2 марта
1783 года родился Александр Иванович ЗАУЕРВЕЙД (в Курземе, Речь Посполитая, Российская империя), немецкий и русский художник, профессор батальной живописи Императорской Академии художеств (ИАХ).
* * * * *
Получил образование в Дрезденской академии. В1812 году, тогда ещё совсем молодым художником, выполнил ряд изображений лошадей по заказу Наполеона Бонапарта.
Склонность к батальной живописи вполне успешно начала реализовываться для молодого живописца в Париже и Лондоне, когда появились картины «Взятие Парижа», «Сражение при Ватерлоо», «Александр I и граф Платов на параде в Гайд-парке».
В 1814 году Александр Зауервейд был приглашён императором Александром I в Санкт-Петербург для исполнения картин военного содержания и рисунков обмундирования русских войск. При Николае I художник был преподавателем рисования при великих князьях.
В 1827 году Санкт-Петербургская Академия художеств избрала его в свои почётные вольные общники, вскоре, после чего он получил в ней должность руководителя класса баталической живописи. В 1842 году Александр Иванович становится профессором Академии 2-й степени, покровительствует начинающим живописцам. За 15 лет педагогической работы он воспитал целую школу русских баталистов.
Большинство картин Зауервейда находилось в Санкт-Петербургских императорских дворцах. Особенно у него хорошо получались фигуры лошадей. Кроме картин, мастер оставил после себя массу рисунков, выполненных акварелью и пером.
Мастерски владея гравировальной иглой, он воспроизвёл многие из своих композиций в аквафортах.
Художник выполнил «Анатомию лошади в литографированных листах» в качестве учебного пособия. Именно с него берет начало прочная традиция мастерства в изображении коня, столь характерная для русских баталистов.
Скончался Александр Иванович ЗАУЕРВЕЙД 6 ноября 1844 года в Санкт-Петербурге.
2 марта
1937 года родилась Тамара Григорьевна ЮФА /урождённая – Чванова/ (в деревне Колодезная, Воронежская область; ныне Липецкая область), замечательная советская и российская художница, заслуженный художник Российской Федерации. Народный художник Карелии. Лауреат Государственной премии Карельской АССР. Почётный гражданин Петрозаводска.
В графике она известна в первую очередь работами на сюжеты карело-финского эпоса «Калевала» («Сюоятар», «Лоухи и дочь», «Невеста Похьелы», «Айно», «Рунопевцы» и др.). Композиции выполнены в бело-чёрной гамме, изредка вводится охра («Лебедь Туонелы», «Марьятта», «Плач невесты», «За лебедем смерти»).
* * * * *
В период 1956-1960 годов обучалась в Ленинградском художественно-педагогическом училище. По окончании учебы Тамара Юфа преподавала в школе посёлка Ладва Карельской АССР; с 1964 года по настоящее время проживает в Петрозаводске.
Художница создала станковые композиции по мотивам «Слова о полку Игореве», выполнила иллюстрации к изданиям эпоса «Калевала», к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», к сказкам Андерсена, Топелиуса, Братьев Гримм, Перро и других авторов.
«Калевала» же стала главной книгой в жизни Тамары Юфа, а иллюстрации к эпосу – творческой удачей в создании своего уникального и неповторимого стиля в изобразительном искусстве. Калевальская графика художницы – это мир радости и грусти, любви и страдания. Мечты и печали юных дев, подвиги юношей, переживание матерей, мудрость старцев... Ею очень тонко передана красота северной природы, края зеркальных озер и бескрайних лесов.
Тамара Григорьевна ЮФА работала в качестве сценографа в Национальном театре Республики Карелия, Карельском театре кукол, оформила спектакли по произведениям Топелиуса, Ибсена и Линдгрен.
Самое большое её публичное собрание работ находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.
2 марта
1901 года родился Вячеслав Владимирович ПАКУЛИН (в Рыбинске на Волге, Ярославская губерния), российский советский живописец и график, сценограф, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Член Ленинградского Союза художников.
* * * * *
В 1916 году он поступает в Петрограде в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Затем продолжает учёбу на Высших курсах декоративно-прикладного искусства имени Штиглица.
С 1918 года Вячеслав Пакулин работает как театральный художник и одновременно учится на курсах сценических постановок, организованных Мейерхольдом. В результате слияния училища Штиглица и Академии художеств юноша оказывается студентом живописного факультета ВХУТЕМАСа.
Молодой художник в 1922 году впервые принял участие в выставке «Обзор новейших течений» проходившей в Музее художественной культуры. Выставка была организована В. Татлиным и являла собой попытку «консолидации левых сил» в Петрограде.
В 1927 году Пакулин становится председателем объединения «Круг художников», в состав которого первоначально вошли его сокурсники, а позднее к ним примкнула наиболее активная творческая молодежь Ленинграда.
Для самого художника, поиски декларируемого «стиля эпохи воплотились в создании им серии программных живописных произведений, до сих пор считающихся его лучшими работами: «Жница» и «Женщина с ведрами».
Эти монументальные образы не были единственными в творчестве Пакулина. Наравне с монументальными полотнами он создает также камерные портреты «Дама с веером» (1927) и «Женщина в красной шляпе» (1927), экспрессивные полотна «Матрос» (1928) и «Террор» (1929), и сориентированные на иконописные традиции работы на дереве – «Да здравствует Международный день работниц!» (1929) и «Мать» (конец 1920-х).
Предвоенные годы Вячеслав Пакулин пережил тяжело, его предыдущий живописный талант остался в прошлом. В эти годы он работает, в основном, в пейзаже, входит в круг «ленинградской школы пейзажной живописи.
На жизнь художник зарабатывал в это время оформлением массовых праздников, работал также в составе творческой бригады над панно «Хлопок» в Москве, «Физкультура» для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
В конце июня 1941 года вместе с группой художников, руководимой В.А. Серовым, выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно.
Зимой 1941-42 годов Пакулин начал работу над серией пейзажей: работал на улицах Ленинграда, возил за собой подрамники. Не переставал работать во время обстрелов и бомбёжек, написал несколько десятков пейзажей. Вячеслав Владимирович любил Ленинград, однако до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города.
В марте 1943 года он выезжал в составе группы художников на передовую, рисовал портреты бойцов. В 1944 году принял участие в выставке пяти художников в Русском музее (В. Конашевич, В. Пакулин, А. Пахомов, К. Рудаков и А. Стрекавин), показав 28 своих блокадных пейзажей. Позднее они экспонировались в Москве, ещё раз засвидетельствовав достижения художника, его причастность к лучшим традициям «ленинградской школы».
В послевоенные годы произведения Пакулина подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Художнику довелось перенести глубокое потрясение: он стал свидетелем уничтожения части своих работ; по приказу свыше в 1949 году этот чудовищный акт вандализма осуществили работники Художественного фонда ЛССХ.
Скончался Вячеслав Владимирович ПАКУЛИН 18 сентября 1951 года в Ленинграде.
Произведения художника хранятся, преимущественно, в Государственном Русском музее, также и в других в музеях и частных собраниях России, Украины, Германии, США и других стран.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #П__
https://vk.com/album-48234198_252007997
2 марта
В 1938 году родился Слава /Вячеслав Михайлович/ ЗАЙЦЕВ (в Иваново), советский и российский художник-модельер, живописец и график, профессор. Действительный член Российской академии художеств. Народный художник России. Лауреат Государственной премии России.
С 1982 года и по сей день мастер в своем Доме моды (Москва) создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В.М. Зайцева.
* * * * *
После школы он поступил в ивановский Химико-технологический техникум, с отличием окончил факультет прикладного искусства и в 1956 году приехал в Москву.
По распределению, после обучения в Московском текстильном институте по специальности «художник-модельер», в 1962 году поехал в город Бабушкин (Бурятия) на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза художественным руководителем.
Успешно проявив себя, Вячеслав Зайцев в 1965 году вернулся в Москву в Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, где проработал 13 лет – по заказам создавал костюмы для театра, кино, телевидения, эстрады, фигурного катания.
В 1979 году он ушёл в небольшое ателье, которое к 1982 году превратил в Московский Дом моды, став его директором.
В сентябре 1997 года в Доме моды Вячеслава Зайцева начинает свою работу Лаборатория Моды, которую он возглавляет. В годы перестройки Раиса Горбачева утверждала, что Вячеслав шьёт для неё, хотя он это и отрицает. Позднее был модельером Людмилы Путиной и Светланы Медведевой.
С 2007 по 2009 годы – Вячеслав Зайцев ведущий шоу «Модный приговор» на телевидении.
В 2011 году, участвуя в съемках передачи Владимира Познера, заметил: «У нас государство не заинтересовано… не понимают, что это просто потрясающий бизнес. Если Франция – маленькая страна имеет такую колоссальную прибыль от моды, то мы, имея огромный простор, огромное количество людей, которые способны принять это… Просто подарок людям огромный, если бы это приняло на вооружение наше государство».
Тогда же модельер также посетовал, что российские власти никак не поддерживают молодых талантливых модельеров. «Если на Западе молодой художник-модельер имеет возможность принять участие в выставках, в международных показах, их дотируют, покупают билеты, создают условия для работы, – отметил он, – то у нас этого ничего нет – мы абсолютно выброшены».
Слава Зайцев необычайно популярен: его имя без малого 40 лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде – не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #З__
2 марта
В 1817 году родился Николай Егорович СВЕРЧКОВ (в Петербурге), русский баталический и жанровый живописец, академик живописи, художник-портретист, анималист. Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству.
За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур.
* * * * *
Отец Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Николай начал рисовать довольно рано. Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 году в Воспитательное училище при Академии Художеств. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел.
Два года, проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В свободное время юноша продолжал упорно заниматься техникой рисунка и живописью. В 1839 году он дерзнул послать на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сморчковой». Успех был невероятным и его удостоили звания: свободный художник портретной живописи.
Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
В жизни художника 1850 году были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова.
В начале 1860 годов Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех.
Скончался Николай Егорович Сверчков 25 июля 1898 года в Царском Селе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #С__
2 марта
В 1824 году родился Бедржих СМЕТАНА /имя при крещении – Фридрих/ (в Литомишле), чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.
* * * * *
С 5 лет будущий композитор играл на скрипке, а в 6 лет публично выступил как пианист. В школьные годы с увлечением играет в оркестре, начинает сочинять. Свое музыкально-теоретическое образование Сметана завершает в Пражской консерватории под руководством И. Прокша, одновременно он совершенствуется в игре на фортепиано.
К этому же времени относится знакомство Сметаны с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге. Впоследствии Лист высоко оценит произведения чешского композитора и окажет ему поддержку.
В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге, где работал в течение следующих пяти лет и как педагог, и как музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты.
По инициативе Сметаны был проведен всенародный сбор средств на постройку Национального театра, который в 1881 году открылся премьерой его новой оперы «Либуше». И сейчас в Чехословакии существует традиция исполнения этой оперы в дни национальных праздников, особо знаменательных событий.
Будучи дирижером оперного театра, он пропагандирует не только чешскую, но и зарубежную музыку — в особенности новых славянских школ (М. Глинка, С. Монюшко). Для постановки опер Глинки в Праге из России был приглашен М. Балакирев.
В 1874 году Сметана тяжело заболел и был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у дочери и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку.
Скончался Бедржих Сметана 12 мая 1884 года в Праге.
В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая исполнением самого известного сочинения композитора — цикла «Моя Родина».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #С__
2 марта
В 1707 году родился Луи-Мишель ван ЛОО (в Тулоне), придворный художник-портретист эпохи рококо, один из самых успешных представителей прославленной династии французских художников нидерландского происхождения ван Лоо.
Его кисти принадлежат портреты некоторых видных исторических деятелей – Дидро, Помбала и др.
* * * * *
Учился рисовать у отца, кроме этого посещал занятия в Королевской академии искусств в Париже, в которой в 1726 году ему была присуждена 1-я премия по живописи.
В 1728 году Луи-Мишель приехал в Рим, где познакомился с Франсуа Буше. В 1732 году художник возвращается во Францию – через Турин, где пишет портрет семьи герцога Савойского. В Париже ван Лоо принимается в Королевскую академию искусств, и преподаёт в ней с 1735 года.
В 1737 году он был приглашен в Мадрид, где стал придворным художником испанского короля Филиппа V. В Испании ван Лоо занимается также и преподавательской деятельностью. Вместе со своим учеником Мелендесом стоял у истоков Королевской академии искусств Сан-Фернандо (открылась в 1752).
В 1753 году ван Лоо возвращается во Францию, и в Париже также работает при королевском дворе. Он создал несколько парадных портретов короля Людовика XV. В 1765 году художник занял пост своего дяди Шарля-Андре ван Лоо, бывшего директором художественной школы «École Royale des Élèves Protégés» при Королевской академии художеств.
Скончался Луи-Мишель ван Лоо 20 марта 1771 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #Л__
2 марта
1947 года родился Юрий Георгиевич БОГАТЫРЁВ (в Риге), советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.
Он обладал фантастической способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия. Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна.
* * * * *
Выходец из семьи морского офицера, он после восьми классов поступил в Художественно-промышленное училище имени М. Калинина на коврово-ткацкое отделение, но которое не окончил. В этот период занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.
В 1966 году поступил в Московское Театральное училище имени Б. Щукина (курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева). После окончания в 1971 году Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
Всесоюзная известность пришла к Богатырёву после выхода на экраны фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором он сыграл Егора Шилова. С того момента актёр начал сниматься регулярно, в т.ч. ещё в пяти картинах Никиты Михалкова. Одной из лучших его ролей становится Филиппок в картине «Объяснение в любви» (1978).
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ, и некоторое время актёр играл в двух театрах. Одна из лучших его театральных ролей – Клеант в спектакле по пьесе Мольера «Тартюф».
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов и пьес.
В конце января 1989 года он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля, но судьба распорядилась иначе...
Скончался Юрий Георгиевич БОГАТЫРЁВ от остановки сердца 2 февраля 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
2 марта
В 1962 году родился Джон БОН ДЖОВИ /полное имя – Джон Фрэнсис Бонгиови-младший/ (в Перт-Амбое, штат Нью-Джерси), американский музыкант, поэт-песенник и актер, прежде всего известный как вокалист и основатель популярной американской рок-группы «Bon Jovi».
* * * * *
С юных лет он увлекался музыкой, играл на гитаре, выступал в составе местных групп, песни же писал с 13 лет. Подрабатывая в звукозаписывающей студии своего кузена, Джон имел возможность пользоваться её аппаратурой. В 1983 году он организовал группу, названием которой стала слегка видоизмененная фамилия её лидера – «Bon Jovi». Вскоре музыканты подписали контракт с лейблом «Mercury».
В 1984 году вышел дебютный альбом коллектива, а песня «Runaway» вошла в Топ-40. На следующий год был выпущен альбом «7800 Fahrenheit», ставший «золотым».
Новым успехом группы оказался альбом «Slippery When Wet» (1986), проданный тиражом более 28 млн. экземпляров по всему миру и поднявший Джона Бон Джови на «звездные» высоты. Две песни из альбома «You Give Love A Bad Name» и «Livin’ On A Prayer» занимали первые позиции в хит-парадах, а «Wanted Dead or Alive» вошла в топ-десятку.
Успехом пользовался и очередной альбом «New Jersey» (1988), в поддержку которого группа провела гастрольный тур.
Затем Джон Бон Джови занялся продюсированием, выступил как композитор, создав саундтрек к фильму «Молодые стрелки-II», выпущенный вскоре как сольный диск «Blaze Of Glory».
В 1989 году фирма «Мелодия» выпустила в СССР пластину Бон Джови «New Jersey». Группа стала первым рок-коллективом, который побывал в Советском Союзе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #Б__
2 марта
В 1919 году родилась Тамара Владимировна ТУМАНОВА (в Тюмени), прима-балерина, хореограф и актриса грузинского происхождения.
По предложению своего руководителя Ольги Преображенской, она взяла театральный псевдоним «Тамара Туманова», под которым и стала всемирно известной.
* * * * *
Происходила из семьи инженера царской армии Владимира Хасидович-Борецкого и его жены, грузинки Евгении Тумановой (Туманишвили), знаменитой «балетной мамочки», сыгравшей, возможно, главную роль в экстраординарной карьере своей дочери.
Значительную часть жизни Тамара провела сначала во Франции, потом в Америке.
Уже в 5-летнем возрасте талантливую Тамару отдали в Париже в балетную школу замечательной прима-балерины Мариинского театра Ольги Осиповны Преображенской, воспитавшей столько незаурядных танцовщиков нашего времени.
Туманова дебютировала в возрасте девяти лет в балете «L'Éventail de Jeanne». Там её заметил Джордж Баланчин, и в 1933 году взял Тамару в труппу «бэби-балерин» вместе с Татьяной Рябушинской и Ириной Бароновой.
Некоторые называли Туманову «чёрной жемчужиной» русского балета, как писал А. Котон, она была «самым прекрасным существом в истории балета» – с шелковистыми чёрными волосами, глубокими карими миндальными глазами и бледной кожей.
Начиная с 1930-х годов, Тамара Туманова завоёвывает все ведущие балетные сцены Европы и Америки – Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала.
Балерина сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для неё ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими крупнейшими деятелями того времени.
Профессионально она танцевала до 1969 года.
Скончалась Тамара Владимировна Туманова 29 мая 1996 года в Санта-Монике, похоронена на кладбище в Голливуде.
—----------------------------------------------------
Смотри «Черная жемчужина русского балета. Тамара Туманова» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post290274717/
—----------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #Т__
2 марта
В этот день 1911 года в Москве в зале Дворянского собрания состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.
Хор был создан Митрофаном Ефимовичем Пятницким в 1910 году из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который мечтал, чтобы русская народная песня звучала со сцены так, как её поют в народе. До этого о ней знали лишь в узком кругу специалистов.
«Народная песня, – говорил он, – это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает… и её надо спасать».
* * * * *
Малый зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Занавес раздвинулся, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская бревенчатая изба. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты... Лавки, люлька, прялки, сундук с приданым...
Исполнители – 11 крестьян – спокойно и естественно чувствовали в этой привычной для себя обстановке, ведь они не были профессиональными актерами. Песни пели никогда и нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне.
Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.
Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.
Рахманинов и Шаляпин дали не только высокую оценку искусству крестьянских певцов, но и предрекли хору большое будущее. Так благодаря энтузиазму, усилиям и дальновидности Митрофана Пятницкого народная песня стала составной частью большого искусства.
Популярность хора была столь велика, что способствовало возникновению многих самодеятельных народных хоров, которые потом становились профессиональными.
Хор имени Пятницкого объехал десятки стран мира – русская песня понятна всем, независимо от национальности, она помогала лучше узнать наш миролюбивый и душевный народ.
И даже катаклизмы последних лет не сломали его – Государственный Академический народный хор имени Пятницкого выдержал эти испытания с достоинством, не предал свои национальные традиции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #П__
2 марта
В 1800 году родился Евгений Абрамович БАРАТЫНСКИЙ (в селе Вяжля, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния), один из самых значительных русских поэтов.
Его поэзия прочно вошла в духовный состав русской литературы, безошибочно отторгающей всё ложное и бесчеловечное. Стихотворения Баратынского вызывают особое состояние духа, поражая твёрдостью, самообладанием и силой незаурядной мысли, эстетически безупречно выраженной.
* * * * *
Происходил из древнего польского рода, с конца XVII века обосновавшегося в России. Его отец был свитским генерал-лейтенантом Павла I, мать – фрейлиной императрицы Марии Федоровны.
Драма его жизни – преступление, совершенное в молодости. За кражу крупной суммы денег у отца товарища, Баратынского исключили из Пажеского корпуса и отправили на военную службу солдатом, с запрещением производства в офицеры. Юноша был близок к самоубийству.
В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же он завязал приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 году выпущена поэма «Пиры», принесшая автору большой успех.
Желая смыть клеймо, он прослужил солдатом 7 лет. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора. Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта.
Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии «Буря» (1825), в эпиграмме на Аракчеева.
В апреле 1825 года Баратынский, наконец, был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Выйдя в отставку женился и поселился в Москве, где в 1827 году вышло в свет собрание его стихотворений – итог первой половины его творчества.
Он всегда чувствовал себя неуютно в высшем обществе, несмотря на богатство родителей и большое приданое жены. Поэт жил по большей части уединено, в своем имении, редко наезжая в Москву. Его очень ценил Пушкин: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален – ибо мыслит…».
После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план у него теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества: «Последняя смерть», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?».
В 1832 году начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский стал одним из самых активных его авторов. После закрытия журнала (вышло всего 2 номера) он впал в безысходную тоску.
Второе издание произведений Баратынского вышло в 1835 году, а последней его книгой стал сборник «Сумерки» (1842).
В 1843 году поэт поехал за границу. Полгода он провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. В стихотворениях Баратынского той поры появились бодрость и вера в будущее, но смерть помешала началу нового этапа творчества поэта.
Скончался Евгений Абрамович Баратынский 11 июля 1844 года в Неаполе. Похоронен на Ново-Лазаревском (с 1876 года называется Тихвинским) кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #Б__
2 марта
1824 года родился Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (в Туле), русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
«Самая важная часть воспитания – писал Ушинский, – образование характера. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Во времена, когда порка считалась неотъемлемой частью воспитания во многих дворянских семьях и гимназиях, Ушинский утверждал, что страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке.
И еще: расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
* * * * *
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии государства и права П.Г. Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор Ушинского занятия педагогикой.
В 1844 году после блестящего окончания университетского курса он был оставлен в университете для сдачи магистерского экзамена. В круг интересов Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 22-летнем возрасте он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения.
Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении с учениками вызвали недовольство руководства лицея, что привело к конфликтам с начальством, доносам вышестоящему начальству на Ушинского и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году он уходит в отставку.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург.
Благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому в январе 1854 года удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы.
В 1859 году его пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где Ушинскому удалось провести значительные прогрессивные изменения.
Но у него произошёл конфликт с начальницей института М.П. Леонтьевой, которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института – на 5 лет он был направлен за границу для лечения и изучения школьного дела.
Педагог посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Изучал учебные заведения – женские школы, детские сады и приюты, школы, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово» (1864), а также книгу «Детский мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
В середине 1860-х годов он с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время и второй. Третий том остался незавершённым.
Скончался Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ 3 января 1871 года в Одессе.
2 марта
В этот день 1963 года в Великобритании группа «Битлз» («The Beatles») выпустила свой первый альбом «Please Please Me».
В группу в то время уже входили четыре британских музыканта: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ричард Старки (известный как Ринго Старр). Они были музыкальной поп-группой и лидером британского вторжения в популярную музыку 1960-х годов.
За первым альбомом последовало еще одиннадцать студийных альбомов, выпущенные в США специальные альбомы, а также несколько фильмов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта
2 марта
В 1921 году родился Эрнст ХААС (в Вене), известнейший австрийский фотограф мира.
Говоря о начале цветной фотографии и о первых фотографах, начавших работать в цвете, невозможно не упомянуть его имя. Хаас является одним из тех фотографов, которые преодолели разрыв между искусством и фотожурналистикой.
В то время мало кто воспринимал и относился к фотожурналистике, как к искусству. Эрнст в число таких людей не входил. Фотограф через свои великолепные художественные фотографии, смог привнести искусство в репортажную съемку.
Он был самой чуткостью, обладал глубоким умом, знанием мира, его цвета и истории с самых давних времен, осведомленным в истории и теории различных культур, человеком невероятного обаяния. Все свои знания Хаас выражал в своих фотографиях.
* * * * *
В юношестве он интересовался медициной и живописью. Любовь к искусству ему с ранних лет привила ему мать, будучи сама страстным искусствоведом. Именно она развила у Эрнста тонкое эстетическое восприятие и художественный вкус; и именно она оставалась для фотографа идеальным авторитетом на протяжении всей жизни, даже тогда, когда он сам стал мировой знаменитостью.
Серьёзно заниматься фотографией Эрнст начал в 1940 году. Окончив Институт графических искусств, в военные годы работал в фотостудии в Вене и преподавал искусство фотографии в европейском отделении Американского Красного Креста. После II-й мировой войны он уже не сомневался, что хочет сделать фотографию главным делом своей жизни.
Свою первую камеру – «Rolleyflex» – Хаас приобрел в 1946 году, позже обменял её на фотоаппарат «Leica», более удобный в использовании, хотя и уступающий предыдущей камере по техническим возможностям.
В конце 1940-х годов стал работать фотографом в журнале «Heute». Его фоторепортаж о возвращении военнопленных австрийцев на родину прославился на весь мир. Известные издания стали приглашать Хааса к сотрудничеству. Затем он устроился в фотоагенство «Magnum Photos», которое, благодаря его стремлениям, через несколько лет приобретёт широкую популярность. Работал вместе с Анри Картье Брессоном и Робертом Капа. В 1959 году Хаас возглавил фотоагенство.
Одно из главных новаторств Эрнста Хааса – начало работы с цветной фотоплёнкой. Его эксперименты в 1950-е годы повлияли на развитие всей фотографии второй половины ХХ века. Именно он стал интерпретировать цвет как главный объект фотосъёмки и впервые заснял в цвете динамичные сцены.
Заслуги Хааса по праву были оценены современниками. В 1958 году он был признан одним из лучших фотографов современности по версии журнала «Popular Photography».
Хаас был лидером по числу проданных альбомов, а известный альбом «The Creation» имел тираж более 500 тысяч экземпляров. Его называли универсальным фотографом: он одинаково успешно работал с жанрами городской и пейзажной фотографии, абстракцией и репортажем, как в цвете, так и в черно-белом представлении.
Скончался Эрнст Хаас от инсульта 12 сентября 1986 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_марта #Х__