30 ноября
В 1937 году родился Эдуард Николаевич АРТЕМЬЕВ (в Новосибирске), известный советский и российский композитор, автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Народный артист России (1999).
Лауреат Государственной премии РСФСР (1988). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (четырежды).
* * * * *
Первоначальное музыкальное образование он получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю.А. Шапорина.
Встретившись в 1960 году с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ). В 1968 году на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель Е. Мурзин, электронные композиции Артемьев).
Широкую известность принесла Эдуарду Николаевичу его работа в кино. В 1961 году по совету композитора В. Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Артемьев написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них: «Солярис» (1972), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978) и др. Музыка композитора к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).
Лучшие из песен Артемьева – это песни из фильмов, либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни- поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»). Они звучат в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян.
Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки – вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской.
Для ВИА «Поющие гитары» им написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. Достоевского).
Эдуард Николаевич АРТЕМЬЕВ является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.
Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. В период 1964-85 годов работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
В настоящее время проживает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #А__
30 ноября
В 1599 году родился Андреа САККИ (в городе Неттуно, близ Рима, Папская область), итальянский художник, представитель «высокого барокко» и «классицизма», активно существовавших в Риме.
* * * * *
Выходец из семьи художника, он обучался у Франческо Альбани.
В 1621 году Андреа Сакки приехал в Рим, где и трудился всю жизнь. Главным образом он работал по заказам кардинала Антонио Барберини, который покровительствовал ему.
В молодости художник работал на Пьетро да Кортона, представителя живописи барокко. Впоследствии соперничал с ним – в публичных дебатах об излишествах в барочной живописи, которые велись в гильдии Святого Луки и в которых он упрекал Пьетро да Кортона, на сторону Сакки встали его друзья и единомышленники Алессандро Альгарди и Никола Пуссен, считавшийся одним из ведущих представителей живописи классицизма. Тем самым Сакки стал одним из мастеров, обозначивших классическую линию в развитии европейской живописи.
После 1635 года художник отправляется в путешествие по северной Италии (Болонья, Венеция, Парма, Модена); в его палитре начинает ощущаться влияние венецианских и болонских мастеров. Член Академии Св. Луки, в 1656 году его избирают её главой, но он отказывается от этой чести.
Важная роль, которую играл Сакки, долгое время считавшийся художником второго плана, была правильно оценена лишь современными исследователями, которые отвергли упреки в холодности и догматизме художника и выявили тектоническое построение композиций, благородство рисунка и драматическую насыщенность его палитры.
Сакки оказал существенное влияние на формирование Пуссена, который посещал его мастерскую после 1631 году. Он был также тесно связан с Дюкенуа, другом Пуссена. У него учился Карло Маратта, благодаря которому искусство художника получило продолжение в римской живописи XVIII века.
Скончался Андреа САККИ 21 июня 1661 года в городе Неттуно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #С__
30 ноября
1990 года родился Магнус КАРЛСЕН /Свен Магнус Ээн Карлсен/ (в Тёнсберге, губерния Вестфолл), молодой и очень талантливый норвежский шахматист, 16-й чемпион мира по шахматам (2013), который своей игрой получил всеобщее признание всего шахматного мира.
Первый в истории шахмат абсолютный чемпион мира (в трёх категориях):
• с 2013 года чемпион мира по классическим шахматам;
• с 2014 года – чемпион мира по рапиду и блицу.
* * * * *
Один из самых молодых гроссмейстеров мира, Магнус Карлсен стал гроссмейстером 26 апреля 2004 года в возрасте 13 лет 4 месяцев 27 дней. Он третий в списке самых молодых гроссмейстеров мира после Сергея Карякина и Паримарьяна Неги.
Самый молодой шахматист, преодолевший планку в 2700 и 2800 пунктов рейтинга Эло, самый молодой шахматист, возглавивший официальный рейтинг ФИДЕ.
С февраля 2013 года – обладатель самого высокого рейтинга Эло за всю историю его существования – 2872 пункта; Магнус побил рекорд (2851 пункт), удерживаемый Гарри Каспаровым в течение 13 лет.
В мае 2014 года Карлсен достиг абсолютного пика рейтинга – 2882 пункта.
В 2013 году журнал «Time» включил его в список «100 самых влиятельных людей в мире» в категории «Титаны».
Играть в шахматы пятилетнего Магнуса научил отец, инженер в нефтяной компании Хенрик Карлсен (игрок с рейтингом около 2100 пунктов Эло), участник местных турниров. Всерьёз шахматами Магнус начал заниматься в 8 лет: читал шахматные книги, участвовал в турнирах, по 3-4 часа в день блицевал в Интернете.
Карлсен универсальный игрок, между тем он особенно силён в миттельшпиле и эндшпиле, несколько небрежно разыгрывая дебют. Магнус почти не допускает промахов (по словам Сергея Карякина, «играет практически идеально», по мнению Люка ван Вели, «Его сила в том, что там, где другие не видят в позиции ничего, он только начинает играть»), тонко чувствует психологию соперников, никогда не теряя веры в то, что рано или поздно они начнут ошибаться.
Помимо шахмат увлекается футболом, лыжами, большим теннисом, баскетболом. Любит комиксы.
30 ноября
В 1848 году родился Вильгельм Александрович КОТАРБИНСКИЙ (в Неборове, Варшавская губерния), яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров.
* * * * *
Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание «Первого Римского рисовальщика». Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль за картину «Вулкан приковывает Прометея к скале». За исполнение другой программы («Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы») признан классным художником 1-й степени.
Долго жил в Риме, с 1880 года работал в Киеве. Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.
Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве, где создал ряд композиций, среди них «Преображение Господне» и написанные совместно с Павлом Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Распятие», «Суд Пилата». Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком». Большая его картина «Римская оргия» находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Скончался Вильгельм Александрович Котарбинский 4 сентября 1921 года в Киеве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #К__
30 ноября
В 1667 году родился Джонатан СВИФТ (в Дублине), англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель.
Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.
* * * * *
Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование — сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств.
В 1689 году Свифт был вынужден искать убежище в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора.
Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые значительные сатирические произведения — «Битву книг» и «Сказку бочки».
В 1699 Свифт стал священником и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где серьезно занялся политикой и литературой.
В «Путешествиях Гулливера» сатирический талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная любовь к языку вылилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер. Его увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недоверие к теоретической науке проявилось в сатирическом изображении Великой Академии в Лагадо, пародии на Английское Королевское общество.
Он был в дружеских отношениях с литературными светилами того времени: Александром Поупом, Джоном Арбетнотом и Джоном Геем — и вместе с ними основал клуб Scriblerus. Свифт стал подлинным героем ирландцев, в защиту которых он выпустил несколько острых сатирических произведений, наиболее известно среди них «Скромное предложение».
В последние годы своей жизни Свифт страдал от прогрессирующего психического расстройства. Ничто не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия, которую он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».
Cкончался Джонатан Свифт 19 октября 1745 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #C__
30 ноября
В 1864 году родилась Елизавета Николаевна ЗВАНЦЕВА (Званцова), художница, любимая ученица И.Е. Репина, владелица имения Тарталеи, основательница студий рисования и живописи в Москве и Санкт-Петербурге.
Утонченная, яркая, экзотически красивая, она обладала цепким взглядом, беспокойным нравом и аналитическим умом, писала прекрасные полотна.
Репин все время внимательно следил за творческой жизнью своей ученицы и при необходимости приходил ей на помощь. Их дружба сохранилась на долгие годы.
* * * * *
Елизавета — правнучка Петра Павловича Званцева, сына турецкого паши, погибшего при взятии крепости Жванец в 1769 году. Попечение о турецком мальчике взял на себя Павел I, крестил его именем Пётр, а отчество по обычаю дал Павлович. Фамилия была образована от названия крепости — Жванцов, которая впоследствии трансформировалась в Званцов.
В конце 1880-х годов в Санкт-Петербурге в доме Гаевской происходит знакомство Лизы Званцевой и Ильи Репина.
В течение 1889 года Репин пишет пять портретов Званцевой. Единственный сохранившийся большой портрет по завещанию художника был передан в дар музею «Атенеум» в Хельсинки.
Не закончив Академию художеств, Елизавета Николаевна в 1897 году вместе со своим другом детства К.А. Сомовым отправляется в Париж, где продолжила обучение живописи в академиях Жюльена и Коларосси.
Вернувшись в Москву в 1899 году, открывает художественную школу, в которой преподавали известные художники К. Коровин, В. Серов и др. В 1906 году Елизавета Николаевна открывает частную художественную мастерскую в Петербурге («Школа Бакста и Добужинского»), которая просуществовала до 1916 года. В школе (студии) Званцевой преподавали такие известные художники как Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин.
После революции Елизавета Николаевна некоторое время жила в Нижнем Новгороде, затем переехала в Москву. Семьи у неё не было и, всё нерастраченное чувство материнства она перенесла на беспризорных детей, работая в московском детском доме.
Скончалась Елизавета Николаевна Званцева 22 августа 1921 года в Москве.
---------------------------------------------------------------—
Смотри "Усадьба Званцевых в селе Тарталей Бутурлинского района" по ссылке:
http://www.gttp.ru/PC/pc_43.htm
-----------------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #З__
30 ноября
(по другим данным – 1 декабря)
1913 года родился Виктор Юзефович ДРАГУНСКИЙ (в Нью-Йорке, США), советский актёр и писатель-прозаик, автор рассказов и повестей.
Наибольшую популярность приобрёл его цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.
* * * * *
Он был выходцем из семьи эмигрантов из Гомеля (Российская империя), прибывших в США и поселившихся в Бронксе незадолго до рождения сына. Но, не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась назад.
В 1925 году они переехали в Москву, где Виктор начал рано работать, чтобы обеспечить пропитание. В 1930 году он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого, а в 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта.
Одновременно Драгунский писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Он сблизился с цирковыми артистами, и даже какое-то время работал в цирке.
Виктор Драгунский сыграл несколько ролей в кино («Русский вопрос», режиссёр Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.
Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно – участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре».
Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948-1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда – Всероссийское театральное общество), где директором был А.М. Эскин.
Пародийные веселые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашен создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович он сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька».
С 1940 года писатель публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
Во время Великой Отечественной войны он был в ополчении.
С 1959 года Виктор Драгунский пишет весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли их автору огромнейшую популярность; именно с ними и стало ассоциироваться его имя.
По мотивам его рассказов сняты фильмы: «Весёлые истории» (1962), «Девочка на шаре» (1966), «Денискины рассказы» (1970), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979), «Где это видано, где это слыхано» (1973), «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973).
Однако Виктор Драгунский писал и прозаические произведения для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой – клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущему по-своему.
Но более всего известны и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы».
Скончался Виктор Юзефович ДРАГУНСКИЙ 6 мая 1972 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
30 ноября
1508 года родился Андреа ПАЛЛАДИО /наст. имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола/ (в Падуе, Венецианская республика), великий итальянский архитектор позднего Возрождения, теоретик архитектуры.
Основоположник «палладианства» и классицизма.
Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.
* * * * *
Выходец из семьи мельника, первый опыт в архитектуре он получил в родном городе, с 13 лет став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы.
Будущий мастер дважды пытался оттуда сбежать – вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо, считавшейся ведущим предприятием подобного рода. Её владельцы, Дж. ди Джакомо и Дж. Питтони, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо был принят в гильдию каменщиков.
В дальнейшем Андреа сблизился с гуманистом Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. «палладион» – так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов). По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.
Для обмера античных памятников архитектуры Андреа Палладио ездил в Верону, Рим, Сплит в Хорватии, город Ним во Франции.
Архитектурное творчество Палладио, основанное на глубоком изучении античного и ренессансного зодчества, – одна из вершин искусства Позднего Возрождения.
Уже в ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце, перестроена в 1549 году из городской ратуши XIII века, – дворец Раджоне) он органически сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора.
Многочисленные палаццо, созданные им в Виченце (Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550; Вальмарана, начат в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами. Ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства.
Преодолевая характерный для палаццо эпохи Возрождения контраст целостного фасада и расчлененного аркадами внутреннего двора, архитектор добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом – с городской средой.
Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Андреа Палладио, пронизанных элегически-просветленным чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции (Капра или «Ротонда» близ Виченцы, 1551-1567, закончена в 1580-1591 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-1570).
С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 году получил титул «виднейшего гражданина Венеции».
В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, и Иль Реденторе, окончена в 1592) он сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики.
Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585, закончен В. Скамоцци).
Архитектор прославился также как автор ренессансной интерпретации труда Витрувия – трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), книг «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). Мастер оказал огромнейшее влияние на развитие классицистического направления в архитектуре XVII-XVIII веков, получившего название «палладианства».
Скончался Андреа ПАЛЛАДИО 19 августа 1580 года в Мазере (Венето).
30 ноября
1825 года родился Вильям БУГРО /полное имя – Адольф Вильям Бугро/ (в Ла-Рошели), французский живописец, мастер академической живописи, крупнейший представитель салонного академизма, автор картин на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, исполнял стенные росписи и портреты.
* * * * *
Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Вильям смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
Живописец отправился в Бордо для обучения в Школе изящных искусств, где получил первую награду за картину с изображением Святого Роха. В целях подработки Вильям Бугро рисовал этикетки для банок варенья, а также портреты прихожан церкви своего дяди. Накопив достаточно средств, он отправился в Париж для дальнейшего изучения живописи.
В конце 1850-х годов картины художника очень хорошо продавались, Бугро стал известен и влиятелен далеко за пределами Франции. С 1860-х годов он был неразрывно связан с Академией Жюлиана, где преподавал в течение нескольких десятилетий рисунок и живопись. Многим из его учеников удалось стать известными и уважаемыми художниками в своих странах. Среди воспитанников студии Бугро были Анри Матисс, Отон Фриз, Эдмунд Тулль, Гюстав Жаке, Поль Шабас, Эмили Дежё, Пьер Огюст Кот, Альберт Линч, Петер Мёнстед и др.
В последние 20 лет жизни Вильям Бугро все чаще отвлекается от творчества на организационные дела. В 1883 году он был избран президентом ассоциации барона Тейлора, имевшей целью поддерживать нуждающихся художников и членов их семей. В 1894 году Бугро избирается вице-президентом Международной выставки в Антверпене и членом жюри секции живописи.
Его картины на мифологические сюжеты и реалистические жанровые работы были весьма популярны во Франции XIX веке. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. За свою жизнь художник написал 828 картин.
Скончался Вильям БУГРО 19 августа 1905 года в Ла-Рошели.
* * * * *
В начале XX века популярность Бугро быстро пошла на убыль – отчасти из-за его резкого неприятия импрессионизма, отчасти из-за возросшего интереса к модернизму. Сейчас интерес к работам художника снова растёт.
30 ноября
В 1835 году родился Марк ТВЕН /наст. имя – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс/ (во Флориде, штат Миссури), видный американский писатель, журналист и общественный деятель.
В этот год рядом с планетой Земля пролетала комета Галлея, а через 2 недели после прохождения кометой точки перигелия родился Марк Твен. Сам писатель придавал этому факту очень большое значение.
В 1909 году он написал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Так и случилось: Марк Твен умер 21 апреля 1910 года, на следующий день после очередного перигелия кометы.
Его творчество охватывает множество жанров – юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другое, и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.
Марк Твен, по словам У. Фолкнера, был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор – его наследники», а Э. Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о нём особенно тепло отзывались М. Горький и А. Куприн.
* * * * *
В достаточно юном возрасте Сэмюэлю пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, подрабатывал в типографии брата, иногда писал довольно резкие и острые статьи. Хотя, в те времена, о карьере литератора совершенно не думал.
Его влекло море, и он, мечтая стать моряком, устроился помощником лоцмана на пароход, выполняющий регулярные рейсы по Миссисипи. Именно в это время Самюэль выбрал себе псевдоним – Марк Твен. На английском языке морской термин «marktwain» (отметка две сажени), означал, что глубины реки вполне достаточно для безопасного прохождения речного судна.
Но его морская карьера, к большому сожалению, закончилась уже в 1861 году. Началась Гражданская война и частное пароходство закрылось. Будущий писатель уехал искать счастья в Неваду, некоторое время работал на серебряных рудниках, потом, как и все американцы, охваченные «золотой лихорадкой», переехал в Калифорнию и присоединился к многочисленным золотоискателям. Правда, уже тогда в провинциальных газетах периодически стали появляться его первые статьи, очерки и юмористические рассказы.
В 1862 году он задумал путешествие в Палестину. Вернувшись через 2 года, поселился в Сан-Франциско и начал писать сразу же для нескольких газет и журналов. Первый успех к нему пришел в 1865 году, после выхода в свет сатирического очерка «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса».
Затем, в 1867 году, Марк Твен совершает еще одно путешествие по Европе, посещает Грецию, Францию, Турцию, заезжает в Крым и Одессу. Результатом стал сборник путевых очерков «Простаки заграницей» (1869). В это же время, Марк Твен начинает читать свои знаменитые публичные лекции. Он всегда был великолепным оратором – публика на его выступлениях просто рыдала от хохота.
К 1870 году уже вся Америка знает имя Марка Твена, преуспевающего и востребованного журналиста и писателя. В это время вышло несколько сборников: «Закалённые» (1871), «Позолоченный век» (1873). Самым заметной книгой этого периода стал сборник рассказов «Жизнь на Миссисипи» (1883).
Марк Твен не только много пишет, но и ведет большую общественную деятельность, его лекции во многих странах пользуются огромным успехом. Среди поклонников – не только обычные люди, но и многие видные общественные деятели, писатели и художники. Его творчеством увлекается и гениальный физик Никола Тесла, с которым он очень тесно дружит.
В 1876 году вышел роман «Приключения Тома Сойера», который сразу же позволил включить имя Марка Твена в список крупнейших американских писателей. Через 4 года появляется второй роман – «Принц и нищий», также принятый с большим успехом.
Произведением же, которое просто перевернуло американскую литературу и очень точно определило политические взгляды писателя, стал его роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
В начале XX века в жизни Марка Твена наступает черная полоса. Он теряет близких людей, разоряется издательство, в которое вложил всю свою душу. Писатель погружается в глубокую депрессию, почти не выходит из дома и не общается с людьми. Из-под его пера выходят только пессимистические, наполненные грустью и болью произведения: «Сделка с Сатаной» (1904), «Дневник Евы» (1905), «Таинственный незнакомец».
Здоровье у него окончательно пошатнулось в 1909 году, когда он потерял своего близкого друга, нефтяного магната Генри Роджерса.
Скончался Марк Твен 21 апреля 1910 года у себя дома в Реддинге, штат Коннектикут.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #Т__
30 ноября
В 1869 году родился Константин Андреевич СОМОВ (в Санкт-Петербурге), русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа, известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа А.И. Сомова.
* * * * *
Выходец из семьи, все члены которой были причастны к искусству, он в 1889 году поступил в Академию Художеств (мастерская И.Е. Репина). Через 5 лет Константин впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов.
В 1897 году, не окончив полного курса академии, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства, затем с 1899 года жил в Петербурге.
Ещё в гимназии он познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства».
Константин Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России», издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина, повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
Его первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году, а в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений.
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин», «Влюблённые» (1905) и др. В январе 1914 года он получил статус действительного члена Академии художеств.
В 1918 году Константин Андреевич стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е.Н. Званцевой. В издательстве «Голике и Вильборг» (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с иллюстрациями Сомова – «Книга маркизы», где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания – так называемая «Большая „Книга маркизы“», – дополненный более фривольными иллюстрациями.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке художник был представлен 38 произведениями. В Россию он уже не вернулся, а с 1925 года жил во Франции.
Скоропостижно скончался Константин Андреевич Сомов 6 мая 1939 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_ноября #С__