12 марта В 1889 году родился Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (в Киеве, Российская империя), великий русский т...
12 марта
12 марта
В 1889 году родился Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (в Киеве, Российская империя), великий русский танцовщик и хореограф польского происхождения, революционер и новатор танца. Ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева».
Он совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики.
Его творческая жизнь продолжалась немногим более 10 лет, однако за это время он снискал мировую славу, ему рукоплескали в Петербурге, Париже, Буэнос-Айресе, Лондоне и во многих других городах мира.
Уволенный из Петербургского Императорского театра, Нижинский лучшие свои роли создал в русской антрепризе Сергея Дягилева, за рубежом. Там же он выступил и как хореограф-новатор, создатель четырех балетов – «Весна священная» И. Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» на музыку Дебюсси, «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса.
* * * * *
Выходец из семьи танцовщика в бродячей польской труппе, Вацлав вместе с младшей сестрой Брониславой с раннего детства рос в атмосфере театра, – они поступили учиться в балетную школу при петербургском Мариинском театре.
Первыми учителями Нижинского были приверженцы классической русской танцевальной школы братья Сергей и Николай Легат. Юный танцовщик удивлял всех не только феноменальными способностями в освоении сложностей классического танца, но и непостижимой интуитивной склонностью к перевоплощению и созданию образа.
В 1907 году, после балетной окончания школы, Вацлав был зачислен в труппу петербургского Мариинского театра. В рецензиях на выпускной спектакль отмечалось, что будущий артист шутя преодолевает все трудности, но особенно привлекателен он своим уникальным полетным прыжком.
Нижинский, выступая с первых же месяцев пребывания в театре кавалером Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, отвлекал на себя внимание зрителей, чем нередко вызывал недовольство прима-балерин.
Летом 1909 года Дягилев впервые повез русскую балетную труппу в Париж. В театре Шатле блестяще прошел первый сезон. Нижинский стал звездой дягилевской антрепризы, его называли первым танцовщиком века.
После увольнения в 1911 году «первого танцовщика» из Мариинского театра (поводом явилось неудовольствие членов императорской семьи смелым костюмом в партии Альберта из «Жизели») Нижинский продолжал выступать в спектаклях балетной труппы Дягилева за границей, а русские зрители больше его не видели. Сменялись сцены городов всего мира – Париж, Дрезден, Вена, Монте-Карло, Лондон, Нью-Йорк, – всюду Нижинского сопровождал ошеломляющий успех.
С 1912 года начинается его балетмейстерская деятельность. Для воплощения своих замыслов Нижинский ищет совершенно новую пластику. Неожиданную оценку вызвала его первая работа – постановка «Послеполуденного отдыха фавна» на музыку Дебюсси. В паре с Нижинским (фавном) в балете выступала его постоянная партнерша Тамара Карсавина (нимфа), а позднее эту партию танцевала и сестра Нижинского, Бронислава.
В истории музыкального театра XX века есть знаменательная веха – 1913 год: постановка балета Стравинского «Весна священная» (балетмейстер Нижинский, художник Николай Рерих). Нижинский создал диковинно новую хореографию.
Премьера балета прошла в атмосфере скандала. Сразу же после премьеры балета Стравинский писал: «Общность наших замыслов не порывалась ни на секунду». И за 4 года до смерти, в 1966 году, композитор подтвердил: «Лучшим воплощением «Весны священной» из всех виденных мною я считаю постановку Нижинского».
С конца 1913 года Вацлав Фомич не работал в дягилевской труппе. Вместе с женой и родившейся дочерью он жил в Будапеште в качестве военнопленного. По приглашению венского театра в 1916 году он возвратился к творческой деятельности. Среди его замыслов была постановка балета «Тиль Уленшпигель» на музыку Рихарда Штрауса. Однако осуществить эту работу ему суждено было на гастролях в Америке, вновь в труппе Дягилева, куда он вернулся в том же 1916 году.
Последний его спектакль – балет «Призрак розы» – состоялся 26 сентября 1917 года, а последний свой танец Нижинский станцевал в 1919 году в Швейцарии. Следующие 30 лет жизни уже не были связаны с балетным театром, он был неизлечимо болен.
Скончался Вацлав Фомич Нижинский 11 апреля 1950 года в Лондоне.
В 1953 году его прах перевезли в Париж и перезахоронили на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье, одного из создателей романтического балета.
На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.
* * * * *
Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Он был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Когда Нижинский – бог балета – зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
«Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…» (Жан Кокто)
Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками – многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Н__
В 1889 году родился Вацлав Фомич НИЖИНСКИЙ (в Киеве, Российская империя), великий русский танцовщик и хореограф польского происхождения, революционер и новатор танца. Ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева».
Он совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики.
Его творческая жизнь продолжалась немногим более 10 лет, однако за это время он снискал мировую славу, ему рукоплескали в Петербурге, Париже, Буэнос-Айресе, Лондоне и во многих других городах мира.
Уволенный из Петербургского Императорского театра, Нижинский лучшие свои роли создал в русской антрепризе Сергея Дягилева, за рубежом. Там же он выступил и как хореограф-новатор, создатель четырех балетов – «Весна священная» И. Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» на музыку Дебюсси, «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса.
* * * * *
Выходец из семьи танцовщика в бродячей польской труппе, Вацлав вместе с младшей сестрой Брониславой с раннего детства рос в атмосфере театра, – они поступили учиться в балетную школу при петербургском Мариинском театре.
Первыми учителями Нижинского были приверженцы классической русской танцевальной школы братья Сергей и Николай Легат. Юный танцовщик удивлял всех не только феноменальными способностями в освоении сложностей классического танца, но и непостижимой интуитивной склонностью к перевоплощению и созданию образа.
В 1907 году, после балетной окончания школы, Вацлав был зачислен в труппу петербургского Мариинского театра. В рецензиях на выпускной спектакль отмечалось, что будущий артист шутя преодолевает все трудности, но особенно привлекателен он своим уникальным полетным прыжком.
Нижинский, выступая с первых же месяцев пребывания в театре кавалером Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, отвлекал на себя внимание зрителей, чем нередко вызывал недовольство прима-балерин.
Летом 1909 года Дягилев впервые повез русскую балетную труппу в Париж. В театре Шатле блестяще прошел первый сезон. Нижинский стал звездой дягилевской антрепризы, его называли первым танцовщиком века.
После увольнения в 1911 году «первого танцовщика» из Мариинского театра (поводом явилось неудовольствие членов императорской семьи смелым костюмом в партии Альберта из «Жизели») Нижинский продолжал выступать в спектаклях балетной труппы Дягилева за границей, а русские зрители больше его не видели. Сменялись сцены городов всего мира – Париж, Дрезден, Вена, Монте-Карло, Лондон, Нью-Йорк, – всюду Нижинского сопровождал ошеломляющий успех.
С 1912 года начинается его балетмейстерская деятельность. Для воплощения своих замыслов Нижинский ищет совершенно новую пластику. Неожиданную оценку вызвала его первая работа – постановка «Послеполуденного отдыха фавна» на музыку Дебюсси. В паре с Нижинским (фавном) в балете выступала его постоянная партнерша Тамара Карсавина (нимфа), а позднее эту партию танцевала и сестра Нижинского, Бронислава.
В истории музыкального театра XX века есть знаменательная веха – 1913 год: постановка балета Стравинского «Весна священная» (балетмейстер Нижинский, художник Николай Рерих). Нижинский создал диковинно новую хореографию.
Премьера балета прошла в атмосфере скандала. Сразу же после премьеры балета Стравинский писал: «Общность наших замыслов не порывалась ни на секунду». И за 4 года до смерти, в 1966 году, композитор подтвердил: «Лучшим воплощением «Весны священной» из всех виденных мною я считаю постановку Нижинского».
С конца 1913 года Вацлав Фомич не работал в дягилевской труппе. Вместе с женой и родившейся дочерью он жил в Будапеште в качестве военнопленного. По приглашению венского театра в 1916 году он возвратился к творческой деятельности. Среди его замыслов была постановка балета «Тиль Уленшпигель» на музыку Рихарда Штрауса. Однако осуществить эту работу ему суждено было на гастролях в Америке, вновь в труппе Дягилева, куда он вернулся в том же 1916 году.
Последний его спектакль – балет «Призрак розы» – состоялся 26 сентября 1917 года, а последний свой танец Нижинский станцевал в 1919 году в Швейцарии. Следующие 30 лет жизни уже не были связаны с балетным театром, он был неизлечимо болен.
Скончался Вацлав Фомич Нижинский 11 апреля 1950 года в Лондоне.
В 1953 году его прах перевезли в Париж и перезахоронили на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье, одного из создателей романтического балета.
На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.
* * * * *
Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Он был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Когда Нижинский – бог балета – зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
«Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…» (Жан Кокто)
Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками – многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_марта #Н__