29 декабря
1859 года родилась Элизабет Адела ФОРБС /урождённая Армстронг/ (в Кингстоне, провинция Онтарио), канадская художница-постимпрессионист, крупный представитель Ньюлинской школы в Великобритании.
Свои произведения она создавала как акварелью, так и масляными красками и пастелью.
* * * * *
С раннего детства занятие живописью дочерью поощрялось родителями. Для дальнейшего развития её художественных способностей Элизабет была направлена на учебу в Англию.
В 1878 году девушка возвращается в Канаду через Нью-Йорк, где знакомится с художниками местной «Студенческой лиги искусств». В течение последующих трёх лет она берёт уроки в «Студенческой лиге», знакомясь при этом с современной европейской живописью (Милле, Бастьен-Лепаж и др.).
По совету преподававшего ей Уильяма Чейза, Элизабет в 1881-1882 годах в течение пяти месяцев проходит курс в Мюнхенской академии художеств у Фрэнка Дювенека.
В 1882 году молодая художница – опять же по совету друзей из «лиги» – приезжает в Бретань, в Понт-Авен, чтобы познакомиться с членами местной колонии живописцев. Рисуя портреты местных жителей, Элизабет отправляет затем написанные работы для экспозиции в лондонский Королевский институт художников-живописцев. Уже в первый день выставки все картины художницы были раскуплены.
Приехав осенью 1884 года в Лондон, она изучает искусство графики под руководством таких мастеров, как У. Сикерт и Д. Уистлер. Была членом Королевского общества художников-гравёров, выставляла свои графические работы в галерее Гросвенор и Королевском институте акварелистов.
В 1885 году Элизабет посещает местечко Ньюлин и местную колонию живших там живописцев (Ньюлинская школа). Здесь она знакомится со своим будущим супругом, художником Стэнхоупом Форбсом. В 1886 году художница вновь в Ньюлине, начиная с этого года, она живёт вместе с С. Форбсом, впоследствии они заключают брак в местной церкви. В 1889 году в Королевской академии искусств была выставлена одна из лучших картин Элизабет Форбс – «После школы». В 1891 году творчество художницы было отмечено медалью на Всемирной выставке в Париже.
После того, как в конце XIX века часть художников колонии покинули Ньюлин, Элизабет и её супруг в 1899 году открывают «Ньюлинскую школу живописи», в которой преподают студентам и знакомым – с тем, чтобы сохранить художественные традиции Ньюлина.
В 1900 году художница была принята в члены Королевского общества акварелистов. В 1904 году она пишет книгу «Лес короля Артура», которую сопровождает своими иллюстрациями в стиле прерафаэлитов. С 1907 года Элизабет участвует в оформлении газеты «Paperchase», издаваемой местным художественным обществом. Была она также членом ньюлитского Художественно-драматического общества.
Скончалась Элизабет Адела ФОРБС 16 марта 1912 года в Ньюлине (графство Корнуолл, Великобритания).
В некрологе на раннюю смерть художницы она была названа «королевой Ньюлина».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #Ф__
29 декабря
1845 года родился О́скар Андреевич ГРИММ (в Нижний Новгороде), известный русский зоолог, основатель науки ихтиологии, специалист по фауне Каспийского моря и рыбному хозяйству России, более 33 лет руководивший «колыбелью русского рыбоводства» – Никольским рыборазводным заводом, который достиг в его бытность наивысшего признания.
Гримм известен исследованиями по искусственному рыборазведению и прудовому рыбоводству, а также большой организационной работой в рыбной промышленности России.
Он – единственный из российских природоохранных деятелей дореволюционного периода, которому довелось добиваться своих целей парламентским путём.
* * * * *
Выходец из семьи учителя, Оскар среднее образование получил в Нижегородском дворянском институте и Саратовской гимназии. В дальнейшем обучался на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета, где ещё студентом начал заниматься ихтиофауной.
В 1872 году стал доктором философии Геттингенского университета; в 1873 году – магистром, а через год – доктором зоологии и сравнительной анатомии Петербургского университета.
В период 1878-1885 годов был доцентом, а затем заведующим на кафедре зоологии в Петербургском лесном институте.
Оскар Гримм первым в стране подготовил докладную записку об организации рыбного образования в России, однако она не нашла поддержки в совете Петербургского лесного института, на основании того, что «посторонние лекции будут отвлекать студентов от прямого дела». Однако с 1900 года в этом ВУЗе стал действовать студенческий кружок по изучению рыб.
Один из учеников Оскара Андреевича, рыбовод И. Кучин, писал: «С именем доктора зоологии Гримма была связана в течение полувека организация всех государственных и общественных начинаний в России по рыбоводству и рыболовству; университетские и публичные лекции, устройство выставок, созыв съездов, научные изыскания, разработка законодательства и издание научных трудов по рыбному хозяйству».
Гримм возглавлял Арало-Каспийскую экспедицию (1874), организованную Петербургским обществом естествоиспытателей; участвовал в создании Российского общества рыболовства и рыбоводства (1881), являясь сначала его секретарём, а затем председателем; был председателем озёрной комиссии Русского Географического общества.
В 1886 году начал выходить, организованный им, журнал «Вестник рыбопромышленности» (будучи около 25 лет его редактором, он превратил издание в настоящую трибуну защиты рыб).
В 1912 году Гримм был избран делегатом от Новгородской губернии в Государственную Думу последнего, 4-го созыва, где возглавил комиссию по рыболовству. Комиссия подготовила более 10 законопроектов: «Об усилении надзора за рыбным промыслом на Дальнем Востоке», «Об утверждении проекта правил рыболовства в бассейне озера Байкал» и др. Главной задачей комиссии было добиться принятия Общего устава рыболовства (созданного на базе Проекта Общих правил рыболовства в России от 1884 г.). Около 50 попыток Оскара Андреевича и его соратников утвердить эти правила не удались по причине лоббирования со стороны рыбопромышленников и заводчиков.
После 1917 года Гримм работал в Псковском земельном управлении консультантом. Им организовано несколько рыборазводных показательных прудов, отделение рыбоводства в местном сельхозтехникуме.
Последние годы жизни он очень болел.
Скончался О́скар Андреевич ГРИММ 11 июля 1921 года, похоронен на сельском кладбище деревни Тищенки.
29 декабря
В 1892 году родился Александр Александрович АРХАНГЕЛЬСКИЙ (в Казани), советский авиаконструктор, доктор технических наук. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Государственных премий.
Он участвовал в проектировании и создании следующих самолётов: АНТ-2, АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-9 «Крылья Советов», АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-40 (СБ), Ар-2, Ту-4, Ту-14, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154.
* * * * *
Окончив гимназию в Москве с медалью, он в 1911 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет, но уже через год перешёл в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). За время учёбы там Александр стал участником воздухоплавательного кружка под руководством Н.Е. Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории.
С 1915 года Архангельский преподавал в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Жуковском расчетно-испытательном бюро. В это время он подружился с А.Н. Туполевым, Б.С. Стечкиным, В.П. Ветчинкиным и А.А. Микулиным.
По окончании обучения в 1918 году, Александр Архангельский стал работать в недавно созданном Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) помощником заведующего авиационным отделом (заведующий – Андрей Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций.
Совместно со Стечкиным он в 1920-е годы спроектировал и построил несколько аэросаней «Арбес», ряд которых выпустили небольшими сериями.
С 1922 года Архангельский работал помощником у Туполева, а с 1926 года – заместителем главного конструктора. В 1932 году он был назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе конструкторского бюро (КБ) А.Н. Туполева, а через 4 года – главным конструктором самостоятельного КБ на авиазаводе, где возглавлял работы по запуску в серийное производство скоростных бомбардировщиков (СБ).
В 1938 году Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был, а направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941 году.
После начала Великой Отечественной войны КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева, и эвакуированы в Омск. Александр Александрович вновь был назначен заместителем главного конструктора.
В 1943 году КБ Туполева вернулось в Москву, где Архангельский продолжил работу над модернизацией Ту-2. В конце 1945 года, когда И.В. Сталиным была поставлена цель по созданию стратегических бомбардировщиков Ту-4, он стал правой рукой А.Н. Туполева. Летом 1947 года опытная партия самолётов Ту-4 участвовала в воздушном параде над Москвой.
С 1971 года Архангельский работал председателем Научно-технического совета ОКБ А.Н. Туполева и главным конструктором ОКБ.
Скончался Александр Александрович АРХАНГЕЛЬСКИЙ 18 декабря 1978 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #А__
29 декабря
В 1896 году родился Хосе Давид Альфаро СИКЕЙРОС (в провинции Чиуауа), мексиканский художник. Живописец, график и муралист. Политический активист, участник коммунистического движения.
* * * * *
В 1911 году он поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером.
В 1919-22 годах Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а через год основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Был членом Мексиканской коммунистической партии, активным участником организации профсоюзного движения и международных коммунистических конгрессов, занимал пост главного редактора газеты «El Mundo». Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера. В 1930 году Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане – здесь художник создал несколько десятков работ. В период 1932-36 годов он жил и работал преимущественно в США; там украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе.
Сикейрос участвовал в Гражданской войне в Испании, в 1960 году был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но через 4 года власти освободили его под давлением международного общественного мнения.
Художник неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).
В его честь названа улица в Санкт-Петербурге.
Скончался Хосе Давид Альфаро СИКЕЙРОС 6 января 1974 года в Куэрнавака (штат Морелос, Мексика).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #С__
29 декабря
В 1841 году родился Александр Карлович БЕГГРОВ (в Санкт-Петербурге), русский живописец-маринист, акварелист. Академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
* * * * *
Обучался в Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном и Морском инженерно-артиллерийском училище (1853-1863). По окончании в чине прапорщика поступил на службу на Императорский Балтийский флот. Ходил в плаванье на фрегатах «Ослябя» и «Александр Невский». Вплоть до 1870 года заведовал чертежной мастерской в Адмиралтействе.
Став свидетелем кораблекрушения винтового фрегата «Александр Невский», Беггров познакомился со своим будущим наставником, художником главного морского штаба А.П. Боголюбовым, которому были заказаны две картины, изображавшие гибель фрегата.
Будучи офицером винтового фрегата «Светлана» сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871-72 годах.
Унаследовав от отца художественные способности, Александр Беггров, тем не менее, стал морским офицером. Лишь в 1870 году, вполне взрослым человеком, он начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя по мастерской М.К. Клодта.
В 1874 году Беггров вышел в отставку и уехал в Париж, где продолжил образование у французского художника Леона Бонна и Боголюбова, уехавшего во Францию в 1873 году. Там он познакомился с группой русских художников-передвижников (в том числе с И. Репиным, К. Савицким и др.)
Но в связи со смертью отца через год возвратился в Россию. В 1879 году на фрегате «Светлана» Беггров совершил плавание вокруг Европы – из Кронштадта в Грецию. После путешествия около двух лет жил и работал во Франции.
Начиная с 1874 года, Александр Карлович участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и через 2 года становится полноправным членом Товарищества.
В 1878 году он назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни.
Александр Беггров был экспонентом Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900); за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» удостоен высшей награды на парижской выставке.
Художник стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. В 1899 году удостоился звания академика Императорской Академии художеств, а в 1912 году ему присвоили звание почётного члена Академии.
С 1906 года Беггров безвыездно жил в Гатчине. Последние полтора года жизни из-за тяжелой болезни вынужден был оставить занятия живописью. В 1912 году он пожертвовал Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».
В ночь с 14 на 15 апреля 1914 года Александр Карлович БЕГГРОВ, измученный неизлечимой болезнью, покончил с собой выстрелом в сердце. Похоронен на Гатчинском городском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #Б__
29 декабря
В 1721 году родилась маркиза де ПОМПАДУР /настоящее имя - Жанна-Антуанетта Пуассон/ (в Париже), официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.
* * * * *
Получила прекрасное образование благодаря приемному отцу - известному в светском обществе юристу. Он же устроил и брак Жанны-Антуанетты, выдав ее за своего племянника - Шарля д’Этиоля.
Красота и живой ум молодой мадам д'Этиоль сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства Вольтер. Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодежи.
Знакомство молодой мадам д'Этиоль с королем произошло на бал-маскараде, который проходил в Парижской Ратуше 28 февраля 1745 года/ Он обратил на Жанну внимание, когда она была в маске. Манера держаться и пластика девушки привлекли его.
Вскоре он сделал ее своей официальной фавориткой, а ее мужу было предоставлено доходное место. Обладая острым умом, она быстро подчинила себе короля. Внешняя и внутренняя политика государства оказалась в ее руках. Она окружила короля преданными ей людьми.
По ее воле был назначен маршалом Франции герцог Ришелье, министром иностранных дел герцог Шуазель, министром финансов Машо. Она заставила короля заключить невыгодный союз с Австрией. Ее частные расходы были огромны, она считалась законодательницей мод.
Деятельность Помпадур вызывала восхищение при дворе, но резко осуждалась народом. Другой стороной ее биографии было покровительственное отношение к деятелям культуры и искусства. Она помогала многим энциклопедистам своего времени, выделяла денежные средства для ученых, художников и писателей, организовала фарфоровое производство.
Благодаря ее усилиям в Версальском дворце был создан камерный театр, в котором маркиза часто играла разные роли. Маркиза приложила много сил и для организации Военной школы для детей дворян.
Феномен закулисного правления Маркизы де Помпадур оказал большое влияние на формирование французской культуры. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, ввесьма сократились. У короля к тому времени уже появились новые фаворитки. Но она до конца оставалась другом и советником короля.
Скончалась маркиза де Помпадур 15 апреля 1764 года в Париже.
--------------------------------------------
Смотри "Маркиза де Помпадур - Короли и императоры Франции" по ссылке:
http://vision7.ru/publ/koroli_i_imperatory_francii/markiza_de_pompadur/3-1-0-3228
-------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #П__
29 декабря
В 1927 году родился Виктор Владимирович АСТАЛЬЦЕВ (в селе Месягутово; ныне – Республика Башкортостан, Россия), русский советский живописец, заслуженный художник РСФСР (1989).
Основная тема его творчества художника – родная природа, памятники древней русской архитектуры.
* * * * *
В возрасте 9 лет оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Виктор рано научился рисовать, это скрашивало его существование в самые страшные и трагические моменты. Свято любить и понимать красоту всего живого научила бабушка, разыскавшая будущего художника.
Часто вспоминал он и рассказы старой учительницы Марии Ивановны Захаровой, разглядевшей в сироте художественный талант, о российской истории, о русской культуре, о старых «царских» временах. Занятия в кружке ИЗО, которым руководила Захарова, определили весь жизненный путь художника.
В 1943 году Виктор Астальцев добровольцем ушел на фронт. С 1944 года служил на Дальнем востоке, где принимал участие в боях с Японией. Служил по 1951 год, одновременно в 1948-50 годах учился на заочных курсах рисования и живописи народной академии искусств в Москве.
В 1956 году окончил театрально-декорационное отделение Московского областного художественного педагогического училища изобразительных искусств (педагог В.А. Шестаков). Творческую практику прошёл в Большом Театре.
В период 1956-58 годов работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве; принимал участие в оформлении спектаклей Большого театра (1958-1964). В Центральном детском театре иногда играл в массовых сценах в спектаклях.
Несмотря на уговоры друзей-актёров бросить «свою мазню» и заняться артистической карьерой, в 1958 году, отработав положенные 3 года по распределению, поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (педагоги П.П. Соколов-Скаля, А.М. Кузнецов, В.Г. Цыплаков, М.И. Курилко).
В 1964 году сразу после защиты диплома (институт окончил с отличием) был принят в члены Союза Художников СССР.
Активно участвовал, начиная с 1957 года, в многочисленных всесоюзных, республиканских и областных выставках, что было совсем непросто в те атеистические годы.
Скончался Виктор Владимирович Астальцев 8 декабря 1994 года в своей мастерской в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #А__
29 декабря
В 1800 году родился Чарльз Нельсон ГУДЬИР /варианты произношения – Гудийр, Гудиер/ (в Нью-Хейвене, штат Коннектикут), американский изобретатель, который первым провел вулканизацию каучука, процесс, открытый им в 1839 году и запатентованный 15 июня 1844 года.
Хотя это открытие обычно и приписывают ему, существуют современные доказательства того, что меcоамериканцы использовали стабилизированный каучук для производства мячей и других объектов ещё в 1600 году до н.э.
Гудьир открыл вулканизацию случайно после 5-летнего поиска стабильного каучука.
* * * * *
Когда ему исполнилось 17 лет, отец отправил его в Филадельфию, где Чарльз устроился на работу в скобяную лавку братьев Роджерс.
Однако через несколько лет он вернулся в родной Нью-Хейвен, став компаньоном отца в фирме по производству сельскохозяйственных изделий. В 1826 году Гудьир переехал с семьёй в Филадельфию, открыв там собственный магазин хозяйственных товаров, основной ассортимент которого составляла продукция его отца. Бизнес Гудьира не приносил желаемого дохода, а порой заставлял его залезать в долги.
Желая поправить материальное положение путём улучшения качества своих изделий, Гудьир начал искать способ усовершенствования каучука. Опыты, которые проводил химик-самоучка, не приводили к ожидаемому результату: все его изделия оказывались неустойчивыми к высоким температурам и при нагревании превращались в жидкую массу.
Однако Гудьиру помогла счастливая случайность. В 1839 году изобретатель, много лет увлекавшийся изготовлением предметов из каучука и поиском формулы «тепло + сера», которая изменит резину и позволит сделать ее стойкой к атмосферным воздействиям, совершил свое главное открытие.
Однажды, оставив по случайности смесь каучука и серы в печи, он обнаружил, что через некоторое время вещество стало чрезвычайно прочным и в то же время гибким. Гудиер назвал этот случайно открытый им процесс «вулканизацией». Изобретение принесло ему славу, но не помогло улучшить материальное положение. За долги он неоднократно приговаривался к тюремному заключению.
Скончался Чарльз Нельсон Гудьир 1 июля 1860 года в Нью-Йорке, похоронен в Нью Хейвене.
* * * * *
В 1898 году, почти через 40 лет после кончины, мечты Чарльза Гудьира об использовании каучуковых материалов в различных областях производства были с успехом воплощены компанией по производству шин, резинотехнических изделий и химических продуктов «Goodyear Tire and Rubber Co.», основанной в этом году 38-летним Фрэнком Сиберлингом и названной в честь изобретателя.
Компания «Goodyear Tire and Rubber Company», существующая и поныне, – крупнейший в мире производитель автомобильных шин.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #Г__
29 декабря
В 1709 году родилась ЕЛИЗАВЕТА I Петровна /РОМАНОВА/ (в Коломенском, Московская губерния), российская императрица (1741-1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.
Елизавета была последней представительницей династии Романовых по прямой женской линии; мужская линия пресеклась со смертью Петра II в 1730 году.
Официальным наследником престола 18 ноября 1742 года Елизавета назначила своего племянника (сына старшей сестры Анны Петровны) – герцога Карла-Петера Ульриха Голштинского. По прибытии в Россию он был переименован на русский манер в Петра Фёдоровича, причём в официальный титул были включены слова «внук Петра Великого».
* * * * *
Елизавета c детства пользовалась любовью и заботой отца, рано обучилась грамоте, учила французский язык, основы истории, географии. По характеру была веселой, добродушной и одновременно капризной и вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. Елизавета Петровна слыла первой красавицей своего времени.
В царствование Анны Иоанновны положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица завидовала ее красоте и видела в ней опасную политическую соперницу. В то же время Елизавета пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого – именно они её и привели к власти 6 декабря 1741 года, совершив под её управлением государственный переворот.
Обстоятельства восшествия на престол отразились на всем царствовании Елизаветы. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Кабинет министров был упразднен, незаметной стала деятельность Тайной канцелярии, возросло значение Синода и духовенства.
Во время правления Елизаветы были основаны первые русские банки, осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны; получила развитие тяжелая промышленность. В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. Была отменена смертная казнь.
В период своего царствования Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам – Лестоку, братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А.П. Бестужеву-Рюмину, которые занимали все важные государственные посты.
В конце 1740-х – первой половине 1750-х годов по инициативе П.И. Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 году внутренних таможен. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны.
Елизавета Петровна любила живопись, музыку, театр, способствовала развитию наук. На время ее царствования приходятся расцвет деятельности М.В. Ломоносова, открытие в 1755 году Московского университета, а в 1760 году – Академии художеств, учреждение первого русского театра Ф.Г. Волкова, создание выдающихся памятников культуры, в т.ч. строительство Зимнего дворца Ф. Растрелли. Также при Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения, расширена сеть начальных школ, открыты первые гимназии в Москве (1755) и Казани (1758). Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого.
С точки зрения русской историографии Елизавета не была великой императрицей, однако отличалась (в лучшую сторону) от Петра III или Павла I, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. Хотя она была любительницей кутежей, фаворитов, но даже этим государству не вредила, т.к. её фавориты были людьми русскими и действовали во благо государству.
Скончалась императрица Елизавета Петровна 5 января 1762 года в Санкт-Петербурге, похоронена в Петропавловском соборе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #Е__ #Р__
29 декабря
В 1775 году родился Карл Иванович РОССИ /имя при рождении – Карло ди Джованни Росси/ (в Неаполе), выдающийся российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Главной сферой его деятельности стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.
Проекты Карла Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
* * * * *
Он приехал в Петербург в 1787 году вместе с матерью – придворной балериной. Первоначальное образование получил в Петершуле. Архитектуру постигал на практике, работая под началом В.Ф. Бренны, своего учителя и многолетнего друга, – с 1796 года был его помощником на строительстве Михайловского замка.
В начале 1802 года Карл Росси получил заграничную командировку в Италию для завершения образования, где обучался во Флорентийской академии, одновременно изучая памятники классического прошлого. Вернулся зодчий в Россию в 1806 году и в этом же году по специальному ходатайству получил звание архитектора. Два последующих года он проработал как рисовальщик на стекольном и фарфоровом заводах.
Начальник Экспедиции кремлёвского строения Валуев в 1809 году пригласил Карла Росси в качестве старшего архитектора в Москву. Здесь зодчий участвовал в приведении в порядок обветшавшего Кремля, строил церковь Вознесенского монастыря в Кремле, деревянный театр у Арбатских ворот, приступил к перестройке Тверского дворца. Росси за свои работы в Твери был награждён орденом Владимира 4-й степени и чином коллежского советника.
В 1815 году Карл Иванович вернулся в Петербург и через год был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ и вместе со Стасовым и Михайловым встал во главе обширных работ по застройке столицы. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).
После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове, Росси осуществил строительство Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825; ныне здание Русского музея), ансамбля Михайловской площади (ныне площадь Искусств), и Михайловской улицы; Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1833); Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). В 1826 году архитектором была оформлена Галерея 1812 года в Зимнем дворце.
Блестящая победа Карла Росси как архитектора в работе над Александринским театром не только не принесла ему благодарности императорского двора, а, напротив, закончилась крушением всей его карьеры. Недовольство и интриги Инженерного департамента, вмешательство Николая I в ход строительных работ, тяжёлая и неприятная атмосфера вынудила Росси подать в 1832 году в отставку.
Прожив после этого ещё 17 лет, Росси уже ничего больше не строил – единственной постройкой, которую он спроектировал в 1841 году (в возрасте 66 лет), стала колокольня Юрьева монастыря рядом с Великим Новгородом. Между тем, даже после его отставки продолжалось и завершилось строительство зданий Сената и Синода по проекту Росси 1829 года.
Творчество зодчего оборвалось в самом зените его расцвета. Отстранённый от государственного строительства, он даже не подумал обратиться к частным заказам: привыкший строить дворцы и перепланировать районы и города, Росси не видел для себя другого приложения.
Академия художеств избрала Карла Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора 1-й степени.
Скончался Карл Иванович Росси 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_декабря #Р__