михаил успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен юнкером в Николаевское инженерное училище в Петербурге. По окончании училища в звании подпоручика служил в Иркутске, в роте искрового телеграфа 5-го Сибирского сапёрного батальона.
В 1914 году окончил Офицерскую электротехническую школу и был назначен помощником начальника Тверской военной приёмной радиостанции международных сношений.
В период 1916-19 годов занимался созданием электронных ламп и впервые организовал их отечественное производство. В 1918 году Бонч-Бруевич стал во главе Нижегородской радиолаборатории, объединившей лучших русских радиоспециалистов того времени. Первая партия в 100 штук электронных ламп, выпущенная Нижегородской радиолабораторией, была готова к первой годовщине Октябрьской революции.
С 1922 года Михаил Александрович профессор Московского высшего технического училища, с 1932 – профессор Ленинградского института инженеров связи, ныне носящего его имя.
Бонч-Бруевичем была спроектирована и в 1922 году построена первая в мире мощная (12-киловаттная) радиовещательная станция имени Коминтерна в Москве. Он создал конструкцию мощной генераторной радиолампы с водяным охлаждением и разработал схемы радиотелефонных станций. В период 1923-25 годов Бонч-Бруевич вместе с коллективом сотрудников Нижегородской радиолаборатории разработал типовой передатчик для районного вещания. Серия таких передатчиков (27 станций) была установлена в ряде городов Советского Союза.
Под руководством Бонч-Бруевича изучались особенности распространения коротких радиоволн, разработаны первые в мире коротковолновые направленные антенны и построены коротковолновые линии дальней радиосвязи. Бонч-Бруевич занимался также вопросами физики верхних слоев атмосферы, исследованиями ионосферы методом радиоэха, ультракороткими волнами и их практическим применением, в т.ч. в области радиолокации.
В 1935 году Михаил Александрович был избран профессором по кафедре радиотехники Ленинградского электротехнического института связи и в течение нескольких лет читал там ряд основных курсов.
За время с 1928 по 1940 год он передал радиопромышленности Советского Союза 60 патентов на различные изобретения в области радиотехники.
Скончался Михаил Александрович Бонч-Бруевич 7 марта 1940 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
Его именем назван Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #Б__
21 февраля
В 1933 году родилась Нина СИМОН /настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон/ (в штате Северная Каролина), американская певица, пианистка, композитор, аранжировщица.
Придерживалась джазовой традиции, однако использовала самый разный исполняемый материал, сочетала джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз, записывала песни с большим оркестром.
* * * * *
Ей удалось получить образование в престижном нью-йоркском колледже Juilliard School of Music. Начав в 1953 году карьеру пианистки в ночных клубах Атлантик-Сити, она взяла псевдоним в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре.
В начале 1960-х годов подготовила сборник композиций Дюка Эллингтона, блюзовые баллады из бродвейских мюзиклов. В конце 1950-х годов она уже записала 10 альбомов. Симон выступала на концертах не только как певица, но также как пианистка, танцовщица и актриса.
В 1965 году вышел самый успешный альбом «I Put a Spell on You», в который вошли её самые популярные хиты: «I Put a Spell on You» (автор Скримин Джей Хокинс), «Feeling Good» и «Ne me quitte pas».
Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом, борцом за права чернокожих американцев.
Песни из её репертуара в дальнейшем пелись также другими исполнителями и становились хитами. Это, например «Don’t Let Me Be Misunderstood», впоследствии рок-хит группы «The Animals». Известная в её исполнении песня «The House of the Rising Sun» также стала хитом в исполнении «The Animals». Песня «I Put a Spell on You» оказала влияние на вокальные партии в хите «Michelle» группы «The Beatles».
Альбомы конца 1960-х годов были не такие эклектичные и непредсказуемые, как её ранние альбомы.
В 1970 году Симон объявила о том, что разочарована американским шоу-бизнесом, и удалилась на Барбадос. Остаток жизни провела во Франции.
С 1970 по 1978 годы она подготовила семь студийных работ, сборник песен под собственный аккомпанемент. После долгого перерыва в 1993 году вышел последний альбом с новым материалом: «A Single Woman».
Скончалась Нина Симон 21 апреля 2003 года в городке Карри-ле-Руэ на юге Франции. Последние годы жизни певица страдала от рака молочной железы.
За свою карьеру Нина Симон выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 песен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля #С__
21 февраля
В этот день 1804 года прошли первые успешные испытания паровоза – железнодорожного локомотива на паровой тяге.
Английский изобретатель Ричард Тревитик, при помощи Дж. Стила, сконструировал первый в истории паровоз. Его демонстрация состоялась на конной чугунной Мертир-Тидвилской дороге.
Работу над будущим паровозом, Ричард Тревитик начал еще в 1797 году с постройки паровых повозок для рудников. В 1800-1801 годах первые модели паровых повозок Тревика стали использовать на рудниках в Корнуэлле и Лондоне вместо вагонеток, которые катали по деревянным рельсам женщины, дети и лошади, начиная с 1550 года.
Этот первый паровоз стал прообразом дальнейших разработок всех паровозов в мире.
Он представлял собой паровой котел, который устанавливался на две оси. Топка располагалась впереди, поэтому повозку с углём, где сидел кочегар, прицепляли впереди паровоза. По большинству показателей паровоз имел потрясающие возможности: при весе в 5 тонн он перевозил 5 вагонов массой в 25 тонн со скоростью 8 км/час; порожняком – около 26 км/час.
Паровоз одолевал маршрут протяженностью в 14,5 км и возил железную руду на заводе Пен-и-Даррен (Южный Уэльс).
Тревитик не был убежден в том, что трения между рельсами и колесами будет вполне достаточно для поступательного движения паровоза. Поэтому к колесам, были приделаны гвозди, которые сцеплялись с брусьями, уложенными параллельно рельсам. Но очень скоро он понял, что надобности в этих дополнительных устройствах нет – машина с гладкими колесами может успешно передвигаться по гладким металлическим рельсам и тянуть за собой вагоны с грузом.
Несмотря на свои превосходные характеристики, первый паровоз не вызвал большого интереса. Дело в том, что тяжелый паровоз постоянно ломал чугунные рельсы конной дороги, на которой Тревитику пришлось демонстрировать свое изобретение.
Стало ясно, что для него не подходят эти рельсы и придётся строить специальные пути, которые смогут выдержать огромную массу. Однако владельцы рудников, которых Тревитик пытался заинтересовать паровозом, не желали вкладывать деньги в строительство новых рельсовых путей и отказались финансировать первого паровозостроителя.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_февраля