31 марта
1843 года родился Педер Генрик Кристиан ЦАРТМАН (в городе Рённе, остров Борнхольм), датский художник, прославившийся как мастер исторических картин и портретов.
Разрабатывал и другие жанры живописи – писал пейзажи, жанровые сценки в городах и деревнях.
Он был заметным явлением в среде датских живописцев второй половины XIX века, наряду с такими мастерами, как Педер Крейер и Теодор Филипсен. Цартман отошёл от привычного для искусства середины XIX столетия академического направления и увлёкся новыми течениями в живописи – натурализмом и реализмом.
* * * * *
Выходец из семьи преуспевающего врача, в которой был старшим ребёнком из девятерых детей, он в 17-летнем возрасте отправился в академию Сорё, где учился под руководством художника-пейзажиста И. Гардера.
Позже Кристиан Цартман изучал искусство гравирования в Техническом институте в Копенгагене. В октябре 1864 года он поступил в датскую Королевскую Академию художеств.
В период 1869-1891 годов регулярно выставлял свои полотна в Шарлоттенборге, преподавал в Свободной школе живописи, основанной в Копенгагене в знак протеста против застойной манеры преподавания живописи, проводимой официальной Академией художеств.
Художник много путешествовал, три года жил и писал в Италии. Позднее совершил путешествия по Греции, Франции и Португалии, был участником Всемирных выставок в Париже и в Чикаго.
Кристиан Цартман особо прославился своими историческими полотнами, в особенности теми, где изображались женщины, сыгравшие роковую роль в истории Дании. Его историческая «серия» состояла из 18 больших картин, написание которых растянулось на долгие годы. Многие из этих полотен были удостоены премий и наград. Творчество художника сыграло важную роль в развитии цветовой композиции в датской живописи.
В последние годы жизни он работал над серией картин, посвящённых героям греческой и библейской мифологии – «Прометей», «Сократ и Алкивиад», «Адам в раю».
Скончался Педер Генрик Кристиан ЦАРТМАН 22 июня 1917 года в Фредериксберге после неудачно проведённой операции по поводу аппендицита. Похоронен на Западном кладбище Копенгагена.
31 марта
1927 года родился Владимир Сергеевич ИЛЬЮШИН (в Москве), советский и российский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Заместитель главного конструктора ОКБ Сухого.
Сын знаменитого авиаконструктора С.В. Ильюшина, организатора и многолетнего руководителя одного из наиболее известных в мире Конструкторских бюро (КБ).
* * * * *
Летать Володя научился в разгар войны. После восьми классов устроился мотористом на самолет У-2, на котором летал В.К. Коккинаки, к тому времени уже Герой Советского Союза, работавший испытателем у Ильюшина-старшего. Коккинаки и выпустил 16-летнего Владимира в первый самостоятельный полет.
Случилось это в 1943 году: шла война, и на какие-то там формальности особого внимания не обращали. К тому же Коккинаки никого и ничего не боялся, так что Ильюшину-старшему осталось только развести руками. Но на фронт сын не попал (а так хотелось!), юношей 1927 года рождения уже не брали.
Владимир Ильюшин учился у Коккинаки летать, параллельно сдал на подготовительных курсах Московского авиационного института за девятый класс, на аналогичных курсах Военно-Воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского – за десятый, туда и поступил в 1945 году. А за год до окончания академии, в 1950 году, вылетел на своем первом реактивном самолете – Як-17.
В дальнейшем окончил школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1953) и по 1957 год служил в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ).
За период 1943-1981 годов летал на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях, хотя его любовью была истребительная авиация. В июле 1959 года на боевом самолёте Владимир Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров (по другим данным, 23852 метров). За это был удостоен звания Героя Советского Союза. Также он установил и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта – 21170 метров (1961 год).
С 1957 года работал в ОКБ Сухого: лётчик-испытатель (шеф-пилот фирмы), заместитель главного конструктора (с 1972 года), консультант – член Совета Старейшин (с 2000 года).
За время работы в ОКБ Сухого поднял впервые 12 опытных самолетов: от Су-9 до Су-27.
Так же Владимир Ильюшин впервые поднял в воздух и успешно провел начальный этап лётных испытаний уникального экспериментального тяжелого сверхзвукового бомбардировщика «проект-100» (Т-4, «Сотка»), разработанного в ОКБ П.О. Сухого. По неизвестным причинам испытания самолёта были прерваны и остановлены после 10-го успешного полёта. Однако имеются непроверенные сведения, что причиной прекращения работ по самолёту стали закулисные интриги А.Н. Туполева и его окружения. Это было вызвано тем, что у Туполева готовились осуществлять проект бомбардировщика Ту-160 и стремились устранить успешного конкурента.
Всего же Владимир Ильюшин 6420 раз поднимался в небо (полеты в салонах пассажирских самолетов не в счет), 6419 раз приземлялся на своих летательных аппаратах и лишь однажды – на парашюте. Он провел в воздухе 4152 часа 25 минут, что для человека его достаточно узкой специализации очень и очень много. Про выслугу говорить тоже не приходится: по всем действующим в стране законоположениям она у Ильюшина достигла 90 лет.
Долгое время он был первым председателем Федерации регби СССР (1967-1991). В 2013 году посмертно стал первым русским, введённым в состав Зала славы Международного совета регби (IRB).
Скончался Владимир Сергеевич ИЛЬЮШИН 1 марта 2010 года в Москве, похоронен на Химкинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #И__
31 марта
1926 года родился Джон Роберт ФАУЛЗ (в Ли-Он-Си, графство Эссекс), английский писатель, романист и эссеист, один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.
Написал 7 романов, сборник повестей и рассказов и огромное количество эссе. Самыми знаменитыми считаются романы «Волхв», «Коллекционер» и «Женщина французского лейтенанта».
* * * * *
Выходец из семьи преуспевающего торговца сигарами, он окончил престижную школу в Бедфорде, где был старостой класса и проявил себя хорошим спортсменом, играя в крикет.
Затем служил в Королевском флоте в морской пехоте, но после двух лет службы отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, где получил степень бакалавра гуманитарных наук по специальности «французская литература».
В дальнейшем Джон Фаулз преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции и в учебных заведениях Лондона и его окрестностей. В гимназии на греческом острове Спецес он начал писать, ещё не публикуясь (впоследствии называл Грецию своей второй родиной).
В 1963 году Фаулз опубликовал роман «Коллекционер». История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. Успех первой книги позволил ему оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. Роман переведен на многие иностранные языки.
До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа писателя – «Волхв» (1965) и «Женщина французского лейтенанта» (1969). Последний из них, удостоенный престижной французской премии, по мнению многих критиков, – лучшее произведение писателя. Фильм, снятый по роману «Женщина французского лейтенанта», также немало способствовал его успеху у публики и тоже знаком российскому зрителю.
Ещё студентом Джон Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов – Сартра и Камю. Их идеи о несовершенстве мира, о свободе личности глубоко повлияли на будущего писателя и проходят сквозь его романы, герои которых в какой-то момент оказываются на распутье, когда они должны решить, продолжать ли обыденную жизнь или следовать чувству, возможно, отказавшись от своей социальной роли, но по-настоящему реализовав себя.
В 1970-х годах Фаулз стал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм. Уже главный герой его повести «Башня из чёрного дерева» (1974), столкнувшись с необходимостью выбора между экзистенциальной свободой и продолжением обычной жизни, выбрал второе. Проблема поиска идентичности определяет сюжет и другого романа – «Дэниел Мартин».
Интерес к истории был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 году он возглавил городской музей и занимал этот пост в течение 10 лет. Ему также принадлежат сборник стихотворений (1973) и ряд переводов с французского языка (в т.ч. переложение сказки «Золушка»).
Здоровье писателя основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988 году.
Скончался Джон Роберт ФАУЛЗ 5 ноября 2005 года в Лайм-Риджисе (графство Дорсет).
* * * * *
Подборкау лучших цитат Джона Фаулза, полных тонких и мудрых замечаний.
Из романа «Волхв»:
• «Принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть».
• «Душа человека имеет больше прав называться вселенной, чем собственно мироздание».
• «Каждый из нас – остров. Иначе мы давно бы свихнулись. Между островами ходят суда, летают самолеты, протянуты провода телефонов, мы переговариваемся по радио – все что хотите. Но остаемся островами. Которые могут затонуть или рассыпаться в прах».
• «Количество счастья и горя закладывается в нас при рождении. Денежные превратности на него мало влияют».
• «Война – это психоз, порожденный чьим-то неумением прозревать взаимоотношения вещей. Наши взаимоотношения с ближними своими. С экономикой, историей. Но прежде всего – с ничто. Со смертью».
• «Вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств».
• «Вот она, истина. Не в серпе и молоте. Не в звездах и полосах. Не в распятии. Не в солнце. Не в золоте. Не в "инь" и "ян". В улыбке».
• «В 19 лет человек не согласен просто совершать поступки. Ему важно их все время оправдывать».
• «Я отверг то, что ненавидел, но не нашел предмета любви и потому делал вид, что ничто в мире любви не заслуживает».
• «Физическая измена – лишь следствие измены духовной. Ибо люди, которые подарили друг другу любовь, не имеют права лгать».
• «Получить ответ – все равно, что умереть».
• «Нельзя ненавидеть того, кто стоит на коленях. Того, кто не человек без тебя».
Из романа «Коллекционер»:
• «Секс – это полноправная часть жизни, ну, если хотите, род деятельности, такой же деятельности, как и всякая другая. В этом нет ничего постыдного, грязного, просто двое дарят друг другу свои тела. Это – как танец. Как игра».
• «Вы Юнга читали?
– Нет.
– Он дал название подобным вам особям вашего пола. Правда, это всё равно не помогает. Болезнь от этого не становится легче.
– А какое название?
— Болезням бесполезно сообщать, как они называются».
• «Он сказал:
– Все мужчины – подлецы.
Я ответила, подлее всего, что они способны улыбаться, признаваясь в этом».
• «Когда не можешь выразить свои чувства, это еще не значит, что они не глубокие».
Из романа «Женщина французского лейтенанта»:
• «Он сказал, что не позволит своей дочери выйти замуж за человека, который считает, что его дед был обезьяной. Но мне кажется, по здравом размышлении он примет в расчёт, что в моём случае обезьяна была титулованной».
• «На нее нельзя сердиться. Ведь она всего лишь женщина. Есть много такого, чего ей никогда не понять: как богата мужская жизнь, как неизмеримо трудно быть человеком, для которого мир нечто гораздо большее, чем наряды, дом и дети».
• «Его слушательница почувствовала, что в ней нуждаются, а девушка, которая чувствует, что в ней нуждаются, уже на четверть влюблена».
• «Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Ф__
31 марта
1950 года родился Ёсифуми КОНДО (в городе Госэн, префектура Ниигата), талантливый японский аниматор, отметившимся во многих проектах.
Как режиссёр, он снял единственный мультфильм – «Шёпот сердца»
* * * * *
После окончания школы Ёсифуми Кондо поступил в дизайнерский колледж в Токио.
Первой его работой как художника и аниматора был ТВ-сериал «Звезда Гигантов» (1968-1971) студии «TMS».
В 1977 году он устроился на студию «Nippon Animation». Работал в качестве главного аниматора, дизайнера и художника, а также режиссёра-постановщика аниме-фильмов «Детектив Холмс», «Ведьмина служба доставки», «Только вчера». В 1995 году Кондо режиссировал полнометражный анимационный фильм «Шёпот сердца», сценарий к которому был написан Миядзаки.
Последней его работой стал фильм «Принцесса Мононокэ», где он был главным аниматором.
Скончался Ёсифуми КОНДО от аневризмы 21 января 1998 года в Токио, в возрасте 47 лет.
31 марта
В 1843 году родился Христиан Петер Мерх ЗАХО (в Грено), датский художник-пейзажист. Академик и профессор живописи Копенгагенской Королевской Академии художеств.
* * * * *
Обучался в Копенгагенской Академии художеств, позже посещал ателье Л. Бонна в Париже.
Начиная с 1865 года и до конца жизни, выставлял свои картины на выставках в Шарлоттенборге (Копенгаген).
Совершил поездку в Италию и Вену, в период 1875-91 годов неоднократно бывал во Франции. Посетил Швецию и Норвегию. На Всемирной выставке в Вене в 1872 году познакомился с живописью французских художников Барбизонской школы и уже со следующего года стал принимать участие в этой выставке.
Впоследствии совершил путешествие по Бретани, где работал с ведущим датским пленэристом П. Крёйером. Вернувшись в Данию, присоединился к группе молодых прогрессивных живописцев.
Работы Захо были отмечены наградами: в 1884 году удостоен медали Торвальдсена; в 1889 году на Всемирной выставке в Париже; в 1891 году почетной награды в Берлине. На Всемирной выставке в Париже 1900 года художник был награжден бронзовой медалью.
Картины мастера хранятся во многих музеях Копенгагена и других городов Дании, а также в Стокгольме.
Скончался Христиан Петер Мерх ЗАХО 19 марта 1913 года в Хеллерупе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #З__
31 марта
В 1872 году родился Сергей Павлович ДЯГИЛЕВ (в Селищах, Новгородская губерния), русский театральный и художественный деятель, писатель, меценат, первый балетный импресарио XX века, один из основоположников группы «Мир Искусства».
В российской культуре ему отведено особое место: именно он «прорубил окно в Европу» русскому искусству. Дягилев организовал регулярные «Русские сезоны» за границей, которые имели ошеломляющий успех, а также труппу «Русский балет Дягилева».
В его сезонах в разные годы участвовали Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Фокин, Бенуа и многие другие. Именно Дягилев сумел вывести их на лучшие сцены Европы и Америки.
Во Франции Сергей Павлович был оценен сполна: в Париже есть площадь Дягилева.
* * * * *
Выходец из семьи офицера-кавалергарда (потомственного дворянина), он в 1896 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Параллельно обучался в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова.
Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с Александром Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (1898-1904), сам писал искусствоведческие статьи, организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс.
Какое-то время Дягилев был редактором журнала «Ежегодник императорских театров», состоял чиновником по особым поручениям при канцелярии императорских театров. После увольнения со службы стал организатором выставок картин русских художников за границей.
В 1907 году Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В них участвовали Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин и др.
В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принес Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж балет. Балетные сезоны продолжались до 1913 года. С балетной труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США.
С началом I-й мировой войны Дягилев покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет» Сергея Дягилева, которая просуществовала до 1929 года.
В течение 20 лет в его антрепризе работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени. Среди них: Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская, Джордж Баланчин, Серж Лифарь. Многих воспитал сам Дягилев. Как про него говорили, у него был «нюх» на таланты.
Сергей Павлович привел в балет лучших художников эпохи. Его спектакли оформляли А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.Н. Рерих, А.Я. Головин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, А. Матисс, П. Пикассо и др.
У Дягилева блистал весь цвет русского балета – Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, В. и Б. Нижинские, М. Фокин, Александра Данилова.
Несмотря на огромный успех «Русского балета» Сергей Дягилев часто испытывал материальные затруднения и всегда прибегал к помощи состоятельных меценатов. Свои личные средства он также тратил на новые постановки.
Выступления «Русского балета Дягилева» явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию и возрождению балетных театров в других странах. За годы работы труппа поставила более 20 балетов (отечественных и зарубежных композиторов), которые до сих пор являются украшением крупнейших сцен мира.
Скончался Сергей Павлович Дягилев 19 августа 1929 года в Венеции. Его тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Д__
31 марта
В 1835 году родился Джон ЛА ФАРЖ (в Нью-Йорке), американский живописец, монументалист, изобретатель опалесцентного стекла /стекла Тиффани/, создатель витражных окон (художник по витражам), декоратор и писатель.
Будучи многосторонним и оригинальным художником рисовал ландшафты и натюрморты, коллекционировал японские гравюры. Путешествия на дальний Восток привили ему вкус к экзотике.
Работы Ла Фаржа с переливчатым стеклом и его успехи в достижении живописных эффектов привлекли внимание многих, и особенно Луиса Комфорта Тиффани, который также занимался расширением возможностей границ витражного стекла.
В то время как подход Ла Фаржа можно было назвать штучным стилем живописца, Тиффани рассматривал стекло с точки зрения дизайнера и бизнесмена и стремился к созданию мощной влиятельной индустрии витражного стекла.
* * * * *
Выходец из богатой французской семьи, Джон Ла Фарж избрал жизнь художника, учился в Париже с Томасом Кутюром.
Позже он оставил кисть и посвятил себя фресковой живописи и декорированию. Его сотрудничество с архитектором Г.Г. Ричардсоном в ходе оформления выстроенной в романском стиле Троицкой церкви в Бостоне вызвало сенсацию и собрало массу восторженных отзывов. Популярности Ла Фаржа могли позавидовать лучшие мастера кисти. Его включили в число ведущих декораторов и завалили церковными и частными заказами.
Художник в 1863 году был избран членом Национальной академии Дизайна.
С 1876 года Ла Фарж занялся витражами. Он подошел к новому изобразительному средству как художник и заинтересовался достижением пространственного эффекта и модуляцией цветов.
Ла Фарж начал экспериментировать со стеклом после того, как случайно взглянул против света на дешевый ночной горшок, выполненный под фарфор. Художника поразила переливчатость стекла, и он почувствовал, что нашел нужный материал для достижения необходимых эффектов в витражном стекле.
В 1880 году Ла Фарж получил патент на переливчатое стекло и заключил контракт с нью-йоркской декораторской фирмой «Хертер Бразерс» на поставку оконных витражей в большие здания, оформлением которых они занимались.
В 1904 году он был одним из первых семи художников, выбранных для членства в американской академии Искусств и литературы.
Скончался Джон Ла Фарж 14 ноября 1910 года.
* * * * *
Витраж (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Л__ #Ф__
31 марта
В 1732 году родился Франц Йозеф ГАЙДН (в Рорау, эрцгерцогство Австрия), австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Композитор оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений практически во всех жанрах, существовавших в музыке того времени. Его 104 симфонии, 83 квартета и 52 клавирные сонаты – это шедевры, которые живут и постоянно восхищают людей.
* * * * *
Выходец из семьи каретного мастера, Йозеф по настоянию родителей, обнаруживших в сыне музыкальные способности, в 1737 году был отправлен к родственникам в Хайнбург-на-Дунае, где стал учиться хоровому пению и музыке.
Йозефа заметил директор капеллы венского собора Святого Стефана и взял талантливого мальчика в капеллу, где тот в течение 9 лет пел в хоре. Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание в 1741 году Антонио Вивальди.
Когда у Йозефа стал ломаться голос, его выгнали из хора. Последующий 10-летний период был весьма трудным для него. Он брался за разную работу, был слугой и аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры.
Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. В 1750-х годах он написал ряд произведений, положивших начало его известности как композитора.
В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие. Он был возведён в капельмейстеры при дворе венгерских князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В его обязанности входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Эти годы службы (до 1790) способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна – им были созданы зрелые квартеты, шесть Парижских симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Хотя прихоти мецената нередко заставляли композитора поступаться творческой свободой.
В 1791 году Йозеф Гайдн получил контракт на работу в Англии. На его концерты собиралось огромное количество слушателей, что позволило стать финансово обеспеченным. В этом же году ему присудили степень почётного доктора Оксфордского университета.
Проезжая в 1792 году через Бонн, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
В 1795 году Гайдн поселился в Вене. Его величие как композитора максимально проявилось в двух итоговых сочинениях – больших ораториях: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью, но работа над ораториями подорвала силы композитора.
Заключительными его произведениями стали: «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние же наброски относятся к 1806 году, после этой даты он уже ничего не писал.
Скончался Франц Йозеф Гайдн 31 мая 1809 года в Вене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Г__
31 марта
В 1954 году родилась ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ /отчество – Станиславовна/ (в городе Цесис, Латвийская ССР), советская латвийская и российская эстрадная певица, актриса.
Ей подвластны лирические, характерные, шуточные, гротесковые образы.
Она – один из организаторов-учредителей конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Юрмала».
* * * * *
В возрасте 3-х лет Лайма с родителями переехала в Ригу. Впервые она выступила на сцене в 12-летнем возрасте – участвовала в конкурсе юных вокалистов в Доме культуры рижского завода ВЭФ. Получив диплом, начала выступать с биг-бэндом.
В 15 лет, пройдя конкурс, стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса. С 1979 года певица выступала в знаменитом варьете «Морская жемчужина» в Юрмале. Сначала пела в танцевальном оркестре, потом стала солисткой варьете, художественным руководителем которого был Марк Гурман.
В 1984 году Лайма Вайкуле поступила в ГИТИС на режиссерское отделение. Помимо западного репертуара и ряда современных песен, в сопровождении инструментального ансамбля «Лайма» начала исполнять латышские песни.
Лайму Вайкуле заметил известный поэт-песенник Илья Резник. Он предложил ей для записи на радио новую песню «Ночной костер», певица попала не только в радиоэфир, но и в телепередачу «Песня-86». Тогда же, в 1986 году, в советско-итальянском концерте эстрадных звезд Лайма Вайкуле исполнила совместно с Валерием Леонтьевым новую песню «Вернисаж» (музыка Паулса, слова Резника). К 1987 году она записала еще одну песню тех же авторов – «Еще не вечер», предложив свою оригинальную трактовку.
В феврале 1987 года певица участвовала в авторском вечере Раймонда Паулса в ГЦКЗ «Россия», после телевизионной трансляции концерта она получила всесоюзную известность.
Премьера большой сольной программы Лаймы Вайкуле состоялась там же в ГЦКЗ «Россия» в начале 1988 года.
Певица записала несколько успешных музыкальных альбомов в России и Латвии, продала более 20 млн. дисков в России, Европе и США.
Лайма Вайкуле – постоянный гость на музыкальном конкурсе «Новая волна», а также на радио и телевидении, на праздничных концертах.
Является кавалером российского ордена Дружбы (2011).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Л__ #В__
31 марта
В этот день 1889 года состоялось торжественное открытие Эйфелевой башни в Париже.
Конструктор башни Гюстав Эйфель водрузил на вершине башни французский флаг – взбираться наверх тогда приходилось по ступенькам.
Сегодня Эйфелева башня известна во всем мире как символ Франции – её конструкция самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа. Сам же автор проекта называл ее просто – 300-метровая башня.
Это стальное сооружение было построено для Всемирной выставки 1889 года как символ достижений техники XIX века. Первоначально Эйфелева башня задумывалась как временная конструкция, призванная служить входной аркой парижской выставки.
Через 20 лет башню планировали снести, Эйфель должен был ее разобрать и продать как лом.
Но тут произошло непредвиденное – было изобретено радио, и Парижу потребовалось высокое сооружение для установки радиопередатчика. От запланированного сноса сооружение спасли радиоантенны, которые были установлены на самом верху. Позже, в 1925 году, на башне установили и телевизионный передатчик.
Французские власти решили устроить Всемирную выставку в честь 100-летнего юбилея Французской революции. Городская администрация Парижа обратилась к известному инженеру Гюставу Эйфелю внести свои предложения.
Эйфель представил для рассмотрения чертежи 300-метровой железной башни, которые до этого момента лежали у него в столе невостребованными. А уже 18 сентября 1884 года Эйфель получил патент на этот проект совместно со своими сотрудниками.
Конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны будут определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки, был открыт 1 мая 1886 года. В нём участвовало 107 претендентов, но большинство работ в той или иной степени повторяли проект башни, предложенный Эйфелем. В итоге проект Эйфеля стал одним из 4-х победителей.
Окончательные изменения, которые внес в него Эйфель, помогли найти компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.
В итоге, организационный комитет остановился на плане Эйфеля. Завоевав первую премию конкурса, Гюстав с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!».
На протяжении более 40 лет после открытия Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий того времени – пирамиды Хеопса, Кельнского и Ульмского соборов. Лишь в 1930 году её превзошел небоскрёб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке.
Кроме того Эйфелева башня оказалась весьма прибыльным предприятием: строительство обошлось в 15 млн. франков, а только лишь во время Всемирной выставки 1889 года её посетили 2 млн. человек, заплатив по 5 франков за вход, т.е. сразу окупилось две трети затрат.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта
31 марта
В 1882 году родился Корней Иванович ЧУКОВСКИЙ /наст. имя – Николай Васильевич Корнейчуков/ (в Петербурге), известный русский поэт, детский писатель, критик, литературовед, переводчик, автор детских стихотворных сказок.
Его произведения для детей и сегодня любимы и детворой, и взрослыми.
* * * * *
В силу семейных обстоятельств детство провел в Одессе, в гимназии подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.
Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. Кроме того, он вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.
В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. С огромным трудом, после долгих поисков он нашел подходящую работу – стал корреспондентом газеты «Одесские новости».
В 1905 году организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал». После революции 1905 года критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее они были собраны в книгах «От Чехова до наших дней», «Критические рассказы», «Лица и маски».
В 1912 году поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, В. Короленко, Л. Андреевым, А. Толстым, В. Маяковским и др. Впоследствии они стали персонажами его мемуарных книг и очерков. Домашний же рукописный альманах «Чукоккала», в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до Солженицына, – со временем превратился в бесценный культурный памятник.
После революции псевдоним «Корней Иванович Чуковский» стал настоящим именем поэта. Его дети также стали носить фамилию Чуковские и отчество Корнеевич/Корнеевна.
Весь 1916 год, работая военным корреспондентом газеты «Речь», Корней Чуковский проводит в Великобритании, Франции, Бельгии. По возвращении в Петроград, Чуковский по предложению М. Горького становится руководителем детского отдела издательства «Парус».
Свое главное призвание Чуковский нашел в стихах для детей – он начинает писать для них стихотворные сказки. Интересные, не совсем обычные образы, четкий ритм делали его стихи быстро запоминающимися: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха» (под названием «Мухина свадьба»), «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит» (с 1929 под названием «Приключения Айболита»). Всего же стихи Чуковского для детей были изданы общим тиражом более 100 млн. экземпляров.
Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 году книгу «Маленькие дети», получившую затем название «От двух до пяти».
Как переводчик Корней Чуковский открыл для русского читателя Уолта Уитмена, Ричарда Киплинга, Оскара Уайльда. Переводил Марка Твена, Гилберт Честертона, Уильяма Шекспира, написал для детей пересказы произведений Даниэля Дефо, Эриха Распэ.
В 1962 году он стал почетным доктором литературы Оксфордского университета.
Скончался Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года, похоронен в Переделкино, где жил долгие годы.
* * * * *
В 1964 году Чуковский писал: «Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей. Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь 63 года.
Помню Куприна молодым человеком, еще до того, как он написал «Поединок», и юного Блока в студенческой нарядной тужурке.
И мне самому удивительно, что я все еще не бросаю пера. Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него…»
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_марта #Ч__