23 ноября
1823 года родился Жозеф ван ЛЕРИУС /полное имя – Жозеф Хендрик Франс ван Лериус/ (в Антверпене), бельгийский художник, педагог, профессор, в основном известен как портретист.
* * * * *
В 15-летнем возрасте он поступил в Королевскую Академию изобразительных искусств Антверпена, в которой впоследствии стал преподавать с 1854 года. Среди его наиболее известных учеников были Пит Верхарт, Джордж дю Морье, Герард Портилье, Джордж Клаузен и другие.
Совершил несколько поездок по Германии, Австрии и Италии, во время которых создал ряд пейзажей.
Скончался Жозеф ван ЛЕРИУС 29 февраля 1876 года в Мехелене, похоронен на антверпенском кладбище Схонселхоф.
23 ноября
В 1821 году родился Шарль МЕРИОН (в Париже), известный французский художник-дальтоник и гравёр середины XIX века.
Испытывая трудности с красным и зеленым цветами, он старался обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые; впоследствии ушел из живописи, сначала в рисунок, а потом обратился к гравюре.
* * * * *
Сын оперной танцовщицы и британского медика, он окончил Школу морских офицеров. Плавал по всему свету: на судах «Алжир» и «Монтебелло» посетил Алжир, Тунис, Смирну, Афины и Аргос; на борту корвета «Рейн» совершил плавание к берегам Новой Зеландии, Новой Каледонии и Океании.
Пораженный видами Новой Зеландии, Шарль Мерион пристрастился к рисованию. В 1847 году оставил флот по состоянию здоровья в звании лейтенанта и остался в Париже, чтобы посвятить себя живописи. «Возможно, это сделает меня несчастным, но если я поступлю иначе, я буду жалеть всю оставшуюся жизнь», – писал он. Учился в Лувре, копируя работы Жака-Луи Давида, голландских художников.
Обнаружив, что он дальтоник, Шарль Мерион перешел на графику, обучился технике офорта.
Его офортами с видами Парижа (исследователи говорят о «Мерионовском Париже») восхищались Гюго, Бодлер, Ван Гог и многие другие... Виктор Гюго, сам замечательный рисовальщик, писал Бодлеру: «Поскольку Вы знакомы с Мерионом, скажите ему, что его офорты с их светотенью, сиянием и мраком совершенно ослепили меня».
В 1858 году у Мериона случается первый приступ депрессии. Как выяснилось – он страдал от маниакально-депрессивного психоза.
В 1861 году художник работал в Офортном фонде Парижа, но состояние его здоровья всё ухудшалось… Вследствие серьёзного душевного расстройства в возрасте 46 лет он был помещён в приют Charenton (сумасшедший дом).
Скончался Шарль МЕРИОН 13 февраля 1868 года в приюте города Шарантон-ле-Пон (департамент Валь-де-Марн).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #М__
23 ноября
В 1883 году родился Хосе Клементе ОРОСКО (в Сапотлане), мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века.
Родился Хосе в семье достаточно богатого владельца нескольких предприятий. Его родители сначала переехали в Гвадалахару, затем в Мехико, где Хосе поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. Через два года в Академии начались волнения среди студентов. Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов».
В 1917—1919 Хосе жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица.
Вернувшись в Мехико, он исполнил первую внушительную настенную роспись для большого дворца Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. Ороско работает над фреской «Катарсис» во Дворце изящных искусств. В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в 1937 — в правительственном дворце.
В 1936—1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс» (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок расположены по принципу противопоставления — «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
Скончался Хосе Клементе Ороско 7 сентября 1949 года в Мехико.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #О__
23 ноября
В 1941 году родился Эдуард Васильевич НАЗАРОВ (в Москве), советский мультипликатор, режиссёр и художник, педагог. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии.
Он говорит: «Кино для себя – это безумие. Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул…»
* * * * *
Окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Начиная с 1959 года, работает в анимации: сначала прорисовщиком, затем ассистентом художника-постановщика у Михаила Цехановского. В дальнейшем – художником-постановщиком у Федора Хитрука, затем режиссером; занимался оформлением книг и журналов: «Квант», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Химия и жизнь», «Знание – сила», «Миша» и других.
В период 1979-2000 годов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Мастерскую Хитрука-Назарова называли знаменем Высших режиссерских курсов, на занятия к этим мастерам бегали с особым рвением, потому что - по словам студентов - это было интересно и больно. Ведь от любимых педагогов всегда можно было услышать в свой адрес правдивые вещи.
В 1993 году Назаров организовал школу-студию аниматоров-режиссёров «ШАР» совместно с Андреем Хржановским, Фёдором Хитруком и Юрием Норштейном.
Эдуард Васильевич соавтор и ведущий телепрограмм «Анимация от А до Я», «Мир анимации или анимации мира»; снимался в документальных сериалах «Союзмультфильм – сказки и были», «Фабрика чудес» и «Невесомая жизнь», фильме «Русская магия».
С 1991 года – президент Международного Фестиваля Мультипликационных фильмов «КРОК».
Участвовал в проекте по созданию мультипликационного фильма на основе рисунков детей-инвалидов.
В августе 2007 года занял пост художественного директора студии «Пилот».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #Н__
23 ноября
1862 года родился Тео ван РЕЙССЕЛЬБЕРГ /полное имя – по одним данным Теофиль; по другим – Теодор/ (в Генте, Восточная Фландрия), бельгийский художник-пейзажист и портретист, иллюстратор и скульптор, работавший в нескольких стилях: через импрессионизм к пунтуализму и обратно.
Сыграл ключевую роль в развитии европейского искусства на рубеже XIX–XX веков; один из основателей кружка молодых художников-авангардистов «Les XX» («Группы ХХ»), восставших против устаревшего академизма того времени и преобладавших художественных стандартов.
Младший брат архитектора Октава ван Рейссельберге.
* * * * *
Обучался сначала в художественной Академии Гента, а в 1880 году поступил в Академию живописи Брюсселя в мастерскую Ж.-Ф. Порталя. Североафриканские и восточные темы на картинах Порталя были в то время в моде в Бельгии, и они оказали большое влияние на творчество молодого художника.
В период между 1882 и 1888 годами он совершил 3 путешествия в Марокко. После первой поездки Тео ван Рейссельберг привез около 30 работ и показал их в «Центре литературы и искусства» в Генте, где они имели большой успех.
После успеха выставки французских импрессионистов в Брюсселе в начале 1880-х годов, ван Рейссельберг начал исследовать их технику. Он стал одним из основателей авангардистской «Группы двадцати», среди наиболее заметных членов которой были Джеймс Енсор, Вилли Финч, Фернанд Кнопфф, а затем и Огюст Роден, и Поль Синьяк.
Помимо многочисленных портретов, художник любил рисовать те края и страны, которые он посещал, чему свидетельство – многочисленные пейзажи и марины.
В 1887 году он встретился с несколькими художниками парижской сцены, такими, как Сислей, Синьяк, Дега и Анри де Тулуз-Лотрек. В декабре этого года Тео ван Рейссельберг был приглашен вместе с Эдмондом Пикаром сопровождать бельгийскую делегацию в Мекнесе (Марокко). В течение трех месяцев им было сделано множество эскизов карандашом.
Он даже нарисовал портрет султана Хасана Первого. Возвратившись в Брюссель, художник продолжил рисовать марокканские сцены, основываясь на своих впечатлениях и опираясь на фотографии, заметки и очерки. Закончив эти картины, полностью закончился и марокканский период в его жизни.
В дальнейшем Тео ван Рейссельберг увлекся портретом, в результате чего появился ряд замечательных неоимпрессионистских работ.
В 1895 году художник совершил длительное путешествие, побывав в Афинах и Константинополе, Венгрии, Румынии и даже в Москве и Санкт-Петербурге.
Переехав в 1897 году в Париж, он продолжил рисовать портреты и пейзажи, осуществляя также семейные и групповые портреты.
В 1911 году Тео ван Рейссельберг решил уйти на пенсию и поселился в Провансе на Лазурном берегу, он стал все больше и больше отдаляться от художественной жизни Брюсселя. Но, как и прежде, рисовал многочисленные портреты, главным образом своей жены и дочери Элизабет, пейзажи и картины в стиле «ню».
В конце своей жизни, он также обратился к портретной скульптуре.
Тесная дружба связывала его с Писсарро, Синьяком, Кроссом, Дени, Вюйаром, Боннаром.
Скончался Тео ван РЕЙССЕЛЬБЕРГ 14 декабря 1926 года в Сент-Клэре (Франция), похоронен на кладбище Лаванду, рядом со своим другом и художником Анри-Эдмоном Кроссом.
23 ноября
В 1900 году родился Василий Прокофьевич ЕФАНОВ (в Самаре), советский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу социалистического реализма. Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.
Знаменит парадными портретами и монументальными полотнами. Автор парадных, театрализованных тематических композиций, близких к групповому портрету.
* * * * *
Обучался в самарском Художественно-промышленном техникуме (1917-1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Василий Ефанов в 1922 году переселился в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова и Д.Н. Кардовского.
В дальнейшем участвовал в различных художественных и театральных студиях, сотрудничал с различными издательствами в качестве иллюстратора.
В 1934-38 годах работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К. Савицкого. Ефанов выдвинулся как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки.
Им были написаны полотна «Незабываемая встреча» и «Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского».
В 1939 году Ефанов возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 х 16 метров) групповой портрет «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне находится в Русском музее). Написал целый ряд одиночных парадных портретов.
Работал как педагог в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948-1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959).
Скончался Василий Прокофьевич Ефанов 3 марта 1978 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #Е__
23 ноября
В 1908 году родился Николай Николаевич НОСОВ (в Киеве), советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист, автор произведений о Незнайке.
Его детство и юность пришлись на непростые времена в российской истории: I-ю Мировую и Гражданскую войны. Чтобы прокормить семью Коля с 14 лет был вынужден работать (торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен, чернорабочим).
Разносторонность дарований будущего писателя проявилась еще во время учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, он интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией, сочинял для рукописного журнала «Икс». В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а через 2 года переводится в Институт кинематографии в Москву.
В период 1932-51 годов Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был награжден орденом Красной Звезды.
Как писатель Николай Носов дебютировал в 1938 году с рассказом для детей «Затейники». Затем последовали: «Фантазеры», «Огородники», «Мишкина каша», «Чудесные брюки», «Огурцы», «Живая шляпа» и др. В большинстве своем они печатались в детском журнале «Мурзилка». Сам Носов говорил, что писать для детей начал абсолютно случайно – просто сперва рассказывал своему малышу сказки: «Я постепенно понял, что сочинять для детей является для меня наилучшей работой. Она требует много знаний, и не только лишь литературных...»
Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых.
Имя Николая Носова становится любимым и известным среди школьников среднего возраста после публикации повестей «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицина» (1950).
За повесть «Витя Малеев в школе и дома» писатель был удостоен Государственной премии за 1952 год, а через 2 года по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».
Любимы читателями и наиболее известны его сказочные произведения о Незнайке. Первое из них – сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». В 1950-годах издаются сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Николай Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний (политехнических, экономических и др.) – знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
Самым первым иллюстратором Незнайки стал Александр Лаптев – художник, подаривший литературному персонажу хорошо знакомый всем образ. Также книги Носова были иллюстрированы художниками: Г. Огородниковым, В. Горяевым, А. Канаевским, Е. Афанасьевой, Д. Бисти, И. Семеновым и др.
Николай Николаевич писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы – мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков») и др.
Скончался Николай Николаевич Носов 26 июля 1976 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #Н__
23 ноября
В 1876 году родился Мануэль де ФАЛЬЯ (в Кадисе), испанский композитор, пианист, музыковед.
Первые уроки музыки получил у своей матери – пианистки. С детства он увлекался литературой, в 15 лет стал основателем двух литературных журналов.
В 1893 году, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором и через 3 года поступил в Мадридскую консерваторию. Основным его учителем был Ф. Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, который и привил Мануэлю де Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).
Двухактная опера «Жизнь коротка» написанная Фальей получила в 1905 году премию испанской Академии изящных искусств.
В 1907 году он приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Полем Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом, Равелем, Пикассо. Фалья испытал воздействие музыкального импрессионизма. Его переработанная опера «Жизнь коротка» была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце.
В начале I-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты «Коррехидор и мельничиха» по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием «Треуголка») и «Любовь-волшебница» (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит.
В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром «Ночи в садах Испании» (1909-1915), имеющее подзаголовок «Симфонические впечатления».
В 1920-е годы Фалья жил в Гранаде, где сблизился с Лоркой и его друзьями. В тот период он организовал фестиваль старинных андалузских песен, затем создал «Камерный оркестр провинции Андалузия».
В эти же годы творчество композитора приобрело международную известность.
С 1930-х годов Фалья почти ничего не писал, жил очень уединенно на острове Мальорка. После поражения Республики эмигрировал и с 1939 года жил в Аргентине.
Последние годы жизни он работал над вокально-сценическим произведением «Атлантида», законченное его учеником Ф.Э. Альфтером.
В 1928 году опера «Жизнь коротка» под названием «Миг удачи» была поставлена Музыкальным театром им. В.И. Немировича-Данченко в Москве.
Композитору также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе – на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.
Скончался Мануэль де ФАЛЬЯ 14 ноября 1946 года в Альта-Грасии (Аргентина). В 1947 году его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте местного собора.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_ноября #Ф__