29 июля
1962 года родился Михаил Юрьевич ШАНЬКОВ (в Самаре), современный русский художник-живописец, портретист, мастер мимолетного этюда с натуры, создатель множества сюжетных картин, педагог, телеведущий и писатель. Член-корреспондент Российской академии художеств.
Один из немногих художников, который говорит со зрителем о своем творчестве и отношении к искусству со страниц своего сайта http://shankov.ru/.
* * * * *
Выходец из семьи писателя и поэта, автора множества интереснейших книг Ю.И. Шанькова, он с ранних лет проявил склонность к рисованию, лепке. Родители не тормозили сына в творческом развитии, наоборот всячески содействовали и развивали его стремления. Когда стало что-то получаться – например портреты, они отдали Михаила в художественную школу.
В дальнейшем окончил Московское художественное училище Памяти революции 1905 года; а в 1991 году – Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская портрета под руководством И.С. Глазунова, защитил диплом картиной «Засадный полк»).
С конца 1980-х годов Михаил Шаньков пишет портреты в России, Западной Европе и Северной Америке. Он обращается к различным жанрам живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, работает и над книжной графикой.
Однако излюбленным в его творчестве является историческая картина. Именно в этом жанре художник во всей полноте выражает свою любовь к русской истории и утоляет жажду сочинительства в красках. Из многочисленных поездок он всегда привозит этюды. В 1986-1987 годах Шаньков работал над эскизом панорамы Куликовской битвы.
В период 1993-2005 годов художник преподавал живопись, рисунок и композицию в Российской академии живописи, ваяния и зодчества: доцент кафедры живописи и рисунка, руководитель мастерской исторической живописи, заведующий кафедрой рисунка, заведующий кафедрой живописи и рисунка.
Осенью 2012 года Михаил Юрьевич ШАНЬКОВ возобновил педагогическую деятельность. Преподает композицию на живописно-педагогическом отделении Московского государственного академического художественного училища Памяти революции 1905 года. Член профессионально-творческого союза художников и графиков России. Живёт и работает в Москве.
---------------------------------------—
Смотри дополнительно картины Шанькова М.Ю. по ссылке:
http://valsur.livejournal.com/106665.html
29 июля
1888 года родился Владимир Козьмич ЗВОРЫКИН (в Муроме, Владимирская губерния), выдающийся ученый, инженер и изобретатель в области электроники, автор работ, ставших основой для развития современного телевидения.
Зворыкину, родившемуся и получившему образование в России и впоследствии эмигрировавшему в США, принадлежит изобретение «чуда XX века» – электронного телевидения.
* * * * *
Выходец из семьи купца первой гильдии, Владимир, окончив Муромское реальное училище, в 1906 году поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. В период обучения, в котором участвовал в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники под руководством профессора Б.Л. Розинга.
С отличием окончив его в 1912 году с дипломом инженера-технолога, Зворыкин продолжил образование в Париже в Коллеж де Франс под руководством Поля Ланжевена.
В период I-й мировой войны служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.
Когда в России началась Гражданская война, бежал от нее через Екатеринбург в Омск, столицу белого движения в Сибири, где занимался оборудованием радиостанций, работал с зарубежными поставщиками, ездил в командировки.
В 1919 году, во время второй командировки Зворыкина в Нью-Йорк, правительство Колчака пало, то есть возвращаться было некуда, и Владимир стал сотрудником компании «Вестингауз», где занялся любимой темой – передачей изображения на расстояние. Однако он не нашёл понимания у начальства (отчасти из-за языкового барьера), и продолжил разработки самостоятельно. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку (US2141059 (A) ― 1938-12-20) на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.
В 1928 году он встретился с эмигрантом из России Давидом Сарновым, вице-президентом фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка» (RCA). Тот, став в 1930 году президентом этой компании, назначил Зворыкина руководителем лаборатории электроники RCA. Еще в 1929 году Владимир Козьмич разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку – кинескоп, а к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки – иконоскопа.
В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих со вновь созданной электронной телевизионной системой. В 1940-е годы изобретатель разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.
Владимир Зворыкин в 1933 году и в последующие годы неоднократно бывал в Европе, в том числе посещал СССР. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. В результате реализации заключенного с RCA договора, Советский Союз ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного телевидения в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.
В годы II-й мировой войны ученый занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой. В 1950-1960-х годах Зворыкин сконцентрировал внимание на области медицинской электроники, где успешно применил свой опыт разработки телевизионного оборудования и других приборов.
Всего ему принадлежат более 120 патентов на различные изобретения, сам он получил большое количество различных наград.
Скончался Владимир Козьмич ЗВОРЫКИН 29 июля 1982 года в Принстоне (штат Нью-Джерси).
29 июля
В 1915 году родился Павел Петрович КАДОЧНИКОВ (в Петрограде), знаменитый советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат трёх Государственных премий.
Сыграв летчика Алексея Маресьева в фильме «Повесть о настоящем человеке», он стал «самым настоящим» из настоящих людей нашей страны. Десятилетия всенародной любви, идеальная карьера артиста...
* * * * *
Выходец из рабочей семьи, он вместе с родителями в период Гражданской войны уехал на родину отца – на Урал, где и прошло детство Павла. В деревне окончил школу крестьянской молодёжи, там же определилось главное его увлечение – рисование. В 1927 году семья вернулась в Ленинград, и Павел продолжил занятия живописью. Он поступил в детскую художественную студию, мечтал стать художником, но пришлось заботиться о семье: ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод.
Занятий живописью не бросил и продолжал ходить в художественную студию. В 1929 году Кадочникова заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, получил роль в спектакле.
На следующий год А. Авдеев привёл паренька к режиссёру Б.В. Зону, набиравшему курс в театральном техникуме при Ленинградском ТЮЗе. Тот, прослушав Павла, взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел окончить среднюю школу. Всего через полгода техникум был расформирован, а курс Б.В. Зона почти полностью перевели в техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Кадочникову было лишь 15 лет, но, тем не менее, среди старших товарищей он не затерялся. Наоборот, выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.
В 1935 году окончил техникум и стал актёром созданного Б.В. Зоном Нового ТЮЗа, где играл различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удавались животные. Один из спектаклей, где Павел играл ужа, увидел драматург Е.Л. Шварц. Ему так понравился актёр, что специально для него он написал роль Сказочника в спектакле «Снежная королева» по сказке Андерсена. Работа в театре всё больше увлекала актёра, роль следовала за ролью.
В том же году Кадочников начал сниматься в кино и первой работой стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние». Самому актёру его появление на экране не понравилось.
В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С.И. Юткевич и предложил юноше роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Он принял предложение и сыграл молодого солдата.
С началом Великой Отечественной войны Кадочников подал заявление в народное ополчение, но ему отказали: «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию». Затем режиссёр Сергей Эйзенштейн предложил актёру роль в картине «Иван Грозный». Эти 3 года съемок актёр считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил себя работе в кино.
Роль майора в картине «Подвиг разведчика» режиссёра Б.В. Барнета принесла Павлу Кадочникову поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. Затем последовала картине А.Б. Столпера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, отказался от услуг дублёров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех.
Роль мотогонщика Фёдора Ермолаева в фильме «Укротительница тигров» стала одной из главных удач актёра в 1950-е годы. В последующие годы Кадочников много и напряжённо снимался, на его популярности держится множество картин.
Поработал Павел Петрович и в качестве режиссера, поставил приключенческую комедию «Музыканты одного полка» и фильм-сказку «Снегурочка», в которых снялся и сам. В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В.В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа Кадочникова.
Он также автор книги «Оставайтесь молодыми». Его физической форме в 70 лет завидовали 40-летние. Старожилы помнят то место у стен Петропавловской крепости, где «моржевал» актёр. Он приглашал поклонников в 20-градусный мороз окунуться с ним в прорубь.
Скончался Павел Петрович КАДОЧНИКОВ 2 мая 1988 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище. Провожал его весь многомиллионный город.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #К__
29 июля
В 1884 году родился Борис Владимирович АСАФЬЕВ /литературный псевдоним – Игорь Глебов/ (в Санкт-Петербурге), русский советский композитор, музыковед и музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист. Академик АН СССР. Народный артист СССР.
Один из основоположников советского музыковедения. Его творческое наследие, кроме научных трудов, посвященных различным аспектам музыкознания, блестящих критических статей и рецензий, очерков о различных композиторах, включает в себя 28 балетов (в том числе «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии»), 11 опер, 4 симфонии, множество романсов, камерно-инструментальных произведений, музыку к драматическим спектаклям.
* * * * *
Выходец из семьи служащего, он музыкой занимался с детства, преимущественно самоучкой. По окончании гимназии обучался в Санкт-Петербургской консерватории (1904-1910) по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, и одновременно – на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году.
Тогда же он получил место концертмейстера-аккомпаниатора в балетной труппе Мариинского театра, что во многом определило его дальнейшие композиторские интересы.
С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени – «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета».
С 1921 года преподавал историю и теорию музыки в Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года – профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. Также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924-28 годах были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга, «Прыжок через тень» Э. Кшенека и другие новейшие оперы.
В 1930-е годы Борис Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения – балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х годов он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады.
В 1943 году он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Скончался Борис Владимирович АСАФЬЕВ 27 января 1949 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #А__
29 июля
1918 года родился Владимир Дмитриевич ДУДИНЦЕВ (в Купянске, Харьковская область), русский советский писатель, прозаик.
* * * * *
Его отец – Семен Николаевич Байков, погиб во время Гражданской войны, и Владимира воспитывал отчим, Дмитрий Иванович Дудинцев, по профессии землемер. Мать была артисткой оперетты.
Дудинцев писать стал рано. Будучи школьником, получил премию на Всесоюзном конкурсе, при этом жюри отметило «изощренную литературную форму». В молодости он увлекался зарубежной литературой – Дос Пассосом, Джойсом, Прустом, Хемингуэем. Был знаком с И. Бабелем. Печататься начал в 1933 году.
После окончания в 1940 году Московского юридического института Владимир был призван в армию. Участвовал в Великой Отечественной войне, сначала офицером-артиллеристом, а потом командиром пехотной роты. Получил 4 ранения в боях под Ленинградом, последнее – тяжёлое 31 декабря 1941 года.
После госпиталя служил в военной прокуратуре в Сибири до демобилизации в 1945 году. По окончании войны вернулся в Москву, работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946-1951).
В 1952 году вышел сборник его рассказов «У семи богатырей», в 1953 – повесть «На своём месте».
Дудинцев в 1956 году опубликовал роман «Не хлебом единым» (по мотивам романа снят фильм), вызвавший большой резонанс и дискуссии. Это роман об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем начальства и с заурядной бюрократией, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете.
С годами к Дудинцеву пришло понимание, что «самое высшее из того, что есть в природе, и самое достойное внимания – это не вещи, а человек. И что самое высшее из того, что есть в человеке, – это бесконечность вариантов его личности».
Отсюда – убежденность писателя, что существуют «две магии искусства»: первая заключена в даре художника, в его способности «видеть точно и страстно вещи, жесты, тончайшие движения души». Вторая магия заключена в способности «испытывать боль», в даре сочувствия «горестям и радостям людей», в готовности броситься «в драку».
В дальнейшем выходят: «Новогодняя сказка» (1960); сборник «Повести и рассказы» (1959) и «Рассказы» (1963).
В 1987 вышел его роман «Белые одежды» (экранизирован в 1992 году), написанный за 20 лет до этого и посвящённый периоду борьбы с лысенковщиной в биологии и вокруг неё. Роман был удостоен Государственной премии СССР (1988). Писатель раскрыл тему по-своему, проявив гражданский темперамент, страстность, готовность «броситься в драку». Повествование ведется напряженно, динамично, обретая временами почти детективную остроту.
Скончался Владимир Дмитриевич ДУДИНЦЕВ 22 июля 1998 года в Москве, похоронен на кладбище Ракитки.
29 июля
В 1925 году родился Микис ТЕОДОРАКИС (на острове Хиос), выдающийся греческий композитор и политический деятель. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1983).
Автор многочисленных симфоний, камерных произведений, а также популярных песен и танцев в народном стиле (циклы «Лирика», «Дионис», «Федра», «Море» и др.). В разные периоды создал: оперу «Квартал ангелов»; балеты «Орфей и Эвридика», «Антигона», «Медея», «Лисистрата», «Песнь о мёртвом брате», «Любовники из Теруэля», написал музыку к драматическим спектаклям («Эдип-царь» Софокла и др.) и фильмам («Грек Зорба» М. Какоянниса, 1964); вокальные сочинения.
Танец «Сиртаки», а также музыку к нему, написанную Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы». После выхода фильма «Грек Зорба» на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции.
Его композиции «Зорбас», «Ромиосини», «Солнце Справедливости» известны и любимы во всём мире.
* * * * *
С детства Микис рос очень музыкальным ребёнком, сочинял песни, любил петь. В 17 лет организовал хор в городе Триполисе.
Во время II-й мировой войны Теодоракис был участником Движения Сопротивления. В период гражданской войны в Греции (1946-1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икария, а затем помещен в концлагерь на острове Макронисос, где подвергался пыткам и избиениям.
В 1950 году ему удалось освободиться и уехать в Европу. Там он учился музыкальному анализу и дирижированию в Парижской консерватории (1954-1959). Во Франции композитор написал множество музыкальных произведений, в т.ч. симфонических, а также 3 балета.
На VI-ом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) «Первая симфония для фортепьяно и оркестра» Микиса Теодоракиса была отмечена Золотой медалью.
Вернувшись в 1960 году в Грецию, композитор активно занимался политической деятельностью, был депутатом парламента от Единой демократической партии. В апреле 1967 года после путча, устроенного «черными полковниками», Теодоракису пришлось скрываться. Его музыка была запрещена, а сам он вскоре попал в тюрьму.
В 1969 году Теодоракиса поместили в концлагерь Оропос неподалёку от Афин. Однако, после вмешательства всемирно известных деятелей культуры, таких как Д. Шостакович, Л. Бернстайн, А. Миллер, Г. Белафонте, композитор был освобожден. Он уехал во Францию, откуда вернулся лишь в 1974 году после падения хунты «чёрных полковников».
Всю жизнь Микис Теодоракис боролся за общечеловеческие ценности, за демократию в Греции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #Т__
29 июля
1954 года родился Игорь Яковлевич КРУТОЙ (в городе Гайвороне, Кировоградская область, УССР), советский и российский композитор, Народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат песенных фестивалей.
Владелец продюсерской фирмы «АРС» (продюсирование таких проектов как «Новая волна», «Песня года», «Утренняя почта»), музыкальный продюсер «Фабрики звёзд-4» и т.д.
* * * * *
В детстве он самостоятельно научился играть на баяне, выступал вместе со школьным ансамблем. После обучения в музыкальной школе Игорь Крутой поступил на теоретический факультет Кировоградского музыкального училища, которое окончил с отличием в 1974 году.
Затем обучался на дирижёрско-хоровое отделении музыкально-педагогического факультета Николаевского государственного педагогического института. Одновременно с учёбой он подрабатывал в ресторане, где познакомился с певцом Александром Серовым, и для которого вскоре начал писать песни. Позже Крутой поступает в Саратовскую консерваторию и заканчивает её с отличием.
В 1981 году был пианистом, а затем руководителем ансамбля Валентины Толкуновой. В этот период сотрудничал с актером Евгением Леоновым.
Первый большой успех пришел к Игорю Крутому в 1987 году, когда он написал песню «Мадонна», а исполнил ее давний друг Александр Серов. Песня стала лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Далее для Серова композитором были написаны такие известные песни, как «Музыка венчальная», «Как быть», «Ты меня любишь».
С 1989 года кроме творческой деятельности Игорь Яковлевич КРУТОЙ активно занимается также и продюсерской деятельностью.
29 июля
В 1792 году родился Петер фон ГЕСС (в Дюссельдорфе), баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.
Старший сын Карла фон Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого и получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем.
Под влиянием А. Адама в 1813-15 годах участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.
Позднее создал ряд жанровых сцен : «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн», «Грабящие казаки», «Бивуак австрийских войск» (1823), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829) и др.
В 1839 году Гесс получил приглашение от императора Николая I посетить Россию. 21 мая 1839 года на корабле «Николай I» художник вместе с сыном Эугеном прибыл в Петербург. Первый месяц ушел на знакомство с соотечественниками, с городом и его достопримечательностями. А уже во время аудиенции в Царском Селе, 18 июня, Гесс наконец узнал, зачем его вызвали – от него ждали серию картин, изображающих главные сражения русской армии с Наполеоном.
При исполнении таких картин «государь требовал от художников строгой исторической верности». Вместе Эугеном, полковником генерального штаба Яковлевым и генералом Л.И. Килем художник отправился в поездку по местам сражений 1812 года, сделав множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 года на Бородинском поле.
16 октября этого года Николай I рассмотрел рисунки и эскизы Гесса и одобрил их. Воспользовавшись благоприятным моментом, художник просил освободить его от обязательства оставаться в Петербурге на год и получил разрешение вернуться домой, с условием, что в течение семи лет Гесс выполнит заказ императора на восемь больших картин. Срок оказался недостаточным. Последнюю «большую» картину Гесс закончил только в 1852 году.
Скончался Петер фон Гесс 4 апреля 1871 года в Мюнхене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #Г__
29 июля
1817 года родился Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ /имя при рождении – Ованнес Айвазян (Гайвазян)/ (в Феодосии, Таврическая губерния, Российская империя), всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Иван Айвазовский – наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа Армянской апостольской церкви Габриэла Айвазовского.
* * * * *
Он с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я.Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства.
Иван обучался в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Появившаяся на академической выставке первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами был награжден большой золотой медалью.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академии награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Иван Константинович получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».
Море предстает у Айвазовского основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных его картин стал «Девятый вал», написанный в 1850 году.
Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, он щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников – Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Скончался Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ 2 мая 1900 года в Феодосии (Крым), похоронен в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).