20 мая
1922 года родился Николай Михайлович СИДОРОВ (в Пензе), советский российский художник-график, живописец, заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР.
Его основные произведения посвящены Пензе и её жителям – целый ряд графических серий, живописные пейзажи и портреты.
Работал в соавторстве с супругой Анной Степановной Король. Большинство их графических листов выполнены в цветном офорте с применением акватинты – техники, дающей живописный эффект, обладающей чрезвычайно богатыми выразительными возможностями, особой изысканностью.
Произведения Сидорова и Король хранятся во многих музей страны.
* * * * *
Рос без отца, с 18 лет был призван в армию, участвовал в войне с Японией. Лишь в 1946 году, после демобилизации вернулся к прежней страсти – рисованию. Самостоятельные занятия графикой и акварелью не пропали даром – Николай Сидоров был принят сразу на 4-й курс Пензенского художественного училища, где 2 года учился у знаменитого художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова.
В 1948 году он становится студентом графического факультета Харьковского художественно-промышленного института (мастерская известного художника-офортиста В. Мироненко). В институте Николай Михайлович встретил свою первую и единственную любовь – Анну Король, – которая стала его женой, верным другом и соратником. Их совместное творчество сразу же приковало к себе внимание наличием художественного вкуса, графической культуры и любви к искусству.
С отличием закончив в 1954 году институт, их творческий тандем перебирается в Пензу, надолго связывая свою судьбу с этим краем; художники активно участвовали в республиканских, зональных и всесоюзных выставках. Об их трудолюбии слагали легенды. Все, что происходило в Пензе, интересовало художников. «Есть у города пароль – Сидоров-Король…» – так иногда говорили об их союзе. Активная жизненная позиция художественного дуэта, большое количество прекрасных актуальных работ принесли им заслуженную славу и звание «Народные художники».
Николай Михайлович благодаря незаурядному таланту заявил о себе как о способном художнике и организаторе художественного дела. В 1956 году он был принят в Союз художников СССР.
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II-й степени и орденом Почета.
Почетный гражданин города Пензы с 15 мая 1996 года.
Скончался Николай Михайлович СИДОРОВ 6 февраля 2009 года в Пензе, похоронен на Аллее славы центрального и наиболее статусного Новозападного кладбища.
20 мая
1882 года родилась Сигрид УНСЕТ (в датском городке Калунборге), норвежская писательница, одна из трех норвежских авторов, получивших Нобелевские премии за успехи в области литературы. Среди них – Бьёрнстерне Бьёрнсон (награжден в 1903) и Кнут Гамсун (1920).
Сигрид Унсет получила Премию в 1928 году за ее великолепное описание жизни средневековой Скандинавии.
* * * * *
Вскоре после её рождения семья переезжает в Норвегию. Там в городе Христиания (ныне Осло) прошли детские и юношеские годы Сигрид. Она считала себя норвежкой, несмотря на то, что родилась в Дании и была наполовину датчанкой по крови. С раннего детства у девочки воспитывали любовь к норвежским сказкам, преданиям. Большую роль в её воспитании играл отец – известный археолог Ингвалл Унсет, крупнейший в Норвегии специалист по железному веку и талантливый писатель. Сигрид бывала у него в Историческом музее, знакомилась с экспонатами.
Сигрид Унсет мечтала о занятиях искусством, литературой, хотела стать художницей, но после смерти отца жизнь семьи круто изменилась. Из-за нехватки денег ей пришлось 11 лет служить клерком в конторе. Чтобы не впасть в отчаяние, писала стихи, обдумывала план романа из истории норвежского средневековья.
В 20-летнем возрасте она пишет свой первый роман, действие которого происходит в середине XIII века. Дрожа от страха, Сигрид Унсет относит свое первое произведение в издательство. Когда она приходит за ответом, глава издательства говорит ей: «Никогда больше не беритесь за исторические романы. Вы их писать не можете. Но попробуйте написать что-нибудь современное. Кто знает, всякое бывает».
Сигрид Унсет была разочарована, но не сдалась и решила написать произведение на современную тему, которое увидело свет в 1907 году.
Первые книги писательницы имели большой успех, она получает государственную стипендию, оставляет ненавистную работу конторщицы в 1909 году и на некоторое время уезжает в Рим.
Первое по-настоящему зрелое произведение Сигрид Унсет написала в 1911 году. Это роман «Йенни», имевший громадный успех и привлёкший к себе исключительное внимание читающей публики.
В 1919 году Унсет поселяется Лиллехамммере, где она и написала два главных произведения в своем творчестве – историческую трилогию «Кристин, дочь Лавранса», состоящая из трех романов «Венец» (1920), «Хозяйка» (1921) и «Крест» (1922), а также примыкающую к ней хронологически и тематически дилогию «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927).
В 1928 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе «за совершенное описание норвежского средневековья». Эти финансовые средства она потратила на благотворительные цели (стипендии для одаренных детей; создание школ для детей из бедных семей; поддержка молодых норвежских писателей).
В апреле 1940 года Норвегию оккупировали нацисты. Спасаясь от них, Унсет на лыжах уходит в нейтральную Швецию, а затем с сыном через территорию СССР эмигрирует в США.
Здесь она пишет «Возвращение в будущее» (1942) и «Счастливые дни» (1942) — романы мемуарного характера. В романе «Возвращение в будущее» содержится подробное описание СССР, увиденного глазами Унсет, и в первую очередь городов Москва и Владивосток.
В 1945 году писательница возвратилась на родину.
Скончалась Сигрид УНСЕТ 10 июня 1949 года в Лиллехаммере (Норвегия), где и похоронена.
20 мая
1916 года родился Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ (в Камышине, Саратовская губерния; ныне Волгоградской область), легендарный русский лётчик-ас, советский военный деятель. Герой Советского Союза.
Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Всего за время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, он в три года он остался без отца. После окончания школы Алексей получил специальность токаря и стал работать на лесозаводе. В 1934 году был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он начал заниматься в аэроклубе. В 1940 году окончил авиационное училище.
В начале Великой Отечественной войны был направлен на Юго-Западный фронт. Началась его карьера военного летчика. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт, в апреле в бою с немцами его самолет был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Он совершил вынужденную посадку на территории, занятой фашистами.
Раненный в ноги лётчик 18 суток ползком пробирался к линии фронта. Маресьеву удалось выйти, но он обморозил ступни ног и врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.
Ещё в госпитале Алексей начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. Командир полка не отпускал его на боевые задания. После нескольких удачных вылетов в паре с командиром эскадрильи А.М. Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами противника Алексей Маресьев спас жизни двум советским лётчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя. Боевая слава о нем разнеслась по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление ВУЗов ВВС.
С 1946 года находился в отставке, но постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут.
Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
Скончался Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ 18 мая 2001 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
20 мая
1888 года родился Николай Михайлович ЗИНОВЬЕВ (в деревне Дягилево, Владимирская губерния), русский и советский художник, один из корифеев искусства палехской лаковой миниатюры, преподаватель и директор Палехского художественного училища, монументалист, реставратор, иллюстратор книг. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
Автор книг «Искусство Палеха», выдержавшей несколько изданий, и «Стилистические традиции искусства Палеха». Эти издания и сейчас являются настольными книгами для студентов, преподавателей, художников Палеха.
* * * * *
Прошел обучение сначала под руководством отца-иконописца, потом в одной из иконописных мастерских, а с 1902 по 1906 годы в учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи где, кроме изучения древнерусских живописных стилей, преподавались академические рисунок, живопись, анатомия, перспектива.
В 1907 году Николай уехал в Москву. Обучался в иконописной мастерской, работал иконописцем. В 1914 году участвовал в росписи храма св. Пантелеймона в Новом Афоне (Греция).
Участник I-й мировой войны, демобилизован по состоянию здоровья. В начале 1920-х годов был председателем колхоза в своей деревне. В августе 1926 года, будучи уже довольно опытным мастером, вступил в Палехскую Артель древней живописи. Быстро овладел техникой лаковой миниатюры.
В 1928 году при Артели была организована профшкола, и Николай Зиновьев стал одним из ее преподавателей. В 1936 году она была реорганизована в Палехское художественное училище. Этой работе художник отдавал весь свой огромный опыт и знание старых традиций. Зиновьев самостоятельно разработал методику преподавания палехского мастерства. Он воспитал сотни палехских художников.
Помимо лаковой миниатюры Зиновьев занимался и монументальной живописью (роспись детских учреждений и домов культуры в Баку, Иванове, Ленинграде и других городах) и реставрацией (фрески Успенского собора Московского Кремля, Троицкий собор в Загорске, Лаковый кабинет дворца Монплезир в Петродворце), эскизами костюмов к театральным спектаклям (балет И.И. Шварца «Страна чудес»), книжной иллюстрацией, станковой живописью.
Скончался Николай Михайлович ЗИНОВЬЕВ 4 июня 1979 года в Палехе, Ивановская область.
20 мая
1764 года родился Иоганн Готфрид ШАДОВ (в Берлине), немецкий скульптор, художник и теоретик искусства, представитель классицизма.
Интересовался теорией искусства и писал на темы пропорций человеческой фигуры, национальной физиогномики и др.
Кроме того увлекался шахматами, хорошо играл в них, он стал одним из учредителей Берлинского шахматного клуба, который был первым немецким шахматным клубом. Он существовал с 1803 по 1847 год и именовался в честь Шадова, председателя клуба. Клуб стал центром интеллектуальной жизни и свободомыслия Пруссии.
* * * * *
Выходец из семьи портного, он еще в школе выделялся среди своих сверстников любовью к рисованию. В 1775 году в Берлин по приглашению Фридриха Вильгельма прибыл парижский скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар, чтобы возглавить придворную скульптурную мастерскую. Ему сообщили о таланте Шадова, и он пригласил мальчика к себе. Супруга Тассара начала с ним заниматься.
Иоганн рисовал, копировал картины известных мастеров, преимущественно Ф. Буше, которого его наставница ценила особенно высоко. Одновременно он начал посещать скульптурную мастерскую Тассара. Перед Шадовом встала проблема выбора: посвятить себя живописи или стать скульптором.
С 1780 года Иоганн начинает посещать Академию художеств, 19-летним юношей едет в Дрезден и Вену. Затем отправляется во Флоренцию, где восхищается произведениями Микеланджело и Джованни де Болонья.
Но по-настоящему Шадов проникается скульптурой в Риме, где находился два года (1785-1787). Он поступает в частную Академию Александра Триппеля, воспитывавшего своих учеников в духе классицизма. Большую часть времени Шадов проводит, изучая античный Рим. Он много работает в Ватикане и Капитолийском музее, во Французской Академии в Риме, поддерживает тесные связи с французскими художниками. Здесь же знакомится с А. Кановой, и это знакомство перерастает в тесную дружбу, длившуюся на протяжении всей жизни.
В Берлине становится известно о таланте Иоганна Шадова. Когда скульптор возвращается на родину, его избирают постоянным членом Академии, а после смерти Тассара он заменяет того на посту директора всех официальных скульптурных работ и становится главой придворной скульптурной мастерской. С этого времени и на протяжении почти 40 лет Шадов завален заказами. В свою мастерскую он привлекает 16 помощников, чрезвычайно много работает сам.
Иоганн Шадов был известен не только как скульптор, но и как талантливый график (другая сторона его дарования). В течение всей жизни он работал над серией портретов близких родственников и друзей, создавал карикатуры на наполеоновскую армию и на политические события Европы начала XIX века.
Вся его деятельность тесно связана с ростом Берлина, превратившегося в один из крупнейших городов Европы, в оформлении которого такое важное место занимает скульптура прославленного мастера.
Скончался Иоганн Готфрид ШАДОВ 27 января 1850 года в Берлине.
20 мая
В 1946 году родилась ШЕР /настоящее имя – Шерилин Саркисян Лапьер Боно Оллмэн/ (в Эль-Сентро, штат Калифорния), американская поп-исполнительница, автор песен, актриса, режиссер и музыкальный продюсер.
Является одной из немногочисленных людей, в копилке наград которых одновременно присутствуют «Оскар», «Грэмми», «Эмми» и три «Золотых глобуса», полученные за работу в кино-, музыкальной и телевизионной индустрии.
Шер – единственная из исполнительниц, чьи песни достигали верхней десятки Billboard Hot 100 на протяжении 50 лет подряд (с 1960-х по 2010-е). Сингл «Believe» является её наиболее успешной записью.
* * * * *
Её карьера началась в 17-летнем возрасте. Первый успех пришёл в 1965 году, когда она в составе дуэта Сонни и Шер записала песню «I Got You Babe».
Впоследствии Шер зарекомендовала себя как сольный исполнитель, а также стала ведущей популярного на американском телевидении шоу-варьете «The Sonny and Cher Comedy Hour», за которое была удостоена «Золотого глобуса».
Хорошо принятая критиками роль в картине «Силквуд» в 1984 году принесла ей номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана». В последующие годы Шер снялась в серии успешных фильмов: «Маска» принес ей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского Кинофестиваля (1985), а за роль в ленте «Власть луны» она была удостоена «Оскара» в номинации «Лучшая женская роль». В это же время были сняты картины «Иствикские ведьмы» и «Русалки» с её участием.
За свою карьеру Шер прочно закрепила за собой статус иконы поп-культуры и одной из музыкантов с наибольшим числом проданных записей в истории музыкальной индустрии.
После 3-летнего перерыва Шер вернулась на сцену в 2008 году в Сизарс-Паласе, где она выступала со своим шоу Cher at the Colosseum до 5 февраля 2011 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_мая #Ш__
20 мая
1901 года родился Макс /Махгилис/ ЭЙВЕ (в Ватерграфсмере), нидерландский шахматист, пятый чемпион мира по шахматам (1935-1937), международный гроссмейстер; доктор математики, преподаватель, профессор.
Он стал чемпионом мира, победив Александра Алехина, но через 2 года проиграл ему в матче-реванше. Эйве оставался одним из сильнейших шахматистов мира до конца 1940-х годов, а по окончании карьеры на высшем уровне занялся исследованиями в области информатики.
Его игра отличалась логичностью и точным расчётом вариантов. Макс Эйве был известен как сильный тактик, а также знаток дебютной теории.
Он автор большого количества книг, наиболее известны его шахматные учебники и дебютные справочники, на которых совершенствовались многие поколения шахматистов во всем мире.
«Курс шахматных лекций, – говорит А. Карпов, – одна из первых книг, где я получил представление о путях развития шахматной мысли, о вкладе в шахматное искусство первых его классиков».
* * * * *
Выходец из шахматной семьи, Макс Эйве получил отличное воспитание и образование, с детства занимался спортом. С шахматами познакомился в 4-летнем возрасте, а участвовать в соревнованиях стал с 10 лет.
В 1919 году он впервые сыграл в чемпионате Нидерландов и разделил 2-3 места, после этого свел вничью матч с чемпионом страны.
У Макса Эйве оказались замечательные методические способности, его талант как последовательного, целеустремленного человека открылся в организации процесса подготовки.
Он впервые, задолго до Ботвинника, полноценно готовился к соревнованиям. Этот процесс включал в себя углубленную дебютную подготовку, продуманный режим, занятия физкультурой и привлечение штата помощников. Самой сильной стороной шахматиста был талант тактика, который способен находить нестандартные ходы. Кроме того, он превосходно видел доску, поскольку с геометрией у него был полный порядок.
В свои лучшие годы Эйве был признанным знатоком дебютной теории, аналитиком. У него в запасе всегда было множество сильных новинок. Легендами обросла картотека мастера, многие мечтали заглянуть в нее.
Одним из поворотных моментов в судьбе Эйве и в истории шахмат, стала не самая лучшая форма другого чемпиона мира по шахматам А. Алехина. Для одинокого гроссмейстера это были не лучшие времена…
Однако получив титул чемпиона, Эйве нес его по жизни с достоинством. Он часто и с успехом принимал участие в турнирах, читал лекции и давал сеансы. Потеря же в 1937 году чемпионского звания оказала влияние и на жизнь шахматиста, и на весь шахматный мир.
У Международной шахматной федерации (ФИДЕ) в то время была довольно скромная роль. Считалось, что её главное предназначение состоит в популяризации шахмат и в организации командных соревнований – Олимпиад. «Личный чемпионат ФИДЕ» Эйве выиграл еще в 1928 году. Тем не менее, он не являлся альтернативой для блиставшего в то время Алехина ни в собственных глазах, ни в глазах мирового шахматного сообщества.
Став действительным чемпионом мира, Эйве начал сотрудничать с ФИДЕ и права на титул чемпиона задумал передать этой организации!
Макс Эйве был цивилизованным человеком, уважающим законы. Он считал неправильной систему спонтанного выбора претендентов на очередной матч за чемпионский титул. Ситуация выходит из-под контроля при отсутствии стройной системы, когда от личных взаимоотношений между честолюбивыми людьми так много зависит. Колоссальной потерей для истории шахмат считается так и не состоявшийся матч-реванш между Алехиным с Капабланкой.
Формально Эйве имел полное право матч-реванш Алехину не давать, поскольку не было соответствующей записи в контракте.
Если ситуацию рассматривать объективно, то следует признать, что особых шансов на повторную победу у Эйве было немного, даже если бы он лучше подготовился к матчу и серьезнее отнесся к поверженному сопернику. У Алехина же, напротив, вновь появился стимул, чтобы вернуть себя в работоспособное состояние и уверенно одержать победу.
Потеряв шахматную корону, Эйве не расстался с шахматным миром, а смог реализовать свои организаторские задатки. За всю историю ФИДЕ именно он был одним из лучших, если не лучшим ее президентом (занимал эту должность два срока: 1970-1978 гг.).
Эйве много усилий приложил для успешного решения многочисленных конфликтов в 1970-х годах. Увы, но работа на этом поприще была еще более губительной для его здоровья, чем выступления на турнирах.
Скончался Макс ЭЙВЕ 26 ноября 1981 года в Амстердаме.
* * * * *
Макс Эйве внес неоценимый вклад в шахматную теорию. В 1939 году он создал выдающийся труд, 12-томную книгу «Теория шахматных дебютов», ставшую практически первой фундаментальной энциклопедией дебютов. Гениальный методист, скрупулезный собиратель знаний Эйве не только использовал всю эту науку в своих партиях, но и передал её всему миру.
Может с приходом Интернета, дающим возможность скачать и проанализировать партии, в этих книгах не так много ценной информации. Но более 70 лет назад, когда получение данных было очень трудоёмким делом, энциклопедия Макса Эйве была незаменимым кладезем знаний.
У него также были и собственные дебютные разработки. Особого внимания заслуживают славянская защита и защита Нимцовича. Их вполне можно изучать по партиям, проведенных голландцем, которые он играл за оба цвета.
20 мая
В 1799 году родился Оноре де БАЛЬЗАК (в городе Тур), французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе, воссоздавший, – особенно в серии романов и повестей «Человеческая комедия», – целостную картину общественной жизни своего времени.
Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Его произведения повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и др.
* * * * *
В 1807-13 годах Бальзак – пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер».
С 1816 по1819 год обучается в Школе права и служит клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. Последующее десятилетие посвящает поискам себя в литературе. Бальзак выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные «кодексы» светского поведения.
Период анонимного творчества кончается в 1829 году, когда выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная с 1830 года, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831) приносят Бальзаку славу.
В 1834 году он задумывает грандиозный цикл романов, позднее названный им «Человеческой комедией». Писатель большей частью осуществил этот замысел, написав 90 романов из задуманных 140. Его задача – как он сам формулировал: найти «скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий». «Человеческая комедия» делится на три раздела: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды», куда входят произведения «Гобсек», «Брачный контракт» и многие др.
Дважды Бальзак пытался сделать политическую карьеру, выдвигая в 1832 и 1848 годах свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза не прошел; потерпел неудачу и на выборах во Французскую академию.
Внешне жизнь писателя была небогата событиями – главным был титанический писательский труд. Бальзак работал за своим столом 12-16 часов в сутки. Однако он выезжал за границу, общался с друзьями, любил вкусно поесть. В работе его поддерживал любимый напиток – кофе, которого Бальзак выпивал невероятно много.
Всемирно известна его влюбленность в польскую графиню, жену украинского помещика Эвелину Ганскую, которая обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Так и произошло, но переутомление от колоссальной работы, колебания Ганской, тяжелая болезнь омрачили последние годы Бальзака. Когда, наконец, состоялась свадьба, писателю оставалось жить всего 5 месяцев.
Скончался Оноре де Бальзак 18 августа 1850 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
* * * * *
В 1858 году его сестра, г-жа Сюрвилль, написала биографию писателя. Авторами биографических книг о Бальзаке были Цвейг («Бальзак»), Моруа («Прометей, или Жизнь Бальзака»), Вюрмсер («Бесчеловечная комедия»).
Среди произведений Оноре де Бальзака – рассказы, новеллы, философские этюды, повести, романы, пьесы (было опубликовано 5 пьес). Число действующих лиц в его произведениях достигло четырех тысяч.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_мая #Б__
20 мая
1851 года родился Эмиль БЕРЛИНЕР (в Ганновере, Германия), американский изобретатель граммофона, пластинок и технологии тиражирования фонограмм.
* * * * *
Выходец из еврейской семьи, он окончил школу в Вольфенбюттеле, а в 1870 году переехал в США, где увлекся экспериментами с электричеством в области телефонии. В 1877 году Берлинер получил патент на угольный микрофон и на применение в телефонии принципа неплотных контактов и индукционной катушки.
Компания «Белл телефон», основанная Александром Беллом, приобрела патент и пригласила Эмиля Берлинера на работу главным специалистом по телефонной технике.
В 1887 году Берлинер запатентовал новое устройство – граммофон, а в 1895 году основал «Berliner Gramophone» – первую компанию, занимавшуюся продажей граммофонных записей. Через 2 года им был открыт филиал в Великобритании – «Gramophone Company» (в настоящее время «EMI» – одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира), а ещё через год – в Германии («Deutsche Grammophon»).
Более поздние изобретения Берлинера относятся к авиапромышленности. В 1908 году он сконструировал первый легкий самолетный двигатель со звездообразным расположением цилиндров, а в 1919-1926 годах построил и успешно испытал в воздухе три вертолёта.
В США Берлинер известен как основатель Общества профилактики заболеваний. Благодаря ему были приняты законодательные акты о пастеризации молока.
Скончался Эмиль БЕРЛИНЕР 3 августа 1929 года в Вашингтоне.
20 мая
В 1899 году родился Александр Александрович ДЕЙНЕКА (в Курске), советский живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор, педагог, академик АХ СССР. Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда.
Первоначальное художественное образование получил в 1915-17 годы в Харьковском художественном училище. Юность этого талантливого живописца, как и многих художников того времени, была тесно связана с революционными событиями тех лет.
В 1918 году Александр работал фотографом в Угрозыске и был главой секции ИЗО Губнадобраза. В период 1919-20 годы служил в армии, где также при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в городе Курске руководил художественной студией. После демобилизации был командирован в Москву для дальнейшей учебы во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение – его учителями и наставниками стали И. Нивинский и В. Фаворский.
Особое значение в творческом становлении художника сыграли годы общения с В. Фаворским, а также встречи с В. Маяковским. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932 году, самой значительной работой этого периода является картина «Мать». С начала 1930-х годов Дейнека обращается к теме авиации: «Парашютист над морем», иллюстрации к детской книге летчика Г. Байдукова «Через полюс в Америку», «Будущие лётчики». К числу наиболее значительных работ относится «Левый марш».
В период Великой Отечественной войны Александр Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создает напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», глубоким страданием проникнуто другое произведение – «Сгоревшая деревня».
В 1942 году он создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя», которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе, в Московском полиграфическом институте, в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова и др.
Скончался Александр Александрович Дейнека 12 июня 1969 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_мая #Д__