17 ноября
В 1901 году родился Иван Александрович ПЫРЬЕВ (в селе Камень, Томская губерния), русский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, крупнейший советский комедиограф. Основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР. Шестикратный лауреат Государственной премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он воспитывался в большой семье деда-старообрядца; с восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом.
В конце 1915 года Ваня Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами. В мае 1918 года он заболел тифом, а после выздоровления записался в ряды Красной армии. Был рядовым, затем политруком, в это время начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.
Летом 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала Третья студия МХАТа. Друзья были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву. Пырьев стал играть в спектаклях у С. Эйзенштейна («Мексиканец») и В. Мейерхольда («Лес»).
В дальнейшем окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС), учился там же на режиссёрском отделении. С 1925 года начал свою деятельность в кино.
Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», романтические музыкальные фильмы «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Во всех этих фильмах сыграла главные роли его жена – актриса Марина Ладынина.
Иван Александрович был главным редактором главного печатного органа кинематографистов – журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. В период 1954-57 годов – директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч».
Также режиссёр известен своими экранизациями произведений Ф.М. Достоевского «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1969).
Скончался Иван Александрович ПЫРЬЕВ 7 февраля 1968 года. Вернувшись со съёмок, он лег отдыхать и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых на ногах во время работы…
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Третью серию картины «Братья Карамазовы» закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_ноября #П__
17 ноября
В 1690 году родился Ноэль Никола КУАПЕЛЬ (в Париже), французский художник и гравер, сын Ноэля Куапеля, был знаменит изящными пастелями в стиле рококо.
Родной брат живописца Антуана Куапеля, а стало быть – дядя наиболее известного в роду художника Шарля Антуана Куапеля (и потому сам нередко упоминаемый как «Куапель-дядя»).
* * * * *
Ученик своего отца, он до 15-летнего возраста пользовался его руководством, затем посещал Академию художеств и за успехи мог рассчитывать на поездку в Рим, однако недоброжелатели помешали этому.
В 1727 году Ноэль Никола Куапель в числе двенадцати живописцев принимает участие в королевском конкурсе, и публика была склонна отдать ему предпочтение, но придворные интриги привели к разделению назначенной премии между художниками де Труа и Лемуаном.
Решив исправить эту несправедливость, граф де Морвилль приобрел для себя картину Ноэль Никола Куапеля «Похищение Европы» за 1500 ливров. Мастер же, желая после этого подняться в общественном мнении, взялся даром декорировать свод капеллы Богородицы в церкви Святого Спасителя в Париже. Эта живопись считается лучшей его работой.
Среди известных гравюр Куапеля – «Святая Тереза среди множества Ангелов» (первый оттиск – чистый офорт, последующие были завершены Леба) и «Триумф Амфитриты». Шедевром мастера считалась еще картина «Чудесное переплытие св. Франциска де Паула».
В отличие от своего брата и племянника, изображал природу, но в вопросах колорита всё же придерживался установленного вкуса.
В 1733 году Ноэль Никола был избран профессором Академии художеств.
Его произведения его сохранились в парижской церкви Святого Николая в Шардонне, в «Библиотеке» Трианона, в Стокгольмском дворце, в музеях Лувра, Тура и Женевы. Характерными картинами мастера обладает и Эрмитаж: «Купание Дианы» (1728) и «Рождение Венеры» (1732).
Скончался Ноэль Никола КУАПЕЛЬ 14 декабря 1734 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_ноября #К__
17 ноября
В 1666 году родился Бенедетто ЛУТИ (во Флоренции), итальянский художник эпохи барокко.
Он был одним из первых больших мастеров, которые использовали пастель не только для эскизов и набросков для масляных картин, но и писавших пастелью портреты.
* * * * *
Свою творческую карьеру он начал в родном городе, где пользовался покровительством Козимо III де Медичи, великого герцога Тосканы, большого поклонника пастельной живописи.
В 1691 году художник переезжает в Рим, где великий герцог по-прежнему оказывает ему поддержку, а в 1694 году Лути получает первый приз на Климентинском конкурсе. С этого времени художник завоевывает широкую известность.
Бенедетто Лути был одним из пионеров, ставших использовать пастель для написания портретов. Он создавал также произведения масляной живописи и фрески (например, для базилики ди Сан-Джованни на Латеране), успешно занимался торговлей произведениями искусства и руководил основанной им художественной школой. Но его рисунки выполненные пастелью ценились особенно высоко.
Будучи не только талантливым рисовальщиком, Лути с 1704 года возглавлял жюри ежегодного конкурса рисунка в Академии Св. Луки. Кроме того, имел большую коллекцию рисунков (около 5 тысяч), живописи и произведений античной пластики.
Он был великолепным знатоком античности, участвовал в формировании коллекций таких известных собирателей, как Козимо III де Медичи, П. Кроза, П.-Ж. Мариэтт, Кристина Шведская, герцог Орлеанский и др.
Среди его учеников были Джованни Паоло Панини, Плачидо Констанци, П. Бьянки, Жан-Батист ван Лоо и его брат Шарль-Андре ван Лоо.
С 1695 года он член Академии Св. Луки, а с 1720 – её президент.
Скончался Бенедетто Лути 17 июня 1724 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_ноября #Л__
17 ноября
В 1938 году родился Гордон ЛАЙТФУТ (в Орилиа, провинция Онтарио), канадский автор-исполнитель, получивший широкую известность на международной фолк-, кантри- и поп-сцене.
В 20-летнем возрасте он отправился в Калифорнию, где в течение двух лет изучал композицию джаза и оркестровки в музыкальном колледже «Hollywood's Westlake College of Music». Несмотря на очевидные открывавшиеся перспективы в США, Гордон Лайтфут вернулся в Торонто. Основным его направлением стала музыка кантри и народная музыка.
Первый собственный студийный альбом певца вышел в 1966 году – «Lightfoot!»; далее альбомы выходили в 1960-70-х годах ежегодно.
В числе музыкантов, исполнявших его песни, – Элвис Пресли, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис, Peter, Paul & Mary, Боб Дилан, Джуди Коллинз, Барбара Стрейзанд, Джонни Мэтис, Сэнди Денни, Тони Райс. Робби Робертсон и др.
На счету Гордона Лайтфута 22 студийных альбома (последний вышел в 2004 году – «Harmony»). Семнадцать его альбомов входили в Billboard 200, а альбом «Sundown» (1974) возглавил хит-парад.
Гордон – лауреат немыслимо большого количества премий, наград и призов.
В 1986 году имя музыканта было внесено в Канадский Музыкальный Зал Славы (Canadian Music Hall of Fame); в 2001 – в Канадский Зал Славы Кантри-музыки (Canadian Country Music Hall Of Fame). Среди прочих наград музыканта – медали «Order of Canada» и «Order of Ontario».
Сегодня Гордон Лайтфут по праву может считаться Народным канадским артистом, и прежде всего, благодаря таким песням как «Early Morning Rain» (1966), «If You Could Read My Mind» (1970), «Sundown» (1974, №1 USA), «Carefree Highway» (1974), «Rainy Day People» (1975) и «The Wreck of The Edmund Fitzgerald» (1976, №2 USA).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_ноября #Л__
17 ноября
1788 года родился Михаил Семенович ЩЕПКИН (в селе Красное, Курская губерния), великий русский актёр, основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра.
Он страстно любил театр и свою профессию: «Театр для актера – храм, – говорил Михаил Семенович. – Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».
* * * * *
Михаил родился в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна, который покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет обучался грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Окончил 4-классное губернское училище.
Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.
В 1802 году Михаила Щепкина определяют в народное губернское училище Курска, где он поражает всех своими способностями. Во время учебы ему удалось попасть за кулисы местного театра Барсовых. Михаил переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли, а в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме «Зоя», его игру хвалили все. Спустя 30 лет после того знаменательного дня 1805 года он напишет: «…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!»
Граф Волькенштейн позволил Щепкину вступить в профессиональную театральную труппу и с 1808 года он становится настоящим актером. В 1816 году труппа Барсовых прекратила свое существование. Щепкин уехал в Харьков, где был принят в труппу антрепренера Штейна, а в 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И.П. Котляревский.
Михаил занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, писатель вместе с С.Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина – и в 1822 году актёр получает вольную.
После распада театра Котляревского Михаил Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах актеру приходилось исполнять разные роли, в т.ч. и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д.П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в т.ч. роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал… как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».
Осенью 1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют Щепкина в роли Богатонова в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». После этого последовало окончательное приглашение перейти на императорскую сцену. С марта 1823 года на сцене Малого театра, который стали называть «Домом Щепкина», великий актер «священнодействовал» более 40 лет...
За ним быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье – это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с А.Н. Островским, А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Т.Н. Грановским, В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым. Специально для него Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев – пьесу «Нахлебник», и роль Мошкина в пьесе «Холостяк».
Герцен, Грановский и Е.Ф. Корш переводят для актёра пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н.Х. Кетчер – «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
«Нет маленьких ролей – есть малые актеры», – любил говорить Щепкин.
Скончался Михаил Семенович ЩЕПКИН 23 августа 1863 года в Ялте, похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
17 ноября
1904 года родился Исаму НОГУТИ (в Лос-Анджелесе), американский скульптор и дизайнер японского происхождения.
В своих произведениях он старался соединить западную, модернистскую культурную традицию с приёмами искусства Китая и Японии.
Участник выставок современного искусства documenta II (1959) и documenta III (1964) в Касселе. В 1986 году представлял искусство США на венецианском биеннале.
* * * * *
Начальное образование получил на исторической родине. С 1924 года учился в Нью-Йорке (художественные школы «Леонардо да Винчи» и Истсайдская, а также Колумбийский университет). В 1927 году приехал в Париж, где работал ассистентом в мастерской К. Бранкузи.
Испытал значительное влияние П. Пикассо и Х. Миро. В 1930-1931 годах вновь побывал в Японии, где изучал традиционную керамику. С 1929 года жил в основном в Нью-Йорке.
Исаму Ногути нашел свою манеру, обратившись к керамике и камню. Он перешел к композициям, которые следуют традициям японского «сада камней», при этом превращал древние природно-религиозные символы в самоценные выставочные, либо монументально-декоративные объекты. Первая его крупная работа – рельеф для здания агентства «Ассошиэйтед пресс» в Нью-Йорке (1938). Со временем его «сады», исконно восточные, но органично вписавшиеся в современную урбанистическую среду Запада, украсили целый ряд архитектурных ансамблей, преимущественно в США, но также и по другую сторону Атлантики. Можно выделить: здание ЮНЕСКО в Париже (1958); банк «Чейз Манхаттен» в Нью-Йорке и офисный комплекс «Джон-Хэнкок-билдинг» в Бостоне (1970-1974).
Не раз он оформлял фонтаны, лаконически-контрастно сопоставляя стихии камня и воды. Станковые же его объекты («Этюд мельничного камня», «Черное солнце»; обе работы – гранит, 1961-1962, музей Ногути; и др.) представали в виде моделей для подобных городских или пейзажных композиций.
Выступал также как мебельный дизайнер (для фирмы «Г. Миллер», 1950-1951) и оформитель авангардных балетных постановок М. Грэхем, Дж. Баланчина и М. Каннингхэма (1950-1970-е годы). В 1985 году открыл «Садовый музей И. Ногути» на Лонг-Айленде.
Скончался Исаму НОГУТИ 30 декабря 1988 году в Нью-Йорке.
17 ноября
1906 года родился Соитиро ХОНДА (в Тэнрю, префектура Сидзуока), японский конструктор и изобретатель, бизнесмен, основатель компании «Хонда» («Honda»).
* * * * *
Выходец из семьи бедного деревенского кузнеца, он с детства любил запах машинного масла и бензина, т.к. ещё ребёнком часто помогал отцу чинить велосипеды. По окончании школы в 15-летнем возрасте Соитиро покинул родительский дом, чтобы работать автомехаником в Токио.
После опустошительного Токийского землетрясения 1923 года, когда большинство механиков занялись восстановлением своих домов, а в гараже не хватало рабочих рук, неопытный Хонда получил возможность заниматься тем, о чём всегда мечтал, а именно: ремонтировать машины.
В 1928 году он получил первый из сотен своих патентов, за идею заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. В том же году он вернулся в родной город Хамамацу, чтобы основать здесь филиал токийского работодателя. С этого момента начинается его возвышение в бизнесе, однако основной камень в фундамент крупнейшего в мире производителя мотоциклов был заложен в послевоенные годы, когда в разбомбленной Японии самым дефицитным товаром оказалась мобильность.
Путь к марке «Honda» был прост: механик-самоучка устанавливал на обычные велосипеды маломощные моторы, применявшиеся во время войны на бензиновых электростанциях.
В 1948 году начал заниматься производством мотоциклов и двигателей как президент компании «Honda Motor Corporation», ставшей одним из главных производителей мотоциклов в мире. Первая модель была создана в 1949 году и называлась «Honda Dream».
В 1960-х годах Хонда занялся выпуском автомобилей. Его первая модель – малолитражка 360, завоевавшая большую популярность.
Он был настоящим бунтарем, особенно это проявилось, когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и японские производители пришли к соглашению сократить объем производства продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и сделал всё наоборот, в лучших традициях Генри Форда.
Хонда удвоил производство и снизил цены больше, чем Форд 50 лет назад. Хонда, который даже не имел понятий о ценовой эластичности, оказался прав. Объем продаж компаний «Ниссан» и «Тойота» упал на 40%; объем продаж «Хонды» вырос на 76% и продолжал стремительно расти. К 1987 году «Хонда» стала самой быстрорастущей компанией в мире.
В 1973 году Соитиро Хонда уходит с поста руководителя концерна, но еще 10 лет продолжает в нем работать.
Свои знания Хонда, так и не окончивший высшего учебного заведения, получал не из книг – его университетами были станок и рабочее место. Ещё меньше он уважал всемогущее японское министерство промышленности и торговли, которое ставило ему палки в колеса, поскольку создание данного автомобильного концерна не вписывалось в планы тогдашней промышленной политики. Неудивительно, что отношения между вольнодумцем в рубашке с закатанными рукавами и сливками политической и экономической элиты Японии оставались напряжёнными до конца его жизни.
«Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов – это неудачи».
(Соитиро Хонда, из речи во время получения почетной докторской степени в Мичигане в 1974 году)
Скончался Соитиро ХОНДА 5 августа 1991 году в Хамамацу.
17 ноября
1503 года родился Аньоло БРОНЗИНО /настоящее имя – Аньоло ди Козимо ди Мариано/ (во Флоренции, Тоскана), итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма.
Он писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли портреты.
Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком: хорошо знал труды великих современников-гуманистов Данте и Петрарки; писал стихи; был членом флорентийской академии.
Им создан тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей.
Его картины на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.
* * * * *
Аньоло Бронзино обучался у Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками монастырь в Галуццо, виллы Медичи и Кастелло в окрестностях Флоренции. Под сильным влиянием своего учителя он создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма.
В 1530 году стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино.
Переехав в 1533 году во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника, Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи.
В 1537 году Бронзино вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546-1547 годах он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился.
За исключением краткого периода работы в Пизе всю жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году, и театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции.
Художник пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
Скончался Аньоло БРОНЗИНО 23 ноября 1572 года во Флоренции.
17 ноября
1869 года состоялась торжественная церемония открытия Суэцкого канала.
* * * * *
Это один из важнейших в мире искусственных водных путей – пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг составляет 163 километра; ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 метров, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 метров.
Идея связать каналом Средиземноморский регион со странами Востока возникла еще в Древнем Египте. Сначала в 3-ем тысячелетии до нашей эры фараоны проложили торговый путь, который соединял Нил и Красное море. Позже во 2-ом тысячелетии до нашей эры прорыли полноценный канал, но судоходен он был только во время разлива Нила.
Во многом благодаря этому каналу, Египет на многие столетия стал процветающей страной. При римлянах интерес к каналу угас, он постепенно начал приходить в упадок. Новую жизнь канал получил при арабах, спустя 700 лет. Они наладили по каналу выгодную торговлю зерном. Как только Арабский Халифат распался, канал опять стали заносить пески пустыни.
Во второй половине XIX века француз Фердинанд де Лессепс смог организовать строительство Суэцкого канала. В успехе этой затеи лежали личные связи, неуемная энергия, авантюризм французского дипломата и предпринимателя. В 1833 году, работая французским консулом в Египте, Лессепс знакомиться с Бартолеми Анфантеном, который заразил его идеей строительства Суэцкого канала. Однако тогдашний египетский правитель Мухаммед Али прохладно отнесся к грандиозной затее.
Лессепс продолжает свою карьеру в Египте и становится наставником сына правителя. Между Али Саидом (так звали сына египетского паши) и наставником завязались дружеские и доверительные отношения, которые в будущем сыграли первостепенную роль в осуществлении грандиозного замысла.
В 1854 году Фердинанд де Лессепс получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала. Работы по строительству канала начались в апреле 1859 года. Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869 года. Длина канала составляла 163 километра, ширина – 60 метров, глубина – 8 метров.
В строительстве канала за все время участвовало 1,5 млн. рабочих.
По проекту начальная стоимость канала составляла 200 млн. франков; к 1872 году она достигла 475 млн. франков, а в 1892 году составила – 576 млн. франков.
Французский франк XIX-го века примерно равняется 15 долларам США 2013 года.
Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8 тыс. км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном – перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.
* * * * *
На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось 7 дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 млн. золотых франков.
И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.