12 февраля
В 1884 году родилась Мария Ивановна ВАСИЛЬЕВА (в Смоленске, Российская империя), французская художница русского происхождения, живописец, мастер прикладного искусства.
* * * * *
Из зажиточной семьи, владевшей земельными угодьями и доходными домами в Смоленске, она была девушка с характером, по рассказам – красавица, похожая на мадонну, миниатюрная, с огромными синими глазами. С 1902 года училась в частной художественной школе и изучала медицину в Петербурге. Через год, бросив учебу по медицине, Мария поступила в Петербургскую Академию художеств.
На стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны она в 1905 году отправилась в Париж, чтобы продолжить учебу. Училась в студии Анри Матисса, посещала академию «La Palette», делила студию-мастерскую с Ольгой Меерсон. Бывала в России, писала для российских газет и журналов.
С 1909 года Васильева выставляла живопись на Парижских осенних салонах, а также в салоне Независимых. Участвовала в Выставке современного французского и русского искусства в Харбине и Художественном салоне на Большой Дмитровке в Москве. В 1910 году стала одним из организаторов Русского литературно-художественного общества в Париже и старостой Русской художественной академии.
В начале 1912 года основала в своей мастерской на Монпарнасе «Свободную русскую академию », или «Академию Марии Васильевой» («Academie Vassilieff»), которая представляла собой учебную студию, действующую на принципах свободной работы без преподавания. Здесь собирались молодые художники и литераторы (Ж. Брак, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, Э. Сати и др.), проводились дискуссии, лекции, музыкальные вечера.
В начале I-й мировой войны Васильева была медсестрой во французском Красном Кресте, а также открыла рядом с мастерской благотворительную столовую для художников.
С 1916 года Мария Ивановна начала создавать гротескные куклы-портреты из папье-маше, ткани, кожи, проволоки и клеенки («А. Матисс», «П. Пикассо», «Ф. Леже», «Г. Аполлинер», «П. Пуаре» и др.) для театра Гезы Блаттнера. Впервые она показала их на специальной выставке в салоне d’Antin (1916).
После подписания Брестского мира, была, как гражданка России, интернирована в Фонтенбло; в 1919 году вернулась в разграбленную в ее отсутствие мастерскую. В дальнейшем создала сценографию для шведского балета Р. де Маре, а также фрески в «Café de la Coupole».
В 1930 году переехала на юг Франции; жила в Кань-сюр-Мер. В Париж Васильева вернулась в 1946 году после II -й мировой войны. Последние годы жизни она провела в доме для престарелых художников и артистов в Ножан-сюр-Марн. Работала над мемуарами «Богема XX века» (не изданы). В 1946-57 годах участвовала в салоне Независимых.
Наибольшее собрание её картин находится в коллекции К. Бернеса в Париже, а кукол – в коллекции Билли Боя в Лозанне.
Скончалась Мария Ивановна ВАСИЛЬЕВА 14 мая 1957 года в Ножан-сюр-Марн.
После её смерти, в 1998 году, в помещении бывшей мастерской художницы был организован Музей Монпарнаса.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #В__
12 февраля
В 1908 году родился Жан ЭФФЕЛЬ /настоящее имя – Франсуа Лежён/ (в Париже), выдающийся французский художник, карикатурист и общественный деятель.
Свое художественное кредо выразил в короткой фразе: «Главное в рисунке – чтобы он был хорошо читаем».
Крупнейшее произведение Эффеля – сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого Завета, по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия».
* * * * *
Выходец из семьи коммерсанта, он получил разностороннее образование, знал несколько языков, рисовал, изучал философию и литературу. Пробуя занятия живописью, Эффель неожиданно становится известным, благодаря своим карикатурам, которые он рисует для газет с 1933 года.
Тогда же появляется и его псевдоним Жан Эффель, которым он подписывает свои произведения. С тех пор художник сотрудничал со многими французскими газетами и журналами. Известным Эффеля сделала политическая карикатура. Любимым – лирическая и религиозная. А его «Сотворение мира» – шедевр, который читают и дети, и взрослые, и каждый видит там свое…
«Человек, сотворивший бога» – так называли его журналисты в своих статьях.
В годы фашистской оккупации Франции он принимал участие в движении Сопротивления, работал в подпольном «Полночном издательстве», выпуская вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром антифашистские сатирические листовки.
Расцвет творчества Эффеля приходится на послевоенный период. Художник явно симпатизировал социалистическому движению во Франции и Советскому Союзу, который ответил карикатуристу взаимностью – в 1968 году Эффель стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Скончался Жан ЭФФЕЛЬ 16 октября 1982 года в Париже, похоронен в городе-порту Онфлере.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Э__
12 февраля
В 1872 году родился Витольд Каэтанович БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ (в деревне Крынки, Могилёвская губерния, Российская империя), белорусский, русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР.
Развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века.
* * * * *
Его отец, служа в днепровском пароходстве, нередко брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу.
Обучался Витольд сначала в Киевском кадетском корпусе, потом перешёл в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко, позднее уехал в Москву и поступил в столичное Училище живописи, ваяния и зодчества (педагоги С.А. Коровин, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников).
В Москве живописец познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под воздействием преподавателей увлекся пейзажем. В 1892 году меценат Павел Третьяков приобретает для собственной галереи его полотно «Из окружностей Пятигорска».
С 1899 года имя художника возникает в каталогах передвижных выставок. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через 4 года он удостаивается звания академика живописи. Витольд Каэтанович также был членом Союза русских художников и Общества живописцев имени А.И. Куинджи. В 1911 году его картина «Час тишины» получила две медали: почётную – в Мюнхене, бронзовую – в Барселоне.
В 1912 году живописец приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, неподалеку от мест, где нередко работал Левитан, и построил дом с мастерской. Свою маленькую усадьбу он именовал «Чайка», с ней связана большая часть творческой и личной жизни мастера.
Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции художник получил широкую известность своими пейзажами средней полосы России.
В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских малышей. В живописи он продолжил развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю, Юону и Бакшееву.
В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации живописцев революционной России. В 1920-30-е годы живописец много путешествует по стране; он побывал и в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.
В 1936 году живописец посещает пушкинские места – Михайловское и Тригорское – и привозит оттуда целую серию картин.
Скончался Витольд Каэтанович БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ 18 июня 1957 года на своей даче «Чайка» (на берегу озера Удомля, Калининская область). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Б__
12 февраля
В 1879 году родилась Елена Ивановна РЕРИХ /урожденная Шапошникова/ (в Санкт-Петербурге), русский религиозный философ, писательница, общественный деятель.
* * * * *
Родилась Елена в семье известного архитектора, академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого фельдмаршала.
Она получила прекрасное домашнее образование, росла в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники.
С ранних лет девочка проявляла незаурядные способности и уже к семи годам читала и писала на трех языках. Очень любила литературу и увлеченно занималась рисованием.
После Мариинской женской гимназии, Елена получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской музыкальной частной школе. Ее считали одаренной пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее.
В 1899 году в имении своей тети княгини Путятиной она познакомилась с молодым, но уже известным, художником Николаем Рерихом, а через 2 года они обвенчались.
В 1903-04 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи объехали десятки древнерусских городов. Во время этого путешествия Елена, овладев искусством фотографии, снимала древние памятники, монастыри, орнаменты и фрески, собирала произведения искусства и предметы старины. В результате семьей была собрана превосходная коллекция, которую впоследствии они передали в Эрмитаж.
До 1916 года Рерихи жили в Петербурге. Это было время напряженного творчества, участия в общественных и культурных движениях, общения с выдающимися людьми того времени – Д. Менделеевым, В. Ключевским, В. Соловьевым, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым, В. Серовым, В. Васнецовым, М. Врубелем, С. Дягилевым, И. Стравинским, А. Блоком, А. Горьким, А. Белым и др.
Из-за тяжелой болезни Николая семья в 1916 году переехала в Финляндию, а после революции 1917 года и объявления Финляндией своей независимости, они оказались отрезанными от Родины и отправились в Англию.
В конце 1923 года Рерихи переезжают в Индию, уже давно привлекавшую их, и последующие 4 года они посвятили грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Николаем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета.
Елена Рерих была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут, более 25000 км.
После завершения экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Елена стала почетным Президентом-основателем института и приняла самое активное участие в организации его работы. «Урусвати» стал крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран.
Литературно-философское наследие Елены Рерих огромно. Она участвовала в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха (подписанного в апреле 1935 года главами 22 стран). Именно она во время Маньчжурской экспедиции мужа вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.
В 1948 году, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна с сыном Юрием переехала в небольшой городок Калимпонг (Восточные Гималаи). Она стремилась вернуться в Россию, но ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство и в адрес правительства, оставались без ответа. Но надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней.
Скончалась Елена Ивановна Рерих 5 октября 1955 года в Калимпонге (Индия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Р__
12 февраля
В 1895 году родился Георгий Георгиевич РЯЖСКИЙ (в селе Игнатьево Московской губернии), советский живописец, педагог, профессор.
* * * * *
Окончив в Москве городское училище, Георгий поступил на Пречистенские вечерние рабочие курсы, где и получил первоначальное художественное образование. Эти курсы назывались среди художников народной Академией художеств, так как давали возможность юношам и девушкам из простого народа стать работниками искусства. Ряжский с большой любовью отзывался о своих первых учителях по искусству А. Голубкиной и Н. Комаровском.
Некоторое время он учился в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе у Казимира Малевича.
В I-ю мировую войну Рижский был призван в армию. После демобилизации он работал в частях Красной Армии, писал плакаты, оформлял революционные празднества.
Более всего талант Георгия Георгиевича проявился в портретном жанре. Основной темой его творчества стала советская женщина как активный строитель социализма: «Рабфаковка», «Печатница», «Делегатка», «Председательница» и др.
В 1938 году картины «Делегатка» и «Председательница» удостоились почетной награды — большой золотой медали на Международной выставке в Париже.
Преподавал художник на заочных курсах рисования, с 1929 по 1931 год — во ВХУТЕИНе, с 1934 года — в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
Скончался Георгий Георгиевич Ряжский 20 октября 1952 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Р__
12 февраля
В 1923 году родился Франко ДЗЕФФИРЕЛЛИ /наст. имя – Джанфранко Корси/ (во Флоренции), итальянский художник, режиссёр, продюсер, сценарист, дважды номинировавшийся на премию «Оскар», получивший премию BAFTA, пять раз завоевавший премию Давида ди Донателло, дважды – премию «Эмми».
Как художник оформлял театральные постановки своего учителя Лукино Висконти – «Трамвай „Желание“», «Три сестры» и др. Как режиссёр ставил на сцене как оперы, так и драматические спектакли.
* * * * *
Окончив в 1941 году Академию изящных искусств, он по совету отца поступил во Флорентийский университет для изучения изобразительного искусства и архитектуры. Родной город оказал большое влияние на формирование личности мастера.
Во время II-й мировой войны был партизаном, потом переводчиком, а по её окончании вернулся в университет для продолжения обучения. Но когда он увидел фильм «Генрих V», то обратил свое внимание к театру.
В 1946 году Дзеффирелли переехал в Рим, где стал театральным художником и актером. Решающей оказалась его встреча с Лукино Висконти. Дзеффирелли получил роль в его фильме «Преступление и наказание» по роману Достоевского, а также работал художником и ассистентом на фильмах «Земля дрожит», «Самая красивая» и «Чувство».
Благодаря триумфу постановки «Золушки» в 1953 году Франко Дзеффирелли вошел в число известных оперных режиссеров. С тех пор он поставил: «Турок в Италии» Россини, «Сельскую честь», «Паяцев», «Лючию де Ламермур» в лондонском Ковент-Гарден, «Тоску» и «Норму» в Париже с Марией Каллас в заглавных партиях, экранизировал «Богему».
Мировая критика называет Франко Дзеффирелли режиссером-шекспироведом. В 1960 году он поставил «Ромео и Джульетту». Причем во время празднования 400-летия со дня рождения Шекспира, Дзеффирелли поставил «Ромео и Джульетту» на итальянском языке в Римском театре Вероны.
Экранизация «Ромео и Джульетты» в 1968 году, получившая «Оскара» в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучшая работа художника по костюмам», принесла Дзеффирелли полный триумф.
В период 1980-х годов режиссёр работал над кино-адаптациями классических опер: один за другим на экраны вышли «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата» и «Отелло», в съёмках которых участвовали такие певцы, как Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Елена Образцова и др.
В 1998 году Франко Дзеффирелли снял в Италии фильм «Чай с Муссолини» с участием актрисы и певицы Шер, а в 2002 году на экраны вышел его фильм «Каллас навсегда».
Легендарный режиссёр оказался первым в новейшей истории итальянцем, удостоенным почетного рыцарства в Великобритании «За ценный вклад в британское искусство».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Д__
12 февраля
В 1814 году родилась Женни МАРКС /урождённая – баронесса фон Вестфален/ (в Зальцведеле), немецкая аристократка, политическая деятельница, супруга Карла Маркса, знаменитого немецкого философа, социолога и экономиста.
Она получила по тем временам хорошее образование; была первой красавицей и царицей балов Трира. «Женни фон Вестфален, – свидетельствует её дочь Элеонора, – выделялась из тысяч своей необычайной красотой, – красотой, которой Маркс всегда восхищался и гордился, и которая приводила в восторг таких людей, как Гейне, Гервег и Лассаль – своим умом и остроумием, столь же блестящим, как и её красота».
Отцы Женни и Карла Маркса были очень дружны, а их дети некоторое время росли вместе.
В 17-лет возрасте Карл поступил в Боннский университет. В этот момент он уже заключил с подругой юности негласный союз. Очарованная его сильной личностью, Женни доверила свою судьбу начинающему студенту, который был моложе ее на 4 года. Уже в марте следующего года Маркс просил руки Женни, но её семья решительно отказала.
Они всё же обвенчались в 1843 году и переехали в Париж, но испытания, выпавшие на долю Женни, увы, не закончились с началом ее семейной жизни. Муж, ступив на беспокойную стезю журналиста-демократа, колесил по всей Европе. Она мужественно следовала за ним из одной страны в другую, из одной квартиры в другую, еще более убогую, в итоге превратившись из блестящей баронессы в непривередливую подругу неприкаянного изгнанника…
Им жилось очень тяжело, они голодали в буквальном смысле слова, голодали вместе с детьми. Женни чуть ли не ежедневно вела унизительную войну с кредиторами. Вновь и вновь приходилось ей умолять булочника, мясника и бакалейщика отпустить хоть что-нибудь в долг. Она избегала говорить с мужем о повседневных заботах, чтобы он спокойно занимался научной работой.
Маркс – знаток языка – был высокого мнения о литературном стиле Женни. О письмах юной Женни Карл писал в письме к отцу: «Я уже двенадцать раз перечёл её письмо, и всякий раз нахожу в нём новую прелесть. Оно во всех отношениях – также и в стилистическом – прекраснейшее письмо, какое только может написать женщина». Стиль Женни не тускнеет и спустя несколько десятков лет; в 1869 году Маркс в письме к дочери Лауре отмечает, что Женни – «настоящий виртуоз в эпистолярном искусстве».
В последние годы жизни Женни Маркс получила возможность выступить на литературном поприще. Первые её статьи, печатавшиеся во «Frankfurter Zeitung» на протяжении 1875-77 годов, были посвящены театральной и культурной жизни Англии.
Скончалась Женни Маркс 2 декабря 1881 года в Лондоне, похоронена на Хайгетском кладбище.
Со времени смерти жены Карл Маркс всегда носил с собой её фотографию, сделанную на стекле. «Мы нашли её, – свидетельствовала дочь Элеонора, – в кармане его пиджака после его смерти».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #М__
12 февраля
В 1857 году родился Эжен АТЖЕ (в Либурне, департамент Жиронда), французский фотохудожник, крупнейшая фигура в истории фотоискусства, один из пионеров городской фотографии. Он очень гордился тем, что его фотографии являлись для художников своего рода напоминанием о виденном, избавляли их от необходимости рисовать детали.
Атже фотографировал с исключительной ясностью деталей, создавая графическую летопись истории на основе субъективного и часто поэтического видения. За 30 лет работы ему удалось сделать более чем 10 тыс. фотографий. Многие из них представлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Некоторые снимки Атже были опубликованы и представлены широкой общественности благодаря Беренис Эббот, первой женщине-фотографу, сумевшей добиться широкой известности в этой традиционно мужской профессии.
Всё новые снимки из гигантской коллекции мастера, этого «Бальзака фотоаппарата», по выражению Эббот, продолжают появляться перед зрителями.
* * * * *
Выходец из семьи бедных ремесленников, он в 5-летнем возрасте осиротел и мальчика взял на воспитание дядя, с которым Эжен в 1860 году переехал в Париж. В 17 лет, после окончания католической школы, он сбежал из дома и устроился юнгой на торговый корабль, плывущий в Уругвай.
После 5-летнего скитания Эжен Атже возвратился в Париж и поступил в Консерваторию французского национального театра для обучения актерскому ремеслу. В 1885 году принят в труппу передвижного театра, но был вынужден оставить актёрскую профессию из-за болезни связок. В дальнейшем он начал заниматься живописью, графикой и фотографией: с 1888 года снимал повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки, запланированной и начатой бароном Османом.
В 1899 году Эжен Атже стал фотографировать виды Парижа. Он довольно быстро приобрел опыт натурной и интерьерной съемки и начал не просто запечатлевать действительность, но и экспериментировать с выразительными средствами.
Фотограф снимал всё, что видел вокруг – узкие улицы и сады в историческом центре Парижа, старые особняки, дворцы, мосты и набережные Сены, витрины магазинов, лестницы и архитектурные детали фасадов зданий, а также их интерьеры. Нередко он выбирался в пригороды Парижа, чтобы снять пейзажи Версаля, Сен-Клода или Со.
Фотография не принесла Атже особенного богатства: относительную финансовую свободу он получил только в 1920-х годах, когда Историческая библиотека Парижа закупила у него 5650 фотографических отпечатков.
Скончался Эжен Атже 4 августа 1927 года в Париже.
* * * * *
Французской писательнице Мишель Фабьян принадлежит биографический роман «Атже и Беренис» (1987).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #А__
12 февраля
В 1837 году родился Томас МОРАН (в Болтоне, Англия), американский художник британского происхождения из Школы реки Гудзон, в чьих работах часто изображаются Скалистые горы.
Вместе с такими художниками, как Альберт Бирштадт, Томас Хилл и Уильям Кит, он причисляется к «Школе Скалистых гор» пейзажистов. Подавляющее большинство пейзажей Дикого Запада было создано этой группой в конце XIX века.
* * * * *
Семья Моранов эмигрировала из Англии в 1844 году и поселилась в штате Пенсильвания. Томас начал свою художественную карьеру в подростковом возрасте в качестве подмастерья в филадельфийской фирме резчиков по дереву «Scattergood & Telfer». После двух лет обучения у них он создал собственные иллюстрации и акварельные работы, а в 1860-е годы начал создавать литографии ландшафтов вокруг Великих озёр.
Во время обучения в Англии в 1862 году Моран познакомился с работами Уильяма Тёрнера; подход Тёрнера к использованию цветов и выбору ландшафтов оказал влияние и на Морана. В 1870-е и 1880-е годы во многих журналах и подарочных изданиях появились его гравюры.
Созданные Мораном пейзажные изображения сыграли роль в основании Йеллоустоунского национального парка. По просьбе американского финансиста Джея Кука и за собственный счёт Моран принял участие в работе группы геологов под руководством Хэйдена, которая в 1871 году исследовала регион Йеллоустоуна. Его зарисовки, а также фотографии, которые выполнил другой участник экспедиции, известный фотограф Уильям Генри Джексон, вызвали общенациональный интерес, в результате чего в 1916 году Конгресс США включил Йеллоустоун в систему национальных парков.
Скончался Томас Моран 25 августа 1926 года в Санта-Барбаре (штат Калифорния, США).
В честь художника его именем названа гора Моран в национальном парке Гранд-Титон.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #М__
12 февраля
В 1809 году родился Чарлз Роберт ДАРВИН (в Шрусбери), английский ученый, натуралист и путешественник, заложивший основы современной эволюционной теории и направления эволюционной мысли, носящего его имя (дарвинизм).
Он одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор, достигший к тому времени значительного развития в английском сельском хозяйстве и сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора.
Существование эволюции было признано большинством учёных еще при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 1930-х годах с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные же последователи учения Дарвина развивают дарвинизм.
* * * * *
Изучал в Эдинбургском университете медицину, а затем поступил в Кембриджский университет, где в течение трех лет изучал богословие.
По окончании в 1831 году университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигл» в качестве натуралиста и вернулся в Англию лишь в октябре 1836 года. Дарвин побывал на островах Тенерифе и Зеленого Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах, сделав большое количество наблюдений.
Результаты изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (1839), «Зоология путешествия на корабле “Бигл”» (1840), «Строение и распределение коралловых рифов» (1842) и др.
В 1838-41 годах Дарвин был секретарем Лондонского геологического общества. В 1842 году переехал из Лондона в Даун (графство Кент), где вел уединенную и размеренную жизнь ученого и писателя.
С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов.
Начиная с 1855 года переписывался с американским ботаником А. Греем и через 2 года изложил ему свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля в 1856 году Дарвин начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, он получил письмо от английского натуралиста А. Уоллеса с рукописью статьи последнего.
В этой статье Дарвин обнаружил сокращенное изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации островных групп и обнаружили значительные различия между населяющими их видами.
Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Дж. Гукеру, и 1 июля 1859 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы.
В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.
Второй свой труд Дарвин опубликовал в 1868 году – «Изменение домашних животных и культурных растений», в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился ещё один важный труд Дарвина – «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин привёл аргументы в пользу животного происхождения человека.
Среди других известных работ Дарвина – «Усоногие раки», «Опыление у орхидных», «Выражение эмоций у человека и животных», «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире».
Ученый-натуралист был удостоен множества наград от научных обществ Великобритании и других европейских стран.
Скончался Чарлз Роберт Дарвин 19 апреля 1882 года в Дауне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #Д__
12 февраля
В этот день 1937 года в Аничковом дворце Ленинграда был открыт Дворец пионеров.
Дворец был сооружен в 1741-50 годах архитекторами М.Г. Земцовым, Г.Д. Дмитриевым и Б.Ф. Растрелли для фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Алексея Разумовского.
Позже Екатерина II подарила его уже своему фавориту Григорию Потемкину.
Затем во дворце разместился Кабинет Ее (Его) Императорского Величества, в нем жили великие княгини и князья, при Николае I он стал вторым императорским дворцом столицы.
С 1866 года это уже резиденция наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III), а после его смерти и до революции во дворце жила вдовствующая императрица Мария Федоровна.
В 1917 году дворец был национализирован и в нем разместился Музей города, а в 1935 году отдали детям. Как Ленинградский дворец пионеров открыт был 12 февраля 1937 года. Для занятий с детьми были приглашены выдающиеся ученые, деятели культуры: академики Василий Васильевич Струве, Лев Семёнович Берг, лекции по искусству читал Иосиф Абгарович Орбели, ансамбль песни и пляски возглавил Исаак Осипович Дунаевский, занятия по шахматам вел Михаил Моисеевич Ботвинник.
Зимой 1941-42 годов в Главном корпусе размещался гражданский госпиталь. В самом тяжелом 1942 году состоялся выпускной бал для школьников, закончивших 10 класс. В этом же году было принято решение открыть дворец вновь, а в 1943 году прошла городская олимпиада детского творчества.
На территории Дворца в 1986 году построен Театрально-концертный комплекс (архитекторы И.Б. Ноах, Н.М. Куликова).
В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (СПб ГДТЮ). Ныне это крупнейший в Европе центр детского творчества и досуга.
В настоящее время здесь работают более 1 000 детских объединений и секций, такого охвата нет ни в одном заведении подобного типа. Юные петербуржцы могут выбрать подходящий для себя вид занятий и спорта – обучение в секциях для кружковцев бесплатно. Здесь мир творчества и мастерства открывают для себя более 15 тыс. детей.
Во дворце пионеров обучались выдающиеся россияне: физиолог Наталья Бехтерева, режиссер Лев Додин, космонавт Георгий Гречко и даже один из руководителей государства Дмитрий Медведев.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля
12 февраля
В 1881 году родилась Анна Павловна /Матвеевна/ ПАВЛОВА (в Петербурге), русская артистка, с которой начался классический балет, одна из величайших балерин XX века, педагог, постановщик, продюсер.
* * * * *
Аня родилась недоношенной в семье солдата Матвея и прачки Любови Павловых и выжила буквально чудом. Но ходила легенда, что она внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Это и объясняет неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы для театральной богемы и тогдашних нуворишей. А частое посещение Мариинского театра и обучение в столичной балетной школе тоже стоили немалых денег.
То, что Аня будет танцовщицей, она решила, увидев в пятилетнем возрасте балет «Спящая красавица». Но первая попытка поступления в балетную школу закончилась провалом; вторая тоже чуть было не сорвалась. Ее судьбу решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. После просмотра танцевального номера Ани, мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
После окончания в 1899 году Вагановского училища Анну Павлову приняли в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей, исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули хореографа Михаила Фокина на создание «Шопенианы» – стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. Также великий балетмейстер поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!».
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
В 1909 году участвовала в первых «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Летящий арабеск с силуэтом Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к ним, навсегда ставший эмблемой «Русских сезонов».
Анна Павлова в 1910 году создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира, а в 1912 году обосновалась в Англии. Она стала обучать английских детей балетному искусству (своих детей у нее не было).
Последнее выступление балерины в Мариинке состоялось в 1913 году, а в России – в 1914 году.
Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая балерину в «Умирающем лебеде».
Скончалась Анна ПАВЛОВА от пневмонии 23 января 1931 года в Гааге, во время гастролей. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в Лондоне.
-------------------------------------------------
(Начало. ПРОДОЛЖЕНИЕ см. ниже)
-------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #П__
12 февраля
В 1881 году родилась Анна ПАВЛОВА, одна из величайших балерин XX века, с которой начался классический балет…
-----------------------------------------------
(Продолжение. НАЧАЛО см. выше)
-----------------------------------------------
Анна Павлова уникальна, ее имя еще при жизни балерины стало легендарным. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.
Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира, а павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_февраля #П__
12 февраля
В 1881 году родилась Анна Павловна /Матвеевна/ Павлова (в Петербурге), русская артистка, с которой начался классический балет, одна из величайших балерин XX века; педагог, постановщик, продюсер.
Родилась недоношенной в семье солдата Матвея и прачки Любови Павловых и выжила буквально чудом. Ходила легенда, что Аня внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Но это и объясняет неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы для театральной богемы и тогдашних нуворишей. А частое посещение Мариинского театра и обучение в столичной балетной школе тоже стоили немалых денег.
То, что Аня будет танцовщицей, она решила, увидев в пятилетнем возрасте балет «Спящая красавица». Но первая попытка поступления в балетную школу закончилась провалом, вторая тоже чуть было не сорвалась. Ее судьбу решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. После просмотра танцевального номера Ани, мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
После окончания Вагановского училища в 1899 году Анну Павлову приняли в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей, исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули хореографа М. Фокина на создание «Шопенианы» – стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма.
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь») на музыку К. Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета.
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
В 1909 году участвовала в первых «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Летящий арабеск с силуэтом Павловой художник В. Серов увековечил на афише к ним, навсегда ставший эмблемой «Русских сезонов». В 1910 году создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира.
Анна Павлова в 1912 году обосновалась в Англии. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству (своих детей у нее не было).
Последнее выступление балерины в Мариинке состоялось в 1913, а в России – в 1914 году.
Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде».
Скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в Лондоне.
Павлова уникальна, ее имя еще при жизни балерины стало легендарным. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.
Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира, а павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.
[club48234198|Все события]