30 ноября 1508 года родился Андреа ПАЛЛАДИО /наст. имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола/ (в Падуе...
30 декабря
30 ноября
1508 года родился Андреа ПАЛЛАДИО /наст. имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола/ (в Падуе, Венецианская республика), великий итальянский архитектор позднего Возрождения, теоретик архитектуры.
Основоположник «палладианства» и классицизма.
Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.
* * * * *
Выходец из семьи мельника, первый опыт в архитектуре он получил в родном городе, с 13 лет став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы.
Будущий мастер дважды пытался оттуда сбежать – вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо, считавшейся ведущим предприятием подобного рода. Её владельцы, Дж. ди Джакомо и Дж. Питтони, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо был принят в гильдию каменщиков.
В дальнейшем Андреа сблизился с гуманистом Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. «палладион» – так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов). По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.
Для обмера античных памятников архитектуры Андреа Палладио ездил в Верону, Рим, Сплит в Хорватии, город Ним во Франции.
Архитектурное творчество Палладио, основанное на глубоком изучении античного и ренессансного зодчества, – одна из вершин искусства Позднего Возрождения.
Уже в ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце, перестроена в 1549 году из городской ратуши XIII века, – дворец Раджоне) он органически сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора.
Многочисленные палаццо, созданные им в Виченце (Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550; Вальмарана, начат в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами. Ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства.
Преодолевая характерный для палаццо эпохи Возрождения контраст целостного фасада и расчлененного аркадами внутреннего двора, архитектор добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом – с городской средой.
Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Андреа Палладио, пронизанных элегически-просветленным чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции (Капра или «Ротонда» близ Виченцы, 1551-1567, закончена в 1580-1591 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-1570).
С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 году получил титул «виднейшего гражданина Венеции».
В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, и Иль Реденторе, окончена в 1592) он сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики.
Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585, закончен В. Скамоцци).
Архитектор прославился также как автор ренессансной интерпретации труда Витрувия – трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), книг «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). Мастер оказал огромнейшее влияние на развитие классицистического направления в архитектуре XVII-XVIII веков, получившего название «палладианства».
Скончался Андреа ПАЛЛАДИО 19 августа 1580 года в Мазере (Венето).
1508 года родился Андреа ПАЛЛАДИО /наст. имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола/ (в Падуе, Венецианская республика), великий итальянский архитектор позднего Возрождения, теоретик архитектуры.
Основоположник «палладианства» и классицизма.
Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.
* * * * *
Выходец из семьи мельника, первый опыт в архитектуре он получил в родном городе, с 13 лет став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы.
Будущий мастер дважды пытался оттуда сбежать – вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо, считавшейся ведущим предприятием подобного рода. Её владельцы, Дж. ди Джакомо и Дж. Питтони, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо был принят в гильдию каменщиков.
В дальнейшем Андреа сблизился с гуманистом Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. «палладион» – так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов). По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.
Для обмера античных памятников архитектуры Андреа Палладио ездил в Верону, Рим, Сплит в Хорватии, город Ним во Франции.
Архитектурное творчество Палладио, основанное на глубоком изучении античного и ренессансного зодчества, – одна из вершин искусства Позднего Возрождения.
Уже в ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце, перестроена в 1549 году из городской ратуши XIII века, – дворец Раджоне) он органически сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора.
Многочисленные палаццо, созданные им в Виченце (Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550; Вальмарана, начат в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами. Ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства.
Преодолевая характерный для палаццо эпохи Возрождения контраст целостного фасада и расчлененного аркадами внутреннего двора, архитектор добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом – с городской средой.
Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Андреа Палладио, пронизанных элегически-просветленным чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции (Капра или «Ротонда» близ Виченцы, 1551-1567, закончена в 1580-1591 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-1570).
С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 году получил титул «виднейшего гражданина Венеции».
В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, и Иль Реденторе, окончена в 1592) он сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики.
Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585, закончен В. Скамоцци).
Архитектор прославился также как автор ренессансной интерпретации труда Витрувия – трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), книг «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). Мастер оказал огромнейшее влияние на развитие классицистического направления в архитектуре XVII-XVIII веков, получившего название «палладианства».
Скончался Андреа ПАЛЛАДИО 19 августа 1580 года в Мазере (Венето).