1 мая
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА /в Российской Федерации – с 1992 года/
(ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ – отмечается в 142 странах мира; другие названия – ПЕРВОМАЙ, ДЕНЬ ТРУДА, ДЕНЬ ВЕСНЫ)
* * * * *
Первомай возник в конце XIX века – 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций, выдвинув в качестве одного из основных требований введение 8-часового рабочего дня. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло 6 демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва бомбы и последовавшей перестрелке было убито 8 полицейских и минимум 4 рабочих (по некоторым данным, до 50 убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва 4 рабочих-анархистов приговорили к повешению (впоследствии было доказано, что обвинение было ложным). Именно в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889 года) объявил 1 мая ДНЁМ СОЛИДАРНОСТИ РАБОЧИХ ВСЕГО МИРА и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
В России Первомай как день международной солидарности впервые отметили в 1890 году. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками (например, т.н. «Обуховская оборона» 1901 года). На первомайские стачки и демонстрации 1912-14 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, ПЕРВОМАЙ впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!»
После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле). На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» – массовые празднования на природе.
В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку: трудящиеся «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Колонны трудящихся шествовали под марши и музыку политической направленности, звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почётные граждане.
1 мая 1990 года последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация, а в 1991 году на Красной площади состоялся митинг, организованный Московской федерацией профсоюзов и Ассоциацией свободных профсоюзов, против повышения цен.
В 1992 году праздник был переименован в «ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА».
В 1993 году впервые после длительного периода в 76 лет мирная демонстрация трудящихся в Москве была разогнана. Численность погибших и пострадавших в настоящее время неизвестна (по официальным данным погиб 1 человек – сотрудник ОМОНа, десятки манифестантов получили травмы).
Как ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ 1 мая ежегодно отмечают коммунисты, анархисты и оппозиция. Эти мероприятия сопровождаются острыми социальными и политическими лозунгами: «Правительство банкротов – в отставку!», «МЫ не хотим платить за ВАШ кризис!» и др.
Праздник весны и труда, отмечаемый как государственный, обычно используется для проведения политических акций профсоюзами, партиями и движениями различной направленности – от левых до ультраправых.
Лозунги официальных мероприятий, организуемых властями, далеки от исторических корней первомайских демонстраций: «Бонусы – пенсионерам», «Три малыша в семье – это норма!» и т.п.
* * * * *
С ПЕРВОМАЕМ тесно связано возникновение маёвок – собрания всей семьи или компании для проведения пикника (1 или 2 мая). Эта традиция празднования на природе была придумана в СССР и сохранилась до наших дней.
В дореволюционной России, маёвка представляла собой нелегальное собрание рабочих, устраиваемое за городом в день 1 мая. Маевки преследовались царской полицией. В советское время маёвки стали в большей степени формой коллективного отдыха.
1 мая
1928 года родился Виталий Вячеславович МЕЛЬНИКОВ (в селе Мазаново, Дальневосточный край; ныне Амурская область), легендарный советский и российский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В общей сложности поставил более 20 художественных фильмов, отличающиеся пронзительностью, трогательностью, душевностью и большой искренностью.
* * * * *
По окончании в 1952 году режиссерского факультета ВГИКа, где его наставниками были легендарные Сергей Юткевич и Михаил Ромм, он снял ряд документальных фильмов на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.).
В 1964 году Виталий Мельников пришел трудиться на киностудию «Ленфильм», которой посвятил большую часть своей жизни. Его первой большой работой стала приключенческая комедия «Начальник Чукотки» (1966), в которой режиссеру удалось рассказать историческую и во многом идеологическую историю легко, остроумно и захватывающе.
За свою творческую карьеру он снял огромное количество картин. К числу наиболее известных фильмов режиссера относятся: комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» и «Здравствуй и прощай», мелодрамы «Старший сын» и «Выйти замуж за капитана», драмы «Отпуск в сентябре» и «Царская охота», историческая драма «Бедный, бедный Павел» по пьесе Д. Мережковского «Павел I». В 2012 году на экраны вышла романтическая драма «Поклонница» с участием Светланы Ивановой, Кирилла Пирогова и Олега Табакова.
С 1989 года Виталий Мельников стал художественным руководителем киностудии «Голос» («Ленфильм»). В 1995 году был избран секретарём Санкт-Петербургского союза кинематографистов.
В настоящее время Виталий Вячеславович МЕЛЬНИКОВ является членом попечительского совета Высшей школы режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге.
1 мая
В 1874 году родилась Ромейн БРУКС /урождённая Беатрис Ромейн Годдард/ (в Риме), французская художница американского происхождения.
* * * * *
Родившись в богатой семье, Беатрис провела несчастливое детство. Став взрослой, она именовала себя «ребенком-мучеником».
В 1893 году оставила семью и уехала в Париж. Получая скудное пособие от матери, она брала уроки пения, какое-то время пела в кабаре. В возрасте 21 года выиграла ренту, которая позволила ей учиться в Италии. Летом 1899 года Ромейн арендовала небольшую студию в самой бедной части острова Капри, где располагалась колония художников.
В 1902 году она получила огромное наследство (дед по материнской линии был мультимиллионер Айзек Ватерман), которое позволило ей жить по собственному желанию.
В 1905 году Брукс переезжает в Париж, где знакомится с другими американскими эмигрантами, с европейскими аристократами, художниками, писателями и светской богемой. В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных художников Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном 16-ом округе. Здесь она рисовала портреты как незнакомых, так и знаменитых женщин.
Её первая персональная выставка состоялась в 1910 году в престижной Галерее "Durand-Rue". Брукс разочаровалась в парижском высшем обществе. Несмотря на успех, в это время она назвала себя в мемуарах «жертвой, забитой камнями».
Брукс была прекрасным портретистом. Ее работы не только замечательные примеры современной портретной живописи, но и редкий материал для того, чтобы понять европейское общество в начале ХХ века. Не будучи вынужденной продавать свои работы, чтобы поддержать себя финансово, она рисовала свои картины «почти резкими в их честности».
Брукс не приняла новейшие художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эпохе символизма, по манере была близка в своей портретной живописи к Эдуару Мане и Уистлеру.
В 1925 году прошли ее выставки в Лондоне, Париже, и Нью-Йорке, но после этого Ромейн почти не занималась живописью. В 1937 году Брукс покидает Париж и переезжает в Италию, на виллу возле Флоренции. Италию она всегда считала своей родиной, но к тому времени там уже пришел к власти фашиствующий Муссолини.
После того, как II-я мировая война закончилась, Брукс отказалась возвращаться в Париж, оставила искусство. Она потеряла интерес к продвижению собственных работ на выставки.
Начиная с 1950 годов, художница не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, практически не виделась с людьми.
Скончалась Ромейн Брукс 7 декабря 1970 года в Ницце в возрасте 96 лет.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Б__
1 мая
В 1865 году родился Франс МОРТЕЛЬМАНС (в Антверпене), бельгийский художник, мастер натюрморта. Писал он также портреты, жанровые сюжеты и исторические картины.
Брат композитора Лодевика Мортельманса.
* * * * *
Художественному искусству он обучался в Антверпенской Академии, и в Высшем институте в Антверпене.
Несмотря на разносторонность своей подготовки Франс Мортельманс специализировался на живописи натюрмортов. Его стиль изысканно блестящий и богатый по колориту, но исполненный в сдержанных тонах.
Также он написал несколько портретов, интерьеров с фигурами и натюрмортов с фруктами, морепродуктами, грибами, овощами, сыром или ветчиной, но цветочных композиций в архиве его творчества несравненно больше.
Мортельманс был членом различных художественных объединений. До 1935 года занимал должность профессора натюрмортной живописи в Академии Берхема.
Скончался Франс МОРТЕЛЬМАНС 11 апреля 1936 года в Антверпене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #М__
1 мая
В 1855 году родилась Сесилия БО (в Филадельфии), американская художница, завоевавшая популярность и признание благодаря своей портретной живописи по заказам известных деятелей политики и культуры. Награждена золотой медалью Американской ассоциации искусства и литературы (1942).
Стиль проникновенного и умиротворенного изображения представителей американского высшего общества и правящего класса выдвинул ее в ряды самых почитаемых и успешных художников-портретистов своего времени.
* * * * *
Отцом будущей художницы был француз, матерью – американка. После ранней смерти матери Сесилия и её сестра воспитывались родственниками по материнской линии. Брать уроки рисования она начала у родной тётки в 1871 году, тогда Сесилия интересовалась преимущественно исторической и религиозной живописью.
Проявив большой талант, училась затем у художника из Голландии, а с 1877 года – в Пенсильванской Академии. Её первая картина «Последние дни детства», выставленная в 1885 году в Филадельфии, имела большой успех.
В 1888 году Сесилия Бо уезжает в Европу, где в Париже посещает Академию Жюлиана и Академию Коларосси, изучает старых мастеров в музеях Англии и Италии. Среди французских учителей художницы следует выделить Тони Робер-Флёри и Вильяма Адольфа Бугро. Участвовала она и в парижской Всемирной выставке 1889 года, была удостоена её награды.
В 1900 году Сесилия Бо возвращается в США; живёт и работает в Нью-Йорке, где занимается преимущественно портретной живописью по заказам известных деятелей политики и культуры. Содержит также великосветский салон. С 1902 года – член Национальной Академии дизайна. Кисти художницы принадлежат портреты Жоржа Клемансо, супруги президента США Теодора Рузвельта – Эдит Рузвельт и её дочери, адмирала Дэвида Битти и др.
Скончалась Сесилия БО 7 сентября 1942 года в Глостере (штат Массачусетс).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Б__
1 мая
В 1567 голу родился Михиль Янсон ван МИРЕВЕЛЬТ /также Миревельд/ (в Дельфте), нидерландский художник-портретист.
Писал также картины на исторические и мифологические темы в маньеристском стиле.
* * * * *
Живопись он изучал в Утрехте в период 1579-85 годов под руководством художника Антуана ван Блокландта, после чего быстро добился признания как великолепный мастер портрета.
В последствии художник содержал большую художественную мастерскую, имел много учеников.
Ван Миревельт был придворным художником принца Оранского и, несмотря на свою близость к анабаптистам, находился также на службе у наместника Испанских Нидерландов эрцгерцога Альбрехта.
Скончался Михиль Янсон ван МИРЕВЕЛЬТ 27 июня 1641 года в Дельфте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #М__
1 мая
В 1848 году родился Эйлерт Адельстен НОРМАН (на острове Вогейя), норвежский художник-пейзажист.
Наибольшего успеха он добился в живописи, посвящённой пейзажам родных ему ландшафтам северной и средней Норвегии, Лофотенских островов.
* * * * *
Выходец из семьи судовладельца и землевладельца, он в 1869 году был отправлен в Копенгаген, для получения торгового образования. Но после посещения там музеев юноша принимает решение стать художником и поступает в художественную академию Дюссельдорфа. Здесь Норман учится живописи в классах О. Ахенбаха и О. Дюкера.
Достаточно быстро к нему как к мастеру живописи пришёл успех, работы выставляются на Всемирных выставках в Вене, Лондоне и Берлине, в Филадельфии, а также в музеях и картинных галереях Гётеборга, Бостона, Будапешта, Антверпена, Версаля, Мадрида, Мюнхена. Среди покупателей его работ король Швеции Оскар II, германский император Вильгельм II, австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд и др.
В 1880 году художник переезжает в Берлин, открывает мастерскую, вступает в Союз берлинских художников, близко знакомится с такими мастерами, как Макс Либерман, Вальтер Лейстиков и Франц Скарбина. При посредничестве Нормана в Берлине организуется выставка работ Э. Мунка, где были представлены 55 картин последнего. Экспозиция вызвала скандал, так как полотна были не поняты и не приняты императорским двором и большой частью публики. Через несколько дней выставка была закрыта, тем не менее, Адельстен Норман сделал молодого Мунка известным в художественных кругах Европы.
Несмотря на то, что император Вильгельм II не простил художнику защиту интересов Мунка, в 1914 году он заказывает ему монументальное полотно с видом на Линген-фьорд.
Норман работал над различными художественными темами, иногда использовал фотографии как основы для написания своих полотен. В течение своей карьеры манера изображения у него претерпела значительные изменения; в более поздний период творчества в работах художника ощущается влияние импрессионизма (использование более ярких, «светящихся» красок). С 1890-х годов, рисуя, работает также шпахтелем.
В 1917 году он – по состоянию здоровья – переезжает из Германии в Норвегию, где после продолжительной болезни умирает.
Скончался Эйлерт Адельстен НОРМАН 26 декабря 1918 года в Осло.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Н__
1 мая
В 1905 году родился Израиль Львович ЛИЗАК (в Славуте, Волынская губерния), российский живописец, график, автор жанровых картин, пейзажей, портретов, член Ленинградского Союза художников.
Ему близок графический язык с его яркими выразительными средствами.
* * * * *
Учился в реальном училище в Славуте. В 1915 семья переехала в Петроград, где он поступил в художественную школу Общества поощрения художеств, окончил классы орнамента под руководством Ф. Бухгольца.
Продолжил обучение в Академии художеств, занимался в мастерской А. Рылова (ученика А. Куинджи). В 1922 году, после закрытия индивидуальных мастерских, Израиль Лизак был зачислен на первый курс ВХУТЕИНа. Учился живописи у О. Браза и К. Петрова-Водкина, рисунку – у В. Савинского и В. Мешкова.
В 1934 году художник получил заказ Ленсовета на индустриальную тему. Автор работал в помещениях Балтийского завода и завода Красный выборжец, писал портреты ударников труда. С 1941 года трудился в Ленинградском отделении Балтпроекта ГУ железнодорожного строительства, преподавал рисунок на скульптурном отделении Ленинградского художественно-педагогического училища.
В период 1950-60-х годов работал в Научно-реставрационных мастерских. Участвует в работах в Исаакиевском соборе, Главном штабе на Дворцовой площади, Юсуповском дворце, Монплезире, Китайском дворце в Ораниенбауме. В этот же период художник от уплощенного и детализированного пейзажа обращается к свет-пространственным решениям сиюминутного состояния.
В 1960-70-е годы образ города Ленинграда и его окраин становится основной темой его творчества. Персональная выставка живописца состоялась в залах ЛОССХа в 1967 году, где было представлено более 300 работ.
Скончался Израиль Львович ЛИЗАК 4 ноября 1974 года в Ленинграде.
В 1996 году прошла персональная выставка художника в Государственном русском музее и издан каталог его работ.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Л__
1 мая
В 1835 году родился Пётр Александрович СУХОДОЛЬСКИЙ (в Мосальском уезде Калужской губернии), русский художник, живописец-пейзажист, рисовальщик, работал в технике сепии.
Писал пейзажи, портреты, автор батальных композиций.
* * * * *
Выходец из дворян, он получил хорошее домашнее образование.
Обучался в Петербургском университете, затем в Академии художеств в классе пейзажной живописи, где за приличное прохождение курса регулярно получал серебряные и золотые медали. Учителями Петра Александровича были известные русские пейзажисты: М. Воробьёв, Л. Лагорио, Г. Чернецов.
За выпускную картину «Вид деревни Желны Калужской губернии» (1864) Петр Суходольский получил звание классного художника первой степени. Его рожденные многими путешествиями по России пейзажи («Весенний разлив реки Оки», «В деревне», «Дубки», «Болото», «Берег моря») являются примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью.
С 1878 года художник жил и работал в Петербурге.
Скончался Пётр Александрович Суходольский 7 января 1903 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #С__
1 мая
В 1764 году родился Бенджамин Генри ЛАТРОБ (в Фулнеке, графство Йоркшир, Великобритания), известный американский архитектор и инженер, основоположник классического и неоготического стилей в американской архитектуре, основной дизайнер вашингтонского Капитолия.
* * * * *
Обучался в Силезии и Саксонии с 1776 года, а спустя 10 лет возвратился в Англию. Работать архитектором начал под руководством инженера Джона Ситона, а позднее – у английского архитектора, Чарльза Роберта Кокерелла.
В 1795, после смерти жены, Латроб уехал в США. Среди его первых работ в Америке – жилые дома в Норфолке и Ричмонде, а также ричмондский исправительный дом. В Филадельфии, куда архитектор перебрался в 1798 году, им были построены Пенсильванский банк и Филадельфийский водопровод, укоренившие его репутацию архитектора и инженера.
В числе его друзей были самые знаменитые люди того времени, в т.ч. президент Т. Джефферсон, который в 1803 году назначил его инспектором общественных зданий в Вашингтоне и поручил завершить перестройку сожженного англичанами в 1814 году здания конгресса США – Капитолия.
Архитектор спроектировал также церковь Сент-Джонс, Декатур-Хаус на Лафайет-сквер и ряд других построек в Вашингтоне.
Латроб работал на сооружении каналов и вместе с Р. Фултоном строил первые пароходы на Миссисипи. В 1818 году он отправился в Новый Орлеан для завершения строительства водопровода, начатого его сыном в 1811 году и приостановленного в связи с его смертью в 1817 году.
Созданные Латробом здания отличаются оригинальной планировкой и прекрасными пропорциями; для них характерно сочетание гладкой поверхности стены и тонко проработанных деталей, среди которых преобладают античные греческие мотивы.
Для украшения здания Пенсильванского банка он впервые применил ионический ордер, и потому его иногда считают основоположником неоклассического стиля в американской архитектуре. При этом архитектор никогда не был простым имитатором классических форм, о чем свидетельствуют придуманные им для оформления фасадов Капитолия «кукурузный» и «табачный» ордера.
Его работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие американской архитектуры, а его ученики, У. Стрикленд и Р. Миллс, стали ведущими мастерами следующего поколения.
Скончался Бенджамин Генри Латроб 3 сентября 1820 года в Новом Орлеане.
—-------------------------------------------------------
Подробнее о Бенджамине Генри Латробе смотри по ссылке:
http://architan.ru/stati/znamenitye_arhitektory/latrobe_benjamin_henry/
—-------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Л__
1 мая
В 1794 году родился Фёдор Алексеевич СЕМЁНОВ (в Курске), русский астроном-любитель.
Выходец из купеческой семьи, он самостоятельно изучил математику, астрономию, физику, химию.
После смерти отца Фёдор использовал унаследованный небольшой капитал для того, чтобы купить небольшое имение и заняться наукой. Он самостоятельно изготовил рефрактор с фокусным расстоянием 180 см.
Семёнов систематически проводил наблюдения различных небесных объектов, но особенно его интересовали солнечные и лунные затмения. В 1842 году он вместе с московским профессором Д.М. Перевощиковым наблюдал солнечное затмение.
В 1856 году был опубликован его труд «Таблицы показаний времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 г. на Московском меридиане по старому стилю», в котором приведены вычисленные им элементы 243 лунных и 172 солнечных затмений, видимых в северном полушарии. За этот труд Семёнов был удостоен Золотой медали Русского географического общества.
Является Почётным гражданином города Курска.
Скончался Фёдор Алексеевич Семёнов 30 апреля 1860 года в Курске.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #С__
1 мая
В 1827 году родился Жюль БРЕТОН /полное имя – Жюль Адольф Эме Луи Бретон/ (в Курьере, департамент Па-де-Кале), французский художник, жанрист и пейзажист, один из основоположников пленэрной живописи, представитель реализма. Ученик Девиня.
* * * * *
В своих работах Бретон создал идеализированные изображения крестьянской жизни. Сюжеты его картин заимствованы из народной жизни и, преимущественно, из жизни его родного края, бывшего графства Артуа.
За немногими исключениями, как, например: «Воздвижение креста» и «Поездка на богомолье», изображающая сцену из бретонской народной жизни, большинство его картин носит идиллический характер. Они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски.
В картине «Сбор собирательниц колосьев» (Салон 1859 года) Бретон еще до импрессионистов уходит от линейно-перспективного восприятия пространства, погружая происходящее в сумерки, т.е. переключает зрителя на восприятие по принципу акустического пространства, где центр везде. Для усиления этого восприятия он использует также растущий серп луны (а он обычно наблюдается вечером) и находящегося под ним, криком созывающего собирательниц колосьев человека и задает персонажам кругообразные движения, под влиянием которых в кругообразное движение приходит воспринимаемое пространство в целом.
Также ему принадлежит сборник стихотворений «Жанна» (1880) и автобиографическое произведение «Жизнь художника» (1890).
Скончался Жюль Бретон 5 июля 1906 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Б__
1 мая
В 1829 году родился Фредерик СЭНДИС /полное имя – Энтони Фредерик Огастас Сэндис/ (в Норидже, графство Норфолк), английский живописец-прерафаэлит, иллюстратор и рисовальщик, писавший по большей части портреты, а также произведения в жанре мифологической живописи.
Он считается одним из наиболее талантливых прерафаэлитов. Его излюбленными темами были легенды Артуровского цикла («Фея Моргана») и скандинавская мифология («Валькирия»), он также является автором нескольких портретов известных людей в частности, Теннисона и Браунинга.
* * * * *
Первые уроки рисования он получил от отца, который сам был художником. В 1846 году Сэндис, проявлявший выдающиеся способности, по совету отца отправился в Нориджскую дизайнерскую школу. Известность же получил благодаря карикатуре на картину Джона Эверетта Милле «Сэр Изюмбрас» в 1857 году.
В 1860-е годы он получает определенное признание, работая в таких периодических изданиях, как «Once a Week», «Cornhill Magazine» и «Good Words». Иллюстрации Сэндиса, никогда не публиковавшегося в книгах, а только в журналах, в настоящее время очень ценятся среди коллекционеров. В тот же период его картины появляются в галереях. Наиболее известны «Вивиана» (1863), «Фея Моргана» (1864), «Кассандра» и «Медея» (1868). Однако он, уделявший живописи мало времени, так и не стал известным художником при жизни.
Сэндис одинаково блестяще владел самыми различными графическими техниками от пастели и акварели до цветных карандашей, которыми творил чудеса. Среди постоянных моделей художника были членные его семьи – жена Мэри и дочь Гертруда, которая позировала ему для работ.
Сэндис был также великолепным иллюстратором. Его репутация книжного графика в 1860-е годы была очень высока, несмотря на то, что он выполнил всего 25 иллюстраций. Наряду с Миллесом и Фредериком Уолтером, Сэндис считается художником, внесшим наиболее существенный вклад в возрождении книжной иллюстрации.
Скончался Фредерик Сэндис 25 июня 1904 года в Лондоне.
* * * * *
В настоящее время его картины и рисунки можно найти во многих известных музеях, в частности, в Национальной портретной галерее в Лондоне, в Манчестерской художественной галерее, в Галерее Тейт, в музеях Нориджа, в бостонском Музее изящных искусств.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #С__
1 мая
В 1877 году родился Николай Павлович УЛЬЯНОВ (в Ельце, Орловская губерния; ныне – Липецкая область), русский художник, мастер живописи и графики, представитель модерна и неоклассики. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии. Член-корреспондент АХ СССР.
Выступал как портретист, обращался к историко-портретному жанру.
* * * * *
Выходец из семьи фельдшера, он еще мальчиком около года провел в иконописной мастерской. Пользовался советами своего земляка художника В. Мешкова.
В период 1889-1901 годов обучался в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где первым его учителем был Н.Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца («Пушкинская серия» и полотно «Лористон в ставке Кутузова»).
Занимался у Н. Неврева, И. Прянишникова, а также в мастерской В.А. Серова (1899-1902), оказавшего на него особенно большое воздействие.
Был членом объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства».
Преподавал в студии Е.Н. Званцевой (1901-1907), во ВХУТЕМАСе (1918-1922).
Скончался Николай Павлович Ульянов 5 мая 1949 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #У__
1 мая
В 1929 году родился Игорь Иванович АКИМУШКИН (в Москве), писатель, учёный-биолог, автор научно-популярных книг о жизни животных.
Популяризатор биологии, он исследовал тему животных всю свою жизнь.
* * * * *
С отличием окончив школу, в 1947 году поступил в МГУ на биолого-почвенный факультет. По окончании университета в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию.
Несмотря на то, что Игоря Акимушкина начали печатать в 1956 году, его произведения для детей увидели своих читателей только в 1961 году.
Всего им написано около 96 детских, художественных и научно-популярных произведений о животном мире. Наиболее известные его работы: «Тропою легенд», «Мир животных», «Следы невиданных зверей», «Приматы моря», «Занимательная биология».
Шеститомная серия книг «Мир животных» считается одной из самых известных и популярных. Многие работы Игоря Акимушкина были переведены на другие языки и сравнимы с произведениями Пришвина, Бианки, Даррелла, Брема и других известных авторов.
Игоря Ивановича всю жизнь интересовали вопросы о животных, он постоянно занимался изучением их поведения и развития. Мало того, он выделил психологию животных как отдельную область исследования.
Также Акимушкин писал сценарии для научно-популярных фильмов. И на этом поприще он добился успеха. Сочетание точных фактов и захватывающего художественного повествования вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых.
Его книги направлены на развитие психики ребенка, увлекательное ознакомление детей с таинствами животного мира, воспитание чувства ответственности за сохранность природы и окружающей среды.
Скончался Игорь Иванович Акимушкин 1 января 1993 года в Москве, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #А__
1 мая
В 1917 году родился Фёдор Савельевич ХИТРУК (в Твери), выдающийся советский и российский режиссер-мультипликатор (мультфильмы про Винни Пуха, «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Фильм! Фильм! Фильм!»), художник и сценарист, педагог и переводчик.
Народный артист СССР, дважды Лауреат Государственных премий СССР.
Является основоположником советской мультипликации для взрослых («История одного преступления», 1962).
* * * * *
С 1931 по 1934 год семья Хитруков жила в Штутгарте (Германия), где Фёдор обучался в художественно-ремесленном училище. Тогда же в немецком журнале впервые были опубликованы его рисунки.
В Москве в 1936 году окончил Художественный техникум, затем в 1938 – Институт повышения квалификации художников-графиков (мастерская Н. Вышеславцева). Мультипликацией заинтересовался после просмотров диснеевских мультфильмов на I-м Московском международном кинофестивале в 1935 году. Он предпринял несколько попыток поступить на студию «Союзмультфильм», но получал отказ. И только в ноябре 1937 года Хитрук был принят на должность аниматора-стажера на студию, где проработал до 1941 года.
После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, его отправили на полгода учиться в Институт иностранных языков (в Ставрополь-на-Волге). По окончании был направлен в штаб 3-го Украинского фронта, где служил переводчиком, затем командовал взводом радиоперехвата 17-й воздушной армии. После войны Хитрук ещё 2 года служил переводчиком в Берлине.
Вернувшись в 1948 году на студию «Союзмультфильм», проработал там до 1983 года. С 1961 года – как режиссёр. Первым мультфильмом, снятым Хитруком-режиссером, был анимационный фильм «История одного преступления» (1962) о шуме от соседей по дому, который довел героя до покушения на убийство. Как сценарист и режиссер он снял мультфильмы: «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Лев и бык» (1983) и др.
Большую популярность снискали его 3 анимационные ленты о Винни Пухе (1969-1972). Эти мультфильмы высоко оценил Вольфганг Райтерманн, создатель диснеевского «Винни Пуха», признавшись, что фильмы Хитрука ему нравятся больше, чем собственное творение.
Всего Хитрук участвовал в съемках около 200 мультфильмов.
Был членом Худсовета «Союзмультфильма». В 1980-х годах – художественным руководителем студии «Мульттелефильм». Преподавал на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» (1956-1981), был преподавателем Высших курсов сценаристов и режиссёров (1980-2003), явился одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссёров мультипликации на этих курсах.
Переводчик иноязычной литературы об анимации, составитель международного словаря анимационных терминов. В 1993 году Хитрук и три других ведущих мультипликатора (Ю.Б. Норштейн, А.Ю. Хржановский и Э.В. Назаров) основали мультипликационную Школу-студию «Шар».
Хитрук был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA), почетным президентом Ассоциации анимационного кино России. С 1995 года – почетным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка».
Член Российской академии киноискусства «Ника», автор мемуаров и многих статей об анимационном кино.
Скончался Федор Савельевич Хитрук 3 декабря 2012 года в Москве, урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Х__
1 мая
В 1924 году родился Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (в селе Овсянка, близ Красноярска), советский и российский писатель. Важнейшие темы его творчества – военная и деревенская. Самые известные произведения: «Стародуб», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив».
Астафьев – один из немногих писателей, кого при жизни называли классиком. На что он отвечал: «Мне неловко. Когда говорят какие-то высокие слова обо мне, так и хочется крикнуть: «Люди! Пощадите меня! Ведь я живой человек!..»
Свою жизнь он считал непростой, но менять в ней ничего не стал бы: «Если б мне дано было родиться второй раз, я выбрал бы эту самую жизнь», – говорил писатель. И добавлял: «Только оставил бы одно – маму».
* * * * *
Его детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах.
Добровольцем в 1942 году ушёл на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, а после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.
В 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В этот период начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовской рабочий». В 1953 году вышел первый сборник рассказов «До будущей весны».
В Союз писателей СССР Астафьев был принят в 1958 году.
В период 1959-61 годов учился на Высших литературных курсах при Литературном институте имени М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются психологически углубленные произведения Астафьева: повести «Кража», «Где-то гремит война», цикл автобиографических рассказов.
О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
В последние годы писателем созданы роман «Прокляты и убиты» (начало публикации – 1992), вторая книга романа – «Плацдарм» (1994), повесть «Так хочется жить» (1995).
Скончался Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске, похоронен в Овсянке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #А__
1 мая
В 1827 году родился Жюль БРЕТОН /полное имя – Жюль Адольф Эме Луи Бретон/ (в Курьере, департамент Па-де-Кале), французский художник, жанрист и пейзажист, один из основоположников пленэрной живописи, представитель реализма. Ученик Девиня.
* * * * *
В своих работах Бретон создал идеализированные изображения крестьянской жизни. Сюжеты его картин заимствованы из народной жизни и, преимущественно, из жизни его родного края, бывшего графства Артуа.
За немногими исключениями, как, например: «Воздвижение креста» и «Поездка на богомолье», изображающая сцену из бретонской народной жизни, большинство его картин носит идиллический характер. Они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски.
Ему принадлежит сборник стихотворений «Жанна» (1880) и автобиографическое произведение «Жизнь художника» (1890).
Скончался Жюль Бретон 5 июля 1906 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_мая #Б__