12 февраля В 1881 году родилась Анна Павловна /Матвеевна/ Павлова (в Петербурге), русская артистка,...
12 февраля
12 февраля
В 1881 году родилась Анна Павловна /Матвеевна/ Павлова (в Петербурге), русская артистка, с которой начался классический балет, одна из величайших балерин XX века; педагог, постановщик, продюсер.
Родилась недоношенной в семье солдата Матвея и прачки Любови Павловых и выжила буквально чудом. Ходила легенда, что Аня внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Но это и объясняет неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы для театральной богемы и тогдашних нуворишей. А частое посещение Мариинского театра и обучение в столичной балетной школе тоже стоили немалых денег.
То, что Аня будет танцовщицей, она решила, увидев в пятилетнем возрасте балет «Спящая красавица». Но первая попытка поступления в балетную школу закончилась провалом, вторая тоже чуть было не сорвалась. Ее судьбу решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. После просмотра танцевального номера Ани, мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
После окончания Вагановского училища в 1899 году Анну Павлову приняли в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей, исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули хореографа М. Фокина на создание «Шопенианы» – стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма.
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь») на музыку К. Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета.
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
В 1909 году участвовала в первых «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Летящий арабеск с силуэтом Павловой художник В. Серов увековечил на афише к ним, навсегда ставший эмблемой «Русских сезонов». В 1910 году создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира.
Анна Павлова в 1912 году обосновалась в Англии. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству (своих детей у нее не было).
Последнее выступление балерины в Мариинке состоялось в 1913, а в России – в 1914 году.
Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде».
Скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в Лондоне.
Павлова уникальна, ее имя еще при жизни балерины стало легендарным. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.
Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира, а павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.
[club48234198|Все события]
В 1881 году родилась Анна Павловна /Матвеевна/ Павлова (в Петербурге), русская артистка, с которой начался классический балет, одна из величайших балерин XX века; педагог, постановщик, продюсер.
Родилась недоношенной в семье солдата Матвея и прачки Любови Павловых и выжила буквально чудом. Ходила легенда, что Аня внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Но это и объясняет неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы для театральной богемы и тогдашних нуворишей. А частое посещение Мариинского театра и обучение в столичной балетной школе тоже стоили немалых денег.
То, что Аня будет танцовщицей, она решила, увидев в пятилетнем возрасте балет «Спящая красавица». Но первая попытка поступления в балетную школу закончилась провалом, вторая тоже чуть было не сорвалась. Ее судьбу решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. После просмотра танцевального номера Ани, мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
После окончания Вагановского училища в 1899 году Анну Павлову приняли в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей, исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули хореографа М. Фокина на создание «Шопенианы» – стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма.
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь») на музыку К. Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета.
Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
В 1909 году участвовала в первых «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Летящий арабеск с силуэтом Павловой художник В. Серов увековечил на афише к ним, навсегда ставший эмблемой «Русских сезонов». В 1910 году создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира.
Анна Павлова в 1912 году обосновалась в Англии. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству (своих детей у нее не было).
Последнее выступление балерины в Мариинке состоялось в 1913, а в России – в 1914 году.
Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде».
Скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в Лондоне.
Павлова уникальна, ее имя еще при жизни балерины стало легендарным. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.
Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира, а павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.
[club48234198|Все события]