6 марта 1856 года родился Василий Васильевич МАТЭ (близ Эйдкунена, Восточная Пруссия; ныне Вирбал...
6 марта
6 марта
1856 года родился Василий Васильевич МАТЭ (близ Эйдкунена, Восточная Пруссия; ныне Вирбалис, Литва), русский художник, рисовальщик, офортист, один из основных граверов в России конца XIX века.
Его творчество знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры (работал на дереве и в офорте).
* * * * *
Художественное образование он получил в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1870-1875) у Л.А. Серякова. Василий был любимым и самым талантливым учеником, которому педагог завещал свои инструменты.
В дальнейшем Матэ учился в гравировальном классе Петербургской Академии художеств (1875-1880) руководимом Ф.И. Иорданом.
Получив в академии серебряную медаль за гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, сделанного А.А. Ивановым для картины «Явление Христа народу», Василий Матэ был направлен в Париж, где совершенствовал свое мастерство у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
Матэ – автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на дереве) – портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века (В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.П. Трутнева и т.д.), Василий Васильевич тем самым способствовал популяризации русского искусства. Он также воспроизводил работы Мурильо, Рембрандта и др.
Художник относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки».
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е годы.
С 1899 года Василий Матэ переходит с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов, 225 из них – портреты), которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала, позволяла добиваться ему сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка. Лучшими его работами в этой области считаются портреты; особенно выделяются изображения М.П. Беляева и П.М. Третьякова (1894, с известного портрета И.Е. Репина).
Важное значение для развития гравюры в России имела и преподавательская деятельность Матэ в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1884-1909), в качестве профессора гравюры в Академии художеств (1894-1917), и в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911), где начинал он сам.
Учениками мастера были такие впоследствии знаменитые граверы, как А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, П.А. Шиллинговский и др. Кроме того, он обучал разным граверным техникам И.Е. Репина, В.А.Серова, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакста, К.Ф. Юона.
Скончался Василий Васильевич МАТЭ 22 апреля 1917 года в Петрограде.
1856 года родился Василий Васильевич МАТЭ (близ Эйдкунена, Восточная Пруссия; ныне Вирбалис, Литва), русский художник, рисовальщик, офортист, один из основных граверов в России конца XIX века.
Его творчество знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры (работал на дереве и в офорте).
* * * * *
Художественное образование он получил в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1870-1875) у Л.А. Серякова. Василий был любимым и самым талантливым учеником, которому педагог завещал свои инструменты.
В дальнейшем Матэ учился в гравировальном классе Петербургской Академии художеств (1875-1880) руководимом Ф.И. Иорданом.
Получив в академии серебряную медаль за гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, сделанного А.А. Ивановым для картины «Явление Христа народу», Василий Матэ был направлен в Париж, где совершенствовал свое мастерство у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
Матэ – автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на дереве) – портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века (В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.П. Трутнева и т.д.), Василий Васильевич тем самым способствовал популяризации русского искусства. Он также воспроизводил работы Мурильо, Рембрандта и др.
Художник относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки».
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е годы.
С 1899 года Василий Матэ переходит с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов, 225 из них – портреты), которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала, позволяла добиваться ему сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка. Лучшими его работами в этой области считаются портреты; особенно выделяются изображения М.П. Беляева и П.М. Третьякова (1894, с известного портрета И.Е. Репина).
Важное значение для развития гравюры в России имела и преподавательская деятельность Матэ в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1884-1909), в качестве профессора гравюры в Академии художеств (1894-1917), и в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911), где начинал он сам.
Учениками мастера были такие впоследствии знаменитые граверы, как А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, П.А. Шиллинговский и др. Кроме того, он обучал разным граверным техникам И.Е. Репина, В.А.Серова, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакста, К.Ф. Юона.
Скончался Василий Васильевич МАТЭ 22 апреля 1917 года в Петрограде.