Ваш день рождения

Ваш день рождения 3 июня.

3 июня В 1664 году родилась Рашель РЮЙШ (в Амстердаме), нидерландская художница эпохи барокко, маст...

3 июня
В 1664 году родилась Рашель РЮЙШ (в Амстердаме), нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта, первая женщина-живописец, принятая в гильдию художников Гааги.
Она специализировалась на цветочных натюрмортах (известно, что они являлись одним из самых любимых и востребованных жанров XVII века).
В мировую историю живописи вошла именно как автор непревзойденных натюрмортов и одна из самых известных художниц «Золотого века голландской живописи».
* * * * *
Дочь известного нидерландского медика и естествоиспытателя Фредерика Рюйша, первые уроки рисования и ботаники Рашель получала под руководством отца. В 15-летнем возрасте она начинает изучать живопись у художника Виллема ван Алста.
В 1695 году художница выходит замуж за портретиста Юриана Пола. В этом браке родилось 10 детей, которых воспитала и вырастила сама Рашель. В 1701 году она становится первой женщиной, принятой в гильдию художников Гааги («Братство живописцев Амстердама»). В том же году вступает в эту гильдию и её супруг.
В период 1708-16 годов Рашель Рюйш служит придворным художником у курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма в Дюссельдорфе. Всего же она занималась художественным творчеством на протяжении более чем 65 лет – её первая картина датирована 1681 годом, последняя написан в 1747 году.
Полотна Рюйш ещё при её жизни пользовались большой популярностью у ценителей и большим спросом; цены на них были весьма высоки. Историки утверждают, что эти картины продавались в несколько раз дороже, чем полотна Рембрандта и очень высоко ценились критиками. Художница работала над ними медленно и тщательно, предъявляя к своему таланту живописца высокие требования.
Установлено, что ею написано более 250 картин. До сегодняшнего дня сохранилось более 100, причем многие из них находятся в частных коллекциях и музеях за пределами Нидерландов.
Скончалась Рашель РЮЙШ 12 августа 1750 года в Амстердаме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Р__

3 июня В 1877 году родился Рауль ДЮФИ (в Гавре), французский живописец, график и театральный художн...

3 июня
В 1877 году родился Рауль ДЮФИ (в Гавре), французский живописец, график и театральный художник, декоратор и керамист, представитель направления «фовизм», а позднее и «кубизм» в живописи.
В его работах нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа XIX-XX веков. Кисть Дюфи была легкой и радостной.
Известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат.
* * * * *
Начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 году он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Художник был равнодушен к академической живописи; гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода Моне и Камиля Писсарро.
После творческой фазы, когда Рауль Дюфи писал в импрессионистской манере, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, с которым познакомился на Осеннем салоне, где были представлены картины Анри Матисса. В этот период художник много ездит по Франции и рисует. Фовисты писали яркими чистыми цветами и очерчивали образы выразительным резким контуром; эти же черты характерны и для работ Дюфи, выполненных в 1906-09 годах.
За фовистским периодом в его творчестве следует кубистский. В этот период он пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
К 1920-м годам Рауль Дюфи выработал собственную оригинальную манеру. Он предпочитал сюжеты, в которых раскрывалась радостная, праздничная сторона жизни – воскресные гулянья, пляжи, регаты, конные скачки, концерты и светские приемы. Высокая линия горизонта нередко уходит за верхний край холста, благодаря чему пространственные отношения редуцируются, приводятся к плоскости. Картинное поле делится на отдельные цветовые зоны, образующие мажорные созвучия бирюзовых, изумрудных, сиреневых, розовых, оранжевых тонов. Поверх этих цветных плоскостей накладывается ажурный рисунок. Деревья, постройки, парусники, фигурки людей парят в прозрачной спектральной среде. Легкая лазурь определяет тональность многих полотен («Купальщицы в открытом море», «Морской праздник в Гавре», «Казино в Ницце», «Мастерская в Гавре», «Решетка»). Разделение цвета и рисунка – специфическая особенность метода Дюфи.
Для Всемирной выставки 1937 года Рауль Дюфи выполнил крупномасштабное (600 кв. м) аллегорическое панно «Фея электричества», в котором соединяются темы природы и истории, мифологии и реальности, архитектурные мотивы и портреты ученых.
В поздний период творчества (с конца 1930-х годов) художник, страдавший полиартритом, ограничил круг своих тем, сосредоточившись преимущественно на натюрмортах и интерьерах. К этому времени относятся лаконичные и изысканные работы, посвященные музыке, – серия Скрипки и «оммажи» (т.е. посвящения) Шопену, Баху, Моцарту, Дебюсси («Красная скрипка», «В честь Клода Дебюсси»).
Скончался Рауль ДЮФИ 23 марта 1953 года в Форкалькье (Альпы Верхнего Прованса, Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Д__

3 июня В 1843 году родился Климент Аркадьевич ТИМИРЯЗЕВ (в Петербурге), всемирно известный русский ...

3 июня
В 1843 году родился Климент Аркадьевич ТИМИРЯЗЕВ (в Петербурге), всемирно известный русский естествоиспытатель, физиолог – основоположник русской и британской научных школ физиологов растений, популяризатор и историк науки, профессор Московского университета. Член-корреспондент Российской академии наук. Член Лондонского королевского общества c 1911. Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго.
Является крупным исследователем фотосинтеза, одним из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции.
* * * * *
Как и многие дети из дворянских семей той поры, он с раннего возраста проходил разностороннее домашнее обучение. В 1860 году Климент поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет, но затем перешел на физико-математический факультет на естественное отделение. Обучение окончил со степенью кандидата и золотой медалью.
Научную деятельность Тимирязев начал под руководством широко известного русского ботаника А. Бекетова. Первый настоящий научный труд Тимирязева «Прибор для исследования разложения углекислоты» был опубликован в 1868 году. В том же году молодой ученый отправился за границу, чтобы расширить свои знания и опыт, а также и подготовиться к профессуре. Он работал у Гофмейстера, Бунзена, Кирхгофа, Бертло и слушал лекции Гельмгольца, Буссенго, Клода Бернара и др.
На развитие его научного мышления оказала влияние целая плеяда естествоиспытателей, среди которых были Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, А.М. Бутлеров, Л.С. Ценковский, А.Г. Столетов, братья Ковалевские и Бекетовы.
По возвращению на родину в 1871 году Тимирязев успешно защитил диссертацию на степень магистра и стал профессором Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. До 1892 года он читал там лекции по ботанике. Климент Аркадьевич впервые в России ввел опыты с растениями на искусственных почвах, для чего в 1872 году в Петровской академии он построил вегетационный домик для культуры растений в сосудах (первую научно оснащенную теплицу). Чуть позже аналогичную теплицу Тимирязев установил в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке.
Благодаря выдающимся научным заслугам в области ботаники ученого удостоили целого ряда звучных званий.
В научной среде Тимирязев слыл популяризатором естествознания и дарвинизма. Он всю жизнь посвятил борьбе за свободу науки и резко выступал против попыток превратить науку в опору самодержавия и религии. За это постоянно был на подозрении у полиции и чувствовал определенное давление. В 1892 году Петровская сельскохозяйственная академия была закрыта по причине неблагонадежности ее преподавательского состава и студентов, а Тимирязева исключили из штата.
В 1898 году его за выслугу лет (30 лет стажа преподавания) уволили из штата Московского университета, в 1902 году Тимирязев остается заведующим ботанического кабинета.
В 1911 году он в составе группы других преподавателей покидает университет в знак несогласия с нарушением автономии университета. Только в 1917 году его восстановили в звании профессора Московского университета, но продолжать работу он уже не мог из-за болезни.
За свои заслуги на поприще науки Тимирязев был избран членом Лондонского королевского общества, Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ, а также почетным доктором ряда европейских университетов – в Кембридже, Глазго, Женеве.
Он всегда был патриотом, до последних дней принимал участие в работе государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР.
Скончался Климент Аркадьевич Тимирязев 28 апреля 1920 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Т__

3 июня В 1908 году родилась Надежда Сергеевна НАДЕЖДИНА /наст. фамилия – Бруштейн/ (в Вильно, Россий...

3 июня
В 1908 году родилась Надежда Сергеевна НАДЕЖДИНА /наст. фамилия – Бруштейн/ (в Вильно, Российская империя; ныне Вильнюс, Литва), советская российская артистка балета, балетмейстер, хореограф, создательница уникального хореографического ансамбля «Берёзка».
Народная артистка СССР. Герой Социалистического Труда.
* * * * *
В 1918 году поступила в Государственную балетную школу в Петрограде, где училась у знаменитых педагогов А.Я. Вагановой, Н.Г. Легата, А.М. Монахова.
В 1925 году Надеждина становится самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра, где работала до 1934 года. Исполняла сольные партиив балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конёк-Горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» и др.
С середины 1930-х годов начала ставить свои номера.
В годы Великой Отечественной войны она – балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта – ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в период 1946-48 годов художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно Русского народного хора Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России.
В 1948 году Надеждина создает хореографический ансамбль «Берёзка», которым руководила до конца жизни. Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь и принесшую ей большое счастье. Первыми исполнительницами хоровода «Березка» стали молодые колхозницы Калининской области.
Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она – родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях: «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита» и множество других.
«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, – говорит преемница Н.С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М.М. Кольцова. – Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы».
Скончалась Надежда Сергеевна Надеждина 11 октября 1979 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Н__

3 июня В 1881 году родился Михаил Фёдорович ЛАРИОНОВ (в Тирасполе), русский художник, один из осново...

3 июня
В 1881 году родился Михаил Фёдорович ЛАРИОНОВ (в Тирасполе), русский художник, один из основоположников русского авангарда.
* * * * *
В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, где Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана (1898-1910). Там же познакомился с художницей Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни, но и единомышленницей в творчестве.
В юные годы он испытал влияние искусства М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова и П. Кузнецова, в более поздние годы увлекся творчеством «барбизонцев» и Анри Тулуз-Лотрека.
С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на него оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона. В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).
В 1914 году, после начала I-й мировой войны, был призван на военную службу, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале, впоследствии комисован по ранению.
В 1915 году он с женой выехал в Швейцарию по приглашению Дягилева, а в 1918 году поселился в Париже. В эмиграции искусство Ларионова не нашло отклика у публики, и на протяжении 1915-30 годов он работал в основном как сценограф, создавая костюмы и декорации к постановкам «Русских балетов» Дягилева. Он оформил такие постановки, как «Русские сказки» Лядова, «Шут» Прокофьева, «Лисица» Стравинского.
Из-за Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.
Скончался Михаил Федорович Ларионов 10 мая 1964 года в парижском пригороде Фонтене-о-Роз.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Л__

3 июня В 1819 году родился Ян /Иохан/ Бартолд ЙОНГКИНД (в деревне Латтроп, провинция Оверэйссел), г...

3 июня
В 1819 году родился Ян /Иохан/ Бартолд ЙОНГКИНД (в деревне Латтроп, провинция Оверэйссел), голландский живописец и график, предтеча французского импрессионизма, представитель так называемой «нормандской школы» живописи, объединяющей самого Ионгкинда, Будена, Леина, Кальса.
Он, писавший на натуре этюды-акварели, полные непосредственности видения природы, стремительности изображения легкими, летящими мазками, поспевающими за происходящими в природе изменениями, использовал их лишь как подготовительный материал для работы в мастерской над живописным полотном.
Истинное новаторство искусства Ионгкинда было известно его французские друзьям-живописцам, которые звали его Жан-Батистом.
* * * * *
Выходец из семьи таможенника, в которой было десять детей, Ян окончил школу в 1835 году и начал работать в качестве младшего клерка в офисе нотариуса.
Несколько лет спустя переехал в Гаагу, чтобы обучаться рисунку в Академии Художеств. Там он попал к мастеру Андреасу Схелфхауту, крупнейшему нидерландскому пейзажисту того времени, который подсказал ему идею писать акварелью прямо на природе.
Ранние работы маслом и акварели Йонгкинда представляют собой полное соответствие с канонами нидерландского пейзажной школы. Получив стипендию для изучения живописи, он едет в Париж. Учится в мастерской Эжена Изабе. Написанные в этот период Йонгкиндом полотна позволяют предположить его знакомство с творчеством Камиля Коро и Ричарда Бонингтона.
К началу 1850-х годов в акварелях художника впервые заметны импрессионистские черты – посветление палитры красок и специфическое освещение. В 1860-е годы им создаются уже совершенные импрессионистские картины.
В отличие от прочих импрессионистов Йонгкинд никогда не писал на природе масляными красками, только акварели, которые он затем тщательно копировал масляными красками. В построении пейзажной композиции мастер следовал нидерландской художественной традиции XIX века.
Клод Моне и Поль Синьяк называли художника своим учителем.
Скончался Ян Бартолд Йонгкинд 9 февраля 1891 года в Ла Кот-Сент-Андре (Франция).
---------------------------------------------—
Смотри подробнее «Ян Бартолд Йонгкинд – предшественник импрессионистов» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post287827257
---------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Й__

3 июня 1923 года родился Алексей Павлович БЕЛЫХ (в деревне Крутец, Орловская область), советский и российский художник, профессор....

3 июня
1923 года родился Алексей Павлович БЕЛЫХ (в деревне Крутец, Орловская область), советский и российский художник, профессор. Народный Художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Почётный гражданин города Костромы.
Особое место в творчестве мастера занимает пейзаж. Радужная палитра художника воспевает берега Волги, природу среднерусской полосы, памятники архитектуры Костромы.
* * * * *
Окончив семилетнюю школу, Алексей поступил в Ливенское педучилище, параллельно с учёбой занимался в изостудии.
С началом Великой Отечественной войны добровольно пошёл в армию – его зачислили курсантом в Киевское военное училище, эвакуированное под Саратов. По выпуску лейтенант Белых был направлен на Сталинградский фронт. В должности офицера разведки прошел боевой путь от Сталинграда до Эльбы.
Умение рисовать пригодилось ему как разведчику. Докладывая командованию об обнаруженных огневых точках противника, Белых не ограничивался устным сообщением, а, как правило, представлял тщательный рисунок панорамы передового края с изображением ландшафта, высот, перелесков, оврагов.
По окончании войны с намерением поступить в военную академию, он прибыл в Москву, но, посетив Третьяковскую галерею, решил стать художником. Работал в студии самодеятельных художников при заводе «Серп и Молот», занимался оформлением Дома офицеров Московского военного округа.
В 1952 году Алексей Белых поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, его учителями стали профессора Ф.П. Решетников и В.Г. Цыпланов.
После окончания института, он, будучи уже достаточно опытным художником, приехал в Кострому, где стал работать в Костромском художественном училище. Алексей Павлович плодотворно сочетал преподавательскую и творческую работу.
Им созданы ряд тематических полотен о костромских тружениках леса, портретные работы. Есть в его творчестве и цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне. Многие полотна из этой серии автобиографичны.
В 1960 году стал членом Союза художников СССР.
Скончался Алексей Павлович БЕЛЫХ 11 февраля 2017 года в Костроме.
Произведения художника находятся в центральных музеях Москвы, Санкт-Петербурга Чугуева, Ярославля, Костромы и других городов России.

3 июня 1941 года родился Александр Николаевич ПОЛЫННИКОВ (в селе Чистенькое, Крымская область), советский и российский кинооператор и режиссёр....

3 июня
1941 года родился Александр Николаевич ПОЛЫННИКОВ (в селе Чистенькое, Крымская область), советский и российский кинооператор и режиссёр. Псевдоним – Александр Крымов.
В 1968 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Л. Косматова). С 1967 - оператор-постановщик Одесской киностудии.
Работал на фильмами «Городской романс» (1970) Петра Тодоровского, «Дерзость» (1971) и «Д'Артаньян и три мушкетера»(1978) Георгия Юнгвальда-Хилькевича и др.

3 июня В 1910 году родилась Полетт ГОДДАР /урождённая Мэрион Полин Леви; Годдар – девичья фамилия ма...

3 июня
В 1910 году родилась Полетт ГОДДАР /урождённая Мэрион Полин Леви; Годдар – девичья фамилия матери/ (в Уайтстоун Лендинг, Куинс, Нью-Йорк), американская актриса, номинантка на премию «Оскар» (1944). Жена Чарльза Чаплина в 1936-42 годы, а с 1958 года – Эриха Марии Ремарка.
* * * * *
Профессиональная карьера Мэрион началась рано. В 15 лет она становится танцовщицей в легендарном на то время эстрадном ревю Зигфелда. Она изменяет свое имя на «Полетт» и берет фамилию матери.
В 1929 году вместе с матерью едет в Голливуд, после подписания контракта со студией «Хэл Роуч». На протяжении нескольких лет она появляется в фильмах, начиная с маленькой роли в «Лорел и Харди». Потом работает со студией «Самюэль Голдвин Продакшн».
В 1932 году она встретилась с Чарли Чаплином и с того времени начались их личные и рабочие восьмилетние отношения. Он устроил ее в фильм «Новые времена» (1936), который и сделал Полетт известной.
Впервые Полетт почувствовала себя звездой после участия в фильмах «Молодые сердцем», «Драматическая школа» и также после одной из важнейших ролей в ленте «Женщины», где она играла вместе с Джоан Кроуфорд, Нормой Ширер и Розалинд Рассел. После съемок этого фильма Полетт уже была причислена к списку финалистов проб в «Унесенные ветром». Многие критики уверены, что продюсер отдал предпочтение Ли лишь из-за того, что опасался скандала, который мог разыграться из-за довольно странных отношений актрисы с Чарли Чаплином.
Тем не менее, Полетт подписала контракт с «Paramount» на участие в фильме «Кот и канарейки» (1939) с Бобом Хоупом. Потом она участвовала в постановках вместе с Фредом Астером. Особенно удался спектакль «Второй хор», где она была ведущей актрисой.
В 1940-х годах Полетт исполнила роли в таких фильмах, как «Северо-западная конная полиция», «Задержите рассвет» и «Изгоняющие призраков», получив немалую известность.
Довольно скоро ее карьера пошла на спад, и даже роли в фильмах «Time of Indifference» и «The Snoop Sisters» не смогли ее реабилитировать.
В 1958 году актриса вышла замуж за известного писателя Эриха Ремарка, вместе с которым переехала в Швейцарию.
Скончалась Полетт Годдар 23 апреля 1990 года в Тичино (Швейцария).
Известно, что по завещанию Полетт подарила Нью-йоркскому Университету 20 млн. долларов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Г__

3 июня В 1882 году родился Митрофан Борисович ГРЕКОВ /имя при рождении – Митрофан Павлович Мартыщенк...

3 июня
В 1882 году родился Митрофан Борисович ГРЕКОВ /имя при рождении – Митрофан Павлович Мартыщенко/ (на хуторе Шарпаевка, Область Войска Донского; ныне Ростовская область), советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
Детство и юность будущего художника прошли на Дону. Учиться живописи Греков сначала поступил в Одесское художественное училище, а в 1903 году успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где обучался в живописной мастерской И.Е. Репина.
После ухода последнего из Академии Греков переходит в батальную мастерскую А.Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога – «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).
Во время I-й мировой войны был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданскую войну воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного.
Был членом Ассоциация художников революционной России (АХРР). Жил в Новочеркасске и в Москве.
Наиболее знаменитые работы художника: «Трубачи Первой конной», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова». Возглавлял коллектив, создающий панораму «Штурм Перекопа» (1934).
Скончался Митрофан Борисович ГРЕКОВ 27 ноября 1934 года в Севастополе, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Г__

3 июня В 1876 году родился Николай Нилович БУРДЕНКО (в селе Каменка, Нижнеломовский уезд, Пензенская...

3 июня
В 1876 году родился Николай Нилович БУРДЕНКО (в селе Каменка, Нижнеломовский уезд, Пензенская губерния), русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии (1937-1946), академик АН СССР (1939), академик и первый президент АМН СССР (1944-1946), генерал-полковник медицинской службы. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии.
Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.
* * * * *
В разгар Русско-японской войны 1904-05 годов отправился добровольцем в медицинскую бригаду, под огнём выносил раненых с поля боя. Участвовал в подавлении очагов эпидемий тифа, чёрной оспы, скарлатины.
В 1906 году медицинский факультет Юрьевского (Тартуского) университета присудил Бурденко диплом «лекаря с отличием». В 1909 году он защищает диссертацию и со следующего года занимает должность приват-доцента кафедры хирургии своего университета. С 1917 года Бурденко – ординарный профессор факультетской хирургической клиники.
В начале I-й мировой войны он работает хирургом-консультантом различных фронтов действующей армии, участвует в создании полевых госпиталей и перевязочно-эвакуационных пунктов, оперирует раненых.
Николай Бурденко составил первое «Положение о военно-санитарной службе Красной армии»; хлопотал о необходимых медикаментах и об оборудовании для военных медиков. В 1924 году он стал директором хирургической клиники МГУ, в 1929 – директором нейрохирургической клиники при Рентгеновском институте, на базе которой в 1934 году учреждён Центральный нейрохирургический институт (ныне Институт нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко в Москве).
В первые дни Великой Отечественной войны Бурденко был назначен на пост главного хирурга Красной армии и лично инспектировал госпиталя. Собранный материал лёг в основу его учения о боевом ранении. Во главе бригады врачей он испытывал и внедрял для широкого применения во фронтовых госпиталях новые лекарства: стрептоцид, сульфидин, пенициллин.
В 1941 году при переправе через Неву Бурденко попал под бомбардировку и был контужен. По возвращении с войны он продолжал работать, однако вследствие контузии перенёс одно за другим два кровоизлияния в мозг, а летом 1946 года – третье.
Скончался Николай Нилович Бурденко 11 ноября 1946 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июня #Б__