15 февраля
1780 года родился Альфред Эдвард ШАЛОН (в Женеве), швейцарский художник-портретист.
Получил известность благодаря своим портретам представителей светского общества Лондона.
* * * * *
Его отца вскоре после рождения сына пригласили в Англию преподавать в Королевской военной академии в Сандхерсте.
В 1797 году Альфред Шалон был принят в Королевскую академию художеств, там он стал членом «Ассоциация художников-акварелистов».
В Королевской академии художник в 1812 году был избран членом-корреспондентом, а в 1816 году – академиком. Его брат Джон также стал художником.
Живя в Лондоне, Альфред Шалон был замечен королевой Викторией. Она выбрала его, чтобы он написал её портрет, предназначенный в подарок матери. Виктория изображена художником в парадном одеянии, когда она отправляется в Палату лордов для своего первого официального публичного выступления. После написания этой картины Шалон был удостоен звания придворного художника-портретиста в жанре акварели и стал в некотором роде знаменитым.
Будучи холостяками, братья Шалоны жили вместе.
Скончался Альфред Эдвард ШАЛОН 3 октября 1860 года в Кэмпден-Хилл, в Кенсингтоне. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.
15 февраля
В 1797 году родился Генри Энгельгард СТЕЙНВЕЙ /имя при рождении – Генрих Энгельгард ШТАЙНВЕГ/ (в Вольфсхагене в Гарце, Австрийская империя), знаменитый фортепьянный мастер, изобретатель современного рояля и создатель известной фирмы Steinway & Sons.
Эта успешная фирма существовала как семейное предприятие до 1972 года. Сейчас фирма Steinway & Sons функционирует как крупная международная компания.
* * * * *
Выходец из семьи лесника, он был младшим ребенком из 12 детей. Хрупкого телосложения Генрих имел большой музыкальный дар, и поэтому профессия отца ему не подходила.
Юноше хотелось мастерить музыкальные инструменты, но строгие цеховые правила запрещали это. Поэтому Генрих нашел работу в мастерской по изготовлению орга́нов и принял решение научиться играть на орга́не. Он добивается того, что его назначают церковным органистом. В 1835 году осуществляется заветная мечта Штайнвега: в Зезене он открывает свою первую мастерскую по изготовлению фортепиано.
Когда герцог Брауншвейгский за 300 талеров лично приобрел у него пианино, мастеру уже не приходится думать о своей репутации. Он изготовил 482 пианино и стал преуспевающим фабрикантом. Но потом наступили плохие времена. Голод, неурожаи, поборы парализовали торговлю. Штайнвег ищет выход и посылает своего сына Карла в Нью-Йорк. Прогноз Карла более чем оптимистичен – он уговаривает отца сделать мужественный шаг.
В 1850 году их семья отплывает из Гамбурга и почти 6 недель спустя сходит на берег в Нью-Йорке. 5 мая 1853 года они отваживаются снова открыть собственное дело. В 57-летнем возрасте Генрих Штайнвег становится Генри Стейнвеем, а фирма называлась с того времени Steinway & Sons.
Первое пианино «Стейнвей» они продают за 500 долларов одной американской семье. Сегодня оно стоит в нью-йоркском Метрополитен-музее. Спрос и оборот растут, и вскоре фирме становится тесно на старом месте. В 1860 году она переезжает в район Квинс, где и находится по настоящее время.
Параллельно Стейнвеи обеспечивают себе господство и в Старом Свете, становятся поставщиками дворов европейских королей, германского и австрийского императоров, русского царя.
Скончался Генри Энгельгард СТЕНВЕЙ 7 февраля 1871 года в Нью-Йорке.
На этот момент его фирма уже производила ежегодно по 2 500 фортепиано.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #С__
15 февраля
В 1817 году родился Шарль-Франсуа ДОБИНЬИ (в Париже), французский художник и график, один из живописцев барбизонской школы; считается важным предшественником импрессионизма.
Исторически, его роль заключалась в том, чтобы преодолеть разрыв между популярной, но угасающей школой Барбизона и более смелой и оригинальной импрессионистской школой.
* * * * *
Выходец из семьи художника, он учился искусству у своего отца и дяди, миниатюриста Пьера Добиньи. Также занимался под руководством живописца Поля Делароша.
Первоначально Шарль-Франсуа Добиньи писал в традиционном стиле, но все изменилось после 1843 года, когда он поселился в Барбизоне, чтобы работать на природе. Ещё важнее его встреча с Камилем Коро в 1852 году в Оптевозе (Изере). На знаменитой лодке «Ботин», которую Добиньи превратил в студию, он писал виды Сены и Уаза. Тогда же художник попал под влияние Густава Курбе.
С 1838 года Добиньи принимал участие в выставках со своими пейзажами классического направления, но получил признание лишь в начале 1850-х годов.
Художник стремился освободить пейзаж от поэтических и субъективных компонентов, которыми по мнению Добиньи наделяли его романтики Нарсис Виржиль Диас Де Ла Пенья, Жюль Дюпре и Теодор Руссо, и отображать природу непосредственно и без прикрас. Личное восприятие живописца, считал Добиньи, не должно участвовать в отражении виденного. Несмотря на это, он был очень дружен со своими коллегами по барбизонской школе.
Публика и художественная критика называли эскизные акварели Добиньи «прелестными, привлекательными и поэтичными». Хотя сам он к этому и не стремился, пейзажи, созданные на основе этих предварительных эскизов, также были признаны «поэтичными». Художник не пытался привнести в них поэтического настроения, и чтобы, в конце концов, избавиться от подозрений в намеренной поэтичности, он стал выбирать самые непривлекательные и невзрачные мотивы, стремясь только к абсолютной правдивости.
Примечательными были старания Добиньи сохранить в своих произведениях спонтанность и непосредственность пленэра. За это он, в своё время, получил как похвалу, так и суровую критику. Но художник остался верным своей технике письма, его объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью тем самым оказали в 1860-х годах влияние на импрессионистов.
Этюды Добиньи нашли самый живой отклик среди молодых художников. Показательна реакция Клода Моне, одного из основателей импрессионизма, на картины мастера в Салоне 1859 года: «Добиньи, вот молодчина, который работает хорошо, который понимает природу».
Отметим, что позднее Моне также построил себе лодку-мастерскую, подобную той, что была у Добиньи. В самом деле, в искусстве Добиньи есть черты, роднящие его с молодым поколением: так же как импрессионисты, он не заботится о правильности линий и точности деталей и отдает предпочтение широкой манере живописи. Полноты отображения реальной действительности Добиньи достигает не скрупулезным выписыванием деталей, как это было в поздних работах Теодора Руссо, а цветом. Не случайно именно Добиньи помог молодым, в том числе Клоду Моне, Огюсту Ренуару и другим художникам выставить свои произведения в Салоне 1868 года.
Скончался Шарль-Франсуа ДОБИНЬИ 19 февраля 1878 года в Овер-сюр-Уазе близ Парижа, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #Д__
15 февраля
1705 года родился Шарль-Андре ван ЛОО (в Ницце), французский придворный художник эпохи рококо, самый известный из династии художников ван Лоо, происходившей из Голландии и обосновавшейся во Франции во второй половине XVII века, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV.
Известным художником был и его старший брат, Жан-Батист ван Лоо.
Широта жанровых возможностей Шарля-Андре удивительна: он писал репрезентативные и костюмированные портреты, большие декоративные композиции, картоны для мануфактуры, мифологические картины, религиозные сюжеты. Художник одним из первых ввел в обиход ставший впоследствии очень модным жанр костюмированных сцен на восточные и экзотические темы.
* * * * *
Отец мальчика скончался, когда тому было всего 7 лет, поэтому он воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста и сопровождал его в поездках в Италию. Во время второго путешествия (1716-1718) Шарль-Андре занимался в Риме живописью под руководством художника Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Он был также учеником Пьера Гобера, придворного живописца короля Людовика XIV.
В 1720 году Шарль-Андре приезжает в Париж и здесь рисует свою первую большую картину «Добрый самаритянин» (1723). Он служит помощником своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724). Первый заказ юноша получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула собора Сен-Мартен-де-Шамп.
Работал ван Лоо также над созданием декораций для Парижской оперы. За работу «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем» художник получил Римскую премию Академии художеств.
Переехав в 1728 году в Италию, художник пишет многочисленные полотна на религиозную и мифологическую тематику. В 1732 году он направляется из Рима в Турин, где работает для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III. В 1733 году ван Лоо, в связи с начавшейся войной за Польское наследство, возвращается на родину, а через год приезжает в Париж, где становится членом Королевской академии художеств и её профессором. В 1735 году он получает звание академика за картину «Аполлон и Марсий».
В 1736 году ван Лоо украшает картинами с охотничьими сценками залы Версальского дворца, а в 1744 году – рисует сценки для кабинета дофина в Версале. В период 1740-х –1750-х годов художник создаёт несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозной тематике.
При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы. В 1747-1748 годы ван Лоо получает заказ на два портрета короля и королевы.
В 1750 году художник был возведён в дворянское звание, в 1751 – награждён орденом святого Михаила. В июне 1762 года ему присваивается титул первого художника короля, а через год его избирают директором Королевской академии.
Бывший одним из самых ярких представителей официального «большого стиля», Шарль Ван Лоо после 1750 года подвергался безжалостной критике за холодность, фальшь и помпезность.
В 1764 году он предпринимает поездку в Лондон.
Скончался Шарль-Андре ван ЛОО в зените своего успеха 15 июля 1765 года в Париже.
15 февраля
В 1908 году родился Дмитрий Константинович МОЧАЛЬСКИЙ (в Санкт-Петербурге), советский живописец. Ддействительный член АХ СССР (1973). Народный художник СССР (1980).
* * * * *
Окончил Московский изотехникум памяти 1905 года и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде в 1936 году, учился у К. Петрова-Водкина.
Автор картин: «Возвращение с демонстрации», «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года», цикл графических работ «Советские войска в Берлине», картины «Новосёлы», «Троица» из цикла работ об освоении целины.
Преподавал в МГАХИ имени В.И. Сурикова с 1937 года и до конца жизни (профессор с 1950 года).
Дмитрий Мочальский — первый беспартийный председатель Московского Союза художников, возглавлявший его в период «хрущёвской оттепели» с 1961 по 1963 год. События скандально известной выставки в Манеже «30 лет МОСХ», на открытии которой Никита Сергеевич Хрущёв кричал возмущённо: «Что это за мазня такая?!», происходили при непосредственном участии Мочальского — он показывал Хрущёву выставку. На него и обрушился весь этот скандал.
Скончался Дмитрий Константинович Мочальский в 1988 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #М__
15 февраля
В 1920 году родилась Анне-Катарина ВЕСТЛИ (в Рена, Хедмарк), норвежская детская писательница.
Проза Анне Вестли складывается в несколько серий романов, объединенных общими героями. Её первая книга «Phenomena», вышедшая в свет в 1953 году, и другие книги писательницы для взрослых рассказывали в основном о повседневной семейной жизни в 1950 - 1970 годах XX века. Но известность Вестли принесли серии книг для детей. Её самая известная книга — «Мама, папа, восемь детей и грузовик» (пер. Л.Горлиной) о семье с восемью детьми, живущей в маленькой квартирке в Осло. Эта книга стала первой в серии из 9 книг, последняя из которых вышла в 2000 году.
На родине её называли «бабушкой всей Норвегии», сравнивая с Астрид Линдгрен в связи с большим вкладом в развитие детской литературы.
Вестли работала также на радио, участвовала в качестве актрисы в комедийном сериале для детей, записывала для своих читателей аудиокниги. А в возрасте 83 лет неожиданно для всех издала книгу социальной сатиры для взрослых.
Последние годы жизни страдала болезнью Альцгеймера.
Скончалась Анне-Катарина Вестли 15 декабря 2008 года в Мьёндалене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #В__
15 февраля
В 1549 году родился СОДОМА /собственное имя – Джованни Антонио БАЦЦИ/ (в Верчелли, Пьемонт), итальянский художник сиенской школы живописи.
Он принадлежит к выдающимся художникам Высокого Возрождения и раннего маньеризма. В XVII и XVIII веках его считали второстепенным живописцем, однако, начиная с XIX века, интерес к нему возрос, и в дальнейшем художник занял надлежащее место в ряду великих мастеров.
* * * * *
В 1490 году его отец заключил соглашение с художником Джованни Спанцотти о том, что тот будет обучать сына всем разновидностям живописи, включая работу по стеклу и дереву, в течение 7 лет. Некоторое время Содома вместе со Спанцотти жил в Милане, где попал под влияние творчества Леонардо да Винчи.
Переехав в 1501 году в Сиену, Содома выполнил несколько фресок и живописных полотен. В 1505 году он создал крупный цикл фресок по мотивам жизни святого Бенедикта для монастыря Монте-Оливето-Маджоре, а также «Снятие с креста» (сейчас находится в Музее Сиены).
Содома работал и как фрескиист (росписи капеллы св. Екатерины церкви Сан Доменико и в Палаццо Пубблико в Сиене), и как автор алтарных образов.
В описании Вазари художник предстает экстравагантным и необычным человеком, которого обожала сиенская молодёжь: «…большинство сиенских юношей бегали за Содомой, прославляя его как человека необыкновенного». Вазари пишет, что прозвище «Содома» художник получил за то, что «… всегда и общался и жил с безбородыми юнцами». Однако это в большой мере опровергается тем, что в октябре 1510 года Содома женился на Беатриче ди Лука Галли, дочери процветающего предпринимателя Луки Галли.
Эксцентричные выходки Содомы, вероятно, помогали ему обрести связи и покровителей среди знати и богатых предпринимателей. В 1508 году художник уехал в Рим, где писал для Ватикана.
Согласно Вазари, из Сиены его туда привёз меценат и папский казначей Агостино Киджи. Художнику была поручена роспись папских покоев, Станца делла Сеньятура. Содома расписал свод зала гротесками и орнаментами, однако большая композиция на стене не понравилась папе Юлию II, и он приказал ее сбить, отстранил художника от работ, распорядившись, чтобы его место занял Рафаэль.
После этой неудачи Содома вернулся в Сиену, но позднее вновь приехал в Рим, т.к. Агостино Киджи предложил ему работы в своём дворце, ныне известном как вилла Фарнезина.
В 1514 году в Риме художник написал свои самые известные фрески для виллы Фарнезина: «Бракосочетание Александра и Роксаны», «Семейство Дария перед Александром», «Битва». Папа Лев X присвоил художнику рыцарское звание за портрет Лукреции.
В 1525 году художник начал работу над своим главным, проникнутым глубиной и правдивостью восприятия произведением – фресками по мотивам жития святой Екатерины в капелле Святых церкви Сан-Доменико, а также написал несколько портретов святых и «Воскресение» для сиенской ратуши.
Скончался Джованни Антонио Бацци 15 февраля 1549 года в Сиене, регион Тоскана.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #С__
15 февраля
В 1862 году родился Савва Тимофеевич МОРОЗОВ (в Зуево, Московская губерния), знаменитый промышленник и меценат, не только ставший одним из создателей Московского художественного театра (МХТ), но и вложивший свои миллионы в русскую революцию.
* * * * *
Он был из рода текстильных предпринимателей Морозовых. Основателем династии был Савва Васильевич – крепостной крестьянин-старообрядец, так до конца жизни и не освоивший грамоты, но создавший в конце XVIII века свою первую мастерскую с единственным станком по производству шелковых кружев и лент. В 1820 году он получил «вольную» за 17 тыс. рублей (огромные по тем времена деньги), был зачислен в купцы первой гильдии, а в 1842 году семья Морозовых уже была удостоена потомственного почетного гражданства.
Его внук – Савва – окончил полный курс физмата Московского университета, изучал в Кембридже химию. В отличие от отца, который жестокими, несправедливыми штрафами заслужил себе дурную славу, Савва, став директором, не только модернизировал производство, ввел новые технологии, но и стал строить для рабочих дома, открывать для них школы и больницы.
Неоценим вклад Саввы Тимофеевича в отечественную культуру: без его поддержки (до полумиллиона рублей) вряд ли б сегодня кому было известно название – Московский Художественный академический театр (МХАТ).
Он был не просто натурой увлекающейся, но еще очень чутко чувствовал настроение времени, видел необходимость перемен в стране. Видимо, это и стало одной из главных причин, приведших миллионера к поддержке революционеров. Но он ведь обращался и к премьеру С.Ю. Витте, только власть не услышала его.
Не понимали Морозова ни в среде промышленников, ни в собственной семье: даже родная мать и жена сочли за благо объявить Савву «не в своем уме».
Уехав за границу по настоянию полицейской власти, Савва Тимофеевич Морозов в состоянии глубокой депрессии 26 мая 1905 года застрелился в Ницце (Канны).
Уже тогда власть пыталась обвинить в его смерти большевиков, а сегодня эту же ничем не доказанную версию повторяют в разных исторических хрониках.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #М__
15 февраля
В 1906 году родился Муса Мустафович ДЖАЛИЛЬ /полное имя – Муса Мустафович Залилов (Джалилов)/ (в деревне Мустафино, Оренбургская обл.), татарский советский поэт, узник Моабитской тюрьмы. Герой Советского Союза.
Участник Гражданской войны.
* * * * *
Писать стихи он начал в 10-11 лет, но, к сожалению, они были утеряны. Первое сохранившееся стихотворение («Бәхет») было написано им в 13 лет.
В 1931 году окончил литературный факультет МГУ. Был редактором татарских детских журналов (1931-1932), завотделом литературы и искусства татарской газеты (1933). В Москве Джалиль познакомился с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым.
В период 1939-41 годов – ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР.
С началом Великой Отечественной войны призван в Красную Армию, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск тяжелораненый Муса Джалиль попал в плен. В концлагере он организовал подпольную группу, устраивал побеги советским военнопленным. Джалиль продолжал писать стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста.
Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, он передал на волю блокнот со своими стихами: «Мои песни», «Не верь», «После войны» и др. Более 100 стихотворных произведений стали свидетелями борьбы, страданий и мужества поэта.
В августе 1943 года гестапо схватило Джалиля и большинство членов его подпольной группы – за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных.
За участие в подпольной организации Муса Мустафович Джалиль 25 августа 1944 года был казнён на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.
* * * * *
За цикл стихов «Моабитская тетрадь» ему посмертно в 1957 году присуждена Ленинская премия. В 1968 году о Джалиле был создан фильм «Моабитская тетрадь».
= = = НЕ ВЕРЬ = = =
Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Устал он, отстал он, упал».
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если верят в меня.
Кровью со знамени клятва зовет:
Силу дает мне, движет вперед.
Так вправе ли я устать и отстать,
Так вправе ли я упасть и не встать?
Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал».
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне моей?
Да что же останется в жизни моей?
(М. Джалиль)
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #Д__
15 февраля
В 1866 году родился Павел /Паоло/ Петрович ТРУБЕЦКОЙ (в Интре, Италия), русский скульптор и художник, один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре.
Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников».
Работы Трубецкого находятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Римской академии художеств, в Венецианской академии, в Берлинской национальной галерее, в Дрезденской галерее.
* * * * *
Сын русского дипломата и американской пианистки, он рано обнаружил интерес к скульптуре, но законченного художественного образования так и не получил. В этот начальный период своего творчества он создавал портретные бюсты, произведения мелкой пластики, участвовал в конкурсах на создание крупных скульптур.
В 1890 году мастер удостоился 1-й премии за проект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через 7 лет пришло приглашение из России от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавать в училище скульптуру.
В 1899 году Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Он за неделю вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе с пьедесталом около 9 метров). Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя.
Многие члены императорской фамилии были против установки памятника, считая его карикатурой. Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.
В России Трубецкой успел создать большое количество произведений. Среди которых лучшие в его творчестве портреты И.И. Левитана, Л.Н. Толстого, М.К Тенишевой (все 1899), Ф.И. Шаляпина (1899-1900), С.Ю. Витте (1901), С.С. Боткина (1906). А также статуэтки – «Московский извозчик», «Л.Н. Толстой на лошади», «Мать и сын», «Девочка с собакой («Друзья»)» (относятся к периоду пребывания в Москве) и др.
С 1906 года скульптор жил в основном за границей. Однако часто приезжал в Россию, где выставлял свои произведения вплоть до I-й мировой войны.
В 1914 году Трубецкой отправился в Америку, где продолжал работать над портретными миниатюрами, выполнял статуэтки индейцев и ковбоев. В Сан-Франциско по его проекту был создан памятник Данте (1919). Затем мастер переехал в Италию, окончательно обосновавшись там. Одна из последних крупных работ Трубецкого – статуя композитора Джакомо Пуччини для миланского оперного театра «Ла Скала».
Скончался Павел Петрович Трубецкой 12 февраля 1938 года на вилле Кабианка, Италия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #Т__
15 февраля
В 1564 году родился Галилео ГАЛИЛЕЙ /полное имя – Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей/ (в городе Пиза, Италия), известный итальянский ученый-физик, механик, математик и астроном, философ и поэт, филолог и критик, оказавший значительное влияние на науку своего времени; один из основоположников естествознания.
Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.
Галилей – основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
* * * * *
Выходец из родовитого, но обедневшего дворянского рода, он с 1581 года изучал медицину в Пизанском университете.
В 1586 году свет увидел первый труд учёного «Маленькие гидростатические весы», а в 1590 –опубликована книга «О движении» с разгромной критикой учения Аристотеля. Через 2 года Галилей стал преподавателем механики, астрономии и математики в университете Падуи.
С 1606 года он начал заниматься астрономией. В июле 1609 года Галилей построил первую подзорную трубу, а затем телескоп с 32-кратным увеличением и начал систематические астрономические наблюдения. Он открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Николаем Коперником, является единственно верной, и начинает все смелее пропагандировать его учение.
В 1616 году одиннадцать видных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Галилея вызвали из Флоренции в Рим и потребовали прекратить пропаганду еретических представлений об устройстве мира. Галилео Галилей был вынужден подчиниться.
В 1632 году вышла в свет его книга «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», в которой Галилей говорит о неправильности взглядов Аристотеля и Птолемея. Санкции последовали незамедлительно: его вызвали в Рим на суд.
Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года. Церковь обвинила учёного в ереси, и для сохранения своей жизни он вынужден признать гелиоцентрическую систему строения мира ложной. 22 июня Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения.
В последние годы жизни ученый находился под домашним арестом под надзором инквизиции.
Скончался Галилео Галилей 8 января 1642 года в Арчетри. Похоронили его без почестей, ставить памятник Папа тоже не позволил.
И только в октябре 1992 года папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и через 350 лет после смерти учёного реабилитировал его.
* * * * *
Заслуга Галилео Галилей перед человечеством велика. Он считал основой познания опыт, боролся против схоластики.
Галилей по праву считается основателем не только экспериментальной, но – в значительной мере – и теоретической физики. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #Г__
15 февраля
День рождения БДТ им. Товстоногова (С-Петербург)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В этот день 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос» открылся Большой драматический театр (БДТ), начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.
Комиссаром по делам театров М.Ф. Андреевой осенью 1918 года подписан декрет о создании в Петрограде «Особой драматической труппы» – так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.
На должность председателя Директории театра был назначен Александр Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ. На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.
В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.
Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 году на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А. Блока. В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность К.К. Тверского (ученика В.Э. Мейерхольда). В середине 1920-х годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов.
В начале 1956 года в театре началась эпоха нового главного режиссера – Георгия Александровича Товстоногова. Он создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли («Лиса и виноград» Г. Фигейредо, «Идиот» Ф. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары», «Мещане» и «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Три сестры» А. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и др.) становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.
По крупицам, личность к личности, Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, А.Б. Фрейндлих, Н.Н. Усатовой, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной и др. Наряду с ними в золотой фонд театрального искусства вошли артисты – Кирилл Лавров, Людмила Макарова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова…
Эстафету Товстоногова, который ушел из жизни в 1989 году, принял Кирилл Лавров. Всю свою волю, энергию, актерский и человеческий авторитет он направил на то, чтобы сберечь особый сценический менталитет и мощный генетический код, заложенный его предшественником.
27 апреля 2007 года театр простился с Лавровым. Художественным руководителем БДТ имени Г.А. Товстоногова (до этого в 1932-1992 годах носивший имя М. Горького) стал Народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе.
С 29 марта 2013 года новым художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий – Эдуард Кочергин.
15 февраля
В 1808 году родился Карл Фридрих ЛЕССИНГ (в Бреслау), немецкий художник романтического направления.
Выходец из семьи судейского чиновника в карликовом силезском государстве Вартенберг, Лессинг приходился племянником знаменитому поэту и драматургу Готхольду Лессингу.
Детство будущего художника прошло в Силезии с её старинными городками, замками и густыми лесами. В юные годы у него пробудилась любовь к природе и истории родной страны.
В возрасте 14 лет он уехал в Берлин, где учился в Академии зодчества. В 1823 году, не получив согласия родителей, он решает стать художником, и в 1823-26 годах учится в Берлинской академии художеств. Затем поступает в Дюссельдорфскую академию художеств.
Первый успех к молодому художнику пришёл в 1825 году после написания полотна «Церковный двор с надгробиями и руинами под снегом», получившего положительные отзывы критики и удачно проданном на берлинской выставке. Это событие примирило К.Ф. Лессинга с отцом, вначале осуждавшим профессиональный выбор сына.
В первой половине своего творческого пути он писал романтические пейзажи и картины на литературные и легендарные сюжеты. Как художник-пейзажист Лессинг имел огромный успех. Ни один из его современников не умел так поэтически и романтически выразить красоту немецких лесов и диких скал Гарца и Айфеля. Репродукции картин Лессинга часто печатались во многих журналах Германии в XIX столетии.
Позднее он обратился к исторической тематике. Так, по заказу графа фон Шпрее художник украшает его замок Хелфорт под Дюссельдорфом фресками из жизни Фридриха Барбароссы.
С 1832 года Лессинг состоял членом Берлинской академии, а в 1848 году ему прусским королём было присвоено звание профессора. Кавалер немецких и зарубежных орденов и медалей, он был членом различных немецких и иностранных академий и художественных обществ.
Скончался Карл Фридрих Лессинг 5 июня 1880 года в Карлсруэ.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_февраля #Л__