7 декабря
1821 года родился Альберт Данилович ЖАМЕТ (в Вильне, Литовско-Виленская губерния, Российская империя; ныне Вильнюс, Литова), русский художник-пейзажист, академик живописи.
* * * * *
Выходец из семьи небогатого мещанина, он, получив образование в местной гимназии, в 1840 году поступил в петербургскую Академию художеств вольноприходящим учеником. Здесь он занялся изучением ландшафтной живописи, пользуясь в ней руководством профессора М.Н. Воробьева.
Бенедикт Тышкевич, покровительствовавший художнику, отправил его на свой счет за границу. Альберт Данилович провел там двенадцать лет (1847-1859), посетив Италию, Францию, Германию и Англию. Он повсюду усердно занимался этюдами, при случае выставляя свои произведения в столицах этих стран. Годы этого путешествия были лучшей порою деятельности художника.
В 1854 году Альберт Жамет получил от римской Академии Святого Луки денежную премию за вид озера Неми. В том же году, за присланную в Санкт-Петербург картину «Тиволи и его водопады», он был удостоен звания неклассного художника, а в 1859 году ему была присуждена степень академика за три вида из окрестностей Рима.
Вскоре художник вернулся в Россию, но ненадолго, и, отправившись в 1861 году в новое путешествие, пробыл во Франции, Англии и Савойе до 1863 года.
По возвращению Жамета на родину 1864 году, изменившиеся к худшему его материальные обстоятельства, особенно вследствие возникших в то время политических беспорядков в Западном крае, принудили его определиться декоратором при Виленском городском театре. Эту должность он занимал до конца своей жизни.
Помимо упомянутых выше, лучшими произведениями художника считаются: «Альбанское озеро», «Арко-Скуро и разные виды виллы Бутера, в Палермо», «Римский Колизей», «Вид в окрестностях Неаполя», «Римская Кампанья за Порта-Маджоре» и «Римский вид».
Скончался Альберт Данилович ЖАМЕТ 24 ноября 1877 года в Вильне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #Ж__
7 декабря
1873 года родился Михаил Александрович ДЕМЬЯНОВ (в поселке Артинский завод, Пермская губерния; ныне Свердловская область), талантливый русский живописец, пейзажист и портретист, график и рисовальщик.
Работал преимущественно в жанре пейзажа, разрабатывая «левитановское» направление в реалистическом лирическом пейзаже. Использовал методы и достижения импрессионистов, стремился к этюдности и широкому мазку.
* * * * *
Мастерству написания пейзажей он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) под руководством И. Левитана. В 1899 году Михаил Демьянов за выполненную работу был награждён малой серебряной медалью.
В дальнейшем продолжил образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской А.А. Киселёва. В 1910 году, по окончании Академии, за картину «Старые годы» ему было присвоено звание художника. В том же году он получил премию братьев Ендогуровых, присужденную как «достойнейшему из пейзажистов», а также право на пенсионерскую поездку за границу, которым воспользовался.
В период 1910-1912 годов Демьянов побывал в лучших картинных галереях Рима, Венеции, Парижа, Амстердама и ряда других европейских городов. За время путешествия по Европе он создал ряд живописных полотен. Вернувшись на Родину, поселился в Санкт-Петербурге. Работал преимущественно как пейзажист, разрабатывал тему лирического пейзажа.
Художник дважды награждался премиями имени А. Кунджи, а за картину «Рим» – поощрительной премией Императорской Академии художеств.
Михаил Александрович был участником выставок при МУЖВЗ, МХТ, Академии художеств, «Товарищества независимых», а также Международной выставки в Мюнхене (1911).
Демьянов – автор ряда портретов (жены, автопортрет). Создал портреты-карикатуры действующих лиц спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя, портреты-шаржи директора «Театра фарса» В. Казанского и артиста того же театра А. Полонского. Сотрудничал в петербургских сатирических журналах эпохи революции 1905-1907 годов, был в круге Судейкина, Сапунова, Феофилактова, И.М. Грабовского. Рисовал иллюстрации для журналов «Зарницы» и «Отбой».
Творческое наследие живописца хранится во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, музее Российской Академии художеств, Театральном музее, (все в С-Петербурге) и других, а также в частных собраниях.
Скончался Михаил Александрович ДЕМЬЯНОВ 23 июня 1913 года в Нодентале (Финляндия), в возрасте 39 лет; похоронен в Санкт-Петербурге.
Посмертная выставка работ художника прошла в Петрограде в 1914 году и стала символом признания его таланта.
7 декабря
В 1831 году родилась Джоанна Мэри БОЙС /в замужестве – Джоанна Мэри Уэллс/ (в Лондоне), английская художница, прекрасная портретистка, пейзажист, автор ряда жанровых и исторических полотен.
В своём творчестве, как и её брат, художник Джордж Питер Бойс, разделяла эстетические позиции Братства Прерафаэлитов.
Была знакома с Данте Габриэлем Россетти, английским поэтом, иллюстратором и художником.
* * * * *
Из семьи бывшего виноторговца, Джоанна в 1849 году поступила в художественную академию Фрэнсиса Стивена Кэри, затем обучалась в государственной школе рисунка в Лондоне. В 1855 году переехала в Париж для дальнейшего совершенствования в живописи под руководством Тома Кутюра.
Уже в самых ранних работах Джоанны Бойс в полноте раскрылся её талант. В 1855 году она впервые участвовала в выставке Королевской Академии художеств, где представила свою картину «Elgiva», которую один из виднейших представителей прерафаэлитизма Форд Мэдокс Браун назвал лучшей работой экспозиции. Джон Рескин, знаменитый художественный критик и теоретик прерафаэлизма, также отмечал незаурядные качества этой работы.
Перед возвращением в Англию, Джоанна Бойс написала большую картину на тему крестового похода детей, выставленную в Королевской Академии художеств в 1859 году. Одна из самых лучших работ в её творчестве – портрет годовалого сына Сиднея.
В 1856 году художница познакомилась со своим будущим мужем, художником и издателем «Saturday Review» Генри Уэллсом, который предложил ей написать несколько обзоров европейских выставок для его газеты. Через год они поженились.
Скончалась Джоанна Мэри БОЙС 15 июля 1861 года в Лондоне в возрасте 30 лет, из-за осложнения после рождения третьего ребёнка.
Значительная часть творческого наследия художницы погибла во время бомбардировок Лондона во время II-й мировой войны.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #Б__
7 декабря
В 1935 году родился Армандо МАНСАНЕРО (в Мериде, Юкатан), латиноамериканский музыкант и композитор, считающийся основным романтическим композитором Мексики послевоенного времени.
Наиболее успешный композитор Латинской Америки.
* * * * *
В мир музыки Армандо попал в возрасте 8 лет, когда пошёл в школу Высоких искусств, находящуюся в его родном городе, и продолжив обучение в Мехико.
В 1950 году, будучи подростком, сочинил свою первую мелодию «Nunca en el Mundo» («Ни за что на свете»), к настоящему моменту записана 21 версия этой композиции на различных языках. Следующий год стал для Армандо началом профессиональной карьеры.
Контракт с мексиканским филиалом «CBS» Мансанеро заключил в 1957 году, и вскоре он уже работал с такими музыкантами, как Педро Варгас, Лючо Гатика и Рафаэль.
В 1965 году он стал победителем музыкального фестиваля в Майами с песней «Cuando Estoy Contigo» («Когда я с тобой»).
В 1970 году написал песню «Somos Novios», переведенную на английский язык Сидом Уэйном, композитором Элвиса Пресли. Английскую версию песни, «It’s Impossible» («Невозможно»), исполнил Перри Комо и был номинирован на премию Грэмми. Но успех был испорчен решением американского суда, который обвинил Мансанеро в плагиате и постановил вернуть весь гонорар, полученный за композицию. Это событие стало большим ударом для Монсанеро, который сочинил «Somos Novios» за 20 лет до этого и, по сути, сам стал жертвой плагиата. Сегодня осуждение снято, и авторство данной песни закреплено за Армандо.
В 1978 году его песня «Señor Amor» (англ. «Mister Love») стала лауреатом песенного фестиваля на Майорке, а песня «Corazón Amigo» («Heart Friend») в 1982 году победила на фестивале «Yamaha Festival».
Среди музыкантов, в разное время и на разных языках исполнявших песни, сочиненные Армандо Мансанеро, – Фрэнк Синатра, Андреа Бочелли, Тони Беннетт, Элвис Пресли, Алехандро Фернандес, Луис Мигель, Кристина Агилера, Мануэлла Торрес и многие, многие другие.
За свою карьеру Мансанеро стал авторов около 30 альбомов; написал порядка 400 песен, из которых 50 стали мировыми хитами.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #М__
7 декабря
В 1598 году родился Джованни /Джан/ Лоренцо БЕРНИНИ (в Неаполе), великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини.
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью».
Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века.
Потомки с уважением и благодарностью вспоминают Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения.
* * * * *
Их семья переехала в Рим в 1605 году, а когда Джованни было 8 лет, он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала его «вторым Микеланджело».
Получивший к тому времени технические навыки обработки мрамора Джованни, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О его даровании шли слухи; он, попавшись на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все в период 1619-25 годов). Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей.
С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как драгоценнейшее наследство.
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом Вечный город. С начала 1620-х годов по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко.
В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы.
Он также был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором.
Скончался Джованни Лоренцо Бернини 28 ноября 1680 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #Б__
7 декабря
В 1926 году родился Пётр Сергеевич ВЕЛЬЯМИНОВ (в Москве), советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Его отец – Сергей Петрович Вельяминов – потомственный военный из древнего дворянского рода, известного с XI века. В 1932 году отца, как бывшего офицера царской армии, арестовали и отправили на строительство Беломорканала.
Репрессии против семьи Вельяминовых продолжились – в марте 1943 года арестовали Петра – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный институт. По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» он был приговорён по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки.
Пётр Вельяминов был отправлен в ГУЛАГ, в пересыльный лагерь в Котласе, где находился до 1952 года. После освобождения он 3 года проработал в Абакане на лесосплаве, и только счастливый случай помог ему войти в труппу драматического театра Абакана.
Играть он начал в лагерной самодеятельности, где пел, читал стихи, а также исполнил свою первую роль – Максима Кошкина в «Любови Яровой».
С 1955 года Пётр Вельяминов – актер Тюменского областного драматического театра. Работал также в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново.
После успеха фильма «Тени исчезают в полдень» он в 1972 году переехал в Москву и пришёл в труппу театра «Современник», а через 2 года перешёл в Театр-студию киноактёра. В 1983 году Пётр Вельяминов был реабилитирован.
В 1990 году актёр стал действительным членом Российского Дворянского собрания. В 1994-97 годах был вице-предводителем Санкт-Петербургского Дворянского собрания, а в мае 1995 года возглавлял делегацию этого собрания на IV Всероссийском дворянском съезде.
С 1995 года Пётр Сергеевич жил и работал в Санкт-Петербурге, играл в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова.
Среди его более чем 120 киноролей – яркие образы, созданные в фильмах «Командир счастливой «Щуки», «Ярослав Мудрый», «Ермак», «Пираты ХХ века», «Сладкая женщина».
В день празднования 50-летия творческой деятельности Петра Вельяминова ректор питерской Театральной академии торжественно вручил актёру подарок – символический студенческий билет. Народный артист России, сыгравший около 300 ролей в театре и кино, не имел актёрского образования. Свои «театральные университеты» он проходил в лагерной самодеятельности…
В последнее десятилетие актер изредка выходил на театральную сцену, в кино снимался крайне редко.
Преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актёрского мастерства театрального факультета.
Скончался Пётр Сергеевич Вельяминов 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #В__
7 декабря
В 1929 году родился Борис Павлович СТЕПАНЦЕВ (в Москве), советский художник, режиссёр мультипликационных фильмов, таких как «Вовка в тридевятом царстве», «Петя и Красная Шапочка», дилогии «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся» (по сказке Астрид Линдгрен), ставших классикой советской и мировой анимации.
Заслуженный деятель искусств РСФСР.
* * * * *
После окончания в 1946 году Московской художественной школы учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», затем работал аниматором.
В 1954 году Степанцев дебютировал как режиссёр одной из первых кукольных картин вновь организованного на «Союзмультфильме» цеха объёмной и кукольной мультипликации. В дальнейшем сотрудничал с режиссёром Е.Н. Райковским, а с 1963 года работал самостоятельно.
Окончив факультет графики Московского полиграфического института, снимал рисованные, реже – кукольные и комбинированные фильмы.
Борис Павлович неоднократно шёл на технологические эксперименты (первый советский широкоэкранный мультфильм – «Мурзилка на спутнике», первое применение электрографии в советской анимации в фильме «Малыш и Карлсон», комбинированные съёмки оператора Я. Топпера в «Щелкунчике», видеосовмещение актёра с рисованной декорацией в «Ассоли»).
Режиссёр постоянно сотрудничал с художником А.М. Савченко и эпизодически – с другими художниками (В.А. Никитиным, П.П. Репкиным, Г.Д. Новожиловым, Ю.А. Бутыриным). Совместно с Савченко и самостоятельно оформлял детские книги и диафильмы.
Борис Степанцев известен во всём мире как признанный мастер детского кино. Однако, будучи исключительно талантливым, он сильно «разбрасывался». Его увлекали комбинированные съемки, нестандартные операторские приемы, кукольная анимация… Из-за этого, в частности, не получила продолжения дилогия о Малыше и Карлсоне, которая могла стать замечательным мультипликационным сериалом.
Скончался Борис Павлович Степанцев 21 мая 1983 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_декабря #C__