1 февраля
1927 года родился Борис Петрович СВЕШНИКОВ (в Москве), русский живописец, график, книжный иллюстратор. Относится к «неофициальному» советскому искусству – героическому движению художников-нонконформистов 1960-х годов.
Известен, прежде всего, своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»), которая произвела сенсацию на одноименных выставках «творчества в лагерях и ссылках».
Мир живописи Свешникова – это обостренное чувство хрупкого состояния человеческого одиночества. Сказочно-мистичный, трагичный и вместе с тем неувядаемо-тонкий, созданный в изощренной технике пуантели, это мир отверженных обществом чудаков, бродяг, «зеков» – людей сложной судьбы. Его можно назвать последним русским романтиком ХХ века.
* * * * *
В феврале 1946 года во время учёбы в Московском институте прикладного и декоративного искусства, Борис вместе с группой студентов был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде», отбыл восемь лет в лагерях (Ухта, Коми АССР), работал в одной бригаде со Львом Кропивницким, был на грани истощения («доходяга»).
Там Свешников писал там тайком, на обрезках холста, наволочках и простынях в мрачных тонах, напоминающих «черные» серии Ф. Гойи, работы А. Маньяско и поздний маньеризм Тициана. Для него лагерный срок был временем абсурдной независимости. «Это было абсолютно свободное творчество, – вспоминал он, – я получал свою пайку хлеба и писал что хотел. Никто не руководил мной. Никто не проявлял ко мне никакого интереса».
Главным же его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков (в его излюбленной технике перового рисунка тушью). Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников. Это некая потусторонняя «гофманиада», пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время – в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах.
Выйдя из лагеря на свободу, Борис Свешников поселился в Тарусе, манера его письма изменилась, став более лиричной, на смену мрачным тонам пришли более светлые, воздушные. После реабилитации в 1956 году он переехал в Москву, как раз в то время, когда наряду с официальным искусством появилось искусство неофициальное, нонконформистское.
Мистические пространства картин живописца восхищали не только друзей по «лианозовской группе», но и более молодых художников-концептуалистов. Упорный и кропотливый труд, благородные и гармоничные образы Свешникова вывели его в ряд крупных мастеров.
В столице художник работал для Гослитиздата, где создал множество иллюстраций к книгам И. Гёте, Э. Гофмана, Х. Андерсена, братьев Гримм, М. Метерлинка, К. Паустовского, Я. Седерберга, Т. Мура, Я. Врхлицкого и других писателей. Многое роднит его книжную графику с таким представителем романтизма 1930-х годов, как М.К. Соколов. Тогда же, в 1950-1960-х годах, он создал графический цикл «Альбом для рисования», еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с лагерной темой (издан в 1996 году).
Свешников стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных представителей «неофициального» искусства 1950-1980-х годов. Он создал тысячи рисунков, его художественное наследие насчитывает более 20 графических альбомов.
Работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США) и других коллекциях.
Скончался Борис Петрович СВЕШНИКОВ 6 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
-------------------------------------------------
Смотри подробнее «Русский художник Свешников Борис Петрович. Инакомыслие» по ссылке: https://www.liveinternet.ru/community/3299606/post193687849
1 февраля
1842 года родился Владимир Донатович ОРЛОВСКИЙ (в Киеве, Российский империя), российский художник, ученик А.П. Боголюбова, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и С-Петербурге для императорской четы Александра III, академик ИАХ.
Один из лучших пейзажистов 1880-х годов. Современники называли его «звездой первой величины наравне с Айвазовским», «искателем солнца», «несравненным пейзажистом южной природы», «корифеем русского пейзажа».
Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.
* * * * *
Выходец из семьи помещика, Володя начальное художественное образование получил в киевской гимназии у И.М. Сошенко, который обратил внимание на одаренного мальчика и начал с ним заниматься персонально.
Благодаря Сошенко, Владимир Орловский прошел хорошую рисовальную школу, позволившую ему по окончанию гимназии поступить в Академию художеств. В Петербурге он стал учеником прекрасного пейзажиста А.П. Боголюбова, воспитавшего не одного самобытного художника. Именно у него Орловский научился умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту.
Окончив в 1868 году Академию со званием классного художника 1-й степени и золотой медалью (за крымские виды), Владимир Орловский получил право поездки за казённый счет за границу. В качестве «пенсионера от академии» он 3 года работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета Академии, который продлил ему еще на 3 года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России.
В 1874 году Орловскому было присвоено звание академика, а в 1878 году – профессора за картину «Сенокос».
Картины художника очень разнообразны как по природе (от Финляндии до Крыма), так и по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т.д.). Он писал болота, заросшие пруды, также как луга и нивы, берёзовые и грабовые леса, придавая им романтизированный облик, играя со светом.
Владимир Донатович оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников.
Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Одна из причин, что Орловский не много картин показывал на выставках, заключалась в том, что большинство его новых работ уходило к покупателям прямо из мастерской. Художник был популярен наравне с И.К. Айвазовским.
В 1881 году Орловский предпринял поездку на Кавказ, периодически бывал в Крыму, а в 1887 году переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе имени Н. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища.
Конец жизни художник провел в Италии, где он жил с 1909 года.
Скончался Владимир Донатович ОРЛОВСКИЙ 16 марта 1914 года в Нерви (Италия), похоронен в Киеве.
1 февраля
В 1868 году родился Штефан ЛУКЬЯН (в селении Штефэнешти, уезд Ботошани), румынский живописец, испытал влияние импрессионизма, опирался также на традиции народного искусства.
Писал лирические портреты простых людей, обращался к теме социального протеста. В своих пейзажах и натюрмортах добивался насыщенности колорита, стремился к чёткой и лаконичной композиции.
* * * * *
Выходец из семьи военного, он в 1873 году с родителями переехал в Бухарест, где после окончания гимназии обучался в художественной школе у Т. Амана и Г. Таттареску, а также параллельно в бухарестской Консерватории по классу флейты.
С 1889 года Штефан Лукьян продолжил своё образование в мюнхенской Академии изящных искусств, а через 2 года в Париже в академии Жюлиана у Бугро и Робера-Флёри. Первая выставка его произведений состоялась в 1890 году в Бухаресте.
По возвращения в 1893 году из Парижа он вновь выставляет свои полотна на одной из выставок, после чего избирается в жюри Ежегодной выставки живущих художников. Летом 1898 года художник расписывает интерьер кафедрального собора румынского города Александрия. В конце этого же года Штефан Лукьян тяжело заболевает, но продолжает упорно работать. Художник делает настенные росписи в кафедральном соборе Тулчи, а в 1900 году два его полотна демонстрировались на парижской Всемирной выставке.
Последние годы Штефан Лукьян был почти полностью парализован: писал картины сидя на стуле, потом начали отказывать руки и художник работал со специальной подставкой под локоть. Когда перестали слушаться пальцы, ему приматывали кисть к руке. На финальном этапе болезни он писал картины, держа кисть в зубах.
Последние произведения, созданные им, относятся к 1913 году. Из-за ложных слухов, будто он подписывает своим именем чужие полотна, художник был обвинён в обмане и мошенничестве.
Скончался Штефан ЛУКЬЯН от инфекционного заражения спинного мозга 27 (или 28) июня 1916 года в Бухаресте, похоронен на кладбище Беллу.
В 1981 году о жизни художника в Румынии был снят художественный фильм «Лукьян».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #Л__
1 февраля
1873 года родился Иван Семёнович КАЗАКОВ (в деревне Касилово, Орловская губерния), русский художник и график, мастер пейзажной живописи и жанровых картин, портретист.
Он составил первое поколение русской интеллигенции в Туркестане.
* * * * *
Выходец из семьи крестьян, он обучался в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1888-1894). Затем продолжил своё образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств, где учился в мастерской В. Маковского. В 1898 году Иван Казаков получил звание художника.
В 1899-1900 годах совершил пенсионерскую поездку (на стипендию Академии) по Италии, Франции и Германии. После возвращения из-за границы жил в Петербурге.
В период 1890-1900-х годов Казаков являлся постоянным участником академических выставок, также участвовал в выставках Московского общества любителей художеств и в Торгово-промышленных художественных выставках.
В 1906 году, предварительно списавшись с начальством Ташкентского реального училища, Иван Семёнович получил должность учителя рисования и чистописания в этом училище и переехал на жительство в Туркестан (преподавал до 1910 года).
Там художник написал архитектурные пейзажи Самарканда, Бухары и Ташкента, создал серию этнографических этюдов.
В 1919 году Казаков преподавал в Туркестанской краевой художественной школе, а в 1921 году работал и преподавал в собственной студии. Он принимал активное участие в оформлении революционных празднеств в Ташкенте и писал картины современников.
В период 1926-1932 годов состоял членом Ташкентского филиала Ассоциации художников революции, являясь одним из его организаторов. С 1930 по 1935 год художник работал преподавателем в Ташкентском политехническом институте.
Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Музее искусств Узбекистана и других, а также в частных собраниях.
Скончался Иван Семёнович КАЗАКОВ 16 октября 1935 года в Ташкенте, где и похоронен.
1 февраля
1941 года родился Владимир Сергеевич ПИМЕНОВ (в Зарайске, Московская область), советский и российский художник. Народный художник Российской Федерации. Член-корреспондент Российской академии художеств (РАХ), член Союза художников России (с 1975 года) и Творческого союза художников России.
«Изобразительное творчество для меня – способ размышления о жизни, как форме бытия в пространстве. Поэтому мне интересно небольшое плоское пространство листа "набивать" необозримыми пространствами, существующими в различных временах. Столкновения пространственных и временных коллизий создает особое ощущение мгновений, запечатленных в вечности» (В.С. Пименов)
* * * * *
Художественное образование получил в Рязанском художественном училище, которое закончил в 1963 году. В 1972 году окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (педагоги – Б. Неменский, М. Богданов, А. Сазонов).
Начало творческой работы Владимира Пименова – с 1967 года. Работает в разных жанрах как график и живописец.
В период 1972-1976 годов был режиссёром-постановщиком мультфильмов на киностудии «Беларусьфильм». В 1982 году переведён из Союза художников Белоруссии в Союз художников России. С 1989 года член бюро секции графики, председатель комиссии по работе с молодыми художниками, член правления Московского областного отделения советских художников.
Участник многочисленных групповых и персональных выставок. Награжден Золотой медалью РАХ, Золотой медалью Творчества союза художников России. Лауреат премии Международного триеннале «Индия-94».
Работы находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, галерее графики в Германии (Аахен), национальной галерее в Индии (Дели), национальной галерее графики в Польше (Варшава), художественном музее в Италии (Бьелла), арт-галерее в Болгарии (Попово) и других, а также в частных собраниях.
В настоящее время Владимир Сергеевич ПИМЕНОВ живёт и работает в Зарайске.
1 февраля
1857 года родился Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (в селе Сорали, Вятская губерния; ныне село Бехтерево, Республика Татарстан), знаменитый русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
Один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием.
В 1907 году основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт – первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В.М. Бехтерева.
* * * * *
Окончив гимназию (7 классов) в уездном центре Вятке, он решил посвятить себя медицине.
В «Автобиографии» Бехтерев напишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее проштудирована с соответствующими выписками. Нечего говорить, что такие книги того времени, как Писарева, Португалова, Добролюбова, Дрейпера, Шелгунова и других, перечитывались с увлечением по много раз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны».
Полученные во время учебы в гимназии знания позволили Бехтереву в 16 лет поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге. Закончив в 1878 году обучение, он остался в академии для научного усовершенствования под руководством крупнейшего русского психиатра И.П. Мержеевского. Через год он стал членом Петербургского общества психиатров.
4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине и получил ученое звание приват-доцента. В 1883 году за свой вклад в развитие психиатрии он удостаивается в России серебряной медали. Итальянское общество психиатров принимает Бехтерева в свои члены.
В 27-летнем возрасте, его как особо талантливого ученого, командируют на 2 года за границу. Бехтерев стажируется в лабораториях и клиниках таких всемирно известных специалистов, как Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. Бехтерев оставил у них хорошее впечатление о себе, поразив их широтой интересов и глубиной познаний.
По возвращении в Россию в июле 1885 года 28-летний Бехтерев был назначен профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета, там же основал Казанское общество невропатологов и психиатров.
Вскоре Бехтерева приглашает Петербургская Военно-медицинская академия. Владимир Михайлович принимает приглашение и в 1893 году возглавляет кафедру душевных и нервных болезней. В 1893 году он начинает выпускать журнал «Медицинский вестник».
В 1894 году Бехтерев становится членом медицинского совета при министерстве внутренних дел Российской империи, а через год и при военном министре. В 1907 году он основал в Петербурге Психоневрологический институт, который позже назовут именем Бехтерева.
В конце 1927 года на открывшемся в Москве I-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров – 22 декабря – Владимира Михайловича избрали почетным председателем. В тот же день состоялось его последнее публичное выступление. Вечером следующего дня Бехтерев посещает спектакль «Лебединое озеро» в Большом театре, а после него он почувствовал себя плохо.
Скончался Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.
--------------------------------------------------
Бехтерев является автором большого количества научных трудов, среди которых выделяется 7 томов «Основ учения о функциях мозга». Он исследовал множество психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем, при этом использовал комплексный подход к изучению проблем мозга и человека.
Исследовал спинной и головной мозг, открыл ряд рефлексов и симптомов. Разработал методы лечения ряда болезней и создал некоторые лекарства (например, «Микстура Бехтерева» – успокаивающее средство).
Дело его жизни продолжила внучка – Наталья Петровна Бехтерева, став известным российским ученым-нейрофизиологом.
• «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач»
(Бехтерев В.М.)
• «Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев»
(профессор Копш)
1 февраля
В 1901 году родился Уильям Кларк ГЕЙБЛ (в Кадисе, штат Огайо), американский актёр, кинозвезда, носивший прозвище «Король Голливуда». Лауреат премии «Оскар» (1935).
Он был единственным ребёнком Уильяма Генри Гейбла, буровика на нефтяной скважине. В детстве Кларк мечтал стать врачом, но у него не ладилось с учёбой. Желание стать актёром появилось у молодого человека после посещения постановки «Райская птица», идущей в местном мюзик-холле. Чтобы оказаться как можно ближе к свету рампы, Кларк бесплатно подрабатывал «мальчиком за сценой» в театральной труппе.
Для осуществления своей мечты, ему пришлось сменить немало рабочих мест: он продавал галстуки, газеты, трудился на складе пиломатериалов, служил оператором телефонной линии.
В 1924 году Кларк Гейбл дебютировал в кино — это был немой фильм «Запретный рай». Ему удалось заключить контракт с крупнейшей американской кинокомпанией «Metro Goldwyn Mayer». В добром десятке фильмов блистал в роли коварных соблазнителей, постепенно прокладывая себе путь в мире кино. Но это амплуа наскучило актёру и он отказался от очередной роли отпетого негодяя. В качестве наказания его «сдали внаём» для съёмок в фильме студии «Колумбия» «Это случилось однажды ночью». Фильм получил премию «Оскар» в пяти основных номинациях, а Кларк Гейбл — за исполнение роли ловкого и обаятельного репортёра был признан лучшим актёром.
Роль Ретта Батлера в картине Флеминга «Унесённые ветром» 1939 года стала вершиной карьеры Кларка Гейбла и обеспечила ему мировую известность. В тридцатых годах его наградили титулом Короля Голливуда, и он с честью носил это звание до самой смерти.
После гибели жены Кларк Гейбл начал в буквальном смысле «искать смерть». Вопреки сильному противодействию правительства и армии, он стал стрелком на самолёте B-17 и участвовал в авианалётах на Германию. Гейблу неимоверно везло — он не получил ни одной царапины и отлетав 25 боевых вылетов, вернулся к мирной жизни.
Одним из лучших фильмов с участием Гейбла стала картина «Неприкаянные». В ней он вернулся к тому, с чего начиналась его карьера в Голливуде, к образу ковбоя, печального и постаревшего, тщетно пытающегося найти свое место в жизни.
Скончался Уильям Кларк Гейбл 16 ноября 1960 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #Г__
1 февраля
В 1884 году родился Евгений Иванович ЗАМЯТИН (в Тамбовской губернии), русский писатель, критик и публицист.
Отец — православный священник, мать — пианистка. Замятин посещал Лебедянскую гимназию, затем учился в Воронежской гимназии, окончив которую с золотой медалью, записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института.
Он принял участие в революционных событиях 1905 года на стороне большевиков, после чего его арестовали и выслали в родные места. Через некоторое время Замятин вернулся в Петербург, ему пришлось жить на полулегальном положении. Тем не менее, в 1908 году он окончил политехнический институт, и остался при кафедре корабельной архитектуры преподавателем.
Началом профессиональной деятельности писатель считал 1911 год, когда была опубликована его повесть «Уездное», которая сразу стала пользоваться огромным успехом у читателей, а критика назвала это произведение литературным событием.
В марте 1916 года, отбыв ссылку, Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Во время командировки создаёт повесть «Островитяне» (1917) — тонкую сатиру на английский быт.
В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. В 1921 году организовал группу молодых писателей «Серапионовы братья». Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др.
В начале 1920годов Замятин создаёт роман «Мы». Советская цензура увидела в нём прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию. Без согласия автора роман был издан на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, затем на чешском и французском языках, после чего произведения Замятина перестали печатать в СССР.
В 1931 года пишет письмо И.Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.
Замятин пишет статьи для французских газет, продолжает работать над рассказами и киносценариями, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации.
Замятин скучает по родине до своей смерти.
Скончалсяя Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года в Париже.
------------------------------------------------
http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/
-------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #З__
1 февраля
1758 года родился Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА /полное имя – Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина/ (в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе), испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.
Немало сделав для Испании, он совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.
* * * * *
Августин был выходцем из старинного испанского дворянского рода, основанного французским предком Жаном де Бетанкуром объявившим себя в 1417 году королём Канарских островов.
Получив всестороннее научное образование в Париже, Августин Бетанкур был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Западной Европы для обозрения разных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. После возвращения на него в 1798 году было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, а также организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. Через 2 года он был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления, а 1803 году – интендантом армий и главным директором почт.
В дальнейшем возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Сначала он отправился в Париж, а в 1808 году – в Россию, где и был принят на службу в чине генерал-майора.
В России перед ним открылось широкое поприще для применения его познаний: преобразовал Тульский оружейный завод; построил пушечный литейный дом в Казани; ввёл новые и улучшил старые машины на Александровской мануфактуре; построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак), где им лично придумана большая часть машин, а также громадный по тем временам московский экзерциргауз (ныне – Манеж), гостиный двор Нижегородской ярмарки, первый мост через реку Неву с обустройством центральной набережной Санкт-Петербурга и разные другие здания и сооружения. Бетанкур принимал участие и в постройке Исаакиевского собора.
По его проекту в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он был назначен генеральным инспектором. Институт открыт 1 ноября 1810 года.
С 1816 года Бетанкур занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге, а через 3 года стал директором Главного управления путей сообщения и по должности вошел в состав Комитета министров Российской империи.
Весной 1817 года Бетанкур прибыл в Нижний Новгород будучи начальником Комитета строений и гидравлических работ для экспертизы проекта строительства Нижегородской ярмарки. Он утвердил выбранное для строительства место, однако не согласился с архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.
Августин Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.
Совместно с В.И. Гесте он в 1823 году разрабатывает Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года.
Под руководством Бетанкура сравнительно долгое время трудился Огюст Монферран, многому научившийся у этого талантливого инженера. Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, которые были реализованы Монферраном. На основе этих лесов и механизмов Монферран создал систему механизмов, с помощью которой 30 августа 1832 года установил Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Скончался Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА 26 июля 1824 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1979 году прах А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
* * * * *
27 июля 1995 года Министерство путей сообщения России учредило памятную медаль имени Бетанкура, которой награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие транспортного образования.
В ноябре 2009 года в связи с 200-летием Петербургского государственного университета путей сообщения имя А. Бетанкура присвоено скорому фирменному поезду № 25/26 «Смена» сообщением Москва – Санкт-Петербург.
По свидетельству Ф.Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что Бетанкур имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
--------------------------------------------------
Смотри также материал «Августин Бетанкур – приключения испанца в России» по ссылке: http://www.chronoton.ru/past/bio/avgustin-betankur
1 февраля
В 1894 году родился Джон ФОРД /наст. имя – Джон Мартин Фини/ (в Кейп-Элизабет, штат Мэн), американский кинорежиссёр и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру.
Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии.
О влиянии Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе. Большим почитателем его творчества был мастер спагетти-вестерна Серджио Леоне.
* * * * *
После окончания колледжа Джон устроился в рекламный отдел обувной фабрики, а в 1913 году приехал в Голливуд к брату Фрэнсису, который был актёром у режиссёра Томаса Инса.
Там он работал реквизитором, администратором, статистом, оператором, позже стал ассистентом брата. Ему посчастливилось быть свидетелем первых шагов вестерна.
В 1917 году Карл Леммле доверил Форду-младшему кресло режиссёра (как вспоминал сам Форд, за то, что он умел громко кричать на членов съёмочной группы). В этом же году он снял свой первый вестерн «Прямой наводкой».
«Единственное, что меня интересует, – говорил режиссер много лет спустя, – это фольклор Дальнего Запада. Мне всегда хотелось показать эту страну по-настоящему, почти документально».
Взяв псевдоним Джон Форд, он снимал вестерны с участием популярных ковбоев.
Из 60 картин (в основном вестернов), которые Форд снял в эпоху немого кино, сохранилось меньше дюжины. Многие из них были сняты всего за 2-3 дня, однако эпический «Железный конь» 1924 года стал вехой в развитии жанра: на съёмках были заняты 5000 человек.
С появлением звукового кино Форд довольно быстро адаптировался к новым реалиям. В 1928 году он снимает драму «Четыре сына» под явным влиянием «Восхода солнца» Мурнау и с использованием тех же декораций. В 1930-е годы Форд заработал репутацию одного из самых надёжных и «дисциплинированных» режиссёров, у которого «всё под контролем». Именно ему была поручена экранизация нашумевшего романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1940).
Во время II-й мировой войны Форд служил во флоте, а по ее окончании ему было присвоено звание контр-адмирала. Вернувшись к режиссуре, он реализовал масштабно задуманную «кавалерийскую трилогию» по мотивам произведений Дж. Белла. В 1956 году снял эпический вестерн «Искатели», ныне признаваемый Американским институтом кино безусловной вершиной жанра.
По воспоминаниям близких к Форду людей, его тяготила репутация «короля вестернов», а интересы вовсе не исчерпывались тематикой Дикого Запада.
За 50 лет режиссёрской деятельности он снял приблизительно 130 кинофильмов: «Потерянный патруль» (1934), «Осведомитель» (1935), «Дилижанс» (1939), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Табачная дорога» (1941), «Форт Апач» (1948), «Тихий человек» (1952), «Отправившиеся на поиски» (1956), «Осень шайеннов» (1964) и многие др.
Американский институт кино объявил его первым обладателем награды за вклад в развитие киноискусства, а президент США наградил его Президентской медалью Свободы и присвоил звание адмирала.
Скончался Джон Форд 31 августа 1973 года в Пальм-Дезерте (штат Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #Ф__
1 февраля
В 1926 году родилась Вивиан МАЙЕР (в Нью-Йорке), американская фотохудожница, работавшая в жанре уличной фотографии.
После развода родителей ее мать жила вместе со своей подругой Жанной Бертран, профессиональным фотографом, у которой, по всей вероятности, Вивиан и брала уроки фотографии.
При жизни она как фотограф никому не была известна. Часто люди, у которых она работала няней, – а няней она работала около 40 лет, – даже не знали, что она много фотографирует, или думали о фотоаппарате в ее руках как о хобби.
Свои пленки она проявляла в ванной; снимки, за редким исключением, никому не показывала, никогда не пробовала публиковаться. Вивиан Майер знали как немного, возможно, эксцентричную и замкнутую, но неизменно элегантную няню, прекрасно ладившую с детьми. Ее сравнивали с Мэри Поппинс. По всей вероятности, она была замечательной и профессиональной няней, т.к., когда Вивиан постарела, заботу о ней взяли на себя ее бывшие воспитанники, братья Гинзбург.
В 2007 году, незадолго до кончины, содержимое её ячейки в хранилище выставили на аукцион за неуплату аренды. Этот архив случайно приобрел 26-летний Джон Малуф: в коробках он нашел около 100 тыс. фотонегативов исключительного качества и 7 тыс. отснятых видеопленок, отсортированных по годам съемки.
Первые снимки Майер, судя по всему, сделала ещё во Франции на рубеже 1940-50-х годов. В США она начала снимать, прежде всего, городские виды и быстро обзавелась высококачественной фотокамерой «Rolleiflex». При жизни она не заботилась о публикации своих фотографий, скорее всего, расценивая их как хобби. Но, тем не менее, тщательно хранила свои работы.
Основой же массив пленок приходился на период с конца 1950-х по начало 1980-х годов. Эта покупка превратила Джона Малуфа в первого исследователя творчества Вивиан Майер и изменила историю фотографии ХХ века. Открытие ее визуального языка стало сенсацией в мире искусства и в мире вообще.
Ее уличные зарисовки сравнивают с работами великого Анри-Картье Брессона, а композиционные решения, которые она использовала, считают близкими Андре Кертесу. Ей также приписывают дружбу с фотографами Лизетт Модел и Жанной Бертран, но доподлинно о Вивьен Майер не известно практически ничего – ей удалось пронести тайну о своей любви к фотографии через всю жизнь.
Скончалась Вивиан Майер 20 апреля 2009 года в Нью-Йорке.
—--------------------------------------------------
Смотри альбомы фотохудожницы Вивиан Майер (Vivian Maier) по ссылкам:
· New York – http://vk.com/album-9708329_170023942
· Chicago – http://vk.com/album-9708329_170024411
· Unknown – http://vk.com/album-9708329_170024925
· Travels – http://vk.com/album-9708329_170024637
· Self Portraits – http://vk.com/album-9708329_170024753
· Color – http://vk.com/album-9708329_170025542
—--------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #М__
1 февраля
В 1849 году родился Альбер-Шарль ЛЕБУР (в Монфор-сюр-Риле), французский художник-пейзажист, последователь импрессионизма и постимпрессионизма, представитель руанской школы живописи.
Лебур учился в мастерской архитектора Друэна, а затем Школе живописи и искусства в Руане.
В 1867 году он посещает парижский Салон, где знакомится с работами Курбе и Мане, которые оказывают на него неизгладимое впечатление. В период с 1872 по 1876 год живет в Алжире, работает преподавателем в местном Обществе изящных искусств.
По возращении в Париж Лебур знакомится со многими импрессионистами, в том числе с Дега, Моне и Сислеем.
В 1886-95 годах живёт в Париже, ежегодно выставляется в Салоне, очень много путешествует по Европе, посещает Голландию, Англию и Швейцарию.
Он принимает участие во Всемирной выставке 1900 года, а через 3 года становится кавалером Ордена Почётного легиона.
Скончался Альбер-Шарль Лебур 7 января 1928 года в Руане.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_февраля #Л__
1 февраля
1939 года родилась Екатерина Сергеевна МАКСИМОВА (в Москве), выдающаяся советская русская балерина, хореограф, балетный педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Воспитанная в лучших традициях академической школы, она обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.
* * * * *
Окончив Московское хореографическое училище в 1958 году, была принята в балетную труппу Большого театра. Уже на следующий год она получила главную партию в балете «Каменный цветок» и приняла участие в первых гастролях Большого театра в США, где сразу очаровала зрителей и получила восторженную прессу.
Ведущей солисткой театра Екатерина Максимова оставалась по 1988 год. Её отличало огромное обаяние, незаурядные актерские способности и трудолюбие, она вкладывала всю душу в каждое свое выступление, и результатом был большой успех.
Постоянным партнером Екатерины был её муж – Владимир Васильев. Их дуэт начал складываться еще в училище, и впоследствии был признан эталонным артистическим дуэтом. Максимова танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами. Мировая критика назвала их «золотой парой балета XX века».
В её репертуаре партии в балетах «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Золушка» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Икар» Слонимского, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского и др. Многие из них готовила под руководством Галины Улановой.
С триумфальным успехом она танцевала и на лучших сценах мира.
«Балет – не только моя профессия, это еще и моя жизнь», – говорила Максимова.
С 1978 года она выступала в зарубежных труппах: «Балет XX века» (Бельгия, 1978), Театр Сан-Карло (Италия, 1986, 1988-1989), «Марсельский балет» (Франция, 1987), Английский Национальный балет (1989), исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара.
С 1980 года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». Со временем Максимова стала балериной, равно виртуозно владевшей и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.
Особое значение в ее творчестве имело участие в телевизионных балетах: «Трапеция» Прокофьева, «Галатея» Лоу, «Старое танго» Когана, «Анюта» Гаврилина, «Чаплиниана» на музыку Чаплина. Это дало Максимовой возможность проявить дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Также она снималась в художественных и документальных фильмах.
Для Максимовой и их дуэта с Васильевым создавали свои шедевры такие мэтры российской и мировой хореографии, как Ю. Григорович, К. Голейзовский, М. Бежар, Д. Кранко, Р. Пети и др.
Окончив в 1980 году ГИТИС, она через 2 года начинает преподавать там же на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году ей присваивают ученое звание профессора.
С 1990 года Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов, а в 1998 – балетмейстером-репетитором Большого театра. Одновременно проводила мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе различных международных конкурсов артистов балета.
Последний раз Екатерина Максимова выступила на балетной сцене в 1999 году.
Она – обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, действительный член многих Международных академий искусства, награждена многими орденами, как России, так и других стран.
Скончалась Екатерина Сергеевна МАКСИМОВА 28 апреля 2009 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
1 февраля
1931 года состоялось торжественное открытие и первый съемочный день Центральной фабрики «Союзкино» (ныне «Мосфильм» – одна из крупнейших кинокомпаний Европы).
На базе двух национализированных кинофабрик А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева в ноябре 1920 года была создана Первая фабрика Госкино.
Желание и талант молодых кинематографистов был так огромен, что даже с минимумом техники они сумели создать ряд шедевров, среди которых был и знаменитый «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна.
Закладка новой кинофабрики состоялась 20 ноября 1927 года на Ленинских горах, а уже 1 февраля 1931 года переселение в Центральную фабрику «Союзкино» было почти закончено, и в новых помещениях начался первый рабочий день.
Свое нынешнее название «Мосфильм» получил в 1935 году. За первые 10 лет после открытия в его новоиспечённых стенах были сняты такие шедевры советского кино, как «Весёлые ребята», «Волга-Волга» Григория Александрова, «Трактористы», «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева и др.
Эмблемой киностудии является скульптура «Рабочий и Колхозница» скульптора В. Мухиной. Скульптура впервые появилась в качестве экранной марки «Мосфильма» в 1947 году в фильме «Весна» режиссёра Г. Александрова.
После войны «Мосфильм» продолжал развиваться, снимая уже цветные киноленты. За советское время на нем было снято более 2500 картин, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства, завоевали многочисленные награды на различных кинофестивалях.
Сегодня Мосфильм является государственной собственностью и работает как киноконцерн, занимаясь помимо производства фильмов, дублированием кинокартин иностранного производства и предоставляя свои производственные мощности различным кинокомпаниям и творческим объединениям.