16 ноября
В 1908 году родился Раймон ПЕЙНЕ (в Париже), французский художник-график.
Всемирную известность ему принесли множество лирических рисунков «Влюблённых», изображающие поэта и его невесту: юношу в котелке, девушку в модной причёске. Те самые «Влюбленные» Пейне, которые объездили весь мир на изделиях из фарфора, шарфах, игрушках, книгах, медалях, статуэтках,– на всем, что символизирует любовь.
* * * * *
В 15-летнем возрасте он был принят в художественную школу прикладного искусства, расположенную как раз напротив бара его родителей. Свою рабочую жизнь Раймон начал в парижском коммерческом агенстве Толмер, где он занимался всем чем угодно – от подметания полов до рисования этикеток для флаконов с духами и конфетных коробок.
Женившись в 1930 году, он стал зарабатывать на жизнь публикациями карикатур в столичных газетах le Rire, Rire à deux, Paris Magazine, The Boulevardier (газета для англичан, живущих в Париже). Также занимался графикой для прессы и для каталогов французских универмагов.
Однако в 1942 году жизнь Пейне радикально изменилась...
Будучи в Валансе, он находился там на Марсовом поле, недалеко от старомодной ажурной беседки (с 1982 года эта знаменитая эстрада признана памятником культуры), в которой проводились концерты местного оркестра. Сидя на скамейке, держа в руках конверт с личным посланием, художник вообразил стоящего у эстрады маленького скрипача с длинными волосами и девушку, зачарованно слушающую его.
Так родились «Влюбленные» Раймона Пейне и появились первые рисунки этого цикла. Пройдет несколько лет, и скрипач превратится в поэта, а девушка станет предметом его любви. Персонажи «Влюблённых» художник создал, будучи вдохновлён песней Жоржа Брассенса «Влюблённые на парковых скамейках» и поместил их в этой беседке.
Пейне стал автором одного сюжета: им создано порядка 6 тысяч рисунков посвящённых поэту и его невесте. Без «Влюбленных» этого художника композитор Жорж Брассенс никогда бы не написал “les bancs publics”, а Шарль Азнавур – своих «бумажных любовников».
Французская почта выпустила в 1985 году ко Дню святого Валентина почтовую марку с рисунком Раймона Пейне, в 2000 году – мемориальную марку стоимостью 3 франка в честь покойного художника с изображением влюблённых в беседке Пейне.
Во Франции его творчеству посвящены три музея: в Валансе, Антибе и Брассак-лес-Мин, родном городе его матери, а в Японии два музея – в Каруидзаве и Сакуто.
Скончался Раймон ПЕЙНЕ 14 января 1999 года в Мужене (регион Прованс), всего за месяц до дня Святого Валентина – Дня всех влюблённых.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #П__
16 ноября
В 1893 году родилась Аделаида БОЛЬСКАЯ /имя при рождении – Аделя Скомпская; по мужу Диенгейм-Щавиньская-Брохоцкая/ (в Подольской губернии, Российская империя), русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.
* * * * *
До 1880 года обучалась в закрытом монастырском пансионе «Королевская Музыкальная Школа» в Мюнхене сначала игре на фортепиано, позже пению, а затем в Московской консерватории у Джакомо Гальвани и Фёдора Коммиссаржевского. Во время учёбы (1883-1888) принимала участие в концертах русского музыкального общества с произведениями и под управлением П.И. Чайковского.
Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре «Dal Verme», выступала также в Лоди, участвовала в концертах дирижёров Ш. Ламурё и Э. Колонна.
По возвращении в Россию Аделаида при активном участии Чайковского была принята в Большой театр; пела под фамилией Скомпская. В 1889 году дебютировала на его сцене в партиях Памины («Волшебная флейта»), Гориславы («Руслан и Людмила») и Татьяны («Евгений Онегин»), а 17 апреля 1892 года исполнила партию Леоноры в премьере оперы Антона Симона «Ролла». И именно ей Чайковский хотел отдать заглавную партию в новой опере «Иоланта», которую собирались ставить в Петербурге (на премьере 18 декабря пела Медея Фигнер), однако она была вынуждена уволиться из-за болезни до истечения контракта и уехать лечиться во Францию.
В 1893 году певица вышла замуж за графа Александра Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого, через год родила дочку. Продолжая заниматься вокалом, брала в Париже уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо. Там же выступала в салонах и частных собраниях под вымышленным именем, где её услышал композитор Массне и настоятельно советовал взять сценический псевдоним и выступать публично. Так как певица отказывалась от иностранных имен, композитор предложил псевдоним – Больска, взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» (1864) Виктора Шербюлье.
По настоянию друзей в 1896 году она возобновила концертную деятельность, с огромным успехом выступив в театре «Лисео» в Барселоне в партии Офелии. Из предложенных ей после этого ангажементов Больска предпочла приглашение директора Императорских театров И.А. Всеволожского в Мариинский театр. Для ангажемента певицы царская власть разрешила временный въезд её мужу на территорию Российской империи, оставившего Польшу после восстания 1863 года.
Аделаида Больская дебютировала в Санкт-Петербурге 22 сентября 1897 года в партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского) и выступала на сцене Мариинского театра в ведущих партиях вплоть до 1918 года. Среди премьер певицы: Волхова в «Садко» (26.01.1901) и Марфа в «Царской невесте» (30.10.1901) Николая Римского-Корсакова; Дамаянти в «Нале и Дамаянти» Антона Аренского (9.09.1908).
Впервые Больская исполнила на русском языке партию Зиглинды в «Валькирии» (24.11.1900) и партию Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах» (20.03.1914) Рихарда Вагнера. Во время летних отпусков она гастролировала во многих городах русской провинции. Также каждый год выступала в Варшаве. Были её выступления в Париже, Лондоне (Ковент-Гарден). На протяжении многих лет брала уроки пения у Бертрами в Париже.
Певица была попечительницей в благотворительном обществе при Храме св. Екатерины в Петербурге. Часто участвовала в благотворительных концертах. В 1901 году, отвечая на вопрос императора Николая II, как он может отблагодарить её за талантливое пение, «солистка Его Величества» испросила разрешение на установку памятника Фредерику Шопену в Варшаве. Больская помогала собирать деньги на памятник, в т.ч. сборами от своих выступлений. В 1926 году памятник композитору (архитектор В. Шимановский) был установлен в парке Лазенки Варшавы.
В 1918 году контракт певицы с Мариинским театром был досрочно разорван. Эпизодически она выступала в концертных программах. С 1918 года стала итальянской подданной.
В период 1920-22 годов была профессором вокального класса в Петроградской консерватории. Затем уехала в Варшаву, где также преподавала в консерватории.
Скончалась Аделаида БОЛЬСКАЯ 29 сентября 1930 года в Таллине, похоронена в Варшаве на кладбище Старые Повонзки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #Б__
16 ноября
В 1912 году родился Александр Петрович КОРОВЯКОВ (в казачьей станице Бердская, Оренбургская губерния), русский советский художник, живописец.
Писал портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры. Его основные творческие пристрастия – письмо с натуры как основной художественный приём и ленинградский пейзаж как ведущий жанр.
* * * * *
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, он, окончив школу-семилетку, пошел работать на вагоноремонтный завод в Оренбурге.
В сентябре 1932 года Александр был направлен для учёбы в Пензенское художественное училище. По его окончании уехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. В 1937 году был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ЛИЖСА). Занимался у Б. Фогеля, Г. Павловского, С. Абугова.
В июле 1941 с последнего курса института добровольцем ушёл в Красную Армию. Участвовал в боях за Ленинград, в освобождении Прибалтики. Был ранен, демобилизовался в 1945 году в звании старшего сержанта. В сентябре этого же года Коровяков возобновил занятия в ЛИЖСА в мастерской профессора Р. Френца. Окончив его с присвоением звания художника живописи, он был направлен на работу в Пензенское художественное училище преподавателем живописи и рисунка.
Осенью 1954 года Александр Петрович вернулся в Ленинград и устроился преподавателем живописи и рисунка в Среднюю художественную школу при Академии художеств (ныне Художественный Лицей имени Б.В. Иогансона), где проработал до 1983 года, воспитав несколько поколений художников.
Коровяков много экспериментировал с техникой живописи, добиваясь эффекта объёмности, полупрозрачности и многослойности изображения. В своих работах он сочетал гладкое письмо с энергичным мазком и корпусной кладкой краски на светлых местах, добиваясь объёмности и глубины изображения.
Среди многочисленных ленинградских пейзажей, написанных художником, – «Весна в Ленинграде», «Исаакиевская площадь», «У пристани», «Стадион имени Ленина», «Зимний дворец», «У стен Петропавловской крепости», «На Невке» и другие.
В 1989-92 годах работы мастера с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Англии, Бельгии, США, Франции и других странах.
Скончался Александр Петрович КОРОВЯКОВ 12 июня 1993 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #К__
16 ноября
1673 года родился Александр Данилович МЕНШИКОВ (в Москве), русский государственный и военный деятель, граф (1702), князь (1705), ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генерал-фельдмаршал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703-1724 и 1725-1727), президент Военной коллегии. Единственный русский дворянин, получивший от русского монарха титул герцога («герцог Ижорский», 1707).
После смерти Петра I способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России (1725-1727): «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре II – генералиссимус морских и сухопутных войск.
* * * * *
О происхождении Меншикова достоверных документальных сведений не сохранилось, мнения историков на этот счёт весьма разноречивы. В 14-летнем возрасте Александр был принят Петром в денщики, он сумел быстро приобрести не только доверие, но и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. Помогал ему в создании «потешных войск» в селе Преображенском. В 1699 году получил звание корабельного подмастерья.
Александр Меншиков безотлучно находился при царе, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах, в «Великом посольстве» в Западную Европу. Со смертью Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Наделённый от природы острым умом, прекрасной памятью и большой энергией, Александр Данилович никогда не ссылался на невозможность исполнить поручение и делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, как никто другой (в то время) мог смягчать вспыльчивый характер царя.
Во время Северной войны 1700-1721 годов Меншиков командовал крупными силами пехоты и кавалерии, отличился при осаде и штурме крепостей, а также во многих сражениях.
Он стал первым генерал-губернатором Петербурга, руководил строительством города, а также Кронштадта, корабельных верфей на реках Нева и Свирь (Олонецкая верфь), Петровского и Повенецкого пушечных заводов.
Пётр I во многих военных вопросах полностью доверял интуиции и расчётливому уму своего любимца, почти все инструкции, директивы и наставления, которые царь рассылал войскам, проходили через руки Меншикова. Его быстрые и решительные действия вполне соответствовали кипучей энергии Петра.
В январе 1715 года вскрылись казенные злоупотребления Меншикова. После смерти Лефорта Пётр I сказал о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».
В 1724 году терпение Петра лопнуло: за значительные злоупотребления Меншиков, наконец, лишился своих основных должностей. Однако в январе 1725 года император допустил Меншикова к своему смертному одру, что было расценено как прощение.
Сразу после смерти Петра I Меншиков, опираясь на гвардию и виднейших государственных сановников, в январе 1725 года возвёл на престол жену покойного императора Екатерину I и стал фактическим правителем страны, сосредоточив в своих руках огромную власть и подчинив себе армию.
С воцарением Петра II (сына царевича Алексея Петровича) 6 мая 1727 года Меншиков поначалу сохранил своё влияние: 6 мая удостоен чина полного адмирала, 12 мая пожалован чином генералиссимуса, его дочь Мария была обручена с юным императором. Однако недооценив своих недоброжелателей, и по причине продолжительной болезни, утратил влияние на юного императора и вскоре был отстранён от управления государством.
В сентябре 1727 года Меншиков был арестован (по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета без суда) и указом 11-летнего мальчика-императора Петра II, отправлен в ссылку. После первой ссылки в своё имение – крепость Раненбург, был лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии.
Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути (в 1728 году в 12 верстах от Казани). В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».
Позже в Сибири началась эпидемия оспы.
Скончался Александр Данилович МЕНШИКОВ 23 ноября 1729 года в Берёзове в возрасте 56 лет. Его похоронили у алтаря построенной его руками церкви; потом река Северная Сосьва смыла эту могилу.
16 ноября
В 1766 году родился Родольф КРЕЙЦЕР (в Версале), известный мировой скрипач, педагог, композитор и дирижер. Является одним из основателей французской скрипичной школы XIX века.
Немец по происхождению, Родольф первые уроки игры на скрипке получил у своего отца, служившего органистом в королевском дворце Версаля. Впоследствии он обучался у композитора Антона Стамица.
Увлеченность музыкой, работа с талантливым педагогом дали блестящие результаты – в возрасте 13 лет он с большим успехом дебютировал в наиболее престижных «Духовных концертах» в Париже.
Крейцер быстро завоевал славу виртуоза скрипки. Его берут солистом при королевском дворе, но в 1790 году Родольф оставляет двор и переходит в парижский оркестр Итальянского театра. В этот период им были написаны пользовавшиеся популярностью оперы «Жанна д`Арк», «Вертер и Шарлотта», «Лодоиска».
С момента создания Парижской консерватории в 1795 году Крейцер становится в ней профессором и одним из ведущих преподавателей. Проявляет себя как талантливый педагог. Среди его учеников немало выдающихся виртуозов Франции во главе с Ш.Ф. Лафоном. А один из учеников Крейцера Л.Ж. Массар стал со временем его преемником в качестве профессора консерватории, воспитав таких учеников, как Венявский, Ондржичек и Крейслер. Вместе с Пьером Байо, Родольф Крейцер создает классические методы преподавания игры на скрипке.
Музыкант оставил после себя богатое творческое наследие – 19 скрипичных концертов, 40 опер, но в первую очередь Крейцер известен благодаря своей книге этюдов и каприсов, которая используется в качестве учебника и в настоящее время.
С 1802 года Родольф Крейцер личный камер-музыкант Наполеона I и служит в его инструментальной капелле. С 1815 года он дирижер Королевского оркестра Людовика XVIII и директор Музыкального института.
Выдающийся скрипач своего времени играл на скрипке, которую Антонио Страдивари создал своими руками в 1727 году.
Находясь в Вене, своей игрой он произвел сильное впечатление на Бетховена. Крейцеру посвящена так называемая Крейцерова соната Бетховена, однако он её никогда не исполнял.
За выдающиеся заслуги в развитии французской национальной музыкальной культуры Крейцера в 1824 году наградили орденом Почетного легиона.
Довольно тяжелый перелом руки заставил Родольфа Крейцера навсегда оставить исполнительскую деятельность. Последние свои годы он целиком посвятил дирижированию и композиции.
Скончался Родольф Крейцер 6 января 1831 года в Женеве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #К__
16 ноября
1839 года родился Уильям Френд Де МОРГАН (в Лондоне), выдающийся английский художник-керамист.
Особенно его прославили керамические изделия, расписанные люстрами. Секреты люстров были утрачены в середине XVII века. Среди английских художников и знатоков ходила фраза, что «секрет люстра – это своего рода философский камень керамистов».
Самостоятельное открытие люстров Уильямом Де Морганом и высокие художественные достоинства его изделий считались в художественных кругах высшим достижением английской керамики, о чем было упомянуто даже в Британской Энциклопедии.
Он был также изобретателем, химиком, писателем-романистом.
* * * * *
Его родители были передовыми людьми своего времени. Отец, известный математик Август де Моргана, был первым профессором математики в недавно основанном Университетском колледже в Лондоне. Родители всегда поддерживали сына в его желании стать художником.
Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет. Окончив Художественную школу при Королевской Академии, он сблизился в начале 1860-х годов с Уильямом Моррисом и художниками его круга. Примкнув к кружку Морриса, Уильям де Морган вскоре оставляет живопись и начинает заниматься витражами, а около 1869 года переходит к керамике.
В 1861 году У. Моррис основал фирму, в которой собрал искусных ремесленников, и привлек к работе некоторых из самых известных английских художников – Ф. Уэбба, Э. Бёрн-Джонса, Д.Г. Россетти и др. Его мастерская изготовляла мебель, набивные ткани, обои, витражи, керамику, шпалеры.
Деятельность У. Морриса положила начало широкому движению за обновление декоративного искусства во всей Европе. Сила воздействия концепций Морриса на художественную общественность Европы изменила в корне отношение к прикладному искусству, заставив задуматься над ролью бытовых вещей в формировании духовной культуры человека.
Уильям де Морган, будучи другом У. Морриса, в период 1863-1872 годов разрабатывал плитку, витражи и мебель для его компании «Morris & Co».
За свою карьеру он работал над множеством проектов, от величественных домов до яхты для русского царя, его плиткой украшены общественные помещения и коридоры нескольких лайнеров компании «P&O».
В период 1905-1907 годов Уильям де Морган прекращает свою художественную деятельность и заканчивает карьеру керамиста, последние годы жизни он занимается литературой. Им было опубликовано 7 романов, которые пользовались огромным успехом и принесли автору финансовую обеспеченность, до сих пор ускользавшую от него.
Скончался Уильям Френд Де МОРГАН 15 января 1917 года в Лондоне.
Сегодня он почти забыт как писатель, но его великолепные и уникальные керамические работы известны миру.
16 ноября
В 1964 году родилась Дайана Джин КРОЛЛ (в Нанаймо), канадская джазовая певица и пианистка, обладательница трех премий «Грэмми».
Её музыкальные корни (родители были пианистами, а бабушка – певицей) способствовали тому, что и она связала свою жизнь с музыкой.
Творческая карьера Дайаны началась с выступлений в барах, где она была исполнительницей джазовых композиций на фортепиано. В 1981 году Кролл стала победительницей на джазовом фестивале в Ванкувере, главным призом которого стала стипендия в престижном музыкальном колледже Беркли в Бостоне.
Одним из своих концертов она привлекла внимание знаменитых джазовых музыкантов Рэя Брауна и Джеффа Хэмилтона, которые убедили Дайану переехать в Лос-Анджелес для дальнейшего развития её музыкальной карьеры. Они также помогли ей получить грант от канадской организации «Arts Council», благодаря которому Кролл удалось заметно подняться на музыкальной арене.
В Лос-Анджелесе Дайана Кролл впервые попробовала себя в качестве вокалистки, что сделало её ещё более популярной. Спустя 3 года она вернулась в Канаду и, обосновавшись в Торонто, продолжила выступления в качестве пианистки и певицы.
В 1993 году Кролл выпустила свой дебютный альбом «Stepping Out», а через 2 года – альбом «Only Trust Your Heart».
Третий альбом под названием «All for You: A Dedication to the Nat King Cole Trio», записанный в 1996 году, был номинирован на премию «Грэмми», а также в течение 70-ти недель находился в джазовом чарте Billboard.
На сегодняшний день в дискографии певицы 12 альбомов. Обладательница трех премий «Грэмми» – Дайана Кролл за заслуги перед Канадой награждена Орденом Британской Колумбии и Орденом Канады, а также введена в Канадскую Аллею славы.
Её современное творчество не ограничено джазовыми рамками, она пробует себя в новых стилях, использует смелые вокальные эксперименты.
Американская музыкальная пресса не раз награждала Дайану Кролл титулом новой Эллы Фицджеральд, подчеркивая удивительный талант и широкую популярность артистки.
В качестве пианистки, аранжировщика и музыкального руководителя она приняла участие в записи джазового альбома Пола Маккартни «Kisses on the Bottom» 2012 года, а также в концерте Маккартни «Live Kisses».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #К__
16 ноября
В 1717 году родился Жан Лерон Д’АЛАМБЕР (в Париже), французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук, Французской Академии, Петербургской и других академий.
В 1751-57 годах вместе с Дени Дидро был редактором знаменитой «Энциклопедии».
Д’Аламберу принадлежат важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений 1-го и 2-го порядков.
Он дал первое доказательство основной теоремы алгебры (теорема Д’Аламбера–Гаусса).
Внёс выдающийся вклад в небесную механику: обосновал теорию возмущения планет; указал, как строить математическую модель движения несвободных систем (принцип Д’Аламбера).
Опираясь на систему Ф. Бэкона, он классифицировал науки, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
Также Д’Аламберу принадлежат работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики: трактат «О свободе музыки», в котором подведены итоги так называемой «войны буффонов» – борьбы вокруг вопросов оперного искусства и др.
* * * * *
Он был незаконным сыном маркизы де Тансен от артиллерийского офицера Детуша. Вскоре после рождения младенец был подкинут матерью на ступени парижской «Круглой церкви Св. Иоанна». Воспитывался Жан в усыновившей его семье стекольщика Руссо.
Отец вернувшись во Францию, привязался к сыну, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил его образование, хотя официально признать не решился. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.
Получив в 1735 году степень магистра искусств, он занялся правом. Через 3 года окончил юридический факультет, затем в течение нескольких месяцев посещал занятия на медицинском факультете, но разочаровался в медицине, как прежде в теологии и юриспруденции. И, наконец, он нашел свое призвание – математику.
Представив в Академию наук работу по гидромеханике, Д’Аламбер в 1741 году был избран членом Академии, а в 1754 году стал ее непременным секретарем. Известность ему принес «Трактат по динамике» (1743), в котором был описан метод сведения динамики твердых тел к статике («принцип Д’Аламбера»). В 1746 году в работе «Исследования по интегральному исчислению» он дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы алгебры о существовании корней алгебраического уравнения; решением этой задачи многие годы занимался Гаусс.
В статье по теории поперечных колебаний струн (1747) опубликовал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных. Он также получил важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, ввел понятие предела; в теории рядов ввел достаточный признак сходимости, носящий его имя; размышлял о теории вероятностей («парадокс Д’Аламбера»).
Вместе с Д. Дидро работал над созданием знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1772, 28 томов). Написал к ней вводную главу – «Очерк происхождения и развития наук», в которой дал классификацию различных областей знания, проследил их возникновение и взаимосвязь.
С 1765 года Д’Аламбер стал регулярно получать стипендию Академии наук. Его доходы пополнялись авторскими гонорарами, пенсионами от Людовика XV и Фридриха II, а также унаследованной от отца пожизненной рентой и ежегодной рентой, выплачиваемой ему хозяйкой известного парижского салона мадам Жоффрен.
Примерно в это же время Д’Аламбер, заботясь о своей независимости, отклонил два чрезвычайно заманчивых предложения. Одно исходило от Фридриха II, с которым он познакомился в 1755 году, хотя его научные труды получили признание в Пруссии еще раньше: в 1746 году «Размышления об общей причине ветров» были удостоены премии Берлинской Академии наук и изящной словесности. С 1752 года Фридрих II неоднократно пытался пригласить Д’Аламбера в Пруссию в качестве президента этой Академии, но тот регулярно отказывался. В результате с 1760 года между ними завязалась знаменитая переписка, продолжавшаяся до смерти ученого. Д’Аламбер был весьма высокого мнения о прусском монархе, восхвалял его в своих сочинениях, а в 1763 году гостил у него при дворе.
Также Д’Аламбер вёл переписку и с императрицей Екатериной II. В середине 1760-х годов он был приглашён ею в Россию в качестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял. В 1764 году ученый был избран иностранным почётным членом Петербургской АН.
В 1772 году его избрали непременным секретарём Французской Академии.
Скончался Жан Лерон Д’Аламбер 29 октября 1783 года в Париже. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.
* * * * *
Цитаты принадлежащие Д’Аламберу:
· Работайте, работайте – а понимание придёт потом.
· Я не могу считать законным трату своих избытков, пока другие люди лишены необходимого…
· Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #Д__