Ваш день рождения

Ваш день рождения 1 апреля.

1 апреля 1840 года родился Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ (в селе Тимашово, Калужская губерния), т...

1 апреля
1840 года родился Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ (в селе Тимашово, Калужская губерния), талантливейший русский художник-передвижник, педагог, мастер жанровой живописи, один из основателей Товарищества передвижников. Действительный член Петербургской Академии художеств.
В своем творчестве он отразил важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, он в период 1856-1865 годов обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у таких мастеров, как Е. Сорокин и С. Зарянко. Как живописец также испытал сильное влияние В. Перова.
Многое для себя Илларион Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
Уже в первых работах начала 1860-х годов («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, – «Шутники. Гостиный двор в Москве» – сразу принесла ему широкую известность.
В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.
Следующий этап развития его творчества связан с картинами «Погорельцы», «Порожняки», которые экспонировались на I-й передвижной выставке и были признаны крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года». Прянишников первым из живописцев изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
С 1873 года художник преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С. Иванов, Н. Касаткин, К. Коровин, М. Нестеров, В. Бялыницкий-Бируля и многие др.
С самого основания Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его участником, а со II-й передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.
Жил преимущественно в Москве, где принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя.
Однако художник ездил и на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой был его брат, окрестности. Так на картине «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.
В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Петербургской Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. И последняя его картина – «Крестный ход» – осталась незавершенной…
Скончался Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ 24 марта 1894 года в Москве, похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #П__

1 апреля 1861 года родился Уильям Стюарт МАКДЖОРДЖ (в Дуглас Кастле, округ Дамфрис-энд-Галловей, Шо...

1 апреля
1861 года родился Уильям Стюарт МАКДЖОРДЖ (в Дуглас Кастле, округ Дамфрис-энд-Галловей, Шотландия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии), шотландский художник-постимпрессионист.
Его излюбленными темами были жанровые сценки – играющие дети, рыбаки на реке Ди и другое, а также пейзажи южной Шотландии.
* * * * *
Выходец из семьи хозяина сапожной мастерской, он в 1880 году поступил в академию Трасти, художественную школу в Эдинбурге, где также обучался Эдвард А. Хорнел. За время своей учёбы в этой академии Уильям Макджордж дважды был награждён премиями, а в 1881 году его полотно выставляется в Королевской Шотландской Академии.
В 1883 году он вместе с Хорнелом приезжает в Антверпен, и там поступают в бельгийскую Королевскую академию изобразительного искусства, где им преподаёт М.Ш. Верла.
После возвращения в Шотландию Уильям Макджордж продолжил обучение в художественной школе при Королевской шотландской академии. С 1889 года он становится членом-корреспондентом этой академии, а с 1910 – её действительный член.
Зимой художник жил и работал в Эдинбурге, летом же уезжал на этюды в Керкубри. В своём творчестве испытал, как и многие другие шотландские художники конца XIX столетия, влияние французской реалистической живописи того же времени, в первую очередь Ж. Бастьен-Лепажа, а также натуралистической школы в искусстве.
Скончался Уильям Стюарт МАКДЖОРДЖ в 1931 году в Эдинбурге (Великобритания).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #М__

1 апреля В 1578 году родился Уильям ГАРВЕЙ (в Фолкстоне, графство Кент), выдающийся английский врач...

1 апреля
В 1578 году родился Уильям ГАРВЕЙ (в Фолкстоне, графство Кент), выдающийся английский врач, основоположник физиологии и эмбриологии, первым открывший кровообращение.
Его же исследования по эмбриологии послужили мощным стимулом к развитию теоретического и практического акушерства.
* * * * *
Выходец из семьи купца, он в 10-летнем возрасте поступил в Королевскую школу в Кентербери, где изучал латынь. В мае 1593 года был принят в Королевский колледж Кембриджского университета, в том же году получил стипендию по медицине, учрежденную архиепископом Кентерберийским. Первые три года учёбы Гарвей посвятил изучению «дисциплин, полезных для врача» – классических языков, риторики, философии и математики. В то время в Кембридже изучение медицинских дисциплин сводилось в основном к чтению и обсуждению произведений Гиппократа, Галена и других древних авторов. В 1597 году он получил звание бакалавра, а через 2 года покинул Кембридж и по обычаю школяров того времени отправился в пятилетнее путешествие.
В 1600 году Уильям Гарвей занял выборную должность «старосты» – представителя английских студентов в Падуанском университете. Медицинская школа в Падуе была в то время на вершине славы. Анатомические исследования процветали благодаря Дж. Фабрицио д‘Аквапенденте, который занимал вначале кафедру хирургии, а затем кафедры анатомии и эмбриологии.
Когда Гарвей прибыл в Падую, Фабрицио был уже пожилым человеком, большинство его трудов было написано, хотя не все были опубликованы. Большое влияние на него оказало сочинение ученого «О венозных клапанах», как и его книги «О зрелом плоде» и «О развитии яйца и цыпленка».
По завершении обучения, Гарвей получил степень доктора медицины и вернулся в Лондон. Степень была признана Кембриджским университетом, но это ещё не означало, что он может заниматься врачебной практикой. Трижды представал Гарвей перед экзаменаторами и 5 октября 1604 года был принят в члены Коллегии. В 1607 году он стал действительным членом Коллегии врачей, а два года спустя обратился с ходатайством о зачислении его врачом в больницу Св. Варфоломея. Работа в ней считалась престижной для практикующего врача, поэтому Гарвей подкрепил свою просьбу письмами президента Коллегии и других её членов и даже самого короля. 14 октября 1609 года он был официально зачислен в штат. В его обязанности входило посещение больницы не менее двух раз в неделю, осмотр больных и назначение лекарств. Иногда больных посылали к нему на дом. В течение 20 лет Гарвей исполнял обязанности врача больницы несмотря на то, что его частная практика в Лондоне постоянно расширялась. Кроме того, он работал в Коллегии врачей и проводил собственные экспериментальные исследования.
В 1613 году Гарвей был избран смотрителем Коллегии врачей, а два года спустя стал лектором Ламлианских чтений (учреждены лордом Ламли с целью повышения уровня медицинского образования в Лондоне). Он исполнял эту обязанность в течение 41 года. Параллельно Гарвей читал лекции по анатомии в Коллегии.
В 1628 году был опубликован труд Уильяма Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привел экспериментальные доказательства в её пользу.
Открытие Гарвея было встречено шквалом критики учёных, придерживавшихся взглядов Аристотеля и Галена о том, что кровь образуется в печени из пищи и движется по венам, слепо заканчивающимся в органах. Тем не менее, открытие кровообращения Гарвеем было признано учеными (Декарт, Шлегель, Пеке и др.) ещё при его жизни.
В начале 1631 года он стал лейб-медиком короля Карла I. Заинтересовавшись исследованиями Гарвея, король предоставил в его распоряжение королевские охотничьи угодья в Виндзоре и Хэмптон-Корте для проведения экспериментов. В мае 1633 года Гарвей сопровождал Карла I во время его визита в Шотландию. Возможно, именно во время пребывания двора в Эдинбурге Гарвей посетил Басс-Рок, место гнездования бакланов и других диких птиц. В то время его интересовала проблема эмбрионального развития птиц и млекопитающих.
В 1642 году во время гражданской войны в Англии ученый последовал за королём в Оксфорд. Здесь он возобновил врачебную практику и продолжил наблюдения и эксперименты. В 1645 году король назначил Гарвея деканом Мертон-колледжа. В июне 1646 года Оксфорд был осажден и взят сторонниками Кромвеля, и Уильям Гарвей вернулся в Лондон.
В том же году он издал в Кембридже два анатомических очерка «Исследования кровообращения», а в 1651 году вышел его второй фундаментальный труд – «Исследования о зарождении животных». В нём обобщались результаты многолетних исследований Гарвея, касающихся эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных, была сформулирована теория эпигенеза. Ученый утверждал, что яйцо есть общее первоначало всех животных и всё живое происходит из яйца.
В 1654 году он был избран президентом Коллегии врачей, однако отказался от этой почетной должности, сославшись на преклонный возраст.
Скончался Уильям ГАРВЕЙ 3 июня 1657 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Г__

1 апреля В 1906 году родился Константин Иванович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (в селе Берикуль, Томская губерния)...

1 апреля
В 1906 году родился Константин Иванович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (в селе Берикуль, Томская губерния), советский и российский художник-супрематист, график, мастер эксподизайна. Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР.
Один из ярких представителей русского авангарда, ученик К.С. Малевича, ставший мастером оформительского искусства. Рождественский, разрабатывая методы выставочной экспозиции, тяготел к масштабным, пространственно-многоплановым решениям, нередко основанным на синтезе искусств.
* * * * *
Выходец из семьи священника, и потеряв в 4-летнем возрасте отца, Костя после окончания начальной школы стал работать в мастерской деревянных детских игрушек.
В дальнейшем учился в Практическом Политехническом институте, а также работал художником-декоратором в Большом театре города Томска. Занимался в частной художественной студии у М.М. Полякова (1919-1922) и в студии Дома художественного воспитания (1921-1923).
Переехав в Петроград, поступил в институт художественной культуры (1923–1927), где вступил в число практикантов Казимира Малевича. С этого времени, и до смерти Малевича в 1935 году, Константин Рождественский находился рядом с учителем, под его непосредственным влиянием.
С 1929 года он сближается с другими учениками Малевича, образуя с ними общую творческую группу «живописно-пластического реализма». Впоследствии преподавал в Ленинградском институте истории искусств.
Как живописец, Константин Иванович неизменно находился под влиянием «Крестьянского цикла» Малевича. Композиции Рождественского это времени – обобщённого характера крестьянские фигуры, с пустым овалом лица, редко с обозначенными чертами, находящиеся в пространстве, где основную часть фона составляет гладко написанное синее небо, горизонт подчёркнут чёрной полосой: «Супрематизм. Крестьянка», «Пастух», «Урожай», «Три грации», «Автопортрет» и др.
В середине 1930-х годов художник навсегда оставляет живопись и начинает заниматься выставочным дизайном, вплоть до конца 1980-х годов.
В 1936 году Рождественский переезжает в Москву, где живёт до конца жизни.
С оформления в 1937 году (совместно с Н.М. Суетиным) Советского павильона на Международной выставке в Париже «Искусство и техника в современной жизни», отмеченного высшей наградой выставки – Гран-при, начинается работа художника в искусстве выставочного ансамбля. В 1939 году он работал на всемирной выставке в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня».
В 1940-е годы трудился в Академии архитектуры в Москве. В период 1950-70-х годов Рождественский возглавлял большие творческие коллективы специалистов, создавших такие знаменитые выставочные ансамбли, как павильоны СССР на Всемирных выставках.
Главный художник советских павильонов на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970).
Работал заместителем главного художника ВДНХ, на Всесоюзной строительной выставке, оформлял многочисленные советские выставки за рубежом, Всесоюзные художественные выставки в Москве, был куратором декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР.
Скончался Константин Иванович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ 30 июня 1997 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.
Без творческого наследия художника сегодня трудно представить историю русского авангарда. Однако в СССР он был известен как крупный дизайнер. Его живописное и графическое наследие не было долго востребовано. В 1993 году, с большим успехом прошла его первая персональная выставка в Кельне (Германия) в Галерее Гмуржинской.
--------------------------------------—
Смотри подробнее «Томич К.И. Рождественский – ученик К.С. Малевича» по ссылке:
http://artmuseumtomsk.ru/page/10/1/276
--------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Р__

1 апреля В 1852 году родился Эдвин Остин ЭББИ (в Филадельфии, штат Пенсильвания), великий американс...

1 апреля
В 1852 году родился Эдвин Остин ЭББИ (в Филадельфии, штат Пенсильвания), великий американский и английский живописец, иллюстратор, шекспиролюб.
Среди наиболее известных его работ – фреска «Поиски чаши Грааля» (1901) в здании Бостонской публичной библиотеки, фрески в Капитолии штата Пенсильвания.
* * * * *
Обучение живописи он начал в 1866 году, занимаясь у портретиста и пейзажиста Исаака Уилльямса. С 1868 году учился в Академии изящных искусств Пенсильвании. В том же году Эбби начал работать иллюстратором в компании филадельфийских издателей «Van Ingen & Snyder».
В возрасте 18 лет он переехал в Нью-Йорк и был принят в штат еженедельника «Харперс», что открывало для него большие профессиональные возможности. Эдвин создавал многочисленные иллюстрации не только для «Харперса», но и для популярного журнала «Шкрибнерс». Он активно сотрудничал с этими изданиями в течение четырех лет.
В 1878 году Эбби уехал из Америки в Лондон и продолжал творить в Англии. Именно поэтому британцы называют его английским художником, ведь большую часть своих работ он написал именно здесь.
Художнику повезло, ибо он жил и творил в так называемый «Золотой Век иллюстрации», когда этот жанр необыкновенно процветал и породил многих замечательных и талантливых художников. Остин стал одним из его ярчайших представителей.
В качестве иллюстратора сотрудничал преимущественно с журналом «Harper's Weekly». Он иллюстрировал книги известных авторов, в том числе Шекспира, писал на историческую тематику. В 1898 году художника избрали членом Королевской академии искусств. В 1902 году Эбби был выбран придворным живописцем и официальным портретистом коронации короля Эдварда VII
В 1907 году художник был посвящен в рыцари, но вежливо отклонил предложение рыцарства, поскольку хотел сохранить свое американское гражданство.
Скончался Эдвин Остин ЭББИ 1 августа 1911 года в Лондоне.
-----------------------------------------—
Смотри подробнее «Эдвин Остин Эбби. Великий американский иллюстратор британии и шекспиролюб» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post114547907
-----------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Э__

1 апреля В 1868 году родилась Надежда Ивановна ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ (в Ковно, Российская империя; ныне Кау...

1 апреля
В 1868 году родилась Надежда Ивановна ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ (в Ковно, Российская империя; ныне Каунас, Литва), русская певица, сопрано, жена и пленительная муза известного художника Михаила Александровича Врубеля.
* * * * *
Обучалась в Киевском институте благородных девиц, где получила начальное музыкальное образование у Николая Лысенко. Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию, училась в Париже у Матильды Маркези. В 1893 году дебютировала в Киеве, пела в Тифлисе, в Санкт-Петербурге, в Харькове.
И где бы она ни выступала – повсюду писали о её лирико-колоратурном сопрано какого-то особого, кристально-чистого, неизъяснимо обаятельного тембра.
Расцвет творчества Забелы-Врубель связан с московской Частной оперой Саввы Мамонтова (в 1897-1904 годах) – была первым сопрано. Именно здесь с её участием осуществлены постановки таких шедевров Римского-Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный».
Оперный репертуар Забелы-Врубель не ограничивался лишь музыкой одного композитора. Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме».
Но лучшими были созданные ею образы женщин в операх Римского-Корсакова, его романсы составляли основу камерного репертуара певицы.
Надежда Ивановна была не только женой, но и музой гениального художника Михаила Врубеля и практически единственной его моделью.
Он сразу влюбился, впервые услышав ее голос. Художник находился за кулисами, работал над декорациями, она – репетировала на сцене. Чуть ли не в первый же день знакомства он сделал предложение. Через 2 месяца они обручились, а в июле 1896 года обвенчались во время зарубежных гастролей певицы в православной церкви в Женеве.
Михаил Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей жены, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам.
Ему особенно нравилось писать ее портреты в тех сценических костюмах или нарядных платьях, которые он сам для нее придумал. «Царевна-Лебедь», «Морская царевна» – эти знаменитые картины Врубеля не просто сказочные образы, а портреты его жены в ролях из опер Римского-Корсакова.
Всего пять с небольшим лет блистала Забела-Врубель на сцене московской Частной оперы; в 1904-11 годах была солисткой Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Потом последовали неудачи на императорской сцене. Последний ее концерт состоялся летом 1913 года. На нем она исполняла произведения своего любимого композитора, а в ночь после концерта её не стало.
Скончалась Надежда Ивановна Забела-Врубель от сердечного приступа 4 июля 1913 года. Ей было всего 45 лет. Похоронили её рядом с мужем М.А. Врубелем на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
В сокровищницу русского искусства вошли её портреты, оставшиеся после Михаила Врубеля. Голос певицы исчез вместе с ней, пережившей мужа всего на 3 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #З__ #В__

1 апреля 1840 года родился Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ (в селе Тимашово, Калужская губерния), талантливейший русский художник-передвижник...

1 апреля
1840 года родился Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ (в селе Тимашово, Калужская губерния), талантливейший русский художник-передвижник, педагог, мастер жанровой живописи, один из основателей Товарищества передвижников. Действительный член Петербургской Академии художеств.
В своем творчестве он отразил важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, он в период 1856-1865 годов обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у таких мастеров, как Е. Сорокин и С. Зарянко. Как живописец также испытал сильное влияние В. Перова.
Многое для себя Илларион Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
Уже в первых работах начала 1860-х годов («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, – «Шутники. Гостиный двор в Москве» – сразу принесла ему широкую известность.
В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.
Следующий этап развития его творчества связан с картинами «Погорельцы», «Порожняки», которые экспонировались на I-й передвижной выставке и были признаны крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года». Прянишников первым из живописцев изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
С 1873 года художник преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С. Иванов, Н. Касаткин, К. Коровин, М. Нестеров, В. Бялыницкий-Бируля и многие др.
С самого основания Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его участником, а со II-й передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.
Жил преимущественно в Москве, где принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя.
Однако художник ездил и на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой был его брат, окрестности. Так на картине «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.
В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Петербургской Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. И последняя его картина – «Крестный ход» – осталась незавершенной…
Скончался Илларион Михайлович ПРЯНИШНИКОВ 24 марта 1894 года в Москве, похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.

1 апреля В 1831 году родился Альберт Самуэль АНКЕР (в местечке Инс, кантон Берн), швейцарский художн...

1 апреля
В 1831 году родился Альберт Самуэль АНКЕР (в местечке Инс, кантон Берн), швейцарский художник, иллюстратор и график.
Получил звание «национального художника» Швейцарии за свои, популярные в XIX веке, картины, изображающие швейцарскую деревенскую жизнь.
* * * * *
Отправившись в 1855 году в Париж, он становится учеником Имперской школы изящных искусств (где в те же годы учился Пьер-Огюст Ренуар) и через 5 лет выходит из нее обладателем фундаментального для живописца образования.
Анкер верил, что самое приятное, что может ожидать человека – это вернуться с холода в свою тихую уютную гостиную и застать всех на своих местах. Такой мир он и вырисовывал в своих картинах. Поэтому чаще всего изображал жителей своей родной деревни, либо членов собственной семьи.
Альберт Анкер создал более 300 рисунков для фаянса, работал в качестве иллюстратора для швейцарских художественных журналов.
В 1870 году был избран депутатом в Большой Совет (парламент) Берна, поставив своей целью создание Художественного музея в Берне.
Он вел активную жизнь, много путешествовал за границей, в 1878 году организовал швейцарскую секцию при Всемирной универсальной выставке в Париже, за этот вклад в искусство удостоился посвящения в рыцари французского Почетного легиона.
В 1890 году университет Берна вручает ему титул почетного доктора. В этом же году Анкер окончательно отказался от парижской резиденции, полностью перебравшись в родной дом в Инсе. Год спустя после инсульта у него отнимается правая рука – с тех пор художник отказался от написания картин маслом и перешел на акварели, успев создать их около сотни.
Множество работ Альберта Анкера находится в частных собраниях, но часть картин можно увидеть в Художественных музеях Берна, Невшателя, Золотурна, Цюриха, Базеля, Лозанны и в Музее Оскара Райнхарта в Штатгартене, в Германии.
Скончался Альберт Самуэль Анкер 16 июля 1910 года в Инсе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #А__

1 апреля ДЕНЬ СМЕХА Праздник не внесен ни в один календарь знаменательных дат и всенародных праздн...

1 апреля
ДЕНЬ СМЕХА
Праздник не внесен ни в один календарь знаменательных дат и всенародных праздников, но он с большим успехом отмечается и в России, и в Германии, и во Франции, и даже на Востоке. Отличается только название: в одних странах 1 апреля называют ДНЕМ ШУТОК И СМЕХА, в других – ДНЕМ ДУРАКА.
Существует несколько версий рождения этого веселого праздника. Одни считают, что это напоминание о древнем празднике весны, который отмечался в апреле и сопровождался играми и шутками.
Другие считают, что обычай ставить в смешное положение своих друзей и знакомых родился в средние века.
Доподлинно неизвестно, откуда взялся этот праздник. Обычай веселиться, шутить и разыгрывать друг друга именно 1 апреля, распространен во многих странах.
О возникновении этого праздника существует немало различных предположений, которые, однако, схожи в одном: корни его уходят глубоко в средневековую европейскую карнавально-балаганную традицию. В общем, этот праздник один из самых стойких элементов язычества, оставшихся в христианском сознании.
Одни утверждают, что День шуток и смеха отмечался еще в Древнем Риме. Назывался он Праздником глупцов. Другие говорят – это торжество отмечалось еще в древней Индии, где 31-го марта праздновали также День шуток. Третьи считают, что в древности 1-го апреля шутили исключительно ирландцы.
* * * * *
В России шутками отмечали 1 апреля придворные-иностранцы. Петру I понравился этот обычай. «Шутки немало забавляли царя, и каждый год он выдумывал около этого времени что-нибудь подобное», – писал один из его современников.
В 1700 году один содержатель труппы факиров объявил москвичам, что он влезет в горлышко обыкновенной стеклянной бутылки. Народ повалил в театр. Когда поднялся занавес, собравшиеся увидели на сцене бутылку с надписью «Первое апреля». Царь Петр тоже присутствовал на этом представлении, которое его немало позабавило и совсем не разгневало. Он только сказал по этому поводу: «Вольность комедиантов».
С тех пор традиция праздновать 1 апреля начала распространяться и в России.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля

1 апреля 1776 года родилась Софи ЖЕРМЕН (в Париже), французский математик, философ и механик....

1 апреля
1776 года родилась Софи ЖЕРМЕН (в Париже), французский математик, философ и механик. Внесла весомый вклад в дифференциальную геометрию, теорию чисел и механику.
* * * * *
Софи самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира и с детства увлекалась математическими сочинениями, особенно известной историей математика Монтюкла, хотя родители препятствовали её занятиям как не подходящим для женщины.
Она была в переписке с Даламбером, Лагранжем, Фурье и другими математиками. В большинстве случаев Жермен при этом скрывалась под мужским именем, чаще всего «месье Ле Блан» (реальное лицо, ученик Лагранжа). Ей удалось лично встретиться с Лагранжем и Лежандром, которые заинтересовались талантливой ученицей, они стали направлять и поощрять её обучение.
С 1804 года, находясь под сильным впечатлением от книги Гаусса «Арифметические исследования», она вступила с ним в переписку под псевдонимом. Обсуждались вопросы теории чисел. В 1806 году, в ходе прусской кампании, наполеоновская армия оккупировала Гёттинген. Софи Жермен написала взволнованное письмо своему знакомому, генералу Жозефу-Мари Пернети, умоляя позаботиться, чтобы Гаусса не постигла участь Архимеда.
Генерал передал Гауссу, что у него есть покровительница, и вскоре секрет Софи был раскрыт. Гаусс был глубоко тронут: «Женщина из-за своего пола и наших предрассудков встречается со значительно более трудными препятствиями, чем мужчина, постигая сложные научные проблемы. Но когда она преодолевает эти барьеры и проникает в тайны мироздания, она, несомненно, проявляет благородную смелость, исключительный талант и высшую гениальность».
Их переписка продолжалась ещё некоторое время.
За написанный ею мемуар о колебаниях тонких пластинок («Mémoire sur les vibrations des lames élastiques») Софи Жермен получила в 1808 году премию Академии наук.
В 1811 году она участвует в конкурсе, объявленном Парижской Академией наук, на тему о теории упругих колебаний (происхождение фигур Хладни). В жюри входили Лежандр, Лаплас и Пуассон. Понадобилось 5 лет исследований и консультативная помощь Лагранжа, прежде чем в 1816 году Софи Жермен завоевала «премию Первого класса» конкурса (приз было решено не присуждать никому).
По результатам она становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской Академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем.
По рекомендации Гаусса в 1830 году Гёттингенский университет присуждает ей звание почётного доктора наук, но она уже не успела его получить.
Скончалась Софи ЖЕРМЕН 27 июня 1831 года в Париже.

1 апреля В 1868 году родился Эдмон РОСТАН (в Марселе), французский поэт и драматург неоромантическог...

1 апреля
В 1868 году родился Эдмон РОСТАН (в Марселе), французский поэт и драматург неоромантического направления.
Еще при жизни он узнал мировую славу. И в начале XXI века она не померкла, о чем свидетельствуют новые постановки его поэтических драм, прежде всего – его героической комедии «Сирано де Бержерак».
* * * * *
Его детство прошло в гостеприимном доме родителей, где часто собирались представители местной интеллигенции и где постоянно разгорались споры о литературе Прованса.
После переезда семьи в Париж, Эдмона отдали учиться в колледж Святого Станислава. Он учится на адвоката, но данная карьера его не очень интересует. Уже в колледже Ростан увлекся пьесами Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, и под влиянием нового увлечения решил стать драматургом.
По окончании колледжа он остается в Париже. Благосостояние семьи позволяет ему вести жизнь светского денди, посещать литературные салоны и художественные выставки. Ростан всецело посвящает себя литературе.
Первый настоящий успех к Эдмону Ростану пришел в 1894 году, когда на сцене парижского театра «Комеди Франсез» была поставлена его комедия «Романтики». Зрелый период творчества открывается героической комедией «Сирано де Бержерак» (1897) – высшим достижением Ростана – принесшим ему мировую известность.
Ростан вдохнул новую жизнь в почти исчезнувшие к тому времени формы – поэтическую драму и романтическую трагедию. В итоге драматург стал модной знаменитостью. Он поселился в роскошном особняке в центре Парижа, устраивал домашние концерты и великосветские приемы, собирал произведения искусства, путешествовал, построил виллу в Пиренеях.
Скончался Эдмон Ростан 2 декабря 1918 года в Париже от испанки (пандемия гриппа).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Р__

1 апреля В 1873 году родился Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (в Семёново, Новгородская губерния), русск...

1 апреля
В 1873 году родился Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (в Семёново, Новгородская губерния), русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр.
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ, а также традиции западноевропейской музыки. Создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Его музыкальная одаренность была феноменальна. Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ. Он оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся поколения музыкантов.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи, интерес к музыке Сережа проявил в раннем детстве – первые уроки игры на фортепиано дала мать. Осенью 1882 года он поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В.В. Демянского.
В 1885 году Рахманинов был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории (к профессору Н.С. Звереву), где и был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера – «Алеко» (дипломная работа) по произведению Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в т.ч. прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Вскоре им были написаны симфоническая фантазия «Утес», «Элегическое трио» памяти Чайковского. Эти произведения свидетельствовали о приходе в музыку большого и яркого таланта. В эти же годы он с неизменным успехом концертирует.
Из-за нехватки денег, в возрасте 20 лет, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, а через 4 года – дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, но успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр – А.К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и – главным образом – из-за новаторской сущности музыки. В течение 4-х лет Рахманинов не мог сочинять.
В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса. По 1916 год композитор создает такие замечательные произведения, как Третий концерт для фортепьяно с оркестром, Вторую симфонию, оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте), поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола», прелюдии и этюды-картины для фортепьяно и др.
В 1904 году он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на 3 года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции.
После революции 1917 года в России Сергей Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года покинул Россию.
В январе 1918 года Рахманинов отправился в Копенгаген, а в ноябре отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года наступил период творческого молчания – он не писал значительных произведений. В период 1918-43 годов Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки (включая Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром, «Рапсодию на тему Паганини для фортепьяно с оркестром», «Третью симфонию»).
Он много гастролировал в Америке и Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, – Симфонические танцы.
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Последние годы Сергея Васильевича были омрачены болезнью. Но, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, музыкант ходил в советское посольство, хотел поехать на родину. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».
Скончался Сергей Васильевич Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния), не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен в Валхалле (близ Нью-Йорка, США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Р__

1 апреля В 1883 году родился Лон ЧЕЙНИ /полное имя Леонидас Фрэнк/ (в Колорадо-Спрингс, штат Колорад...

1 апреля
В 1883 году родился Лон ЧЕЙНИ /полное имя Леонидас Фрэнк/ (в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо), выдающийся американский актёр немого кино, который прославился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность и даже получил прозвище «Человек Тысячи Лиц».
Его родители были глухонемыми, поэтому мальчик рано научился общаться с помощью языка жестов и мимики. С детства он подрабатывал в оперном театре «Колорадо-Спрингс» рабочим сцены, декоратором и реквизитором, иногда получая роли в массовке.
С 17 лет Чейни работал актером в различных театрах, большей частью в бродячих варьете. Из театра ушел после трагического случая, связанного с его женой – певицей Клевой Крейтон.
Он решил сосредоточиться на работе в кино. Сниматься в короткометражных комедиях студии «Universal» начал еще в 1912 году, впоследствии он также писал сценарии и режиссировал некоторые фильмы, в которых снимался.
Фильмография Лона Чейни насчитывает более 150 фильмов. Он играл самые разнообразные роли, однако лучше всего ему удавались образы людей несчастных, одиноких, отверженных, часто озлобленных и изуродованных. Его способности к перевоплощению и умение работать с гримом были невероятны. Они-то в итоге и принесли актеру огромный успех. Кроме того большое внимание он уделял костюму и пластике движений.
Лону Чейни были особенно интересны роли не только калек, но и чудовищ. В фильме «Сделка вслепую» он сыграл роли и профессора-экспериментатора, и созданного им получеловека-полуобезьяны.
В фильме «Горбун из Нотр-Дама», поставленном по роману Виктора Гюго, Чейни сыграл роль Квазимодо и стал, безусловно, главной причиной грандиозного успеха этой дорогой и впечатляющей постановки. Для этой роли Чейни соорудил себе искусственный горб весом более 20 килограммов; остальные накладки и приспособления добавили к его весу еще 15 килограммов. Даже с таким гандикапом он с невероятной ловкостью перемещался по огромной декорации, изображавшей знаменитый фасад Собора Нотр-Дам.
Еще больший успех сопутствовал фильму «Призрак Оперы» по одноименному роману Гастона Леру, в котором Чейни сыграл роль Эрика, как обычно, сам разработав для себя уникальный грим, небывалый по сложности и, по свидетельствам очевидцев, чрезвычайно болезненный.
С участием Чейни на экраны выходят: драма «Тот, кто получает пощёчины», экранизация одноимённой пьесы Леонида Андреева; криминальный фильм «Нечестивая троица»; лирическая комедия «Поручите это морпехам» и др.
С началом эры звукового кино Чейни с энтузиазмом принялся разрабатывать новые возможности. Для начала он сделал озвученную версию «Призрака Оперы», а затем выпустил полный звуковой ремейк «Нечестивой троицы», в котором не только исполнил несколько ролей, но и озвучил разными голосами пять персонажей (включая говорящего попугая). Эта работа стала для него последней.
Скончался Лон Чейни 26 августа 1930 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_апреля #Ч__