28 февраля
1967 года родился Василий Игоревич НЕСТЕРЕНКО (в Павлограде, Днепропетровская область, Украинская ССР), российский живописец, академик (2007), приобретший известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности. Народный художник Российской Федерации (2004), действительный член Российской Академии художеств. Заслуженный художник Украины (2008).
* * * * *
Выходец из семьи геологов, он талант художника проявил в раннем детстве. Когда Василию исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву. «Искусство – это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие „болеют“ всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь», – сказал Василий Нестеренко.
В 1985 году он с золотой медалью окончил среднюю художественную школу при Московском академическом художественном институте имени В. Сурикова, а в период 1987-1994 годов обучался в самом этом иституте – мастерская Народного художника СССР, академика Т. Салахова.
Большое значение в творчестве Нестеренко имеет пейзаж. Образ природы звучит в ансамбле исторических полотен, в портретной живописи и в полной мере раскрывается в пейзажных работах художника. Он много путешествует по России, Европе и Америке.
Настоящей творческой удачей Василия Игоревича НЕСТЕРЕНКО стало участие в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Эта сложнейшая работа потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения работать в манере крупнейших живописцев XIX века.
28 февраля
1943 года родился Октавио ОКАМПО (в городе Селая, штат Гуанахуато), мексиканский художник кино и театра, скульптор. Представитель стиля метаморфоз, очень близкого к ветви испанского сюрреализма, первым представителем которого был Сальвадор Дали.
* * * * *
Выходец из семьи мексиканских художников и дизайнеров, художественное ремесло он начал изучать в 1961 году в Школе живописи и скульптуры, позднее продолжил обучение в Художественном институте Сан-Франциско.
На этапе поисков себя и своего места в творчестве Октавио Окампо работал как художник-декоратор, театральный художник и художник кино. Он создал декорации к более чем 120 фильмам Мексики и США.
С 1976 года Окампо сосредоточился на создании живописи. Принимал участие, как в персональных, так и коллективных выставках в городах Мексики, США, Канады, Латинской Америки, в Западной Европе и на арабском Востоке. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и другие).
Издалека изображения на его полотнах напоминают лица людей, но приблизившись к картине видно, что она распадается на мелкие отдельные части, которые представляют собой фигурки людей, животных и др.
Как и большинство мексиканских художников XX века, Октавио ОКАМПО обращался к созданию монументальных настенных росписей, украсил ими сооружения в городе Селая (мэрия и Технологический институт), Национальный дворец в Мехико, правительственное сооружение Гуанахуато и другие.
28 февраля
1940 года родился Эдуард Александрович ГРИНИН (в Пржевальске, Иссык-Кульская область, Киргизская ССР), живописец, средовый дизайнер. Член союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП-ЮНЕСКО.
* * * * *
Окончил Художественную школу имени В.И. Сурикова (в Красноярске) и Красноярское художественное училище имени Сурикова.
Изобразительное искусство является для художника способом познания мира и передачи впечатлений от многочисленных путешествий. Плодородные долины, пышная растительность альпийских лугов Тянь-Шаня, заснеженные вершины усыпанные тюльпанами и маками у вод Иссык-Куля. Пастухи в белых Ак-колпаках пасут стада овец, и ты будешь врагом, если не выпьешь с ними чашку чая.
Более 20 лет живописец проработал в творческих мастерских художественного фонда Российской Федерации. На счету мастера 4 крупных персональных проекта и 10 совместных выставок в разных городах России.
Всего же Эдуард Александрович ГРИНИН участник более 50-ти областных, региональных, всероссийских и международных выставок.
Его работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом.
Живёт и работает во Владимире.
28 февраля
1967 года родился Андрей Аркадьевич ЗАХАРОВ (в Ростове, Ярославская область), российский художник-пейзажист, импрессионист, пленэрист. Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ.
Его творчество отражает яркие достижения современной пейзажной живописи. Полотна художника воплощают богатейшее многообразие родной природы, выразительность и красоту образов окружающего нас мира.
* * * * *
Выходец из семьи госслужащих, он с пяти лет начал ходить в художественную школу – желание стать художником значительно превышало стремление быть космонавтом или кем-то ещё.
С 1981 года Андрей обучался в Федоскинской школе миниатюрной живописи, а затем в Ярославском художественном училище, которое окончил в 1987 году. Наибольшее влияние на его творческую жизнь оказали несколько человек: его первый преподаватель, мастер по эмали А.Г. Алексеев, а также В.Н. Забелин – профессор Московского художественного института имени Сурикова.
Отслужив в рядах Советской Армии, Андрей Захаров участвует во множестве художественных выставок в России и за рубежом: в Польше, Венгрии, Черногории, Италии, Греции, Франции, Германии и Китае. Так же он является участником благотворительных аукционов «Сотбис» и «Кристис».
Сейчас многие его работы находятся как в частных коллекциях, так и в различных государственных музеях и галереях.
В июле 2011 года в Костроме прошла персональная галерея Андрея Аркадьевича ЗАХАРОВА.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #З__
28 февраля
В 1929 году родился Фрэнк Оуэн ГЕРИ (в Торонто), один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.
С 17 лет Гери жил в Лос-Анджелесе. Учился сначала в Университете Южной Калифорнии, затем в Гарвардском университете. Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе своё бюро. В 2014 году компания была одной из ведущих архитектурных фирм мира, в которой работали более 200 архитекторов.
Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, «танцующий дом» в Праге, обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао, концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.
http://www.novate.ru/blogs/310115/29780/
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #Г__
28 февраля
1880 года родился Мартирос Сергеевич САРЬЯН (в Нахичевани-на-Дону), живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX века.
* * * * *
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С 1902 года ученик В. Серова и К. Коровина. Участник выставок объединений «Голубая роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
В 1901 году Мартирос Сарьян впервые едет в Армению. Он побывал там во многих местах: Лори, Ширак, Ани, Эдчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван, Севан. Впечатления были неизгладимы. Впоследствии география путешествий расширяется: помимо неизменной Армении, он посещает Константинополь, Египет, Персию. Первая мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию.
До Октябрьской революции 1917 года жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 года – обосновался в Ереване.
Начиная с 1923 года, он создает знаменитые циклы картин, которые с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианском биеннале: «Горы», «Армения», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван».
В 1926-1928 годах Сарьян жил в Париже и в этот период испытал очевидное влияние французского импрессионизма. Родина становится главной и неизменной темой живописца.
В 1940-х –1960-х годах Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной графики и театрально-декоративного искусства.
В поздние годы мастер создал цикл «сказочных» пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами. Будучи человеком-легендой, олицетворяющим «серебряный век», он неизменно притягивал к себе молодежь.
Скончался Мартирос Сергеевич САРЬЯН 5 мая 1972 года в Ереване.
28 февраля
1921 года родился Сол ЗЭНЦ /иногда – Саул Заенц, Зейнц, Зентц, Зэнтц/ (в городе Пассеик, штат Нью-Джерси), американский кинопродюсер и сценарист, трёхкратный обладатель премии «Оскар.
Был главой компании «Middle-Earth Enterprises» и владельцем прав на персонажи, имена и названия из книг Джона Толкина «Властелин колец» и «Хоббит», являлся одним из основных организаторов всех экранизаций этих книг.
* * * * *
Выходец из еврейской семьи, эмигрировавшей из России, он был участником II-й мировой войны. Демобилизовавшись из армии, поступил на работу в звукозаписывающую компанию «Fantasy Records», специализировавшуюся на джазе. Наиболее заметным событием в работе Зэнца в этом бизнесе стало открытие и продвижение группы «Creedence Clearwater Revival».
С начала 1970-х годов Сол Зэнц занялся продюсированием фильмов. Его картины трижды получали премии «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшие фильмы:
· «Пролетая над гнездом кукушки» (1975),
· «Амадей» (1984),
· «Английский пациент» (1996).
Среди других его картин – анимационный фильм «Властелин колец», «Невыносимая лёгкость бытия», «Призраки Гойи» и др.
Вместе с режиссёром Джоном Бурманом в начале 1970-х годов Зэнц разрабатывал для «United Artists» сценарий экранизации романа Джона Толкина «Властелин колец». В процессе работы он близко познакомился с самим Толкином и его семьёй. Хотя фильм так и не был тогда снят, Зэнц стал большим поклонником творчества Профессора.
В 1976 году он выкупил у сыновей Толкина за 15 млн. долларов все права не только на экранизации, но и на любое другое использование имён, названий и прочих элементов вселенной Средиземья, упомянутых в книгах «Хоббит» и «Властелин Колец».
Сол Зэнц основал компанию «Tolkien Enterprises» (позже переименована в «Middle-Earth Enterprises»), которая стоит за всеми экранизациями и сценическими воплощениями «Хоббита» и «Властелина». Эта компания, так или иначе, связана со всеми существующими экранизациями Толкина. Сам Зэнц, однако, непосредственно участвовал только в съёмках фильма Ральфа Бакши (1978).
В серии экранизаций, предпринятой компанией «New Line Cinema» в 2000-е годы, 80-летний Зэнц уступил место продюсера Питеру Джексону.
Скончался Сол ЗЭНЦ 3 января 2014 года в Сан-Франциско (штат Калифорния).
28 февраля
В 1893 году родился Всеволод Илларионович ПУДОВКИН (в Пензе), советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник, теоретик кинематографа и педагог. Народный артист СССР. Лауреат трёх Государственных премий.
* * * * *
После переезда с семьей в Москву учился в гимназии, родители видели Всеволода медиком, он же поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета (МГУ).
Пудовкин не успел сдать выпускных экзаменов – началась I-я мировая война, и он добровольцем ушёл на фронт. Служил в артиллерии, во время боев в январе 1915 года был ранен и попал в плен. В конце 1918 года Пудовкин совершил удачный побег из плена и вернулся уже в Советскую Россию, в Москву.
В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне – ВГИК). Окончив студию Л.Кулешова и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится кинорежиссёром.
С 1925 года начал работать на студии «Межрабпом-Русь» (с 1936 года – «Союздетфильм»; с 1948 – киностудия имени М. Горького). Учитывая большой интерес Пудовкина к естественным наукам, руководство студии поручило ему постановку научно-популярного фильма «Поведение человека» («Механика головного мозга»), излагающего сущность опытов и учения физиолога Павлова. Фильм (снят в 1926) получил высокую оценку Рокфеллеровского института в США, использовался в качестве учебного пособия в университетах Англии.
Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (по роману М. Горького, 1926), явившийся крупнейшим достижением советского кинематографа; «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингисхана» (1928). Они образовали трилогию о революционных переменах в начале XX века.
В 1938 году им создана картина «Победа» о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947), «Жуковский» (1950). Особенно был удачен фильм «Суворов» (в главной роли Н. Черкасов).
Всеволод Илларионович был председателем Российской ассоциации работников революционной кинематографии; с 1944 года – президентом киносекции Всесоюзного общества культурных связей (ВОКС) с зарубежными странами; членом Советского комитета защиты мира.
В последние годы своей жизни Пудовкин много путешествовал, мог свободно изъясняться на трёх языках.
На протяжении почти всей своей творческой жизни он не прекращал актёрской деятельности. Его последней значительной ролью стал Юродивый в «Иване Грозном» (1945) Сергея Эйзенштейна.
Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.
Преподавал во ВГИКе на режиссёрском факультете (с 1950 года – профессор).
В июне 1953 года режиссёр отдыхал в Доме творчества Дубулты под Ригой, когда его свалил грипп с высокой температурой…
Скончался Всеволод Илларионович Пудовкин 30 июня 1953 года в Юрмале (Латвийская ССР). Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #П__
28 февраля
В 1802 году родился Эрнст Фридрих ЦВИРНЕР (в Котларни), немецкий архитектор.
Главный труд жизни зодчего – строительство Кёльнского собора, в котором он участвовал с 1833 года и до конца жизни.
* * * * *
Образование получил в строительном училище в Бреслау и в Берлинской Архитектурной академии.
Несмотря на то, что в Берлине его основным наставником был приверженец классицизма Карл Шинкель, Эрнст Цвингер тяготел к готическому стилю и, основательно изучив его по сохранившимся памятникам, своим творчеством внёс большой вклад в возрождение этого стиля в Германии.
Главный труд жизни этого зодчего – строительство Кёльнского собора, в котором он участвовал с 1833 года и до конца жизни.
Благодаря таланту Эрнста Цвирнера, Кёльнский собор являет собой жемчужину готического стиля. В строительстве этого главного труда всей его жизни он принимал участие на протяжении 38 лет. Его работу продолжил помощник Фойгтель. Собор был достроен уже после смерти архитектор, в 1880 году.
Наиболее известные сооружения Цвирнера – церковь Св. Аполлинария в Ремагене, замок князя Фюрстенберга в Гердрингене, замок Мойланд близ Клеве, две церкви – в Эльберфельде и в Мюльгейме на Рейне, и синагога в Кельне.
Скончался Эрнст Фридрих Цвирнер 22 сентября 1861 года в Кёльне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #Ц__
28 февраля
В 1920 году родился Алексей Макарович СМИРНОВ (в Данилове, Ярославская обл.), популярный советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Мечтая с детства стать актером, он ещё в школе начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и начал работать актером эстрады.
С началом Великой Отечественной войны Алексей Смирнов добровольцем ушел на фронт, был разведчиком, награжден двумя орденами Славы и орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»; перенес тяжелую контузию.
В 1946 году стал актером Ленинградского театра музыкальной комедии, в 1952-61 годах был артистом Ленгосэстрады. Учитывая колоритную внешность актера, ему обычно доверяли только комических персонажей. Но именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика.
Его яркий комедийный талант привлек внимание и кинематографа: режиссер Ю. Озеров пригласил Алексея в картину «Кочубей»; последовали и другие предложения. С 1961 года он – актер киностудии «Ленфильм».
И сразу же вышли два фильма «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые имели огромный успех и принесли Смирнову известность. Но всенародная любовь пришла с картинами Л. Гайдая «Деловые люди» и «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
После этого актер начал много сниматься в кино, даже самый незначительный эпизод в его исполнении придавал картине неповторимый акцент. Самые разные режиссеры – Леонид Быков, Э. Климов, Ролан Быков, А. Тутышкин, В. Садовский, Е. Карелов и другие – с удовольствием приглашали его в свои фильмы («Три толстяка», «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка» и др.). Он не только понимал с полуслова все режиссерские задания, но и сам выполнял любые трюки.
Комедийные роли сделали Алексея Смирнова любимцем зрителей, но сам актер мечтал о драматических ролях, которых, к сожалению, очень мало – в фильмах «Житие и вознесение Юрася Братчика» и «В бой идут одни „старики“».
Последние годы жизни Алексея Макаровича сложились непросто, он мало снимался. Особенно сожалел, что не смог сняться в фильме своего лучшего друга Леонида Быкова – «Аты-баты, шли солдаты...».
За свою кинокарьеру он снялся более чем в 70 фильмах, но почти никогда в главных ролях. Несмотря на это, его популярность была всенародной.
Многие актеры комического жанра вызывают смех гротескностью, уродством, придурковатостью своих героев, а у Смирнова, как в облике, так и поступках, главными всегда были доброта и лукавство.
В обычной же жизни Алексей Макарович был в высшей степени интеллигентный, начитанный и тонкий человек. Общаться с женщинами он не умел, да и комплексовал по поводу своей внешности, к тому же из-за контузии не мог иметь детей. Жил одиноко и очень скромно в коммуналке со своей мамой.
Скончался Алексей Макарович Смирнов 7 мая 1979 года в Ленинграде от сердечного приступа, после того как узнал о гибели в автокатастрофе своего друга – актера и режиссера Леонида Быкова. Похоронен на Южном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #С__
28 февраля
В 1820 года родился сэр Джон ТЕННИЕЛ (в Кенсингтоне, центральном районе Лондона), английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», чьи иллюстрации считаются сегодня каноническими.
* * * * *
Его отец, преподаватель фехтования, хотел, чтобы сын выбрал карьеру военного. Однако Джон, с детства увлекавшийся живописью, поступил в Королевскую Академию, но вскоре бросил, так и не окончив её.
Впервые работа Тенниела была экспонирована в 1836 году на художественной выставке в галерее на Саффолк-стрит, после чего он в течение 5 лет регулярно выставлял свои произведения в Королевской Академии.
В 1840 году во время тренировки по фехтованию со своим отцом Тенниел потерял зрение на левый глаз. После этого несчастного случая он перестал заниматься живописью и полностью сосредоточился на графике.
Особый интерес у него вызывала книжная иллюстрация, и в 1842 году дебютировал в качестве автора иллюстраций для первого издания «Книги английских баллад» Сэмюэла Холла.
В декабре 1850 года художник стал постоянным карикатуристом журнала «Панч».
Джон Тенниел познакомился с Льюисом Кэрроллом в 1864 году, когда книга «Алиса в Стране Чудес» была уже сдана в набор. Кэрролл хотел лично проиллюстрировать книгу, но техника его рисунка находилась на любительском уровне, поэтому издатель Александр Макмиллан порекомендовал ему обратиться к Джону Тенниелу. Ознакомившись с текстом, художник согласился сделать к нему 42 иллюстрации: Льюис Кэрролл настаивал именно на этом количестве.
Работа Тенниела в качестве карикатуриста ведущего британского сатирического журнала нашла свое отражение в стилизации некоторых персонажей под английских политиков XIX века. Увлечение Тенниела бальными танцами также повлияло на создание иллюстраций. Позы многих персонажей соответствуют классическим балетным позам.
Иллюстрации к книге «Алиса в Стране чудес» он создал в 1865 году, а к «Алисе в Зазеркалье» – в 1872 году.
Титул рыцаря и право называться сэром художник получил в 1893 году благодаря благосклонному отношению премьер-министра Уильяма Гладстона.
Скончался сэр Джон Тенниел 25 февраля 1914 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля #Т__
28 февраля
В этот день 1913 года великий датский физик Нильс Бор предложил планетарную модель строения атома.
Его модель, предполагающая, что электроны движутся вокруг атомного ядра подобно планетам, обращающимся вокруг звезды, позволила объяснить химические и оптические свойства атомов. В 1922 году за эту работу Нильс Бор был награжден Нобелевской премией.
Опыты по изучению прохождения электрического тока через жидкости, проводимые Фарадеем, дали представление об электричестве как отдельных единичных зарядах.
Величины этих зарядов были определены при изучении прохождения электрического тока через газы. Открытие самопроизвольного распада атомов привело к представлению о сложности атома. Открытие ядер атома дало возможность Резерфорду в 1911 году построить одну из первых моделей строения атома.
Нильс Бор предложил свою теорию строения атома, объединившую гипотезу Резерфорда о строении атома и гипотезу Планка о дискретности электромагнитного излучения. Согласно этой теории электрон вращается вокруг атома по строго стационарным круговым орбитам и не подчиняется законам классической физики.
Бор ввел понятие квантового соотношения между радиусом орбиты и скоростью электрона.
Впоследствии теория Бора была дополнена и переосмыслена. На смену теории Бора пришла квантовая модель строения атома.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_февраля