Ваш день рождения

Ваш день рождения 1 ноября.

1 ноября В 1844 году родилась Ольга ВИЗИНГЕР-ФЛОРИАН /урожденная – Флориан/ (в Вене), австрийская х...

1 ноября
В 1844 году родилась Ольга ВИЗИНГЕР-ФЛОРИАН /урожденная – Флориан/ (в Вене), австрийская художница, представитель импрессионизма. Главным образом писала пейзажи и натюрморты.
* * * * *
Она с детства проявляла способности к музыке, брала уроки у Юлиуса Эпштейна и надеялась стать концертирующей пианисткой. Однако в 1874 году Ольга была вынуждена прекратить музыкальную карьеру вследствие заболевания, ограничивающего подвижность рук. В том же году она вышла замуж за аптекаря Франца Визингера.
В конце 1870-х годов начала учиться живописи. С 1880 года была ученицей известного в то время художника Эмиля Шиндлера. После 1881 года Ольга Визингер регулярно выставлялась, сначала на выставках, проходивших на квартире Шиндлера, затем – на выставках Венского Сецессиона. Приняв участие во Всемирных выставках, прошедших в Париже и Чикаго, она получила международную известность.
Ранние работы художницы описываются как «импрессионизм настроения». Они были ещё выполнены под влиянием стиля Шиндлера. После 1884 года она отошла от этого стиля, и её картины становятся более реалистичными, а цвета более яркими, напоминающими экспрессионизм.
Скончалась Ольга ВИЗИНГЕР-ФЛОРИАН 27 февраля 1926 года в Графенегге (Нижняя Австрия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #В__

1 ноября В 1707 году родился Джузеппе БОНИТО (в Кастелламмаре-ди-Стабия), итальянский художник, мас...

1 ноября
В 1707 году родился Джузеппе БОНИТО (в Кастелламмаре-ди-Стабия), итальянский художник, мастер неаполитанской школы, писавший в переходный период от позднего барокко к классицизму.
Основными темами его картин были портрет и жанровые сценки. Художник оставил также многочисленные произведения религиозной живописи, написанные по заказам различных неаполитанских церквей и соборов.
* * * * *
Он был учеником неаполитанского художника Франческо Солимена, его ранние работы перенимают манеру рисунка Солимены, от которого Бонито унаследовал увлечение передачей сложных ракурсов фигур, динамичный мазок. Созданный им тип аллегорических изображений («Музыка», «Живопись», «Поэзия», 1763, частное собрание) отвечал интеллектуальному духу века Просвещения. Это была совершенно новая, светская интерпретация аллегории, представленной в виде портретного изображения с элементами бытовой живописи. Члены семейств в этих картинах объединены каким-либо занятием (музицированием, чтением, живописью), олицетворяющим один из видов искусства.
Позднее Джузеппе Бонито находит свой собственный творческий стиль, для которого характерны особое освещение на полотне фигур и построек.
В 1751 году Джузеппе Бонито становится придворным художником неаполитанского королевского двора, а через год его принимают в члены Академии святого Луки в Риме.
Бонито вскоре стал играть значительную роль при дворе испанских Бурбонов, исполнял заказы представителей баварского и русского дворов.
В 1755 году Бонито возглавляет открытую в Неаполе Академию ди Белла Арти и становится директором королевской фабрики гобеленов.
Художник много внимания уделял фресковой живописи, выполняя крупные заказы в этой области. Его жанровые полотна, изображающие уличные сценки с беспризорными детьми и фигурами из «комедия дель арте» («комедия масок») грубоваты, однако очень красочны и живы.
Скончался Джузеппе БОНИТО 19 мая 1789 года в Неаполе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #Б__

1 ноября В 1923 году родился Имре ВАРГА (в городе Шиофок), известный венгерский скульптор, художник...

1 ноября
В 1923 году родился Имре ВАРГА (в городе Шиофок), известный венгерский скульптор, художник, дизайнер и график.
* * * * *
Сначала он получил военное образование в Будапештской военной академии, но будучи студентом уже участвовал в художественных выставках во Франции.
Во время войны Варга служил офицером, воевал в военной авиации, был в плену. В 1945 году вернулся из плена на родину и посвятил себя изобразительному искусству.
В период 1950-56 годов Имре Варга учился в Венгерской академии изобразительных искусств в Будапеште. После окончания очень быстро стал известным в стране скульптором, которого часто называют венгерским Роденом.
Варга преимущественно известен своими разнообразными скульптурными работами. Среди них – скульптурные портреты Ференца Ракоци, Михая Каройи, Ференца Листа, памятник жертвам холокоста в Будапеште.
Работы Имре Варги представлены не только в Венгрии, но и в девяти странах мира. В Будапеште работает музей Имре Варги.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #В__

1 ноября В 1878 году родился Конрад Вильгельм МЯГИ (близ Тарту, Российская империя), эстонский худо...

1 ноября
В 1878 году родился Конрад Вильгельм МЯГИ (близ Тарту, Российская империя), эстонский художник, пейзажист. Его называют чудом эстонского искусства.
Для Мяги искусство никогда не было имитацией, но всегда самовыражением, самореализацией, и созданием нового мира в соответствии с впечатлениями от внешнего мира. Во всех его работах видно развитие современного искусства, но совершенно с его персональной точки зрения.
* * * * *
Начальное художественное образование получил на курсах рисования Общества немецких ремесленников в Тарту. В 1903 году поступил в Центральное училище технического рисования имени Штиглица в Санкт-Петербурге, но вынужден был прервать учебу из-за участия в революционных событиях 1905 года.
Лето 1906 года художник провел на Аландских островах (архипелаг в Балтийском море), живописная природа которых вдохновила его на создание ряда пейзажей. В 1907 году переехал в Париж, а в период с 1908 по 1910 годы находился в Норвегии, откуда снова уехал в столицу Франции.
В 1910 году впервые познакомил художественную общественность Эстонии со своими работами, прислав из Норвегии несколько картин («Норвежский пейзаж с сосной», «Норвежский пейзаж» и другие).
В 1912 году вернулся на родину, в основном работал в Тарту, летом проводил время на Сааремаа, в Вырумаа и Вильяндимаа. Был одним из основателей и вдохновителей тартуского художественного общества «Pallas», затем – художественной школы под тем же названием, которая стала началом большой карьеры для десятков художников.
В начале 1920-х годов Мяги начал свое путешествие в Берлин через Италию (работал на островах Капри, в Риме и Венеции), но его ранний отъезд поставил точку в его интенсивной, плодовитой и разнообразной карьере художника.
Скончался Конрад Вильгельм МЯГИ 15 августа 1925 года в Тарту (Эстонская Республика).
* * * * *
Ежегодно лучшему живописцу Эстонии вручается медаль Конрада Мяги.
В 2004 году состоялась премьера спектакля драматурга Марта Кивастика «Портрет замерзающего художника», посвящённая жизни художника, имевшего множество наград и призов.
В Тарту, на Ратушной площади в том же помещении, где в начале XX века творил сам мастер, сейчас работает ателье Конрада Мяги.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #М__

1 ноября 1849 года родился Уильям Меррит ЧЕЙЗ (в город Ни́неве, штат Индиана), американский худож...

1 ноября
1849 года родился Уильям Меррит ЧЕЙЗ (в город Ни́неве, штат Индиана), американский художник, писавший в реалистическом и импрессионистском стилях, педагог.
Один из основоположников американского импрессионизма, создал в живописи собственный импрессионистский метод.
* * * * *
Живописи обучался сначала в Индианаполисе у Б. Хейса, затем в Нью-Йорке, в Национальной Академии дизайна, и наконец, в Академии изящных искусств в Мюнхене (1872-1878), где его учителями были А. фон Вагнер, К. фон Пилоти и В. фон Диц.
С 1878 года жил в Нью-Йорке, работал в своей художественной мастерской. Одновременно преподавал рисование в частной Летней школе Шиннекок-Хиллс на Лонг-Айленде. Был также педагогом в Пенсильванской Академии изящных искусств в период с 1896 по 1909 год.
Наряду с Робертом Генри, художник являлся известнейшим преподавателем живописи в США на рубеже XIX–XX столетий. Среди учеников Уильяма Меррита Чейза были такие мастера, как Фрэнк Дювенек, Эдвард Хоппер, Рокуэлл Кент, Лоутон Сайлас Паркер, Джон Генри Твахтман, Ирвинг Рамзи Уайлз и другие.
Своими работами мастер добился как материального успеха, так и признания художественной критики. Писал преимущественно портреты, пейзажи и натюрморты. Работал маслом, также он автор акварелей и офортов.
Член Национальной Академии дизайна; в 1885-1895 годах – председатель Общества американских художников. Член импрессионистской группы «Десять американских художников».
Скончался Уильям Меррит ЧЕЙЗ 25 октября 1916 года в Нью-Йорке.

1 ноября 1911 года родился Анри ТРУАЙЯ /настоящее имя - Лев Асланович Тарасов или Левон Асланович...

1 ноября
1911 года родился Анри ТРУАЙЯ /настоящее имя - Лев Асланович Тарасов или Левон Асланович Торосян/ (в Москве), французский писатель, автор более сотни томов исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России.
Его «Русские биографии» многократно переводились на многие языки; по его трудам во всём мире изучают историю и культуру России.
* * * * *
Выходец из богатой армянской купеческой семьи, он в 1918 году вместе с родителями эмигрировал во Францию. Проделав путь через Кавказ, Крым, Стамбул они оказались в Венеции.
Ещё три года бесконечных переездов в товарных вагонах. И наконец, в 1920 году, семья обосновалась в пригороде Парижа. Анри в 8-летнем возрасте поступил в лицей Луи Пастера, окончив который получил высшее юридическое образование.
Вернувшись из армии 1935 году, он пошёл служить в бюджетный отдел полицейской префектуры, чтобы заработать себе на жизнь, и одновременно писал по ночам. Первый роман «Обманчивый свет» был опубликован в том же году. Издатель романа сообщил Труайя, что «не в его интересах выпускать книгу под иностранной фамилией (Лев Тарасов) и настоятельно рекомендовал придумать псевдоним.
Труайя писал: «… прошло много времени, прежде чем я обратился с просьбой официально изменить моё имя и фамилию. Теперь я по документам — Анри Труайя, но Лев Тарасов по-прежнему живет во мне: сжавшись в комочек, он сладко спит в самых потаенных глубинах моей души».
В 1938 году за роман «Паук» Анри Труайя был удостоен Гонкуровской премии. За свою жизнь он написал около 100 томов литературных произведений.
Скончался Анри ТРУАЙЯ 2 марта 2007 года в Париже.
---------------------------------------------------------
Читайте все книги Труайя Анри по ссылке: http://royallib.com/author/truayya_anri.html

1 ноября 1848 года родился Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ (в местечке Данвилье, Лотарингия), французский худож...

1 ноября
1848 года родился Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ (в местечке Данвилье, Лотарингия), французский художник, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивший крестьянский быт в духе натурализма. Другом и поклонником его таланта был Эмиль Золя.
* * * * *
Учился у Александра Кабанеля в школе изящных искусств в Париже. После тяжёлого ранения во время немецко-французской войны 1870 года он вернулся в родную деревню.
В 1875 году работа «Благовещение пастухам» позволила ему стать вторым в конкурсе на Римскую премию. С 1879 по 1882 год он путешествовал по Англии. Будучи уже тяжело больным, он предпринял путешествие по Алжиру.
Его полотна размещены в крупнейших музеях мира: в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Мельбурне, Филадельфии. В ГМИИ им. А. С. Пушкина две работы: «Деревенская любовь» и «Девушка с граблями».
В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе.
Скончался Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ 10 декабря 1884 года в Париже.

1 ноября 1781 года родился Йозеф Карл ШТИЛЕР (в Майнце), известный немецкий живописец-портретист эпохи неокл...

1 ноября
1781 года родился Йозеф Карл ШТИЛЕР (в Майнце), известный немецкий живописец-портретист эпохи неоклассицизма, автор «Галереи красавиц» в Нимфебурге.
Знаменитая «Галерея красавиц», с портретами 36 самых красивых европейских женщин – это серия портретов, которая была выполнена художником по заказу короля Людвига I Баварского. Написанные в период 1827-1850 годов картины ориентируются на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых.
* * * * *
Выходец из семьи резчика печатей курфюршеского монетного двора, будущий живописец первые шаги в искусстве сделал под руководством своего отца (Штилеры были известны как семья художников, среди которых были художники по гербам и печатям, гравёры).
В последующие годы Йозеф Карл Штилер успешно занимался самообразованием в пастели и миниатюре. В 17 лет он предпринял поездку в Вюрцбург, где почти 2 года состоял в учениках у придворного художника Х. Фезеля, который в свою очередь учился у А.Р. Менгса. Затем Штилер отправился обучаться в Венскую академию художеств у Г.Ф. Фюгера и дебютировал в качестве художника-портретиста.
В Париже (1807-1808) учился у Франсуа Жерара – одного из учеников знаменитого Жака-Луи Давида. Затем он посещал Италию, чтобы сделать заказанные ему портреты высшими слоями общества, среди которых были принц Евгений Богарне и король Неаполя Иоахим Мюрат.
В 1812 году Штилер переезжает в Мюнхен, где плодотворно работает и для клиентов среднего класса, и для королевской семьи Баварии (например, портрет Максимилиана I Иосифа, 1816). Он рисовал портреты Франца и Антонио Брентано, Иоганна Вольфганга фон Гёте и Людвига Тика, географа и ботаника Александра фон Хумбольдта и музыканта Людвига Ван Бетховена (портрет находится в музее Бетховена в Бонне и на сегодняшний день является самым известным изображением великого композитора).
В 1816 году его патрон – король Максимилиан I – отправил Штилера к венскому двору, чтобы написать портрет императора Франца II. Там художник женился на русской немке Паулине Беккерс, которая родила ему пятерых детей.
В 1820 году Штилер вернулся в Мюнхен и был королём назначен в придворные художники.
Позже, для короля Людвига I, он написал знаменитую «Галерею красавиц» во дворце Нимфенбург.
Одна из особенностей портретов Штилера – его чрезвычайно сосредоточенное внимание на изображаемом заказчике. Декоративные дополнения не бросаются в глаза, и нет ничего, что отвлекает внимание зрителя от самого портрета. Художник достигал этой концентрации через преднамеренный легко-темный контраст, который, прежде всего, выдвигает на первый план точно характеризованные лицевые особенности.
Штилер также рисовал жанровые картины и религиозные сцены.
В 1824 году он стал соучредителем мюнхенского союза искусств.
Последние годы жизни художник провёл в Тегернзе, где на холме Леебергханг построил себе летний домик на подаренном ему в 1829 году королём земельном участке.
Скончался Йозеф Карл ШТИЛЕР 9 апреля 1858 года в Мюнхене.
--------------------------------------------------
Смотри «Галерею красавиц в нимфенбургском дворце...в фарфоре» по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/4267897/post174686387

1 ноября В 1911 году родился Сергей Дмитриевич СТОЛЯРОВ /т.к. метрика была утеряна, он сам выбрал ...

1 ноября
В 1911 году родился Сергей Дмитриевич СТОЛЯРОВ /т.к. метрика была утеряна, он сам выбрал для себя дату рождения – 1 ноября/ (в селе Беззубово, Тульская губерния), русский советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Сталинской премии 1-й степени.
Получил широкую известность по фильмам «Цирк», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Тайна двух океанов», «Илья Муромец» и др.
Образ Столярова использован в скульптуре рабочего в знаменитой композиции В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница».
* * * * *
В тяжёлые годы гражданской войны он отправился в «хлебный город Ташкент», но по дороге заболел тифом и после выздоровления попал в Курский детский дом. В нём воспитанники организовали драмкружок, в котором Сергей принимал активное участие и тогда он «заболел» театром.
Переехав в Москву, поступил в ремесленное училище, где приобрёл профессии слесаря и машиниста, а по его окончании работал в депо Киевской железной дороги. После работы занимался в театральной студии Алексея Дикого при Доме учёных.
В дальнейшем окончил актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта. Работал актёром во МХАТе (1932-1934), ЦТКА (1934-1938), Театре имени Моссовета (1940-1942), а с 1944 года – Театра-студии киноактёра.
В 1935 году Сергей Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино – лётчика Владимира в фильме «Аэроград» А.П. Довженко. Увидев его в этой роли, режиссёр Г.В. Александров сразу без проб пригласил актера на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк».
После выхода картины «Цирк» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», завоевавшей главный приз на Парижской всемирной выставке в 1937 году.
Благодаря этому фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и родной брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
Независимый, принципиальный характер Сергея Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвинённых в ту тяжёлую эпоху 1930-х годов, стоили ему наград и отчасти карьеры. Ему был вынесен негласный приговор: не вполне благонадёжен. Тем не менее, Столяров продолжил сниматься. В 1938-44 годах он создал на экране ставший классическим образ русского былинного героя, снявшись в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный».
Самыми сложными были годы войны. В конце 1941 года, вернувшись из ополчения, Сергей Дмитриевич с семьёй отправился в Алма-Ату, где находились в эвакуации многие театральные труппы и киностудии. Там он впервые проявил себя как режиссёр, поставив пьесу Константина Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13069 рублей на постройку танка «Русские люди». В благодарность за этот поступок ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Иосиф Сталин.
В 1940-е годы Столяров пытался уйти от своего героического амплуа. Он снялся в весёлом фильме «Старинный водевиль».
Фильм А.Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев».
В фильме «Тайна двух океанов» (1955-1956) Сергей Столяров сыграл роль капитана подводной лодки. Фильм имел большой успех у советского зрителя. Тогда же актер снялся в другом фильме Птушко «Илья Муромец», в роли Алёши Поповича. Этот фильм вошёл в историю мирового кино благодаря такому рекорду: в массовке при съёмках батальных сцен приняло участие более 100 тысяч человек (рекорд так и не был побит).
Последней актёрской работой Сергея Столярова в кино стала роль Дар Ветра в фантастическом фильме «Туманность Андромеды» (1967) по одноимённому роману И.А. Ефремова. Эта работа завершила галерею героических образов, созданных им в кинематографе.
Скончался Сергей Дмитриевич Столяров 9 декабря 1969 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #С__

1 ноября В 1596 году родился Пьетро да КОРТОНА /наст. имя – Пьетро Берреттини/ (в городке Кортона, ...

1 ноября
В 1596 году родился Пьетро да КОРТОНА /наст. имя – Пьетро Берреттини/ (в городке Кортона, провинция Ареццо), итальянский живописец и архитектор.
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением.
В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
* * * * *
Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года стал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем.
В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми», в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. Она была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Бернини, с которым художник сотрудничал.
Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения.
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633-1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Бернини.
Пьетро да Кортона после росписи Галереи Палаццо Фарнезе стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлённым ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. За эту грандиозную работу он был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почётного звания, утвердившего его в положении первого художника Рима.
В эти годы Пьетро да Кортона имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е годы), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти, церквях Святых Луки и Мартины, Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Санта-Мария-делла-Паче проявил себя как выдающийся зодчий барокко.
После смерти Гвидо Рени в 1642 году он перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше стал приобретать черты продуманного аскетизма.
Самой значительной работой художника в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия – с 1646 по 1665 годы.
Скончался Пьетро да Кортона 16 мая 1669 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #К__

1 ноября В 1578 году родился Дмитрий Михайлович ПОЖАРСКИЙ (в селе Берсенево, Клинский уезд), русски...

1 ноября
В 1578 году родился Дмитрий Михайлович ПОЖАРСКИЙ (в селе Берсенево, Клинский уезд), русский национальный герой, князь, боярин (1613), военачальник и государственный деятель.
Один из руководителей Второго ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
* * * * *
В 15 лет он поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале царствования Бориса Годунова (1598) у Пожарского был придворный чин – «стряпчий с платьем». Тогда же Пожарский с матерью неоднократно попадали в опалу к царю Борису.
Но в 1602 году опала с них была снята. Сам Дмитрий Пожарский был пожалован царём в стольники, а его мать стала верховной боярыней Московского двора. Она оказывала сыну большую помощь в течение всей своей жизни, была высокообразованной женщиной и всем своим детям дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением.
Дмитрий Пожарский продолжал придворную службу и при Лжедмитрии I, и при Василии IV Шуйском. В 1608-10 годах принимал участие в борьбе со сторонниками Лжедмитрия II, был полковым воеводой. За ревностную службу царь Василии IV Шуйский в 1609 году пожаловал ему в вотчину прежнее поместье его предков – село Нижний Ландех с двадцатью деревнями, починками и пустошами в Суздальском уезде. А в феврале 1610 года назначил Пожарского воеводой города Зарайска Рязанского уезда.
Решение московских бояр в 1610 году призвать на российский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, князь Дмитрий Пожарский не признал. Он принял участие в Первом ополчении (1611), примкнув в Рязани к отряду воеводы Прокопия Ляпунова. Во время восстания против польско-литовских интервентов в Москве 19-20 марта 1611 года участвовал в уличных боях, в ходе которых был ранен.
С конца октября 1611 года Пожарский вместе с нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым участвовал в формировании Второго ополчения, став одним из его руководителей. В августе-октябре 1612 года принимал участие в боях с войсками литовского гетмана Я. Ходкевича с осажденным в Московском Кремле польским гарнизоном, завершившихся освобождением Москвы от интервентов 4 ноября 1612 года.
В конце 1612 – начале 1613 годов Пожарский был одним из руководителей Земского собора, на котором сыграл выдающуюся роль при избрании на царство Михаила Федоровича Романова. При своем венчании 11 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал Дмитрия Пожарского саном боярина, подтвердил прежние земельные дачи и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда.
В 1615-16 годах Пожарский руководил боевыми действиями против польских отрядов А. Лисовского в районе Брянска и Карачева. Участвовал в отражении похода на Москву (1618) польских войск королевича Владислава и украинских казаков гетмана П. Сагайдачного. В 1628-30 годах был воеводой в Новгороде с титулом наместника Суздальского. Во время Смоленской войны (1633-1634) являлся вторым воеводой русской резервной группы войск в Можайске.
Пожарский выполнял также и дипломатические поручения. В 1617 году он в чине наместника Коломенского вел переговоры с английским послом Дж. Мериком. Участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. В 1635 году был участником русско-польских переговоров, предшествовавших подписанию Поляновского мира. Весной 1640 года он, как наместник Коломенский, дважды принимал участие в переговорах с польскими послами. Эти переговоры являются последними службами князя, записанными в Разрядной книге.
Скончался Дмитрий Михайлович Пожарский 30 апреля 1642 года в Москве.
* * * * *
Многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #П__

1 ноября В 1757 году родился Антонио КАНОВА (в Поссаньо), итальянский скульптор, наиболее значимый ...

1 ноября
В 1757 году родился Антонио КАНОВА (в Поссаньо), итальянский скульптор, наиболее значимый представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена).
Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.
* * * * *
Сын бедняка-каменотёса, Канова рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро, который предоставил ему возможность учиться ваянию. Будучи 16 лет от роду, Канова сделал для своего покровителя статуи Эвридики и Орфея, а в 1779 году, для венецианского патриция Пизано, группу «Дедал и Икар».
В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врождённые способности. Молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени, и известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь далеко за пределы Италии.
Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы.
Папа Пий VII в 1802 году сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях.
Наполеон I пригласил его в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. Шедевр этого времени – «Паолина Боргезе в образе Венеры».
После падения Наполеона в 1815 году, Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезённые из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город. В благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.
Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны Папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки с кардиналами покинул Рим, и последние годы своей жизни провёл на родине, в Поссаньо, близ Бассано.
Скончался Антонио Канова 13 октября 1822 года в Венеции. Похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.
* * * * *
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид – в развитии классицистической живописи.
Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты – идеализированы.
Тем не менее, ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #К__