Ваш день рождения

Ваш день рождения 12 марта.

12 марта 1910 года родился Вахтанг Михайлович ЧАБУКИАНИ (в Тифлисе, Российская империя), советский ...

12 марта
1910 года родился Вахтанг Михайлович ЧАБУКИАНИ (в Тифлисе, Российская империя), советский грузинский артист балета, хореограф, балетмейстер, педагог. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат четырех Государственных премий.
Вахтанг Чабукиани был выдающимся танцовщиком и балетмейстером нашей эпохи, которого называли «чародеем танца». В каждой его постановке жила частица его души.
* * * * *
Выходец из семьи бедного плотника, он был учеником в ремесленной мастерской Марии Шевалье, изготавливавшей игрушки, и подрабатывал, разнося заказы. Как-то Вахтанг попал в балетную школу под руководством Марии Перини. После этого по настоянию мальчика отец отдал его на обучение в эту школу.
С 1924 года, после окончания Государственной балетной школы при Тбилисском театре оперы и балета имени З. Палиашвили (ныне Тбилисское хореографическое училище) у М.И. Перини, Вахтанг Чабукиани начал работать в этом театре.
Через 2 года он поступил в Ленинградский хореографический техникум (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), педагоги В.А. Семёнов, В.И. Пономарёв, А.В. Ширяев. По его окончании Чабукиани в период 1929-41 годов был артистом балета Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). В этом театре он дебютировал и как балетмейстер.
В ноябре 1933 года вместе с балериной Татьяной Вечесловой был в гастрольной поездке по США, где дал свыше 30 концертов. И в дальнейшем неоднократно гастролировал за рубежом, ставил спектакли в Японии, Иране, Венгрии.
С 1941 года Вахтанг Михайлович жил в Тбилиси, где до 1973 года руководил балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета имени Палиашвили. Как танцовщик он вступал до 1968 года.
В 1950-73 годах – директор Тбилисского хореографического училища (ныне – имени В. Чабукиани) и преподаватель классического танца в старших классах.
В период 1965-70 годов мастер возглавлял балетмейстерское отделение Театрального института имени Ш. Руставели (Тбилиси). Им воспитана плеяда талантливых артистов балета.
Скончался Вахтанг Михайлович ЧАБУКИАНИ 6 апреля 1992 года в Тбилиси, похоронен в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Ч__

12 марта 1824 года родился Густав Роберт КИРХГОФ (в Кенигсберге, Восточная Пруссия; ныне Калинингра...

12 марта
1824 года родился Густав Роберт КИРХГОФ (в Кенигсберге, Восточная Пруссия; ныне Калининград, Россия), великий немецкий физик, один из создателей спектрального анализа, чрезвычайно важного в физике, химии и астрономии. Он автор метода расчета токов в разветвленных электрических цепях, крупнейший физик и педагог конца XIX века. Член Берлинской АН (1874), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1862).
Им, блистательным математиком и физиком-экспериментатором, сформулирован один из основных законов теплового излучения (1859), который носит его имя. Именно Кирхгоф ввел в физику понятие абсолютно черного тела.
* * * * *
Младший сын в семье советника юстиции, Густав рос живым и общительным мальчиком, и ничто не предвещало, что впоследствии он станет замкнутым и молчаливым. В Кляйнгорской гимназии он с удовольствием занимался математикой и физикой, а в 1842 году поступил на физико-математический факультет Кёнигсбергского университета.
Физику, несмотря на увлечение ею в школьные годы, молодой ученый считал до поры до времени скучной наукой. Но влияние блестящего ученого Ф.Э. Неймана, преподававшего в те годы в университете, в корне изменило отношение Кирхгофа к предмету. И именно на одном из семинаров Неймана он сделал свою первую серьезную научную работу, связанную с исследованием электрических цепей. В конце 1840-х годов он вывел соотношения между напряжениями и токами в разветвлённых цепях, известные как «правила Кирхгофа».
С 1847 года ученый занимал должность приват-доцента в Берлинском университете, там же годом позже защитил докторскую диссертацию и уехал работать в Бреславль (нынешний Вроцлав). В скором времени туда приехал будущий партнер и друг Густава – химик Роберт Бунзен. Тогда и началось их многолетнее сотрудничество, принесшее много серьезных открытий.
Самой серьезной совместной разработкой ученых стал метод спектрального анализа, открытие которого приписывается стечению обстоятельств. Находясь в своей лаборатории, Кирхгоф и Бунзен стали свидетелями серьезного пожара, который был виден из их окон. У Густава внезапно возникла идея посмотреть на огонь через сконструированный им прибор – спектроскоп. Выводы, сделанные учеными на основе этих наблюдений, были потрясающие: по спектру испускаемого излучения можно определить состав любого объекта. Основываясь на разработанном методе, ученые позже открыли цезий (1860) и рубидий (1861).
Перу Кирхгофа принадлежит ряд важных исследовательских работ по механике, термодинамике и оптике. В 1859 году он сформулировал закон излучения.
Ученый дважды получал премии Лондонского королевского общества за работы по спектральному анализу, в 1862 году – медаль Румфорда, в 1877 году медаль Дэви (совместно с Р. Бунзеном).
В 1862 году Кирхгоф сформулировал термин «абсолютно черное тело» и описал его модель – полый шар, который имеет маленькое отверстие. Изучение данного понятия привело к появлению квантовой механики.
С 1875 года он возглавил кафедру математической физики в Берлинском университете. Его «Лекции по математической физике» сыграли большую роль в развитии теоретической физики.
Не имея возможности проводить опыты из-за ухудшавшегося здоровья, последние годы жизни ученый посвятил преподавательской деятельности и теоретическим расчетам.
Одной из последних работ великого физика было исследование влияния магнитного и электрического воздействия на деформацию тел (изменение их формы).
Скончался Густав Роберт КИРХГОФ 17 октября 1887 года в Берлине, похоронен на кладбище Святого Матхуса Кирххофа в Шёнеберге, всего в нескольких метрах от могил Братьев Гримм.
----------------------------------------------------------—
ЗАКОНЫ КИРХГОФА
Первый – алгебраическая сумма токов в сети проводников, встречающихся в точке (или узле), равна нулю.
Второй – в замкнутой цепи направленные суммы напряжений в замкнутой системе равны нулю.

Три ЗАКОНА СПЕКТРОСКОПИИ КИРХГОФА:
1. Твердый, жидкий или плотный газ, возбуждаемый для испускания света, будет излучать на всех длинах волн и, таким образом, получить непрерывный спектр.
2. Газ с низкой плотностью, возбуждаемый для испускания света, будет делать это на определенных длинах волн, и это создает спектр излучения.
3. Если свет, составляющий непрерывный спектр, проходит через холодный газ с низкой плотностью, результатом будет спектр поглощения.
Кирхгоф не знал о существовании уровней энергии в атомах. Существование дискретных спектральных линий позднее было объяснено боровской моделью атома, что помогло привести к квантовой механике.

ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ КИРХГОФА
В 1858 году Кирхгоф показал, что изменение теплоты химической реакции определяется разницей теплоемкости между продуктами и реагентами:
dΔH / dT = ΔCp.
Интеграция этого уравнения позволяет оценивать теплоту реакции при одной температуре от измерений при другой температуре.
----------------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #К__

12 марта В 1737 году /или 1738/ родился Василий Иванович БАЖЕНОВ (в Москве; по другим данным в селе...

12 марта
В 1737 году /или 1738/ родился Василий Иванович БАЖЕНОВ (в Москве; по другим данным в селе Дольское близ Малоярославца, Калужская губерния), русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской Академии художеств (с 1784).
Важнейшие постройки: Дом Пашкова (Московский румянцевский музей), Царицынский дворцово-парковый ансамбль, проект Михайловского замка, Владимирская церковь в Быково.
* * * * *
Выходец из семьи дьячка одной из придворных кремлевских церквей, Василий свой природный талант к искусству и страсть к рисованию обнаружил ещё в детстве, срисовывая здания в столице.
Большая часть жизни и работы Баженова прошла в Москве, где в 15-летнем возрасте он начинал в артели живописцев на строительстве Головинского дворца и был замечен архитектором Д.В. Ухтомским, принявшего его в свою школу.
Из школы Ухтомского Баженов (по ходатайству И.И. Шувалова) перешёл в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Там его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель С.И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.
Баженов – один из немногих выпускников закончил обучение с большой золотой медалью (1759). И уже сложившимся зодчим для совершенствования своего таланта он выехал за границу, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за рубеж. Его пребывание за границей увенчалось триумфом: в Париже Баженов получил диплом Французской академии, Римская академия присудила ему звание профессора, Флорентийская и Болонская академии избрали его академиком.
По возвращении в Россию он составил полный перевод всех 10-ти книг римского архитектора Витрувия, напечатанный в типографии Императорской Академии художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Василий Иванович был одним из лучших практиков. Впитав самые разнообразные исторические впечатления, испытывал интерес к мотивам и классицизма, и барокко, и готики.
Одним из грандиозных его замыслов стал проект Кремлевского дворца (1767-1775), рассчитанный на создание ансамбля, который, по выражению автора, мог бы служить «Форумом великой империи». Но работы были остановлены Екатериной II на самой ранней стадии из-за нехватки средств.
С именем Баженова связано множество архитектурных произведений: здание арсенала на Литейной в Петербурге; в Московском Кремле здание сената по Знаменке; дом Пашкова; дворцовый комплекс в Царицино и Петровский дворец; Владимирская церковь в имении Быково и ряд других построек.
Василий Баженов оказал огромное влияние на развитие русской архитектуры второй половины XVIII века. В его лице гениальный художник-архитектор сочетался с опытным строителем, в совершенстве владевшим достижениями техники своего времени. Он стал глубоким передовым мыслителем и теоретиком архитектуры – в своих высказываниях подчеркивал и пропагандировал великое значение национального русского наследия.
По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств (1799) и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.
Скончался Василий Иванович БАЖЕНОВ 13 августа 1799 года в Санкт-Петербурге. Позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Б__

12 марта В 1925 году родился Жорж ДЕЛЕРЮ (в Рубе, департамент Нор), французский композитор, написавш...

12 марта
В 1925 году родился Жорж ДЕЛЕРЮ (в Рубе, департамент Нор), французский композитор, написавший музыку к более, чем 350 кино- и телефильмам, за что был назван газетой «Le Figaro» «Моцартом кинотеатров».
* * * * *
Окончил Парижскую консерваторию (класс Дариюса Мило и Жана Ривера). В 1949 году получил Гран-При в Риме за свои успехи в области композиции.
С 1952 года главный дирижер Симфонического оркестра Радио и телевидения Франции.
Начинал работать с французскими режиссерами, Делерю снискал признание музыкой к ранним фильмам «новой волны» — «Хиросима, любовь моя», «Стреляйте в пианиста», «Жюль и Джим», «Вива, Мария!», «Конформист».
В 1970 году композитор продолжал сотрудничать с Трюффо. Ему принадлежит музыка к знаменитому фильму режиссёра «Последнее метро».
С 1972 года работал в Голливуде, — не переставая писать для французского кино, сочинил музыку ко многим выдающимся американским фильмам («Взвод» Оливера Стоуна, «Казино» Мартина Скорсезе — переработка его собственной темы из годаровского «Презрения»).
Скончался Жорж Делерю 20 марта 1992 года в Лос-Анджелесе, похоронен на кладбище Форест-Лаун в городе Глендейл (штат Калифорния, США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Д__

12 марта 1613 года родился Андре ЛЕНОТР (в Париже), французский ландшафтный архитектор и дизайнер...

12 марта
1613 года родился Андре ЛЕНОТР (в Париже), французский ландшафтный архитектор и дизайнер, выдающийся планировщик парков, создатель базисных образцов и системы регулярного «французского» парка, в т.ч. парка в Версале.
Этот парковый стиль господствовал в Европе до середины XVIII века, характерной особенностью которого являются далекие перспективы, прямые аллеи.
Ленотр также внёс большой вклад в практику градостроительства: он расширил аллеи Тюильри в западном направлении, где позже появилась улица Елисейские Поля, и внёс свой вклад в создание исторической оси Парижа.
* * * * *
Своей красотой Елисейские поля в столице Франции обязаны ему. Унаследовав в 1637 году должность отца, Андре Ленотр перепланировал сады, получившие название Тюильри (в честь дворца возле которого они были разбиты), проявив стремление к открытым и протяженным видовым перспективам. Он спроектировал широкие центральные улицы, создал сады правильного геометрического дизайна с фигурно подстриженными деревьями. Впоследствии продолжение центральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей принесших славу Парижу.
В 1871 году данный дворец разрушили, недавно в саду были проведены реставрационные работы, и в итоге, был высажен практически новый сад.
Королевские парки, созданные Ленотром, – Во-ле-Виконт, Сен-Жермен, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу – обрели мировую известность.
Но главной его работой стала планировка ансамбля Версаля и Трианонов с огромным парком.
Андре Ленотр преобразовал безликий заболоченный ландшафт, подчинив его строгим и рациональным законам садового искусства.
Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и водоемы, скульптура в узловых композиционных точках, – все это было подчинено в его работах идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу. Эта идея зародилась еще во времена Ренессанса, но Андре Ленотр стал первым садоводом, реализовавшим её с такой масштабностью.
В 1662 году мастер был приглашен в Англию, где спроектировал лондонские парки: Сент-Джеймсский и Гринвичский.
Среди заграничных работ Андре Ленотра и парк в поместье шведской королевской семьи Дротнингхольм («Остров королевы») в Стокгольме, созданный в 1683 году.
Скончался Андре ЛЕНОТР 15 сентября 1700 года в Париже, похоронен в церкви Святого Роха.

12 марта 1963 года родился Юрий Алексеевич КЛАПОУХ (в Харькове, Ураинская ССР; ныне Украина), современный украинский художник....

12 марта
1963 года родился Юрий Алексеевич КЛАПОУХ (в Харькове, Ураинская ССР; ныне Украина), современный украинский художник. Пишет в стиле – от романтических пейзажей до сюрреализма.
Его любимыми темами являются русский пейзаж и жанровые сцены из сельской жизни. Основным же является жанр классического реалистического пейзажа и портрета.
* * * * *
По первому образованию он кадровый военный. По натуре – человек абсолютно гражданский и творческий, поэтому на десятом году службы ушел из армии и осуществил давнюю мечту – самовыражение маслом на холсте.
В 1993 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (факультет ИЗО).
Профессионально занимается живописью более 15 лет – достичь нынешних результатов в творчестве помогли ежедневные поиски своего стиля и формы.
В настоящее время в своих работах ближе всего к романтизму, но особое пристрастие – классический портрет.
В период 1995-1998 годов единолично расписал храм Александра Невского в родном городе Харькове.
Принимал участие во многих групповых и персональных выставках. Картины художника находятся в частных коллекциях США, Чехии, Польше, Австрии, ЮАР, Германии и многих других.
Для настоящего периода творчества художника характерна тематика с жанровым преобладанием пейзажа, натюрморта или сюжетной композиции, сочетающей внешнюю уравновешенность и декоративность.
В настоящее время Юрий Алексеевич КЛАПОУХ живет и работает в Харькове.
----------------------------------------------------
Посмотреть работы Юрия Клапоуха можно по ссылке: http://personal.klavdievna.ru/post217866816/

12 марта В 1728 году родился Антон Рафаэль МЕНГС (в Ауссиге, Богемия; ныне Усти-над-Лабем, Чехия), с...

12 марта
В 1728 году родился Антон Рафаэль МЕНГС (в Ауссиге, Богемия; ныне Усти-над-Лабем, Чехия), самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.
Блестящий портретист, он умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II.
При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.
Его книга «Мысли о красоте и вкусе» использовалась во многих академиях как учебник.
* * * * *
Сын саксонского придворного художника (датчанина по происхождению), Менгс начала рисования изучал под руководством отца. В 1741-44 годах вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров (Рафаэля, Корреджо), и одновременно обучался у Марко Бенефиала и Себастиано Кончи.
Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене.
В 1755 году Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который, став близким его другом, оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области теории живописи.
Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара. В том же году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры».
Весной 1756 года на вилле Альбани он начал фресковую роспись плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением немецкого классицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени».
В конце 1759 года он прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, также писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский унаследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим. В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки.
В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, где познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни – он плохо переносил мадридские холодные зимы – Менгс вернулся в 1777 году в Рим.
Скончался Антон Рафаэль Менгс 29 июня 1779 года, похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо.
В его семье было 20 детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион.
* * * * *
Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, той, которая не существует в природе, а является результатом отбора самого наилучшего.
Как теоретик он получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал сильное влияние на развитие новейшей живописи. Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка.
Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко. По мнению Рудольфа Виттковера: «В конечном счете, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #М__

12 марта 1863 года родился Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (в Санкт-Петербурге), российский и совет...

12 марта
1863 года родился Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (в Санкт-Петербурге), российский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, создатель учения о биосфере, её эволюции и преобразовании под воздействием человека в ноосферу (сферу разума), академик. Лауреат Государственной премии.
Один из представителей русского космизма.
* * * * *
Он был родом из дворянской семьи – сын экономиста и профессора И.В. Вернадского и первой российской женщины-политэконома М.Н. Верднадской.
Образование Владимир получал в гимназиях Харькова и Петербурга, затем учился на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета.
Вернадский является основоположником целого комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, о единстве водного покрытия и др. В круг его интересов также входили геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, биология, палеонтология, метеоритика, философия и история.
Он создатель многих научных школ, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), один из основателей и первый президент АН Украины (1919), профессор Московского университета (1898-1911).
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества наибольшую актуальность приобрело во второй половине XX века, когда начала развиваться экология, где биосфера стала одним из основополагающих понятий, и оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.
Кроме того, Владимир Иванович развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Он первый стал воспринимать землю, как целостный живой организм. Вернадский доказал, что все процессы происходящие в атмосфере, литосфере и гидросфере – едины. А жизнь на земле – является космическим явлением.
Ученый считал, что жизнь была разнесена из космоса по всем планетам и может развиваться и эволюционировать в зависимости от условий на конкретной планете, при этом посылая зародыши жизни во все космические стороны. Вернадский был первым, кто целостно и законченно сформировал представление о «космизме жизни», хотя зародыши этой теории встречались и в работах его предшественников.
В 1940 году он инициировал исследования урана с целью получения ядерной энергии. В эвакуации периода Отечественной войны им были написаны книги «Химическое строение биосферы Земли и её окружения», «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия».
С первых шагов на научном поприще Владимир Вернадский зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. Он старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создать крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих ученых, что позволило создать мощные научные школы мирового значения.
Скончался Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ 6 января 1945 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В честь Вернадского названы улицы, университет, научная библиотека в Киеве и исследовательская станция в Антарктиде.

12 марта 1937 года родился Борис Валентинович ДУРОВ (в Славянске, Донецкая область), советский реж...

12 марта
1937 года родился Борис Валентинович ДУРОВ (в Славянске, Донецкая область), советский режиссёр и сценарист.
Долгое время работал на киностудии имени Горького, в основном снимал фильмы приключенческого жанра или мелодрамы.
* * * * *
После окончания в 1955 году Казанского суворовского училища он поступил в Рижское высшее военное инженерно-авиационное училище. Окончил его в 1960 году с дипломом инженера-электромеханика.
Но поскольку в том же году училище подлежало расформированию, а вооруженные силы сильно сокращались, у Дурова появилась возможность уйти из армии, чем он и воспользовался.
В дальнейшем Борис поступил на режиссёрское отделение ВГИКа в мастерскую Якова Сегеля. Дебютом режиссера Дурова стал фильм «Вертикаль» в 1967 году, который он снял совместно со Станиславом Говорухиным. «Вертикаль» стала лидером отечественного проката в 1968 году.
Самым известным фильмом Бориса Дурова стал боевик «Пираты XX века», снятый в 1979 году, и который посмотрел каждый третий житель СССР. Этот фильм стал лидером проката среди отечественных картин в 1980 году и занял второе место в списке самых кассовых фильмов в истории советского кино. Его посмотрело 87,6 млн. человек в 1980 году, а к 1990 году фильм посмотрели 250 млн. зрителей.
Также Борис Валентинович поставил картины: «Повесть о чекисте» (1969), «Вот моя деревня» (1972), «Происшествие» (1974), «Гранитные острова» (1976), «Семья Зацепиных» (1977), «Не могу сказать "прощай"» (1982), «Лидер» (1984), «Черная магия, или Свидание с дьяволом» (1990), «Смерть за кулисами» (1991).
В 2000 году режиссёр был удостоен звания заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Последней киноработой мастера стала первая часть мистического телесериала «Тайный знак».
Скончался Борис Валентинович ДУРОВ 5 апреля 2007 года в Москве, похоронен на Митинском кладбище. За несколько лет до смерти он перенес инсульт, от последствий которого так и не оправился.

12 марта В 1889 году родился Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (в Киеве, Российская империя), великий русский т...

12 марта
В 1889 году родился Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (в Киеве, Российская империя), великий русский танцовщик и хореограф польского происхождения, революционер и новатор танца. Ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева».
Он совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики.
Его творческая жизнь продолжалась немногим более 10 лет, однако за это время он снискал мировую славу, ему рукоплескали в Петербурге, Париже, Буэнос-Айресе, Лондоне и во многих других городах мира.
Уволенный из Петербургского Императорского театра, Нижинский лучшие свои роли создал в русской антрепризе Сергея Дягилева, за рубежом. Там же он выступил и как хореограф-новатор, создатель четырех балетов – «Весна священная» И. Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» на музыку Дебюсси, «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса.
* * * * *
Выходец из семьи танцовщика в бродячей польской труппе, Вацлав вместе с младшей сестрой Брониславой с раннего детства рос в атмосфере театра, – они поступили учиться в балетную школу при петербургском Мариинском театре.
Первыми учителями Нижинского были приверженцы классической русской танцевальной школы братья Сергей и Николай Легат. Юный танцовщик удивлял всех не только феноменальными способностями в освоении сложностей классического танца, но и непостижимой интуитивной склонностью к перевоплощению и созданию образа.
В 1907 году, после балетной окончания школы, Вацлав был зачислен в труппу петербургского Мариинского театра. В рецензиях на выпускной спектакль отмечалось, что будущий артист шутя преодолевает все трудности, но особенно привлекателен он своим уникальным полетным прыжком.
Нижинский, выступая с первых же месяцев пребывания в театре кавалером Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, отвлекал на себя внимание зрителей, чем нередко вызывал недовольство прима-балерин.
Летом 1909 года Дягилев впервые повез русскую балетную труппу в Париж. В театре Шатле блестяще прошел первый сезон. Нижинский стал звездой дягилевской антрепризы, его называли первым танцовщиком века.
После увольнения в 1911 году «первого танцовщика» из Мариинского театра (поводом явилось неудовольствие членов императорской семьи смелым костюмом в партии Альберта из «Жизели») Нижинский продолжал выступать в спектаклях балетной труппы Дягилева за границей, а русские зрители больше его не видели. Сменялись сцены городов всего мира – Париж, Дрезден, Вена, Монте-Карло, Лондон, Нью-Йорк, – всюду Нижинского сопровождал ошеломляющий успех.
С 1912 года начинается его балетмейстерская деятельность. Для воплощения своих замыслов Нижинский ищет совершенно новую пластику. Неожиданную оценку вызвала его первая работа – постановка «Послеполуденного отдыха фавна» на музыку Дебюсси. В паре с Нижинским (фавном) в балете выступала его постоянная партнерша Тамара Карсавина (нимфа), а позднее эту партию танцевала и сестра Нижинского, Бронислава.
В истории музыкального театра XX века есть знаменательная веха – 1913 год: постановка балета Стравинского «Весна священная» (балетмейстер Нижинский, художник Николай Рерих). Нижинский создал диковинно новую хореографию.
Премьера балета прошла в атмосфере скандала. Сразу же после премьеры балета Стравинский писал: «Общность наших замыслов не порывалась ни на секунду». И за 4 года до смерти, в 1966 году, композитор подтвердил: «Лучшим воплощением «Весны священной» из всех виденных мною я считаю постановку Нижинского».
С конца 1913 года Вацлав Фомич не работал в дягилевской труппе. Вместе с женой и родившейся дочерью он жил в Будапеште в качестве военнопленного. По приглашению венского театра в 1916 году он возвратился к творческой деятельности. Среди его замыслов была постановка балета «Тиль Уленшпигель» на музыку Рихарда Штрауса. Однако осуществить эту работу ему суждено было на гастролях в Америке, вновь в труппе Дягилева, куда он вернулся в том же 1916 году.
Последний его спектакль – балет «Призрак розы» – состоялся 26 сентября 1917 года, а последний свой танец Нижинский станцевал в 1919 году в Швейцарии. Следующие 30 лет жизни уже не были связаны с балетным театром, он был неизлечимо болен.
Скончался Вацлав Фомич Нижинский 11 апреля 1950 года в Лондоне.
В 1953 году его прах перевезли в Париж и перезахоронили на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье, одного из создателей романтического балета.
На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.
* * * * *
Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Он был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Когда Нижинский – бог балета – зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
«Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…» (Жан Кокто)
Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками – многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Н__