13 декабря
1836 года родился Франц фон ЛЕНБАХ (в Шробенхаузене), великий немецкий художник, получивший известность благодаря своим реалистическим портретам.
Его умение уловить и передать характер изображаемого человека снискали ему славу великого психолога от искусства, знатока человеческих душ. Своим успехом Ленбах был обязан композиционным принципам и художественным приемам, которым научился у Старых мастеров: заказчики, запечатленные в такой манере, видели себя возвеличенными, благородными людьми.
Вместе с Францем фон Штуком и Фридрихом Августом фон Каульбахом он является ярким представителем Мюнхенской школы изобразительного искусства.
* * * * *
Франц фон Ленбах начинал учиться рисованию в Баварской королевской политехнической школе в Аугсбурге, а в 1854 году поступил в Мюнхенскую Академию изобразительных искусств. Там его учителем становится Карл Теодор фон Пилоти.
В 1858 году благодаря первой проданной картине и государственной стипендии молодой художник отправляется на учёбу в Рим. К 1860 году он становится профессором в Веймарской школе искусств, откуда уходит по собственному желанию, чтобы продолжить учёбу в Италии.
В 1866 году художник возвращается в Мюнхен, снимает помещение для мастерской и рисует первые портреты. Ленбах стремится в первую очередь передать индивидуальные персональные черты, в то время, как до него было принято показать статус человека в обществе при помощи всевозможных символов и атрибутов.
В 1874 году состоялась встреча художника с канцлером Германии Отто Бисмарком, которая затем переросла в многолетнюю дружбу.
Франц фон Ленбах становится признанным художником при жизни. Он был очень востребован в высших кругах – создавал портреты самых известных людей своего времени. В 1882 году стал обладателем рыцарского креста за заслуги перед баварской короной.
Профессия художника сделала мастера по-настоящему богатым человеком. Его вилла, которая больше похожа на замок, сегодня служит городской галереей Ленбаха и называется «Ленбаххаус».
Скончался Франц фон ЛЕНБАХ 6 мая 1904 года в Мюнхене, похоронен на кладбище Вестфридхоф.
13 декабря
В 1897 году родился Леонид Борисович ЯНУШ (в Санкт-Петербурге), советский художник, инженер, представитель классической школы русской пейзажной живописи, автор многочисленных пейзажей, изображений интерьеров, портретов. Кандидат технических наук (1942).
В начале XX столетия, в сложный для русского искусства период, когда многие художники увлекались различными авангардными экспериментами, он стремился придерживаться реалистического направления.
* * * * *
Большое влияние на будущего художника оказал его дедушка, генерал-майор Л.И. Януш, преподаватель Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, который давал юному Леониду первые уроки живописи. В 1912 году семья будущего художника переехала жить в Павловск. Леонид начал учиться живописи в школе Общества поощрения искусств, где его преподавателем стал Н. Химона (ученик А. Куинджи), яркий представитель традиций русской пейзажной школы, оказавший большое влияние на Януша.
В 1915 году Леонид окончил Кадетский корпус и поступил в Институт гражданских инженеров, откуда был призван в армию – в то время шла I-я мировая война.
Он мечтал о поступлении в петербургскую Академию художеств, однако судьба сломала его планы. В 1918 году умерли его дед и отец, на попечении молодого художника осталась вся семья. Леонид решил посвятить себя тому, что интересовало его не менее живописи: железной дороге. В стране шла Гражданская война, поэтому молодой машинист водил как гражданские, так и военные эшелоны.
После возвращения в 1920 году в Павловск он продолжил учёбу на паровозном отделении Технологического института. В 1927 году началась активная научно-педагогическая деятельность Леонида Борисовича. Он преподавал курс теории и конструкции паровозов, им было написано несколько книг по этому курсу; по ним обучалось несколько поколений инженеров. В этот период художник меньше занимался живописью, однако часто писал этюды. Тогда же он создал ряд картин на железнодорожные темы.
С началом гонений в 1927 году на научную интеллигенцию, Леонид Януш был уволен из института и долго не мог найти постоянную работу. В этот период он вернулся к живописи и стал заниматься в студии изобразительного искусства при Доме инженерно-технических работников. Вскоре он познакомился с А.А. Рыловым, у которого многому научился.
Перед началом Великой Отечественной войны Леонид Борисович пришёл работать в Военно-транспортную Академию (ВТА). В конце 1941 года Академия была эвакуирована в Кострому, где он, наряду с основной работой, начал активно заниматься живописью.
За период работы в ВТА им было создано более 30 печатных трудов по паровозам и целый ряд учебных пособий и методичек по инженерной графике. Немалых успехов Леонид Януш добился в живописи, ежегодно участвуя в выставках ленинградской организации Союза художников.
В 1962 году состоялось его знакомство с директором Дворца-музея города Павловска – Анной Ивановной Зеленовой. Он написал портрет этой замечательной женщины, в годы войны героически спасавшей экспонаты дворца и парка. С разрешения Зеленовой художник создал целый ряд блестящих интерьеров дворца, архитектурных ансамблей и природы одного из красивейших парков мира.
Скончался Леонид Борисович ЯНУШ 8 июня 1978 года в Ленинграде, похоронен в Павловске.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #Я__
13 декабря
В 1895 году родился Исаак ПАЙЛЕС (в Киеве, Российская империя), французский художник-живописец, график, скульптор.
Писал импрессионистские пейзажи – виды Парижа, Юга Франции и Корсики, музыкантов и клоунов. С конца 1940-х годов обратился к абстрактной живописи.
* * * * *
Изобразительному искусству обучался в Киевской художественной школе. С 1913 года изучал скульптуру в Париже. Во время I-й мировой войны Исаак Пайлес вернулся в Киев. Входил в созданную литературоведом Нахманом Майзелем «Культур-Лигу», которая объединяла деятелей еврейской культуры. Участник первой выставки художников Культур-Лиги в Киеве.
С 1920 года Пайлес жил во Франции, входил в круг русских художников так называемой Парижской школы (Ecole de Paris). Был дружен с Кикоиным, Кременем, Цадкиным, Ханой Орловой, Мане-Кацом и другими художниками Монпарнаса. Участвовал в выставках и салонах русских художников. Выставлялся в галерее Макса Кагановича, с которым учился в Киеве.
В 1928 году прошла первая персональная выставка Исаака Пайлеса.
Во время II-й мировой войны художник скрывался в центре Франции. После войны состоялись его масштабные персональные выставки в Нью-Йорке (1950, 1963, 1975) и Париже (1958).
Пайлес периодически занимался скульптурой. Он также был ценителем и собирателем африканского искусства, влияние которого чувствуется в некоторых произведениях.
Работы художника хранятся в Париже в Национальном музее современного искусства – Центре Помпиду, в музеях Руана, Лиля, Бордо, Ренна, Страсбурга, Марселя, Гренобля.
Скончался Исаак ПАЙЛЕС в 1978 году в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #П__
13 декабря
В 1821 году родился сэр Джозеф Ноэль ПАТОН (в Данфермлине), шотландский художник, иллюстратор, скульптор и поэт.
* * * * *
Выходец из семьи ткачей, делавших ткани из бархата, он некоторое время продолжал семейное дело. Талант к рисованию проявился у него еще в раннем детстве. Поэтому увлечение живописью привело юношу в Лондон, где он в 1843 году поступил в Школу искусств при Королевской академии художеств. Во время учебы Джозеф познакомился с Джоном Эвереттом Миллесом, дружба с известным прерафаэлитом продолжалась всю жизнь. При этом художник никогда не был членом Братства прерафаэлитов.
Свои произведения Джозеф Патон создал в стиле прерафаэлитов. Главные темы его творчества – исторические и литературные сюжеты, а также легенды и сказки. Как и прерафаэлиты уделял особое внимание мельчайшим деталям и сочному колориту.
В 1844 году Патон дебютировал на выставке Шотландской Королевской Академии картиной «Рут, собирающая колосья». Дебют прошел с большим успехом. С этого года художник регулярно выставлялся в Академии, с 1856 по 1883 год он также регулярно принимал участие в выставках лондонской Королевской Академии, Галереи Гросвенор, Института искусств в Глазго и Галереи искусств Уолкера в Ливерпуле.
Также Патон написал целую серию картин – иллюстраций к произведениям Шекспира. Художник сознательно выбрал шекспировские темы, показывая этим свою преемственность творчества своих соотечественников Фюсли, Маклайза и Дадда, и способность новых интерпретаций любимых тем викторианской публики.
Уже в 1847 году Патон был избран членом Шотландской Королевской Академии, а в 1850 году – получил звание академика.
В 1865 году Джозеф Патон был назначен придворным художником королевы Шотландии, в 1876 году он был посвящен в рыцари, а в 1878 году получил профессорское звание в Университете Эдинбурга.
В 1865 году Джозеф Патон был назначен придворным художником королевы Шотландии, в 1876 году он был посвящен в рыцари, а в 1878 году стал профессором, доктором права Эдинбургского университета.
Кроме шекспировской темы художник писал также жанровые полотна на современные сюжеты, в конце жизни обратился к религиозной и аллегорической живописи. Он плодотворно работал как иллюстратор, создав серию работ к «Поэме о старом моряке» Кольриджа, пробовал силы в скульптуре и медальерном искусстве.
Патон писал также стихи, его перу принадлежат поэмы «Живописец» (1861) и «Пена морская» (1867). Он опубликовал два сборника своих поэтических произведений.
Еще в детстве, разглядывая товар в антикварной лавке отца, Джозеф Патон полюбил блеск дамасской стали, со временем художник сам стал страстным коллекционером старинного оружия и доспехов, которые не раз служили материалом для его исторических картин.
Скончался Сэр Джозеф Ноэль ПАТОН 26 декабря 1901 года в Эдинбурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #П__
13 декабря
В 1846 году родился Николай Александрович ЯРОШЕНКО (в Полтаве), русский живописец и портретист, генерал-майор.
Военный по образованию и по службе, он в 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.
В 1867 году поступил в Артиллерийскую академию, одновременно в качестве вольного слушателя Ярошенко стал посещать классы Академии художеств. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем, служа на петербургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. Николай Ярошенко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И.Н. Крамского и П.А. Брюллова.
Вступив в 1878 году в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, он выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках.
В петербургской квартире художника проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали: знаменитые писатели Гаршин, Успенский, Короленко; художники Репин, Поленов, Максимов; артистка Стрепетова; ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон.
Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора).
В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.
Значительное место в творчестве художника занимают портреты; он написал их около ста. Его привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Николай Александрович считал своим общественным долгом.
Ученик Крамского, Ярошенко видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Наиболее известные его творения – «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все в Третьяковской галерее в Москве) и другие, а также портреты П.А. Стрепетовой, Д.И. Менделеева, В.С. Соловьева, А.М. Унковского, В.Д. Спасовича, Г.И. Успенского, А.Н. Плещеева и К.Д. Кавелина.
Писал художник и пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы.
Скончался Николай Александрович Ярошенко 7 июля 1898 года в Кисловодске, похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #Я__
13 декабря
В 1908 году родился Ростислав Янович ПЛЯТТ (в Ростове-на-Дону), известный советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1961). Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Его творчество отличали интеллектуализм, дар внутреннего перевоплощения, ироничность, глубокое обаяние.
* * * * *
Выходец из семьи адвоката Я.И. Плята, псевдоним себе Ростислав придумал сам, прибавив одну букву к фамилии и немного изменив отчество.
Обучался в Москве на драматических курсах под руководством Ю.А. Завадского, а с 1927 года работал в его Театре-студии.
В 1936 году вместе с театром переехал в Ростов-на-Дону, где работал в Театре имени М. Горького. Перед войной вернулся в Москву, где стал артистом Театра имени Ленинского комсомола (1938-1941) , в 1941-1943 годах работал в Московском театре драмы (ныне Московский академический театр имени В. Маяковского), с 1943 года – в Театре имени Моссовета.
Первым крупным успехом на сцене для Ростислава Плятта стала роль Фон Ранкена, сыгранная им в 1938 году на Ростовской сцене (спектакль «Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева). Эта роль обнаружила склонность актёра к углублённому, психологически тонкому раскрытию характера. До этой роли он был признанным комедийным актёром.
В кинематографе Плятт начал свою работу с 1939 года. Первая его роль – холостяк в фильме «Подкидыш». Популярность актера была основана не только на ряде сценических и экранных работ, но и на человеческих качествах Ростислава Яновича, ставшего воплощением интеллигентности.
Кроме работ в кино и в театре, Плятт участвовал в дубляже фильмов.
Скончался Ростислав Янович Плятт 30 июня 1989 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #П__
13 декабря
В 1827 году родился Джироламо ИНДУНО (в Милане), итальянский живописец.
Серьёзно заниматься искусством он начал после 1848 года и впервые появился со своими произведениями перед публикой в Париже в 1855 году. Тогда это были небольшие картинки, изображавшие гарибальдийцев. Их достоинства сразу обратили на художника общее внимание.
Последовавшие за ними картины Джироламо Индуно, в которых он воспроизводил преимущественно также солдатские типы и военный быт, ещё более подняли его репутацию как наблюдательного и умелого композитора, наделённого теплотой чувства и превосходно владеющего всеми средствами живописи. Главные в ряду этих картин – «Письмо из лагеря», «Рассказ гарибальдийца», «Гарибальдиец на карауле», «Маджентская битва», «Галантный друг дома», «Италия 1866 г.», «Эмигранты», «Расставанье призванного к отбыванию воинской повинности с его возлюбленной», «Любитель древностей», «Савоярка» и некоторые другие.
Скончался Джироламо Индуно 18 декабря 1890 года в Милане.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #И__
13 декабря
В 1797 году родился Генрих ГЕЙНЕ /полное имя – Христиан Иоганн Генрих Гейне/ (в Дюссельдорфе), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист.
Он стоит в одном ряду с И.В. Гёте, Ф. Шиллером и Г.Э. Дессингом.
Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее незнакомую элегантную лёгкость немецкому языку.
На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П.И. Чайковский и др.
* * * * *
Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее. Воспитанием сына серьёзно занималась мать – образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить ему хорошее образование.
После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих Гейне переходит в экономическое училище. Но его попытки заняться коммерцией, сначала во Франкфурте, затем в Гамбурге оказались безуспешными.
Он учился в Бонне, Геттингене и Берлине, где испытал сильное влияние Гегеля. Вернувшись в Геттинген, в 1825 году получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 году отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство.
Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия.
В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. Первые свои стихи он опубликовал в 1817 году, а первый сборник «Стихотворения» вышел в свет в 1821 году.
После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но предпочел литературную деятельность.
Первый из четырех томов его «Путевых картин» принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом.
В 1829 году Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые всеобщие политические анналы». Гейне принял предложение, но уже в 1831 году, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил пост редактора.
Поддержка Генрихом Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии», в том числе и Гейне.
Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года поэт оказался прикованным к кровати из-за болезни, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после 8 лет болезни Гейне не сдавался и сохранял чувство юмора.
Скончался Христиан Иоганн Генрих Гейне 17 февраля 1856 года в Париже, похоронен на кладбище Монмартр.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #Г__
13 декабря
В 1720 году родился Карло ГОЦЦИ (в Венеции), итальянский драматург, автор сказочных пьес (фьяба; fiabe), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок.
Его фьябы и по сей день идут по всему миру, вызывая восхищение зрителей.
* * * * *
Потомок знатного, но обедневшего венецианского дворянина, он получил домашнее образование. В возрасте 16 лет отправился на воинскую службу в Далмацию и 3 года спустя вернулся на родину. Аристократ и консерватор по натуре, Гоцци был против любых литературных новаций.
В 1757 году он выступил с нападками на К. Гольдони и П. Кьяри, которые в своих пьесах отказывались от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и отдавали предпочтение реализму.
Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им «фьябами». В основу их сюжетов легли детские сказки; сами пьесы отличаются необычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых персонажей-масок – Панталоне, Труффальдино и др.
Для фьяб Гоцци характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, архаического литературного языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти, высмеивали буржуазный эгоизм.
Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. «Любовь к трем апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци – успех пьесы был потрясающий.
Поставленная 25 января 1761 года «Любовь к трем апельсинам» легла впоследствии в основу оперы С. Прокофьева (1919).
Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб, в том числе «Ворон» (1761), «Турандот» (1762) и «Зеленая птичка» (1765). Шиллеровская обработка «Турандот» позднее легла в основу оперы Дж. Пуччини. Эти пьесы, отмеченные воображением и драматургическим талантом автора, все же в значительной степени обязаны своим эффектом игре актеров.
Оставив написание фьяб около 1765 года, Гоцци не бросил пера. Однако последующие 23 пьесы в духе испанской «комедии плаща и шпаги» принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары» (1797). Это произведение воссоздает яркую картину венецианской жизни и схваток, участником которых был драматург.
Скончался Карло Гоцци 4 апреля 1806 года в Венеции, погребён в венецианской церкви Сан-Кассиано.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #Г__
13 декабря
В 1969 году родился Мурат Исмаилович НАСЫРОВ (в Алма-Ате), советский казахстанский и российский эстрадный певец, автор песен.
Его музыкальная деятельность началась в Ашхабаде во время прохождения воинской службы, в армейском творческом коллективе дивизии.
После увольнения в запас, Мурат Насыров в 1991 году поступил в Гнесинское музыкальное училище по классу вокала.
На конкурсе «Ялта-91» завоевал Гран-при. Жюри – Игорь Крутой, Владимир Матецкий, Лайма Вайкуле, Яак Йоала – единодушно поставили наивысшую оценку казахстанскому пареньку, исполнившему хит Аллы Пугачёвой «Волшебник-недоучка».
В 1995 году Мурат Насыров принес свои авторские фонограммы на студию «Союз». Голос певца понравился продюсерам и через некоторое время песня «Шаг» стала хитом радиоэфира.
На студию «Союз» обратился поэт Сергей Харин с идеей перепеть модную песню «Tic Tic Tac» бразильской группы «Carrapicho» («Каррапишо»). Как и другим певцам, Насырову тоже предложили спеть «Мальчик хочет в Тамбов» – русскую версию «Tic tic tac». Мурат согласился скорее из любопытства и вежливости, но его вариант оказался лучшим. Так он получил хит, который и сделал его знаменитым.
Увлекшись вошедшими в моду латиноамериканскими ритмами, певец в 2000 году выпустил свой третий по счету альбом «Всё это было не со мной». Двумя годами позже последовала пластинка «Разбуди меня».
В 2004 году Мурат Насыров завершил работу над полным национального колорита уйгурским альбомом «Khaldym Yalguz». Весь материал для пластинки он написал сам, в студии Мурат играл на большинстве использованных в альбоме инструментов.
Он также исполнил русские версии песен для заставок диснеевских мультсериалов «Чёрный плащ» и «Утиные истории».
Мурат Насыров трагически погиб 19 января 2007 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_декабря #Н__