15 августа
1883 года родился Иван МЕШТРОВИЧ (в Врполье, Герцеговина, Австро-Венгрия; ныне Хорватия), хорватский скульптор и архитектор, которого зачастую рассматривают как величайшего европейского религиозного скульптора со времён Ренессанса.
* * * * *
Иван рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком, этому ремеслу научил и сына. В октябре 1900 года мальчишка едет в Вену – работает у скульптора Отто Кенига, преподавателя школы прикладного искусства, и готовится к сдаче экзамена в Академию, в которую поступает в 1901 году.
После окончания обучения Иван Мештрович жил сначала в Италии, затем в Париже, где познакомился с Огюстом Роденом (высоко оценившим талант молодого скульптора), а также с Майолем и Бурделем. Во время I-й мировой войны Мештрович был одним из участников Югославянского комитета в Лондоне, который боролся за независимость южных славян от Австро-Венгрии. По окончании войны он вернулся на родину и в 1922 году стал директором Академии художеств в Загребе.
На 1920-е – 1930-е годы пришёлся пик творческой активности Мештровича, в это время им создана большая часть своих знаменитых скульптур.
Во время II-й мировой войны он был арестован итальянскими оккупантами и передан усташам. У них в тюрьме Мештрович провёл около трёх месяцев. В 1942 году он был освобождён – по общераспространённому мнению, при содействии Ватикана.
Несмотря на слабое здоровье, мастер сразу же начинает работать. В период 1942-1946 годов Иван Мештрович методично высекает из огромной глыбы каррарского мрамора весом в 5,5 тонн свою «Пьету». Со времён Микеланджело скульпторы не рисковали браться за воплощение этой темы в столь огромных размерах.
Когда Мештровичу предложили занять место профессора скульптуры в Сиракузском университете, он согласился. Переехав с семьёй в США, скульптор получил мастерскую, дом и возможность заниматься любимым искусством. Но и о родине мастер не забывает. В 1952 году Иван Мештрович делает щедрый подарок – передаёт свой дом в Сплите со всеми находящимися в нём произведениями народной Югославии.
В своём творчестве он всё чаще обращается к сюжетам из истории своей страны, исполнив памятник легендарной героине борьбы с турками Миле Гойсалич, и памятник древнему сказителю народных былин и легенд Андрею Качич Миошичу (1957).
Даже будучи тяжело больным, скульптор не прекращал работы ни на один день. Ежедневно его привозили в мастерскую.
Мастер воспитал целую плеяду югославских скульпторов.
Скончался Иван МЕШТРОВИЧ 16 января 1962 года в Саут-Бенде (штат Индиана, США). Похоронен скульптор на родине, в мавзолее, проект которого он создал сам, в деревне Отавице неподалёку от Дрниша.
15 августа
В 1854 году родился Лауриц Андерсен РИНГ /наст. имя – Лауриц Андерсен/ (в селе Ринг, Зеландия, Дания), датский художник, один из выдающихся представителей датского символизма.
Будучи плодовитым художником, основной темой своих картин он избрал деревенскую жизнь и сельские пейзажи южной Зеландии.
* * * * *
Выходец из семьи мелкого землевладельца и плотника, Лауриц был студентом Датской королевской академии изящных искусств, но не окончил курс из-за нелюбви к формальной учёбе.
В 1881 году он взял псевдоним по названию своей родной деревни. С тех пор Лауриц Андерсен подписывал свои картины «L.A. Ring». В 1889 году художник побывал в Париже, а в 1890-е годы посетил Италию.
По возвращении из Италии, Лауриц Андерсен Ринг начал работать над серией картин, где в качестве модели выступала молодая художница Сигрид Кэлер. Художник женился на Сигрид, которой был тогда только 21 год (Лаурицу было 42).
Его работы можно встретить практически во всех датских музеях.
Скончался Лауриц Андерсен РИНГ 10 сентября 1933 года в Роскилле (Дания).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #Р__
15 августа
1802 года родился Жан Антуан Теодор ГЮДЕН (в Париже), французский художник.
* * * * *
Он был учеником Жироде-Триозона и барона Гро, но посвятил себя изображению моря, кораблей, морских сражений. Картины, выставленные Гюденом в Парижском салоне 1822 года, обратили на него общее внимание; но его известность упрочилась с 1831 года, после появления перед публикою лучшего из всех его произведений: «Подвиг капитана Десса при крушении голландского корабля Колумбус». Получив в 1838 году поручение увековечить кистью память о славных эпизодах истории французского флота, он написал 90 картин, из которых 63 хранились в Версальском дворце, а остальные — в семье герцога Омальского.
В 1841 году по приглашению императора Николая I художник посетил Россию. Число исполненных им картин — огромно. Многие из них свидетельствуют о том, что он был наделён тонким чувством гармонии тонов, владел прекрасным колоритом и умно выбирал мотивы морской природы. Но, будучи постоянно завален заказами, он нередко работал небрежно, впадал в декоративность, в излишнее щегольство бравурностью исполнения и изысканную эффектность. Поэтому слава его быстро померкла, и последние годы своей жизни он провел забытый почти всеми.
Картины Гюдена находятся во Франции, кроме Версаля, они имеются в Люксембургском дворце и во многих провинциальных музеях — в Нанте, Авиньоне, Перпиньяне и др.
В Санкт-Петербурге несколько картин хранилось в императорских дворцах и в частных коллекциях.
Скончался Жан Антуан Теодор ГЮДЕН 11 апреля 1880 года в Булонь-Бийанкуре.
15 августа
В 1787 году родился Александр Александрович АЛЯБЬЕВ (в Тобольске), русский композитор, пианист, дирижёр, основоположник национального лирического романса, музыкальной пушкинианы, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в т.ч. знаменитого «Соловья» на слова А. Дельвига.
Среди его лучших произведений романсы: «Зимняя дорога» и «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Д. Ленского.
Алябьев – автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса» П. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. Писарева. Всего он написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений.
* * * * *
В 1801 году Александр начал службу унтер-шихтмейстером в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге, а в 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
Алябьев – участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым; тогда же был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденами и медалью в память войны 1812 года.
Военную службу продолжил в Петербурге, где сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге.
В начале 1825 года он был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила близость Алябьева к декабристским кругам. Император Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Александра Александровича.
После трехлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», выступал как дирижёр и пианист.
Композитор жил на Кавказе, в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, он записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен».
Только в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции, «с тем, чтобы не показываться в публике», т.е. ни в концертах, ни в театрах, ни в каких бы то ни было общественных собраниях. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям, завязывает дружбу с А. Даргомыжским.
К числу его последних произведений относятся романсы на тексты П. Беранже («Нищая») и Н.П. Огарева («Изба», «Деревенский сторож»), которые стали достойным завершением его творческого пути.
Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в нем занимает вокальная лирика (романсы и песни), некоторые из которых стали классическими.
Скончался Александр Александрович АЛЯБЬЕВ 22 февраля 1851 года в Москве, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #А__
15 августа
В 1674 году родился Иоганн Генрих ВЕДЕКИНД, прибалтийский живописец (немец по происхождению), живший в России с 1725 года, один из первых художников русского императорского двора; портретный живописец при Петре I и учитель рисования в Кадетском корпусе.
Много работал по заказам императорского двора и пользовался популярностью у петербуржцев: его своеобразная творческая манера отвечала новым вкусам жителей Северной Пальмиры.
Работы Ведекинда находились преимущественно в частных коллекциях, поэтому в 1920-е годы через Петроградское отделение Государственного музейного фонда они разошлись по периферийным музеям. Художник, своими работами когда-то «заполонивший все стены петербургских домов», теперь почти исчез из музеев Петербурга.
* * * * *
Он обучался живописи у художника Эрнста Вильгельма Лондицира. Профессиональную карьеру художника Ведекинд начал в Любеке в конце XVII столетия, работал в Гетеборге, Нарве и Риге. В 1698 году намеревался занять должность придворного художника шведского короля.
До 1719 года Ведекинд работал преимущественно в Швеции. Он достиг известности как портретист короля Карла XII, шведских адмиралов, полководцев и других известных государственных деятелей.
Иоганн Генрих Ведекинд стал гражданином Ревеля (ныне Таллин) и членом местного цеха ремесленников в 1700 году после женитьбы на дочери городского аптекаря. В первой четверти XVIII века проживая в Ревеле, он периодически приезжал в Санкт-Петербург для выполнения портретных работ.
В 1725 году Ведекинд был приглашен Петром Великим в Санкт-Петербург для постоянной работы при дворе. Художник написал портреты Петра I, цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, а также герцога Голштейн-Готторпского. Работал по заказам императорского двора, пользовался популярностью у петербуржцев.
Наиболее известные картины Ведекинда: портреты М.А. Меншиковой и А.А. Меншиковой, дочерей светлейшего князя; портрет Ульриха Вирбаха ; портрет Елизаветы Екатерины Христины, принцессы Мекленбургской, ставшей в 1740 году правительницей Российской империи Анной Леопольдовной.
Сохранились и другие работы Ведекинда – портрет Екатерины I (копия с картины Ж. Наттье), копия с портрета царя Михаила Федоровича Романова, портрет Анны Иоанновны (копия с работы Луи Каравака), портрет Петра II (копия с И. Люддена).
Как придворный художник он принял подданство Российской Империи.
В 1732 году Ведекинд был назначен на должность преподавателя живописи и рисования в первом российском Кадетском корпусе, открытом в том же году. Установлено авторство его 15-ти произведений, находящихся в России, из которых 10 подписаны художником.
Скончался Иоганн Генрих Ведекинд 8 октября 1736 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #В__
15 августа
В 1771 году родился сэр Вальтер СКОТТ (в Эдинбурге, Великобритания), всемирно известный английский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.
Успех его произведений объясняется уникальным языком, яркими, живыми описаниями и легкостью стиля. Именно в романах с наибольшей полнотой проявился литературный гений писателя. Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Вальтера Скотта оказало огромное влияние на европейскую и американскую литературы.
В России он был хорошо известен уже с 1820-х годов; о нём писали А. Пушкин, В. Белинский. Творчество Скотта-романиста оказало влияние на историческую прозу русских писателей, в т.ч. Пушкина, Гоголя и др.
* * * * *
Выходец из семьи состоятельного шотландского юриста, он в январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.
Детство его было тесно связано с областью Шотландская граница, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу. Там Вальтер проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, также очень любил читать исторические произведения.
Образование Скотт получил в школе в Эдинбурге, а позже в Кельсо. По желанию отца он избрал карьеру юриста, с 1786 года помогал ему в делах, а в 1792 году выдержал в Эдинбургском университете экзамен на звание адвоката, но увлечение книгами не оставил и по-прежнему много времени посвящал чтению. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни.
Чтобы содержать семью, в 1799 году Вальтер занял должность главного судьи графства Селкиркшир, а через несколько лет стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполнял эти обязанности, не пренебрегая профессией в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния.
Первыми публикациями Скотта стали переводы произведений Г. Бюргера и И. Гёте в 1790-х годах. В 1802 году он опубликовал собранные и отредактированные им баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность.
Первая поэма Скотта собственного сочинения – «Песнь последнего менестреля» вышла в 1805 году и несколько раз переиздавалась. Последующие его романтические поэмы – «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813), «Властитель островов» (1815) и другие – принесли Скотту славу выдающегося поэта.
В тот же период он вложил деньги в типографию (позже – издательство), которая к 1813 году оказалась на грани банкротства. Писатель ее спас, но для покрытия долгов все последующие произведения он писал исключительно для продажи, ориентируясь на интерес публики. Первый роман Скотта «Уэверли» (1814) появился анонимно, а последующие выходили как сочинения автора «Уэверли».
Его романы разделяют на две основные группы. Первая посвящена прошлому Шотландии – «Гай Маннеринг» (1815), «Шотландские пуритане» (1816), «Монастырь» (1820), «Антиквар» (1816) и др.
Вторая группа романов посвящена прошлому Англии и континентальных стран – «Айвенго» (1819), «Кенильворт», (1821), «Приключения Найджела» (1822), «Вудсток» (1826), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др.
Выходом в свет «Айвенго» отмечен пик прижизненной славы Скотта. В 1820 году он получил титул баронета.
Одновременно Скотт издал более 70 томов других авторов, а также опубликовал ряд сочинений на исторические и историко-литературные темы: «О демонологии и колдовстве» (1820), «Смерть лорда Байрона» (1824), «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» в двух томах (1830), четыре выпуска «Рассказов дедушки» (1830).
В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 тыс. фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.
В 1831 году здоровье писателя резко пошатнулось, и врачи уговорили его поехать лечиться в теплые страны. Он отправился в Италию на корабле, но в пути почувствовал себя плохо и вскоре вернулся в свое поместье Эбботсфорд, где несколько месяцев находился в полубессознательном состоянии.
Скончался Вальтер Скотт 21 сентября 1832 года в своем поместье, где в настоящее время открыт музей знаменитого писателя; похоронен в Драйборо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #С__
15 августа
1909 года родился Юрий Михайлович НЕПРИНЦЕВ (в Тифлисе; ныне Тбилиси), советский живописец, график, педагог. Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР, лауреат Государственной премии I-й степени, профессор ЛИЖСА имени И.Е. Репина.
Широкую известность получила его картина «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951).
Произведения художника находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и др.
* * * * *
Выходец из семьи архитектора, он в детстве увлекался рисованием. Затем обучался в студии художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии. Решив посвятить себя живописи, Юрий в 1926 году приехал в Ленинград, где занимался в студии академика В.Е. Савинского, крупнейшего педагога, ученика и последователя П.П. Чистякова.
В 1934 году Юрий Непринцев поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И.Е. Репина (обучался у П.С. Наумова, А.М. Любимова, В.А. Серова, И.И. Бродского). Окончил институт в 1938 году по мастерской И. Бродского. Его дипломная работа – картина «А. Пушкин в селе Михайловском», ставшая первым серьёзным произведением художника, к сожалению, не сохранилась: приобретённая музеем А.С. Пушкина в селе Михайловском, она погибла при разгроме музея фашистами в годы Великой Отечественной войны.
В дальнейшем Непринцев был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Р.Р. Френца и Б.В. Иогансона. К этому периоду относится одна из первых его тематических картин «Заключение договора на соцсоревнование» (1939), которую художник писал непосредственно с натуры в цехах Кировского завода, без предварительных этюдов, стремясь передать живое, непосредственное впечатление от события, как бы случайно увиденного в жизни.
Юрий Непринцев участвовал в выставках с 1928 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Помимо тематических картин писал портреты, пейзажи. Персональные выставки произведений художника были показаны в Москве, Свердловске, Горьком, Саратове и Ленинграде.
Живописную манеру Непринцева отличали разнообразие приёмов и фактуры письма, конструктивная роль рисунка, основанная на внимательном изучении натуры, тонкая передача цвета в богатстве тональных отношений.
В послевоенные годы он создал ряд картин, посвящённых героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната», «Лиза Чайкина», «Отдых после боя. Василий Тёркин», «Рассказ об отце».
Юрий Непринцев много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману В. Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» К.М. Станюковича (1951) и др.
В период 1948-1996 годов Непринцев преподавал в ЛИЖСА, в качестве профессора, руководителя персональной мастерской.
Скончался Юрий Михайлович НЕПРИНЦЕВ 20 октября 1996 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
15 августа
В 1838 году родился Франц Рихард УНТЕРБЕРГЕР (в Инсбруке, Австрия), бельгийский живописец австрийского происхождения.
Наиболее известны его живописные картины с видами Италии, и в частности Венеции.
Он яркий представитель романтизма в живописи, характеризуемого утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы, уходом от «тусклой повседневности».
* * * * *
Художественное образование получил в Германии в академии Мюнхена, где с 1853 года учился в классе Клемента фон Циммерманна и Юлиуса Ланге, а затем продолжил обучение в академии Веймара у Альберта Циммерманна.
В 1859 году Франц Унтербергер отправился в Дюссельдорф, где занимался живописью под руководством известных пейзажистов братьев Освальда и Андреаса Ахенбахов, оказавших на него большое влияние.
Первый раз посетил Италию в 1858 году, здесь Франц несколько месяцев прожил в Милане. Спустя год, он вместе со своим учителем Ахенбахом предпринял долгое путешествие по Норвегии и Дании. С 1864 года Унтербергер обосновался в Брюсселе.
В 1874 году живописец участвовал в художественной выставке в Вене, где имел большой успех и получил медаль от австрийского императора Франца Иосифа.
Скончался Франц Рихард Унтербергер 25 мая 1902 года в Брюсселе (Бельгия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #У__
15 августа
В 1931 году родился Микаэл Леонович ТАРИВЕРДИЕВ (в Тбилиси), советский и российский композитор армянского происхождения. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Обучался в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Ш. Мшвелидзе.
Будучи долгожданным и единственным ребенком в семье, мама всю себя посвятила Микаэлю, даря сыну то главное, что сформировало его восприятие мира и его характер – любовь. В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович сказал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое – это то, чему я не смог у нее научиться».
Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (класс композиции А.И. Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за 2 месяца до смерти, он провел в Москве.
Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории – его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. В кинематографе Таривердиев дебютировал в 1958 году с музыкой к фильму «Юность наших отцов».
В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулём. Внезапно из кустов под колёса выскочил пьяный человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулём был он.
Его осудили на 2 года. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили. Максакова же его фактически оставила: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого он решительно прекратил роман с ней. В фильме «Вокзал для двоих» экранизирован этот эпизод его жизни.
Пик популярности Микаэля Леоновича приходится на 1970-е годы. Именно тогда появляются самые знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы».
На 14 часов экранного времени фильма «Семнадцать мгновений весны» им было написано более 6 часов музыки и 12 песен на стихи Роберта Рождественского. Каждая серия должна была открываться новой песней. Но оставили только две: «Песню о далекой родине» и «Не думай о секундах свысока». Именно они стали своеобразным лейтмотивом всего фильма, наметили музыкальную драматургию.
Кроме того, он написал музыку еще к 132 кинофильмам. В творческом наследии Таривердиева – авторство 4 балетов, 4 опер, органной музыки, более 100 романсов, инструментальных концертов, вокальных циклов на стихи Мартынова, Вознесенского, Ахмадулиной, Цветаевой и много других произведений.
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А помимо этого он еще был спортсменом, фотографом, телеведущим…
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и Народным артистом РСФСР. Он трижды был лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года, возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России со дня ее основания, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Скончался Микаэл Леонович Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актер»; похоронен на Армянском кладбище Москвы.
* * * * *
В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».
Таривердиев остался в памяти народа как выдающийся лирический композитор, поражающий слушателя интимностью интонаций, изменчивостью метров и ритмов его творений.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_августа #Т__
15 августа
1723 года состоялось торжественное открытие летней резиденции русских императоров – ПЕТЕРГОФА.
* * * * *
Впервые Питерхоф (Петергоф) упоминается в походном журнале царя Петра I в 1705 году, вскоре после закладки на Неве новой столицы России – Питербурха (Петербурга).
Идея создания на близлежащем берегу Балтийского моря загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы грандиозному дворцово-парковому комплексу французского короля Людовика XIV в Версале под Парижем, возникла у Петра в 1714 году.
По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
Автором, определившим общую концепцию планировки и основу композиции архитектурного ансамбля, был сам Петр I, что подтверждают дошедшие до нас рисунки царя, его указы и пометки на документах.
Стратегическое значение Петергофа состояло и в том, что через него проходила дорога к Ораниенбауму и по паромной переправе в Кронштадт. В 1711 году начались первые строительные работы. В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин. В 1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца «Монплезир». В процессе строительства, в 1721 году здесь основали специальную мастерскую по обработке мрамора (с 1801 года – Гранильная фабрика).
Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран.
Большой каскад главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.
Нижний парк Петергофа самая известная часть дворцово-паркового комплекса закладывался по образцу загородной резиденции Людовика XIV. Верхний сад играет роль парадного двора курдонера.
Ко дню торжественного открытия резиденции уже был отделан Большой дворец, распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, построены малые дворцы Монплезир и Марли, а также были почти готовы Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды.
В первой четверти XVIII века близ Нижнего парка образовались поселки строителей и дворцовых служителей: Большая, или Старая, слобода (позднее – Старый Петергоф) и Малая, или Новая, слобода (позднее – Новый Петергоф).
После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.
В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен знаменитый фонтан «Самсон», а через 3 года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.
В 1738-39 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Св. Петра в Риме.
Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду 5 фонтанов и один каскад.
В 1762 году Петергофу был присвоен статус города, в 1849 году – уездного города.
Во время Великой Отечественной войны город и дворцово-парковый комплекс сильно пострадали – ведь поблизости проходила линия фронта. В послевоенное время все историко-культурные памятники Петергофа были восстановлены.
* * * * *
P.S.: Петергоф (от нем. Peterhof – «двор Петра», с 1944 по 1997 год – Петродворец) – муниципальное образование в составе Петродворцового района города Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива. Крупный туристический, научный и учебный центр к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге.
Население – 73,2 тысячи человек (по переписи 2010 года).
Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.