1 февраля 1758 года родился Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА /полное имя – Августин Хосе Педро дель...
1 февраля
1 февраля
1758 года родился Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА /полное имя – Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина/ (в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе), испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.
Немало сделав для Испании, он совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.
* * * * *
Августин был выходцем из старинного испанского дворянского рода, основанного французским предком Жаном де Бетанкуром объявившим себя в 1417 году королём Канарских островов.
Получив всестороннее научное образование в Париже, Августин Бетанкур был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Западной Европы для обозрения разных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. После возвращения на него в 1798 году было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, а также организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. Через 2 года он был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления, а 1803 году – интендантом армий и главным директором почт.
В дальнейшем возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Сначала он отправился в Париж, а в 1808 году – в Россию, где и был принят на службу в чине генерал-майора.
В России перед ним открылось широкое поприще для применения его познаний: преобразовал Тульский оружейный завод; построил пушечный литейный дом в Казани; ввёл новые и улучшил старые машины на Александровской мануфактуре; построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак), где им лично придумана большая часть машин, а также громадный по тем временам московский экзерциргауз (ныне – Манеж), гостиный двор Нижегородской ярмарки, первый мост через реку Неву с обустройством центральной набережной Санкт-Петербурга и разные другие здания и сооружения. Бетанкур принимал участие и в постройке Исаакиевского собора.
По его проекту в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он был назначен генеральным инспектором. Институт открыт 1 ноября 1810 года.
С 1816 года Бетанкур занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге, а через 3 года стал директором Главного управления путей сообщения и по должности вошел в состав Комитета министров Российской империи.
Весной 1817 года Бетанкур прибыл в Нижний Новгород будучи начальником Комитета строений и гидравлических работ для экспертизы проекта строительства Нижегородской ярмарки. Он утвердил выбранное для строительства место, однако не согласился с архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.
Августин Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.
Совместно с В.И. Гесте он в 1823 году разрабатывает Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года.
Под руководством Бетанкура сравнительно долгое время трудился Огюст Монферран, многому научившийся у этого талантливого инженера. Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, которые были реализованы Монферраном. На основе этих лесов и механизмов Монферран создал систему механизмов, с помощью которой 30 августа 1832 года установил Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Скончался Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА 26 июля 1824 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1979 году прах А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
* * * * *
27 июля 1995 года Министерство путей сообщения России учредило памятную медаль имени Бетанкура, которой награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие транспортного образования.
В ноябре 2009 года в связи с 200-летием Петербургского государственного университета путей сообщения имя А. Бетанкура присвоено скорому фирменному поезду № 25/26 «Смена» сообщением Москва – Санкт-Петербург.
По свидетельству Ф.Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что Бетанкур имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
--------------------------------------------------
Смотри также материал «Августин Бетанкур – приключения испанца в России» по ссылке: http://www.chronoton.ru/past/bio/avgustin-betankur
1758 года родился Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА /полное имя – Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина/ (в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе), испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.
Немало сделав для Испании, он совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.
* * * * *
Августин был выходцем из старинного испанского дворянского рода, основанного французским предком Жаном де Бетанкуром объявившим себя в 1417 году королём Канарских островов.
Получив всестороннее научное образование в Париже, Августин Бетанкур был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Западной Европы для обозрения разных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. После возвращения на него в 1798 году было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, а также организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. Через 2 года он был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления, а 1803 году – интендантом армий и главным директором почт.
В дальнейшем возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Сначала он отправился в Париж, а в 1808 году – в Россию, где и был принят на службу в чине генерал-майора.
В России перед ним открылось широкое поприще для применения его познаний: преобразовал Тульский оружейный завод; построил пушечный литейный дом в Казани; ввёл новые и улучшил старые машины на Александровской мануфактуре; построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак), где им лично придумана большая часть машин, а также громадный по тем временам московский экзерциргауз (ныне – Манеж), гостиный двор Нижегородской ярмарки, первый мост через реку Неву с обустройством центральной набережной Санкт-Петербурга и разные другие здания и сооружения. Бетанкур принимал участие и в постройке Исаакиевского собора.
По его проекту в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он был назначен генеральным инспектором. Институт открыт 1 ноября 1810 года.
С 1816 года Бетанкур занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге, а через 3 года стал директором Главного управления путей сообщения и по должности вошел в состав Комитета министров Российской империи.
Весной 1817 года Бетанкур прибыл в Нижний Новгород будучи начальником Комитета строений и гидравлических работ для экспертизы проекта строительства Нижегородской ярмарки. Он утвердил выбранное для строительства место, однако не согласился с архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.
Августин Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.
Совместно с В.И. Гесте он в 1823 году разрабатывает Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года.
Под руководством Бетанкура сравнительно долгое время трудился Огюст Монферран, многому научившийся у этого талантливого инженера. Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, которые были реализованы Монферраном. На основе этих лесов и механизмов Монферран создал систему механизмов, с помощью которой 30 августа 1832 года установил Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Скончался Августин де БЕТАНКУР и МОЛИНА 26 июля 1824 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1979 году прах А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
* * * * *
27 июля 1995 года Министерство путей сообщения России учредило памятную медаль имени Бетанкура, которой награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие транспортного образования.
В ноябре 2009 года в связи с 200-летием Петербургского государственного университета путей сообщения имя А. Бетанкура присвоено скорому фирменному поезду № 25/26 «Смена» сообщением Москва – Санкт-Петербург.
По свидетельству Ф.Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что Бетанкур имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
--------------------------------------------------
Смотри также материал «Августин Бетанкур – приключения испанца в России» по ссылке: http://www.chronoton.ru/past/bio/avgustin-betankur