15 февраля День рождения БДТ имени Товстоногова (Санкт-Петербург)...
15 февраля
15 февраля
День рождения БДТ им. Товстоногова (С-Петербург)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В этот день 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос» открылся Большой драматический театр (БДТ), начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.
Комиссаром по делам театров М.Ф. Андреевой осенью 1918 года подписан декрет о создании в Петрограде «Особой драматической труппы» – так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.
На должность председателя Директории театра был назначен Александр Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ. На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.
В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.
Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 году на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А. Блока. В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность К.К. Тверского (ученика В.Э. Мейерхольда). В середине 1920-х годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов.
В начале 1956 года в театре началась эпоха нового главного режиссера – Георгия Александровича Товстоногова. Он создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли («Лиса и виноград» Г. Фигейредо, «Идиот» Ф. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары», «Мещане» и «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Три сестры» А. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и др.) становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.
По крупицам, личность к личности, Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, А.Б. Фрейндлих, Н.Н. Усатовой, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной и др. Наряду с ними в золотой фонд театрального искусства вошли артисты – Кирилл Лавров, Людмила Макарова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова…
Эстафету Товстоногова, который ушел из жизни в 1989 году, принял Кирилл Лавров. Всю свою волю, энергию, актерский и человеческий авторитет он направил на то, чтобы сберечь особый сценический менталитет и мощный генетический код, заложенный его предшественником.
27 апреля 2007 года театр простился с Лавровым. Художественным руководителем БДТ имени Г.А. Товстоногова (до этого в 1932-1992 годах носивший имя М. Горького) стал Народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе.
С 29 марта 2013 года новым художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий – Эдуард Кочергин.
День рождения БДТ им. Товстоногова (С-Петербург)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В этот день 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос» открылся Большой драматический театр (БДТ), начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.
Комиссаром по делам театров М.Ф. Андреевой осенью 1918 года подписан декрет о создании в Петрограде «Особой драматической труппы» – так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.
На должность председателя Директории театра был назначен Александр Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ. На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.
В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.
Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 году на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А. Блока. В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность К.К. Тверского (ученика В.Э. Мейерхольда). В середине 1920-х годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов.
В начале 1956 года в театре началась эпоха нового главного режиссера – Георгия Александровича Товстоногова. Он создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли («Лиса и виноград» Г. Фигейредо, «Идиот» Ф. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары», «Мещане» и «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Три сестры» А. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и др.) становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.
По крупицам, личность к личности, Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, А.Б. Фрейндлих, Н.Н. Усатовой, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной и др. Наряду с ними в золотой фонд театрального искусства вошли артисты – Кирилл Лавров, Людмила Макарова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова…
Эстафету Товстоногова, который ушел из жизни в 1989 году, принял Кирилл Лавров. Всю свою волю, энергию, актерский и человеческий авторитет он направил на то, чтобы сберечь особый сценический менталитет и мощный генетический код, заложенный его предшественником.
27 апреля 2007 года театр простился с Лавровым. Художественным руководителем БДТ имени Г.А. Товстоногова (до этого в 1932-1992 годах носивший имя М. Горького) стал Народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе.
С 29 марта 2013 года новым художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий – Эдуард Кочергин.