30 августа
1863 года родился Сергей Михайлович ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ (в Покровском уезде, Владимирская губерния), русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.
Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии.
* * * * *
Три года Сергей учился в Александровском лицее Петербурга, однако не закончил полного курса. В период 1886-88 годов слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Затем был слушателем Императорской Военно-медицинской академии (1888-1890), которую также по какой-то причине не окончил. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств.
В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований и продолжал эти доклады в течение 20 лет. Через год он стал членом Пятого фотографического отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Прокудин-Горский являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.
Первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами» он опубликовал в 1898 году.
ИРТО показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке1900 года.
В 1902 году фотограф в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.
Первую большую фотопоездку по России Прокудин-Горский совершил в 1905 году, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса свет увидели лишь около 90 открытых писем.
В 1906 году фотограф много времени проводил в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.
Сергей Михайлович выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в ИРТО, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.
В период 1909-1916 годов Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
К празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года он фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.
Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.
Переехав в 1922 году в Ниццу, фотограф работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном.
Скончался Сергей Михайлович ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ 27 сентября 1944 года в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немцев. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
-------------------------------------------------------------------------------------—
Смотри редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото) по ссылке: http://www.catsmob.com/photo/2337-redchayshie-cvetnye-fotografii-prokudina-gorskogo-4-70-foto.html
30 августа
1880 года родился Николай АСТРУП (в Бремангере), один из самых великих норвежских художников начала ХХ века.
Для него характерно соединение реальных пейзажей с фантастическими элементами, его стиль своеобразен и не имеет аналогий в современном ему норвежском искусстве.
Считается, что работы Аструпа наиболее глубоко выразили идентичность Западной Норвегии.
* * * * *
Выходец из семьи священника, он начал заниматься живописью, не имея никакого формального образования, будучи самоучкой.
В 1899 году Николай Аструп поступил в художественную школу в Христиании, а через 2 года получил стипендию, давшую ему право на поездку по Европе. В рамках этой поездки он посетил Любек, Гамбург, Дрезден, Берлин и Мюнхен. В Париже учился в художественной академии у норвежского художника Кристиана Крога. Вернувшись в 1902 году в Норвегию, художник поселился в Йёльстере.
В дальнейшем Аструп посетил Лондон (1908), Берлин (1911), в 1916 году – Копенгаген и Стокгольм, где встретился с принцем Евгением, а в 1922 году с семьёй посетил Алжир (через Германию и Италию, с остановкой в Париже на обратном пути).
Наследие художника составляют живописные и графические работы. Многие сюжеты многократно повторяются и взяты из окрестностей дома художника в Йёльстере.
Скончался Николай АСТРУП 21 января 1928 года в Фёрде (Норвегия).
30 августа
1855 года родилась Эвелин де МОРГАН /урождённая – Эвелин Пикеринг/ (в Лондоне), английская художница, последовательница прерафаэлитов.
Писала главным образом произведения на литературные и мифологические сюжеты («Маленькая морская русалка», «Фосфор и Геспер»).
* * * * *
Эвелин была старшим ребенком в богатой аристократической семье: отец художницы был преуспевающим адвокатом. Поэтому она получила прекрасное домашнее образование, а с 15 лет начала брать уроки рисунка.
Родители считали, что для девушки из хорошей семьи важнее всего удачно выйти замуж, но Эвелин с детства мечтала о карьере художницы и втайне от родителей занималась живописью под руководством своего дяди Джона Спенсера Стэнхоупа, художника-прерафаэлита.
В 1873 году она поступила в Школу искусств Слэйда в мастерскую Пойнтера, где стала самой юной студенткой, и была одной из лучших женщин-студентов. В 1875 году после окончания школы Эвелин отправилась вместе с дядей в путешествие по Италии, посетила Рим, Перуджу и Флоренцию, изучала там произведения художников Раннего Возрождения. Особое впечатление на нее произвела живопись флорентийской школы, в первую очередь, творчество Сандро Боттичелли.
В 1887 году она вышла замуж за художника по керамике Вильяма де Моргана.
Эвелин де Морган испытала заметное влияние живописи прерафаэлитов, особенно Эдварда Берн-Джонса, став одной из самых талантливых его последователей. Влияние Берн-Джонса на ее картины неоспоримо, и в то же время оно несет в себе черты индивидуальности.
Работы художницы представлены в Национальной галерее и Фонде Эвелин де Морган в Лондоне.
Скончалась Эвелин де МОРГАН 2 мая 1919 года в Лондоне, похоронена на кладбище в Бруквуде.
30 августа
1797 года родилась Мэри ШЕЛЛИ /урождённая – Мэри Уолстонкрафт Годвин/ (в Лондоне), английская писательница, драматург, эссеист и биограф, наиболее известная своим готическим романом «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Также занималась редактурой и продвижением произведений мужа, поэта-романтика и философа Перси Биши Шелли.
* * * * *
Из семьи известных английских писателей конца XVIII века Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, бывших в свое время «властителями дум» английского общества, она получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени.
Потеряв жену, отец женился во второй раз. С мачехой у Мэри сложились плохие отношения, она была вопиющей противоположностью одухотворённому образу её матери.
С раннего детства девочка привыкла жить мечтами и книгами, пробовала писать. «Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве, – отмечала позднее Мэри. – Я марала бумагу ещё в детские годы, и моим любимым развлечением было писать разные истории».
Весной 1814 года она познакомилась с поэтом Перси Биши Шелли, который поразил ее воображение. Поскольку отец Мэри не одобрил её связь с Шелли, 28 июля 1814 года пара в сопровождении сводной сестры Мэри тайно уехала во Францию, а возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть. Утешением для Мэри стали её работы и Перси.
После трагической гибели поэта в 1822 году Мери посвятила жизнь редактированию и публикации его наследия и воспитанию их сына.
Женщина талантливая и образованная, она зарабатывала на жизнь литературным трудом, поскольку свекор выделял на внука весьма скудное содержание. При жизни Мери Шелли выпустила 6 романов. Пять из них прочно забыты и принадлежат истории литературы. Но самый первый, написанный в 19 лет, стал поистине классическим произведением – «Франкенштейн, или Современный Прометей», в тексте которого прихотливо сочетаются элементы готического романа, поэтики романтизма и просветительского реализма.
При чтении её малоизвестных произведений становится ясно, что она всю жизнь придерживалась радикальных политических взглядов. Во многих работах она утверждала, что основой реформирования гражданского общества должны стать сотрудничество и сочувствие, сродни тем, что проявляют женщины в семье.
Скончалась Мэри ШЕЛЛИ 1 февраля 1851 года в Лондоне.
-----------------------------------------------—
Прочитать роман Шелли Мэри «Франкенштейн, или Современный Прометей» можно по ссылке: http://modernlib.net/books/shelli_meri/frankenshteyn_ili_sovremenniy_prometey/read_1/
30 августа
В 1748 году родился Жак-Луи ДАВИД (в Париже), французский живописец, основоположник французского неоклассицизма.
Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры, где его учителем стал художник Ж.М. Вьен, создававший картины на античные сюжеты. Закончив академию, молодой живописец отправился на стажировку в Италию, где провёл 4 года, а по возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.
В ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса», 1771). Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника. Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.
Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида – «Клятва Горациев» (1784) на сюжет из римской истории. Трое братьев из знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.
Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические чувства. В 1787 году живописец создал картину «Смерть Сократа», в 1789 – «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма Бастилии и сразу стало очень популярно. На нём изображались такие знакомые парижанам картины – женщины оплакивают погибших.
С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791) не была закончена мастером, т.к. большинство её героев – депутатов парламента – уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В 1793 году Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда Наполеона в Париж и с тех пор становится его пылким сторонником, а в дальнейшем – главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 и др.), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800; портреты четы Серизиа, 1795) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805-1807).
После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) вынужден был уехать в Швейцарию, затем переехал в Брюссель.
Скончался Жак-Луи Давид 29 декабря 1825 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_августа #Д__
30 августа
В 1920 году родился Леонид Аронович ШВАРЦМАН /наст. имя – Израиль Аронович Шварцман/ (в Минске), художник анимационного кино, режиссёр. Народный художник Российской Федерации.
Окончил в 1941 году школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры и был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны работал на танковом заводе в Челябинске.
В 1951 году окончил ВГИК с дипломом художника-постановщика мультфильмов, параллельно (с 1948 года) работал на киностудии «Союзмультфильм». С 1951 года стал художником-постановщиком (до 1963 года в соавторстве с А.В. Винокуровым), а с 1975 года – режиссёром.
Работал как в рисованной, так и в кукольной анимации, преимущественно – с режиссёрами Л.К. Атамановым, Р.А. Качановым, И.В. Уфимцевым, И.С. Аксенчуком.
Ряд работ Шварцмана удостоились международных наград. К этим работам относятся анимационные фильмы: «Золотая антилопа», «Варежка», «Снежная королева», «38 попугаев», «Обезьянки». Кроме того, Шварцман известен тем, что как художник-постановщик принимал участие в создании визуального образа Чебурашки для мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена» (1968).
Впоследствии Чебурашка стал также талисманом Олимпийской сборной России на летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах.
Участник многих выставок, в том числе – персональных, иллюстрирует детские книги. Выдвигался на Ленинскую и Сталинскую премии. Обладатель американской награды «Голливуд – детям» и приза «За вклад в профессию» на XI-ом Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале (2006).
Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член Международной ассоциации мультипликационного кино (ASIFA).
24 февраля 2011 года, Леонид Аронович Шварцман подарил Московскому Музею Анимации 39 своих уникальных, авторских работ, выполненных в период с 1957 по 2002 год.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_августа #Ш__
30 августа
В 1860 году родился Исаак Ильич ЛЕВИТАН (в Кибартау, Сувалкская губерния, Литва), известный русский художник, мастер «пейзажа настроения».
Его творчество развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры – современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около 1 тысячи полотен, пастелей, рисунков.
* * * * *
Мальчиком в 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, Исаак упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую Саврасова, а позже становится учеником Поленова.
Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.
С ученической выставки 1880 года Павел Третьяков приобретает картину 19-летнего художника «Осенний день. Сокольники». Это было первым признанием его таланта.
В летние месяцы 1880-84 годов он пишет с натуры в Останкине («Дубовая роща. Осень», «Сосны» и др.). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом.
Левитан – один из самых больших поэтов Волги, природа с ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты: «Вечер на Волге» (1888) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889).
«Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней», – писал в эти годы художник А.П. Чехову.
В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. Савва Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.
Лучшие свои произведения Левитан написал в период 1890-95 годов. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка», последнюю он преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, где им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег», «Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день».
В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
Картина «Озеро» (1899-1900) стала лебединой песней художника, на которой представлен обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел.
Скончался Исаак Ильич Левитан 4 августа 1900 года в Москве. Был похоронен по соседству с Дорогомиловским кладбищем. Весной 1941 года его прах перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_августа #Л__
30 августа
В 1871 году родился Эрнест РЕЗЕРФОРД (в Спринг Груве, Новая Зеландия), английский физик новозеландского происхождения, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы. Лауреат Нобелевской премии по химии1908 года.
Известен как «отец» ядерной физики, создатель планетарной модели атома. Все опыты, поставленные Резерфордом, носили фундаментальный характер и отличались исключительной простотой и ясностью.
Он является одним из самых уважаемых в мире ученых. В 1914 году Георг V посвятил Резерфорда в рыцари, в качестве рыцаря-бакалавра. В 1925 году принял его в члены Ордена Заслуг, а в 1931 году назначил бароном.
В честь Эрнеста Резерфорда назван химический элемент номер 104 в периодической системе – Резерфордий, впервые синтезированный в 1964 году и получивший данное название в 1997 (до этого носил название «Курчатовий»).
* * * * *
Из 12 детей в семье Эрнест оказался наиболее одаренным, он блестяще окончил начальную школу и даже получил премию 50 фунтов стерлингов для продолжения образования.
В колледже учителя обратили внимание на его исключительные математические способности, но математиком он не стал. Не стал и гуманитарием, хотя проявлял недюжинные способности к языкам и литературе. Эрнест увлёкся естественными науками – физикой и химией.
По окончании колледжа Резерфорд поступил в Кентерберийский университет. Он участвовал в создании научного студенческого общества, а в 1891 году сделал доклад на тему «Эволюция элементов», где впервые прозвучала идея о том, что атомы – сложные системы, построенные из одних и тех же составных частей». Создание им приёмника электромагнитных волн, удивило даже крупных учёных. Спустя всего несколько месяцев ему была присуждена «стипендия 1851 года», которой отмечались самые талантливые выпускники провинциальных английских университетов.
После этого Резерфорд в течение 3 лет работал в Кембридже, в Кавендишской лаборатории, под руководством известного физика Джозефа-Джона Томсона. В 1898 году он начал изучать радиоактивность. Первое же фундаментальное открытие Резерфорда в этой области – обнаружение неоднородности излучения, испускаемого ураном – сделало его имя известным в научном мире, а в науку вошло понятие об альфа- и бета-излучении.
В качестве профессора, лучшего в Канаде Мак-Гиллского университета, Резерфорда пригласили в Монреаль. Перед отъездом Дж. Томсон вручил ему рекомендательное письмо, где было написано: «В моей лаборатории ещё никогда не было молодого учёного с таким энтузиазмом и способностями к оригинальным исследованиям, как господин Резерфорд, и я уверен, что, если он будет избран, то создаст выдающуюся школу физиков в Монреале…». Предсказание Томсона сбылось. Резерфорд проработал в Канаде 10 лет и действительно создал там научную школу.
В 1903 году Резерфорд стал членом Лондонского королевского общества, а в период 1925-30 годов занимал пост его президента.
Фундаментальный труд учёного «Радиоактивные вещества и их излучения», вышедший в 1904 году стал энциклопедией для физиков-ядерщиков.
В 1907 году Резерфорд переезжает из Канады в Англию, чтобы занять должность профессора кафедры физики Манчестерского университета. Сразу же после приезда Резерфорд занялся экспериментальными исследованиями радиоактивности. Вместе с ним работал его помощник и ученик, немецкий физик Ханс Гейгер, разработавший ионизационный метод измерения интенсивности излучения – широко известный счетчик Гейгера.
Резерфорд произвел серию опытов, подтвердивших, что альфа-частицы представляют собой дважды ионизованные атомы гелия. Вместе с другим своим учеником, Эрнестом Марсденом , он исследовал особенности прохождения альфа-частиц через тонкие металлические пластинки. На основании этих опытов ученый предложил планетарную модель атома: в центре атома – ядро, вокруг которого вращаются электроны. Резерфорд предсказал открытие нейтрона, возможность расщепления атомных ядер легких элементов и искусственных ядерных превращений.
В 1908 году Резерфорду была присуждена Нобелевская премия по химии «за проведенные им исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».
В течение 18 лет – с 1919 года и до конца своей жизни – Резерфорд возглавлял основанную в 1874 году Кавендишскую лабораторию. До него ею руководили великие английские физики Максвелл, Релей и Томсон. Резерфорд не дожил всего несколько лет до того, как немецкие физики Отто Ган и Лизе Майтнер (Мейтнер) открыли деление урана.
По словам Патрика Блэкетта, одного из ближайших сотрудников Резерфорда, это открытие «в известном смысле явилось последним из великих открытий в ядерной физике, отличающейся от физики элементарных частиц. Резерфорд не дожил до кульминационного пункта развития направления, которое фактически было областью его научной деятельности».
Скончался учёный 19 октября 1937 года в Кембридже. Как и многие великие люди Англии, Эрнест Резерфорд покоится в соборе Святого Павла, в «Уголке науки», рядом с Ньютоном, Фарадеем, Дарённом, Гершелем.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_августа #Р__