15 декабря
В 1852 году родился Антуан Анри БЕККЕРЕЛЬ (в Париже), французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности; член Парижской АН.
Именно он в 1896 году открыл радиоактивность солей урана.
* * * * *
Выходец из семьи учёных, а род Беккерелей дал четыре поколения учёных, он с 18 лет начал помогать отцу, профессору физики, в его исследованиях, став ассистентом отца. Именно тогда у него появился интерес к проблемам фотографии и фосфоресценции, который остался у Анри Беккереля на всю жизнь.
Атмосфера, царившая в семье, способствовала формированию у мальчика глубокого и серьезного интереса к физике. В дальнейшем его определили в лицей Луи Леграна, в котором Анри повезло с преподавателями. После окончания в 1872 году лицея он продолжил обучение в Политехнической школе. С первого же курса юноша начал активно проводить собственные научные исследования. Впоследствии приобретенные в это время экспериментальные навыки ему очень пригодились.
Первая научная публикация Анри Беккереля состоялась в 1875 году; его статья была замечена, и 24-летнему ученому предложили стать репетитором в Политехнической школе. В этом учебном заведении спустя 20 лет он был уже профессором.
Весьма высокую оценку в 1888 году получила докторская диссертация, которую Анри Беккерель представил в Сорбонне. Эта работа стала продолжением исследований его отца и деда, а также итогом десятилетних трудов самого автора.
В 1892 году он стал третьим человеком из их семьи, который возглавил кафедру физики в Национальном музее естественной истории, а через 2 года – главным инженером в управлении мостов и дорог.
Если бы не воля случая, Анри Беккереля вспоминали бы только как добросовестного и квалифицированного ученого-экспериментатора. Однако произошло одно очень важное событие, благодаря которому он стал известен на весь мир. В 1896 году во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана им случайно была открыта радиоактивность.
Исследуя работу Рентгена, ученый завернул флюоресцирующий материал (сульфат уранила-дикалия) в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило его к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения.
Среди тех, кто заинтересовался этим открытием, был целый ряд выдающихся ученых: Анри Пуанкаре, Мария и Пьер Кюри, а также Д.И. Менделеева, который специально прибыл в Париж для знакомства с его автором.
Интерес супругов Кюри привел к важным результатам. В 1903 году он совместно с ними получил Нобелевскую премию по физике «в знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности».
Выдающиеся достижения Анри Беккереля получили заслуженное признание: он был приглашен в Лондонское королевское общество; кроме того, Парижская АН присудила ему все имевшиеся тогда знаки отличия. Ученый 8 августа 1900 года выступил в Париже на Международном физическом конгрессе, на котором сделал основной доклад.
Анри Беккерель стал первым французом, который привез Нобелевскую медаль в Париж. Восторженный прием, почести, международное признание – все это ожидало ученого. Однако он не изменил стиль жизни и до последних дней оставался преданным науке скромным тружеником.
В 1889 году он был избран членом Французской академии наук, а в 1908 году (в год смерти) – назначен её пожизненным секретарем, заняв этот пост после смерти Бертло.
Скончался Антуан Анри БЕККЕРЕЛЬ 25 августа 1908 года в Ле-Круазик (Бретань).
В его честь названы: единица радиоактивности в системе единиц СИ — беккерель (Bq), а также кратеры на Луне и Марсе.
Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Б__
15 декабря
В 1531 году родился Бернардо БУОНТАЛЕНТИ (во Флоренции, Флорентийская республика), итальянский художник и архитектор XVI века.
Наряду с Джордо Вазари и Джузеппе Поджи считается одним из трёх архитекторов, оказавших наибольшее влияние на современный архитектурный облик Флоренции.
* * * * *
Рано лишившись родителей, погибших при наводнении, он был взят под особое покровительство герцога Козимо I и получил благодаря этому основательное художественное образование у лучших художников того времени.
Особенно плодотворна была его деятельность в качестве строителя массы великолепных и грандиозных зданий в Италии, как, например, виллы Пратолино, дворца Риккорди, дворца великого герцога в Пизе, фасада католической церкви Святой Троицы во Флоренции и многих других.
Бернардо Буонталенти также известен как инженер, создавший много важных государственных сооружений: мостов, плотин, укреплений во Флоренции и Неаполе. Помимо этого он усовершенствовал дизайн пушек, и разработал новый тип зажигательных гранат.
Во Флоренции художник основал школу, из которой потом вышло множество известных художников и инженеров.
Несмотря на огромную востребованность, его мотовство привело Буонталенти к финансовому краху, пережить который ему снова помог Козимо I Медичи. Дому Медичей художник оставался верен до самой кончины.
Скончался Бернардо БУОНТАЛЕНТИ 6 июня 1608 года во Флоренции (Великое герцогство Тосканское).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Б__
15 декабря
В 1732 году родился Карл Готтгард ЛАНГГАНС (в Ландесхуте; ныне Каменна-Гура, Силезия), прусский архитектор и строитель.
Он получил известность, построив знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, которые стали первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре.
* * * * *
Выходец из семьи ректора гимназии в резиденции бывшего Силезского княжества, Карл в период 1753-57 годов изучал право, математику и языки в Университете Галле. Только в 20-летнем возрасте, изучая богословие и литературу, он знакомится с архитектурой.
В 1756 году Лангганс поступает на службу в качестве учителя к графу Вроцлаву Матушке, и в последующие годы интенсивно изучает архитектуру. Зодчество он освоил, читая труды римского архитектора Витрувия, беря частные уроки и проводя практические занятия в Бреслау, а затем расширил свои знания, путешествуя по Италии и другим странам в 1759-75 годах.
Вернувшись на родину, Карл Лангганс при посредничестве Вроцлава Матушки получает контракт на строительство (1764) евангелистской церкви мира в Глогау. В 1766 году он был рекомендован князю Генриху Прусскому в качестве архитектора и строителя, а в 1775 году назначен главным архитектором прусской провинции Силезия.
Тогда же Карл совершил многочисленные исследовательские поездки в Голландию, Бельгию, Англию и Францию. Значась архитектором при бреславльской камере, он выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий.
В 1786 году архитектор с семьей переезжает в Берлин, где представил для Фридриха Вильгельма II план реконструкции здания оперы. Затем он в 1787-90 годах реставрирует Мариенкирхе (церковь Св. Марии) в неоготическом стиле.
В дальнейшем руководил дворцовым строительным управлением.
В 1789-1791 годах Карл Лангганс возводит ставшие знаменитыми Бранденбургские ворота, на пьедестале которых квадрига несла по замыслу архитектора мир, а не победу. После наполеоновских войн они стали триумфальной Аркой. Бранденбургские ворота – символ немецкой истории и памятник немецкого единства. В настоящее время наряду с Кельнским собором – самые известные в мире немецкие сооружения.
Помимо этого, им было закончено возведение Мраморного дворца в Потсдаме, начатое Гонтардом, а также создан его интерьер (в настоящее время дворец является резиденцией федерального президента Германии).
Архитектором выполнено и много других заказов в Берлине. Он наравне с Андреасом Шлютером, Карлом Фридрихом Шинкелем и Кнобельсдорфом причислен к великим прусским и немецким архитекторам.
Скончался Карл Готтгард ЛАНГГАНС 1 октября 1808 года в Грюнайхе (под Бреслау).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Л__
15 декабря
1744 года родился Жан-Франсуа-Пьер ПЕЙРОН (в Экс-ан-Провансе), французский живописец-неоклассик, создававший, в основном, полотна на историческую и мифологическую тематику.
Он один из первых, кто повторно стал применять в своих работах классические принципы композиции, следуя манере Николы Пуссена и отдавая дань моде того времени – стилю рококо.
* * * * *
Живописи Пьер начал обучаться в родном городе под руководством Клода Арнульфи, а позднее стал учеником Луи-Жана-Франсуа Лагрене. По мнению специалистов, он был одним из лучших художников своего поколения.
В 1773 году Пьер Пейрон, опередив своего главного конкурента Жака-Луи Давида, который также являлся кандидатом, был награждён престижной Римской премией.
Став стипендиатом, он в период 1775-1782 годов обучался во Французской академии в Риме у Жозефа-Мари Вьена.
После возвращения на родину, живописец обнаружил, что популярность Жака-Луи Давида полностью затмила его собственную, потеснив Пьера Пейрона на незначительную роль в истории французского искусства.
Но всё же Жак-Луи Давид всегда с уважением относился к Пейрону и, отдавая дань уважения, во время его похорон сказал: «Он открыл мне глаза».
Скончался Жан-Франсуа Пьер ПЕЙРОН 20 января 1814 года в Париже.
15 декабря
В 1903 году родился Юлий Яковлевич РАЙЗМАН (в Москве), советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат шести Сталинских премий и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1986).
В 1924 году окончил факультет общественных наук Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, по окончании которого работал на студии «Межрабпом-Русь» литературным консультантом, затем ассистентом режиссёра у Я.Протазанова.
В 1935 году снял фильм «Лётчики», историко-революционную ленту «Последняя ночь» (1937; Государственная премия, 1941; Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже) и экранизацию первой части романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».
Новым взлётом в творчестве Райзмана стала «Машенька» Государственная премия, 1943), запущенная в производство еще до войны.
В 1948 году режиссёр вынужден был работать на Рижской киностудии, не угодив И. Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток».
В 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни, в 1958 культовый фильм советского времени «Коммунист».
Последующие ленты Райзмана – «Визит вежливости», «Странная женщина», «Время желаний» (1984; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1986).
Юлий Яковлевич в течение нескольких десятилетий преподавал во ВГИКе. Он стал первым обладателем самой почётной «Ники» в номинации «Честь и достоинство».
Скончался Юлий Яковлевич Райзман 11 декабря 1994 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Р__
15 декабря
1928 года родился Фриденсрайх ХУНДЕРТВАССЕР /имя при рождении – Фридрих Штовассер/ (в Вене), австрийский художник и архитектор, самобытно соединивший абстракционизм со стилем модерн.
* * * * *
Он с 1936 года обучался в венской школе по системе Монтессори. В 1948 году Фриденсрайх недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал живописец Эгон Шиле.
С 1973 года Хундертвассер активно занимался архитектурой, создавая эскизы «экологически совершенных», причудливо-биоморфных построек, украшенных яркой суперграфикой.
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом – это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии Хундертвассер построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Фриденсрайх Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Художник возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур – унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.
Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Самый известный такой проект – KunstHausWien – выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём – это хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.
Кроме того, Хундертвассер много работал над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».
Скончался Фриденсрайх ХУНДЕРТВАССЕР 19 февраля 2000 года в Тихом океане на борту лайнера «Куин Элизабет II», направляясь из Новой Зеландии в Европу.
15 декабря
В 1610 году крещён Давид ТЕНИРС Младший (в Антверпене), один из наиболее значимых художников и гравёров фламандский школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.
Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены, сцены деревенской жизни, интерьеры, портреты, пейзажи. Первые уроки живописи брал у отца. Считается также, что он учился у Рубенса и Браувера, но подтверждающих этот факт письменных свидетельств не сохранилось.
* * * * *
Его ранние годы были непростыми, что было связано с финансовыми трудностями его отца, однако именно эти обстоятельства позволили ему довольно рано добиться успеха. В 1633 году он вступил в Гильдию Святого Луки Антверпена в качестве мастера.
В 1644 году Тенирс занял должность декана антверпенской Гильдии Святого Луки. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский, назначенный в 1647 году губернатором Испанских Нидерландов, стал покровителем художника и через 4 года пригласил его в Брюссель к своему двору как придворного живописца и хранителя обширных художественных коллекций.
Тенирс создал серию интерьеров этой галереи с картинами на стенах, а около 1655 года написал уменьшенные копии с 243 полотен старых итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога, в которую всего входило свыше 500 картин. Эти копии были использованы для изготовления гравюр, изданных в 1660 году в альбоме «Театр живописи», по сути первого в истории иллюстрированного каталога частной коллекции.
Эрцгерцог также рекомендовал художника европейским монархам, что повлекло огромное количество заказов. В частности, король Испании Филипп IV купил столько картин художника, что пришлось строить новое здание галереи, чтобы их разместить.
Вильгельм II Оранский и шведская королева Кристина также были горячими поклонниками таланта Тенирса.
Дон Хуан Австрийский Младший, незаконнорожденный сын короля Филиппа IV и актрисы Марии Кальдерон, в 1656 году занявший место эрцгерцога на посту губернатора, продолжал оказывать художнику покровительство и, по преданию, даже брал у него уроки живописи.
В 1662 году Давид Тенирс Младший купил замок близ Вилворде, который стал его летней резиденцией. Художник играл важную роль в основании антверпенской Академии художеств в 1663 году и был назначен её первым директором. В том же году он был удостоен дворянского звания, после чего перестал требовать деньги за написанные им картины.
Конец его жизни был омрачён не только болезнями, но и семейными дрязгами. После смерти в 1683 году его второй жены дети от первого брака начали против отца судебный процесс, который продолжался вплоть до смерти художника и закончился только в 1692 году.
Скончался Давид Тенирс Младший 25 апреля 1690 года в Брюсселе.
Произведения художника хранятся практически во всех значимых музейных собраниях мира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Т__
15 декабря
В 1907 году родился Оскар НИМЕЙЕР /полное имя – Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Суарис Филью/ (в Рио-де-Жанейро), виднейший латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры.
Его творения отличает пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, зачастую сообщая функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы – к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств.
Почётный член АХ СССР (1983 год) и зарубежный почётный член Российской академии художеств. Член Президиума Всемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами» (1963).
* * * * *
Выходец из обеспеченной семьи португальско-немецкого происхождения, Оскар учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. С 1932 года работал под руководством Лусио Косты и Карлоса Леао, а через 2 года окончил Национальную архитектурную школу в Рио-де-Жанейро. Первой осуществлённой постройкой Нимейера стали детские ясли в Рио-де-Жанейро.
На Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке совместной работой Косты и Нимейера стал выстроенный павильон Бразилии.
Период 1940-х годов – время нарастающей творческой активности Нимейера. По его проектам построены гостиница в Ору-Прету, отель и церковь св. Франциска Ассизского в Пампулье и др.
В 1947 году он принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
По генеральному плану Лусио Косты с 1957 года Нимейер осуществляет застройку будущей новой столицы – Бразилиа, которая начала строиться по инициативе Жуселину Кубичека, ставшего в 1956 году президентом Бразилии.
По проектам Нимейера в городе построены Президентский дворец «Алворада» (1958), «Палас-отель» (1958), Дворец правительства «Планальто» (1960), кафедральный собор (1960-1970), театр (1962), гостиница «Насионал» (1962), дворец Правосудия (1970) и др.
Во времена военной диктатуры Нимейер жил в эмиграции во Франции (1964-1985), посещая Бразилию лишь с короткими визитами; при этом строительство общественных зданий Бразилиа продолжается по его проектам.
В этот период он проектирует и строит ряд общественных зданий в Гане, Ливане, Франции, Италии, Алжире.
В 1996 году, в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое. В 2000-е годы по его проектам построены Музей Оскара Нимейера в Куритибе (2002), аудитория «Ибирапуэра» в Сан-Пауло (2002, по проекту 1951 года), Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа (2006; по проектам 1958 года), культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа (2008).
В 2011 году в испанском городе Авилес открылся Культурный центр Оскара Нимейера, названный в честь автора проекта.
В канун 100-летнего юбилея архитектора Владимир Путин подписал указ о награждении Оскара Нимейера орденом Дружбы «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений».
Скончался Оскар Нимейер 5 декабря 2012 года в Рио-де-Жанейро, не дожив всего лишь 10 дней до своего 105-летнего юбилея.
Все события или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Н__
15 декабря
В 1832 году родился Александр Гюстав ЭЙФЕЛЬ /урождённый Бёникхаузен/ (в Дижоне), французский инженер, специалист по проектированию металлических конструкций.
Завоевал небывалую популярность, подарив Парижу его символ – Эйфелеву башню, ставшую одним из замечательнейших технических сооружений XIX века и названную так в его честь.
Она воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте Эйфелева башня почти в 2 раза выше самых высоких сооружений того времени (пирамида Хеопса – 137 м, Кёльнский собор – 156 м, Ульмский собор – 161 м и др.). Вся башня сделана из железа и состоит из трёх этажей.
Её сооружение продолжалось 26 месяцев, с 28 января 1887 года до 31 марта 1889 года и обошлось в 6,5 млн. франков.
За 6 месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришло более 2 млн. посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить 3/4 всех затрат на его строительство.
* * * * *
Гюстав был потомком эмигранта из германского городка Мармаген (под Кёльном), переселившегося в Париж в начале XVIII века. Фамилию Eiffel семья приняла в напоминание о родных горах Eifel (нем. Айфель). Хотя члены семьи пользовались фамилией Эйфель, Гюстав был зарегистрирован под фамилией Бёникхаузен и официально не менял ее до 1880 года.
Обучался он в Королевском лицее в Дижоне. Затем в Париже для подготовки к трудным вступительным экзаменам в лучшие технические вузы страны Гюстав поступает в Коллеж Сен-Барб. Его влечет Политехническая школа, но преподаватели считают результаты Гюстава недостаточными, и он проходит в прикладную Центральную школу искусств и мануфактур.
В 1855 году получив диплом инженера, Гюстав устраивается работать в конструкторскую фирму «Шарль Нево», которая занималась строительством мостов. Через 2 года он прославился в узком кругу, применив при постройке железнодорожного моста в Бордо, изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. После этого его приняли в престижное Общество гражданских инженеров, которое Эйфель позже и возглавит.
Идеей фикс молодого специалиста стало возведение решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Им было построено более 200 сооружений: мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино... Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений.
В 1870 году Гюстав Эйфель на 3 года покинул Францию и объездил весь мир, оставив памятники своему таланту в Египте и Чили, Венгрии и Португалии.
Он принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы, а в амазонской глубинке построил так называемый «Железный дом». Участвовал в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге, но российские власти сочли его ажурный мост чересчур легкомысленным и выбрали другого кандидата.
Еще одна неудача произошла в Панаме, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов знаменитого Панамского канала. На беду строители проворовались и скрылись с деньгами акционеров. В числе «стрелочников» оказался Эйфель, у которого едва не отобрали фирму. Помог премьер-министр Франции, который тоже был инженером и ценил талант коллеги.
Эйфель разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола для обсерватории в Ницце, который, несмотря на вес в 100 тонн, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т.д.
В дальнейшем правительство Франции поручило ему ответственную задачу – защиту чести страны на Всемирной выставке 1889 года. В день открытия выставки было завершено строительство Эйфелевой башни. Отвечая на опасения тех, кто боялся падения башни, инженер оборудовал на высоте 276 метров свою квартиру и рабочий кабинет. Общая высота чуда техники достигала 312 метров, вес – 9,7 тыс. тонн.
Достигнув 70-летнего возраста, великий инженер практически перестал строить. Он заинтересовался авиацией и на свои деньги основал аэродинамическую лабораторию, по расчетам которой строились первые французские самолеты. Эйфель и сам поднимался в небо на хрупких «этажерках», демонстрируя публике свое несокрушимое здоровье.
Как эксперт состоял во множестве комиссий, в том числе и в той, что занималась строительством парижского метро. В годы I-й мировой войны он наотрез отказался покинуть столицу и руководил установкой на башне мощных прожекторов, которые выискивали в небе вражеские «цеппелины».
Скончался Александр Гюстав Эйфель 28 декабря 1923 года в Париже, находясь на вершине славы и всего 2 года не дожив до, возможно, главного события в истории своего творения – трансляции с Эйфелевой башни первой телевизионной передачи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Э__
15 декабря
В 1907 году родился Николай Васильевич НИКИТИН (в Тобольске), советский архитектор и учёный в области строительных конструкций, доктор технических наук. Заслуженный строитель РСФСР.
В 4-летнем возрасте он вместе с семьей переехал в город Ишим, где окончил приходское училище и первый класс мужской гимназии.
В 1930 году Николай с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института. Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината.
Его первым проектом стало 4-этажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте.
В дальнейшем Никитин разрабатывает дерево-гвоздевую большепролетную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Дощато-фанерные арки пролётом 22,5 м, вскоре были приведены во всех учебниках по деревянным конструкциям. В 1932 году он спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.
С 1937 года Николай Васильевич жил и работал в Москве. В сентябре этого года был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя.
В период 1949-52 годов он участвует в проектировании зданий МГУ на Ленинских горах. Вместе с группой конструкторов Никитин предложил принципиально новые технические решения (коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многое др.), которые позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов.
Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион им. В.И. Ленина в Москве, Мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде – далеко не полный перечень работ Николая Васильевича, получивших признание и за пределами СССР.
В 1958 году архитектор начинает работу над проектом Останкинской башни, создание которой является большим вкладом в развитие мировой строительной техники и архитектуры.
Строительство велось с 1963 по 1967 год, в то время это было самое высокое сооружение в мире. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.
Скончался Николай Васильевич Никитин 3 марта 1973 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_декабря #Н__