Ваш день рождения

Ваш день рождения 23 апреля.

23 апреля 1857 года родился Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО (в Неаполе), итальянский композитор. Окончил консе...

23 апреля
/по другим данным – 25 апреля/
1857 года родился Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО (в Неаполе), известный итальянский композитор.
* * * * *
Окончил консерваторию в родном городе, его учителями были Л. Росси и Б. Чези. Юный композитор был вынужден давать уроки музыки и работал тапером. Денег катастрофически не хватало. Позже Руджеро выступал как дирижер.
Кстати, либретто для собственных опер он писал сам. Этим он отличался от многих композиторов. Для большего знания литературы Руджеро около двух лет посещал лекции в университете Болоньи.
На самом деле Леонкавалло был неплохим литератором и даже получил звание «доктора литературы» в 20 лет. Это сильно повлияло на его судьбу. Долгое время он не мог решить чем же ему заниматься – литературой или музыкой.
В юные годы Руджеро славился как отличный пианист-аккомпаниатор. Сохранились записи, где он подыгрывал на рояле итальянскому певцу Энрике Карузо .
Руджеро Леонкавалло известен на весь мир своей оперой «Паяцы». Какова же ее история создания? В 1890 году один музыкальный издатель Сонзоньо объявил конкурс одноактных опер.
Руджеро решил принять участие. Он написал трилогию «Сумерки». Оперу не приняли и забраковали. Первую же премию получила опера «Сельская честь», которая и вправду имела большой успех. Руджеро это задело за живое.
Леонкавалло принялся создавать новую оперу – «Паяцы» (была написана за 5 месяцев). Это довольно короткий срок для создания оперы. Никакой премии у издателя Сонзоньо она не получила, т.к. она нарушала канон. Опера была написана на два акта. Зато ее принял Миланский оперный театр. Премьера состоялась 21 мая 1892 года.
Опера «Паяцы» принесла композитору оглушительный успех и обессмертила Леонкавалло. Она стала шедевром. Повезло композитору и на первых исполнителей: ими стали певец Энрике Карузо и дирижер Артуро Тосканини.
После «Паяцев» композитор создал еще 19 опер, но ни одна из них уже не имела успеха, подобного первой. Превзойти триумф оперы «Паяцы» ему так и не удалось. В последние годы жизни Руджеро увлеченно создавал музыкальную драму, которая опиралась на народные материалы. Масштабное произведение, задуманное композитором, должно было называться «Буря». Завершить его композитор так и не смог.
Скончался Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО 9 августа 1919 года в Монтекатини-Терме, близ Флоренции.

23 апреля 1775 года родился Уильям ТЕРНЕР /полное имя – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер/ (в Лондоне), ...

23 апреля
1775 года родился Уильям ТЕРНЕР /полное имя – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер/ (в Лондоне), британский художник, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер, предшественник французских импрессионистов.
Непростая обстановка в доме заставила будущего художника переехать в Брентфорд к дяде. В это время Уильям начинает проявлять интерес к живописи. Окончив школу, он поселяется в Лондоне. Тернер много работает у топографов и архитекторов. Один из них, Томас Молтон, становится первым учителем Уильяма в искусстве живописи.
В 1789 году Тернер поступил в Королевскую академию художеств. Значительное влияние на формирование мировоззрения начинающего художника оказал Рейнолдс. Уже через год художник создает свою первую акварельную работу, значительно позднее начинает писать маслом. В 1790 году состоялась выставка в Академии, на которой был представлен один из акварельных пейзажей, написанных Тернером. Впоследствии участие художника в таких выставках стало регулярным.
С 1791 года он был художником-сценографом в «Пантеон Опере», а также давал уроки живописи. Начало XIX века для Тернера было ознаменовано работой над панорамой «Битва на Ниле», посвященной войне с французами, и картиной «Пятая египетская казнь».
В 1802 году Тернер становится членом Королевской академии художеств. Он решает отправиться в Париж, чтобы познакомиться с произведениями, представленными в Лувре. Впечатления, полученные по пути туда, стали основой для картины «Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно».
Уильям Тернер стал самым молодым среди художников, получивших звание королевского академика. При этом художник непрерывно работал над усовершенствованием своей техники. В своих картинах он создает новый вид пейзажа, раскрывающий переживания и воспоминания художника. Образы людей, практически всегда встречающиеся в работах Тернера, подчеркивают бессилие человека перед природной стихией.
Большую известность имели картины Тернера, посвященные войнам при Наполеоне («Поле Ватерлоо», «Трафальгарская битва»). Его же новаторское творчество позднего периода оценивалось публикой неоднозначно.
Скончался Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #Т__

23 апреля 1918 года родился Морис ДРЮОН /полное имя – Морис Самюэль Роже Шарль Дрюон / (в Париже), ...

23 апреля
1918 года родился Морис ДРЮОН /полное имя – Морис Самюэль Роже Шарль Дрюон / (в Париже), французский писатель, член Французской академии, министр культуры Франции (1973-1974).
Он тяготел к натурализму (новеллы «Огненная туча», 1938). Наиболее известен по своим остросюжетным историческим произведениям «Проклятые короли».
Дрюон – один из соавторов «Песни партизан», ставшей неофициальным гимном Французского Сопротивления во время II-й мировой войны (русский текст и музыка Анны Марли, французская версия создана 30 мая 1943 года Дрюоном совместно с Ж. Кесселем).
Решением Министерства культуры Франции от 8 декабря 2006 года рукопись «Песни» была признана историческим памятником.
* * * * *
По отцовской линии Морис происходил из известной в Оренбурге купеческой семьи Леск, владевшей в городе крупным универсальным магазином с филиалами в других городах.
Отец будущего писателя, актёр Лазарь Самуилович Кессель, покинул Россию вместе с родителями в 1908 году и переехал в Ниццу, где играл под актёрским псевдонимом Сибер. После его смерти двухлетний Морис остался сиротой. Мать впоследствии вышла замуж за Рене Дрюона и приняла его фамилию.
Морис позднее взял фамилию своего отчима. Он начал публиковаться в возрасте 18 лет, выступал с обозрениями в литературных журналах.
Обучался на факультете политических наук в Парижском университете. После окончания в 1940 году военной школы получил воинское звание офицера кавалерии. Морис Дрюон участвовал в боях по защите Франции от фашистов. После поражения Франции демобилизовался и остался в неоккупированной зоне Виши. Участвовал во французском Сопротивлении. В 1942 году инкогнито через Испанию и Португалию перебрался в Лондон, где присоединился к созданному Шарлем де Голлем движению «Свободная Франция». Стал одним из его близких соратников – занимался в штабе вопросами информации.
До конца войны Морис Дрюон был военным корреспондентом, а с 1946 года целиком посвящает себя литературной карьере.
В 1948 году он публикует первый роман трилогии «Сильные мира сего», принесший ему Гонкуровскую премию; второй и третий романы вышли в 1950 и 1951 годах соответственно.
Мировую славу ему принесли остросюжетные исторические романы, составившие семитомный цикл «Проклятые короли» (1955-1977), хорошо известный в России.
Всего Морис Дрюон написал свыше 50 романов, драматургических поэм и пьес. В 1966, 1998 и 2000 годах за успехи в литературном творчестве он был удостоен премий Принца Монако, Сен-Симона и д'Обине соответственно.
В 1970-80-х годах писатель активно занимался политической деятельностью – занимал пост министра культуры, был депутатом Европейской парламентской ассамблеи, президентом Ассоциации лауреатов Гонкуровской премии.
Награжден Большим крестом ордена Почетного легиона – высшей государственной награды Франции. Удостоен высоких государственных наград Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Ливана, Марокко, Мальты, Мексики, Монако, Португалии, СССР, Сенегала, Туниса.
В 2007 году писатель стал иностранным членом Российской академии наук.
Скончался Морис Дрюон 14 апреля 2009 года в Париже, не дожив несколько дней до 91-летия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #Д__

23 апреля 1861 года родился Карл МОЛЛЬ (в Вене), австрийский художник-импрессионист эпохи «югендсти...

23 апреля
1861 года родился Карл МОЛЛЬ (в Вене), австрийский художник-импрессионист эпохи «югендстиля».
Получил признание благодаря своим крупноформатным цветным литографиям и ксилографиям. Стиль его поздних пейзажей изменился от плоскостной живописи, свойственной Сецессиону, к большей пространственности, а в поздние годы он всё больше сближался с экспрессионизмом.
* * * * *
Живописи Карл Молль обучался в венской Академии изобразительных искусств у Христиана Грипенкерля. Позднее стал учеником и ассистентом художника-пейзажиста Эмиля Якоба Шиндлера.
Среди своих современников Молль считался перспективным и многообещающим художником.
В 1897 году он становится одним из соучредителей Венского Сецессиона, участники которого проводили в столице Австрии выставки современного искусства. По инициативе Карла Молля в 1903 году в Вене была основана «Современная галерея», носящая сейчас название Австрийская галерея Бельведер.
В 1905 году художник отделился от группы наряду с Густавом Климтом, искусство которого оказало влияние на Карла Молля, и он повлиял на живопись Винсента Ван Гога.
Скончался Карл МОЛЛЬ 13 апреля 1945 года в Вене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #М__

23 апреля В 1875 году родилась Уэмура СЁЭН /настоящее имя – Цунэ Уемура/ (в Киото), японская художн...

23 апреля
В 1875 году родилась Уэмура СЁЭН /настоящее имя – Цунэ Уемура/ (в Киото), японская художница, крупный представитель художественной жизни Японии периодов Мэйдзи, Тайсё и ранней эпохи Сёва.
Работы художницы выдержаны в манере бидзинга, изображавшей японский тип прекрасной женщины согласно канонам направления укиё-э стиля нихонга, возрождавшего в конце XIX – начале ХХ веков традиционную японскую живопись и отвергавшего воздействие европейского искусства.
В основном Уэмура Сёэн работала над историческими сюжетами, образами известных личностей японской истории, а также пейзажами, театральными сценками.
* * * * *
Под руководством матери она досконально изучила японскую традиционную чайную церемонию, впитала любовь к прекрасному. Рисовать Сёэн начала ещё в детстве, восхищалась работами в стиле укиё-э художника Кацусики Хокусая. Изучала живопись в школе искусств префектуры Киото под руководством пейзажиста направления гохуа Судзуки Сёнэна. Изучала живопись школ Кано и Сэссю.
Художница неоднократно получала призы на художественных выставках, таких как выставка Японской академии изящных искусств (1900). На такой же выставке 1907 года выставленную ею там картину « Красота четырёх времён года» приобрёл принц Артур, сын британской королевы Виктории, прибывший в Японию с визитом.
В период 1930-х годов Уэмура Сёэн создаёт свои лучшие работы – картину «Весна и Осень», и написанную акварелью на шёлке «Дзё-но-май» и «Соси-араи Комати».
В 1941 году она стала первой женщиной-художником, принятой в Императорскую академию искусств, а через 3 года Министерством двора её назначили придворным художником.
Скончалась Уэмура СЁЭН 27 августа 1949 года в Хэйдзё.
----------------------------------------—
Смотрите также работы художницы по ссылке:
http://mirsoglasnomne.livejournal.com/331383.html
----------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #С__

23 апреля В 1564 году родился Уильям ШЕКСПИР (в Стратфорд-он-Эйвоне), величайший английский драматур...

23 апреля
В 1564 году родился Уильям ШЕКСПИР (в Стратфорд-он-Эйвоне), величайший английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения.
В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.
* * * * *
Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, в дальнейшем отразившиеся в его творчестве.
Примерно в 1587 году Шекспир перебрался в Лондон, а в 1593-94 годах вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р. Бербеджа «Слуги лорда-камергера», работая и как актер, и как режиссер, и как драматург.
В период 1590-94 годов Шекспиром созданы так называемые «ранние хроники» – исторические пьесы «Ричард III», «Генрих IV», трагедия «Тит Андроник», комедии «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок». Он пишет поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты, пьесы. Только сонетов с 1592 по 1600 год им написано более полутора сотен.
В 1595-1600 годах драматургом были написаны «Король Джон», «Ричард II», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец». Этот период в творчестве Шекспира завершился поистине выдающимися комедиями: «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы».
В начале XVII века в творчестве Уильяма Шекспира наступил перелом – главным жанром для него становится трагедия. В период 1608-14 годов он создает одни из лучших своих произведений: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».
За свою творческую жизнь великий драматург написал 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм, более 150 сонетов и около 10 хроник. До сих пор не утихают споры о том, был ли Шекспир автором всех этих и других произведений.
Вскоре по неизвестным причинам, примерно в 1610 году, Шекспир уходит в отставку и возвращается в Стратфорд-он-Эйвон, где в кругу семьи и проводит свои последние годы жизни.
До 1612 года он не терял связи с театром: в 1611 году написана «Зимняя сказка», в 1612 – последнее драматургическое произведение «Буря».
Есть предположения, что он был в этот период серьезно болен: его завещание, датированное 15 марта 1616 года, написано явно наспех и весьма неразборчиво.
Скончался Уильям Шекспир 23 апреля 1616 года, его тело захоронено под алтарём церкви в Стратфорде.
* * * * *
Существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII века), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы.
Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия, комедия, исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – достаточно вспомнить знаменитые сонеты. При этом даже в рамках одного жанра – любого из перечисленных – Шекспир удивительно многолик.
Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда, – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #Ш__

23 апреля 1804 года родилась Мария ТАЛЬОНИ (в Стокгольме), прославленная балерина XIX века...

23 апреля
1804 года родилась Мария ТАЛЬОНИ (в Стокгольме), прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.
* * * * *
Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони. Отец хотел для дочери балетной карьеры и, несмотря на отсутствие балетной фигуры и внешности, учил девочку в Вене, Стокгольме, Париже, занимался с ней и сам.
В 1822 году он поставил балет «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» с которым Мария дебютировала в Вене. Она сразу выделилась в ряду танцовщиц, исполняя свою партию в легком скромном платье вопреки принятым в ту пору тяжелым нарядам, парикам и гриму.
Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», став после этого частой гостьей сцены парижской Гранд-Опера. Там же в марте 1832 года состоялась премьера балета Сильфида, ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно тогда Мария Тальони ввела в балет пачку и пуанты.
Следующие 15 лет она гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Большое количество балетов написал для нее Мариус Петипа. «Спящая красавица», «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора», «Золушка», «Тщетная предосторожность» – везде танцы Тальони были воплощением грации и изящества.
Оставив театр в 1847 году, жила преимущественно в Италии, на собственных виллах. Давала уроки балета. Некоторое время сожительствовала с русским князем А.В. Трубецким, от которого родила сына.
Скончалась Мария ТАЛЬОНИ 22 апреля 1884 года в Марселе.

23 апреля ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КНИГИ И АВТОРСКОГО ПРАВА В этот день ежегодно, начиная с 1996 года, люди отмечают ДЕНЬ КНИГИ....

23 апреля
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КНИГИ И АВТОРСКОГО ПРАВА
В этот день ежегодно, начиная с 1996 года, люди отмечают ДЕНЬ КНИГИ.
Дата символична для мировой литературы. Именно в этот день человечество как потеряло (Мигель Де Сервантес, Инка Гарсиласо де ла Вега, Жозеф Пла), так и приобрело величайших писателей (Уильям Шекспир, Мануэль Вальехо, Морис Дрюон, Халлдор).
Всемирный день книги и авторского права был провозглашён 15 ноября 1995 года на XXVIII-й сессии ЮНЕСКО.
Решение было принято с целью просвещения, развития осознания культурных традиций, а также с учётом того, что книги являются наибольшим средством распространения знания, самым надёжным способом его сохранения.
В резолюции отмечена эффективность проведения в этот день Книжных выставок и ярмарок.

23 апреля В 1891 году родился Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (в селе Сонцовка, Екатеринославская губерни...

23 апреля
В 1891 году родился Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (в селе Сонцовка, Екатеринославская губерния; ныне Донецкая область), пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР. Лауреат семи Государственных премий.
Он вошёл в историю как новатор музыкального языка. Своеобразие Прокофьева наиболее заметно в области гармонии. Притом что он остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьевский» новаторский стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух (как, например, в так называемой «прокофьевской доминанте»).
Композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й и 3-й симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам».
* * * * *
Воспитанием сына занялась мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке.
Сережа начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах».
В 1902-03 годах он брал частные уроки теории и композиции у Р.М. Глиэра, а с 1904 года учился в Петербургской консерватории. В годы учёбы завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию дважды: как композитор в 1909 году, и как пианист в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна – рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908 года выступал в качестве солиста, исполняя собственные произведения. В конце 1917 года Прокофьев задумался об отъезде из России. В своём Дневнике он написал: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь – закисание, там – жизнь ключом, здесь – резня и дичь, там – культурная жизнь, здесь – жалкие концерты в Кисловодске, там – Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду… И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?»
Сибирским экспрессом Сергей Прокофьев 7 мая 1918 года выехал из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США.
Прокофьев выступал в Америке и Европе; в 1927, 1929 и 1932 годах – в СССР. В 1936 году он вернулся в СССР и окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39 годов.
С 1933 года был почётным профессором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-ой симфонией, сонатами для фортепиано №№ 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир».
Сергей Сергеевич написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях, 1944-1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась на сцене и не записывалась.
С 1949 года пианист почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме продолжал писать: соната для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфония-концерт для виолончели с оркестром, оратория «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала 7-я симфония (1952).
Скончался Сергей Сергеевич Прокофьев от гипертонического криза 5 марта 1953 года в Москве, в коммунальной квартире в Камергерском переулке. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #П__

23 апреля В 1880 году родился Михаил Михайлович ФОКИН (в Санкт-Петербурге), великий русский солист ...

23 апреля
В 1880 году родился Михаил Михайлович ФОКИН (в Санкт-Петербурге), великий русский солист балета, русский и американский хореограф, основатель современного классического романтического балета.
В Театральное училище Миша был принят в 1889 году. Окончив его с высшей наградой, он был зачислен в солисты. Природа наградила Фокина множеством талантов – рисовал, увлекался симфонической и народной музыкой, любил драматический театр, интересовался режиссурой.
Почти сразу после окончания училища начал ставить небольшие балеты и номера для молодых танцовщиков. Особый успех имел его одноактный балет «Сон в летнюю ночь» и дуэт «Полет бабочки». Мариус Петипа признал Фокина многообещающим балетмейстером.
Выступления Айседоры Дункан в 1905 году заставили Фокина задуматься о новом языке балета. Для каждого спектакля, считал он, необходимо создавать новую форму, соответствующую сюжету.
В отличие от старых балетов, где кордебалет использовался лишь как декоративный фон для солистов, в балетах Фокина массовый танец стал активным участником действия. Фокин также первым на балетной сцене установил равноправный союз танца, музыки и живописи, подчинив их единой цели – выражению замысла балетмейстера.
Первый «русский сезон» 1909 года познакомил Париж с балетами, поставленными Фокиным для Мариинского театра – «Павильон Армиды», «Шопениана» и «Египетские ночи». Следующие гастроли превзошли все ожидания – о триумфе русского балета знают даже далекие от танцев люди.
Благодаря фокинским балетам раскрылись таланты многих замечательных артистов – Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Анны Павловой. Михаил Фокин специально для Павловой поставил «Умирающего лебедя».
После 1912 года успех «Русских сезонов» пошел на убыль. Некоторые артисты покинули труппу, а Дягилев сообщил Фокину, что больше не нуждается в его услугах…
Безработный Фокин попытался найти предпринимателя, чтобы создать свой театр. Предложения были, но они носили откровенно коммерческий характер, не имевший ничего общего с искусством.
Впоследствии он объединился с Анной Павловой: собрав небольшую труппу, они ездили по разным странам. Но для постановки новых балетов и возобновления старых не было ни денег, ни танцовщиков.
Михаил Михайлович Фокин вернулся в Мариинку. Создал несколько новых небольших балетов, ставил танцы в операх… Большинство его старых – самых известных – балетов были проданы Дягилеву, сам балетмейстер не имел права на их постановку…
В это невеселое время Фокина позвали в Стокгольм – ставить «Петрушку». Он уезжал на 2 месяца, а оказалось – навсегда. Европа, потом Америка: в декабре 1919 года в Нью-Йорке успешно прошло первое американское выступление Михаила и Веры Фокиных.
Судьба вознаградила Фокина за годы творческого бездействия: в 1936 году его пригласили в труппу «Балет Монте-Карло». Там он возродил балеты «Шопениана», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Шехеразада» и поставил несколько новых спектаклей. Тогда же американская балерина Люсия Чейз организовала «Американский балетный театр». Выступления коллектива в Нью-Йорке начались со спектаклей Фокина.
В конце 1930-х годов хореограф начал работу над балетом «Паганини» на музыку Рахманинова, премьера которого состоялась в Лондоне в 1939 году.
Скончался Михаил Михайлович Фокин 22 августа 1942 года в Нью-Йорке.
После него осталась красота его 70-ти балетов, его танцев, намного переживших создателя, и слава главного романтика балетной сцены.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_апреля #Н__