6 марта
1927 года родился Константин Иванович ЧИКИН (в городе Лукоянове, Нижегородская область), советский художник-мультипликатор, режиссёр анимационных фильмов. Член Союза кинематографистов Украинской ССР. Член Международной Ассоциации анимационного кино (АСИФА).
Работал в рисованной мультипликации. При его непосредственном участии были созданы многие, любимые нами, мультфильмы.
* * * * *
Выходец из семьи служащего, он в период 1945-47 годов обучался в Московском художественно-промышленном училище. После этого Чикин окончил курсы художников-мультипликаторов под председательством И.П. Иванова-Вано (четвёртый выпуск).
В дальнейшем в течение семнадцати лет работал мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм».
Летом 1966 года Константин Иванович окончил годичные вечерние курсы, организованные на базе ВГИКа. Получив там образование режиссера, он с 1967 года перешел на работу в Творческое объединение художественной мультипликации студии «Киевнаучфильм». С 1973 года стал режиссёром рисованной мультипликации на студии.
Скончался Константин Иванович ЧИКИН 27 марта 1994 года в Киеве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #Ч__
6 марта
В 1926 году родился Анджей ВАЙДА (в городе Сувалки), польский режиссёр театра и кино, классик европейского авторского кино.
После войны учился живописи в Краковской Академии искусств, но, не окончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы. В 1954 году дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало Польской школе кинематографа.
Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал», удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году.
Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по С. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по повести Н. С. Лескова, «Бесы» (по роману Ф. М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») и другие.
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950 годов работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».
В 1980 годы активно занимался политической деятельностью. В 1997 году избран во Французскую академию. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.
Скончался Анджей Вайда 9 октября 2016 года в Варшаве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #В__
6 марта
В 1806 году родилась Элизабет Барретт БРАУНИНГ ( в Дареме), известная английская поэтесса Викторианской эпохи.
В детские годы она читала философские труды, изучала древнегреческий, французский и латинский языки. В десятилетнем возрасте Элизабет сочиняла стихи к семейным праздникам, а в 1820 году написала свою первую поэму — «Марафонская битва», опубликованную стараниями отца. В 1826 году вышел сборник юной поэтессы «Опыт о разуме и другие стихи», а в 1833 году она перевела трагедию Эсхила «Прикованный Прометей».
В 1835 году семья перебралась в Лондон. Через три года был издан сборник «Серафим и другие стихи», после чего имя Элизабет стало широко известно читающей публике.
Из-за ухудшения здоровья вела уединённый образ жизни. 10 января 1845 года Роберт Браунинг, восхищённый стихами Элизабет, написал ей письмо, и началась любовная переписка. 12 сентября 1846 года Элизабет и Роберт тайно обвенчались и вскоре уехали в Италию.
Пик популярности Элизабет Браунинг пришёлся на 1850 годы, когда была выпущена одна из наиболее известных её работ — «Сонеты с португальского» — сборник любовных стихов.
Роман Элизабет и Роберта был представлен в драме Рудольфа Бесье «Барретты с Уимпоул-стрит», получившей сценическую известность и несколько раз экранизированной (1934, 1957).
Скончалась Элизабет Браунинг 29 июня 1861 года во Флоренции.
http://www.proza.ru/2013/01/06/1053
http://sotvori-sebia-sam.ru/barrett-2/
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #Б__
6 марта
1856 года родился Василий Васильевич МАТЭ (близ Эйдкунена, Восточная Пруссия; ныне Вирбалис, Литва), русский художник, рисовальщик, офортист, один из основных граверов в России конца XIX века.
Его творчество знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры (работал на дереве и в офорте).
* * * * *
Художественное образование он получил в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1870-1875) у Л.А. Серякова. Василий был любимым и самым талантливым учеником, которому педагог завещал свои инструменты.
В дальнейшем Матэ учился в гравировальном классе Петербургской Академии художеств (1875-1880) руководимом Ф.И. Иорданом.
Получив в академии серебряную медаль за гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, сделанного А.А. Ивановым для картины «Явление Христа народу», Василий Матэ был направлен в Париж, где совершенствовал свое мастерство у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
Матэ – автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на дереве) – портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века (В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.П. Трутнева и т.д.), Василий Васильевич тем самым способствовал популяризации русского искусства. Он также воспроизводил работы Мурильо, Рембрандта и др.
Художник относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки».
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е годы.
С 1899 года Василий Матэ переходит с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов, 225 из них – портреты), которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала, позволяла добиваться ему сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка. Лучшими его работами в этой области считаются портреты; особенно выделяются изображения М.П. Беляева и П.М. Третьякова (1894, с известного портрета И.Е. Репина).
Важное значение для развития гравюры в России имела и преподавательская деятельность Матэ в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1884-1909), в качестве профессора гравюры в Академии художеств (1894-1917), и в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911), где начинал он сам.
Учениками мастера были такие впоследствии знаменитые граверы, как А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, П.А. Шиллинговский и др. Кроме того, он обучал разным граверным техникам И.Е. Репина, В.А.Серова, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакста, К.Ф. Юона.
Скончался Василий Васильевич МАТЭ 22 апреля 1917 года в Петрограде.
6 марта
В 1475 году родился МИКЕЛАНДЖЕЛО /Микеланджело БУОНАРРОТИ; полное имя – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони/ (в тосканской деревушке Капрезе близ Ареццо), выдающийся итальянский скульптор, живописец, архитектор, мыслитель и поэт эпохи Возрождения:
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца».
(Перевод Е. Солоновича)
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. По характеру своего дарования он был, прежде всего, скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Им создан бессмертный образец Высокого Возрождения – статуя «Давид» (1501-1504), ставшая на многие века эталоном изображения человеческого тела, а также скульптурная композиция «Пьета» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Однако наиболее грандиозные свои замыслы Микеланджело смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
* * * * *
Выходец из семьи обедневшего флорентийского дворянина, он обучался в школе искусств Лоренцо Медичи. Для творческого развития Микеланджело определяющим стало изучение им памятников античной пластики.
Уже в ранних произведениях определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Переехав в Рим, он в течение 1496-1501 годов отдал дань увлечению античностью – создал первые свои знаменитые скульптуры «Вакх» и «Пьета» в соборе Святого Петра, внес яркую убедительность образов в каноническую схему группы «Оплакивание Христа».
Возвратившись во Флоренцию, Микеланджело создает колоссальную статую Давида из огромного блока мрамора, который казалось, был безнадежно испорчен предыдущим скульптором. Он блестяще справился с этой задачей.
В 1505 году папа Юлий II пригласил его в Рим и поручил ему создание собственной гробницы.
На это у Микеланджело ушло 40 лет жизни. В итоге от реализации своего замысла он вынужден был отказаться, а колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.
Микеланджело считался замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженный внезапному буйству, был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал, зачастую спал в обуви.
Его мироощущение в 1520-е годы приобрело трагический характер, пессимизм, что отразилось в образном строе скульптур усыпальницы Медичи, олицетворяющих необратимость течения времени, над которыми он работал в 1516-34 годах.
В 1536 году в Ватикане мастер берется за создание настенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда. В течение 4-х лет он расписывал свод и люнеты. Результатом стали сцены из библейских сюжетов, восхитившие современников реалистичностью, чувствами, энергией. Площадь расписного купола составляет более 600 кв. метров. Великолепная композиция воспринимается как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.
Для каждого своего персонажа Микеланджело нашел особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям мастера, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов.
В 1547 году Микеланджело, став главным архитектором по реконструкции собора Св. Петра, спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.
Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов. В этот период наметился его постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.
Многогранное творчество Микеланджело повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры. Став блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, оно во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
Скончался Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года в Риме, погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #М__# Б__
6 марта
В 1915 году родилась Нина Николаевна ВАТОЛИНА (в Коломне), известная советская художница, живописец, плакатист.
Широкую известность получила благодаря многолетнему труду в области плакатной графики.
Войдя в число молодых советских плакатистов в предвоенные годы, создала сотни листов, многие из которых заслуженно вошли в золотой фонд отечественного искусства 1940-60-х годов.
* * * * *
Обучалась в художественном техникуме ОГИЗ, продолжила учебу в Московском институте у Дейнеки и Ряжского.
В годы Великой Отечественной войны Нина Николаевна активно включилась в работу над агитационно-массовым искусством. Она автор (совместно с Н.В. Денисовым) всемирно известного плаката «Не болтай!» (1941), который пережив десятилетия, обрел новый смысл и вторую жизнь в наши дни.
После войны продолжила работу над плакатами на тему материнства и детства («В школу!», «В жизнь – к разуму и свету!», «Пионер – хороший товарищ»).
Отойдя от плаката в 1960-70-х годах, она занялась живописью и литературным творчеством.
Написала популярную книгу «Прогулка по Третьяковской галереи» которая много лет была единственным путеводителем по знаменитой галереи. Она создана с большим чувством, с тонким вкусом, и очень познавательна.
Скончалась Нина Николаевна Ватолина 12 августа 2002 года в Тарусе, в построенном ею в 1960 году доме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #В__
6 марта
В 1802 году родился Андрей Иванович ШТАКЕНШНЕЙДЕР (в Гатчине, под Санкт-Петербургом), русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора, где Штакеншнейдер трудился под руководством Огюста Монферрана. Талантливый зодчий заметил в юном ученике незаурядные творческие способности. Этот период времени стал хорошей практической школой для молодого Андрея Штакеншнейдера.
Фактически это была первая самостоятельная работа архитектора. Заказчик остался доволен, Штакеншнейдер оказался представлен императору. С этого времени Андрей Иванович стал известным архитектором. Ему начинают поступать выгодные заказы. В 1834 году Андрей Иванович получил звание академика и чин титулярного советника.
За границу архитектор смог выехать в 1837 году. Почти год он путешествовал по Италии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись из-за границы, Андрей Штакеншнейдер продолжил переделывать интерьеры в Знаменке, оформил несколько залов в Михайловском дворце. В конце 1830 годов он начал создавать проект Мариинского дворца.
В 1844 году Андрей Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры, в 1851 году - чин статского советника, в 1858 году - чин действительного статского советника. С 1856 года он был «архитектором Высочайшего двора».
В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице. Здание было полностью перестроено, после чего стало одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На «субботах» у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе, А. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.
В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. Студентам архитектор часто помогал не только морально, но и материально.
Среди других известных работ зодчего - дворцы Белосельских-Белозерских, Николаевский, Ново-Михайловский. В 1850 годах Штакеншнейдером были созданы дворец Бельведер и церковь «царицы Александры» в Петергофе (не сохранилась). В этот период Штакеншнейдером перестраивались некоторые залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа (Павильонный зал).
По проектам Штакенщнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Крыму, Таганроге.
Скончался Андрей Иванович Штакеншнейдер 8 августа 1865 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #Ш__
6 марта
1928 года родился Габриэль ГАРСИА МАРКЕС /полное имя – Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа МАРКЕС/ (в городке Аракатака), колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982).
Представитель литературного направления «магический реализм».
* * * * *
Его воспитывали бабушка и дед по материнской линии. Именно они познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.
В 12-летнем возрасте Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже. По настоянию родителей он в 1946 году поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет.
Прервав учёбу раньше срока, Гарсиа Маркес решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка.
Работал в Боготе в газете «Эль Эспектадор» (1954-1955), публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента бывал в Италии, Польше, Франции, Венесуэле и США.
В 1957 году Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодёжи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».
Мировую известность писателю принёс роман «Сто лет одиночества» (1967).
В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес стал Лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Он стал первым колумбийцем, получившим эту престижную премию.
Первая книга из запланированной Маркесом автобиографической трилогии «Жить, чтобы рассказать о жизни» была издана в 2002 году, в испаноязычном мире она стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».
В августе 2004 году писатель продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures».
В 2012 году в России был отмечен год Маркеса, потому что в это время совпали круглые даты – 85 лет со дня его рождения, 45 лет с первой публикации великого романа «Сто лет одиночества», 30 лет с награждения писателя Нобелевской премией, 10 лет с момента первой публикации книги его воспоминаний «Жить, чтобы рассказывать о жизни».
Московский метрополитен также участвовал в торжествах с программой «Поэзия в метро». Начиная с 25 апреля, семь вагонов Московского метро перевозили пассажиров, знакомя их с иллюстрациями и фрагментами романов и юношеских стихов колумбийского писателя.
Скончался Габриэль ГАРСИА МАРКЕС 17 апреля 2014 года в Мехико.
В связи со смертью писателя в Колумбии был объявлен трехдневный траур.
* * * * *
«Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России» (Габриэль Гарсиа Маркес).
6 марта
1929 года родился Фазиль Абдулович ИСКАНДЕР (в Сухуми), выдающийся советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения, знаменитый, всенародно любимый писатель, автор блистательных книг «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Сандро из Чегема», вошедших в золотой фонд русской литературы.
Его произведения – это сплав социальной сатиры, гротеска, национального колорита и лиризма, облаченных в философскую притчу.
Классик, философ, мудрец – он остается безупречным авторитетом с неизменно высокой этической позицией в обществе на протяжении уже нескольких поколений.
Честное, великодушное, исполненное здоровой и умной иронии творчество Фазиля Искандера вносит ясность и понимание, дарит радость узнавания, любовь и уважение своим читателям.
* * * * *
Большую часть детства он провел в селе Чегем, которое стало впоследствии местом действия многих его произведений. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Фазиль больше никогда его не видел – воспитывался родственниками матери.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью и поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт имени Горького, который окончил в 1954 году.
В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата, первая книга Искандера – сборник стихов «Горные тропы» – вышла в 1957 году. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в журнале «Новый мир» повести «Созвездие Козлотура».
Знаменитый Сандро, герой чегемского эпоса, появился в 1966 году на страницах журнала «Неделя». Отдельные главы публиковались в периодике, а в 1973 году роман-эпопея «Сандро из Чегема» был опубликован в «Новом мире».
Эти и другие главные книги Искандера написаны им в своеобразном жанре (эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец»). Также популярны: повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка»; рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.
За участие в издании подпольного журнала «Метрополь», где был опубликована повесть «О, Марат!» ( по ней снят фильм «Маленький гигант большого секса»), Искандер долгое время был отлучен от официальных изданий и продолжил печататься только в 1984 году.
Искандер-прозаик отличается богатством воображения. Он предпочитал повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности.
В 1992 году вышло первое, четырехтомное собрание сочинений писателя.
Многие произведения Искандера были перенесены на экран, по мотивам его рассказов сняты киноленты «Чегемский детектив», «Время счастливых находок», «Праздник ожидания праздника», «Воры в законе», «Расстанемся, пока хорошие», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
С начала 1990 года жил в Москве, являлся старейшиной в московской абхазской диаспоре.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Скончался Фазиль Абдулович ИСКАНДЕР 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
6 марта
В 1475 году родился МИКЕЛАНДЖЕЛО /Микеланджело БУОНАРРОТИ; полное имя – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони/ (в тосканской деревушке Капрезе близ Ареццо), выдающийся итальянский скульптор, живописец, архитектор, мыслитель и поэт эпохи Возрождения:
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца».
(Перевод Е. Солоновича)
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. По характеру своего дарования он был, прежде всего, скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Им создан бессмертный образец Высокого Возрождения – статуя «Давид» (1501-1504), ставшая на многие века эталоном изображения человеческого тела, а также скульптурная композиция «Пьета» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Однако наиболее грандиозные свои замыслы Микеланджело смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
* * * * *
Выходец из семьи обедневшего флорентийского дворянина, он обучался в школе искусств Лоренцо Медичи. Для творческого развития Микеланджело определяющим стало изучение им памятников античной пластики.
Уже в ранних произведениях определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Переехав в Рим, он в течение 1496-1501 годов отдал дань увлечению античностью – создал первые свои знаменитые скульптуры «Вакх» и «Пьета» в соборе Святого Петра, внес яркую убедительность образов в каноническую схему группы «Оплакивание Христа».
Возвратившись во Флоренцию, Микеланджело создает колоссальную статую Давида из огромного блока мрамора, который казалось, был безнадежно испорчен предыдущим скульптором. Он блестяще справился с этой задачей.
В 1505 году папа Юлий II пригласил его в Рим и поручил ему создание собственной гробницы.
На это у Микеланджело ушло 40 лет жизни. В итоге от реализации своего замысла он вынужден был отказаться, а колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.
Микеланджело считался замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженный внезапному буйству, был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал, зачастую спал в обуви.
Его мироощущение в 1520-е годы приобрело трагический характер, пессимизм, что отразилось в образном строе скульптур усыпальницы Медичи, олицетворяющих необратимость течения времени, над которыми он работал в 1516-34 годах.
В 1536 году в Ватикане мастер берется за создание настенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда. В течение 4-х лет он расписывал свод и люнеты. Результатом стали сцены из библейских сюжетов, восхитившие современников реалистичностью, чувствами, энергией. Площадь расписного купола составляет более 600 кв. метров. Великолепная композиция воспринимается как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.
Для каждого своего персонажа Микеланджело нашел особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям мастера, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов.
В 1547 году Микеланджело, став главным архитектором по реконструкции собора Св. Петра, спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.
Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов. В этот период наметился его постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.
Многогранное творчество Микеланджело повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры. Став блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, оно во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
Скончался Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года в Риме, погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #М__ #Б__
6 марта
В 1913 году родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН (в Новониколаевске; ныне Новосибирск), легендарный советский летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.
Он сам всегда называл своим днем рождения – 6 марта (хотя на самом деле дату следовало бы перенести по новому стилю на 19 марта).
* * * * *
Судьба не баловала будущего авиатора и военачальника, детство и юность прошли в бедной многодетной семье фабричного рабочего. Среди сверстников он выделялся тягой к знаниям, интересом к технике и неслучайно его звали «Сашка-инженер».
Отличала Покрышкина и редкая целеустремленность. В своей книге «Познать себя в бою» он пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».
После окончания летной школы Александр Покрышкин был направлен в истребительский полк. Обладая незаурядным мышлением и несомненным талантом авиационного дела, быстро продвигался по службе. Всегда брал самую сложную задачу на себя, не раз ему приходилось проводить полеты в тяжелых погодных условиях, часто вылетал на разведывательные операции.
В период Великой Отечественной войны совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолетов противника – второй (после Ивана Кожедуба) по результативности пилот-истребитель среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во II-й мировой войне.
Имеет множество медалей и орденов Советского Союза и иностранных государств.
Сдержанный и деликатный, Покрышкин очень часто за свою службу был неудобен многим начальникам. Им не могла нравиться его инициатива и самостоятельность. Кроме того, Александр Иванович был абсолютно не честолюбивым человеком, не однажды отказывался от соблазнительных должностей. Видимо, таким и должен быть народный герой и выдающийся летчик.
Скончался Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем Кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #П__
6 марта
1619 года родился Эркюль Савиньен СИРАНО де БЕРЖЕРАК (в Париже), французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак».
Следуя распространенному обычаю, присоединил к фамилии название небольшого поместья отца – Бержерак (Мовьер), где провел детство.
* * * * *
Учился в иезуитском коллеже, где увлекся античной литературой, но на всю жизнь возненавидел жестокие порядки католического воспитания.
По окончании коллежа юноша попал в среду парижской литературной богемы. Кабачки и таверны Латинского квартала, где проводил почти все свое время молодой Сирано, оказались для него своеобразной школой философии.
Отец Сирано, весьма недовольный его образом жизни, пригрозил лишить сына денежной поддержки, и 20-летний философ вынужден был вступить в королевскую гвардию. Для него, бедного дворянина, военное поприще не только средство к существованию: в случае удачи оно открывало перед ним блестящие перспективы.
Однако карьеры Сирано не сделал: он оказался отважным солдатом, не раз проявлял истинные чудеса храбрости, чем заслужил себе прозвище «демона храбрости», но независимый характер и острый язык помешали ему снискать благорасположение начальства. Ничего, кроме тяжелых увечий, военная служба ему не принесла. В битве при Аррасе был тяжело ранен в лицо и горло. И, выйдя в 22 года в отставку, Сирано возвратился к прежней жизни завсегдатая кабачков Латинского квартала.
Но у игрока и острослова была вторая жизнь – жизнь, наполненная углубленными занятиями философией и науками, серьезными раздумьями и напряженным литературным творчеством. Философские идеи Гассенди сыграли огромную роль в формировании материалистического мировоззрения Сирано. Став их верным последователем, он всю свою дальнейшую жизнь неустанно пропагандировал и популяризировал идеи своего любимого учителя.
Разгульная молодость, в конце концов, привела Сирано к катастрофе: в 26 лет он заболел неизлечимым в те времена тяжелым недугом. В 1653 году Сирано де Бержерак от безысходной нужды «превозмог свою великую любовь к свободе», и принял покровительство герцога д’Арпажона. Он переехал жить в его дворец и отныне все свои произведения посвящал герцогу.
В 1654-55 годах появляется долгожданная печатная книга «Разные произведения господина де Бержерака», включающая комедию «Одураченный педант» и 47 писем.
Начиная с 1650 года, Сирано много работал над главным своим произведением – «Новый свет, или Государства и империи Луны» и продолжающим это сочинение трактатом «Иной свет, или Государства и империи Солнца», который остался незавершенным.
Однажды, когда писатель шел к д'Арпажону, со стропил строившегося дома на него свалилась балка.
Скончался Эркюль Савиньен СИРАНО де БЕРЖЕРАК несколько месяцев спустя – 28 июля 1655 года в Саннуа.
6 марта
1815 года родился Пётр Павлович ЕРШОВ (в деревне Безруково, Тобольская губерния), русский поэт, прозаик, драматург, просветитель.
Известность ему принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё на студенческой скамье. Это произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
Работал Ершов также в драматических и прозаических жанрах.
* * * * *
Так как его отец часто менял места службы, то Ершовы пересекали цепь казачьих поселений, посещали места, где были еще свежи предания о временах Ермака и Пугачёва.
В 1824 году Пётр поступил в гимназию в Тобольске, а в 1830 году отец добился перевода в Петербург, и сын стал студентом университета – учился на философско-юридическом отделении.
В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным. На их суд студент отдаёт свое первое крупное произведение – сказку «Конёк-горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Сказку узнала вся читающая Россия, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях, а к поэту пришла слава в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера – лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идет ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В.Г. Белинского.
До «Конька-горбунка» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; Ершова манила к себе Сибирь, которую он называл «северной красавицей», мечтая об исследовании тогда ещё мало изученного края.
Он подал прошение о назначении учителем в тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 году.
Вернувшись на родину, работал учителем гимназии, затем инспектором (с 1844 года) и директором (с 1857) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников – будущий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Падчерица Ершова стала его женой.
Пётр Павлович был инициатором создания любительского гимназического театра, где занимался режиссурой. Написал несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки».
Печатал свои стихотворения в «Библиотеке для чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнёва.
Скончался Пётр Павлович ЕРШОВ 30 августа 1869 года в Тобольске.
6 марта
В 1937 году родилась Валентина Владимировна ТЕРЕШКОВА (в деревне Большое Масленниково, Ярославская область), советский космонавт, первая в мире женщина, побывавшая в космосе. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза.
Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.
* * * * *
Окончив 7 классов средней школы, чтобы помочь семье Валентина в 1954 году пошла работать на Ярославский шинный завод и одновременно училась в вечерней школе рабочей молодёжи. С апреля 1955 года семь лет работала ткачихой на комбинате технических тканей и параллельно заочно обучалась в техникуме легкой промышленности.
Занималась с 1959 года парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков).
После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток: парашютистка, возраст до 30 лет, рост до 170 см и вес до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пять: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.
Сразу после принятия в отряд космонавтов Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых. Они прошли множество тренировок – парашютных, невесомости, на устойчивость к полету.
Выбор кандидатуры на роль первой женщины-космонавта пал на Валентину Терешкову. Её космический полёт состоялся 16 июня 1963 года на космическом корабле (КК) «Восток-6», совершившем 48 оборотов вокруг планеты Земля в течение почти 3-х суток.
Старт был осуществлен на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился КК «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио.
После полёта Терешкова поступила в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и, окончив её с отличием, позднее стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ.
В период 1969-97 годов – инструктор-космонавт отряда космонавтов: инструктор-космонавт-испытатель группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения.
Терешкова осталась в отряде, и в 1982 году даже могла быть назначена командиром женского экипажа КК «Союз».
С 1997 года она старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов.
Начиная с 1966 года, ведет активную государственную деятельность. Имеет множество наград, орденов, медалей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_марта #Т__