Ваш день рождения

Ваш день рождения 13 августа.

13 августа 1852 года родился Кристиан КРОГ (в Осло), норвежский живописец и писатель, один из крупн...

13 августа
1852 года родился Кристиан КРОГ (в Осло), норвежский живописец и писатель, один из крупнейших норвежских представителей реализма.
Широкую известность получили его многочисленные жанровые работы, изображавшие скагенских моряков и рыбаков. Одной из визитных карточек художника стала картина «Борьба за существование», на которой изображена раздача бесплатного хлеба бедным.
* * * * *
Выходец из семьи видного юриста, он и сам изучал право. Одновременно получил художественное образование в школе Ю. Эккерсберга и в Королевской школе рисунка. Затем поехал в Германию и обучался в Карлсруэ и Берлине.
В 1879 году Кристиан Крог приехал в датский Скаген, где образовалась художественная колония скандинавских художников. Позднее он неоднократно возвращался в этот город.
Большое влияние на художника оказали Эдуар Мане и Жюль Бастьен-Лепаж. Другим важным источником вдохновения Крога были французские писатели-натуралисты, в частности Золя и Мопассан. В 1881 году он начал преподавать в Государственной академии искусств и художественных ремёсел, где одним из его учеников стал молодой Эдвард Мунк.
С 1907 года Крог был главой Союза норвежских художников, с 1909 – профессором и директором Академии художеств в Осло. Творчество живописца относят к реализму, хотя в его ранних работах заметно влияние импрессионизма, а в поздних – экспрессионизма.
В 1886 году он выпустил роман «Альбертине», повествующей о натурщице, которая из-за нужды была вынуждена стать проституткой. Роман вызвал бурю возмущения в консервативной Норвегии, а сам автор подвергся судебному преследованию по обвинению в оскорблении публичной морали. Альбертине также стала героиней одной из самых известных картин Крога, «Альбертине в приёмной полицейского доктора». Публицистика и художественные произведения Крога были переизданы в начале 1920 года под общим названием «Борьба за существование».
Скончался Кристиан КРОГ 16 октября 1925 года в Осло.

13 августа 1957 года родился Андрей Юрьевич БЕЛЛЕ (в Минске), известный петербургский художник, диз...

13 августа
1957 года родился Андрей Юрьевич БЕЛЛЕ (в Минске), известный петербургский художник, дизайнер.
* * * * *
Выходец из семьи физиков, он вырос и учился в Ленинграде. После окончания художественной школы Андрей Белле в 1977 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) имени В.И. Мухиной.
Окончив институт, он, продолжая самостоятельные изыскания в области художественного творчества, начал активную деятельность в артистической жизни города. Работы художника, написанные, в основном под влиянием французского импрессионизма, успешно выставлялись на первом биеннале современного искусства.
С 1990 года Андрей Белле начал работать с группой Митьки. Помимо этого продолжал поиски собственного стиля в живописном мастерстве и выставлял плоды своего творчества за рубежом.
Постепенно он стал отходить от выставок в группе Митьков, с целью развить собственное понимание живописной задачи, основываясь лишь на своих чувствах, независимых от чужих суждений. Белле начинает активно применять коллаж в живописи и графике, начинает использовать вместо холстов старые доски, материал более благородный и долговечный, чем холст.
Популярность в Европе художник получил после выставки «Три Б» в Лондоне в 1999 году. Также эта выставка послужила началом для серии успешных персональных выставок во Франции (2000) и Англии (2001, 2002). Выставка «Эротические объекты», которая проходила в Ницце, раскрыла Андрея Белле как тонкого ценителя женской красоты и грациозной пластики женского тела.
В 2003 году, в Петербурге, в рамках проекта «Мастер-класс» под руководством М.Б. Пиотровского, художнику было присвоено звание «Мастер».
В 2005 году Андрей Юрьевич, наряду с известнейшими художниками мира, участвовал в благотворительной арт-акции под эгидой «Сотбис». Все деньги с этого проекта были направлены на нужды детских учреждений, домов и больниц.
Крупнейшая персональная выставка Андрея Белле под названием «Впечатление свободы…» состоялась в сентябре 2006 года в музее истории Санкт-Петербурга. Работы, представленные на ней, отражали мысли и переживания автора касательно его наблюдений в области «памяти вещей» и экспериментов по расшифровке информации, заключенной, по убеждению автора, в любом предмете и событии окружающего нас мира.
В начале 2007 года он принял участие в благотворительном аукционе Петербургского фонда «Милость» в поддержку больных детей России.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #Б__

13 августа В 1952 году родился Герб РИТЦ (в Лос-Анджелесе), американский фотограф, режиссёр видеокл...

13 августа
В 1952 году родился Герб РИТЦ (в Лос-Анджелесе), американский фотограф, режиссёр видеоклипов. Известен в первую очередь благодаря чёрно-белым снимкам и эротическим фотографиям, вдохновлённых древнегреческой скульптурой.
* * * * *
Окончил колледж Барда в Нью-Йорке, где изучал экономику и историю искусств. После колледжа вернулся в Лос-Анджелес и работал торговым представителем фирмы отца.
В 1970 годы увлёкся фотографией. В 1978 году на автозаправке встретил красивого молодого человека и предложил сфотографировать его. Молодым человеком был будущий известный актёр Ричард Гир. Этот момент стал поворотным не только для Ритца, но и для Гира. Снимки с Гиром принесли фотографу первый хороший доход, и он решил заняться фотографией более серьёзно.
С 1980-х годов фотограф активно сотрудничает с музыкантами, не только снимая их на обложки альбомов и синглов, но и ставя для них видеоклипы. Среди самых известных его работ того времени — обложки альбомов Оливии Ньютон-Джон «Physical» и Мадонны «True Blue». В 1991 году он удостоен награды MTV за клипы для Криса Айзека и Джанет Джексон.
Скончался Герб РИТЦ 26 декабря 2002 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #Р__

13 августа В 1803 году родился Владимир Федорович ОДОЕВСКИЙ (в Москве), князь, русский писатель, фи...

13 августа
В 1803 году родился Владимир Федорович ОДОЕВСКИЙ (в Москве), князь, русский писатель, философ, композитор, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества.
«Жизнь доброго человека есть доброе дело в жизни других людей». Эти слова принадлежат князю В.Ф. Одоевскому – другу Веневитинова, Кюхельбекера, поэта-декабриста А.И. Одоевского, соратнику А.С. Пушкина по журналу «Современник» – получившему прозвище «Фауст» за неуемную жажду познания.
* * * * *
Владимир (княжеского рода по отцу; мать – из крепостных) в 1816-22 годах обучался в Московском университетском благородном пансионе. Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева. В это время он увлекся философией Ф. Шеллинга, позднее лично познакомившись с ним, удивил его энциклопедичностью своих познаний.
Одоевский принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а в 1823-25 годах возглавил первый философский кружок в России – «Общество любомудрия», который был ликвидирован после восстания декабристов. Центральное его произведение «Русские ночи» можно считать основным литературным памятником русского любомудрия.
В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с В.К. Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина» и пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершённым.
В 1826 году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы он знакомится с А.С. Пушкиным, сотрудничает с «Литературной газетой» и альманахом «Северные цветы». Когда Пушкин начинает издание «Современника», Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению». В 1844 году вышло его собрание сочинений в трех томах.
С 1846 года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Расцвет творчества приходится на 1830-40 годы: сборник «Пестрые сказки» (1833), «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем». В 1834 году появилась его наиболее известная сказка «Городок в табакерке». Примерно к этому же времени относится участие Одоевского в кружке Белинского.
Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести «Княжна Мими» (1834), «Княжна Зизи» (1839), «Таинственные повести», «Сильфида» (1838), «Саламандра» (1841).
Ещё в 1840-е годы Одоевский постепенно разочаровался в мистицизме, которым увлекался в Петербурге, признал ценности новоевропейского естествознания и начал активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развил на этом поприще уже после возвращения в Москву в 1861 году, куда переехал вместе с Румянцевским музеем и во главе его.
Князь Одоевский – один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Наиболее близкой музыке наукой считал математику; по его словам, «музыка – дочь математики, с нею делит она мир бесконечного». Вместе с тем, для Одоевского характер исполняемой музыки – «один из общественных термометров». Музыкальная летопись, созданная им как критиком, охватывает с перерывами около 40 лет и содержит имена всех крупных европейских исполнителей, приезжавших в Петербург.
Одоевский пропагандировал творчество композиторов М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева А. Даргомыжского, Н. Рубинштейна и др. Одним из первых распознал талант Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
Кроме неутомимой деятельности по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, – прежде всего в том, что касается православной церковной музыки, Одоевский не жалел сил и на иных поприщах. Одной из выдающихся сторон его литературной деятельности была забота о просвещении народа, в способности и добрые духовные свойства которого он страстно верил.
С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 году тюремной реформой и за введением работ в местах заключения, ещё в «Русских ночах» указав на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании. Обновлённый суд нашёл в нём горячего поборника. «Суд присяжных, – писал он, – не тем хорош, что судит справедливее и независимее судей чиновников. Очень может статься, что умный чиновник рассудит дело толковее и решит справедливее, нежели присяжный неюрист… Суд присяжных важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Всё, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах – все это выработалось судом присяжных, т.е. возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судиёй своего ближнего, но судьёй во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья – чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии»
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов. По его мысли основана в Петербурге больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской. Он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
Интересен тот факт, что Одоевский в незаконченном утопическом романе «4338-й год. Петербургские письма», написанном в 1837 году, похоже, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В тексте романа есть строки: «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».
Скончался князь Владимир Федорович ОДОЕВСКИЙ 11 марта 1869 года в Москве. Прах его покоится на Донском кладбище, а отголоски добрых дел писателя слышны и в наши дни.
По смерти он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна, урождённая Ланская.
-------------------------------------------------—
Смотри «Одоевский Владимир Федорович. Собрание сочинений» по ссылке:
http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/
-------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #О__

13 августа 1959 года родился Евгений Алексеевич КОЛЧЕВ (в Минске), белорусский скульптор и фотогра...

13 августа
1959 года родился Евгений Алексеевич КОЛЧЕВ (в Минске), белорусский скульптор и фотограф. Создаёт станковые скульптуры в реалистическом стиле, увлекается анималистическим жанром. С 1982 года участвует в художественных экспозициях.
* * * * *
Рисованием и лепкой увлекался с детства. В 1978 году окончил Минское художественное училище, а в 1984 году – Белорусский театрально-художественный институт. Руководителем дипломной работы Евгения Колчева был белорусский скульптор и педагог Геннадий Муромцев.
С 1989 года преподавал в Белорусском Политехническом институте на факультете архитектуры. Затем в период 1992-2000 годов работал в области реставрации исторических памятников архитектуры. В частности, принимал активное участие в восстановлении сложных архитектурных и скульптурных элементов памятников готической архитектуры и архитектуры барокко на территории Германии и Польши.
Работы скульптора украшают улицы и здания Минска, находятся в коллекции Музея современного изобразительного искусства, а также в частных коллекциях.

13 августа 1884 года родился Сергей Николаевич АНТОНОВ (в Риге), российский архитектор, живописе...

13 августа
1884 года родился Сергей Николаевич АНТОНОВ (в Риге), российский архитектор, живописец, театральный художник, преподаватель. Один из самых популярных рижских архитекторов в межвоенный период.
* * * * *
С самого детства он был верен своему главному увлечению – рисованию. Наставником в изобразительном искусстве у него был известный мастер пейзажной живописи академик Императорской Академии Художеств (АХ) профессор Юлий Юльевич Клевер.
После окончания Рижского Политехникума Сергей переехал в Санкт-Петербург и продолжил обучение на архитектурном факультете АХ, где в это время преподавали молодые академики В.А. Щуко, И.А. Фомин и недавний выпускник – Эрнест Шталберг (впоследствии известный латвийский архитектор). Одним из преподавателей Антонова был Л.Н. Бенуа.
В академии Антонов работал над созданием злободневных, для того времени, сооружений. Преподавательским советом был одобрен его проект мемориала «Павшим в Первую мировую войну».
За дипломный проект здания Государственного совета Российской империи, 24 мая 1914 года рижанин Сергей Антонов получил звание художника-архитектора.
В дальнейшем он отправился в командировку во Францию, Германию и Италию, где выполнил большое количество пейзажных зарисовок. Европейское двухгодичное путешествие пошло на пользу талантливому выпускнику АХ.
По возвращении на родину в 1916 году, Сергея Антонова направили в Псков вести «Технику и композицию рисунка» в художественно-промышленной школе имени Н.Ф. Фан-дер-Флита. Параллельно с преподаванием, молодой архитектор занимался самостоятельной творческой деятельностью.
В 1920 году Сергей Николаевич вернулся в Ригу и начал интенсивную творческую работу. Впоследствии он становится членом только что созданного Товарищества Архитекторов Латвии (1924). В это время Антонов участвует в разработке плана по реконструкции исторического центра латвийской столицы – Старого города.
Многие видные общественные здания Риги возведены по его проектам: кинотеатры, гостиница, типография и др. В период 1926-1931 годов Антонов состоял главным декоратором театра Русской драмы в Риге. Оформил множество спектаклей также и в латышских театрах.
В области живописи художника привлекал преимущественно городской пейзаж: он писал Старую Ригу, дополняя виды придуманными сюжетами и своего рода декорациями, мастерски владел спецификой архитектурного рисунка. Часто мастер писал Юрмалу.
Стиль Антонова – характерный, очень узнаваемый и запоминающийся. Нередко художник не подписывал свои работы.
Последней его архитектурной работой стала в 1954 году гостиница «Рига». Весь авторский коллектив удостоили премии, однако Антонов – руководитель проекта от неё отказался, потому что вопреки его замыслу на гостинице поместили рога изобилия, чем, по его мнению, изуродовали проект. Волнения, связанные со строительством гостиницы «Рига», привели к тому, что Антонов тяжело заболел, перенес инсульт и вскоре умер.
Скончался Сергей Николаевич АНТОНОВ 11 июля 1956 года в Риге.
* * * * *
Посмертная выставка Антонова в 1956 году в Риге, включавшая в себя более 600 произведений, была организована А.Ф. Эглитом, директором Рижского художественного музея, в прошлом учеником Антонова по псковской художественно-промышленной школе.
Графические и живописные работы художника хранятся в Русском музее, во многих музеях Риги, в частности в Художественном музее, Архитектурном музее, Музее истории Риги и мореходства, в музеях Таллина, Москвы, Юрмалы, в Псковском музее-заповеднике, а также во многих частных собраниях Латвии и Америки.

13 августа 1899 года родился Альфред ХИЧКОК (в Лондоне), замечательный английский и американский к...

13 августа
1899 года родился Альфред ХИЧКОК (в Лондоне), замечательный английский и американский кинорежиссер, продюсер, сценарист, которого по праву считают королем триллера.
* * * * *
Выходец из семьи бакалейщика, он получил образование в иезуитском колледже Св. Игнатия, т.к. его родители были истовыми католиками. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел Альфреда в местный полицейский участок и попросил на 10 минут запереть мальчика в камере. Впоследствии Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; во многих его фильмах делается ставка на подсознательный страх перед несправедливым обвинением и преследованием.
После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где осваивал механику, акустику и навигацию. С 1915 года работал в телеграфной компании и одновременно изучал живопись в Лондонском университете. Это позволило ему через некоторое время занять должность художника в рекламном отделе компании. В этот период возник интерес Хичкока к кинематографу.
В 1920 году Альфред устраивается в лондонский филиал одной из голливудских компаний дизайнером титров. Карьера его пошла в гору, вскоре Хичкок возглавил отдел титров, а в 1923 году получил возможность попробовать себя в режиссуре. Первая лента «Номер 13» не была закончена из-за закрытия студии, и Альфред перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.
Он пробует разные кинематографические профессии (в частности на съемках фильма «Женщина женщине» он работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссера) и в 1925 году, наконец, снимает свой дебютный фильм – совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений». Еще через год режиссер снял первый триллер «Жилец», ему же принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, – «Шантаж» (1929).
Вскоре режиссер был признан одним из ведущих мастеров английского кино. Его «изюминкой» стали фильмы жанра триллера и саспенса, вовлекающие зрителя в эмоциональное сопереживание, заставляющие забыть обо всем, кроме фильма. Он развлекал зрителей, управляя с экрана их эмоциями и чувствами, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Хичкок использовал для этого специальные приемы – крупные планы, дробный монтаж, игру со временем, умело подбирая музыку. А получалось все это потому, что и сам режиссер умел чувствовать и сопереживать происходящему, которое сам же и создавал…
Картина «39 ступенек» до сих пор остается эталоном комедийного триллера, хотя Хичкок принес в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику и связность повествования, но только выиграл от этого.
С началом II-й мировой войны производство фильмов в Англии практически прекратилось, и тогда Хичкок уехал в Голливуд и поселился в Беверли-Хилз (американское гражданство он принял в 1955 году). В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Пик его карьеры пришелся на 1950-е годы, тогда же он начал активно работать на телевидении, выпуская сериал «Альфред Хичкок представляет».
Всего за свою творческую карьеру мастером было создано 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, он снял еще более 20 фильмов для серии «Альфред Хичкок представляет» и две документальные картины, несколько работ остались незавершенными.
Хичкока принято считать апологетом фильмов ужасов, но в его творчестве был только один фильм, полностью соответствующий такому названию – «Психоз», который был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, т.к. крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» по рассказу Дафны Дю Морье предвосхитили популярную в 1970-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
К наиболее запоминающимся фильмам Хичкока можно отнести – «Человек, который слишком много знал» (1934), «Ребекка» (1940), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). В 1976 году на экраны вышел последний фильм, снятый Хичкоком, – «Семейный заговор».
Незадолго до смерти он получил почетную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.
Скончался Альфред ХИЧКОК 29 апреля 1980 года в Лос-Анджелесе.

13 августа В 1757 году родился Джеймс ГИЛРЕЙ (в Челси), британский художник и гравёр, более всего из...

13 августа
В 1757 году родился Джеймс ГИЛРЕЙ (в Челси), британский художник и гравёр, более всего известный как автор сатирических политических карикатур.
Детство Гилрея прошло в мрачной и печальной обстановке - он жил в сторожке при одном из лондонских кладбищ, где его отец служил сторожем. Поначалу Гилрей поступил к граверу, у которого учился резать шрифт, но вскоре сбежал с труппой бродячих актеров.
Вернувшись в Лондон через несколько лет, он посещал Королевскую Академию художеств, где изучал рисунок. Первые его работы - это гравированные портреты, выполненные по собственным рисункам.
С конца 1770 годов Гилрей почти полностью переключается на карикатуру, посвящая большую часть своего творчества политической сатире. Относительную известность получил в 1782 году после публикации двух карикатур о победе адмирала Родни над французами.
В своем творчестве Гилрей касался различных сторон жизни Англии - ее внешней и внутренней политики, модных развлечений, туалетов, житейских коллизий. Масштаб и самобытность таланта позволили ему создать много по-настоящему точных, остроумных гравюр. Джеймс Гилрей - любимец публики и, как ни странно, пользовавшийся успехом даже у самих изображенных, несмотря на язвительную и злую сатиру.
Мишенью для высмеивания Гилрея становились многие представители британской аристократии, король Георг III, а впоследствии французский император Наполеон I. Согласно одной из легенд, когда Георгу III показали одну особенно обидную карикатуру Гилрея на него, он презрительно сказал, что не понимает подобного искусства. Узнав об этом, Гилрей якобы нарисовал ещё одну карикатуру, на которой король рассматривает картины.
После начала Великой Французской революции Гилрей стал более консервативен и высмеивал с тех пор в своих работах в основном французов, прославляя при этом Англию в образе Джона Булля, который, как считается, он же и придумал.
Наряду с Хогартом считается одним из создателей политической карикатуры как самостоятельного направления в живописи. Среди его работ имеются как политические, так и социальные карикатуры.
В 1806 году начал терять зрение, поэтому последнюю свою карикатуру нарисовал и в 1811 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #Г__

13 августа В 1829 году родился Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (в селе Теплый Стан Симбирской губернии, ныне...

13 августа
В 1829 году родился Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (в селе Теплый Стан Симбирской губернии, ныне село Сеченово Нижегородской области), естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы.
Окончил Главное инженерное училище в Петербурге в 1848 году и медицинский факультет Московского университета в 1856 году. В период с 1856 по 1859 годы работал в лабораториях Иоганна Мюллера, Э.Дюбуа-Реймона и Ф.Хоппе-Зейлера в Берлине, О.Функе в Лейпциге, К.Людвига, Германа Гельмгольца в Гейдельберге.
Во время стажировки в Германии сблизился с С.Боткиным, Д.Менделеевым, композитором А.Бородиным, художником А.Ивановым. Личность Сеченова оказала такое влияние на российскую художественную интеллигенцию того времени, что Н. Чернышевский списывал с него своего Кирсанова в романе «Что делать?», а И.Тургенев — Базарова («Отцы и дети»).
В 1860 году Иван Михайлович возвратился в Петербург, защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук и возглавил кафедру в Медико-хирургической академии, а также лабораторию, где выполнялись исследования в области физиологии, токсикологии, фармакологии, клинической медицины. С 1876 по 1901 преподавал в Московском университете.
В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга», опубликованном в 1863 году, он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.
Сеченов также открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.
Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».
Окончательное формирование физиологической школы Сеченова происходило в 1863 – 1868 годах.
С 1889 года Сеченов занимал должность приват-доцента, а с 1891 года - профессора физиологии Московского университета.
В 1901 году он вышел в отставку, но продолжал экспериментальную работу и преподавательскую деятельность на Пречистенских курсах для рабочих в 1903-1904 годах.
Иван Михайлович Сеченов скончался 15 ноября 1905 года в Москве.
Его имя присвоено 1-й Московской медицинской академии, Институту эволюционной физиологии и биохимии РАН. Академией наук учреждена премия имени Сеченова, присуждаемая раз в три года за выдающиеся исследования по физиологии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #С__

13 августа В 1907 году родилась Тамара Федоровна МАКАРОВА (в Петербурге), советская актриса кино, п...

13 августа
В 1907 году родилась Тамара Федоровна МАКАРОВА (в Петербурге), советская актриса кино, педагог, профессор. Народная артистка СССР (1950).
С детства увлекалась театром. В 1924 году, окончив школу, поступила в актёрскую мастерскую, где познакомилась с Сергеем Герасимовым.
В кино Макарова дебютировала в 1927 году в фильме «Чужой пиджак». На этот фильм она попала случайно. На съёмках картины вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. По совету мужа, Макарова поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств.
В начале 30 годов Тамара Федоровна снялась сразу в нескольких фильмах. Но настоящая всесоюзная слава пришла в 1936 году, когда вышел на экраны фильм С.А. Герасимова «Семеро смелых». После этого совместные фильмы Герасимова и Макаровой последовали один за другим.
С началом войны они не спешили покидать Ленинград. Тамара Федоровна принимала активное участие в обороне города - работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.
В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли кинофильм о защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова снова сыграла одну из главных ролей - инженера с Ижорского завода.
В 1943 году Макарова и Герасимов перебрались в Ташкент, где тогда находились в эвакуации почти все кинематографические кадры страны.
Макарова в 1945 году впервые за долгие годы снялась в фильме у другого режиссёра. Речь идёт о картине Александра Птушко «Каменный цветок». В Каннах фильм получил приз Международного жюри. Там же голливудский режиссёр предложил роль Анны Карениной. Согласие Тамары Федоровны ставило бы крест на карьере Герасимова, и она отказалась.
В 1946 году Макарова снялась в фильме» Клятва» Михаила Чиаурели, в 1947 году сразу в нескольких разных по жанру картинах.
С 1945 — педагог ВГИК, профессор (совместно с С.А. Герасимовым руководила объединенной актёрско-режиссёрской мастерской). Принимала участие в создании сценариев фильмов «Память сердца» и «Люди и звери» (автор либретто).
Среди их учеников такие прославленные артисты как Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Татьяна Лиознова, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Николай Губенко, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Николай Ерёменко-младший и другие.
Тамара Федоровна Макарова скончалась 20 января 1997 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_августа #М__