15 августа 1883 года родился Иван МЕШТРОВИЧ (в Врполье, Герцеговина, Австро-Венгрия; ныне Хорватия)...
15 августа
15 августа
1883 года родился Иван МЕШТРОВИЧ (в Врполье, Герцеговина, Австро-Венгрия; ныне Хорватия), хорватский скульптор и архитектор, которого зачастую рассматривают как величайшего европейского религиозного скульптора со времён Ренессанса.
* * * * *
Иван рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком, этому ремеслу научил и сына. В октябре 1900 года мальчишка едет в Вену – работает у скульптора Отто Кенига, преподавателя школы прикладного искусства, и готовится к сдаче экзамена в Академию, в которую поступает в 1901 году.
После окончания обучения Иван Мештрович жил сначала в Италии, затем в Париже, где познакомился с Огюстом Роденом (высоко оценившим талант молодого скульптора), а также с Майолем и Бурделем. Во время I-й мировой войны Мештрович был одним из участников Югославянского комитета в Лондоне, который боролся за независимость южных славян от Австро-Венгрии. По окончании войны он вернулся на родину и в 1922 году стал директором Академии художеств в Загребе.
На 1920-е – 1930-е годы пришёлся пик творческой активности Мештровича, в это время им создана большая часть своих знаменитых скульптур.
Во время II-й мировой войны он был арестован итальянскими оккупантами и передан усташам. У них в тюрьме Мештрович провёл около трёх месяцев. В 1942 году он был освобождён – по общераспространённому мнению, при содействии Ватикана.
Несмотря на слабое здоровье, мастер сразу же начинает работать. В период 1942-1946 годов Иван Мештрович методично высекает из огромной глыбы каррарского мрамора весом в 5,5 тонн свою «Пьету». Со времён Микеланджело скульпторы не рисковали браться за воплощение этой темы в столь огромных размерах.
Когда Мештровичу предложили занять место профессора скульптуры в Сиракузском университете, он согласился. Переехав с семьёй в США, скульптор получил мастерскую, дом и возможность заниматься любимым искусством. Но и о родине мастер не забывает. В 1952 году Иван Мештрович делает щедрый подарок – передаёт свой дом в Сплите со всеми находящимися в нём произведениями народной Югославии.
В своём творчестве он всё чаще обращается к сюжетам из истории своей страны, исполнив памятник легендарной героине борьбы с турками Миле Гойсалич, и памятник древнему сказителю народных былин и легенд Андрею Качич Миошичу (1957).
Даже будучи тяжело больным, скульптор не прекращал работы ни на один день. Ежедневно его привозили в мастерскую.
Мастер воспитал целую плеяду югославских скульпторов.
Скончался Иван МЕШТРОВИЧ 16 января 1962 года в Саут-Бенде (штат Индиана, США). Похоронен скульптор на родине, в мавзолее, проект которого он создал сам, в деревне Отавице неподалёку от Дрниша.
1883 года родился Иван МЕШТРОВИЧ (в Врполье, Герцеговина, Австро-Венгрия; ныне Хорватия), хорватский скульптор и архитектор, которого зачастую рассматривают как величайшего европейского религиозного скульптора со времён Ренессанса.
* * * * *
Иван рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком, этому ремеслу научил и сына. В октябре 1900 года мальчишка едет в Вену – работает у скульптора Отто Кенига, преподавателя школы прикладного искусства, и готовится к сдаче экзамена в Академию, в которую поступает в 1901 году.
После окончания обучения Иван Мештрович жил сначала в Италии, затем в Париже, где познакомился с Огюстом Роденом (высоко оценившим талант молодого скульптора), а также с Майолем и Бурделем. Во время I-й мировой войны Мештрович был одним из участников Югославянского комитета в Лондоне, который боролся за независимость южных славян от Австро-Венгрии. По окончании войны он вернулся на родину и в 1922 году стал директором Академии художеств в Загребе.
На 1920-е – 1930-е годы пришёлся пик творческой активности Мештровича, в это время им создана большая часть своих знаменитых скульптур.
Во время II-й мировой войны он был арестован итальянскими оккупантами и передан усташам. У них в тюрьме Мештрович провёл около трёх месяцев. В 1942 году он был освобождён – по общераспространённому мнению, при содействии Ватикана.
Несмотря на слабое здоровье, мастер сразу же начинает работать. В период 1942-1946 годов Иван Мештрович методично высекает из огромной глыбы каррарского мрамора весом в 5,5 тонн свою «Пьету». Со времён Микеланджело скульпторы не рисковали браться за воплощение этой темы в столь огромных размерах.
Когда Мештровичу предложили занять место профессора скульптуры в Сиракузском университете, он согласился. Переехав с семьёй в США, скульптор получил мастерскую, дом и возможность заниматься любимым искусством. Но и о родине мастер не забывает. В 1952 году Иван Мештрович делает щедрый подарок – передаёт свой дом в Сплите со всеми находящимися в нём произведениями народной Югославии.
В своём творчестве он всё чаще обращается к сюжетам из истории своей страны, исполнив памятник легендарной героине борьбы с турками Миле Гойсалич, и памятник древнему сказителю народных былин и легенд Андрею Качич Миошичу (1957).
Даже будучи тяжело больным, скульптор не прекращал работы ни на один день. Ежедневно его привозили в мастерскую.
Мастер воспитал целую плеяду югославских скульпторов.
Скончался Иван МЕШТРОВИЧ 16 января 1962 года в Саут-Бенде (штат Индиана, США). Похоронен скульптор на родине, в мавзолее, проект которого он создал сам, в деревне Отавице неподалёку от Дрниша.