7 августа
1862 года родился Анри Эжен Огюстен ЛЕ СИДАНЭ (в Порт-Луи, остров Маврикий), французский художник, работавший в различных художественных направлениях – импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм и др.
* * * * *
После окончания Франко-Прусской войны 1870-1871 годов семья Ле Сиданэ (отец будущего художника был капитаном корабля) возвращается во Францию и живёт в Дюнкерке. Здесь Анри берёт свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита. При его поддержке юноша, приехавший в Париж поступает в Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля. Вскоре, увлеченный Эдуардом Мане и импрессионистами, он отходит от усвоенных им ранее принципов классической живописи.
В 1887 году проходит выставка картин Анри Ле Сиданэ в «Салоне французских художников». Сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, он добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются. Работы художника регулярно выставляются в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне. Ле Сиданэ много путешествует, а по возвращении на родину селится в Версале.
Его работы написаны в стиле импрессионизма и неоимпрессионизма, хотя начинал он как реалист. В течение 1890-х годов живопись художника ближе к символизму и пуантилизму. Его картинам свойственна мягкая, приглушённая, несколько таинственная атмосфера; они интеллектуальны по содержанию и проникнуты духом воспоминаний и ностальгии.
Поздние картины Ле Сидане – пейзажи без единой живой души: сады, монастыри, пустынные улицы – оставляют ощущение покоя и сосредоточенности. Ещё при жизни мастер получил прозвище «Метерлинк живописи».
О его творчестве восторженно отзывался Марсель Пруст. В четвёртом томе его эпопеи «В поисках утраченного времени» (Содом и Гоморра) один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку картин художника.
Скончался Анри Эжен Огюстен ЛЕ СИДАНЭ 16 июля 1939 года в Париже.
7 августа
1932 года родился Абеле БИКИЛА (в деревне Джато), эфиопский марафонец, получивший широкую известность победой в олимпийском марафоне 1960 года, всю дистанцию которого он преодолел босиком. Первый в истории двукратный олимпийский чемпион в марафоне, оба раза выигрывал с высшими мировыми достижениями.
* * * * *
Абебе родился в день проведения марафонского забега на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, в состав олимпийской сборной Эфиопии на Играх 1960 года был включен в последний момент — вместо Вами Бирату, получившего травму. Всю дистанцию римского марафона Бикила пробежал босиком. Обувь бегунам предоставляла фирма Adidas; когда Бикила пришёл примеривать беговые туфли, ни одна не была ему полностью удобной; поиски подходящей пары не увенчались успехом, и за несколько часов до старта он принял решение бежать босиком. Он выиграл дистанцию с олимпийским рекордом 2:15.16.
Эфиопское имя Абебе означает – «цветок, который расцвел». Несмотря на столь нежное имя, Абебе Бикила был солдатом и служил в личной гвардии, охранявшей императора Эфиопии Хайле Селассие I. Всерьез он увлекся бегом лишь за четыре года до Олимпиады.
В детстве Абебе, родившийся в горном селении, был пастухом. Когда Абебе Бикиле исполнилось 20 лет, он оказался в армии, во дворце императора в Аддис-Абебе. Сначала он увлекался футболом, но потом его феноменальную выносливость подметил спортивный инструктор императорской гвардии финн Онни Нисканен, в прошлом сам великолепный бегун. Он-то и стал готовить Бикилу к Олимпийским играм, уверовав, что тот сможет победить.
Солдата императорской гвардии, ставшего олимпийским чемпионом, на родине встречали, словно он сам был императором. Ожидая приземления самолета, вдоль шоссе, ведущего из аэропорта в Аддис-Абебу, выстроились сотни тысяч ликующих соотечественников. Триумфатор доехал до императорского дворца, где Хайле Селассие I вручил солдату своей гвардии орден «Звезда Эфиопии» и объявил о присвоении ему офицерского звания.
Правда, в дальнейшем не все в его жизни складывалось безоблачно. Олимпийскому чемпиону случилось даже быть обвиненным в заговоре против императора и какое-то время провести в тюрьме. Однако возмущение в стране было столь велико, что национального героя помиловали, и он продолжал службу и тренировки. Абебе Бикила четыре года спустя приехал в Токио на игры XVIII Олимпиады, почти никто не верил, что он сумеет повторить свой успех. В истории Олимпийских игр еще не было случая, когда в марафоне, тяжелейшей дистанции, кто-нибудь побеждал дважды. К тому же за считанные недели до начала игр Бикила перенес операцию по удалению аппендицита. Он закончил марафонскую дистанцию не только победителем, но и улучшив свой прежний олимпийский рекорд на три с лишним минуты. Закончив бег, начал вдруг выполнять упражнения, чтобы размять натруженные мышцы. Это оказалось настолько неожиданным, что вдруг наступила полная тишина. А потом стадион вновь взорвался криками восторга – зрители оценили не только его победу, но и феноменальную выносливость этого спортсмена.
Национальный герой Эфиопии всерьез готовился к участию и в третьей своей Олимпиаде – в Мехико, но выступить помешала травма колена. Олимпийский рекорд Бикилы был побит только через двенадцать лет.
Бикиле пришлось пережить страшную трагедию – его сбил автомобиль, и он получил перелом позвоночника, на ноги он больше так и не встал, передвигаясь в инвалидной коляске. Он освоил новый вид спорта – стрельбу из лука и даже принимал участие в некоторых соревнованиях. Он мечтал стать тренером и воспитывать новых великих бегунов, но этому не суждено было сбыться.
Скончался Абебе БИКИЛА 25 октября 1973 года в Аддис-Абебе.
7 августа
1844 года родился Гуго КАУФМАН (в Гамбугре, Германский союз), немецкий художник, один из даровитейших бытовых живописцев в Германии.
* * * * *
Сын ландшафтиста и жанриста Германа Куфмана, он обучался сначала в Штеделевском институте во Франкфурте-на-Майне под руководством Я. Бекера, потом, недолгое время, в Дюссельдорфской академии, а с 1863 года совершенствовался в Париже.
В 1874 году Гуго Кауфман поселился в Мюнхене. Тонкая наблюдательность, здоровый юмор, превосходная характеристика изображаемых сцен и действующих в них лиц составляют достоинство картин художника, приятных по краскам.
Скончался Гуго КАУФМАН 30 декабря 1915 года в Прин-ам-Кимзее (земля Бавария).
7 августа
В 1947 году родилась София Михайловна РОТАРУ /урожденная – Ротарь; в замужестве – Евдокименко/ (в селе Маршинцы, Черновицкая область, УССР), известная советская, украинская и российская эстрадная певица (контральто) и актриса. Имеет этнически молдавское происхождение. Народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского Комсомола, Герой Украины, кавалер молдавского «Ордена Республики».
Её репертуар насчитывает более 500 песен на русском, украинском, румынском, молдавском, болгарском, сербском, польском, немецком, итальянском, испанском и английском языках.
* * * * *
Будучи живой и подвижной, София с детства много занималась спортом, лёгкой атлетикой, стала чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады.
Её музыкальные способности проявились очень рано: она начала петь с первого класса в школьном хоре, также пела в церковном хоре. В юности Ротару привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности, брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен.
Первым учителем у неё был отец, который и сам очень любил петь, обладая абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. В школе София училась игре на домре и баяне, выступала с концертами в окрестных сёлах.
Первый успех пришёл к ней в 1962 году (победа в районном конкурсе). За её голос земляки одарили Софию званием «Буковинский соловей». Голос юной певицы был уникален в том, что будучи альто и спев такие оперные произведения, как «Целуй меня крепче» на испанском, она стала первой поп-певицей, кто пел речитативом, спев позже и рок-, и рэп- («Червона рута») и джазовые (песня «Магазин цветы») произведения.
После окончания школы в 1964 году София твёрдо решила стать певицей и поступила на дирижёрско-хоровое отделение (т.к. вокального факультета не было) Черновицкого музыкального училища. Первой эстрадной песней в её исполнении стала «Мама» А. Броневицкого, которую в то время исполняла Эдита Пьеха.
После окончания в 1968 году музыкального училища преподавала в нём теорию и сольфеджио. В этом же году Ротару была делегирована в Болгарию на IX-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, где она завоевала золотую медаль и первую премию в конкурсе исполнителей народных песен. Болгарские газеты пестрели заголовками: «21-летняя София покорила Софию».
Её карьера ознаменована как всесоюзным, так и международным успехом на музыкальной сцене. В советских СМИ и обществе она признавалась одной из ведущих певиц СССР, зарубежная пресса до распада СССР называла её «Дирижёр СССР» сравнивая её с Наной Мускури.
Ныне именуется «легендарной», «королевой эстрады», «примадонной» и «золотым голосом Украины». В 2000 году Высшим академическим советом Украины признана лучшей украинской эстрадной певицей XX столетия.
Проживает в Ялте и Киеве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #Р__
7 августа
1867 года родился Эмиль НОЛЬДЕ /наст. имя – Ганс Эмиль Хансен/ (в Нольде, Пруссия), один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века.
Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.
* * * * *
Его юношеские годы прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом. В 1884-1891 годах Эмиль обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. С ознакомительной поездкой он побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.
После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде.
В период 1910-1912 годов к художнику пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913-1914 годах он совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве.
В 1941 году ему запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего он написал около 1300 акварелей.
После 1945 года художника ожидал почёт и многочисленные выставки. До 1951 года он написал ещё около 100 картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества.
Скончался Эмиль Нольде 13 апреля 1956 года в Зеебюле (община Нойкирхен, ФРГ).
* * * * *
Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.
7 августа
В 1859 году родился Фёдор Осипович ШЕХТЕЛЬ /имя при рождении – Франц-Альберт Шехтель/ (в Санкт-Петербурге), величайший российский и советский архитектор рубежа XIX и XX столетий, живописец, график, сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
«Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество – одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“»
На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье.
Около 86 возведённых по проектам Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из этих построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
* * * * *
Детство он провёл в Саратове, окончил Приготовительное училище Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. После переезда в Москву обучался в Строгановском училище, но был отчислен за плохую посещаемость. Работал помощником у известных московских зодчих конца XIX века. Под влиянием Каминского (знатока русского и западных средневековых стилей) у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который нашел отражение в его работах.
С конца 1870-х годов Шехтель иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами «Будильник» и «Сверчок». Вместе со своим приятелем по училищу Н. Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова «Пёстрые рассказы».
Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создавал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К. Вальцу, работал в народном театре «Скоморох», оформлял народные гуляния.
Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре, а в 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д.Н. Чичагова.
Настоящий же успех пришел к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (ему помогал тогда ещё малоизвестный М. Врубель). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.
В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях – «русском» и «готическом». Но главный его принцип – здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки.
Весной 1900 года в творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна, возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки. Она дала творческий импульс многим художникам. На выставке Шехтель был награждён серебряной медалью.
В 1901 году Фёдор Осипович удостоился звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в любимом «псевдорусском» стиле – Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина. Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, благодаря Шехтелю МХТ обрёл свой фирменный дизайн.
До революции он создал ряд значительных построек, в т.ч. в стиле «рационального модерна» – со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади – прекрасный образец этого стиля.
Работал архитектор не только в Москве, данью памяти Антону Чехову стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге, Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.
В 1914 году, после начала I-й мировой войны, Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор. Он был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.
Скончался Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #Ш__
7 августа
В 1925 году родился Владимир Иванович ЗАРУБИН (в деревне Андрияновка, Орловская область), выдающийся русский художник, мультипликатор (аниматор), член Союза кинематографистов СССР.
Известен также как художник поздравительных открыток (в основном, на мультипликационную тематику), рисунков на конвертах, календарей и др. А новогодние открытки Зарубина копировали для стенгазет, героев, созданных Владимиром Ивановичем, – обаятельных зайчиков, белочек, медвежат, ежат, снеговиков, румяного Деда Мороза с мешком подарков – в преддверии Нового года гуашевыми красками рисовали на витринах магазинов…
Его работы ценятся коллекционерами: коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии. В 2007 году был издан каталог открыток Владимира Зарубина.
* * * * *
Перед войной жил с родителями в Лисичанске. Когда город был захвачен немцами, был угнан в Германию, работал в трудовом лагере в Руре, откуда был освобождён американскими войсками.
В период 1945-49 годов служил стрелком в комендатуре Советской армии. После демобилизации Владимир Зарубин начал карьеру художника – сначала работал таковым в Министерстве угольной промышленности, а с 1950 по 1958 год был художником на заводе.
В этот период обучался в вечерней средней школе, а параллельно занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».
С 1957 по 1982 год Зарубин работал аниматором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов, среди которых любимые: «Ну, погоди!», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты» и многие др.
Его первая открытка с символом того времени – веселым космонавтом была выпущена в 1962 году. Впоследствии Владимир Иванович иллюстрировал немало книг, но главной его любовью оставались открытки. Он автор самых трогательных и ярких новогодних открыток. В CCCР наверное, не было ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не получал на Новый год открытку с добрыми сценками, заботливо прорисованными рукой художника Владимира Зарубина. В советское время их десятками приносили в каждый дом – традиция поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников, бывших соседей была сложившейся и любимой.
Довольно быстро открытки Зарубина стали самыми популярными в стране. Их общий тираж вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Сколько улыбок вызывали его открытки тогда…, сколько тёплых воспоминаний пробуждают они сейчас…
Когда у художника спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».
Скончался Владимир Иванович Зарубин 21 июня 1996 года в Москве.
* * * * *
Художника не стало, а его работы продолжают жить, в них мы по-прежнему чувствуем его тепло, лукавый взгляд и добрую улыбку. Взяв в руки эти открытки, вы тоже обязательно улыбнетесь, а, значит, света и радости в этом мире чуточку прибавится. С улыбкой!
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #З__
7 августа
В 1839 году родился Михаил Петрович БОТКИН (в Москве), русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. Брат Василия и Сергея Боткиных.
С 1856 года учился в Императорской Академии Художеств под руководством профессора Ф. Завьялова и Ф. Бруни. Затем прожил несколько лет в Германии, Франции и Италии. Здесь он сблизился со многими русскими художниками, в особенности с Александром Ивановым, творчество которого почитал всю жизнь. В 1880 году Боткин издал книгу «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка».
Возвратившись из-за границы в 1863 году, за свои исторические картины Боткин получил звание академика живописи. Он довольно успешно продвигался по карьерной лестнице, получая звания, чины, награды и должности. В свое время состоял в 18-ти должностях, занимая видное положение в Академии художеств: был членом совета Императорской Академии художеств (с 1879) и Императорской Археологической комиссии (1888), членом Общества поощрения художеств, директором Музея Императорского Общества поощрения художеств (с 1896), председателем правления Первого российского страхового общества, членом совета Петербургского международного коммерческого банка и др.
Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени. В течение 50 лет Михаил Петрович собирал предметы художественной старины. Подолгу живя за границей, он приобрел немало сокровищ. Были в собрании и редкие картины старинных мастеров: Пентуриккио, Боттичелли, Андреа Мантенья.
Его дом на Васильевском острове стал подлинным музеем. Из итальянских путешествий Боткин привёз в Петербург ценные памятники ренессансного и античного искусства. Особенно выдающимся было собрание ваз и терракот. Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства.
В 1920 году художественные собрания М.Боткина поступили в Государственный Эрмитаж.
Скончался Михаил Петрович Боткин в Санкт-Петербурге 4 февраля 1914 года..
Его дочь, Елена Михайловна, в 1925—1926 годах передала 278 картин отца в дар в 27 музеев СССР.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #Б__
7 августа
1945 году родился Александр Борисович ЖУРБИН (в Ташкенте), российский композитор, член Союза композиторов, Союза кинематографистов. Лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка (композитор)» (2007).
* * * * *
Окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем — Институт им. Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории. Учился у таких мастеров, как Н.Пейко, Г.Литинский, А.Хачатурян, С.Слонимский и Ю.Кон.
С 1970 по 1977 год жил в Ленинграде, где поставил «Орфея и Эвридику» — первую советскую рок-оперу (написана в 1975 году, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории).
Журбин активно работал в академических жанрах. Кроме того, работал в жанре легкой эстрадной музыки. Написал около двухсот песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка — жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в Голубом» и другие).
С 1990 по 2001 год композитор жил с семьёй в Нью-Йорке. С 2001 года Александр постоянно живёт в Москве.
7 августа
1870 года в Карлсбаде (ныне Карловы-Вары) русский поэт Федор Иванович Тютчев написал свое знаменитое стихотворение «Я встретил вас…», имеющее в посвящении таинственные буквы «К.Б.».
В этом стихотворении описывается чувство человека, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым, которое представляется герою в образе любимой женщины. С ней он провёл самые прекрасные дни своей юности.
А посвятил он это стихотворение 62-летней баронессе Крюденер (отсюда и название – «К.Б.»), которую 67-летний поэт встретил на водах после почти полувековой разлуки.
До замужества баронесса носила имя Амалия Лерхенфельд и была предметом пылкого чувства юного поэта. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев был очарован. Однако влюбленным не суждено было связать свои жизни. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, а Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.
Последняя встреча Тютчева и Амалии произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась любовь его юности. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…
Многие композиторы писали музыку на стихи Тютчева. Однако самой известной стала мелодия, которую нам даровал Иван Семенович Козловский – он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты – сборник произведений Л.Д. Малашкина, знакомого нам по романсу «О, если б мог выразить в звуке...». Иван Козловский поет мелодию, похожую на ту, которую написал Малашкин к стихам «Я встретил вас», почти ставшую народной мелодией.