10 февраля
1930 года родился Вадим Игнатьевич КРАЕВ (в деревне Полушнур, Кировская область), русский советский художник-график, излюбленным жанром которого был пейзаж, изображающий природу и людей Севера – речные пейзажи. Заслуженный деятель искусств Коми АССР. Народный художник Республики Коми.
* * * * *
Живописи он обучался в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. С 1953 года стал работать в Сыктывкаре (Республика Коми), преподавал черчение и рисование.
Творческую деятельность Вадим Краев начинал как художник-живописец, но уже с начала 1960-х годов стал заниматься графикой, в основном работая в технике линогравюры. Его излюбленным жанром был пейзаж, изображающий природу и людей Севера.
В 1957 году он перешёл в Коми отделение художественного фонда, где работал художником. Вадима Игнатьевича интересовали особенности пейзажа разных климатических зон и времен года; существует несколько циклов его гравюр, изображающих природу разных регионов Республики Коми: Печорский цикл (линогравюры «Верхняя Печора», «Тихая Печора», «Окраина деревни на Печоре»); два больших цикла работ о Вычегде (линогравюры «На Вычегде», «Вычегодские стражи», «Вычегодские просторы», «Деревенька на Вычегде»); серии работ о природе Урала, Тимана (линогравюры «На реке Унье», «Над Тиманом», «У водораздела», «Поселок буровиков», «На Щугоре») и др.
Краев всегда оставался верным принципам реализма, достоверности в передаче как внешних, изобразительных, так и психологических деталей. Как художнику, ему были свойственны такие особенности творческой манеры, как лиризм, тонкость художественного восприятия, и в то же время сильно развитое монументально-эпическое начало.
Работая в технике линогравюры, Краев стремился максимально использовать ее особенности (яркие контрасты белого и черного – и различные оттенки этих цветов; выразительность, экспрессивность – или мягкость и плавность линий и штрихов, эффектность и насыщенность пятен) для передачи тончайших нюансов состояния природы. Его пейзажам свойственны масштабность, постоянное ощущение эпической протяженности северных просторов. Этот мотив присутствует во многих работах художника, стремящегося дать панорамный охват полей, лесов, холмов – наиболее характерных примет нашего пейзажа.
Интересны работы Краева, выполненные пером и тушью («Весенний перелет», «Высокая вода», «Дорога на буровую», «Туманное утро» и др.). По сравнению с линогравюрами они производят впечатление большей легкости, свободы, проникнуты светом и поэзией, тонким лирическим чувством, что в значительной степени обусловлено техникой.
От пейзажей, воспроизводящих непосредственные натурные наблюдения, со временем художник переходит к произведениям обобщающего характера.
Последний и значительный цикл Краева был посвящен памятникам церковной архитектуры на территории Коми края («Ульяново», «Прошлое села Небдино»). Занимался он также и книжной графикой, сотрудничал с книжным издательством.
Скончался Вадим Игнатьевич КРАЕВ 13 февраля 1995 года в Сыктывкаре.
10 февраля
1795 года родился Ари ШЕФФЕР (в Дордрехте, Голландия), французский исторический и жанровый живописец голландского происхождения.
Его талант многообразен и охватывает все жанры: пейзажи, романтические сцены, современную историю; произведения Данте, религиозная живопись.
* * * * *
Выходец из семьи художников, он благодаря урокам рисования, в особенности отцовским, рано проявил художественные способности. В 15 лет он написал портрет, который был принят на амстердамскую художественную выставку.
Лишившись отца, Шеффер переселился в 1811 году, вместе с матерью, в Париж, где поступил в ученики к Пьеру Герену. Под его руководством Ари развился столь быстро, что уже в последующие годы мог участвовать в луврских салонах.
В первую пору своей деятельности молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев того времени, ещё не расставшихся с принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности.
В 1829 году Шеффер совершил поездку в Нидерланды, где изучал старинных живописцев, особенно Рембрандта, влияние которого отражалось во всем последующем его творчестве.
Ари Шеффер был учителем рисования детей герцога Орлеанского, будущего Луи-Филиппа, чей портрет кисти художника находится в музее Конде. С вступлением герцога на трон Шеффер получил множество заказов; он принимал деятельное участие в устройстве музея в Версале («Вход Филиппа Августа в Париж», «Смерть Гастона де Фуа», «Вход Карла VII в Реймс», «Вход Людовика XII в Геную»).
Скончался Ари ШЕФФЕР 15 июня 1858 года в Аржантёй (предместье Парижа, Франция).
* * * * *
Творчество Шеффера было высоко оценено английскими прерафаэлитами, но затем практически забыто. Сегодня художник считается одним из наиболее характерных представителей романтизма. Его творчество хорошо представлено в музеях Дордрехта и Утрехта – «Христос-искупитель», «Христос – защитник слабых».
Во Франции картины Ари Шеффера представлены в музеях в Отёне, Безансоне, Шантийи, Гренобле, Марселе, Руане, Версале.
Сентиментальный, мечтательный, иногда болезненно-плаксивый характер исторических и жанровых произведений художника сколь нельзя более соответствовал духу его времени. Этим обстоятельством, вместе с бесспорным мастерством его техники объясняется слава, какой он пользовался при жизни и довольно долго после своей смерти. Но прошли года, стремления и эстетические воззрения общества изменились, и некогда знаменитый художник сведен теперь со своего прежнего, не в меру высокого пьедестала.
10 февраля
1928 года родился Георгий Васильевич МАЛАКОВ (в Киеве), советский художник-график, один из самых известных украинских графиков. Заслуженный художник Украинской ССР.
Его творчество отличает особое внимание к точности изображаемого, к воссозданию контекста и каждой детали – идёт ли речь о «проходной» журнальной иллюстрации или солидной работе одного из циклов.
* * * * *
Свои способности он проявил уже в детстве и рисовал всю жизнь. Его альбомы зарисовок представляют исключительно интересный исторический источник и достоверный документ эпохи (в особенности относительно военного времени).
Георгий Малаков учился в художественной школе. Вместе с матерью и младшим братом (отец был на фронте) в 1941-1943 годах пережил оккупацию Киева. В период 1944-1949 годов учился в Киевской художественной средней школе имени Тараса Шевченко.
В 1955 году он окончил Киевский художественный институт, мастерская книжной графики И.Н. Плещинского. Работал в станковой и книжной графике, особенно в области иллюстрации детской и приключенческой литературы. Много лет трудился в журнале «Украина», эпизодически участвовал в других периодических изданиях. Оставил много работ в технике линорита (гравюры на линолеуме). Известны экслибрисы Малакова.
Особое внимание художник уделял военной тематике, в которой был поистине непревзойденным мастером. Вместе с тем его произведениям, посвященным военной поре, присуща подлинная энциклопедичность, внимание к свидетельствам времени, трогательным подробностям (цикл линогравюр «Киев в грозное время»).
Работам автора присуща яркая жизнерадостность, мягкое добродушие и чувство юмора. Его любимыми героями всегда оставались рыцари и пираты, а любимой эпохой – Средневековье.
Скончался Георгий Васильевич МАЛАКОВ 14 июня 1979 года в Киеве.
10 февраля
1791 года родился Франческо АЙЕЦ (в Венеции), итальянский живописец, один из ведущих художников романтизма середины XIX века, известный своими историческими картинами, политическими аллегориями и портретами.
* * * * *
Сын выходца из Франции, он с детства хорошо рисовал, поэтому его дядя отдал мальчика учеником к художественному реставратору. Позже Франческо Айец стал учеником живописца Франческо Маджотто, с которым пробыл три года.
В 1809 году выиграв конкурс, устроенный Венецианской Академией, молодой художник в течение года учился в Римской Академии Сан-Луки. Франческо Айец оставался в Риме до 1814 года, а затем переехал в Неаполь, где по заданию Иоахима Мюрата создал свою главную работу – картину «Одиссей во дворце Алкиноя».
Позднее художник отправился в Милан. Там он долгое время преподавал живопись в Академии Брера, а в 1860 году стал её директором. В настоящее время в Пинакотеке Брера имеется наиболее полное собрание работ Франческо Айеца.
Живописец работал в основном с религиозными, историческими и мифологическими сюжетами. Кроме того, он был замечательным портретистом – многие знаменитые люди Италии почитали за честь позировать Айецу при написании портрета.
Оценить весь творческий путь, пройденный этим художником, сложно, так как он нередко не подписывал свои работы и не датировал их (часто обозначенная на его картинах дата является только свидетельством того, когда картина была продана).
Скончался Франческо АЙЕЦ 21 декабря 1882 года в Милане.
10 февраля
В 1919 году родился Александр Моисеевич ВОЛОДИН /наст. фамилия – Лифшиц/ (в Минске), русский драматург, сценарист и поэт. Член ряда организации и объединений: Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь».
* * * * *
До Великой Отечественной войны преподавал русский язык в деревне Вешки Московской области. Затем служил в армии, участвовал в боях, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.
После окончания в 1949 году сценарного факультета ВГИКа (мастерская В. Юнаковского) работал редактором и сценаристом на киностудии «Леннаучфильм».
В 1956-57 годах был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм».
Сюжеты из повседневной жизни в пьесах «Фабричная девчонка» (постановка 1956), «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1961), «Ящерица» (1982), «Блондинка» (1984) и другие обнажают социальные, нравственные, психологические конфликты современного писателю общества.
Скончался Александр Моисеевич Володин 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Комаровском кладбище в пригороде.
* * * * *
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти драматурга А.М. Володина.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #В__
10 февраля
/по др. данным – 8 февраля/
В 1925 году родился Виктор Иванович ЗАРЕЦКИЙ (в городе Белополье, Харьковская губерния, Украинская ССР), советский украинский художник, педагог, общественный деятель.
Для его творчества характерна многовекторность стилистических подходов, поиск нового в традиционном. Ранние полотна отмечены выразительной композицией, ритмикой и силуэтом.
* * * * *
Детство и юношество Виктора прошло на Донбассе в рабочих поселках Горловка и Сталино (ныне Донецк), где отец работал бухгалтером на создаваемом тогда химическом производстве.
Во время Великой Отечественной войны (1943-1945) служил в запасном полку, а после демобилизации некоторое время жил с родителями в посёлке Обидимо под Тулой. Брал там частные уроки у живописца Л. Орехова.
В 1946 году Виктор Зарецкий поступил в художественную школу при Киевском государственном художественном институте, учился у Геннадия Титова. Через год поступил в сам институт, учителями были К. Елева, М. Шаронов, С. Григорьев. Он был репинским и сталинским стипендиатом, а дипломная картина – «Очередь в мавзолей Ленина» – получила высший балл. По окончании института в 1953 году Виктор Зарецкий остался в нём преподавать.
С 1955 года художник работал на Донбассе: написал картины «Шахтеры. Смена», «После войны», «Жаркий день», «Шахтный двор», «После смены».
Вместе с женой Аллой Горской он стал известным деятелем движения «шестидесятников». В монументально-декоративных работах художника – мозаичных панно, созданных в соавторстве с супругой, ощутимо влияние народного искусства. Им характерно яркое жизнеутверждающее художественное решение.
Виктор Зарецкий создал галерею портретов известных украинских деятелей – Олеся Гончара, В. Касияна, Л. Мироновой, Р. Недашковской и др.
После сворачивания либерального курса и усиления давления властей заменил в 1963 году Леся Танюка в должности председателя Клуба творческой молодёжи «Современник». Эта ротация была согласована с Танюком. Как участник войны, член Компартии, член Союза художников он представлялся руководству компромиссной фигурой. Тем не менее, курс Клуба не претерпел изменений и вскоре он был распущен.
Алла Горская была убита 28 ноября 1970 года, как многие тогда считали, при загадочных обстоятельствах.
В 1978 году он открыл собственную художественную студию, в которой обучалось свыше 200 учеников. Разработал оригинальную педагогическую систему – «Размышления у полотна».
В начале 1980-х годов мастер ощущает влияние стилистики искусства сецессии. Пластический язык Зарецкого-неомодерниста обозначен активной колористикой народного искусства, разнообразием орнаментальных стилизаций, применением фантастических золотых и рубиновых цветов. Действию, сюжету и фигуре человека отводится второстепенная роль в пользу декоративного целого.
После падения «железного занавеса» наследие художника получило широкий зарубежный резонанс – около 30-ти его работ были представлены на аукционе Кристис
Скончался Виктор Иванович ЗАРЕЦКИЙ 23 августа 1990 года в Киеве, похоронен на Берковецком кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #З__
10 февраля
1841 года родился Евгений Эдуардович ДЮККЕР (в Аренсбурге, Эстляндская губерния, Российская империя; ныне Курессааре, Эстония), российский художник-пейзажист, академик и профессор пейзажной живописи Петербургской Академии художеств.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи балтийских немцев, он в 1858 году поступает в Петербургскую Императорскую академию художеств. Детские и юношеские впечатления от малой родины были столь велики, что сопровождали художника в течение всей его творческой жизни. Дюккер постоянно возвращался в своих работах к сюжетам, связанным с дорогим его сердцу прибалтийским пейзажем.
В первый же год учения, в 1859 году, он получает первые серебряные медали. В 1861 году за картину «Лифляндские виды» Академия награждает его золотой медалью, которая позволила ему получить пенсионерство за границей. Профессор пейзажной живописи Петербургской Академии художеств с 1873 года.
Произведения Дюккера пользовались широкой известностью в Европе и России, расходились по частным коллекциям и музеям, преимущественно русским и немецким, иногда прямо с мольберта. Он участник академических выставок в Санкт-Петербурге, Всемирных выставок в Париже, Лондоне, Вене, Берлине (полотно «Вид на острове Рюген», которое украшало русский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую награду - большую золотую медаль), выставок Общества русских акварелистов. В последние два десятилетия жизни художника его связь с родиной заметно ослабевает, но остаются его картины, украшающие экспозиции многих отечественных музеев.
Скончался Евгений Эдуардович ДЮККЕР 20 декабря 1916 года в Дюссельдорфе.
10 февраля
В 1898 году родился Бертольд БРЕХТ (в Аугсбурге), один из самых популярных немецких драматургов, поэт, теоретик искусства, режиссер.
* * * * *
Во время учебы в гимназии начал писать стихи и рассказы. В 1917 году стал студентом Мюнхенского университета, где довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию. По состоянию здоровья службу он нес не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.
В 1919 году он познакомился с Фейхтвангером, известным писателем, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга.
Мир театра становится ближе для Брехта после окончания в 1924 году университета и переезда в Берлин, где он свел знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с режиссером Пискатором им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов.
Приход в 1933 году к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта переехать в Австрию. Нацисты официально лишили Бертольда Брехта гражданства. В эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы - «Мамаша Кураж и ее дети», «Страх и отчаянье в Третьей Империи», Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана», «Кавказский меловой круг».
В 1947 году Брехт уезжает жить в Швейцарию - единственную страну, выдавшую ему визу, через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.
Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов, состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР в 1951 году.
Многие из его произведений вошли в сокровищницу мировой культуры: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана» и т.д.
Скончался Бертольд Брехт 14 августа 1956 года в Берлине.
---------------------------------------------------
Смотри "Бертольд БРЕХТ. Все произведения" по ссылке:
http://lib.ru/INPROZ/BREHT/
---------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #Б__
10 февраля
В этот день 1937 года создан Государственный ансамбль танца СССР под руководством Игоря Моисеева.
Главный российский ансамбль народного танца еще называют Балетом Моисеева, но официальным его название – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
Основными художественными принципами развития ансамбля является преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства.
Создатель ансамбля Игорь Моисеев поставил перед артистами задачу – обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. И ансамбль стал первым и единственным в мире профессиональным хореографическим коллективом, занимающимся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.
В 1937 году артисты ансамбля отправились в фольклорные экспедиции по стране, отыскивая и фиксируя исчезающие танцы, песни, обряды. Так появились первые программы коллектива – «Танцы народов СССР», «Танцы прибалтийских народов» и др.
Программа же «Танцы славянских народов» создавалась в уникальных условиях: в 1945 году не имея возможности выехать за рубеж, Моисеев воссоздал образцы танцевального творчества лишь на основе консультаций с музыкантами, фольклористами, историками и музыковедами. В 1946 году на гастролях ансамбля в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии и Югославии зрители были изумлены точностью постановок и правильным художественным смыслом сценических произведений.
Ансамбль был также первым советским коллективом, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли – в 1955 году его артисты выступили в Париже и Лондоне, а в 1958 году – в США.
Важнейшей заслугой ансамбля является создание в 1943 году уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца, которую отличают высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства.
В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь – для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры, все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.
И в настоящее время ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. По образцу ансамбля Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР и многих европейских странах.
За свою концертную деятельность коллектив награжден орденом Дружбы народов.
Ансамбль Моисеева всегда был и по праву остается визитной карточкой России за рубежом.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля
10 февраля
В этот день 1784 года согласно указу Екатерины II порт и крепость в Крыму получили название СЕВАСТОПОЛЬ.
Этим же Указом князю Г.А. Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров.
Название города состоит из двух греческих слов Σεβαστός (Севастос) – «высокочтимый, священный» и πόλη (полис) – «город». Севастос – эквивалент латинского титула «Август», поэтому Севастополь означает и «августейший город», «императорский город».
В литературе приводились и другие переводы, например, в Большой советской энциклопедии название переведено как «величественный город», «город славы».
* * * * *
Утверждение России в Северном Причерноморье, присоединение Крыма к России и строительство Севастопольской военно-морской базы и крепости вызвали резкий протест Турции. Ее поддержали Англия и Франция. Вокруг Крымского вопроса началась дипломатическая борьба, продолжавшаяся несколько лет. Во главе антирусской компании стояла Англия.
В сложной международной обстановке Екатерина II предприняла путешествие в Тавриду. Оно стало политической демонстрацией против антирусской пропаганды в западноевропейских странах и имело целью показать подготовленность России к войне на Черном море.
Свита Екатерины II была особенно поражена всем увиденным в Севастополе в ходе посещения порта 22-23 мая 1787 года. В бухте выстроился молодой, но сильный флот из 27 военных судов и 8 транспортов, приветствовавший гостей пушечной пальбой. Был устроен торжественный смотр эскадры и продемонстрирована атака флотом берега – Северной стороны.
В 1792 году в Севастополе насчитывалось 15 тыс. жителей. В порту стояло 58 кораблей с 1322 орудиями и личным составом свыше 9 тыс. человек.
После смерти императрицы Павел I в 1797 году переименовал Севастополь в Ахтиар, но через 29 лет император Николай I восстановил прежнее название. В 1804 году русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота вместо Херсона, а в 1809 году – военной крепостью.
Ныне это крупнейший морской порт, промышленный, научно-технический и культурно-исторический центр Крыма. Севастополь прославился героической обороной в ходе Крымской и в период Великой Отечественной войны, а в 1945 году ему было присвоено звание города-героя.
* * * * *
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Датой основания современного Севастополя считается 14 июня 1783 года. В этот день под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой Томаса Меккензи (Фомы Фомича), часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.
Основателем города явился контр-адмирал шотландского происхождения Фома Фомич Мекензи. Но ещё пятью годами ранее решением Александра Суворова на берегах Севастопольской бухты были построены первые земляные укрепления и размещены русские войска.
Первоначально поселение называлось Ахтиар, по имени бывшей на месте города крымскотатарской деревни Ак-Яр, пока 10 февраля 1784 года Екатерина II своим указом повелела Г.А. Потёмкину устроить на его месте большую крепость и назвать Севастополем. Город строился на средства, полученные Потёмкиным с новороссийских земель. Административно Севастополь вошёл в состав Таврической области, образованной в составе Екатеринославского наместничества.
В 1797 году император Павел I переименовал его в Ахтиар, но в 1826 году сенатским указом городу было возвращено прежнее, греческое имя – Севастополь. Реализацию первоначальной схемы строительства города взял на себя Ф.Ф. Ушаков, назначенный в 1788 году командующим портом и Севастопольской эскадрой. Он построил много домов, казармы, госпиталь, дороги, рынки, колодцы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля
10 февраля
В 1915 году родился Владимир Михайлович ЗЕЛЬДИН (в городе Козлове, Тамбовская губерния; ныне – Мичуринск), советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР. Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
«Жить на сцене, а не притворяться живущим – вот в театре самое трудное. В профессии актёра без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актёр», – суммирует прожитое в театре Зельдин.
* * * * *
Выходец из творческой семьи – отец был музыкантом, мать – учительницей, Владимир с детства с удовольствием осваивал разные музыкальные инструменты – скрипку, рояль, трубу.
В 1924 году семья Зельдиных перебралась в Москву. В ту пору Владимир еще и не помышлял об актерской профессии. Правда, в 12 лет он хотел поступить в балетное училище Большого театра, но родители были против. После окончания школы он решил пойти в «мореходку», но подвели проблемы со зрением.
Некоторое время Владимир играл в оркестре Высшей пограничной школы, потом поработал на заводе в качестве ученика слесаря. Но его привлекала художественная самодеятельность: не было ни одного заводского концерта, в котором бы не выступал Зельдин.
Несколько лет спустя ему удалось поступить в студию при Театре областного совета профсоюзов столицы, а затем стать актером этого театра (сейчас это театр им. Моссовета). Через некоторое время он был приглашен в театр транспорта (ныне театр им. Н. Гоголя) и до начала Великой Отечественной войны работал там.
Съемки Зельдина в кино начались в 1939 году с эпизодической роли в фильме «Семья Оппенгейма» Рошаля. В 1941 году режиссер Иван Пырьев приступил к постановке фильма «Свинарка и пастух». Главная женская роль была предложена актрисе Марине Ладыниной (Глаша Новикова), а на роль ее возлюбленного, грузина Мусаиба, был приглашен Зельдин.
Пробы прошли удачно, Владимир лихо управлялся с конем, пел, танцевал. Но съемки фильма прервала война и почти все члены киногруппы были призваны на фронт. И все же вскоре всем участникам съемочной группы была выдана «бронь» на время съемок.
Заканчивать съемки фильма пришлось в тяжелейших условиях. Работали под бомбежками, по две смены, практически не отдыхая. Когда работа над лентой была закончена, группа была эвакуирована в Казахстан. Фильм «Свинарка и пастух» был горячо принят зрителями, свинарка Глаша и пастух Мусаиб стали любимыми героями.
Сегодня в фильмографии Владимира Зельдина более 50 фильмов: «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Карнавальная ночь», «Тайна «черных дроздов», «Классик», «Дуэнья», «Парк советского периода», «Андерсен. Жизнь без любви», «Сваты», «Синдром дракона» и др. В каждой своей роли актер радовал зрителей прекрасной пластикой, чувством ритма, легкостью и темпераментом.
Придя в театр Советской армии еще в 1945 году, Зельдин и поныне остался верен ему. Здесь он сыграл в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «Песня о черноморцах», «Деревья умирают стоя», «Давным-давно» и многих других. О каждой из его ролей можно говорить отдельно. Но главной своей работой в театре актер считает роль Альдемаро в пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев».
В канун празднования 90-летия Владимира Михайловича в театре был поставлен спектакль «Человек из Ламанчи» по «Дон Кихоту» Сервантеса. Зельдин играл Дон Кихота, причем без всяких скидок на свой почтенный возраст, а ведь это спектакль-мюзикл, динамичный и непростой для актеров. Своими задором, легкостью, осанкой, голосом, который с годами не изменился, он изумил публику. Кроме того, сегодня Зельдин занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского.
Лауреат различных государственных и кинематографических премий – Зельдин награжден многими орденами, медалями и другими наградами.
Несмотря на возраст – 99 лет, – Владимир Михайлович и сегодня продолжает активно работать в театре и кино. Девиз актера – это слова из роли Дон Кихота: «Вдохни полной грудью живительный воздух жизни и подумай над тем, как прожить ее дальше…».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #З__
10 февраля
В 1903 году родился Матвей Исаакович БЛАНТЕР (в городе Почеп, Черниговская губ.; ныне – Брянская обл.), советский композитор-песенник, автор «Катюши» принесшей ему всемирную известность и еще почти 2 000 песен. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии.
Лирическая песня «Катюша», написанная на стихи Михаила Исаковского в 1938 году, стала поистине народной и одним из символов Великой Отечественной войны.
В последующем мелодия «Катюши» стала вообще одним из символов России, мелодия и сама песня исполняется повсеместно, как у нас, так и во многих зарубежных странах.
* * * * *
Обучался в Курском музыкальном училище по классам скрипки и фортепьяно.
В 1917-19 годах учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки, композицией с ним занимался директор Г.Э. Конюс. В своих первых произведениях Блантер тяготел к стилю легкой танцевальной музыки, написал в 1923 году известный фокстрот «Джон Грей».
В 1930-х годах стиль меняется и приближается к соцреализму (стиль, построенный на социалистическом устройстве мира и человека).
В его песнях военных лет сочетается героика и лирика. Особенностью песен Матвея Блантера являются оптимизм, чувство юмора, открытость, импульсивность, легко запоминающиеся мелодии.
Являясь крупнейшим советским композитором-песенником, он активно занимался творчеством до 1975 года. Самые известные песни Блантера – «Катюша» (стала поистине народной), «Летят перелётные птицы» (сильнейшей патриотической направленности), «Футбольный марш», «Враги сожгли родную хату», «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Партизан Железняк», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету» и др.
Он также является автором нескольких оперетт, в т.ч. «На берегу Амура» (1938), музыки к спектаклям, кинофильмам и радиопостановкам. Многие произведения композитора вошли в золотой фонд советской культуры.
Его песни исполняли Леонид Утёсов, Сергей Лемешев, Марк Бернес, Лидия Русланова, Булат Окуджава, Иосиф Кобзон, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Юрий Богатиков, Краснознамённый ансамбль Александрова.
Знаменитый композитор награжден двумя орденами Ленина и орденом «Знак Почёта».
Скончался Матвей Исаакович Блантер 27 сентября 1990 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
«Футбольный марш» Матвея Блантера до сих пор исполняется перед каждым футбольным матчем в России и ряде бывших республик СССР.
Но в России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом.
Ситуацию спасла правообладатель – Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш» бесплатно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #Б__
10 февраля
1962 года родился Клиффорд /Клифф/ Ли БЁРТОН (в Калифорнии), легендарный американский музыкант, второй бас-гитарист метал-группы «Metallica», один из её основателей.
Обладал высокой техникой – виртуоз, необычной манерой игры, разнообразием музыкальных вкусов. Стиль его игры был весьма разнообразен для хэви-металического басиста, от скоростных и техничных партий до виртуозных и мелодичных соло. Бёртона никогда не играл медиатором.
Неожиданная трагическая смерть сделали его культовым музыкантом.
В 2011 году признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен согласно опросу, проведенному журналом «Rolling Stone».
* * * * *
С 6-летнего возраста он обучался игре на фортепьяно, а с 14 лет начал брать уроки игры на бас-гитаре у местного учителя. Перед выпуском из школы в 1980 году, Клифф прошел специальный музыкальный курс в юниорском колледже города Напа Вэлли.
Члены группы «Metallica» искали замену тогдашнему басисту, Рону Макговни, который не устраивал всех из-за череды личных конфликтов. Они посетили концерт группы «Trauma», в которой тогда играл Бёртон. Их потрясло гитарное соло Клиффа, и было решено, что юный музыкант подходит им идеально.
Первое выступление Клиффа Бёртона в составе «Metallica» состоялось 5 марта 1983 года в клубе «The Stone» в Сан-Франциско. Последнее – 26 сентября 1986 года в стокгольмском «Солнхаллен». Последняя сыгранная Клиффом песня – «Blitzkrieg».
Во время европейского тура группы «Metallica» в поддержку нового альбома «Master of Puppets» водитель не справился с управлением, и автобус после длинного заноса рухнул с насыпи на бок. Клиффорд /Клифф/ Ли БЁРТОН во время падения автобуса наполовину вывалился из окна и мгновенно умер: это произошло 27 сентября 1986 года.
Во время церемонии кремации играла инструментальная композиция «Orion» с альбома «Master of Puppets». После этого группа «Metallica» данную композицию никогда не исполняла вживую.
10 февраля
В 1865 году родился Уилсон Алвин БЕНТЛИ /прозванный «Снежинка»/ (в Иерихоне, штат Вермонт, США), один из первых известных фотографов снежинок. Он усовершенствовал процесс их ловли на чёрном бархате таким образом, что изображения могли быть получены, прежде чем объект растает.
Кристаллы снега впервые заинтересовали его, когда еще подростком работал на ферме. Он пытался зарисовать увиденное через подаренный ему матерью старый микроскоп, но снежинки устроены слишком сложно и быстро исчезали даже при отрицательных температурах. Тогда Бентли решил их фотографировать, что удалось ему после долгих экспериментов 15 января 1885 года. Он приладил к микроскопу большую складную фотокамеру.
Сорок шесть лет, день за днем, Бентли собирал уникальную коллекцию фотографий снежинок. К концу жизни его коллекция насчитывала более 5 000 экземпляров.
Работа Бентли привлекла к себе внимание в последние годы XIX века. Гарвардский минералогический музей приобрёл некоторые из его микрофотографий.
В сотрудничестве с Джорджем Перкинсом, профессором естественной истории университета штата Вермонт, Бентли опубликовал статью, в которой он утверждал, что нет двух одинаковых снежинок. Эта концепция захватила воображение общественности, и он опубликовал другие статьи в журналах «National Geographic», «Nature», «Popular Science» и «Scientific American».
Его фотографии были запрошены академическими учреждениями со всего мира. В 1931 году Бентли работал с У. Хамфрисом из Бюро погоды США; результатом этого сотрудничества стала монография «Snow Crystals» с 2 500 иллюстрациями.
Также фотограф снимал другие формы воды, включая облака, туман и капли.
Скончался Уилсон Алвин Бентли от пневмонии в своем имении 23 декабря 1931 года, пройдя 6 миль в метель, чтобы сфотографировать снежинки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #Б__
10 февраля
В 1890 году родился Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (в Москве), русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Отец его – художник, мать – пианистка; в доме у них часто бывали музыканты, писатели, в т.ч. и Лев Толстой, художники. В детстве Борис увлекался музыкой, даже писал сонаты, но окончив гимназию с золотой медалью, решил стать ученым-философом.
Обучался в Московском университете на юридическом, а потом на философском отделении. Также изучал философию в Германии. С 1910-х годов сдружился с футуристами. Его первые стихи были напечатаны в 1913 году, а через год вышла первая книга – «Близнец в тучах».
Известным автор стал в 1922 году после выхода сборника «Сестра моя жизнь». Всё его творчество полно перепадов, в классики поэта не зачислят, но будут называть великим и гениальным. О его прозе будут судить по непрочитанному роману «Доктор Живаго». Когда же тот будет опубликован на родине, то затеряется сначала в огромном море прежде запрещенной литературы, а потом в потоке произведений масс-культуры.
Странными окажутся и отношения поэта с властью. Он видел В.И. Ленина, встречался со Львом Троцким, посвящал книги Николаю Бухарину, не побоялся защищать арестованного поэта Осипа Мандельштама перед Сталиным, который не тронул самого Пастернака. Демьян Бедный по этому поводу даже сказал: «Дурак, герой, интеллигент».
В 1920-е годы Борис Пастернак пишет много стихов, поэмы, а в 1928 году берётся за прозу. Это период его официального признания в СССР. Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, но в 1936 году поэта обвиняют в оторванности от реальности, и начинается постепенное отчуждение его от официальной литературы.
В 1948 году уничтожат тираж «Избранного» Пастернака, вышедший в «Золотой серии советской литературы». После этого будут публиковаться только его переводы Шекспира, Гёте, Шиллера. Сегодня мы знаем этих поэтов именно по переводам Пастернака, он полностью погружается в творчество.
Борис Леонидович переживет сталинский террор, но станет жертвой наступившей оттепели. В 1958 году Пастернаку присуждается Нобелевская премия по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эта премия, связанная с опубликованным на Западе романом «Доктор Живаго», станет поводом для невиданной травли поэта, которую сам он не перенесет, а жертвами станут и те, кого он любил. Пастернака заставили отказаться от премии.
В атмосфере травли писатель прожил недолго.
Скончался Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 года в Переделкино.
Вместо некролога опубликовали сообщение о смерти члена Литфонда. Но, несмотря на то, что писатель был официально вне закона, провожать Пастернака пришло около 4 тыс. человек, среди которых были Булат Окуджава, Наум Коржавин, Андрей Вознесенский.
* * * * *
В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в 1988 году в журнале «Новый мир», а медаль и диплом Нобелевского лауреата вручены сыну писателя.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_февраля #П__
10 февраля
В 1890 году родился Борис Леонидович Пастернак (в Москве), русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Отец его – художник, мать – пианистка; в доме у них часто бывали музыканты, писатели, в том числе Лев Толстой, художники. В детстве Борис увлекался музыкой, даже писал сонаты, но окончив гимназию с золотой медалью, решил стать ученым-философом.
В Московском университете учился сначала на юридическом, потом – на философском отделении. Также изучал философию в Германии. С 1910-х годов сдружился с футуристами. Его первые стихи были напечатаны в 1913 году, а в 1914 году вышла первая книга – «Близнец в тучах».
Известным автор станет в 1922 году после выхода сборника «Сестра моя жизнь». Все его творчество полно перепадов, в классики поэта не зачислят, но будут называть великим и гениальным. О его прозе будут судить по непрочитанному роману «Доктор Живаго». Когда же тот будет опубликован на родине, то затеряется сначала в огромном море прежде запрещенной литературы, а потом в потоке произведений масс-культуры.
Странными окажутся и отношения поэта с властью. Видел В.И. Ленина, встречался с Львом Троцким, посвящал книги Николаю Бухарину, не побоялся защищать арестованного поэта Осипа Мандельштама перед Сталиным, который не тронул самого Пастернака. Демьян Бедный по этому поводу даже сказал: «Дурак, герой, интеллигент».
В 1920-е годы Пастернак пишет много стихов, поэмы, в 1928 году берётся за прозу. Это период официального признания Пастернака в СССР. Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, но в 1936 году его обвиняют в оторванности от реальности, и начинается постепенное отчуждение Пастернака от официальной литературы.
В 1948 году уничтожат тираж «Избранного» Пастернака, вышедший в «Золотой серии советской литературы». После этого будут публиковаться только его переводы Шекспира, Гёте, Шиллера. Сегодня мы знаем этих поэтов именно по переводам Пастернака, он полностью погружается в творчество.
Он переживет сталинский террор, но станет жертвой наступившей оттепели. В 1958 году Пастернаку присуждается Нобелевская премия по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эта премия, связанная с опубликованным на Западе романом «Доктор Живаго», станет поводом для невиданной травли поэта, которую сам он не перенесет, а жертвами станут и те, кого он любил. Пастернака заставили отказаться от нее.
В атмосфере травли писатель прожил недолго, он умер 30 мая 1960 года в Переделкино. Вместо некролога опубликуют сообщение о смерти члена Литфонда. Несмотря на то, что писатель был официально вне закона, провожать Пастернака пришло около 4 тыс. человек, среди которых были Булат Окуджава, Наум Коржавин, Андрей Вознесенский.
В нашей стране роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в 1988 году в журнале «Новый мир», а медаль и диплом Нобелевского лауреата вручены сыну писателя.
[club48234198|Все события]
10 февраля
В этот день 1937 года создан Государственный ансамбль танца СССР под руководством Игоря Моисеева.
Главный российский ансамбль народного танца еще называют Балетом Моисеева, но официальным его название – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
Основными художественными принципами развития ансамбля является преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства.
Создатель ансамбля Игорь Моисеев поставил перед артистами задачу – обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. И ансамбль стал первым и единственным в мире профессиональным хореографическим коллективом, занимающимся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.
В 1937 году артисты ансамбля отправились в фольклорные экспедиции по стране, отыскивая и фиксируя исчезающие танцы, песни, обряды. Так появились первые программы коллектива – «Танцы народов СССР», «Танцы прибалтийских народов» и др.
Программа же «Танцы славянских народов» создавалась в уникальных условиях: в 1945 году не имея возможности выехать за рубеж, Моисеев воссоздал образцы танцевального творчества лишь на основе консультаций с музыкантами, фольклористами, историками и музыковедами. На гастролях в 1946 году ансамбля в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии и Югославии зрители были изумлены точностью постановок и правильным художественным смыслом сценических произведений.
Ансамбль был также первым советским коллективом, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли – в 1955 году его артисты выступили в Париже и Лондоне, а в 1958 году – в США.
Важнейшей заслугой ансамбля есть и создание в 1943 году уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца, которую отличают высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства.
В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь – для этой цели Моисеевым были использованы все средства сценической культуры, все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.
И сейчас ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. По образцу ансамбля Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР и многих европейских странах.
За свою концертную деятельность коллектив награжден орденом Дружбы народов – ансамбль Моисеева всегда был и по праву остается визитной карточкой России за рубежом.
[club48234198|Все события]
10 февраля
В 1903 году родился Матвей Исаакович Блантер (в городе Почеп Черниговской губ., ныне – Брянская обл.), советский композитор, автор «Катюши» принесшей ему всемирную известность и еще почти 2 тысяч песен, Народный артист СССР.
Обучался в Курском музыкальном училище по классам скрипки и фортепьяно.
В 1917-19 годах учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки, композицией с ним занимался директор Г.Э. Конюс. В своих первых произведениях Блантер тяготел к стилю легкой танцевальной музыки. В 1923 году написал известный фокстрот «Джон Грей».
В 1930-х годах его стиль меняется и приближается к соцреализму (стиль, построенный на социалистическом устройстве мира и человека).
В его песнях военных лет сочетается героика и лирика. Особенностью песен Блантера являются оптимизм, чувство юмора, открытость, импульсивность, легко запоминающиеся мелодии.
Являясь крупнейшим советским композитором-песенником, он активно занимался творчеством до 1975 года. Самые известные песни Блантера – «Катюша» (песня стала поистине народной), «Летят перелётные птицы» (совместно с Михаилом Исаковским), «Футбольный марш», «Враги сожгли родную хату», «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Партизан Железняк», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету» и др.
Также он является автором нескольких оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам и радиопостановкам. Многие произведения композитора вошли в золотой фонд советской культуры.
Его песни исполняли Леонид Утёсов, Сергей Лемешев, Марк Бернес, Лидия Русланова, Булат Окуджава, Иосиф Кобзон.
Матвей Исаакович Блантер – Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской премии, награжден орденом «Знак Почёта» и двумя орденами Ленина.
[club48234198|Все события]