5 марта
(по др. данным – 15 марта)
1829 года родился Жан-Жак ЭННЕР (в Бернвиллере, Эльзас), французский художник, представитель академизма, портретист и автор картин на мифологические сюжеты.
Писал изящную обнаженную натуру и несколько идеализированные портреты молодых женщин, автор ряда картин на религиозную тему.
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он еще в детстве пытался изображать близких и знакомых. Первые уроки рисования Жан-Жак Эннер получил в 1841-1843 годах у Ш. Гутцвиллера, преподававшего в коллеже в Альткирхе, а затем поступил в мастерскую Г.К. Герена в Страсбурге.
Получив от совета провинции стипендию, Эннер в 1848 году отправился в Париж и был принят учеником в Национальную высшую школу изящных искусств в мастерскую М.М. Дроллинга, бывшего, в свою очередь, учеником Жак-Луи Давида. Позднее он перешел в студию такого же неоклассициста Ф.-Э. Пико. В это время молодой художник копирует в Лувре картины Тициана, Рафаэля и Пуссена. Его художественными ориентирами становятся произведения Энгра, Пьера Поля Прюдона и Камиля Коро.
В 1858 году за композицию «Адам и Ева обнаруживают тело Авеля» Жан-Жак Эннер был удостоен Римской премии Французской академии в Риме, что позволило ему провести несколько лет в Италии на вилле Медичи, где на него оказало сильное влияние творчество Корреджо и Джорджоне. Пребывание в Италии, копирование классиков в ее музеях и натурные впечатления помогли художнику освободиться от скованности, колорит его картин стал светлее.
В 1864 году Эннер возвращается в Париж. Он успешно выставляется в Салоне, а в 1865 году получает золотую медаль за картину «Благочестие Сюзанны». Излюбленный им женский типаж – рыжеволосая блондинка с несколько затуманенным взором – снискал художнику широкую популярность.
В 1871 году Жан-Жак Эннер получает общенациональную известность благодаря картине-портрету «Эльзас, она ждет», в которой образ девушки, вопрошающе смотрящей прямо на зрителя, обретал символическое значение. Художественное послание художника было вполне понятно французам, переживавшим утрату этой части страны в результате поражения во Франко-прусской войне. «Эльзаска» разошлась в тысячах репродукций.
Придерживавшийся принципов академической школы, Эннер в отличие от многих своих коллег терпимо относился к зачинателям нового искусства: в 1881 году он вместе с Каролюс-Дюраном голосовал за присуждение медали Эдуарду Мане. На пару со своим другом он с 1874 по 1889 год вел так называемую «мастерскую для дам», поскольку женщин в те времена не допускали к учебе в Школе изящных искусств.
В 1889 году мастер был избран в Академию изящных искусств, в которой занял кресло умершего Александра Кабанеля.
Скончался Жан-Жак ЭННЕР 23 июня 1905 года в Париже.
5 марта
1892 года родился Дин КОРНУЭЛЛ (в Луисвилле, штат Кентукки), американский художник и преподаватель первой половины XX века, монументалист и иллюстратор.
Художник Золотой эпохи иллюстрации. Подсчитано, что с 1914 по 1959 год Корнуэлл написал более 1000 иллюстраций для стихов, рассказов и романов.
* * * * *
Его отец был инженером-строителем, а поэтому интерес к техническим вопросам имел и сын в молодые годы. Отразился он и в рисунках Дина.
В 18-летнем возрасте, сразу после окончания школы, Корнуэлл начал свою профессиональную карьеру как художник в качестве карикатуриста местной газеты «Louisville Herald». Впоследствии он переехал в Чикаго, где обучался в институте искусств и работал в газете «Chicago Tribune».
В 1915 году художник перебрался в Нью-Йорк; здесь Лига студентов-художников, одно из престижных учебных заведений мира, стала вторым местом его художественного обучения. Затем Дин Корнуэлл продолжил обучение в Лондоне, где изучал технологии создания монументальной живописи под руководством художника Фрэнка Брэнгвина.
В дальнейшем он работал как иллюстратор в редакциях журналов «Harper’s Bazaar», «Cosmopolitan», женском журнале «Redbook» и других. Также Корнуэлл иллюстрировал книги таких авторов, как Перл Бак, Ллойд Дуглас, Эдна Фербер, Эрнест Хемингуэй, Рафаэль Сабатини. В период 1922-26 годов он был президентом Общества иллюстраторов.
Корнуэлл много работал и как монументалист. Создал росписи для 20 общественных центров. Им выполнены замечательные фрески, некоторые из которых можно увидеть в таких местах, как Публичная библиотека в Лос-Анджелесе, Мемориал Линкольна в Вашингтоне, Рокфеллер-Центр.
Он автор военных плакатов и рекламных проспектов. В 1934 году художник был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного академик, став полноправным академиком в 1940 году.
В эти же годы Корнуэлл преподавал рисунок в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке, читал лекции в музеях и художественных обществах на всей территории США. Продуманность, академическая основательность, убедительность и достоверность – составляющие стиля мастера. «Декан иллюстраторов», – так называли современники Дина Корнуэлла.
После II-й мировой войны художник рисовал рекламу для фирм «General Motors», «Seagram's», «CocaCola» и «Goodyear».
Сам мастер в 1959 году внесен в Зал славы Общества иллюстраторов.
Скончался Дин КОРНУЭЛЛ 4 декабря 1960 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_марта #К__
5 марта
1906 года родился Тарас Гурьевич ГАПОНЕНКО (в деревне Старая Заворонь, Смоленская область), советский живописец. Народный художник СССР (1976).
* * * * *
Выходец из бедной крестьянской семьи, он рано осиротел. С восьми лет батрачил у зажиточных крестьян, был подпаском, поводырём у нищих-слепцов, рассыльным у помещика.
В 1924-1930 годах учился в Высшем художественно-техническом институте у Н. Чернышева, В. Фаворского, К. Истомина. В 1939 году совместно с А. Пластовым и А. Бубновым участвовал в создании панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всесоюзную славу и европейскую известность художнику принесла работа «На обед к матерям» (1935), которая имела большой успех в Париже на международной художественной выставке и была удостоена Золотой медали. Кисти Тараса Гапоненко также принадлежит самая трагичная работа о Великой Отечественной войне – «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-1946), которая вошла в золотой фонд отечественного изобразительного искусства.
Персональная выставка художника состоялась в Москве в 1996 году.
Работы хранятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Музее Русского Искусства в Киеве, Национальном Художественном Музее Республики Беларусь, Центральном Музее Российской Армии.
Скончался Тарас Гурьевич ГАПОНЕНКО 11 октября 1993 года в Москве.
5 марта
1820 года родился Август Фридрих ЗИГЕРТ (в Нойвиде), немецкий живописец.
* * * * *
Обучался в Дюссельдорфской Академии художеств под руководством Шадова и Гильдебрандта. После её окончания в 1846 году работал в Голландии и Франции; с 1851 года жил в Дюссельдорфе.
Начав свою карьеру историческими полотнами («Лютер на Вормском соборе», «Император Максимилиан помогает Альбрехту Дюреру», «Давид и Авесса в шатре Саула» и др.), он вскоре перешёл к жанровой живописи, которая и принесла ему известность. Многие из его картин в этом роде, полных жизни, остроумия и веселья, привлекательных столько же по содержанию, сколько и по мастерскому исполнению, получили большую популярность, благодаря изданным их воспроизведениям в гравюрах и фотографиях.
Из них лучшими можно признать следующие: «Добро пожаловать», «Дети трубача», «Праздничный день», «Семейство бедняка, угощаемое в богатом доме», «Солдаты, играющие в кости», «Дети в мастерской художника», «Монастырская дверь», «Любовная услуга» и «В доме лесничего».
Скончался Август Фридрих ЗИГЕРТ 13 октября 1883 года в Дюссельдорфе.
5 марта
1887 года родился Эйтор ВИЛЛА-ЛОБОС (в Рио-де-Жанейро), бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов. Прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.
Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений – это знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора.
* * * * *
Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) Эйтор зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.
В 1912 году начал карьеру композитора. Первые сочинения Вила-Лобоса – песни и танцевальные пьески 12-летнего музыканта-самоучки – помечены 1899 годом.
В последующие 60 лет творческой деятельности композитор создал свыше 1000 произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты). Песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вилла-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором. Его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий.
Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии). Он был членом правительства по вопросам народного образования, делегатом Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активным деятелем Международного музыкального совета.
Скончался Эйтор ВИЛЛА-ЛОБОС 17 ноября 1959 года в Рио-де-Жанейро.
5 марта
В 1919 году родился Алексей Иванович ФАТЬЯНОВ (в д. Малое Петрино, Владимирской губерния; ныне в черте города Вязники), выдающийся русский советский поэт-песенник, автор многочисленных популярных в 1940-70-х годах песен (на музыку Соловьёва-Седого, Мокроусова, Блантера и других композиторов).
С его песенным наследием мало кто может сравниться.
* * * * *
Рано научившись читать, Алексей много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Своё первое воспитание и образование он получил в родительском доме. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.
Среднюю школу он оканчивал в Подмосковье, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки. В это время он впервые показал свои стихи взрослому другу. Учитель математики П.А. Новиков, человек музыкально одаренный и умный, увидел в мальчике будущего поэта.
В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную школу-студию, а по окончании был принят в труппу Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. Режиссер был доволен молодым актером, упоминал о нем, как об одном из лучших. Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нёс за двоих.
В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, выступал как артист-чтец и ведущий концертов, через 3 месяца он уже режиссер-постановщик Ансамбля Орловского военного округа.
Начало Великой Отечественной войны застало его на гастролях в авиагарнизоне под Брянском. Там он пишет сатирические частушки, сценки, песни. В то же время Фатьянов просит отправить его на фронт. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывался к своим – в результате поэт получил ранение, а после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа.
Весной 1942 года Фатьянов познакомился с композитором В. Соловьевым-Седым; в содружестве с ним рождаются песни «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Наш город» («Песня о Ленинграде») и др.
Войну Фатьянов закончил в действующей армии, при взятии венгерского города Сехешвехервара был повторно ранен.
После войны поэт создает такие песни, как «В городском саду играет», «Мне тебя сравнить бы надо», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым...», «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета».
В эти же годы начинается работа Фатьянова в кино. Им написаны песни к 20 фильмам, в т.ч. «Небесный тихоход» (песни «Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты»), «Большая жизнь» («Три года ты мне снилась»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придет»), «Без вести пропавший» («Караваны птиц...»), «Дом, в котором я живу» («Тишина за Рогожской заставою...»), «Иван Бровкин» («Ромашка моя»).
Также он сотрудничает с лучшими отечественными композиторами: Б. Мокроусовым, Ю. Бирюковым, Н. Богословским, М. Блантером и др. Широкую известность получили песни Фатьянова к спектаклю «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами»).
Эти и другие песни знала и пела вся страна, а критики называли его стихи примитивщиной и цыганщиной, а самого автора – «поэтом кабацкой меланхолии».
В Союз писателей его то принимали, то исключали, да так и не восстановили, коллеги не позволяли опубликоваться даже в сборниках, а он на это отвечал: «Таланту пойти в литинститут – все равно, что Моцарту записаться в консерваторию!»
Его соавторы получали Государственные премии, а он единственную книжечку своих стихов увидел только за 3 года до своей смерти, неожиданной и непредсказуемой, – от разрыва аорты. Скончался Алексей Иванович Фатьянов 13 ноября 1959 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
На родине поэта в Вязниках в доме семьи Фатьяновых открыт Музей русской песни.
Ежегодно с 1974 года проводится Всероссийский песенный праздник «Соловьи, соловьи».
Союзом писателей России с 1996 года учреждена Фатьяновская литературная премия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_марта #Ф__
5 марта
В 1512 году родился Герард МЕРКАТОР /латинизированное имя Герарда Кремера/ (в Рюпельмонде, Восточная Фландрия, ныне Бельгия), фламандский картограф и географ.
Он никогда не совершал морских путешествий, все открытия сделал в своем кабинете, но его труды достойно венчают эпоху Великих географических открытий. Им собраны воедино все накопленные в Европе географические знания и созданы наиболее точные карты. С Герарда Меркатора берет свое начало наука, получившая название картография.
Открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана не изменили бы представления человечества об окружающем мире, если бы не были осмыслены и оформлены в виде новой географии. Эту задачу выполнил Герард Меркатор.
* * * * *
Он получил образование в гимназии, имевшей духовную направленность, но в ней изучались и классические древние языки и начала логики. Герард поменял свою немецкую фамилию Кремер (означающую «лавочник») на латинскую Меркатор («торговец», «купец»).
Обучение продолжил в Лувенском университете, лучшем в Северной Европе, где и появился особый интерес к естественным наукам, особенно к астрономии и географии. Меркатор читал сочинения древних авторов, стремясь узнать, как устроен земной шар. Убедившись в недостаточности своих знаний в области математики, особенно геометрии, он приступил к самостоятельному её изучению, читал в подлиннике первые 7 книг «Начал» Евклида.
Не теряя связи с университетом, Меркатор слушал лекции о планетах профессора Геммы Фризиуса, блестящего астронома, математика, картографа и врача, который прокладывал новые пути в науке и практике. Перу Фризиуса принадлежат сочинения по космографии и географии, он изготовлял глобусы и астрономические инструменты. Меркатор становится его учеником и помощником.
В 25-летнем возрасте Герард Меркатор выступил со своей первой самостоятельной картографической работой, а в 1541 году приступил к изготовлению глобуса Земли, который стал одним из лучших для того времени.
Благодаря своим работам по изготовлению карт и астрономических инструментов Меркатор становится знаменитым, слава о нем доходит даже до короля Испании Карла V. Но широкая известность привлекает и внимание инквизиции.
Меркатор в 1544 году попадает в тюрьму. Многочисленные заступничества не приводят к успеху, и лишь после вмешательства Карла V, проведя 4 месяца в заключении, Меркатор вновь обретает свободу.
В 1569 году он издает карту мира, названную им «Новое и наиболее полное изображение земного шара, проверенное и приспособленное для применения в навигации». Она была выполнена на 18 листах.
К 1571 году Меркатор завершает работу, названную им «Атлас, или картографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного». К «Атласу» прилагались карты. С тех пор слово «атлас» стало нарицательным для собрания карт. Издание «Атласа» увидело свет лишь в 1595 году, через год после смерти автора.
Скончался Герард Меркатор 2 декабря 1594 года в Дуйсбурге.
* * * * *
Меркатор наиболее известен как автор картографической проекции, носящей его имя.
Он впервые применил эту равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах. Проекция Меркатора отличается тем, что на картах не искажаются углы и формы, а расстояния сохраняются только на экваторе.
В настоящее время она применяется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт.
Хотя в результате современных историко-картографических исследований установлено, что такая проекция использовалась ещё в 1511 году, широкое применение она получила лишь благодаря Меркатору.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_марта #М__
5 марта
В 1910 году родился Константин Михайлович СЕРГЕЕВ (в Санкт-Петербурге), русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Государственных премий.
«Бывают явления, которые вызывают восторг современников, своего поколения, а потом уходят. А бывают явления, которые остаются…, и давно уже сыграны последние спектакли, но образ актера живет и является мерилом подлинного искусства. Таков Константин Сергеев…», – так охарактеризовал знаменитого танцовщика, «прекрасного принца» русского балета, Ираклий Андроников.
* * * * *
Он пришел в балетный класс, когда ему было уже 14 лет. Однако педагоги сразу пришли к единому мнению – это самородок. Мальчику прочили блестящее будущее и не ошиблись.
Его карьера началась в труппе Иосифа Кшесинского. В 1928 году появились первые афиши с именем нового солиста – 18-летнего Константина Сергеева.
Великий танцовщик, он более 30 лет с блеском исполнял ведущие партии на сцене Театра им. Кирова, был одним из хранителей классического балетного наследия, главным партнером Галины Улановой. Их дуэт в «Ромео и Джульетте» и «Лебедином озере» стал легендой мирового балета. Константин Сергеев оставил яркий след и как педагог, и как балетмейстер-постановщик – достаточно вспомнить «Золушку», «Тропою грома», «Гамлет».
В послевоенный период, когда Уланова перешла в Большой театр, на сцене Мариинского театра появилась прекрасная пара – Константин Сергеев и Наталья Дудинская. Это пример счастливого творческого и человеческого союза (Дудинская была супругой Сергеева).
В 1950-60 годы Константин Михайлович был главным балетмейстером Театра им. Кирова, где поставил несколько балетов и возобновил в новых редакциях старые спектакли. Он сделал новые редакции «Раймонды», «Лебединого озера» и «Спящей красавицы», относясь с большим тактом и пиететом к своему великому предшественнику Мариусу Петипа.
С 1973 года преподавал в Ленинградском хореографическом училище классический танец и актёрское мастерство (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). Был художественным руководителем училища.
Автор сценария нескольких телефильмов-балетов, сам снимался в таких постановках, вёл цикл передач об истории русского балета.
Скончался Константин Михайлович Сергеев 1 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_марта #С__
5 марта
В 1696 году родился Джованни Баттиста ТЬЕПОЛО (в Венеции), крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.
Фрески – очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения.
Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.
* * * * *
Человек простого происхождения, выходец из многодетной семьи, в юности он учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини. Наиболее сильное влияние на него оказали художники Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В 19-летнем возрасте Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ – картину «Принесение Исаака в жертву».
Опираясь на наследие римского барокко и венецианского колоризма, художник создал свой стиль – величественный и непринужденный, декоративно-пышный и утонченно-элегантный.
Росписи плафонов «Богоматерь с четками» (1739, Венеция, церковь Джезуати) и «Перенесение дома Богоматери в Лорето» (1743-1744, Венеция, церковь Санта Мария дельи Скальци) являются одними из первых творений венецианского рококо.
Слава мастера быстро распространилась за пределы Венеции. Между 1726 и 1761 годами Тьеполо выполнил ряд заказов по украшению церквей и дворцов в Удине, Милане, Бергамо, Виченце и Вероне.
В 1750 году по приглашению архиепископа Вюрцбургского он приехал в Баварию, где вместе со своими сыновьями расписал тронный зал и плафон над лестницей архиепископского дворца в Вюрцбурге. После возвращения в родной город в 1758 году Тьеполо был избран первым президентом венецианской Академии художеств.
В 1761 году испанский король Карл III пригласил художника в Мадрид, где он и оставался до конца своей жизни.
Скончался Джованни Баттиста Тьеполо 27 марта 1770 года в испанской столице.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_марта #Т__