20 августа 1889 года родился Давид Несторович КАКАБАДЗЕ (в селе Кухи близ города Кутаиси), грузин...
20 августа
20 августа
1889 года родился Давид Несторович КАКАБАДЗЕ (в селе Кухи близ города Кутаиси), грузинский и советский живописец-авангардист, график, театральный сценограф, изобретатель и историк искусства советской эпохи, представитель кубизма. Также был новатором в области кинематографии и фотографом-любителем.
Его творчество, полное парадоксов и отмеченное любовью к разным художественным течениям, характеризуется, с одной стороны, приверженностью к национальным темам и традициям, а, с другой, самобытной интерпретацией самых «левых» авангардных живописных течений XX века.
Для произведений Какабадзе, «отличающихся декоративностью, характерны гармоничные сочетания четко ограниченных цветовых плоскостей, строгость и точность рисунка».
* * * * *
После получения начального образования Давид, при финансовой поддержке местных меценатов и представителей частных благотворительных обществ, смог продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете на факультете естественных наук (1909-1916; окончил с отличием).
Параллельно юноша увлекся рисованием и с 1910 года стал посещать занятия по живописи в студии «Мастерская для учащихся» рисовальщика, гравера и офортиста, академика Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского.
Эту студию посещали в разные годы один из лидеров Русского авангарда Павел Филонов, латыш Александр Апситис, Мстислав Добужинский, Михаил Авилов и Александр Куприн.
В 1914 году Какабадзе вместе с П. Филоновым, Эльзой Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и Д. Кирилловой создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков».
Группа даже издала первый манифест «Сделанные картины», в котором впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Кстати, этот манифест является единственным документальным свидетельством существования этой группы.
Кроме увлечения кубизмом Какабадзе интересовался и старинным национальным искусством своей родины.
В 1916 году Давид вернулся в Тифлис и почти сразу же стал членом созданного в этом же году Общества грузинских художников, кроме того, он преподавал рисование в одной из гимназий столицы.
В 1919 году принял участие в выставке молодых художников, организованной Обществом, по итогам которой он был награжден грантом для продолжения учебы в Париже.
С 1919 по 1927 год Давид Какабадзе жил во Франции, общался с известными художниками Монпарнаса и представителями грузинской диаспоры.
Художник активно занимался историей и культурой Византии, много путешествовал по Франции, писал городские виды и пейзажи.
В своих работах Давид пытался сочетать модерн с авангардными экспериментами, ставшими вариантом перехода от постфутуризма к абстрактно-кинетическому искусству.
В 1923 году Какабадзе стал одним из «пионеров» стереокино, он сконструировал и запатентовал пленочный киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Таким образом, художник стал одним первых изобретателей трехмерного кино.
К середине 1920-х годов он заинтересовался еще и абстрактной скульптурой и живописью, но в 1927 году, бросив творчество и эксперименты, вернулся в Тифлис.
Практически в первые годы своего возвращения из Парижа Какабадзе начал сотрудничать с театром и кино. Он даже снял документальный фильм «Старые памятники Грузии» (1931).
С 1928 по 1948 год преподавал в Тбилисской академии художеств, где вел класс декорационного искусства.
Как театральный художник сотрудничал с выдающимся режиссёром К.А. Марджанишвили. Какабадзе стал первым художником Тбилисского театра, оформив в нем спектакли «Гоп-ля, мы живём!», «Баил», «Кваркваре Тутабери». Оформление спектаклей отличались простотой и лёгкостью, оригинальным использованием сценического пространства, в нём отразились модные художественные течения начала века: абстракционизм, стремление к декоративности.
Скончался Давид Несторович КАКАБАДЗЕ 10 мая 1952 года в Тбилиси, оставив богатое художественное наследие.
* * * * *
P.S.: Аналитическое искусство – это метод, основанный на идеях кубизма и принципах «органического роста» художественной формы, по которым картина развивалась из точки, «от частного к общему».
1889 года родился Давид Несторович КАКАБАДЗЕ (в селе Кухи близ города Кутаиси), грузинский и советский живописец-авангардист, график, театральный сценограф, изобретатель и историк искусства советской эпохи, представитель кубизма. Также был новатором в области кинематографии и фотографом-любителем.
Его творчество, полное парадоксов и отмеченное любовью к разным художественным течениям, характеризуется, с одной стороны, приверженностью к национальным темам и традициям, а, с другой, самобытной интерпретацией самых «левых» авангардных живописных течений XX века.
Для произведений Какабадзе, «отличающихся декоративностью, характерны гармоничные сочетания четко ограниченных цветовых плоскостей, строгость и точность рисунка».
* * * * *
После получения начального образования Давид, при финансовой поддержке местных меценатов и представителей частных благотворительных обществ, смог продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете на факультете естественных наук (1909-1916; окончил с отличием).
Параллельно юноша увлекся рисованием и с 1910 года стал посещать занятия по живописи в студии «Мастерская для учащихся» рисовальщика, гравера и офортиста, академика Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского.
Эту студию посещали в разные годы один из лидеров Русского авангарда Павел Филонов, латыш Александр Апситис, Мстислав Добужинский, Михаил Авилов и Александр Куприн.
В 1914 году Какабадзе вместе с П. Филоновым, Эльзой Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и Д. Кирилловой создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков».
Группа даже издала первый манифест «Сделанные картины», в котором впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Кстати, этот манифест является единственным документальным свидетельством существования этой группы.
Кроме увлечения кубизмом Какабадзе интересовался и старинным национальным искусством своей родины.
В 1916 году Давид вернулся в Тифлис и почти сразу же стал членом созданного в этом же году Общества грузинских художников, кроме того, он преподавал рисование в одной из гимназий столицы.
В 1919 году принял участие в выставке молодых художников, организованной Обществом, по итогам которой он был награжден грантом для продолжения учебы в Париже.
С 1919 по 1927 год Давид Какабадзе жил во Франции, общался с известными художниками Монпарнаса и представителями грузинской диаспоры.
Художник активно занимался историей и культурой Византии, много путешествовал по Франции, писал городские виды и пейзажи.
В своих работах Давид пытался сочетать модерн с авангардными экспериментами, ставшими вариантом перехода от постфутуризма к абстрактно-кинетическому искусству.
В 1923 году Какабадзе стал одним из «пионеров» стереокино, он сконструировал и запатентовал пленочный киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Таким образом, художник стал одним первых изобретателей трехмерного кино.
К середине 1920-х годов он заинтересовался еще и абстрактной скульптурой и живописью, но в 1927 году, бросив творчество и эксперименты, вернулся в Тифлис.
Практически в первые годы своего возвращения из Парижа Какабадзе начал сотрудничать с театром и кино. Он даже снял документальный фильм «Старые памятники Грузии» (1931).
С 1928 по 1948 год преподавал в Тбилисской академии художеств, где вел класс декорационного искусства.
Как театральный художник сотрудничал с выдающимся режиссёром К.А. Марджанишвили. Какабадзе стал первым художником Тбилисского театра, оформив в нем спектакли «Гоп-ля, мы живём!», «Баил», «Кваркваре Тутабери». Оформление спектаклей отличались простотой и лёгкостью, оригинальным использованием сценического пространства, в нём отразились модные художественные течения начала века: абстракционизм, стремление к декоративности.
Скончался Давид Несторович КАКАБАДЗЕ 10 мая 1952 года в Тбилиси, оставив богатое художественное наследие.
* * * * *
P.S.: Аналитическое искусство – это метод, основанный на идеях кубизма и принципах «органического роста» художественной формы, по которым картина развивалась из точки, «от частного к общему».