21 февраля 1893 года родился Андрес СЕГОВИЯ /полное имя – Андрес Сеговия Торрес, маркиз де Салобр...
21 февраля
21 февраля
1893 года родился Андрес СЕГОВИЯ /полное имя – Андрес Сеговия Торрес, маркиз де Салобренья/ (в Линаресе, Андалузия), выдающийся и всемирно известный испанский гитарист, прославленный музыкант, композитор и педагог, считающийся отцом современной академической гитары.
Один из величайших виртуозов, он сделал гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка.
В 1981 году король Испании в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза.
* * * * *
Еще с детства Андрес начал учиться игре на гитаре у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве он переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
В начале его творческой карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары. Первым шагом на пути изменения её судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей, стал концерт Андреса Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году. После этого исполнительское мастерство музыканта завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании.
Период 1920-х годов стал временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Андреса Сеговии. Каждое его выступление воспринималось как чудо, как открытие нового. Он и гитара покорили Париж, Лондон, Буэнос-Айрес.
Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары сочинения разных авторов – в т.ч. такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Альбениса и «Чакона» Баха. В то же время он обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
В 1928 году, в день, когда должен был состояться его 7-й концерт в Буэнос-Айресе (Аргентина), в тот же час напротив, давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу «дуэли» гитары и фортепиано были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали музыканты, сообщали: «Свободных мест нет».
Бывал Андрес Сеговия и в СССР: давал концерты и открытые уроки, встречался с местными гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С середины 1950-х годов он много преподавал (среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов), а также способствовал созданию в Сантьяго-де-Компостела (Испания) местного музыкального фестиваля.
В 1958 году Сеговия стал обладателем премии «Грэмми» за лучшую инструментальную запись сольной академической музыки. В 1985 году ему была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки – «Премия Эрнста фон Сименса» (неофициально – Нобелевская премия для музыкантов).
Гитарист продолжал концертную и педагогическую деятельность до глубокой старости, его творческий путь оказался длиной более 70 лет.
Скончался Андрес СЕГОВИЯ 3 июня 1987 года в Мадриде. В соответствии с его желанием он похоронен в Линаресе, городе рождения музыканта.
1893 года родился Андрес СЕГОВИЯ /полное имя – Андрес Сеговия Торрес, маркиз де Салобренья/ (в Линаресе, Андалузия), выдающийся и всемирно известный испанский гитарист, прославленный музыкант, композитор и педагог, считающийся отцом современной академической гитары.
Один из величайших виртуозов, он сделал гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка.
В 1981 году король Испании в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза.
* * * * *
Еще с детства Андрес начал учиться игре на гитаре у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве он переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
В начале его творческой карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары. Первым шагом на пути изменения её судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей, стал концерт Андреса Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году. После этого исполнительское мастерство музыканта завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании.
Период 1920-х годов стал временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Андреса Сеговии. Каждое его выступление воспринималось как чудо, как открытие нового. Он и гитара покорили Париж, Лондон, Буэнос-Айрес.
Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары сочинения разных авторов – в т.ч. такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Альбениса и «Чакона» Баха. В то же время он обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
В 1928 году, в день, когда должен был состояться его 7-й концерт в Буэнос-Айресе (Аргентина), в тот же час напротив, давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу «дуэли» гитары и фортепиано были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали музыканты, сообщали: «Свободных мест нет».
Бывал Андрес Сеговия и в СССР: давал концерты и открытые уроки, встречался с местными гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С середины 1950-х годов он много преподавал (среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов), а также способствовал созданию в Сантьяго-де-Компостела (Испания) местного музыкального фестиваля.
В 1958 году Сеговия стал обладателем премии «Грэмми» за лучшую инструментальную запись сольной академической музыки. В 1985 году ему была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки – «Премия Эрнста фон Сименса» (неофициально – Нобелевская премия для музыкантов).
Гитарист продолжал концертную и педагогическую деятельность до глубокой старости, его творческий путь оказался длиной более 70 лет.
Скончался Андрес СЕГОВИЯ 3 июня 1987 года в Мадриде. В соответствии с его желанием он похоронен в Линаресе, городе рождения музыканта.