20 августа
В 1871 году родился Андрей Маркович ЛАБИНСКИЙ (в Тобольске; по другим данным в Харькове), русский и советский оперный и камерный певец, лирико-драматический тенор. Заслуженный артист РСФСР.
* * * * *
Выходец из многодетной семьи коллежского асессора, он детские годы провел в Тобольске и Тюмени, поскольку отец был сослан в Сибирь за причастность к польскому освободительному движению. С 1881 года Андрей пел в церковном хоре Софийского собора Тобольска. Переехав в Тюмень, стал солистом хора Знаменской церкви. Там же окончил в Александровское реальное училище.
Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классу сольного пения, с 1896 года пел в хоре Мариинского театра. Солистом театра стал в 1899 году, а с 1926 года служил в Большом театре СССР. Преподавал в Московской консерватории и в Институте музыкальной драмы. С 1941 года – педагог-вокалист в Большом театре. Его лучшие оперные партии: Ленский, Герман, Альмавива, Фауст, Хозе, Рауль, Баян, Лыков, Садко, Радамес, Лоэнгрин, Лучано в опере «Франческа да Римини» и др. Партнерами Андрея Лабинского по сцене были Федор Шаляпин, Надежда Обухова и Антонина Нежданова. Сам он был дублером Леонида Собинова.
Обладая гибким голосом мягкого тембра (лирико-драматический тенор) и широким диапазоном, имел необыкновенную популярность, особенно среди женской половины любителей оперного искусства. Поклонницы, которых называли «лабинистками», следовали за певцом в его гастрольных поездках по России. Композитор Сергей Александрович Кашеваров посвятил певцу романс «Тишина».
Андрей Лабинский много гастролировал по России, а также выступал во Франции, Германии, Италии. В Японии он стал одним из первых русских певцов, посетивших с концертами эту страну.
Голос певца был записан в Петербурге на грампластинки – всего около 300 произведений. В Англии его архивные записи были выпущены на CD в серии «Выдающиеся голоса».
Погиб Андрей Маркович ЛАБИНСКИЙ 8 августа 1941 года во время бомбардировки Москвы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_августа #Д__
20 августа
В 1926 году родилась Рената Григорьевна МИРЕНКОВА (в Москве), советский художник-мультипликатор, одна из самых востребованных в 1940-80-х годах аниматоров «Союзмультфильма».
Основным направлением её работы была рисованная мультипликация.
* * * * *
В 1945 году окончила московское Театральное художественно-техническое училище (ТХТУ).
В 1945-46 годах училась на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». В период 1946-1982 годов работала на студии.
Она участвовала в создании более 100 рисованных фильмов. Среди них: «Дудочка и кувшинчик», «Лесные путешественники», «Каштанка», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Петя и Красная Шапочка», «Ключ», «Дюймовочка», «Шпионские страсти», «Малыш и Карлсон», «Тайна третьей планеты» и многие другие.
Скончалась Рената Григорьевна МИРЕНКОВА 7 декабря 2008 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_августа #М__
20 августа
В 1807 году родился Нарсис ДИАЗ /наст. имя – Нарсис Виржилио Диас де ла Пенья/ (в Бордо), французский художник-пейзажист, испанец по происхождению. Представитель барбизонской школы.
Его произведения отличаются сияющим колоритом и особым интересом к передаче эффектов солнечного света, пробивающегося сквозь густую листву. Часто он включал в них человеческие фигуры. Это – романтичные, подчас драматичные, энергичные по манере письма пейзажи («Осень в Фонтенбло», 1872 и др.).
* * * * *
Выходец из семьи испанских эмигрантов, он в 10-летнем возрасте осиротел. Воспитывался в Беллевью близ Парижа протестантским священником. После того как был укушен змеёй, Нарсис потерял ногу.
Как художник Диаз был самоучкой, начинал свою деятельность учеником печатника, а затем работал на заводах по производству севрского фарфора – занимался росписью по фарфору. Позже учился под руководством Сушона в лилльской Школе изящных искусств. В его ранних произведениях присутствует влияние романтизма.
Под влиянием живописи Эжена Делакруа он примкнул к романтическому направлению в живописи. Впервые свои пейзажные полотна, сделанные в окрестностях французской столицы и в лесу Фонтенбло, выставил на Парижском салоне. Пейзажи являлись постоянной и главной темой всего творчества художника. В них он часто вносил мифологический или романтический элемент (сценки с нимфами, амурами, кентаврами, цыганами и т.д.).
Около 1841 года Диаз присоединился к художникам-барбизонцам, был другом таких живописцев, как Теодор Руссо, Ж.-Ф.Милле, Гюстав Курбе. С последним в 1862 году совершил поездку «на этюды» к побережью Нормандии.
Художник также поддерживал дружеские отношения и со многими импрессионистами. Был участником первой выставки художников-импрессионистов в Париже.
Скончался Нарсис ДИАЗ 18 ноября 1876 года в Ментоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_августа #Д__
20 августа
В 1861 году родился Джозеф КРОУХОЛЛ (в Морпете), английский и шотландский художник-анималист и постимпрессионист.
* * * * *
Выпускник английского колледжа Кингс, он вместе с шотландскими живописцами Эдвардом Уолтоном и Джеймсоном Гутри приезжает в Париж, где знакомится с работами французких реалистов.
Кроухолл также находился под влиянием модного тогда в Европе японского искусства.
После возвращения на родину он живёт в Глазго и вступает там в тесную творческую связь с художниками группы Глазго Бойс. В этот период Кроухолл пишет в основном шотландские сельские пейзажи. В 1883 году он выставляет свои полотна, написанные масляными красками, в Королевской Академии художеств, однако к этому времени сам художник уже специализируется на пастельной живописи и акварели, изображая преимущественно птиц и животных.
В период 1884—1893 годов Кроухолл совершает путешествия по Испании и Марокко, за время этих поездок им создано много новых картин. С 1898 года художник живёт в сельской местности Йоркшира, где занимается коневодством. В 1909 году он вступает в Новое английское художественное общество.
Скончался Джозеф КРОУХОЛЛ 24 мая 1913 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_августа #К__
20 августа
1914 года родился Павел Фёдорович СУДАКОВ (в Москве), советский живописец, представитель соцреализма, мастер жанровых полотен, портретист. Народный художник РСФСР. Лауреат двух Государственных премий.
Автор произведений на историко-революционные и патриотические темы.
* * * * *
Выходец из рабочей семьи, он окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества, затем учился в художественной студии Московского союза художников (МОСХ) у А.М. Каневского и В.А. Фаворского.
В 1935-1941 годах учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В. Сурикова у Г.Г. Ряжского. С пятого (дипломного) курса он ушёл на фронт, записавшись в народное ополчение.
В конце 1943 года Павла Фёдоровича отозвали в Москву и назначили руководителем художественной студии пограничных войск. После демобилизации в 1947 году Судаков был принят в члены Союза художников СССР.
Павел Фёдорович много ездил по стране, писал картины на историческую тематику, портреты, пейзажи и натюрморты. Мастер непревзойдённого почерка, позволяющего передать оттенки эмоционального состояния художника в изображении природы. Любимые мотивы пейзажей навеяны очарованием русского Севера, теплотой Подмосковья.
Художник создал галерею портретов выдающихся деятелей науки и искусства, среди которых М. Шолохов, Э. Хемингуэй, М. Алексеев, Б. Полевой, В. Катаев, А. Иванов, Пабло Неруда, К. Скрябин и многие др. Никого не оставляет равнодушным портрет отца. Портреты родных и близких наполняют интерьер его мастерской или выставочного зала высоким смыслом человеческой жизни в её единстве.
Много лет Судаков был членом правления МОСХа, членом художественного Совета студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России, Англии, Германии, Испании, Италии, Финляндии, Франции, стран Латинской Америки, Японии и США.
Скончался Павел Фёдорович СУДАКОВ в 2010 году в Москве.
20 августа
1889 года родился Давид Несторович КАКАБАДЗЕ (в селе Кухи близ города Кутаиси), грузинский и советский живописец-авангардист, график, театральный сценограф, изобретатель и историк искусства советской эпохи, представитель кубизма. Также был новатором в области кинематографии и фотографом-любителем.
Его творчество, полное парадоксов и отмеченное любовью к разным художественным течениям, характеризуется, с одной стороны, приверженностью к национальным темам и традициям, а, с другой, самобытной интерпретацией самых «левых» авангардных живописных течений XX века.
Для произведений Какабадзе, «отличающихся декоративностью, характерны гармоничные сочетания четко ограниченных цветовых плоскостей, строгость и точность рисунка».
* * * * *
После получения начального образования Давид, при финансовой поддержке местных меценатов и представителей частных благотворительных обществ, смог продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете на факультете естественных наук (1909-1916; окончил с отличием).
Параллельно юноша увлекся рисованием и с 1910 года стал посещать занятия по живописи в студии «Мастерская для учащихся» рисовальщика, гравера и офортиста, академика Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского.
Эту студию посещали в разные годы один из лидеров Русского авангарда Павел Филонов, латыш Александр Апситис, Мстислав Добужинский, Михаил Авилов и Александр Куприн.
В 1914 году Какабадзе вместе с П. Филоновым, Эльзой Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и Д. Кирилловой создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков».
Группа даже издала первый манифест «Сделанные картины», в котором впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Кстати, этот манифест является единственным документальным свидетельством существования этой группы.
Кроме увлечения кубизмом Какабадзе интересовался и старинным национальным искусством своей родины.
В 1916 году Давид вернулся в Тифлис и почти сразу же стал членом созданного в этом же году Общества грузинских художников, кроме того, он преподавал рисование в одной из гимназий столицы.
В 1919 году принял участие в выставке молодых художников, организованной Обществом, по итогам которой он был награжден грантом для продолжения учебы в Париже.
С 1919 по 1927 год Давид Какабадзе жил во Франции, общался с известными художниками Монпарнаса и представителями грузинской диаспоры.
Художник активно занимался историей и культурой Византии, много путешествовал по Франции, писал городские виды и пейзажи.
В своих работах Давид пытался сочетать модерн с авангардными экспериментами, ставшими вариантом перехода от постфутуризма к абстрактно-кинетическому искусству.
В 1923 году Какабадзе стал одним из «пионеров» стереокино, он сконструировал и запатентовал пленочный киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Таким образом, художник стал одним первых изобретателей трехмерного кино.
К середине 1920-х годов он заинтересовался еще и абстрактной скульптурой и живописью, но в 1927 году, бросив творчество и эксперименты, вернулся в Тифлис.
Практически в первые годы своего возвращения из Парижа Какабадзе начал сотрудничать с театром и кино. Он даже снял документальный фильм «Старые памятники Грузии» (1931).
С 1928 по 1948 год преподавал в Тбилисской академии художеств, где вел класс декорационного искусства.
Как театральный художник сотрудничал с выдающимся режиссёром К.А. Марджанишвили. Какабадзе стал первым художником Тбилисского театра, оформив в нем спектакли «Гоп-ля, мы живём!», «Баил», «Кваркваре Тутабери». Оформление спектаклей отличались простотой и лёгкостью, оригинальным использованием сценического пространства, в нём отразились модные художественные течения начала века: абстракционизм, стремление к декоративности.
Скончался Давид Несторович КАКАБАДЗЕ 10 мая 1952 года в Тбилиси, оставив богатое художественное наследие.
* * * * *
P.S.: Аналитическое искусство – это метод, основанный на идеях кубизма и принципах «органического роста» художественной формы, по которым картина развивалась из точки, «от частного к общему».
20 августа
В 1937 году родился Евгений Пантелеевич ДУБРОВИН (в посёлке городского типа Таловая, Воронежская область), замечательный советский писатель, главный редактор легендарного юмористического журнала «Крокодил».
Его литературное творчество многообразно. Им затрагивались такие темы, как проблема отцов и детей, воспитание подрастающего поколения. Писатель работал в жанре социальной сатиры, высмеивая приспособленчество, тунеядство, карьеризм, стяжательство, равнодушие, призывая в то же время к человечности и доброте к людям.
Видимо, благодаря своей самой известной книге «Племянник гипнотизера», он всегда рассматривался как писатель-юморист. Однако, несмотря на действительно полный юмора язык, сюжеты далеко не всегда юмористичны. Дубровин талантливо использовал контраст между легким языком и серьёзностью содержания, что, по-видимому, сильнее всего проявилось в книге «В ожидании козы», посвященной событиям послевоенного времени.
* * * * *
Хотя Евгений и пошёл учиться в Воронежский сельскохозяйственный институт (СХИ), его всегда влекло к писательству – с детства он вместе с братом Альбертом сочиняли стихи. После окончания СХИ работал механиком на авторемонтном заводе в городе Острогожске, учился заочно в Москве, в литературном институте им. Горького.
Первая повесть писателя – «Грибы на асфальте» – была опубликована в 1966 году, после чего рассказы Дубровина публиковались в журнале «Подъём», а затем вышли в коллективном сборнике молодых воронежских прозаиков «День рождения».
В период 1961-71 годов Дубровин был редактором областной молодежной газеты «Молодой коммунар». Тогда же он познакомился с Гавриилом Троепольским, автором «Белого Бима», который сразу отметил, что у Евгения прекрасный стиль, слог.
В дальнейшем Дубровин переехал в Москву – писателя пригласили в отдел сатиры и юмора Всесоюзного сатирического журнала «Крокодил», а в 1975 году он возглавил журнал, став его редактором.
Произведения, написанные Дубровиным интересны, язык проникнут добрым и понятным юмором. Его книги имели успех, работа приносила хорошие деньги.
В 1984 году по его повести «Глупая сказка» вышел фильм «Похищение», где в главных ролях снялись Елена Бондарчук (сестра Фёдора Бондарчука) и Александр Фатюшин. Казалось бы, у писателя было всё, о чём он мог мечтать. Но на самом деле всё было по-другому: в Москве ему было очень трудно, коренные москвичи кривились: «Что, у нас своих литераторов мало? Понаехали тут из провинции…». Вдобавок у писателя начал развиваться сахарный диабет.
А вскоре Евгения Дубровина уволили из «Крокодила», который он возглавлял 10 лет. У него случился инфаркт…
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Лауреат премии международного конкурса юмористических рассказов «Алеко» (Болгария) в 1975 году.
За свою жизнь Евгений Дубровин создал около 20 книг («Билет на балкон», «Курортное приключение» и др.). Он писал потрясающие произведения, смешные и трагичные одновременно, которые заставляют задуматься.
Скончался Евгений Пантелеевич Дубровин 15 июля 1986 года в Москве.
* * * * *
Писатель не дожил месяц до своего 50-летия, но за отведенный ему Природой срок сумел оставить прекрасные книги, наполненные теплом его яркой души, согревающим нас сегодняшних. Этого тепла, хватит и нашим потомкам.
В 1988 году по повести Дубровина «В ожидании козы» вышел еще один фильм – «Француз», где сыграл блистательный актёрский состав: Сергей Шакуров, Евгения Симонова, Леонид Ярмольник, Семён Фарада…
В это же время увидело свет несколько его книг. И всё. Более 20 лет произведения Дубровина не переиздавались, хотя ценители литературы хором признают его блестящий слог и бесспорный талант. О чем бы Дубровин ни писал – его рассказ всегда был о Любви. Его книги трогают, веселят, выбивают слезу, заставляют думать.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_августа #Д__
20 августа
1721 года в Петергофе состоялся первый пуск знаменитых фонтанов и каскадов, являющихся памятником мирового гидротехнического искусства XVIII-XIX веков.
Идея создания летней резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы знаменитому французскому Версалю, возникла у Петра I в 1714 году после победы русского флота над шведами при Гангуте. По замыслу российского царя, Петергоф должен был стать величественным памятником героической борьбы русского народа за выход к Балтийскому морю.
Он планировал создать дворцово-парковый ансамбль непосредственно на берегу Финского залива. Это место было выбрано не случайно. Обследуя местность, Петр I обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами.
Создание водопроводящей системы поручили обучавшемуся в Голландии и Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года был построен фонтанный самотёчный водопровод протяженностью 24 км, включающий шлюзы и канал. По этому каналу вода из водоёмов с Ропшинских высот самотёком поступала в накопительные бассейны Верхнего сада, питающие струи-фонтаны.
В начале августа 1721 года было завершено устройство канала от водоёмов будущего Английского парка в Квадратные пруды Верхнего сада. 19 августа русский государь получил известие, что канал от речки до главных петергофских водопроводов выкопан. В тот же день Пётр I отправился на Ропшинские высоты и заступом открыл течение воды по новому водопроводу. К утру следующего дня вода дошла до Петергофа, наполнив водоёмы фонтанов и каскадов. С тех пор гидротехническая система без насосов, самотёком питает фонтаны и город водой.
Первые фонтаны и каскады в Петергофе забили 20 августа 1721 года, а торжественное открытие летней резиденции русских императоров состоялось 2 года спустя.
В 1726 году под руководством архитектора Т. Усова были запущены фонтаны Адам и Ева. В Нижнем парке, состоящем из шести садов, были открыты фонтаны «Дракон», «Лабиринт», два «Римских» фонтана, каскад «Шахматная гора», а также фонтаны-шутихи.
Группа «Самсон, разрывающий пасть льва» работы Б. Растрелли должна была украсить самый мощный водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой.
Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, герб которой содержит фигуру льва.
В 1735 году в центре ковша началось сооружение фонтана «Самсон». Чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера П. Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более 4 км. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 м.
Также по замыслу Петра I, изначально планировалось вдоль Морского канала соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа. Однако позже решили сделать фонтаны в виде ваз.
В 1854-60 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду.
Одна из главных достопримечательностей Петергофа – облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал.
Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. В них принимали участие выдающиеся архитекторы Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Б. Растрелли, Ю. Фельтен, А. Штакеншнейдер. Благодаря их трудам усадьба с маленькими дворцами (Монплезир, Марли, павильоном Эрмитажа и др.) превратилась в «столицу фонтанов» – жемчужину мировой архитектуры.
---------------------------------------------------------
Сегодня Петродворец – всемирно известный город-музей под открытым небом. Здесь открыты для обозрения 10 музеев и 3 парка (Верхний, Нижний и Александрия). В Верхнем саду и Нижнем парке работают 3 каскада и 173 фонтана.
В 1990 году город и его дворцово-парковые ансамбли были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО. В 1997 году государственный музей-заповедник «Петергоф» был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.